Косьмина, Д. В. ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Непрерывное образование: XXI век. – 2020. – Вып. 1 (29). − DOI: 10.15393/j5.art.2020.5352


Выпуск № 1 (29)

Менеджмент образования в открытом глобальном обществе

pdf-версия статьи

УДК 377.5

ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Косьмина Дмитрий Владимирович
педагог-исследователь, магистрант университета имени Кароя Эстерхази
(г. Дьендьеш, Венгрия)
cosmin.dmitrij@yandex.ru
Ключевые слова:
среднее профессиональное образование
готовность студентов к самостоятельной учебной деятельности
мотивация учения
общеучебные умения.
Аннотация: в статье представлены результаты исследования готовности студентов организаций среднего профессионального образования к самостоятельной учебной деятельности. Готовность к самостоятельной учебной деятельности рассматривается в контексте трех составляющих: ценностно-мотивационного, когнитивного и волевого компонентов. Обоснован инструментарий исследования – анкета, включающая три блока вопросов, соответствующих компонентам готовности. Основное внимание обращено на анализ мотивационной готовности обучающихся и данных самооценки студентами общеучебных умений. Охарактеризованы основные недостатки мотивационной и когнитивной готовности студентов к самостоятельной учебной деятельности. Предложены пути преодоления выявленных недостатков готовности к самостоятельной учебной деятельности в организациях среднего профессионального образования: активизация профориентационной работы в старших классах общеобразовательных школ, акцент на интерактивные формы учебной работы, разработка пропедевтического курса, направленного на устранение недостатков в качестве общеучебных умений.
Статья поступила: 05.02.2020; Принята к публикации: 02.03.2020; Размещена в сети: 25.03.2020.

LEVEL OF READINESS OF COLLEGE STUDENTS FOR INDEPENDENT ACADEMIC ACTIVITY

Kosmina Dmitry
research instructor, graduate student of Károly Esterházy University
(Gyöngyös, Hungary)
cosmin.dmitrij@yandex.ru
Keywords:
vocational education
preparedness to independent academic activity
motivation for studying
general studying skills.
Abstract: the article presents the results of the college students readiness level for independent academic activity the Republic of Karelia. The readiness for independent academic activity is viewed in the context of three components: motivational, cognitive and volitional. The tool that has been opted for this research is a questionnaire with three sections related to the aforementioned components. The article prioritizes the analysis of students motivational readiness and self-estimation of their general studying skills. The article reveals the major shortcomings in motivational and cognitive student readiness and suggests a number of methods to overcome the ones, such as: strengthening of efforts for career guidance among high school students; focusing on interactive teaching; developing a propaedeutic program aimed at overcoming the above-mentioned shortcomings through enhancing general studying skills.
Paper submitted on: 05.02.2020; Accepted on: 02.03.2020; Published online on: 25.03.2020.

1. Постановка проблемы

Среднее профессиональное образование – это динамично развивающаяся область системы образования современной России. Идет процесс активного внедрения в образовательную сферу международных педагогических практик, направленных на формирование компетентного в своей области специалиста. Ярким примером этого процесса в сфере среднего профессионального образования могут служить ежегодно проводящиеся соревнования молодых специалистов в рамках международного движения WorldSkills. Как отмечается в статье «Новые ФГОС и WorldSkills в модернизации российской системы среднего профессионального образования (СПО)»: «Государство ориентирует СПО на создание так называемого треугольника образования, основу которого составят квалифицированные рабочие кадры» [7].

В организации среднего профессионального образования приходят выпускники как основной, так и полной средней общеобразовательной школы. Общее образование по определению должно обеспечивать определенную базу для дальнейшего образования выпускников школ, соблюдения преемственности общего и среднего профессионального образования. Тем не менее организации среднего профессионального образования сталкиваются с проблемой недостаточной готовности обучающихся к самостоятельной учебной деятельности.

Необходимо отметить и то, что одним из базовых элементов современной системы образования является восприятие студента не только как объекта, но и как субъекта образовательного процесса. При этом «субъектность» студента напрямую зависит от его способности к самоорганизации. Так, например, Л. П. Сорокина в качестве составляющих данного понятия определяет «активную позицию, готовность к самоуправлению, самоорганизации и саморегуляции». Кроме этого, «субъектность» студента, в том числе его способность к самообразованию, являются одним из составляющих востребованности на рынке труда [8]. Так, А. В. Меренков и В. С. Шаврин отмечают значимость способности к постоянному самообразованию специалистов для работодателей [6]. Таким образом, способность к самостоятельной учебной деятельности выступает в качестве одного из важнейших аспектов субъектности студента, а также условия успешности будущего специалиста на рынке труда. Следовательно, готовность к самостоятельной учебной деятельности следует рассматривать как важнейшую составляющую современного образовательного процесса.

2. Исследованность проблемы

Организацию самостоятельной работы (самостоятельной учебной деятельности) в контексте выявления ее сущности, места в структуре образовательного процесса, классификаций видов рассматривали разные авторы применительно к общеобразовательной школе и высшему образованию. В. А. Козаковым самостоятельная работа студентов представлена в ее информационно-методическом обеспечении [4].  В диссертации Г. Н. Диниц поднимается вопрос организации самостоятельной работы обучающихся как средства их профессиональной подготовки [3].  Педагогическим сопровождением самостоятельной работы студентов в высшей школе занимается Т. А. Бабакова [1; 2; 5].

Стоит отметить, что большинство работ, посвященных проблеме формирования познавательной компетенции, мотивационной и когнитивной готовности обучающихся к образовательному процессу, организации самостоятельной работы студентов находятся в плоскости начального, среднего общего и высшего образования. В научной литературе наблюдается дефицит исследований, связанных с разработкой этих проблем в контексте среднего профессионального образования, что, наряду с вышеупомянутыми проблемами, создает объективную необходимость в исследованиях, посвященных формированию готовности студентов к самостоятельной учебной деятельности в системе среднего профессионального образования.

3. Методика исследования

В качестве наиболее репрезентирующего, отражающего особенности готовности студентов к самостоятельной учебной деятельности в организациях среднего профессионального образования было выбрано определение Т. А. Бабаковой, которое в качестве важных сущностных характеристик данного понятия содержит три основных компонента: ценностно-мотивационный, когнитивный и волевой, охарактеризованные применительно к организациям СПО [1].

В качестве инструментария для проведения исследования использована анкета, разработанная Т. А. Бабаковой для рефлексивной оценки обучающимися уровня готовности к самостоятельной учебной деятельности студентов университета, адаптированная автором статьи к специфике среднего профессионального образования. Вопросный объем анкеты, предназначенной для студентов, составил 12 вопросов, направленных на выявление особенностей профессиональной и учебной мотивации, характеристики личностных качеств обучающихся и качества общеучебных умений.

В качестве вопросов, направленных на выявление уровня мотивационной готовности, в анкете были использованы следующие:

I. Каковы основные причины, по которым Вы избрали профессию / специальность, на которую поступили? (укажите 3 наиболее важные причины).

  1. Желание работать в данной профессиональной сфере.
  2. Наличие спроса на специалистов данной профессии на рынке труда.
  3. Желание получить в дальнейшем высокооплачиваемую работу.
  4. Эта специальность кажется мне престижной.
  5. Невысокий конкурс.
  6. Нежелание идти в армию.
  7. Посоветовали (родственники, знакомые).
  8. Мне было все равно, куда поступать.
  9. Другое.

II. Представляете ли Вы себе характер и содержание Вашей будущей профессиональной деятельности?

  1. Да, полностью представляю.
  2. Знаю в общих чертах, что предстоит делать.
  3. Имею смутное представление.
  4. Вообще не имею представления, что предстоит делать.
  5. Не собираюсь работать по специальности.

III. Что Вы планируете делать после окончания колледжа?

  1. Буду пытаться найти работу по специальности.
  2. Буду искать любую работу.
  3. Планирую продолжить обучение по специальности.
  4. Планирую продолжить образование по другой специальности.
  5. Попытаюсь организовать собственное дело.
  6. Планирую уехать за границу.
  7. Займусь устройством личной жизни.
  8. Не определился (не определилась).
  9. Другое.

Целью анализа ответов на данные вопросы было выяснение уровня мотивации в выборе профессии, а также осведомленности студента об особенностях будущей профессии.

Часть вопросов анкеты была направлена на выяснение мнения студентов-первокурсников относительно специфики личностных качеств, необходимых для учебы в организациях среднего профессионального образования, и их рефлексивную самооценку студентом.

I. Что, на Ваш взгляд, является наиболее значимым для успешной учебы в колледже (выберите 5 вариантов ответа и расставьте их в порядке уменьшения приоритета).

  1. Хороший уровень школьных знаний по разным предметам.
  2. Хороший уровень знаний по профильным школьным предметам, связанным с получаемой профессией.
  3. Наличие специальных умений, соответствующих избранной профессии.
  4. Владение умениями самостоятельной учебной деятельности.
  5. Интерес к познанию нового.
  6. Стремление стать хорошим специалистом-профессионалом.
  7. Ответственное отношение к учебе.
  8. Креативность.
  9. Лидерские качества.
  10. Организованность.
  11. Коммуникабельность.

II. Есть ли у Вас качества, которые должны помочь Вам  успешно учиться в колледже? (Выберите  5 вариантов.)

  1. Ответственное отношение к учебе.
  2. Организованность.
  3. Коммуникабельность.
  4. Способность к самостоятельной учебной деятельности.
  5. Ответственность.
  6. Уверенность в своих силах.
  7. Стремление к успеху.
  8. Интерес к познанию нового.
  9. Стрессоустойчивость.
  10. Другое.

Одной из задач анкетирования было выяснение успешности учебной деятельности студента до момента поступления в учреждения СПО. Блок вопросов касался проведения сравнительного анализа данного показателя и сформированности общеучебных умений студента.

I. Какие отметки Вы, как правило, получали в школе?

1. В основном пятерки и четверки.

2. Разные отметки, в том числе и тройки.

3. Учился неважно, в основном тройки.

Основным блоком вопросов анкеты стало исследование рефлексивной оценки студентом сформированности общеучебных умений. Шкалирование в рамках анкеты, предложенной студентам, было осуществлено в диапазоне от 1 до 5.

В качестве общеучебных умений, предназначенных для рефлексивной оценки, исходя из специфики учреждений среднего профессионального образования, было выбрано 29 умений из 39 умений, представленных в базовой анкете, которые охватывают все 6 блоков необходимых общеучебных умений, предложенных в классификации Т. А. Бабаковой [5]. Исключенные умения не являются необходимыми для успешного освоения материала студентом-первокурсником и будут освоены им далее в рамках обучения в колледже. 

  1. Умения работать с текстами:
  • умение слушать преподавателя на занятии, выделять основной материал и составлять конспект занятия;
  • умение составлять план по готовому тексту;
  • умение выделять основные понятия в тексте;
  • умение составлять конспект первоисточника;
  • умение анализировать и оценивать текст, выполнять аналитическую справку (аргументированно представив свою точку зрения);

2. Коммуникативные умения:

  • умение выполнять тесты;
  • умение формулировать вопросы по теме;
  • умение отстаивать свою позицию в устном обсуждении учебного материала на занятиях;
  • умение подготовить выступление на занятии;
  • умение выступать на занятии и защищать свою точку зрения;
  • умение письменно отвечать на вопросы.

3. Графические умения:

  • умение работать с графической информацией:
  • умение читать схемы, графики, таблицы, карты;
  • умение составлять структурно-логическую схему по предложенной информации;
  • умение составлять сравнительную таблицу;
  • умение составлять компьютерную презентацию по теме.

4. Умения поиска информации:

  • умение работать со справочными материалами (словарями, энциклопедиями, справочниками);
  • умение работать в сети Интернет (находить и отбирать для учебных целей необходимую информацию);
  • умение работать в библиотеке с каталогом и самостоятельно подбирать литературу по теме.

5. Умения создавать тексты научного стиля:   

  • умение выполнять эссе;
  • умение выполнять реферат по заданной проблеме (на основе ряда источников);
  • умение подготовить доклад на научную конференцию.

4. Анализ результатов исследования

В ходе исследования на базе учреждений среднего профессионального образования г. Петрозаводска было проведено анкетирование студентов первых курсов ГАПОУ РК «Колледж технологии и предпринимательства», ГБПОУ РК «Петрозаводский лесотехнический техникум», ГАПОУ РК «Петрозаводский автотранспортный техникум», ГАПОУ РК «Петрозаводский техникум городского хозяйства», ГАПОУ РК «Петрозаводский педагогический колледж». Таким образом, исследованием были охвачены ведущие организации среднего профессионального образования Республики Карелия, осуществляющие подготовку по большому спектру профессий и специальностей.

В рамках анкетного опроса студентов-первокурсников было опрошено 380 человек, поступивших в организации среднего профессионального образования Республики Карелия после окончания 11-го класса средней школы и 553 студента первого курса, поступивших в учреждения среднего профессионального образования после 9-го класса средней школы.

4.1. Анализ рефлексивной оценки личностных качеств студента. В качестве важных для обучения в колледже личностных качеств приоритетными (в числе первых трех приоритетов) в среде респондентов считаются  хороший уровень знаний по школьным предметам (320 человек), хороший уровень знаний по школьным предметам, связанным с получаемой профессией (200 человек), владение умениями СУД − самостоятельной учебной деятельности (210 человек), интерес к познанию нового (180 человек), креативность (109 человек), стремление стать хорошим специалистом-профессионалом (100 человек). Коммуникабельность, лидерские качества, организованность и ответственное отношение к учебе в приоритете по данному направлению менее чем у 5 % респондентов (рис. 1).

   

 

Рис. 1. Личностные качества, необходимые для успешного обучения в колледже

 

Определяя качества, имеющиеся у респондентов, которые должны помочь им успешно обучаться в колледже, большинство опрошенных выбирали следующие: уверенность в своих силах (230 человек), стремление к успеху (439 человек), интерес к познанию нового (530 человек), способность к самостоятельной учебной деятельности (232 человека). Данные представлены на рисунке 2.

  

 

 

Рис. 2. Личностные качества, сформированные у респондентов

 

Присутствует понимание того, что навыки самостоятельной учебной деятельности  и интерес являются важным условием успешной учебной и будущей профессиональной деятельности. Но, к сожалению, такие качества личности, как ответственность и организованность, редко выбираются респондентами, низкий уровень их развития негативно сказывается на результатах учения.

4.2. Анализ мотивационной готовности. Анализируя ответы студентов-первокурсников на первый вопрос анкеты, можно сделать вывод о том, что чуть меньше половины из них (451 студент) поступили в колледж, ориентируясь на советы родственников и невысокий конкурс при поступлении. Настораживает тот факт, что у почти трети указанных студентов (312 человек) при оценке данного параметра в ответах наблюдается своеобразная связка: невысокий конкурс – посоветовали – мне было все равно куда поступать. Данные представлены на рисунке 3.

  

 

Рис. 3. Мотивация выбора профессии студентами СПО

 

При ответе на второй вопрос анкеты, большая часть респондентов отметили, что полностью или частично представляют характер и содержание своей будущей деятельности (рис. 4). Пункт «вообще не имею представления, что предстоит делать» не выбрал никто из респондентов. Однако при анализе ответов на данный вопрос настораживает то, что около 15 % респондентов (130 человек) ответили, что не собираются работать по данной специальности. Вариант ответа «смутно представляю» выбрали около 5 % респондентов (23 человека).

 

 

 

Рис. 4. Представления первокурсников организаций СПО о содержании будущей профессиональной деятельности

 

В ответе на вопрос о деятельности после окончания учебного учреждения вариант «буду пытаться найти работу по специальности» выбрали около 20 % опрошенных (182 человека), искать любую работу планируют порядка 20 % респондентов (170 человек), продолжат обучение по специальности или же поступят на другую специальность  20 % опрошенных (173 человека), организовать собственное дело планируют 5 % респондентов (43 человека), почти столько же хотят уехать за границу (41 человек), заняться устройством личной жизни планируют также около 5 % респондентов (40 человек), не определились с дальнейшими планами на жизнь 25 % опрошенных (204 человека). Данные представлены на рисунке 5.

 

 

Рис. 5. Представления первокурсников о видах деятельности
после окончания колледжа

  

4.3. Анализ коммуникативной готовности. В группе коммуникативных умений крайне низко был оценен показатель умения письменно отвечать на вопросы (760 человек поставили ему оценку в диапазоне от 1 до 2), умения подготовить выступление на занятии (560 человек) (рис. 6).

   

Рис. 6. Данные самооценки первокурсниками
письменных коммуникативных умений

 

При этом умение выступать на занятии, в среднем оценено как более или менее сформированное (590 человек поставили себе оценку от 3 до 4). Также на хорошем уровне было оценено отстаивать свою позицию на занятии и защищать свою точку зрения (478 человек поставили оценки от  4 до 5). Практически все участники анкетирования высоко оценили свое умение решать тестовые задания (870 человек поставили этому умению высший балл – 5), что вполне объяснимо в связи с приоритетами школьного образования. Данные представлены на рисунке 7.

  

 

Рис. 7. Данные самооценки первокурсниками
письменных коммуникативных умений

 

4.4. Анализ сформированности других общеучебных умений. В группе умений работать с текстами самые низкие рефлексивные оценки (преимущественно 1 и 2) получили умения слушать преподавателя на занятии, выделять основной материал и составлять конспект занятия (587 человек), умения анализировать и оценивать текст, представить свою точку зрения (460 человек). Высоко респонденты оценивают у себя умение составлять конспект первоисточника (789 человек), выделять основные понятия в тексте (589 человек).

В группе умений работы с графической информацией практически все умения были оценены респондентами как слабо сформированные. Умение читать схемы, таблицы, графики студенты оценивают преимущественно на 1 и 2 (757 человек), умение составлять структурно-логическую схемы по предложенной информации также низко сформировано (670 человек поставили ему оценки 1 и 2), составление сравнительных таблиц вызывает трудности у более двух третей респондентов (789 человек оценили его на 1 и 2).

Единственное умение данного списка, не вызывающее вопросов у респондентов, – это умение составлять компьютерную презентацию по теме (890 человек оценили его на 4 и 5).

В группе умений поиска информации возникают сложности с умением работать со справочными материалами (удовлетворительно его оценили 789 человек), преимущественно низкие оценки (1 и 2) получило умение работать в библиотеке с каталогом и самостоятельно подбирать литературу по проблеме (797 человек).

На высоком уровне находится умение поиска информации в сети интернет, данное умение было оценено преимущественно на отлично (873 человека).

Умения создавать тексты научного стиля вызывают затруднения или же не сформированы у большинства респондентов. Так, умение выполнять эссе было преимущественно оценено как удовлетворительное (760 человек), умение делать реферат больше двух третей респондентов оценивают также как удовлетворительное (845 человек), умение подготовить доклад на научную конференцию в основном получило оценки 1 и 2 (873 человека).

5. Заключение

Несмотря на то что большое количество студентов колледжа имеют  положительную учебно-профессиональную мотивацию, треть студентов, согласно рефлексивной оценке, обладает негативной мотивацией по отношению к выбранной профессии. Данный критерий дополняется тем, что достаточно большой процент обучающихся в будущем не планируют работать в данной профессиональной сфере или же собираются искать любую работу после выпуска из учебного заведения.

Исследование коммуникативных умений позволяет сделать вывод о существенном преобладании устной составляющей данного компонента над письменными коммуникативными умениями. Высокие показатели самодиагностики студентов в аспекте владения ими умениями решать тесты в контексте остальных результатов блока коммуникативных умений свидетельствуют об общей «тестовой» направленности современной школьной системы образования, что, как можно предположить, негативно отражается не только на коммуникативных навыках обучающихся, но и на становлении других общеучебных умений.

В этой связи стоит отметить низкие показатели рефлексивной оценки студентов относительно умений работы с текстами. Несмотря на высокую оценку умений составления конспекта первоисточника и выделения основных понятий в тексте, крайне низко оцениваются умения представления своей точки зрения, а также умения выделять основные моменты на занятиях.

Также крайне низкая рефлексивная оценка получена в группе умений работы с графической информацией (чтение схем и графиков, составление структурно-логических схем, составление сравнительных таблиц) наряду с высокой самооценкой умения составления презентаций, что  свидетельствует о дисбалансе внимания к данным умениям в рамках образовательных программ школ.

Низкие оценки основной массы умений блока поиска информации (работа со справочными материалами, работа в библиотеке, подбор литературы по проблеме) в совокупности с высокой рефлексивной оценкой умения поиска информации в сети Интернет можно объяснить кажущейся простотой поиска информации в Интернете, недостаточной способностью оценивать результаты такого поиска. 

Средние и неудовлетворительные результаты рефлексивной оценки блока умений создавать тексты научного стиля можно интерпретировать в контексте сложностей организации исследовательской и проектной деятельности учащихся в общеобразовательных организациях.

Анализируя данные исследования, можно дать следующие рекомендации:

  1. С учетом низких показателей мотивационной готовности студентов необходимо активизировать профориентационную работу в старших классах общеобразовательных школ.
  2. В рамках общеобразовательных предметов необходимо делать больший акцент на интерактивные формы работы, предполагающие использование различных видов коммуникации на занятии.
  3. Одним из средств преодоления проблемы низкой мотивационной, коммуникационной готовности, уровня отдельных общеучебных умений, а также средством развития навыков самостоятельной учебной деятельности может послужить разработка пропедевтического курса для первокурсников, в рамках которого будет осуществляться формирование общеучебных умений, мотивационной, коммуникативной компоненты готовности обучающихся к самостоятельной учебной деятельности в системе среднего профессионального образования.
  4. Целесообразно разработать и реализовать программу развития общеучебных умений в организации среднего профессионального образования с участием преподавателей общеобразовательных и специальных предметов.

 

Список литературы

  1. Бабакова, Т. А. Готовность обучающихся к самостоятельной учебной деятельности в высшей школе / Т. А. Бабакова // Вестник высшей школы (Альма-матер). – № 1. – 2019. – С. 47–54.
  2. Бабакова, Т. А. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в университете / Т. А. Бабакова, Е. А. Раевская, А. С. Сухоруков, Терюшкова Ю. Ю. ‒ Петрозаводск : Издательство ПетрГУ, 2015. ‒ 100 с.
  3. Диниц, Г. Н. Самостоятельная работа как средство профессиональной подготовки студентов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Диниц Галина Николаевна. ‒ Москва, 2002. ‒ 176 c.
  4. Козаков, В. А. Самостоятельная работа студентов и ее информационно-методическое обеспечение : учебное пособие. ‒ Киев : Выща школа, 1990. – 248 с.
  5. Бабакова, Т. А. Общеучебные умения обучающихся как фактор адаптации к учебной деятельности в высшей школе [Электронный ресурс]  / Т. А. Бабакова // Непрерывное образование : XXI век. ‒ 2017. ‒ Вып. 2 (18). ‒  Электрон. дан. – DOI : 10.15393/j5.art.2017.3485 (дата обращения 21.01.2020).
  6. Меренков, А. В. Какой специалист востребован на рынке труда: мнение работодателей и студентов [Электрон. ресурс]  / А. В. Меренков, В. С. Шаврин // Университетское управление: практика и анализ. – 2015. – № 1 (95). – Электрон. дан. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kakoy-spetsialist-vostrebovan-na-rynke-truda-mnenie-rabotodateley-i-studentov (дата обращения 21.01.2020).
  7. Платонова, Р. И. Новые ФГОС и WorldSkills в модернизации Российской системы cреднего профессионального образования (СПО) [Электронный ресурс] / Р. И. Платонова, В. Д. Анисимова, М. М. Олесова // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. – 2018. – № 4 (100). –– Электрон. дан. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/novye-fgos-i-worldskills-v-modernizatsii-rossiyskoy-sistemy-crednego-professionalnogo-obrazovaniya-spo (дата обращения 21.01.2020).
  8. Сорокина, Л. Л. Самостоятельная работа как фактор эффективной учебной деятельности студентов СПО [Электрон. ресурс] / Л. Л. Сорокина // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2014. – № 1 (13). – Электрон. дан. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/samostoyatelnaya-rabota-kak-faktor-effektivnoy-uchebnoy-deyatelnosti-studentov-spo (дата обращения 21.01.2020).

 



Просмотров: 1903; Скачиваний: 445;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2020.5352