Шевченко, Н. Н. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОБРАЗОВАНИЮ / Н. Н. Шевченко, В. И. Шевченко // Непрерывное образование: XXI век. – 2020. – Вып. 1 (29). − DOI: 10.15393/j5.art.2020.5353


Выпуск № 1 (29)

Менеджмент образования в открытом глобальном обществе

pdf-версия статьи

УДК 338.46 (072)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОБРАЗОВАНИЮ

Шевченко Наталья Николаевна
кандидат педагогических наук
доцент кафедры теории и методики общего и профессионального образования Института педагогики и психологии ПетрГУ
(Петрозаводск, Россия)
kron.sh72@gmail.com
Шевченко Владимир Иванович
кандидат технических наук
доцент кафедры туризма Института физической культуры, спорта и туризма ПетрГУ
(Петрозаводск, Россия)
kron.sh72@gmail.com
Ключевые слова:
профессиональная подготовка
профессиональные компетенции
профессиональная компетентность
образовательная среда
аксиологический
культурологический
деятельностный
контекстный и компетентностный подходы.
Аннотация: статья посвящена проблеме подготовки конкурентоспособных специалистов сферы гостеприимства как одного из приоритетных и динамично развивающихся направлений социально-экономической политики российского государства, что связано с его переходом от сырьевой модели развития к экономике инновационного социально ориентированного типа. Профессиональная подготовка будущих специалистов индустрии гостеприимства рассматривается в контексте современных подходов как методологических оснований к профессиональному становлению выпускников, способных к проектированию и реализации собственной профессиональной карьеры, обладающих необходимыми компетенциями, личностными качествами и профессиональной мобильностью. Представлен анализ комплек-са опросов на выявление профессиональных позиций студентов 2–4-х курсов, обучающихся по направлениям «Гостиничное дело» и «Туризм» в Петрозаводском государственном уни-верситете, а также результаты на выявление их ценностей, мотивации к социокультурному и межкультурному взаимодействию, ценностно-смыслового отношения к будущей профессии. Выделены профессиональные компетенции будущих специалистов сферы гостиничного сер-виса, которые формируются в различных видах практико-ориентированной деятельности, приближенной к профессиональной уже на этапе обучения в университете.
Статья поступила: 15.02.2020; Принята к публикации: 02.03.2020; Размещена в сети: 25.03.2020.

PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE HOSPITALITY INDUSTRY SPECIALISTS IN THE CONTEXT OF MODERN APPROACHES TO EDUCATION

Shevchenko Natalya
Ph.D in Pedagogy
Associate professor of the Department of the theory and methodology of general and professional education, Institute of Pedagogy and Psychology, Petrozavodsk State University
(Petrozavodsk, Russia)
kron.sh72@gmail.com
Shevchenko Vladimir
Ph.D in Engineering
Associate professor of the department of tourism, Petrozavodsk State University
(Petrozavodsk, Russia)
kron.sh72@gmail.com
Keywords:
professional training
professional competencies
professional competence
educational environment
axiological
cultural
activity
contextual and competency-based approaches.
Abstract: the article is devoted to the problem of training competitive hospitality specialists as one of the priority and dynamically developing areas of Russian industrial segments. Russian socio-economic policy is still busy with its transition from a raw material development model to an innovative, socially oriented type of economy. The professional training of future hospitality industry specialists is considered in the context of modern approaches as methodological grounds for the professional development of graduates, capable of designing and implementing their own profes-sional careers, possessing the necessary competencies, personal qualities and professional mobility. The analysis of a number of surveys to identify the professional positions of undergraduate students majoring in the areas of «Hotel business» and «Tourism» at Petrozavodsk State University, as well as the results on the identification of their values, motivation for sociocultural and intercultural in-teraction, value-semantic, is presented attitude to the future profession. The professional competen-cies of future hotel service specialists were singled out and the ways to train them in various types of practice-oriented activities close to professional ones were shown.
Paper submitted on: 15.02.2020; Accepted on: 02.03.2020; Published online on: 25.03.2020.

На современном этапе мировой глобализации индустрия туризма и гостеприимства является одной из самых востребованных и динамично развивающихся отраслей как на мировом, так и на российском рынке труда. В связи с этим разрабатываются федеральные целевые программы, направленные на эффективное развитие и повышение конкурентоспособности специалистов сферы гостеприимства на уровне мировых стандартов. Это обусловило необходимость повышения качества предоставляемых услуг гостиничных предприятий, что невозможно без достижения высокого уровня профессионализма специалистов этой сферы, которые должны быть мобильны не только к решению стандартных профессиональных задач, но и способны адаптироваться к постоянно меняющимся условиям, связанным с внедрением инноваций в сфере гостиничного сервиса. Профессиональная подготовка в образовательном процессе высшей школы, приближенная к практике, облегчает адаптацию выпускников на рабочих местах к гостиничному сервису. В этих условиях возрастает роль образовательных программ, направленных на организацию обучения персонала гостиничных предприятий в университете, соответствующих современным требованиям, предъявляемым к специалистам данной отрасли. Сегодня принято рассматривать высшее образование как решающий и мобилизационный фактор социально-личностного становления будущего специалиста, который должен обладать такими профессиональными личностными качествами, как самостоятельность мышления, креативность, ответственность, способность к объективному самоанализу собственной деятельности, владение высоким уровнем профессиональной культуры во всех ее проявлениях, готовность к непрерывному характеру обучения [5, с. 60]. Современные требования, предъявляемые к конкурентоспособному специалисту, обусловливают и диверсификацию взглядов на профессиональную подготовку кадров высокой квалификации. Методологическими основаниями такой подготовки в контексте современной образовательной парадигмы являются аксиологический, культурологический, деятельностный, контекстный и компетентностный подходы. Основополагающие положения аксиологического подхода в образовании связаны с развитием общечеловеческих и национальных ценностей в сфере материальной и духовной культуры социума, общества, каждого человека. В результате осознания и принятия ценностей личностью создаются условия для ее приобщения к общечеловеческой культуре, происходит адекватное осмысление действий и поступков, самореализация в жизнедеятельности и профессии [1, с. 359].  Ценности как «истины жизни» представляют собой симбиоз положительного опыта, выражаются в виде идеалов, норм и выступают в качестве эталона для осуществления нравственного поведения и межличностных взаимодействий между людьми, самореализации в профессиональной деятельности.   Аксиологический подход лежит в основе приобщения личности будущего специалиста к профессиональным ценностям, формирования его доминирующих профессиональных смыслов. Понятие «ценность» выступает как «идеал должного» в соответствии с социально обусловленными требованиями к профессии. Ценностные установки как целеполагающие конструкты личности способствуют ее самореализации в жизненном пространстве, оказывают влияние на его профессиональное саморазвитие и самосовершенствование [6, с. 94–95].  В процессе профессиональной подготовки будущих специалистов индустрии гостеприимства особое внимание уделяется формированию их ценностных ориентаций, связанных с будущей профессиональной деятельностью. В связи с этим было проведено исследование со студентами 2–4-х курсов Петрозаводского государственного университета по направлениям подготовки «Гостиничное дело» и «Туризм» в количестве 73 человек, цель которого заключалась в выявлении ценностных предпочтений, определяющих их профессиональную позицию и отношение к наиболее важным, с их точки зрения, ценностям профессии. Студентам был предложен ряд профессиональных ценностей, включающий в себя: престижность профессии, креативность, проявление активности в социальных контактах, саморазвитие, духовные потребности, материальное благополучие, проявление собственной индивидуальности, которые они должны были проранжировать по степени их значимости. По итогам исследования были получены следующие результаты (табл. 1).                       

Таблица 1

 

Результаты ранжирования профессиональных ценностей по степени их значимости для студентов  

Профессиональные ценности Ранговое место
1 2 3 4 5 6 7
Престиж профессии 2 9 11 9 7 12 23
Креативность 2 5 9 11 14 14 18
Активные социальные контакты 11 10 5 12 7 21 7
Саморазвитие 16 11 25 9 6 3 3
Духовные потребности 23 7 6 12 17 3 6
Материальное благополучие 18 24 6 10 7 4 4
Индивидуальность 1 7 11 11 15 16 12

 

Из результатов, представленных в таблице, можно сделать вывод, что ведущими ценностями, определяющими личностную позицию студентов в профессии, являются духовные потребности (23 человека / 31,5 %), материальное благополучие (18 человек / 24,7 %), саморазвитие (16 человек / 21,9 %). Эти профессиональные ценности респонденты обозначили первым ранговым местом по степени их значимости. Кроме этого, самими обучающимися был предложен отдельный ряд ценностей профессии в сфере гостеприимства (215 позиций), которые можно условно выделить в следующие группы: профессионализм, общение, забота и помощь людям, благодарность гостей. Ценностные позиции, выделенные  студентами, распределились следующим образом (табл. 2).

 

Таблица 2

Ценностные позиции профессии сферы гостеприимства,

приоритетные для студентов

 

Группы ценностей Ценности Позиции в абс. числах / %
Профессионализм Креативность, интеллектуальный характер профессии, коммуникабельность, пунктуальность, знание языков и культур, стремление к совершенству (саморазвитие), развитие кругозора, ответственность, организованность, стрессоустойчивость, самореализация в профессии, эстетические качества, интеллигентность, мобильность, готовность к непредвиденным ситуациям, честность,  умение работать в команде, харизматичность и обаяние   107 / 49,8 %
Общение Умение находить общий язык с людьми, индивидуальный подход к каждому гостю, доброжелательность, отзывчивость, проявление эмпатии   45 / 20,9 %
Забота и помощь людям Качество услуг, обеспечение безопасности клиентов и максимального комфорта проживания, толерантное отношение к людям   36 / 16,7 %
Благодарность гостей Хорошее настроение, положительные отзывы, незабываемые впечатления гостей, желание клиента вернуться   27 / 12,6 %

 

На основании полученных данных, представленных в таблице, можно сделать вывод, что профессионализм является базовой группой ценностей для обучающихся, которая дополняется группами ценностей общения, заботы и помощи людям, благодарности гостей. Выделенные студентами ценностные ориентации необходимо учитывать в организации образовательной среды, ориентированной на профессиональную подготовку специалистов сферы гостеприимства. Образовательную среду высшей школы принято рассматривать как «системную форму бытия», которая обеспечивает необходимые условия для творческой самореализации будущего специалиста, формирования его субъектности, духовности и культуры, способствующих проявлениям индивидуального стиля деятельности и творческой активности в жизни, в том числе и в профессии.

Одна из целей высшей школы – сформировать у студентов потребность в качественном выполнении своего профессионального долга, где ведущими ценностями выступают труд и профессионализм. Обеспечивая профессиональную направленность дисциплин учебного плана, важно акцентировать внимание на формировании и развитии социально ценностных характеристик будущих специалистов сферы гостеприимства. Использование инновационных методов, форм и средств в образовательной деятельности способствует созданию динамичной проблемной среды, которая дает возможность студенту самостоятельно ответить на вопросы: «Кто я в профессии? (какова моя роль?)», «В чем специфика моей будущей профессиональной деятельности?», «Где я могу применить свои знания и умения?», «Как я должен выполнять свою работу?», «Какие методы и средства при этом применять?». В организации образовательной среды, ориентированной на профессиональную подготовку специалистов сферы гостеприимства, необходимо использовать анализ и моделирование ситуаций, проектирование и оценку объектов и процессов оказания услуг, формирование портфеля собственных достижений и ответственность за результаты коллективной работы. Все эти виды действий выполняют ценностно-смысловую нагрузку в профессиональном становлении студентов.

В процессе профессиональной подготовки будущих специалистов сферы гостеприимства большую значимость представляют основные положения культурологического подхода, которые проявляются в единстве теоретических и методологических основ, культурных ценностей, педагогических условий и технологий, обеспечивающих культурно-творческую самоактуализацию в профессии. И. Ф. Исаев указывает на «творческую природу» культуры, рассматривает ее как творческий процесс «открытия» человеком своего культурного внутреннего мира, называя одним из важных структурных компонентов общей культуры личности профессиональную культуру [2, с. 16].

В связи с мировыми процессами глобализации на современном этапе развития российского общества характерным является динамичное развитие социокультурного взаимодействия между людьми разных национальностей и конфессий. В условиях поликультурного пространства специалист сферы гостеприимства должен владеть не только высоким уровнем общей культуры, но и  быть готовым к осуществлению межкультурного взаимодействия с представителями иных культур, национальностей и конфессий на основе знаний особенностей их менталитета, обычаев, традиций и других моментов повседневной жизни гостей, как отечественных, так и зарубежных.

В соответствии с обозначенной спецификой профессии было проведено анкетирование студентов, цель которого заключалась в выявлении уровня их знаний об особенностях менталитета, традициях, обычаях, кулинарных предпочтениях представителей других национальностей, религий и культур, а также их отношения к необходимости учета этих особенностей в своей будущей профессиональной деятельности. Результаты анкетирования позволили сделать вывод о том, что все студенты считают важным быть толерантными к представителям других национальностей, принимая в расчет различие культур в обслуживании гостей.

Обучающиеся проявляют интерес к изучению иностранных языков, национальных особенностей, традиций и обычаев людей разных стран. Эту информацию они получают из Интернета, телевизионных передач, специальной литературы, во время путешествий по разным странам. Вместе с тем студенты отмечают, что их знания недостаточны, поверхностны и носят фрагментарный характер. Они затрудняются привести примеры тех национальных культурных особенностей и традиций, которые сотрудники отдела приема, размещения и обслуживания гостей должны учитывать при работе с иностранными гостями. В ходе исследования студентам необходимо было выделить наиболее значимые для них позиции в осуществлении межкультурного взаимодействия с представителями иных культур, национальностей и конфессий в контексте поликультурного диалога и проранжировать их по степени значимости (табл. 3). 

 

Таблица 3

Результаты ранжирования позиций отношения

студентов к межкультурному диалогу

 

Позиции Ранговое место (в абс. числах / %)
1 2 3
Знание и умение общаться на иностранных языках 31 / 42,5 26 / 35,6 16 / 21,9
Знание религиозных и национальных особенностей гостей и умение их учитывать в профессиональной деятельности 18 / 24,6 22 / 30,2 33 / 45,2
Толерантность по отношению к представителям других религий и культур 24 / 32,9 25 / 34,2 24 / 32,9

 

Из результатов, представленных в таблице, можно сделать вывод, что студенты в осуществлении межкультурного взаимодействия с представителями иных культур, национальностей и конфессий на первое место, по значимости для них, ставят знание и умение общаться на иностранных языках (31 человек / 42,5 %); на второе – проявление толерантности по отношению к представителям других религий и культур в своей профессиональной деятельности (24 человека / 32,9 %); на третье – знание религиозных и национальных особенностей гостей и умение их использовать в своей профессиональной деятельности (18 / 24,6 %).

Обобщение полученных результатов проведенного исследования позволило сделать вывод о том, что в организации образовательного процесса необходимо усиливать его культурологическую направленность. В образовательных программах большое внимание должно уделяться теоретической и практико-ориентированной подготовке студентов в направлении формирования их компетенций, необходимых для осуществления межкультурного взаимодействия с представителями иных культур, национальностей и конфессий. Важно знакомить будущих специалистов сферы гостеприимства с историей и культурой стран (архитектурой, литературой, искусством, фольклором, традициями, обычаями, особенностями образа жизни людей в этих странах, национальными музеями региона, виртуальными музеями мира и т. д.).

В такой ситуации эффективными становятся студенческие межуниверситетские обмены, как межрегиональные, так и международные, выездные практики студентов в ближнее и дальнее зарубежье. Большое значение приобретают международные образовательные проекты, системы двойного диплома, когда процесс обучения осуществляется параллельно в двух университетах: отечественном и зарубежном. Элементы погружения студентов в другую культуру реализуются в рамках различных конкурсов, фестивалей, когда они отмечают знаменательные даты отдельных стран и регионов: День благодарения, День Святого Валентина, Восточный Новый год и т. п. Так, в Петрозаводском госуниверситете стимулируется творческое участие студентов и преподавателей в профессиональных праздниках, например Дне туризма. Тематика праздника постоянно меняется, и студенческие группы представляют культуру, традиции и обычаи разных стран и народов.

Одним из основополагающих методологических конструктов реализации профессиональной подготовки будущих специалистов является деятельностный подход, согласно которому освоение знаний, развитие способностей и овладение навыками происходят только в процессе активной деятельности личности. Активное включение студентов в разнообразные виды деятельности, организуемые в рамках учебно-воспитательного процесса университета, создает условия для саморазвития и творчества, повышая уровень их профессиональной подготовки. В системе высшей школы в рамках контекстного подхода выделяются такие типы деятельности, как имитационная и учебно-профессиональная, направленные на становление профессионализма будущих специалистов.

Сегодня в образовании актуальной является проблема повышения качества подготовки будущих специалистов в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми работодателями на рынке труда, что обусловливает использование более эффективных технологий, направленных на формирование профессиональной компетентности выпускников высшей школы. Усиление практико-ориентированного характера образовательного процесса во взаимосвязи с теоретическими знаниями и практическими навыками студентов в интеграции с необходимыми компетенциями в будущей профессиональной деятельности являются основными положениями контекстного подхода, который получил широкое признание в связи с реализацией повышения качества образования.

Использование контекстного обучения в подготовке будущих специалистов можно рассматривать как механизм и как педагогическое условие интеграции различных видов деятельности, в процессе которой они погружаются в профессионально-ориентированное пространство, развивая необходимые компетенции в решении целого ряда профессиональных задач. Контекст определяется как «связь, соединение», способствуя накоплению, интеграции знаний, необходимой информации о конкретной ситуации, событии или действиях в профессии. Контекстное обучение предполагает погружение студентов в профессиональные моделируемые ситуации, которые способствуют формированию их мотивации, личностного смысла учения, самореализации в различных практико-ориентированных видах учебно-профессиональной деятельности, организуемой в интерактивном режиме.

В процессе подготовки будущих специалистов индустрии гостеприимства широко используется метод решения и анализа практико-ориентированных ситуационных задач в рамках таких дисциплин, как «Управление качеством услуг», «Технологии гостиничной деятельности», «Организация гостиничного дела», «Организация службы приема и размещения», «Управление номерным фондом» и другие. Овладение студентами анализом моделируемых ситуационных задач на этапе обучения обеспечивает их готовность к осуществлению профессиональных видов деятельности в будущем.

Технологией моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности, ориентированной на поиск новых способов ее осуществления, является деловая игра. Являясь методом интерактивного обучения, деловая игра имитирует различные аспекты профессиональной активности личности и ее социального взаимодействия. Отличаясь методикой проведения и поставленными целями, управленческие, ролевые, проблемно ориентированные, организационно-деятельностные и другие игры позволяют найти решение сложных профессиональных проблем, стимулируют творческую активность участников, моделируют их поведение и эмоциональные реакции. В образовательном процессе обыгрываются типичные ситуации, отражающие специфику сферы гостеприимства: «Встреча vip-гостя», «Заселение иностранных туристов», «Скандальный гость» и т. п. Все это превращает деловую игру в эффективное средство компетентностно-ориентированного образовательного процесса.

Учебно-профессиональная деятельность включает в себя осмысление личностного «Я» в профессии, мотивов ее выбора. Она ориентирована на формирование компетенций студентов в организации самостоятельного решения учебных задач, способствующих становлению и развитию профессионально-личностных качеств будущих специалистов, навыков самооценки и самоконтроля в осуществлении учебных действий [4, с. 57]. В процессе профессиональной подготовки, в соответствии с требованиями образовательного стандарта, студенты включаются в производственно-технологическую, сервисную, исследовательскую и проектную виды деятельности, в рамках которых формируются и развиваются компетенции, необходимые для их будущей самореализации в профессии (табл. 4).

Наряду с аудиторной учебной деятельностью огромное значение в профессиональной подготовке будущих специалистов играют учебная и производственная виды практики, которые предусматривают включение студентов в различные виды профессиональной деятельности непосредственно на предприятиях сферы гостеприимства. Реализации деятельностного подхода способствуют технологии сетевого взаимодействия и распространения информации, on-line обучение и дистанционное сотрудничество, создаваемые учебными заведениями коворкинговые пространства и поддерживаемые интернет-пользователями стартапы.  

Таблица 4

Виды деятельности в системе профессиональной подготовки
специалистов сферы гостеприимства

 

Виды
деятельности
 

Профессиональные задачи

Производственно-технологическая Формирование системы функциональных процессов гостиниц и других средств размещения, применение технологических новаций и современного программного обеспечения; разработка технологических, информационных и трудовых процедур функциональных подразделений предприятий сферы гостеприимства в соответствии с требованиями потребителей и обеспечением их безопасности, оценка качества технологических процессов гостиниц, ресторанов, туристских фирм
Организационно-управленческая Организация производственно-технологической деятельности гостиниц и других средств размещения, распределение обязанностей и определение объемов работ исполнителей, разработка логистических систем и формирование коммуникативного пространства предприятий сферы гостеприимства, оценка эффективности производственно-технологической деятельности гостиниц и других средств размещения,  принятие экономически обоснованных решений, организация продаж и продвижения гостиничного и туристского продукта
Сервисная Обеспечение качества предоставления гостиничного  и туристского продукта различным категориям и группам потребителей, соблюдение стандартов, других правовых и нормативных документов деятельности гостиниц, предприятий питания, туристских предприятий; эффективное общение с потребителями  продукта; организация досуга и развлечений
Исследовательская Сбор, анализ и обобщение зарубежного и отечественного опыта гостиничной деятельности, адаптация инновационных технологий к деятельности предприятий сферы гостеприимства, исследование и мониторинг рынка услуг, изучение психологии потребителя
Проектная Постановка целей и задач проектирования гостиничного и туристского продуктов, проектирование функциональных технологических процессов гостиниц и других средств размещения;  разработка инновационного  продукта, включая проектирование контактных зон, рекламы, стратегии развития предприятий, бизнес-планирование

 

Так, студенты Петрозаводского госуниверситета активно участвуют в проектах и мероприятиях университетского бизнес-инкубатора, технопарка, центра инновационных разработок «Точка кипения». Все большую ценность для работодателей представляют студенческие проекты, предлагающие оригинальные решения производственных проблем, повышающие экономическую эффективность организационно-управленческих решений и дающие предприятиям реальные конкурентные преимущества на рынке гостеприимства. Таким образом, все вышесказанное позволяет сделать вывод, что организация учебно-профессиональной деятельности в рамках контекстного подхода предусматривает ее профессионально направленный характер, то есть все ее виды должны быть ориентированы на соответствие требованиям, предъявляемым к качеству подготовки будущих специалистов в профессии, с учетом ее особенностей, способов и необходимых условий осуществления.

Сегодня в науке и практике профессионального образования получил высокое признание компетентностный подход, он рассматривается как методологический конструкт становления и развития социального института профессии. Под компетенцией понимается заданное, необходимый императив к профессиональной подготовке специалиста, а под компетентностью – имеющееся, свершившееся и состоявшееся качественно личностное его приобретение. Компетентность будущего специалиста формируется и развивается в непосредственной его опытно-практической деятельности с опорой на имеющиеся знания. В связи с этим одним из важных условий подготовки студентов к профессиональной деятельности является их стремление к постоянному самообразованию и самообучению в контексте непрерывного образования. Способность будущих специалистов к самостоятельному порождению смыслов, суждений, решению тех или иных проблем будет способствовать развитию их компетентности в рамках целого ряда профессиональных задач, в том числе творческого и инновационного характера.

 Образовательные компетенции важно конкретизировать с учетом требований, предъявляемых к уровню подготовки студентов для каждой образовательной области, дисциплины, ступени обучения в контексте принципов систематичности и преемственности. Отбор с точки зрения целесообразности и важности образовательных компетенций осуществляется на основе приоритетных целевых установок в современном образовании, с учетом существующего социального опыта обучающихся, их способностей и возможностей к осуществлению различных видов практико-ориентированных действий как важного фактора самореализации в условиях жизни современного социума.

В аспекте проблемы профессионального становления студентов в учебных заведениях А. К. Маркова определяет виды профессиональной компетентности на основе результативности их проявления в совершаемой деятельности в рамках профессии, к ним относятся:

  1. Специальная компетентность как организация качественного и эффективного осуществления профессиональной деятельности на основе личностных качеств и способностей, соответствующих специфике профессии.
  2. Социальная компетентность – проектирование своей карьеры в связи с изменениями в социуме, осуществление групповой или коллективной деятельности на основании кооперации, способность к продуктивному и бесконфликтному общению.
  3. Личностная компетентность – установление барьеров личному деформированию в профессии, способность к самосовершенствованию, обязательность выполнения производственных обязанностей; ответственное отношение к собственному труду.
  4. Индивидуальная компетентность – ориентация на достижения, успех, творческую самореализацию в профессии, проявление индивидуального стиля деятельности, противостояние профессиональному старению [3, с. 34]. 

В рамках профессиональной компетентности будущего специалиста сферы гостеприимства особое внимание уделяется формированию его личностных качеств. К организаторским личностным качествам относят целеустремленность как способность постановки целей и ярко выраженное стремление к их достижению; работоспособность как качество, для которого характерно проявление выносливости в длительном погружении в работу с достижением эффективных результатов; настойчивость как проявление воли в реализации поставленной цели, несмотря на возникающие трудности; самостоятельность как способность к осуществлению деятельности с расчетом только на собственные силы, без помощи «со стороны»; дисциплинированность как пунктуальность, следование установленному порядку и уставу.

К коммуникативным личностным качествам специалиста индустрии гостеприимства относятся установление контактов на основе эмпатии и толерантности, принципов диалогового общения, стремление к расположению дружеского отношения к себе на основе аттракции; умения выслушать «другого», проявить тактичность, поддержать беседу, способность взять на себя инициативу в общении. Необходимым коммуникативным качеством являются способность к адаптации в сложной психологической обстановке, объективное оценивание конфликтной ситуации и нахождение компромиссного решения выхода из нее.

Важное место в личностном портрете специалиста индустрии гостеприимства занимает творчество, которое можно рассматривать как генерирование инновационных идей и проявление активности в осуществлении различных видов созидательной деятельности. К творческим личностным качествам относятся изобретательность, рационализаторство, создание чего-то нового, более совершенного, деловая активность, нахождение новаторских решений в выдвигаемых творческих проблемах.

В условиях модернизации системы отечественного образования компетентностный подход рассматривается как один из механизмов профессиональной подготовки специалистов гостиничного сервиса, приоритетной целью которого является сокращение существующего разрыва между требованиями работодателей на рынке труда и профессиональной компетентностью выпускников. Руководители предприятий декларируют требования не только к уровню сформированности их знаний, умений и навыков, но и к личностным качествам: деловым, нравственным, предпринимательским, креативным, коммуникативным, готовности к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности [7, с. 88]. Компетентностный подход к профессиональной подготовке будущих специалистов сферы гостиничного сервиса направлен на формирование их общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций (табл. 5).                                                              

Таблица 5

Виды профессиональных компетенций

специалистов индустрии гостеприимства

 

Виды компетенций Сущностная характеристика компетенций
Общекультурные Способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческих позиций; владеть основами экономических и правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности; способность к коммуникации на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия; способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
Общепрофессиональные Способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий, использовать различные источники информации по объекту гостиничного продукта; готовность применять нормативно-правовую и технологическую документацию, регламентирующую деятельность в сфере гостеприимства; владеть навыками самоорганизации и самообразования
Профессиональные Способность и готовность к осуществлению основных видов деятельности в индустрии гостеприимства: производственно-технологической, организационно-управленческой, сервисной,  исследовательской и проектной

 

Формирование профессиональных компетенций студентов как будущих специалистов индустрии гостеприимства будет успешным при следующих педагогических условиях:

  • расширение совокупности знаний, умений и навыков, уровня нормативно-правовой и технологической грамотности в контексте современных требований, предъявляемых к будущему специалисту этой сферы;
  • создание у студентов адекватного образа специалиста в области гостеприимства как одного из основных параметров профессионального самосознания, необходимого для реализации личностного развития, становления индивидуального стиля профессиональной деятельности;
  • формирование компетенций по самоуправлению, осуществлению внутреннего контроля студентов над своими эмоциональными состояниями, необходимых для организации бесконфликтного, комфортного межличностного общения в профессиональной деятельности;
  •  овладение навыками самодиагностики уровня своего личностного развития и профессиональных установок, эмоционально-ценностного отношения будущих специалистов к профессии;
  • использование в организации образовательного процесса интерактивных методов и технологий, различных видов практико-ориентированной деятельности, приближенной к профессиональной.

Таким образом, инновационные подходы к профессиональной подготовке будущих специалистов индустрии гостеприимства позволяют осуществлять ее системно, во взаимосвязи содержательных, процессуальных, ресурсных, управленческих и оценочных компонентов по следующим основным направлениям:

  1. Повышение профессионализма и компетентности студентов на основе формирования их жизненных смыслов, установок, культуросообразных представлений о социально-нравственных нормах и идеалах, ценностно-мотивационного отношения к будущей профессии в сфере гостиничного сервиса. 
  2. Необходимость в формировании не только профессионально значимых знаний, умений и навыков студентов, но и совершенствование важных личностных качеств, от сформированности которых во многом зависят продуктивность и конечный результат их профессионального становления как будущих специалистов индустрии гостеприимства.
  3. Вооружение студентов эффективными технологиями в организации различных видов деятельности сферы гостиничного сервиса, которые позволят усилить культурологическую, когнитивную, продуктивно-творческую функции в их подготовке, будут способствовать формированию и развитию профессиональных компетенций будущих специалистов.

 

Список литературы

  1. Андреев, В. И. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев.Казань : Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с. 
  2. Исаев, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Ф. Исаев. – Москва : Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.
  3. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. – Москва : Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 308 с.
  4. Педагогика профессионального образования : учебное пособие для студ. высших пед. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков [и др.] ; под ред. В. А. Сластенина. – Москва : Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.
  5. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 59–64.
  6. Шевченко, Н. Н. Общечеловеческие ценности глобального мира и их трансформация в молодежной среде / Н. Н. Шевченко // Педагогический журнал. − 2017. – Т. 7. – № 1А.  – С. 92–106.
  7. Шевченко, Н. Н. Ситуационный анализ  как средство практико-ориентированного обучения в сфере гостиничного сервиса / Н. Н. Шевченко, В. И. Шевченко, Е. Н. Заикина // Казанский педагогический журнал. – 2017. – № 2. – С. 87–92.


Просмотров: 2726; Скачиваний: 434;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2020.5353