Байбородова, Л. В. РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ» / Л. В. Байбородова, Д. А. Зеленова, О. В. Пополитова // Непрерывное образование: XXI век. – 2020. – Вып. 2 (30). − DOI: 10.15393/j5.art.2020.5695


Выпуск № 2 (30)

Научные события

pdf-версия статьи

УДК 373

РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»

Байбородова Людмила Васильевна
доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогических технологий
Ярославский государственный педагогический университет
(Ярославль, Российская Федерация)
lvbai@mail.ru
Зеленова Дарья Андреевна
ассистент кафедры педагогических технологий
Ярославский государственный педагогический университет
(Ярославль, Российская Федерация)
pedtechno@mail.ru
Пополитова Ольга Витальевна
кандидат педагогических наук, доцент Центра образовательного менеджмента
Институт развития образования
(Ярославль, Российская Федерация)
popolitova@rambler.ru
Ключевые слова:
научно-практическая конференция
сельские образовательные организации
национальный проект «Образование».
Аннотация: статья презентует актуальные направления развития образования в сельской местности России в формате обзора содержания Всероссийской научно-практической конференции «Развитие сельских образовательных организаций в условиях реализации национального проекта “Образование”», состоявшейся в марте 2020 г. Кратко изложены ведущие идеи и положения основных докладов пленарного заседания, выступлений на семи секциях и мастер-классах, проведенных в рамках масштабного научно-практического мероприятия. Обзорно представлены злободневные проблемы: воспитания и обучения сельских школьников, обусловленные особенностями развития современного поколения детей, спецификой условий образования на селе, ресурсами сельского социума; профессионального развития педагогов и научно-методического сопровождения подготовки педагогических кадров для села; совершенствования содержания образования, поиска новых педагогических средств, использования цифровых технологий, обеспечения условий для удовлетворения запросов сельских детей и их родителей на качественное образование. Зафиксированы предложения участников конференции для успешной реализации национального проекта «Образование» в условиях сельской школы. Проанализированы особенности научно-практического мероприятия, реализованного в современном дистанционном формате. Выявлены преимущества и положительные стороны проведения конференции в режиме онлайн, а также трудности, в основном технического характера. Отмечена эффективность состоявшегося события в расширении и развитии взаимодействия субъектов разных организаций и регионов, профессионального развития педагогов и инновационной деятельности сельских образовательных организаций.
Статья поступила: 24.04.2020; Принята к публикации: 15.05.2020; Размещена в сети: 26.06.2020.

DEVELOPMENT OF RURAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN THE CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL PROJECT «EDUCATION»

BAYBORODOVA Ludmila V.
doctor of Pedagogical Sciences, professor, head of the Department of pedagogical technologies
Yaroslavl State Pedagogical University
(Yaroslavl, Russian Federation)
lvbai@mail.ru
ZELENOVA Daria A.
assistant in the Department of pedagogical technologies
Yaroslavl State Pedagogical University
(Yaroslavl, Russian Federation)
pedtechno@mail.ru
POPOLITOVA Olga V.
PhD in Pedagogical Sciences, associate professor of the center of educational management
Institute of Educational Development
(Yaroslavl, Russian Federation)
popolitova@rambler.ru
Keywords:
scientific and practical conference
rural educational organizations
national project «Education».
Abstract: the article presents current trends in the development of education in rural areas of Russia in the format of a review of the content of the all-Russian scientific and practical conference «Development of rural educational organizations in the context of the National project “Education”», held in March 2020. The main ideas and provisions of the main reports of the plenary session, presentations at seven sections and master classes held as part of a large-scale scientific and practical event are summarized. Topical issues are reviewed: education and training of rural schoolchildren, due to the features of the modern generation of children, the specifics of educational conditions in rural areas, the resources of rural society; professional development of teachers and scientific and methodological support of training of teachers for rural areas; improving the content of education, searching for new pedagogical tools, using digital technologies, and providing conditions to meet the needs of rural children and their parents for quality education. The proposals of the conference participants for the successful implementation of The national project «Education» in rural schools were recorded. The features of the scientific and practical event implemented in a modern remote format are analyzed. The advantages and positive aspects of conducting the conference online, as well as difficulties, mainly of a technical nature, were identified. The potential of the event in the expansion and development of interaction between subjects of different organizations and regions, professional development of teachers and innovative activities of rural educational organizations was noted.
Paper submitted on: 24.04.2020; Accepted on: 15.05.2020; Published online on: 26.06.2020.

В современной сельской среде наблюдаются существенные трансформации всех направлений жизнедеятельности и отмечаются устойчивые тенденции, существенно влияющие на состояние жизни населения, что обусловлено социально-экономическими изменениями. Для того чтобы улучшить ситуацию на селе, необходимо не только вложение ресурсов в развитие экономической и социальной сферы села, но и формирование современной образовательно-культурной среды. Эти процессы неразрывно связаны между собой, и нарушение баланса повлечет значительные экономические потери (неэффективность вложения средств), а также утрату уникального культурного наследия, человеческого капитала и многие другие негативные явления [1; 3].

Государственные программы, направленные на развитие сельских территорий, в основном предусматривают набор мероприятий по развитию инфраструктуры села и мер социальной поддержки сельских жителей. В то же время при значительном вложении денежных средств консолидированных бюджетов в социальную инфраструктуру деструктивные процессы на селе продолжают сохраняться. Одна из главных причин этого, по нашему мнению, заключается в том, что при разработке стратегии развития сельских территорий практически не учитывается влияние образовательной среды, уже сформированной ранее в той ли иной территории, и факторов, воздействующих на ее состояние в настоящем и определяющих изменения данной среды в будущем [1].

Фактор «образование» играет системообразующую роль как механизм организации взаимодействия человека с миром и в настоящее время оказывает все большее влияние на развитие сельской территории. Результаты исследований подтверждают, что образовательные организации могут многое сделать для решения экономических проблем села, выполняют определяющую роль в культурном и социальном развитии населения. Сельская школа всегда выполняла и выполняет в России особую роль – это центр социально-культурной жизни, чаще всего она работает на всех жителей села [1].

При этом необходимо учитывать, что условия проживания, социальная и экономическая ситуация в разных сельских территориях России сильно различаются. В Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 г. рассматривается идея дифференцированного подхода к сельским территориям. Возникает необходимость изучения состояния образовательной среды каждого из типов сельских территорий и механизмов влияния этой среды на развитие села, установление общих закономерностей влияния образовательной среды на опережающее развитие сельских поселений.

В национальном проекте «Образование» определены основные направления преобразовательной деятельности всех структур и организаций. Многое предусмотрено и уже активно реализуется на федеральном и региональном уровнях. Учеными и практиками разрабатываются новые научно-методические идеи, разрабатываются конкретные решения актуальных образовательных проблем. Безусловно, специфика влияния социально-экономических факторов на селе, особенности организации образовательного процесса в сельской школах должны учитываться в процессе реализации национального проекта «Образование». В этой связи особенно важно специалистам обмениваться идеями, научно-методическими материалами и разработками. Эффективной и востребованной формой обмена опытом, результатами научно-исследовательской работы, инновационной  и практической деятельности педагогов сельских образовательных организаций  является научно-практическая конференция [2; 4].

С 1995 г. ежегодно Ярославским государственным педагогическим университетом им. К. Д. Ушинского и Ярославским областным институтом развития образования проводится конференция по проблемам развития образования на селе. С 2018 г. в число организаторов научно-практических мероприятий входят Научный центр Российской академии образования, созданный на базе ЯГПУ, и Ярославская региональная общественная организация «Лидеры сельских школ». В прошлом году впервые в Ярославле прошла Международная конференция, в которой приняли участие ученые и практики Казахстана, Белоруссии, Киргизии, представители многих регионов России.

26–27 марта 2020 г. в Ярославле состоялась 25-я юбилейная Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие сельских образовательных организаций в условиях реализации национального проекта “Образование”». В связи с эпидемией коронавируса традиционная конференция впервые проходила в дистанционном формате.

Теоретическими наработками и опытом на научно-практическом форуме поделились педагоги различных образовательных организаций – школы, детские сады, организации дополнительного образования для детей, институты развития образования, вузы, организации среднего профессионального образования, центры помощи детям. География участников конференции достаточно широкая: представители Москвы, Архангельской, Вологодской, Ивановской, Кировской, Тверской, Томской, Тульской, Омской, Нижегородской, Новгородской, Ярославской областей, республик Башкортостан, Карелия и Удмуртия, Пермского и Красноярского краев.

Цель конференции: на основе анализа имеющегося опыта научно-исследовательской и инновационной деятельности образовательных организаций выявить передовые идеи и практики реализации национального проекта «Образование» в условиях сельских территорий, определить проблемы, для решения которых объединить дальнейшие усилия ученых, методистов, педагогов и других специалистов.

Содержание конференции включало обсуждение проблем, с которыми сталкиваются сегодня ученые, педагоги, общественные деятели,  определение путей развития образования на селе в контексте реализации национального проекта «Образование». Конференция включала в себя традиционно пленарное заседание, секции, мастер-классы, круглые столы.

Пленарное заседание открыла Светлана Викторовна Астафьева, первый заместитель директора департамента образования Ярославской области, которая представила конкретные достижения региона в реализации национального проекта «Образование», обозначила особенности и трудности, с которыми сталкиваются сельские образовательные организации, осуществляя идеи проекта. Главное, что стало ориентиром для дальнейшего обсуждения, – это перспективы развития образования в сельских школах с учетом национального проекта «Образование». Участие в конференции первых лиц руководства региональной системой образования – традиция, укрепляющая единство позиций теории, практики и управления образованием в общем движении в поддержку развития образования на селе.

Сотрудничество педагогической науки и практики подтвердило и выступление Михаила Вадимовича Груздева, ректора Ярославского государственного педагогического университета, доктора педагогических наук, по теме «Новые дидактические решения в системе общего образования». Его многолетний опыт работы в качестве заместителя директора и директора департамента образования Ярославской области, хорошо знающего реальную практику, позволил обосновать очень убедительно и остро проблемы современного учителя и ребенка, требующие серьезных преобразований в профессиональной подготовке педагогов. Его дидактические взгляды и предложения связаны с новыми подходами к обучению, переосмыслением классических положений педагогики, использованием новых технологий обучения, изменением способов взаимодействия с учеником.

Говоря о перспективах образования, невозможно не обратиться к главной проблеме, без обсуждения которой сегодня теряет смысл любая встреча, связанная с развитием образования: современный ребенок – какой он? Свой взгляд на этот вопрос представила Нина Васильевна Тамарская, профессор кафедры социальной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук, профессор. Она обозначила основные особенности современных детей и наглядно продемонстрировала, чем обусловлены эти особенности. Опираясь на отечественные и зарубежные исследования, Нина Васильевна отметила, что цифровое поколение существенно отличается от предыдущих поколений и имеет характерные для него когнитивно-психологические и социально-педагогические особенности. Все предыдущие поколения являются «цифровыми иммигрантами», а «коренными жителями» цифрового мира, по мнению ряда ученых, могут быть признаны представители поколения Z.

Продолжением ее доклада, подробно изложенного в презентации, является выступление Людмилы Васильевны Байбородовой, заведующей кафедрой педагогических технологий Ярославского педагогического университета имени К. Д. Ушинского, доктора педагогических наук, профессора, руководителя межрегиональной научной лаборатории «Педагогика сельской школы». Тема выступления − «Современные педагогические средства воспитания школьников». Опираясь на материалы доклада Н. В. Тамарской, Людмила Васильевна дала общую характеристику современных педагогических средств и предложила субъектно-ориентированную технологию, которая обеспечивает партнерские отношения участников образовательного процесса, формирование субъектной позиции ребенка и его самореализацию в образовательном процессе.

Современные педагогические средства могут быть эффективными, если они имеют ценностно-смысловое содержание. Это в своем выступлении «Смысложизненные ориентации как фактор саморазвития сельского школьника» подчеркнул Михаил Иосифович Рожков, научный консультант Института педагогики и психологии ЯГПУ, доктор педагогических наук, профессор.

Сегодня педагогов, каждую семью особенно волнует профессиональное самоопределение сельских детей. Этой проблеме было посвящено выступление Юрия Павловича Поваренкова, профессора кафедры общей и социальной психологии ЯГПУ, доктора психологических наук, который на основе данных исследования охарактеризовал психологическую готовность сельских школьников к профессиональному самоуправлению, выявил их типичные трудности.

Одна из главных проблем, обсуждаемых на конференции, в частности на пленарном заседании, – подготовка и сопровождение сельских педагогов. Ангелина Викторовна Золотарева, ректор института развития образования Ярославской области в своем выступлении «Совершенствование системы методического сопровождения педагогов, школьных и муниципальных команд: ресурс повышения качества образования в школах с низкими образовательными результатами» отметила, что в регионе уделяется особое внимание решению актуальных вопросов педагогики сельской школы. В центре внимания коллектива ИРО улучшение социокультурной образовательной ситуации в сельских территориях, формирование пространства партнерства и сотрудничества, новые дидактические решения для обучения и воспитания сельских школьников, использование интерактивных сервисов в сельской школе, профессиональное развитие сельского педагога, реализация программы «Земский учитель», совершенствование системы методического сопровождения педагогов, школьных и муниципальных команд. Несмотря на то что сельская школа является частью региональной системы образования и реализует единые образовательные стандарты, обучение и воспитание в ней требуют учета особых условий сельского социума.

Тему поддержки педагогических кадров продолжила Зинаида Борисовна Ефлова, доцент кафедры теории и методики начального образования Петрозаводского госуниверситета, исполнительный директор Ассоциации сельских школ Республики Карелия, кандидат педагогических наук. В ее фундаментальном и перспективном выступлении рассмотрены концептуальные основы непрерывного образования сельского педагога, обоснованы современные подходы к подготовке педагогических кадров для села.

Особую ценность для осмысления современных процессов в образовании представляет выступление профессоров кафедры начального дошкольного образования и социального управления Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, докторов педагогических наук Розы Моисеевны Шерайзиной и Марины Викторовны Александровой на тему: «Школа – социобразующий фактор развития села». Докладчики обратились к историческому опыту известных сельских школ, идеи которых и сегодня являются актуальными.

Сельским образовательным организациям необходима научная поддержка. Это подтвердили выступающие на пленарном заседании, в том числе Ольга Витальевна Коршунова, профессор кафедры педагогики Вятского государственного университета, доктор педагогических наук. Она представила проектные основы и эмпирические характеристики межрегионального исследовательского проекта «Психологическая комфортность образования в современной сельской школе», который реализуется на базе межрегиональной научной лаборатории «Педагогика сельской школы» Научного центра Российской академии образования, созданного на базе ЯГПУ. В эмпирическом исследовании приняли участие более трех тысяч респондентов из десяти регионов России. В настоящее время ведется обработка данных исследования, которые планируется представить на научном симпозиуме и в ряде публикаций.

Традиционно обсуждение конкретных содержательных и организационных проблем было организовано на секциях, на этот раз в виде онлайн выступлений и дискуссий.

Участники секции «Сельская школа – пространство модернизации содержания образования» рассмотрели концептуальные идеи совершенствования содержания образования на основе аксиологического подхода, повышения качества обучения по ряду учебных дисциплин  (русскому языку, истории, математике, иностранному языку); обратились к проблемам здоровьесберегающего образования, организации образовательного процесса по курсу «финансовая грамотность», ценностно-смысловому самоопределению сельских старшеклассников, реализации воспитательного потенциала народного прикладного творчества в сельской школе. Интерес вызвали сообщения о школьной журналистике как средстве реализации ФГОС, формировании исторических компетенций через визуальное представление исторического материала по внешней и внутренней политике ХХ в., содержании деятельности педагога по выявлению причин снижения образовательных результатов обучающихся, формировании языкового сознания обучающихся в процессе исследовательской деятельности по иностранному языку. Большое внимание было уделено возможностям дополнительного образования сельских школьников, конкретным программам его реализации.

На секции «Современные образовательные технологии» обсуждался опыт использования различных технологий, которые подтвердили свою эффективность в условиях сельской школы. Прежде всего, это технологии обучения в разновозрастной группе, которые получили широкое распространение в сельских малочисленных школах. Вызвали интерес технология «перевернутый класс», которая используется на уроках русского языка и литературы, использование КВЕСТ-технологии в начальной школе, творческой мастерской, технологии развития критического мышления через обучение чтению и письму. Особое внимание было уделено технологии проектной деятельности, которая активно используется во многих сельских школах с привлечением ресурсов социума. На секции также рассматривались технологии и методики, которые применяются при изучении различных дисциплин (немецкого языка, литературного чтения, литературы, русского языка) и решении конкретных образовательных задач: организации процесса адаптации первоклассников в малочисленной сельской школе, формировании коммуникативных навыков у неговорящих детей младшего возраста, обучении леворуких детей, интеграции содержания общего и дополнительного образования и др.

Секция «Сельская  школа – пространство равных возможностей для каждого ребенка» была посвящена обсуждению механизмов обеспечения качественного образования и развития детей с различными образовательными потребностями, использованию ресурсов школьного музея в образовательном процессе, современным подходам к организации музейной деятельности сельских школьников. Вызвали интерес у участников конференции вопросы индивидуализации образования в условиях сетевого взаимодействия организаций, развитие коммуникативных компетенций детей через школьную службу медиации, выявления и поддержки способностей и талантов обучающихся в процессе организации внеурочной деятельности, спортивной работы на уроках физической культуры и во внеурочное время, профессионального самоопределения школьников.

Большое количество участников привлекла секция «Сельская школа –пространство партнерства и сотрудничества». Содержательные доклады на секции продемонстрировали современное положение сельской образовательной организации, которая с помощью различных механизмов партнерства и сотрудничества не просто расширяет круг вовлечения субъектов в образовательный процесс школы, но и задает основы развития социокультурной жизни на сельской территории и в условиях городского пространства. Были представлены интересные модели родительского образования, организатором которого является школа, предложены формы взаимодействия семьи и школы в рамках направлений «Школа любящих родителей», «Школа семейного уклада», «Школа мастерства», в результате целенаправленной работы которых удалось охватить психолого-педагогическим образованием, активизировать участие родителей в различных мероприятиях, сформировать у них субъектную позицию.

Участники секции отметили, что в рамках реализации задач ФГОС ОО НП «Образование» перед сельской школой встают вопросы организации дополнительного образования детей, профессиональной ориентации, социального воспитания. Сельские школы включаются в процесс реализации образовательных программ в сетевой форме. Таким образом, успешно реализуются дополнительные общеобразовательные программы, программы элективных курсов и внеурочной деятельности. Партнерами села выступают вузы, организации среднего профессионального образования, предприятия агропромышленного комплекса. Было отмечено, что социальные эффекты от такого сетевого взаимодействия имеются для всех субъектов реализуемого проекта.

Участие детей в жизни сельского социума, оказание помощи тем, кто в ней нуждается, – явление в жизни сельской школы неновое. В рамках развития российского волонтерского движения это направление рассматривается школами как эффективное средство социализации подрастающего поколения.

Безусловно, актуальным для сельской школы является вопрос психолого-педагогического сопровождения обучающегося в рамках образовательной деятельности. Было отмечено, что эти задачи школы решают в условиях отсутствия профессиональных психологов. О возможностях, которые открывает в данном направлении участие в проекте благотворительного фонда Сбербанка России «Вклад в будущее», «Реализация комплексной программы развития личностного потенциала», рассказывали представители школ Ярославского региона.

Еще один острый вопрос – развитие ребенка с особыми образовательными потребностями. Часто сельская школа остается один на один с данной проблемой. Как найти выход? Кто может стать партнером? Эти вопросы также обсуждались на секции. Один из вариантов их решения – организация сети муниципальных служб помощи родителям и школе.

Работа секции «Сельская школа – пространство современных цифровых технологий» показала, что остро стоит вопрос развития цифровых компетентностей педагогов сельской школы, расширения сети информационно-библиотечных центров, улучшения материально-технического обеспечения цифровизации образования. Но, несмотря на объективные трудности в регионах, есть интересный опыт использования цифровых и педагогических технологий, современных форм работы: конструктор образовательных квестов, подготовка к ГИА на базе виртуального класса, реализация программы «Робототехника», сетевое взаимодействие в развитии декоративно-прикладного творчества сельских школьников и др. На секции был представлен уникальный опыт. Есть надежда, что реализация проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» откроет сельской школе новые возможности.

В рамках секции «Профессиональное развитие сельского педагога» обсуждались самые разнообразные вопросы, касающиеся профессиональных компетенций педагога. Было отмечено, что расширяет ресурсы профессионального роста проект «Учитель будущего» национального проекта «Образование». В регионах есть интересный опыт: разрабатываются и реализуются модели психолого-педагогического сопровождения молодых педагогов, развивается сетевое  взаимодействие при повышении квалификации.

Участники конференции пришли к выводу, что повышение квалификации педагогических работников представляет собой важнейший элемент практики непрерывного обучения, который является значимым динамично развивающимся сектором системы образования, во многом определяющим и формирующим инновационные процессы в современной российской школе. Важным фактом является наличие программ, предназначенных именно для педагогов сельской школы. Пример – программа повышения квалификации «Организация учебно-воспитательного процесса в сельской малокомплектной школе».

Вопрос подготовки кадров для села стоит достаточно остро, необходимо выявлять и использовать адекватные современным условиям формы и методы повышения квалификации педагогов сельских образовательных организаций.

На секции «Сельская школа – территория общественных инициатив» речь шла о значимости социального партнерства для развития сельской школы, активной позиции школы в сельском социуме. Ярко прозвучала тема реализации социально значимых проектов. Эта технология широко распространена в практике сельских школ. Инициатива реализации таких проектов исходит как от школ, так и от некоммерческих организаций. Палитра тем проектов разнообразна. Проектная деятельность обеспечивает успешную социализацию сельских детей, интеграцию образовательной организации и социума, развитие волонтерского и наставнического движения, повышает возможности развития сельской школы. Реализация проектов дает возможность образовательным организациям успешно работать над достижением личностных образовательных результатов. Участники секции поднимали вопрос о богатом материале, который появляется в ходе реализации подобных проектов и может стать предметом научных исследований.

Интересный формат, который присутствует в Ярославской области, – это объединение ресурсов Ярославской региональной общественной организации «Лидеры сельских школ», лаборатории «Педагогика сельской школы» вуза, дополнительного педагогического образования, органов местного самоуправления.

Стали традицией организация и проведение в рамках конференций мастер-классов. Видеозаписи мастер-классов доступны участникам конференции на сайтах ЯГПУ и ЯИРО. Они представляют разносторонний инновационный опыт образовательных организаций Ярославля и Ярославской области, а также других регионов:

  1. «Индивидуализация образовательного процесса в старшей школе» (Великосельская средняя общеобразовательная школа Гаврилов-Ямского муниципального района МР), «Индивидуальный образовательный маршрут обучающихся сельской школы как средство профильного обучения и дополнительного образования» (Константиновская средняя общеобразовательная школа Тутаевского МР), «Воспитание и обучение в сельской малочисленной школе» (Ананьинская основная общеобразовательная школа Ярославского МР), «Интеграция как средство повышения эффективности образовательного процесса сельской школы» (Ломовская средняя общеобразовательная школа Рыбинского МР).
  2. «Педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья» (Емишевская основная общеобразовательная школа Тутаевского МР).
  3. «Пути и модели улучшения социокультурной образовательной ситуации в сельских территориях» (детский сад № 3 «Ивушка» Ярославского МР).
  4. «Сельская школа – пространство партнерства и сотрудничества» (Мокеевская средняя общеобразовательная школа Ярославского МР), «Формирование функциональной грамотности школьников» (Павловская основная общеобразовательная школа имени А. К. Васильева).
  5. «Использование интерактивных сервисов при организации учебной и внеурочной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями» (Государственное общеобразовательное учреждение «Центр помощи детям»),  «Сельская школа – пространство партнерства и сотрудничества». Заседание клуба «Р и Р» (ребята и родители),  «За природу в ответе и взрослые и дети» (Никольская средняя общеобразовательная школа), «Педагогические практики в условиях раздельно-параллельного обучения и воспитания мальчиков и девочек» (средняя общеобразовательная школа № 99), «Формирование родительских компетенций. Модель родительского образования в образовательной организации» (Березовская средняя общеобразовательная школа № 2, Пермский край).

Педагогами были продемонстрированы конкретные педагогические средства (формы, технологии, проекты) организации обучения и воспитания учащихся в сельских образовательных организациях, опыт взаимодействия с социальными партнерами школы, родителями.

В рамках конференции Центром помощи детям г. Ярославля был проведен круглый стол на тему «Роль наставничества в создании условий для обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе для детей с ОВЗ и инвалидностью». Практика наставничества для таких детей является дополнительным ресурсом, который позволит им добиться решения многих проблем, опираясь не только на свои силы, но и на искреннюю помощь наставника.

Подводя итоги состоявшейся научно-практической конференции,  выделим две ее особенности, открывающие, на наш взгляд, новые перспективы и возможности для дальнейшего развития.

1. Конференция впервые проводилась в дистанционном формате:

  • это обеспечило возможность приобщения всех желающих к участию в конференции;
  • материалы конференции выставлены на сайтах ЯГПУ и ЯИРО, и у всех желающих появилась возможность в любой момент обратиться к тем выступлениям, секциям, мастер-классам, которые педагоги либо не смогли послушать в ходе конференции, либо эти выступления вызвали особый интерес, чтобы обратиться к материалам повторно;
  • как отметили сами участники, при дистанционном формате проведения конференции удалось подключиться к обсуждению вопросов даже отдаленным регионам и многим образовательным организациям, которые не смогли бы приехать на конференцию в Ярославль;
  • к пленарному заседанию или работе выбранной секции подключался почти весь коллектив образовательной организации (школы, детского сада), в дальнейшем в коллективе могли  продолжить обсуждение актуальных вопросов, вызвавших особый интерес.

2. В конференции приняли участие городские общеобразовательные организации, что позволило обогатить участников конференции новыми идеями, расширить контакты заинтересованных специалистов для развития образовательного процесса в сельских школах.

Таким образом, с одной стороны, удалось реализовать все, что было запланировано, а с другой – выявить новые возможности для профессионального общения педагогов – ученых и практиков, апробировать новые средства и технологии организации современных научно-практических мероприятий.

Наш опыт обнаружил и технические проблемы. Форс-мажорные обстоятельства этого года поставили организаторов  и участников конференции в особые условия. Нужно было быстро перестроиться  и в течение жесткого дефицита времени, практически 10 дней, провести онлайн-регистрацию, оповестить участников о предоставлении информации – презентаций, видеозаписей выступлений, мастер-классов, провести пробное подключение.

В связи с тем, что огромная нагрузка легла на информационные системы, их пропускная способность не выдерживала такого количества участников и передаваемой информации. Проблематично было организовать компактное подключение сразу всех секций, и поэтому прямая трансляция велась в две смены с использованием ресурсов ЯОИРО и ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. Конечно, важно учитывать технические возможности аппаратуры, параметры видеоматериалов и презентаций, но тем не менее возникли новые идеи, стимулы и перспективы для совершенствования технической оснащенности организаций, участвующих в конференциях.

В целом заинтересованность всех участников в проведении конференции привела к положительному результату. Обработка данных онлайн-опроса участников конференции показала, что содержание и организация конференции получили достаточно высокие оценки. Все респонденты единодушны в оценке значимости и важности конференции, обсуждаемых проблем. На это указывает личная заинтересованность участников конференции, которая составила 4,7 балла  из 5,0 максимальных. Средний балл оценки организации конференции в целом – 4,6; новизны и актуальности секций – 4,4; пленарного заседания – 4,7. Участники конференции высоко оценили содержание материалов мастер-классов, секций, что дает надежду на воплощение предложенных идей в практическую деятельность. Данный формат проведения конференции получил много положительных отзывов от ее участников, что дает основание развивать эту форму в дальнейшем.

Представленные на конференции выступления, статьи и разработки мастер-классов войдут в сборник материалов конференции, будут опубликованы в журнале «Педагогика сельской школы», а также выставлены на сайтах ЯГПУ и ЯОИРО.

Задачи сельской школы независимо от условий – помочь детям освоить новые формы общения, социального взаимодействия, хозяйствования и жизненного уклада на селе, предоставить им равные с городскими школьниками возможности для получения полноценного образования, используя ресурсы социума и возможности самой сельской школы. Опыт передовых сельских образовательных организаций, который представлен на конференции, подтверждает, что качество обучения и воспитания сельских школьников в значительной мере зависит от того, как будут учтены особенности конкретной школы, использованы ресурсы самой образовательной организации, ее ближнего и дальнего социального окружения.

 

Список литературы

  1. Байбородова, Л. В. Современные экономические и социальные условия образования сельских школьников / Л. В. Байбородова // Педагогика сельской школы. – 2019. – № 1. – С. 9–23.
  2. Проблемы и перспективы развития сельских образовательных организаций : материалы международной научно-практической конференции [28–30 марта 2019 года] / под науч. ред. Л. В. Байбородовой, А. П. Чернявской. – Ярославль : ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2019. – 556 с.
  3. Ефлова, З. Б. Сельская школа России на перекрестке социокультурной модернизации образования / З. Б. Ефлова // Педагогика сельской школы. – 2019. – № 1. – С. 24–45.
  4. Байбородова, Л. В. Проблемы и перспективы развития сельских образовательных организаций. По итогам международной конференции в Ярославском государственном педагогическом университете имени К. Д. Ушинского [Электронный ресурс] / Л. В. Байбородова, З. Б. Ефлова, Д. А. Зеленова // Непрерывное образование: XXI век.  – 2019. – Вып. 2 (26). – Электрон. дан. – DOI: 10.15393/j5.art.2019.4726. URL :  https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=4726 (дата обращения 17.04.2020).


Просмотров: 4462; Скачиваний: 463;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2020.5695