Раннему нравственно-эстетическому воспитанию как процессу формирования нравственно зрелой и гармонично развитой личности уделяется все более пристальное внимание в современной педагогике и психологии. С точки зрения современной концепции непрерывного образования дошкольное детство становится периодом активного строительства нравственного и эстетического фундамента личности как внутри семьи, так и за ее социальными границами за счет привлечения потенциала учреждений сферы образования и культуры. Анализ накопленного отечественной и зарубежной философской и педагогической мыслью педагогического опыта позволяет сделать вывод о глубокой, многосторонней разработанности данной темы.
Проблематика нравственно-эстетического формирования личности занимает важное место в античной философии (Аристотель, Конфуций, Платон, Эпикур и др.). Философы Нового времени (Вольтер, Гегель, Декарт, Кант и др.) уделяли в своих трактатах внимание вопросам нравственности и эстетизма. Психолого-педагогические аспекты формирования нравственности, эстетизации восприятия окружающего мира природы и мира искусства находили отражение в философских и эстетических трудах мыслителей XIX в. (Ф. Ницше, Л. Фейербах, А. Шопенгауэр и др.). Глубокая разработка проблемы велась классиками отечественной психолого-педагогической и общественной мысли (В. Г. Белинским, Н. А. Добролюбовым, Л. Н. Толстым, Н. Г. Чернышевским и др.), продолжалась учеными советской педагогической школы (Л. С. Выготским, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинским и др.).
В современной педагогической науке подходы к нравственно-эстетическому воспитанию на базе дошкольного учреждения проработаны достаточно глубоко. Периоду дошкольного детства посвящены труды современных теоретиков и практиков педагогической науки (О. В. Дыбиной [4, с. 12–15], М. Б. Зацепиной, Т. С. Комаровой [8, с. 61–69], С. Л. Новикова, Е. А. Пелих, А. Г. Гогоберидзе, А. А. Мелик-Пашаева и др.).
Реформа отечественной библиотечной системы начала 2000-х гг. XXI в., которая сместила приоритет библиотеки от пункта книгохранения, учета и выдачи к многофункциональному культурно-просветительскому центру, понизив при этом возрастной порог пользователя услуг, вызвала необходимость более детальной проработки форм и методов библиотечной работы с дошкольниками в сфере нравственно-эстетического воспитания. Практико-ориентированные исследования современных ученых и библиотекарей-практиков (М. Я. Дворкиной [3], С. Г. Матлиной, Н. Г. Малаховой [10, с. 117–121], Н. А. Потмальниковой, Н. П. Мирошиной, Е. М. Кузьмичевой др.) создали прочный научно-методический базис для системной работы с дошкольниками как в библиотечном пространстве, так и для внестационарной работы сети публичных библиотек (детских библиотек и детских отделов публичных библиотек).
Вместе с тем недостаточно проработанным остается вопрос взаимодействия публичных библиотек и образовательных учреждений дошкольного звена в сфере нравственно-эстетического воспитания дошкольников. Отдельные аспекты системы взаимодействия «дошкольное отделение – детская библиотека» отражены в работах Г. Е. Жуковой, Т. Н. Труновой, Л. И. Орловой, Л. В. Василюк, В. К. Клюева, И. В. Харьковой и др.
Опираясь на данные исследования, накопленный за последние десятилетия опыт работы в условиях Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [12] и Федерального закона от 29.12.1994 № 780 ФЗ «О библиотечном деле» [13], можно выделить следующие негативные факторы, создающие помехи процессу интеграции потенциала учреждений образования (дошкольной ступени) и культуры (детских городских и сельских библиотек, детских отделов публичных библиотек):
- недостаточная взаимоинформированность о методическом, педагогическом, информационном, кадровом и материально-техническом потенциале;
- отсутствие типовых документов, регламентирующих межведомственное сотрудничество (соглашений, договоров о сотрудничестве, планов совместной работы и др.);
- недостаточность стимулирующих сотрудничество внешних (поощрение органов законодательной и исполнительной власти, местного самооуправления) и внутренних факторов (поощрение сотрудников, ведущих внестационарную работу, расширяющих социокультурные связи учреждения);
- недостаток консолидирующих мероприятий по обмену опытом (профильных семинаров, межведомственных совещаний, круглых столов, конференций).
Опираясь на современные исследования Н. Е. Веракса и А. Н. Веракса [1, с. 43–49], М. Б. Зацепиной [7], Г. П. Новиковой, Г. Е. Жуковой [5, с. 59], И. Н. Куланиной [9], а также имеющиеся успешные практические примеры межведомственного взаимодействия в работе с дошкольной аудиторией, можно выявить следующие позитивные факторы подобной межведомственной коллаборации:
- взаимообогащение методической копилки учреждений новыми формами и приемами работы;
- расширение пространства знаний за счет привлечения новых методических и справочных ресурсов;
- мотивация сотрудников и учреждения в целом к переходу на инновационные формы работы;
- расширение социокультурных связей учреждений и информационно-просветительского сегмента в СМИ;
- большая мотивированность и вовлеченность дошкольников в творческую и проектную деятельность, интенсификация познавательной активности, расширение кругозора;
- большая вовлеченность членов семей дошкольников в сотворчество в процессе нравственно-эстетического воспитания;
- раннее приобщение детей к литературному материалу, богатству и разнообразию мировой культуры;
- интереса дошкольников к образовательной, воспитательной и досуговой активности за счет смены пространства и обстановки;
- повышение мотивации к творческой и познавательной активности за счет демонстрации творческих достижений на сторонних площадках, поощрений.
Таким образом, была сформирована гипотеза исследования, согласно которой процесс нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста будет эффективнее в условиях взаимодействия учреждений образования и культуры [6].
В целях практического подтверждения гипотезы исследования на практике был реализован межведомственный проект для дошкольников – конкурс детского творчества «Земля Калевалы» [2, с. 46]. Целью проекта стало знакомство дошкольной аудитории с самобытной материальной и духовной культурой, традициями Карелии, наследием карело-финского эпоса «Калевала» в адаптированном для данной возрастной категории варианте. В качестве основных задач реализации проекта, направленных на достижение поставленной цели, были выделены:
- создание информативной и удобной для участников интернет-платформы конкурса [11];
- формирование единого образовательного пространства для максимально эффективного использования потенциала учреждений образования и культуры, задействованных в проекте;
- апробация на основе реализации проекта разработанной модели межведомственного взаимодействия;
- практическое подтверждение выдвинутой теоретической гипотезы исследования.
Механизм реализации проекта подразумевает:
- использование на площадках внедрения заранее подготовленных типовых методических комплектов (положение о конкурсе, методические рекомендации, календарно-тематический план, наглядные и мультимедийные материалы для демонстрации участникам, типовой план занятия);
- творческий процесс создания на основе услышанного и осознанного материала конкурсной работы ребенком под контролем воспитателя / библиотекаря;
- загрузка воспитателем / библиотекарем созданных творческих работ на интернет-платформу конкурса с заполнением анкетных данных и получением электронного сертификата участников;
- работа профессионального жюри конкурса по выявлению финалистов и лауреатов с последующей публикацией итогов конкурса и рассылкой дипломов установленного образца;
- проведение очных мероприятий по итогам конкурса с участием детей и родителей на площадках внедрения (итоговая выставка, концерт, награждение активных участников, финалистов и лауреатов).
Реализация проекта осуществлялась с 2006 г. на базе учреждений образования, с 2018 г. в рамках настоящего исследования, реализация проекта осуществлялась в рамках разработанной модели межведомственного взаимодействия учреждений образования и культуры. Предложенная модель представлена на рисунке. Площадками внедрения проекта стали учреждения образования и культуры Москвы и Петрозаводска.
Рис. 1. Модель взаимодействия учреждений образования дошкольной ступени
и детских библиотек (детских отделов публичных библиотек)
в нравственно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста
Fig. 1. Model of interaction between preschool educational institutions
and children libraries (children departments of public libraries)
in the moral and aesthetic education of preschool children
Внедрение теоретической основы проекта в практику работу учреждений осуществлялось посредствам проведения научно-практических семинаров для сотрудников площадок внедрения проекта с демонстрацией модели реализации проекта, пояснениями методических механизмов его реализации, разработкой и рассылкой в учреждения календарно-тематического плана реализации проекта, методических и справочных материалов, анкетных форм.
Данные по площадкам внедрения представлены в таблице 1.
Таблица 1
Площадки внедрения проекта
Table 1
Project implementation sites
Организации участники проекта | |
Учреждение образования | Учреждение культуры |
г. Москва (количество участников-дошкольников: 113 чел.) | |
дошкольное отделение ГБОУ «Школа № 2101» | детская библиотека № 207 им. В. В. Бианки ГБУК г. Москвы «ЦБС ЗАО» |
г. Петрозаводск (количество участников-дошкольников: 57 чел.) | |
МДОУ «Детский сад № 12» | детская городская библиотека им. В. М. Данилова МБУК «ЦБС г. Петрозаводска» |
Между организациями – участниками проекта были подписаны типовые договоры о сотрудничестве, составлен и утвержден годовой план реализации проекта. В ходе проведения совместного круглого стола были определены цель и задачи проекта, этапы его реализации, формы участия в реализации проекта организаций. Распределение функциональных обязательств соорганизаторов проекта представлено в таблице 2.
Реализация проекта была рассчитана на годичный замкнутый цикл и осуществлялась поэтапно:
- 1-й этап (констатирующий): изучение интересов дошкольной аудитории, тематического пространства проекта, определение площадок реализации проекта (учреждений образования и учреждений культуры г. Москвы и г. Петрозаводска), проведение анкетирования родителей дошкольников, организация совместного круглого стола с участием сотрудников учреждений – организаторов проекта;
- 2-й этап (подготовительный): анализ данных анкетирования, составление концепции проекта, положения конкурсной программы, разработка и запуск тематической интернет-платформы конкурса, распределение обязанностей между организаторами проекта;
- 3-й этап (конкурсный): информирование потенциальных участников о старте конкурсной программы, проведение тематических встреч в библиотеке, знакомство с книжно-иллюстративной выставкой, мультимедийной презентацией, творческая работа в группах, в семьях;
- 4-й этап (итоговый): завершение приема конкурсных работ, формирование итоговой выставки, проведение итогового мероприятия, награждение участников и лауреатов конкурса, публикация результатов в средствах массовой информации;
- 5-й этап (рефлексивный): проведение повторного анкетирования родителей, сопоставительный анализ входных и выходных результатов, проведение итогового круглого стола с обсуждением достигнутых результатов, с последующей их публикаций в научных и методических изданиях.
Таблица 2
Формы участия в реализации проекта
Table 2
Forms of participation in the project implementation
Распределение функций по реализации проекта | |
Учреждение образования | Учреждение культуры |
|
|
Совместно | |
|
Итоговое анкетирование родителей дошкольников позволило получить данные о позитивных изменениях по всем контрольным критериям уровня нравственно-эстетического воспитания, задействованным в эксперименте: активность в творческой деятельности, заинтересованность, понимание тематики проекта, желание обсудить услышанное и осознанное с родителями и воспитателями. Полученные данные анкетирования (по итогам обработки 130 анкет) представлены в таблице 3.
Таблица 3
Итоговая таблица сравнительных данных по контрольной
и экспериментальной группам до и после проведения эксперимента (в %)
Table 3
Final table of comparative data for the control
and experimental groups before and after the experiment, %
Критерии эффективности нравственно-эстетического воспитания |
Уровень |
До проведения
эксперимента |
После проведения эксперимента | ||
эксперимент. группа | контрольн.
группа |
эксперимент. группа | контрольн.
группа |
||
Активность в творческой деятельности | низкий | 16,2 | 16,1 | 7,7 | 11,3 |
средний | 68,7 | 69,1 | 50,4 | 69,9 | |
высокий | 15,1 | 14,8 | 41,9 | 18,8 | |
Заинтересованность | низкий | 43,6 | 43,4 | 9,7 | 39,5 |
средний | 53,3 | 53,6 | 69,1 | 54,7 | |
высокий | 3,1 | 3,0 | 21,2 | 5,8 | |
Понимание тематики проекта | низкий | 36,7 | 35,9 | 12,7 | 29,1 |
средний | 53,7 | 54,4 | 12,6 | 52,0 | |
высокий | 9,6 | 9,7 | 74,7 | 18,9 | |
Желание обсудить тему и содержание проекта |
низкий | 25,2 | 26,0 | 4,9 | 21,1 |
средний | 70,2 | 69,7 | 64,8 | 73,8 | |
высокий | 4,6 | 4,3 | 30,3 | 5,1 | |
Эмоциональная развитость | низкий | 68,6 | 68,9 | 5,1 | 58,8 |
средний | 25,2 | 24,8 | 66,4 | 31,8 | |
высокий | 6,2 | 6,3 | 28,5 | 9,4 | |
Устойчивость нравственных принципов | низкий | 26,2 | 26,6 | 7,4 | 23,1 |
средний | 69,2 | 68,7 | 51,3 | 71,0 | |
высокий | 4,6 | 4,7 | 41,3 | 5,9 | |
Художественно-образное восприятие | низкий | 43,6 | 43,4 | 9,7 | 39,5 |
средний | 53,6 | 53,3 | 69,1 | 54,7 | |
высокий | 3,0 | 3,1 | 21,2 | 5,8 |
Реализация проекта на площадках внедрения, позитивные количественные и качественные показатели, подтверждающие гипотезу исследования, позволили сформировать оптимальную модель взаимодействия учреждений образования дошкольной ступени и детских библиотек (детских отделов публичных библиотек) в нравственно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. На основе реализации проекта была подтверждена практическая эффективность предложенной модели межведомственного взаимодействия по реализации нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Таким образом, на основе проведенной опытно-экспериментальной работы на площадках внедрения проекта обоснована выдвинутая гипотеза о повышении эффективности нравственно-эстетического воспитания детей-дошкольников в условиях взаимодействия учреждений образования и культуры. Выведенная модель оптимального межведомственного взаимодействия может быть использована в практике работы с дошкольниками на базе учреждений образования и учреждений библиотечного типа. Приведенный опыт реализации межведомственного проекта «Земля Калевалы» будет полезен в методическом и педагогическом плане работникам детских публичных библиотек и учреждений образования дошкольной ступени (воспитателям, музыкальным руководителям).
Список литературы