Лыонг, М. Х. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В УНИВЕРСИТЕТАХ ВЬЕТНАМА // Непрерывное образование: XXI век. – 2019. – Вып. 3 (27). − DOI: 10.15393/j5.art.2019.4985


Выпуск № 3 (27)

Кадровые и методические ресурсы непрерывного образования

pdf-версия статьи

УДК 378.147 (05)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В УНИВЕРСИТЕТАХ ВЬЕТНАМА

Лыонг Мань Ха
управление науки управления и международных отношений, Тан Трао Университет
(г. Туйен Куанг, Вьетнам)
ha.cdtq@gmail.com
Ключевые слова:
технология обучения
педагогические направления
обучение социальной работе
особенности технологии
технологические объекты.
Аннотация: реализация инновационной модели развития Вьетнама невозможна без построения системы профессиональной подготовки социальных работников. Однако на сегодняшний день отсутствуют направления профессиональной подготовки социальных работников, ориентированные на организацию и профессиональную подготовку их для социальной сферы. Целью данного исследования являлось изучение социальной работы в университетах Вьетнама сегодня. В статье описывается четыре основных направления в обучении социальных работников. Представленные разработки необходимы для повышения качества образования и удовлетворения потребностей современного общества.
Статья поступила: 20.05.2019; Принята к публикации: 15.07.2019; Размещена в сети: 25.09.2019.

THEORETICAL ISSUES OF EDUCATIONAL TECHNOLOGY FOR SOCIAL WORKERS TRAINING IN VIETNAMESE UNIVERSITIES TODAY

Luong Manh H.
(Vietnam, Tuyen Quang)
ha.cdtq@gmail.com
Keywords:
teaching technology
pedagogical technology
teaching social work
technology features
technological objects.
Abstract: the implementation of the innovative model of Vietnam development is impossible without creating a system of professional training for social workers. However, today there are no modern approaches in the training of social workers in Vietnam focused on the organization and training for the social sphere. The purpose of this study was to study the review on using technology in teaching social work sector in Vietnamese universities today. The review study shows the common concept, object, and types of technology used when teaching this sector in the Universities of Vietnam. The article also describes the four main functions of technology in teaching social workers helping to improve the quality of teaching in this educational sector in order to meet the needs of modern society.
Paper submitted on: 20.05.2019; Accepted on: 15.07.2019; Published online on: 25.09.2019.

В XXI в. мир быстро меняется и становится все более сложным во всех областях: экономической, политической, социальной, научно-технической, экологической и т. д. Данные тенденции являются отличной возможностью для Вьетнама быстро провести индустриализацию и модернизацию страны. В настоящее время Вьетнам интенсивно интегрируется с Азиатско-Тихоокеанским регионом и миром в целом. Однако качество человеческих ресурсов для страны является большой проблемой.

Профессиональная подготовка специалистов по социальной работе во Вьетнаме включает в себя ряд проблем: от осознания особенностей этой профессиональной работы до нехватки учебно-методических материалов, мест для практических занятий, квалифицированных преподавателей и навыков контроля [4]. Стратегия социального развития и реформы системы социального обеспечения (2010−2020) способствовали тому, что социальная работа во Вьетнаме приобрела особую значимость. В данных условиях необходимо увеличить число социальных работников в отделах социального обеспечения и стремиться к оказанию качественных профессиональных услуг и поддержки населению.

Правительство Вьетнама подтвердило, что высокое качество кадровых ресурсов является одним из трех условий роста и устойчивого экономического развития Вьетнама, прорывом в реализации стратегии экономического развития. Поэтому повышение качества профессиональной подготовки выступает важнейшим требованием, способствующим повышению конкурентоспособности вьетнамских специалистов на мировом уровне [2, с. 1].

2 ноября 2005 г. премьер-министр Вьетнама подписал и обнародовал Постановление № 14/2005/NQ-CP о широком обновлении вьетнамского высшего образования в стране в период 2006−2020 гг. Главными задачами осуществления этого процесса являются: оснащение всем необходимым учебного процесса, содействие свободному развитию учащегося, использование информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательной деятельности, использование открытых образовательных ресурсов (материалов Министерства образования и обучения) и ресурсов в Интернете, выбор и использование передовых программ и учебных планов других стран [5].

Подготовка специалистов по социальной работе во Вьетнаме сталкивается со многими трудностями, так как является новым направлением работы. В настоящее время университеты и колледжи, которые занимаются подготовкой специалистов сферы социальной работы, используют формы и методы обучения, опробованные в других образовательных сферах. В связи с быстрой международной интеграцией Вьетнама в ближайшем будущем изучение международного опыта будет способствовать получению новых знаний в этой области.

Концептуальные вопросы подготовки специалистов в сфере социальной работы. Многие вьетнамские исследователи в этой области дали ряд рекомендаций, касающихся профессионального обучения:

1. Технология ‒ это система средств, методов и навыков для применения объективных правил воздействия на определенный объект в целях достижения определенного результата. Педагогическая технология ‒ система средств, методов и навыков влияния на людей с целью формирования определенной личности [6].

2. Педагогическая технология (или технологии образования) заключается в организации образовательной деятельности, в которой студенты являются центральным объектом. Учитель дает задание и организует, контролирует деятельность, студент выполняет команды учителя. Суть процесса заключается в организации и контроле учебной деятельности посредством технических средств, которые заданы педагогическими решениями.

3. Технологии обучения ‒ это средства, используемые в процессе профессионального обучения в целях повлиять на изменение содержания обучения, целей учебного процесса. В частности, это средства и методы, оборудование и инструменты, помогающие учителям передать знания ученику [10, с. 36, 37].

Некоторые современные технологии обучения применяются во Вьетнаме.

Технология (средства, методы и навыки) современного обучения ‒ это подсистема в системе преподавания техники в целом и профессионального обучения в частности, эффективна при определенных условиях, в числе которых учебная техника (компьютер, проектор и пр.), организация рабочего места, соответствующие предмету методы обучения и т. д.

У педагога есть навыки (знания в области информатики, а также профессиональные навыки и т. д.), достаточные для того, чтобы руководить учебным процессом, а также умение гибко управлять педагогическими ситуациями.

Ученики, в свою очередь, должны иметь соответствующие учебные материалы и быть в курсе современных компьютерных технологий.

Как и традиционные технологии обучения, современные технологии должны использоваться там, где это необходимо, и соответствовать уровню спроса. При использовании современных технологий обучения необходимо не только передать знания, но и стремиться к их эффективному применению [8].

Объект технологии социальной работы

Объектами технологии социальной работы являются индивиды, семьи, группы или социальные сообщества, которые сталкиваются с трудностями в жизни, не могут решить проблемы самостоятельно и хотят получить помощь.

Объектами социальной работы являются социальные работники, которые непосредственно выполняют функции, задачи и решают проблемы. Кроме того, они выступают экспертами и решают задачи изучения и обучения людей в сфере социальной работы.

Объектами технологии социальной работы являются также офисы государственного управления, местные организации управления социальных служб и систем [1, с. 100].

Разнообразие технологий социальной работы

Технология социальной работы есть во многих сферах жизни человека и имеет положительную динамику развития. В зависимости от условий каждой местности и региона ученые выделили следующие группы технологий: по группам объектов; по социальным секторам; по государственным агентствам; международные организации (неправительственные организации); научно-исследовательские учреждения и другие организации.

Классификации технологических групп по обучению сектора
социальной работы во Вьетнаме
[1, с. 95‒100]

 

Название группы Характеристики технологической группы
По группам объектов
  • оказание помощи отдельным лицам, семьям, внесшим вклад в национальную революцию, семьям ветеранов войны, семьям солдат, которые погибли на полях сражений;
  • дети (беспризорные дети, дети без семьи, испытывающие трудности в жизни); 
  • пожилые люди, которые нуждаются в поддержке общества;
  • обездоленные люди;
  • жертвы наркомании, проституции, люди, не способные работать;
  • люди, испытывающие физические проблемы; 
  • люди, попавшие в проблемную ситуацию
Классификация по социальным секторам
  • область социального обеспечения включает вопросы занятости, социального обеспечения, сокращения бедности;
  • медицинская область
  • поддержка людей, нуждающихся в психической и физической помощи;
  • социальная сфера
  • социальная работа в школах;
  • правовая область 
  • обеспечение интересов и защиты людей в судебных делах
Классификация по государственным агентствам
  • государственные органы, выполняющие функции социальной работы центрального уровня (Министерство труда, инвалидов войны и социальных дел) в провинциях и районах (департаменты, отделения социальной работы);
  • политические и социальные организации;
  • союз женщин, союз молодежи, Красный Крест
Международные организации  (неправительственные организации)
  • организации, осуществляющие социальные программы и услуги (ILO, UNDP, UNICEL и т. д.)
Научно-исследовательские учреждения и другие организации
  • научно-исследовательский институт, институт науки и техники (эти институты разрабатывают политику социальной работы и стратегию социального развития Вьетнама);
  • благотворительные организации, предоставляющие частные услуги, консультационные бюро, услуги по терапии и юридическому сопровождению и т. д.

 

Специфика технологий в социальной работе. Основываясь на исследованиях социологов во Вьетнаме [Le Chi An (2009), Nguyen Thi Xuan Mai (2010), Le Thanh Hai (2012)], можно выделить четыре основных функции, характерных для социальной работы:

1. Превентивная функция. Это предоставление услуг, проведение превентивных мероприятий по решению сложных психологических, медицинских и экономических проблем, которые характерны для группы риска. С этой целью реализуются следующие программы и проводятся следующие профилактические мероприятия: программы планирования семьи, консультирование молодых людей до брака, подготовка к уходу на пенсию и т. д. Необходимо также создать гармоничную социальную среду для людей и семей с помощью проведения социально-экономической политики и организации специальных программ по предоставлению основных социальных услуг [3, с. 36]; [11, с. 35].

2. Интервенционная функция (лечение). Выявление физических или психических проблем путем сбора информации о клиенте из нескольких источников: от клиентов, родственников, работодателей или в результате проведения тестов. Эта информация должна обрабатываться, анализироваться с целью определения достоверности. Далее осуществляются оценка и диагностика данных сведений. Социальный работник должен анализировать и оценивать причины, характер и особенности проблемы (определить круг ближайших вопросов; структурировать проблему в рамках интерактивных отношений; понять потребности, возможности и ограничения клиента; выявить необходимые и достаточные условия для решения проблемы; поставить вопросы, которые необходимо решить в приоритетном порядке); разработать план лечения (определить исполнителя и путь решения проблем; форму, метод лечения; указать роли, выполняемые сторонами; разработать конкретный график лечения). 

Организация деятельности, решение проблем ‒ это процесс, предполагающий совместную деятельность социальных работников и объекта по решению конкретных проблем. Чтобы предпринять правильные действия, социальные работники должны знать потребности и проблемы объекта в разные периоды времени и выбрать необходимые методы воздействия и подходящие формы работы: прямое взаимодействие с объектами; поиск объектов и доступ к источникам поддержки со стороны общественных организаций; работа от имени объектов с общественными организациями, в том числе: по программам строительства и развития, связанным с потребностями объекта; по координации и организации услуг для объекта; по воздействию на окружающую объекта среду; по пропаганде действий, мобилизации ресурсов помощи и поддержки.

Измерение и оценка ‒ это процесс измерения результатов произошедшего или происходящего изменения. Данная деятельность осуществляется на протяжении всего процесса лечения.

Завершение деятельности по лечению − прекращение процесса вмешательства и терапии для субъекта.

3. Функция восстановления. Эта функция необходима для того, чтобы помочь отдельным людям, семьям и сообществам восстановить утраченные социальные функции, она предполагает проведение мероприятий по организации помощи для возвращения на исходный уровень и интеграции в социальную жизнь.

В социальной работе реабилитация определяется как предоставление мер, направленных на восстановление функций клиента, оказание помощи клиенту, возвращение к нормальной жизни и интеграцию в общество. Восстановление складывается из следующих составляющих: физическое восстановление ‒ включает группы людей с ограниченными возможностями; психологическое восстановление обычно происходит в сложных группах клиентов, которые переживают психологический кризис (например, легкая степень психического расстройства, психологический шок после развода, потеря бизнеса или стресс на работе, в семье и т. д.); социальное восстановление помогает клиентам интегрироваться в нормальную социальную жизнь, обеспечивает социальное возрождение в группах потребителей, которые участвуют в борьбе с социальным злом, способствует помощи беспризорным детям, мигрантам и другим категориям нуждающихся.

4. Функция развития. Социальная работа не только обращена на предотвращение и решение социальных вопросов, но и связана  с организацией условий для повышения личного и социального потенциала объекта, развития его жизненных навыков.  Данный процесс заключается в организации программ для создания рабочих мест и предоставления услуг по обучению безработных, программ для малообеспеченных семей адаптирующих их к экономической ситуации, программ обучения родительским навыкам и т. д. Это социальные услуги, которые позволяют помочь отдельным лицам или семьям развивать личные способности, совершенствовать жизненные навыки. Образовательные мероприятия, проводимые в рамках организации социальной работы, направлены на то, чтобы помочь отдельным лицам, семьям и сообществам повысить уровень информированности, практиковать жизненные навыки, проявлять инициативу.

Социальная работа также помогает людям в трудных условиях, особенно тем, у которых возникают трудности с доступом к социальным ресурсам, чтобы они могли решить проблемы, с которыми сталкиваются, и предотвратить возможные риски [12].

В современном обществе развитию социальной работы уделяется особое внимание, координируются усилия по улучшению качества жизни отдельных лиц и сообществ, разрабатываются программы по сокращению бедности, профессиональной подготовке, культурного воспитания, обучения жизненным навыкам и т. д.

Реализация технологии в обучении социальной работе в университетах Вьетнама. В последние десятилетия университетская система быстро развивалась, в настоящее время во Вьетнаме работают 235 университетов и институтов. Тем не менее качество обучения по-прежнему вызывает много вопросов, которые необходимо решать. Самой большой проблемой является использование новых технологий в обучении и профессиональной подготовке для некоторых новых направлений, таких как социальная работа.

Подготовка социальных работников во Вьетнаме началась с 90-х гг. ХХ в. Это совершенно новое направление для страны. Поэтому мы испытываем сложности в подборе кадров, освоении новых моделей, форм и методов государственного обучения.  Для обучения социальных работников программы выбираются самими университетами и применяются в соответствии с их практическим опытом и возможностями. В связи с тем что обучение социальной работе во Вьетнаме ведется хаотично, трудно контролировать качество подготовки, а также методы обучения и типы технологий, применяемых в учебном процессе. В результате качество подготовки студентов очень низкое и не отвечает социальным потребностям.

Актуальной тенденцией высшего образования во Вьетнаме сегодня стала форма онлайн-обучения, многие университеты применяют ее при подготовке по различным научным дисциплинам для повышения качества обучения [9]. Однако данная форма обучения не используется в подготовке специалистов по социальной работе по ряду причин: этот научный сектор совершенно новый; невысокий уровень качества подготовки преподавателей; ограниченные технологические возможности.

Некоторые решения для преодоления трудностей в использовании технологий и новых методов обучения в области социальной работы происходят  под влиянием промышленной революции 4.0.

Использование различных технологий в соответствии с особенностями социальной работы может повысить качество высшего образования что соответствует требованиям промышленной революции 4.0. По мнению ученых правительство Вьетнама внедряет 5 основных путей решения означенных проблем:

Во-первых, применение информационных технологий в обучении помогает учителям улучшить творческие способности и стать более гибкими в процессе обучения.

Во-вторых, объединение традиционных методов и технологий обучения с современными методами и технологиями обучения в подготовке социальных работников осуществляется в крупных университетах Вьетнама: Ханойский национальный университет, Национальный университет Хошимина.

В-третьих, решительно обновляются содержание программы и методика преподавания социальной работы с учетом международной интеграции. В связи с этим учебные программы должны составляться так, чтобы учитывать новые отечественные и зарубежные знания, необходимо использовать зарубежные учебники и учебные материалы, чтобы расширить диапазон и содержание обучения. Также обучение должно проводиться в соответствии с практическими требованиями сектора социальной работы.

В-четвертых, необходимо обновление правовой базы.

В-пятых, следует активизировать научно-исследовательскую деятельность, приступить к интернационализации стандартов научной оценки и профессиональной деятельности в высших учебных заведениях [7].

Роль новых  технологий в учебной деятельности велика, она помогает учителям и ученикам легко и эффективно получать доступ к знаниям и повышает качество обучения. Тем не менее политика по разработке и использованию педагогических технологий во многих университетах все еще недостаточно востребована и правительство Вьетнама должно уделять внимание бюджетным инвестициям и реформам в области политики, чтобы более полно использовать новые технологии обучения. Разработка и реализация национальной стратегии профессионального развития в области социальной работы во Вьетнаме открывают новую страницу развития профессионального образования в целом и обучения социальных работников в часности.

Список литературы

  1. Ван Туан Н. Лекция по преподаванию теории / Н. Ван Туан. ‒ Хошимин: Издательство Университета технического образования, 2009.
  2. Главное управление профессионального образования ‒ Министерство труда, инвалидов и социальных дел. Обзор отчета о профессиональной подготовке во Вьетнаме. ‒ Ханой, 2012.
  3. Министерство образования и профессиональной подготовки. План № 118 / KH-BGDTT об осуществлении аккредитации качества образования для высших учебных заведений, педагогических колледжей и педагогических средних школ на 2017 г.
  4. Развитие социальной работы во Вьетнаме: проблемы профессионального образования и обучения социальной работе / Р.  Хугман [и др.] // Международный журнал. ‒ 2009. ‒ С. 178‒199.
  5. Решение № 14/2005 / NQ-CP, правительства о фундаментальных и всесторонних инновациях вьетнамской университетской подготовки в период 2006‒2020 гг.  ‒ Ханой, 2005.
  6. Суан Лак Н. Лекция по методологии научных и технологических исследований / Н. Суан Лак. −Ханой, 2006.
  7. Суан Тунг Н. Революция 4.0 и проблемы, поднятые для обучения и подготовки народной полиции / Н. Суан Тунг // Документы международной конференции. ‒ Ханой, 2017.
  8. Тай Сон Б. Лекция по технологии обучения / Б. Тай Сон / Департамент образования науки и техники. ‒ Ханой, 2009.
  9. Тхи Лан Чу Ч. Управление онлайн-обучением во вьетнамских университетах сегодня / Ч. Тхи Лан Чу. Дис. … д-ра наук в образовательном менеджменте. Код 9.14.02.14. ‒ Ханой, 2019. ‒ С. 16.
  10. Тхи Суан Май Н. Введение в программу социальной работы / Н. Тхи Суан Май. ‒ Ханой, 2012.
  11. Циркуляр № 12/2017 / TT-BGD & DT, выдавшие решения по аккредитации высших учебных заведений. Ханой, 2017.
  12. Чи Ан Л. Документ научного семинара «Социальная работа, потребности человека и подготовка социальных работников во Вьетнаме» / Л. Чи Ан. ‒ Хошимин, 2018.

 



Просмотров: 2132; Скачиваний: 468;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2019.4985