Проектная деятельность как элемент современного образования по новым государственным стандартам обязательна как для школьного уровня, так и для вузовского. Казалось бы, повсеместное внедрение проектной деятельности на протяжении второго десятилетия в практику отечественного образования должно иметь четкую организацию как на уровне управления, так и на уровне методики и содержания. Однако в реальной российской школе руководство и педагогический коллектив сталкиваются в этом вопросе с целым рядом проблем тактического и стратегического характера. Решение подобных проблем оказывается возможным в сотрудничестве с высшей школой при консолидации усилий педагогов и ученых, объединенных творческими идеями и профессиональными интересами. Целью данного исследования является анализ структуры и функционала модели сотрудничества опорного вуза Республики Карелии ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» и профильного лицея МОУ «Державинский лицей» г. Петрозаводска в области непрерывной подготовки обучающихся проектной деятельности. Задачи данного исследования сводятся к подробному рассмотрению актуальных тактических и стратегических проблем организации проектной деятельности обучающихся в формате «школа − вуз».
Истоки определенных тактических и стратегических проблем организации проектной деятельности в школе сегодня имеют исторический характер. Так, например, в новаторском порыве отечественные педагоги 20-х и 30-х гг. ХХ в. в соответствии с советской идеологией нацеливали учеников на коллективные проекты, на коллективное участие и коллективный результат. В то время как зарубежные коллеги настраивали своих подопечных на персональную работу над проектом, получение индивидуального результата, применимого в повседневной жизни. Отсюда произошла разница подходов к оценке сути и результата проектной деятельности ученика. Но подобная разница была оправдана той социально-культурной ситуацией, а главное – идеологическими и экономическими системами, в которых внедрялась проектная деятельность. Поэтому не случайно, что в условиях плановой экономики пятилеток и жесткой нормированности проектная деятельность, предполагающая вариативность, формально оказалась изжитой из практики советской школы.
Обновление социокультурной ситуации в постсоветский период сопровождалось невиданным размахом педагогических инноваций, а также заимствованием зарубежных методик и опыта. И получилось так, что проектный метод вновь обрел свою актуальность в отечественном образовании, но уже в другом контексте: установке на личный результат, а не на коллективный. Отсюда возникла первая тактическая проблема в реализации проектной деятельности в школе – неготовность обеспечить индивидуализацию в разработке проекта. И хотя в программе 10-х и 11-х классов по новым стандартам учебный предмет называется «Индивидуальный проект», практика показывает, что часто темы проектов для учеников тиражируются самими учителями, а условия современной школы не соответствуют требованиям программы. В данном случае реальную помощь в подборе тем индивидуальных проектов могут оказать педагоги вуза, которые системно занимаются как теоретическими, так и практическими проблемами современной науки. Поэтому создание консультативного центра в вузе для учителей и учеников по содержанию проектной деятельности является эффективным способом решения данной проблемы. Примером такой структуры является Гуманитарный инновационный парк ПетрГУ, в котором системно работают историки, социологи, экономисты, культурологи, философы, филологи, политологи, лингвисты и краеведы, которые консультируют учеников и учителей по разным аспектам проектной деятельности.
Вторая тактическая проблема организации проектной деятельности в школе связана с созданием документальной базы, которая является прерогативой конкретного образовательного учреждения, но не каждый администрация и педагогический коллектив способны создать концептуальную основу проектной деятельности. В данном случае профессиональная кооперация педагогов вуза и школы, а также обмен опытом могут служить решением проблемы. Освоение курса «Проектный менеджмент» Факультета повышения квалификации ПетрГУ, а также курса «Основы проектной деятельности» Молодежного инновационного парка ПетрГУ для начинающих педагогов является вариантом такого решения.
Проблема мониторинга успешности организации проектной и исследовательской деятельности учащихся связана с разнообразием методик и приемов в современной педагогической практике, но не всегда их применение является полномочным и эффективным. Поэтому внешняя экспертиза школьного мониторинга со стороны вуза специалистами Педагогического инновационного парка ПетрГУ также служит решению тактической проблемы.
Ряд стратегических проблем организации проектной деятельности связан с изменившейся социально-экономической ситуацией, в которой: «Проект – это набор взаимосвязанных мероприятий, направленных на получение уникального результата в ограниченный период времени» [2]. Активно использующийся в современной экономике проектный метод предполагает смену приоритетов с текущих задач на стратегические, что заставляет наших современников озадачиваться не сиюминутными проблемами, а мыслить на перспективу. Проектный метод в экономике ориентирован на усиление горизонтальных связей в обществе, а не на вертикаль власти, как это принято в российской традиции. Кроме того, проектный метод предполагает усиление персональной ответственности, а не коллективной, что также нетипично для нашей ментальности. И закономерно возникает логичный вопрос: как в такой ситуации можно успешно реализовывать проекты?
Ответ, очевидно, предполагает эффективную организацию и обучение проектной деятельности в школе, когда формируются так называемые hard skills (умение работать по инструкции и т. п.) в лучших отечественных традициях наряду с soft skills в составе 4К: коммуникация, критическое мышление, командная работа, креативность. «Метод проектов используется как средство формирования творческого, уверенного, инициативного человека, умеющего работать индивидуально и в команде и способного учиться всю жизнь» [5, с. 7]. Предполагается, что разработка учениками индивидуального проекта будет осуществляться в команде единомышленников (ученик − руководитель проекта – консультанты), носить творческий характер, содействовать развитию критического мышления и суждения, а также развивать коммуникативные навыки ученика. Становится очевидным, что для реализации данных задач требуется решить целый ряд стратегических проблем: проблему предварительной подготовки педагогов, проблему системности в организации проектной деятельности и проблему построения собственно модели проектной деятельности для конкретного образовательного учреждения с учетом всех его особенностей.
Проблема предварительной подготовки педагогических кадров в нашем случае оказалась решаема с помощью Центра диагностики, консультирования и тренинга Педагогического инновационного парка ПетрГУ, в котором специалисты высшей школы консультируют коллег в области психологических и технологических аспектов организации и проведения проектной деятельности.
Системность в организации проектной деятельности в школе является одной из самых сложнореализуемых проблем. Противоречие заключается в том, что для успешной реализации индивидуального проекта в старших классах ученику требуется предварительная подготовка, а в программе среднего звена этот вид деятельности отнесен к разряду внеурочной. Поэтому каждый педагогический коллектив по-разному выходит из сложившейся ситуации, порой эпизодически апробируя проектную деятельность. В ходе конструктивного сотрудничества профильного Державинского лицея с ПетрГУ для решения данной проблемы была разработана пропедевтическая программа «Основы проектной и исследовательской деятельности» для учеников 7, 8 и 9-х классов.
Программа предназначена для обучения навыкам исследовательской и проектной деятельности в ходе освоения пяти модулей курса. В данном контексте под исследовательской деятельностью следует рассматривать особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения [3, c. 25]. Она логически включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведения и механизмы его осуществления. В их роли выступает дивергентное и конвергентное мышление. Именно это требуется для успешного осуществления исследовательского поведения в ситуациях решения разнородных жизненных проблем [6, с. 105].
Исследовательская деятельность не исчерпывается наличием факта поисковой активности, она предполагает также анализ получаемых результатов, оценку на их основе развития ситуации, прогнозирование (построение гипотез) в соответствии с этим дальнейшего ее развития. Сюда же можно отнести моделирование и реализацию будущих предполагаемых действий — коррекцию исследовательского поведения. В дальнейшем все это было проверено на практике (наблюдение и эксперимент) и вновь оценено, что выводит поисковую активность на уровень рефлексии. Поэтому программа содержит психологический модуль самопознания и самооценки в ходе проведения ученического исследования. «В условиях проектной или исследовательской деятельности ученик уже сам начинает работать над формированием образа, замысла, осуществляет проблематизацию; он уже сам начинает планировать собственную деятельность, становясь более самостоятельным в ее осуществлении; через рефлексию осуществляет контроль, соотнося собственные действия и результат» [8, с. 98]. Принципиальным моментом содержания программы является именно исследовательский проект (по виду деятельности), так как профильный лицей предполагает подготовку своих выпускников к поступлению в вуз, а значит, нацелен на научное исследование в первую очередь. Помимо этого, «совершенно очевидны высокие развивающие возможности исследовательской и проектной деятельности в работе с учащимися, связанные со стимулированием их интереса, развитием познавательных навыков и мышления, умения самостоятельно конструировать знания, ориентироваться в информационном пространстве» [4, с. 34].
В целом программа имеет метапредметный характер (модули: «Текст», «Эксперимент», «Метапредметные задачи», «Явления», «Смыслы», «Проблемы», «Познай самого себя», «Ритмы», «Модели»), так как предполагает интеграцию различных отраслей знания в ходе поиска и решения исследовательских проблем. Программа опирается на требования ФГОС, где понятие «Метапредметные результаты образовательной деятельности» трактуется как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов» [1]. Целью метапредметной программы является формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Задачи состоят в изучении динамики развития исследовательских навыков учеников 7, 8 и 9-х классов на уровне УУД (универсальных учебных действий) в процессе освоения метапредметного модульного курса; в развитии мотивации познавательного процесса учащихся; в развитии УУД учащихся; а также в исследовании уровня самооценки учащихся.
Важным психологическим аспектом реализации данной пропедевтической программы является элективность ее модулей, когда каждый ученик выбирает определенный модуль в соответствии со своими интересами и способностями. Здесь формируется такой значимый жизненный навык, как умение выбирать из нескольких предложений одно (в каждом учебном году ученики выбирают по два новых модуля), актуальное в данное время в данной ситуации. Необходимо отметить, что этот навык связан с такой экзистенциальной ценностью человека, как право выбора, или ощущение свободы, что придает данной практике аксиологический характер и готовит лицеистов к вузовской системе обучения элективным курсам. Итоговым продуктом реализации данной программы являются создание и защита учащимися проектно-исследовательских работ в группе, паре, индивидуально (по выбору учеников), в соответствии с их мотивацией и способностями. Таким образом, осуществляется подготовка лицеистов к освоению программы «Индивидуальный проект» в 10‒11-х классах.
Собственно программа «Индивидуальный проект» реализуется при непосредственном участии преподавателей ПетрГУ в соответствии с профилями классов. Целью программы является оказание многофакторной поддержки учащимся при проведении проектной деятельности и защите проектов в предметных экспертных комиссиях, а также на различных научно-практических конференциях, конкурсах школьников. Программа рассчитана на 70 часов в течение двух лет обучения. Содержание программы охватывает весь процесс и в целях сохранения логики его изучения разделено на модули: теоретический и практический в 10-м классе, профильный очный и индивидуальный заочный − в 11-м классе; формат реализации программы: очный и дистанционный. Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной, групповой форм работы обучающихся. Фронтальная форма предусматривает подачу материала всему коллективу учеников. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную и консультативную работу обучающихся. В программе индивидуальной работе отводится приоритетное место.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля: вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам; текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме (он позволяет обучающимся усвоить последовательность исследовательских операций) итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.
В первом теоретическом модуле рассматриваются: основные виды проектных работ и методология проектной деятельности, что является исходной теоретической базой для последующей работы. Данный модуль включает изучение основных понятий и этапов проектной работы, общей схемы научного исследования, методов научного познания, способов применения логических законов и правил, методов поиска информации, оформление проектной работы. В заключительной теме содержатся рекомендации по представлению результатов проектной работы в ходе процедуры ее защиты. По окончании первой части учащиеся сдают зачет по основным темам курса. Программа предполагает как теоретические, так и практические занятия.
Во втором практическом модуле осуществляется индивидуальное сопровождение реализации проектной деятельности под руководством учителя по индивидуальному плану. На этом этапе происходит выбор учащимся темы, формулирование гипотезы (в случае с исследовательским проектом), цели и задач, составление плана работы, а также определение методологии индивидуального проекта.
В третьем профильном очном модуле учащиеся занимаются с преподавателями ПетрГУ по выбору профиля: конструкторско-технологический профиль – модули «AutoCAD» и «Ландшафтный дизайн» (с преподавателями Института лесных, горных и строительных наук); социально-экономический профиль – модуль «Основы бизнес-планирования» и «Менеджмент туризма» (с преподавателями Института экономики и права); медико-биологический профиль – модули «Латинский язык» (с преподавателями Института филологии) и «Экология леса» (с преподавателями Института лесных, горных и строительных наук); гуманитарный профиль – модули «Зарубежная литература» и «Латинский язык» (с преподавателями Института филологии); информационно-математический профиль – модули «Web-программирование» и «Компьютерная графика» (с преподавателями Института математики и информационных технологий).
Занятия с преподавателями ПетрГУ проводятся на базе опорного вуза, что является залогом успешной профориентационной работы с абитуриентами. Основными формами организации учебных занятий являются лекции, лабораторные и практические работы, семинары и коллоквиумы. Главными видами учебной деятельности считаются: экспериментирование, конспектирование, решение задач, работа по инструкции, творческие задания. Необходимо отметить, что каждый ученик, занимаясь по программе профильного модуля, решает свои индивидуальные задачи, связанные с темой его проекта. Таким образом, профильный модуль ПетрГУ служит своеобразным инструментарием проектной деятельности ученика.
В четвертом индивидуальном заочном модуле осуществляется консультирование по подготовке к публичной защите индивидуального проекта выпускника и представления проекта на конференции и конкурсы регионального и федерального уровней. Итогом апробации модульной профильной программы «Индивидуальный проект» в МОУ «Державинский лицей» совместно с ПетрГУ стала успешная публичная защита проектных работ выпускников исследовательского, творческого, информационного, социального типа в ходе ученической конференции «Державинские чтения». Главными критериями оценки индивидуальных проектов были такие: «Актуальность темы проекта», «Соответствие содержания работы и выступления теме, целям и задачам проекта», «Соблюдение структуры работы и выступления (введение, основная часть, заключение)», «Эффективность полученных результатов проекта», «Качество выступления (изложение текста без чтения по написанному, артикуляция, отсутствие ошибок в речи)», «Оформление работы (правильность и оригинальность)».
Проектные работы выпускников завоевали призовые места на Республиканской конференции «Будущее Карелии» по таким разнообразным темам, как: «Исследование нормы образования и определение морфологического состава твердых коммунальных отходов Петрозаводского городского округа» (К. Графов), «Лингвостилистические особенности постов Дональда Трампа в социальных сетях» (К. Мамедов), «Отражение проблем американского общества в поэзии 1960-х гг.» (Л. Курчавова), «Проблема восприятия живописи в зависимости от темперамента зрителя» (Е. Степура).
Системность организации проектной деятельности в данном примере сотрудничества опорного вуза и профильного лицея можно представить в виде конкретной модели (см. рис.).
Модель сотрудничества вуза и лицея
в организации проектной деятельности учащихся
Опыт реализации данной модели на базе двух учебных заведений (ПетрГУ и Державинского лицея) показал, что сотрудничество педагогов средней и высшей школы в области проектной деятельности является продуктивным вариантом формирования непрерывного образования в данном формате и содействует преемственности в образовательном процессе.
Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт № 01-04/75 от 16 ноября 2010 г., [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL: http://www.schoolguide.ru/index.php/fgos.html − (дата обращения 25.08.2019).
- Методические рекомендации по применению проектного управления при решении задач по улучшению инвестиционного климата в субъектах РФ [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL: https://asi.ru/reports/41433/ − (дата обращения 25.08.2019).
- Алексеев, Н. Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская работа школьников / Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович, А. В. Обухов // Исследовательская работа школьников – 2002. – № 1. – С. 24–33.
- Белова, Т. Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании / Т. Г. Белова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. − 2008. – № 76. – С. 30–35.
- Брыкова, О. В. Проектная деятельность с использованием информационных технологий в учебном процессе : метод. пособие / О. В. Брыкова. – Санкт-Петербург : ГОУ ДПО ЦПКС «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2007. – 100 с.
- Леонтович, А. В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А. В. Леонтович // Завуч – 2001. − № 1. – С. 105–107.
- Обухов А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся / А. С. Обухов. − Москва : Издательство «Прометей» МПГУ, 2006 – 224 с.