Суворова, И. М. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОПОРНОГО УНИВЕРСИТЕТА И ПРОФИЛЬНОГО ЛИЦЕЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ // Непрерывное образование: XXI век. – 2019. – Вып. 3 (27). − DOI: 10.15393/j5.art.2019.5025


Выпуск № 3 (27)

Менеджмент образования в открытом глобальном обществе

pdf-версия статьи

УДК 371.38

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОПОРНОГО УНИВЕРСИТЕТА И ПРОФИЛЬНОГО ЛИЦЕЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Суворова Ирина Михайловна
доктор культурологии
доцент кафедры философии и культурологии ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»
(г. Петрозаводск, Россия)
suvormih@list.ru
Ключевые слова:
проектная деятельность
школа
опорный вуз
проблема
проектный метод
образование
программа.
Аннотация: в статье обосновывается целесообразность системного подхода к организации индивидуальной проектной деятельности учащихся на уровнях основного и среднего общего образования на основе системообразующего курса, реализуемого в соответствии с современными образовательными стандартами. В исследовании представлена модель сотрудничества лицея и опорного университета в организации проектной работы, включающая следующие компоненты: консультативный блок для учителей и учеников по содержанию и тематике проектов, блок повышения квалификации для начинающих педагогов, блок психологической диагностики и тренинга педагогов и учащихся, блок элективного пропедевтического модуля «Основы проектной и исследовательской деятельности» для 7−9-х классов, итоговый блок «Индивидуальный проект» для 10−11-х классов. В качестве основного метода исследования использован проблемный подход, который позволяет проанализировать тактические и стратегические проблемы организации проектной деятельности учащихся в заявленном партнерстве «школа − опорный вуз». Результатом исследования является обоснование эффективности представленной модели партнерства, подтвержденной итогами ее апробации на региональном и федеральном уровнях.
Статья поступила: 15.07.2019; Принята к публикации: 02.09.2019; Размещена в сети: 25.09.2019.

BASIC UNIVERSITY AND PROFILE LYCEUM INTERACTION IN PROJECT ACTIVITIES OF EDUCATIONAL PROCESS

Suvorova Irina M.
(Petrozavodsk, Russia)
suvormih@list.ru
Keywords:
project activity
school
supporting higher education institution
problem
project method
education
program.
Abstract: the expediency of system approach to the organization of individual project activity at the levels of the basic and secondary general education on the basis of systemic course carried out in accordance with modern educational standards is proved in article. The model of cooperation of lyceum and basic university in project work organization includes the following components: the advisory block for teachers and learners revealing the content and subject of projects, the professional development block for young teachers, the block of psychological diagnostics and practical course for teachers and learners, the block of the elective propaedeutic module «Fundamentals of Project and Research Activities» for 7−9 grades, and the total block «Individual Project» for 10−11 grades. The main research method used in the research is problematic approach which allows to analyze tactical and strategic problems of project activity organization in the partnership «school and basic university». The result of the research is justification of presented model efficiency confirmed with its approbation at regional and federal level.
Paper submitted on: 15.07.2019; Accepted on: 02.09.2019; Published online on: 25.09.2019.

Проектная деятельность как элемент современного образования по новым государственным стандартам обязательна  как для школьного уровня, так и для вузовского. Казалось бы, повсеместное внедрение проектной деятельности на протяжении второго десятилетия в практику отечественного образования должно иметь четкую организацию как на уровне управления, так и на уровне методики и содержания. Однако в реальной российской школе руководство и педагогический коллектив сталкиваются в этом вопросе с целым рядом проблем тактического и стратегического характера. Решение подобных проблем оказывается возможным в сотрудничестве с высшей школой при консолидации усилий педагогов и ученых, объединенных творческими идеями и профессиональными интересами. Целью данного исследования является анализ структуры и функционала модели  сотрудничества опорного вуза Республики Карелии ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» и профильного лицея МОУ «Державинский лицей» г. Петрозаводска в области непрерывной подготовки обучающихся проектной деятельности. Задачи данного исследования сводятся к подробному рассмотрению актуальных тактических и стратегических проблем организации проектной деятельности обучающихся в формате «школа − вуз».

Истоки определенных тактических и стратегических проблем организации проектной деятельности в школе сегодня имеют исторический характер. Так, например, в новаторском порыве отечественные педагоги 20-х и 30-х гг. ХХ в. в соответствии с советской идеологией нацеливали учеников на коллективные проекты, на коллективное участие и  коллективный результат. В то время как зарубежные коллеги настраивали своих подопечных на персональную работу над проектом, получение индивидуального результата, применимого в повседневной жизни. Отсюда произошла разница подходов к оценке сути и результата проектной деятельности ученика. Но подобная разница была оправдана той социально-культурной ситуацией, а главное – идеологическими и экономическими системами,  в которых внедрялась проектная деятельность. Поэтому не случайно, что в условиях плановой экономики пятилеток и жесткой нормированности проектная деятельность, предполагающая вариативность, формально оказалась изжитой из практики советской школы.

Обновление социокультурной ситуации в постсоветский период сопровождалось невиданным размахом педагогических инноваций, а также заимствованием зарубежных методик и опыта. И получилось так, что проектный метод вновь обрел свою актуальность  в отечественном образовании, но уже в другом контексте: установке на личный результат, а не на коллективный.  Отсюда возникла первая тактическая проблема в реализации проектной деятельности в школе – неготовность обеспечить индивидуализацию в разработке проекта. И хотя в программе 10-х и 11-х классов по новым стандартам учебный предмет называется «Индивидуальный проект», практика показывает, что часто темы проектов для учеников тиражируются самими учителями, а условия современной школы не соответствуют требованиям программы. В данном случае реальную помощь в подборе тем индивидуальных проектов могут оказать педагоги вуза, которые системно занимаются как теоретическими, так и практическими проблемами современной науки. Поэтому создание консультативного центра в вузе для учителей и учеников по содержанию проектной деятельности является эффективным способом решения данной проблемы. Примером такой структуры является Гуманитарный инновационный парк ПетрГУ, в котором системно работают историки, социологи, экономисты, культурологи, философы, филологи, политологи, лингвисты и краеведы, которые консультируют  учеников и учителей по разным аспектам проектной деятельности.

Вторая тактическая проблема организации проектной деятельности в школе связана с созданием документальной базы, которая является прерогативой конкретного образовательного учреждения, но не каждый администрация и педагогический коллектив способны создать концептуальную основу проектной деятельности. В данном случае профессиональная кооперация педагогов вуза и школы, а также обмен опытом могут служить решением проблемы. Освоение курса «Проектный менеджмент» Факультета повышения квалификации ПетрГУ, а также курса «Основы проектной деятельности» Молодежного инновационного парка ПетрГУ для начинающих педагогов является вариантом такого решения.

Проблема мониторинга успешности организации проектной и исследовательской деятельности учащихся связана с разнообразием методик и приемов в современной педагогической практике, но не всегда их применение является полномочным и эффективным. Поэтому внешняя экспертиза школьного мониторинга со стороны вуза специалистами Педагогического инновационного парка ПетрГУ также служит решению тактической проблемы.

Ряд стратегических проблем организации проектной деятельности связан с изменившейся социально-экономической ситуацией, в которой: «Проект – это набор взаимосвязанных мероприятий, направленных на получение уникального результата в ограниченный период времени» [2]. Активно использующийся в современной экономике  проектный метод предполагает смену приоритетов с текущих задач на стратегические, что заставляет наших современников озадачиваться  не сиюминутными проблемами, а мыслить на перспективу. Проектный метод в экономике ориентирован на усиление горизонтальных связей в обществе, а не на вертикаль власти, как это принято в российской традиции. Кроме того, проектный метод предполагает усиление персональной ответственности, а не коллективной, что также нетипично для нашей ментальности. И закономерно возникает логичный вопрос: как в такой ситуации можно успешно реализовывать проекты?

Ответ, очевидно, предполагает эффективную организацию и обучение проектной деятельности в школе, когда формируются так называемые hard skills (умение работать по инструкции и т. п.) в лучших отечественных традициях наряду с soft skills в составе 4К: коммуникация, критическое мышление, командная работа, креативность. «Метод проектов используется как средство формирования творческого, уверенного, инициативного человека, умеющего работать индивидуально и в команде и способного учиться всю жизнь» [5, с. 7]. Предполагается, что разработка учениками индивидуального проекта будет осуществляться в команде единомышленников (ученик − руководитель проекта – консультанты), носить творческий характер, содействовать развитию критического мышления и суждения, а также развивать коммуникативные навыки ученика. Становится очевидным, что для реализации данных задач требуется решить целый ряд стратегических проблем: проблему предварительной подготовки педагогов, проблему системности в организации проектной деятельности и проблему построения собственно модели проектной деятельности для конкретного образовательного учреждения с учетом всех его особенностей.

Проблема предварительной подготовки педагогических кадров в нашем случае оказалась решаема с помощью Центра диагностики, консультирования и тренинга Педагогического инновационного парка ПетрГУ, в котором специалисты высшей школы консультируют коллег в области психологических и технологических аспектов организации и проведения проектной деятельности.

Системность в организации проектной деятельности в школе является одной из самых сложнореализуемых проблем. Противоречие заключается в том, что для успешной реализации индивидуального проекта в старших классах ученику требуется предварительная  подготовка, а в программе среднего звена  этот вид деятельности отнесен к разряду внеурочной. Поэтому каждый педагогический коллектив по-разному выходит из сложившейся ситуации, порой эпизодически апробируя проектную деятельность. В ходе конструктивного сотрудничества профильного Державинского лицея с ПетрГУ для решения данной проблемы была разработана пропедевтическая программа «Основы проектной и исследовательской деятельности» для учеников 7, 8 и 9-х классов.

Программа предназначена для  обучения навыкам исследовательской и проектной деятельности  в ходе освоения пяти модулей курса. В данном контексте под исследовательской деятельностью следует рассматривать особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения [3, c. 25]. Она логически включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведения и механизмы его осуществления. В их роли выступает дивергентное и конвергентное мышление. Именно это требуется для успешного осуществления исследовательского поведения в ситуациях решения разнородных жизненных проблем [6, с. 105].

Исследовательская деятельность не исчерпывается наличием факта поисковой активности, она предполагает также анализ получаемых результатов, оценку на их основе развития ситуации, прогнозирование (построение гипотез) в соответствии с этим дальнейшего ее развития. Сюда же можно отнести моделирование и реализацию будущих предполагаемых действий — коррекцию исследовательского поведения. В дальнейшем все это было проверено на практике (наблюдение и эксперимент) и вновь оценено, что выводит поисковую активность на уровень рефлексии. Поэтому программа содержит психологический модуль самопознания и самооценки в ходе проведения ученического исследования. «В условиях проектной или исследовательской деятельности ученик уже сам начинает работать над формированием образа, замысла, осуществляет проблематизацию; он уже сам начинает планировать собственную деятельность, становясь более самостоятельным в ее осуществлении; через рефлексию осуществляет контроль, соотнося собственные действия и результат» [8, с. 98]. Принципиальным моментом содержания программы является именно исследовательский проект (по виду деятельности), так как профильный лицей предполагает подготовку своих выпускников к поступлению в вуз, а значит, нацелен на научное исследование в первую очередь. Помимо этого, «совершенно очевидны высокие развивающие возможности исследовательской и проектной деятельности в работе с учащимися, связанные со стимулированием их интереса, развитием познавательных навыков и мышления, умения самостоятельно конструировать знания, ориентироваться в информационном пространстве» [4, с. 34].

В целом программа имеет метапредметный характер  (модули: «Текст», «Эксперимент», «Метапредметные задачи», «Явления», «Смыслы», «Проблемы», «Познай самого себя», «Ритмы», «Модели»), так как предполагает интеграцию различных отраслей знания в ходе поиска и решения исследовательских проблем. Программа опирается на требования ФГОС, где  понятие «Метапредметные результаты образовательной деятельности» трактуется как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов» [1]. Целью метапредметной программы является формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Задачи состоят в  изучении динамики развития исследовательских навыков учеников 7, 8 и 9-х  классов на уровне УУД (универсальных учебных действий)  в процессе освоения метапредметного модульного курса; в развитии мотивации познавательного процесса учащихся; в развитии УУД учащихся; а также в исследовании уровня самооценки учащихся.

Важным психологическим аспектом реализации данной пропедевтической программы является элективность ее модулей, когда каждый ученик выбирает определенный модуль в соответствии со своими интересами и способностями. Здесь формируется  такой значимый  жизненный навык, как умение выбирать из нескольких предложений одно (в каждом учебном году ученики выбирают по два новых модуля), актуальное в данное время в данной ситуации. Необходимо отметить, что этот навык связан с такой экзистенциальной ценностью человека, как право выбора, или ощущение свободы, что придает данной практике аксиологический характер и готовит лицеистов к вузовской системе обучения  элективным курсам. Итоговым продуктом реализации данной программы являются создание и защита учащимися проектно-исследовательских работ в группе, паре, индивидуально (по выбору учеников), в соответствии с  их  мотивацией и способностями. Таким образом, осуществляется подготовка лицеистов к освоению программы «Индивидуальный проект» в 10‒11-х классах.

Собственно программа «Индивидуальный проект» реализуется при непосредственном участии преподавателей ПетрГУ в соответствии с профилями классов. Целью программы является оказание многофакторной поддержки учащимся при проведении проектной деятельности и защите проектов в предметных экспертных комиссиях, а также на различных научно-практических конференциях, конкурсах школьников. Программа рассчитана на 70 часов в течение двух лет обучения. Содержание программы охватывает весь процесс и в целях сохранения логики его изучения разделено на модули: теоретический и практический в 10-м классе, профильный очный  и индивидуальный заочный − в 11-м классе; формат реализации программы: очный и дистанционный. Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной, групповой форм работы обучающихся. Фронтальная форма предусматривает подачу материала всему коллективу учеников. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную и консультативную работу обучающихся. В программе индивидуальной работе отводится приоритетное место.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля: вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам; текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме (он позволяет обучающимся усвоить последовательность исследовательских операций) итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.

В первом теоретическом модуле рассматриваются: основные виды проектных  работ и методология проектной деятельности, что является исходной теоретической базой для последующей работы. Данный модуль включает изучение основных понятий и этапов проектной работы, общей схемы научного исследования, методов научного познания, способов применения логических законов и правил, методов поиска информации, оформление проектной работы. В заключительной теме содержатся рекомендации по представлению результатов проектной работы в ходе процедуры ее защиты. По окончании первой части учащиеся сдают зачет по основным темам курса. Программа предполагает как теоретические, так и практические занятия.

Во втором практическом модуле осуществляется индивидуальное сопровождение реализации проектной деятельности под руководством учителя по индивидуальному плану. На этом этапе происходит выбор учащимся темы, формулирование гипотезы (в случае с исследовательским проектом), цели и задач, составление плана работы, а также определение методологии индивидуального проекта.

В третьем профильном очном модуле учащиеся занимаются с преподавателями ПетрГУ по выбору профиля: конструкторско-технологический профиль – модули «AutoCAD»  и «Ландшафтный дизайн» (с преподавателями Института лесных, горных и строительных наук); социально-экономический профиль – модуль «Основы бизнес-планирования» и  «Менеджмент туризма» (с преподавателями Института экономики и права); медико-биологический профиль – модули «Латинский язык» (с преподавателями Института филологии) и  «Экология леса» (с преподавателями Института лесных, горных и строительных наук); гуманитарный профиль – модули  «Зарубежная литература» и «Латинский язык» (с преподавателями Института филологии); информационно-математический профиль   –  модули «Web-программирование» и «Компьютерная графика» (с преподавателями Института математики и информационных технологий).

Занятия с преподавателями ПетрГУ проводятся на базе опорного вуза, что является залогом успешной профориентационной работы с абитуриентами. Основными формами организации учебных занятий являются лекции, лабораторные и практические работы, семинары и коллоквиумы. Главными видами учебной деятельности считаются: экспериментирование, конспектирование, решение задач, работа по инструкции, творческие задания. Необходимо отметить, что каждый ученик, занимаясь по программе профильного модуля, решает свои индивидуальные задачи, связанные с темой его проекта. Таким образом, профильный модуль ПетрГУ служит своеобразным инструментарием проектной деятельности ученика.

В четвертом индивидуальном  заочном модуле осуществляется консультирование по подготовке к публичной защите индивидуального проекта выпускника и представления проекта на конференции и конкурсы регионального и федерального уровней. Итогом апробации модульной профильной программы «Индивидуальный проект» в МОУ «Державинский лицей» совместно с ПетрГУ стала успешная публичная защита  проектных работ выпускников исследовательского, творческого, информационного, социального типа в ходе ученической конференции  «Державинские чтения». Главными критериями оценки индивидуальных проектов были такие: «Актуальность темы проекта», «Соответствие содержания работы и выступления теме, целям и задачам проекта», «Соблюдение структуры работы и выступления (введение, основная часть, заключение)», «Эффективность полученных результатов проекта», «Качество выступления (изложение текста без чтения по написанному, артикуляция, отсутствие ошибок в речи)»,  «Оформление работы (правильность и оригинальность)».

Проектные работы выпускников завоевали призовые места на Республиканской конференции «Будущее Карелии» по таким разнообразным темам, как: «Исследование нормы образования и определение морфологического состава твердых коммунальных отходов Петрозаводского городского округа» (К. Графов), «Лингвостилистические особенности постов Дональда Трампа в социальных сетях» (К. Мамедов), «Отражение проблем американского общества в поэзии 1960-х гг.»  (Л. Курчавова), «Проблема восприятия живописи в зависимости от темперамента зрителя» (Е. Степура).

Системность организации проектной деятельности в данном примере сотрудничества опорного вуза и профильного лицея можно представить в виде конкретной модели (см. рис.).

   

 

Модель сотрудничества вуза и лицея
в организации проектной деятельности учащихся

 

Опыт реализации данной модели  на базе двух учебных заведений (ПетрГУ и Державинского лицея) показал, что сотрудничество педагогов средней и высшей школы в области проектной деятельности является продуктивным вариантом формирования непрерывного образования в данном формате и содействует преемственности в образовательном процессе.

 

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт № 01-04/75 от 16 ноября  2010 г., [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL:  http://www.schoolguide.ru/index.php/fgos.html − (дата обращения 25.08.2019).
  2. Методические рекомендации по применению проектного управления при решении задач  по улучшению инвестиционного климата в субъектах РФ [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL: https://asi.ru/reports/41433/ − (дата обращения 25.08.2019).
  3. Алексеев, Н. Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская работа школьников / Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович, А. В. Обухов  // Исследовательская работа школьников – 2002. – № 1. – С. 24–33.
  4. Белова, Т. Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании / Т. Г. Белова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. − 2008. – № 76. – С. 30–35.
  5. Брыкова, О. В. Проектная деятельность с использованием информационных технологий в учебном процессе : метод. пособие / О. В. Брыкова. – Санкт-Петербург : ГОУ ДПО ЦПКС «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий»,  2007. – 100 с.
  6. Леонтович, А. В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А. В. Леонтович // Завуч – 2001. − № 1. – С. 105–107.
  7. Обухов А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся / А. С. Обухов. − Москва : Издательство «Прометей» МПГУ, 2006 – 224 с.


Просмотров: 2099; Скачиваний: 483;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2019.5025