Козлова, Т. А. СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ: СОВМЕСТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ // Непрерывное образование: XXI век. – 2019. – Вып. 3 (27). − DOI: 10.15393/j5.art.2019.4945


Выпуск № 3 (27)

Непрерывное образование в современном мире: методология исследования и проектирования

pdf-версия статьи

УДК 37.013.2

СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ: СОВМЕСТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Козлова Татьяна Александровна
преподаватель, ФГБОУ ВО "Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина"
(Нижний Новгород, Россия)
kozlova-ta@inbox.ru
Ключевые слова:
философия образования
философская антропология
непрерывное образование
поликультурность.
Аннотация: в статье рассматриваются траектории взаимодействия и совместные проблемы философии образования и философской антропологии. Среди общих актуальных проблем можно выделить следующие: формирование образа и образования человека будущего, внедрение идеи непрерывного образования, поликультурность, перманентное столкновение с Другим. Образование сегодня – пространство личностного развития каждого человека, поэтому образование должно пониматься и осваиваться как особая философско-антропологическая категория, фиксирующая становление человеческого в человеке. Готовность постоянно учиться – требование современной эпохи. Непрерывное образование – способ развития международного сотрудничества, поиска решения глобальных проблем, взаимообогащения культур и народов. Современное образование смещает ракурс с восприятия образования как функции общества в сторону понимания образования как атрибута человеческого бытия, в сторону развития концепции бытийного образования. Такая траектория развития требует для философии образования все большей поддержки именно со стороны философской антропологии. Философская антропология постулирует мировоззренческие принципы современного человека, философия образования гармонизирует систему образования в соответствии с этими принципами.
Статья поступила: 23.05.2019; Принята к публикации: 02.09.2019; Размещена в сети: 25.09.2019.

MODERN PHILOSOPHY OF EDUCATION AND MODERN PHILOSOPHYCAL ANTHROPOLOGY: COMMON PROBLEMS AND WAYS OF INTERACTION

Kozlova Tatyana A.
(Nizhny Novgorod, Russia)
kozlova-ta@inbox.ru
Keywords:
philosophy of education
philosophical anthropology
continuous education
multiculturalism.
Abstract: this article discusses the trajectory interactions and common problems of educational philosophy and philosophical anthropology. Among the general actual problems, the following can be singled out: the upbringing of the image and education of a person-of-the future, the introduction of the idea of continuous education, multiculturalism, and a permanent collision with the Other. Education today is the space of personal development for each person, therefore education should be viewed and mastered as a special philosophical-anthropological category registering formation of human qualities in a person. Willingness to learn constantly is a requirement of the modern era. Continuing education is a way of developing international cooperation, finding solutions to global problems, and mutual enrichment of cultures and peoples. Modern education shifts the perspective from the perception of education as a function of society towards understanding education as an attribute of human existence, towards the concept of existential education development. Such a development trajectory requires ever greater support for the philosophy of education from philosophical anthropology. Philosophical anthropology postulates the ideological principles of a modern person, and the education philosophy harmonizes the education system in accordance with these principles.
Paper submitted on: 23.05.2019; Accepted on: 02.09.2019; Published online on: 25.09.2019.

Философско-антропологические и философско-педагогические идеи неизбежно и органично взаимодействуют друг с другом на протяжении человеческой истории. Поиски идеала человека в каждую историческую эпоху влияли и влияют на задачи и содержание образования. Многоаспектность современного бытия стирает единство при определении человека, размывает идеал человека. Современному человеку, находящемуся в ситуации давления высоких технологий, ускоряющихся темпов жизни, постоянного столкновения с Другим, необходима опора в виде сформировавшегося мировоззрения, гуманистической системы ценностей.

Цель данной статьи – проанализировать взаимодействие современной философии образования и философской антропологии, выявить спектр проблем, требующих совместных усилий. Антропология на современном этапе также представлена в различных вариантах: биологическая (Г. Гримм, М. А. Дерягина, Д. Джохансон и др.), культурная (Э. Б. Тайлор, М. Мид, Р. Бенедикт, К. Леви-Стросс и др.), педагогическая (К. Д. Ушинский), историческая (Л. Февр, М. Блок, Ф. Бродель и др.). В современной культуре можно встретить социальную, политическую, психологическую антропологию. Жизнь человека многоаспектна, поэтому антропологическое знание активно дифференцируется. Философская антропология не углубляется в узкие, частные сюжеты, пытается дать универсальный ракурс понимания человека. Изучение внутреннего мира, экзистенциальных проблем человека помогает формировать соответствующую систему образования и воспитания.

Образование, в свою очередь, стремится помочь человеку найти гармонию в быстроменяющемся мире, научить жить в эпоху перемен. «Современное образование (и в нем – образование будущего) не может не быть преобразованием образования прошлого. Чтобы его преобразовать, необходимо образование перепродумать. Это означает для нас: требуется начать с философии образования» [7].

Усложняющаяся структура общества, рост научного знания, специализация философов на отдельных вопросах привели к появлению отраслевых философий: философия культуры, философия образования, философия техники и другие. Причин формирования философии образования как отраслевой философии достаточно много. Исследователи (А. П. Огурцов, В. В. Платонов, С. Б. Шитов) отмечают, что наиболее значимыми среди них являются, во-первых, обособление образования в отдельную сферу жизни общества, во-вторых, многообразие целей и идеалов образования, многопарадигмальность педагогического знания, в-третьих, новые требования к образованию в связи с переходом от индустриального к постиндустриальному обществу.

Появление различных направлений в философии образования (эмпирико-аналитическое, критико-рационалистическое, герменевтическое, экзистенциально-диалогическое) связано с многообразием понимания человека, что еще раз подчеркивает органичную связь философии образования с философской антропологией. Современная философия образования пытается отследить быстро меняющиеся ценности и цели образования, отыскать пути решения проблем образования, но ключевая задача – определение идеала образования. Перед тем как представить идеал образования, необходимо нарисовать образ человека, которого мы (педагоги, родители, общество) хотим видеть в будущем. Идеал человека и идеал образованного человека взаимозависимы, имеют единые философские корни.

Перед современной философией образования и современной философской антропологией стоит ряд общих концептуальных актуальных проблем.

Во-первых, в педагогической сфере необходимо понимать, образ какого человека необходимо сформировать, на какие идеалы до́лжно опираться. Система образования пребывает в поисках надежного, вечного, вневременного и в то же время отвечающего вызовам времени фундамента. Следовательно, проблема, объединяющая области исследования философской антропологии и философии образования, – формирование образа и концепции образования человека будущего.

Образование само по себе − это и процесс, и система, и ценность [7], но все это должно иметь под собой опору – парадигмальные положения философии образования. Философия образования позволяет сформулировать первоосновы, фундаментальные принципы и парадигмы, на которых уже должны строиться система образования, методологические и методические проекты педагогики по реализации этих основных принципов. Философская антропология формирует образ человека будущего [6], образование формирует будущее этого человека. Понимание человека современной философской антропологией сказывается на траектории развития образования, построения образовательного маршрута. Ориентация философской антропологии на поиски личностного смысла способствует построению личностно-центрированного обучения, развитию ученика как активного субъекта педагогического процесса.

Каждый человек по-своему видит свое будущее, разными путями стремится (или не стремится) достичь идеального «я». Субъективный идеал зависит от личных ценностей и антропологического знания, в целом − от мировоззренческой позиции субъекта. Образование, в свою очередь, способствует формированию антропологического знания и личных образовательных ценностей. Самообразование, самовоспитание человека позволяют осознавать проблемы, связанные с ним самим и с современным обществом, со временем их решить, совершенствуя себя. Человеку необходимо понимать, к чему он должен стремиться, какой лучшей «версией» себя он должен стать, какие навыки он должен в себе воспитать. «Экзистенциальным предназначением педагогики и образования в этом случае оказывается помощь, поддержка человека на любом этапе его жизни в построении достойной жизни через совершенствование самого себя, самопознание, самокритику, самоопределение» [1, с. 9]. Ключевой вопрос, на который пытаются найти совместный ответ философия образования и философская антропология: каким мы видим человека будущего? Какими чертами он должен обладать? Как организовать систему образования и воспитания для приближения к желаемому идеалу?

Образ, к которому стремится человек, встав на дорогу образования, определяется личными образовательными ценностями. Личные образовательные ценности, с одной стороны, формулируются самим человеком, с другой – транслируются через образование. Философское образование, например, по своей природе подталкивает человека к формулированию своих ценностей, к попыткам задуматься над собственным идеалом. Необходимо вывести личную значимость для обучающегося того, что он изучает. Широкий спектр педагогических методов позволяет справиться с этой задачей.

Вопрос личных образовательных ценностей встает предельно остро, когда мы обращаемся к педагогическому образованию. Знание, изложенное в книге, на сайте курса, является безликим, формализованным. Живое общение, интересная лекция могут привлечь гуманитария к техническим наукам, инженера − к педагогике, породить научно-исследовательский интерес. В научной и повседневной педагогической деятельности С. Д. Якушева, Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина, М. И. Станкин рассматривают тему педагогического мастерства, публичного выступления педагога.

Часто, вчитываясь в содержание учебника, студенты не могут понять смысл передаваемого сообщения. Исправить положение дел может только носитель неявного знания – педагог, который способен истолковать, объяснить, оживить, мотивировать, заинтересовать, популяризировать, привести нужный пример. Среди значимых методических трудов по психологии общения в учебно-педагогическом процессе работы А. Н. Леонтьева, А. А. Аладьина, Е. М. Амелишко, И. А. Фурманова, И. К. Кулагиной, Л. Б. Добрович и других.

Образование передает культуру, и важно сохранять человекоразмерность транслируемой культуры, несмотря на мощный информационный бум, сопровождающий технологизирующееся общество. Учитель должен служить культуре; помимо образовательного компонента, не должен упускаться из виду компонент воспитательный. Великий русский мыслитель-педагог К. Д. Ушинский также акцентировал внимание на духовном развитии самого учителя. Сформированная мировоззренческая позиция позволяет адекватно откликаться на вызовы современности. И. А. Колесникова считает, что образованию в современности не хватает восхождения к Образу, к высшему духовному идеалу [1].

Современный мир и будущее человечества невозможны без информационных технологий. Информатизация, компьютеризация активно проникают в человеческую жизнь, в том числе и в образование, стимулируя процесс становления информационной культуры. Информационная культура в настоящее время − инструмент, несущий как созидание, так, возможно, и разрушение. С одной стороны, информация на просторах Интернета привлекательна, устойчиво направлена на внимание подрастающего поколения. Ролику в Интернете все чаще отдается предпочтение, нежели общению с преподавателем. Но, несмотря на негативные тенденции, Интернет становится средой, где формируются и интеллектуальные сообщества, привлекающие людей из разных стран, позволяющие интеллектуально обогащаться и развиваться. К подготовке будущих специалистов предъявляют высокие требования по владению современными технологиями. Открытый доступ к огромным потокам информации, с одной стороны, создает возможности для разнообразия поиска, с другой – усложняет процесс ее осмысления и усвоения. Применение в профессиональной деятельности информационных технологий не ограничивается знанием компьютерных программ, необходимы сформированное мировоззрение, развитая информационная культура. Среди работ, посвященных проблеме определения и формирования информационной культуры, социализации человека в условиях информационного бума, теоретические исследования Н. М. Розенберга, К. К. Колина, В. А. Плешакова, прикладные исследования Е. В. Гореловой (разработан и внедрен курс «Информационная культура»), Л. А. Прониной (проекты в рамках направления «Информационная культура субъектов образовательного процесса», поддержанные Министерством образования РФ) и др.

Философия образования в современных условиях призвана поднимать вопрос о возможности реализации традиционных педагогических методов обучения в условиях компьютеризации [2, c. 145]. Образование сегодня должно готовить человека к свободной созидательной активности в виртуальной среде. Среди важных педагогических трудов по этому вопросу стоит отметить работы доктора педагогических наук А. В. Хуторского, родоначальника виртуальной психологии Н. А. Носова, кандидата психологических наук, специалиста по влиянию Интернета на психику человека А. Е. Войскунского и др. Авторы изучают педагогические и психологические аспекты деятельности человека в условиях применения компьютерных сетей. А. В. Хуторским основана научная школа человекосообразного образования, разработана система дистанционного профильного обучения.

Вторая перспективная для разработки совместная проблема философской антропологии и философии образования – реализация идеи непрерывного образования. Динамика социального и научно-технического прогресса, перемены в содержании и характере труда, общественной деятельности людей диктуют необходимость современному человеку обучаться на протяжении всей жизни. Многие исследователи (Т. А. Бабакова, И. А. Колесникова, А. М. Новиков, Г. К. Селевко и др.) говорят о том, что будущим специалистам необходимо привить установку на непрерывное развитие, постоянный критический пересмотр своих знаний, навыков, умений.

Образование сегодня – пространство личностного развития каждого человека, поэтому образование педагогической наукой и практикой должно пониматься и осваиваться как особая философско-антропологическая категория, фиксирующая становление человеческого в человеке [8]. Идея непрерывного образования смещает ракурс с восприятия образования как функции общества в сторону понимания образования как атрибута длящегося человеческого бытия. Это смещение требует от философии образования все большей поддержки именно со стороны философской антропологии.

И. А. Колесникова отмечает, что есть ученые, которые считают, что характеристика взрослого человека должна определяться не возрастным периодом или хронобиологическим возрастом (т. е. количественно), а состоянием осознанности своего бытия. А осознанность приходит посредством формирования личной мотивации, критического мышления и умения учиться.

Методике самообучения, вопросам профессионального роста и развития педагога посвящены как теоретические работы М. М. Поташника, Ю. Г. Репьева, П. В. Степанова, так и практикоориентированные, написанные на базе собственной профессиональной деятельности труды М. В. Левита, Е. А. Ямбурга, В. А. Турова и др. Авторы разрабатывают программы и проводят курсы повышения квалификации для педагогов, организуют и курируют экспериментальную и инновационную деятельность в школах России (инновационнный проект «Доказательная педагогическая инноватика», организатор – ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»; проекты экспериментальных площадок: «Поликультурная среда Ростова-на-Дону на основе толерантного подхода»; «Базовые ценности советского народа в годы Великой Отечественной войны 1941−1945 гг.» и др.). Е. А. Ямбургом разработана модель разноуровневой и многопрофильной общеобразовательной массовой школы с набором классов различной направленности.

Адекватный ответ обществу перемен, закладывающий прочный фундамент в построение общества знаний, – желание человека постоянно меняться и развиваться, развивать осознанность. Идея непрерывного образования на протяжении всей жизни актуализирует андрагогику – раздел теории обучения, связанный с особенностями освоения знаний и умений взрослым. Для философской антропологии обучающийся (и взрослый, и ребенок) – это прежде всего Человек со своими устремлениями, ценностями, страхами, способностями. Философия, со своей стороны, через философскую антропологию задает гуманистический вектор для философии образования. А педагогика, со своей стороны, через практику работы с учащимися формирует гуманистический посыл философии образования.

Непрерывному образованию нужны антропологические ориентиры и искания, связанные с восприимчивостью человека к обучению на разных этапах жизни. Но вне зависимости от возраста доступ к компьютерным курсам или иностранным языкам ценен только в сопряжении с умением грамотно интерпретировать информацию, адаптироваться к переменам. В современном обществе полно разноплановых знаний, но лишь те, которые обращены к сбалансированному развитию человека, могут быть направлены на устранение негативных последствий современности [2, c. 28−27]. Философская антропология и философия образования должны принять совместное решение, к чему принципиальному готовить, какая парадигма самообучения должна быть, чтобы увидеть оптимистическую перспективу развития человека и человечества. Для философской антропологии важно, чтобы непрерывный доступ к образованию позволял человеку гармонично существовать в информационном обществе. Поэтому тандем философской антропологии и философии образования позволяет представить  образование как антропопрактику, практику культивирования «человеческого в человеке». Педагогическая практика дает возможность проверить на истинность педагогическую теорию, ее методы и принципы, в том числе почерпнутые у философии образования, выработать лучшие пути формирования гармонично развитого человека.

Третья проблема, естественным образом объединяющая силы философской антропологии и философии образования, – перманентная ситуация столкновения с Другим (как в мире в целом, так и в образовательном учреждении в частности) в условиях поликультурности. Современный человек включен в грандиозные кросс-культурные контакты: межнациональные браки, миграция, зарубежные стажировки, работа с иностранными партнерами. Мир вокруг нас поликультурен. Человек регулярно сталкивается с людьми, обладающими разными типами мышления, с представителями разных культур. Непрерывное образование нацеливает индивида на постоянное изучение особенностей других культур, других языков. Непрерывное образование позволяет человеку непрестанно обновляться и развиваться вместе с поликультурной средой, которая его окружает. Общество особо ценит людей, которые не просто умеют ладить с другими, но и постоянно соотносят свои жизненные цели с дрейфующими целями общества, принимают важные решения с гуманистической позиции, способны сочувствовать, сострадать, содействовать, сопереживать [5, c. 110]. В современном обществе предельно важно видеть культурные смыслы, способствовать налаживанию диалога, принятию и пониманию чужой индивидуальности. Разным аспектам этой проблемы посвящены работы М. М. Бахтина, В. С. Библера, М. Бубера, Э. Левинаса, Ю. С. Мануйлова и других.

Индикатор собственной культуры – отношение к чужой культуре. Как многолик и разносторонен человек, так и многообразна культура. Объединяет все многообразие культур единая духовная основа. Современному человеку важно об этом помнить, поскольку регулярно сталкивается с Другим – другой культурой, другими смыслами, другими устремлениями. Другой в контексте социальных отношений может быть понят с разных точек зрения. Другой способен выступать в роли персонифицированного субъекта, наделенного экзистенциально-феноменологической данностью, который также наблюдает, рефлексирует поведение первого субъекта общения. Данная позиция представлена в работах и школьного учителя Н. Ю. Гончаровой, и в трудах классиков Э. Гуссерля, Э. Левинас, М. Мерло-Понти, Р. Х. Ортега-и-Гассета, Ж.-П. Сартра, С. Л. Франка, М. Хайдеггера, Г. Г. Шпета.

Другой может быть партнером по коммуникации, и в процессе диалога субъекты ищут совместную перспективу, открывают совместные смыслы. Такой позиции придерживаются М. М. Бахтин, М. Бубер, В. Дильтей, Х.-Г. Гадамер, П. Рикер, П. Рикерт, Ф. Эбнер.

Другой может представлять безликую толпу окружающих человека людей, задающих определенную модель социального бытия. Такую точку зрения высказывали Р. Барт, Ж. Делёз, Ж. Деррида, Ю. Кристева, Ж. Лакан, М. Фуко. И человеку в эпоху постмодерна необходимо научиться прокладывать пути восхождения к Другому, воспринимать ситуацию перманентного взаимодействия с Другим как возможность многогранно оценивать и переоценивать окружающий мир, выработать механизмы адаптации к изменениям социокультурной реальности. В этой ситуации философская антропология отстаивает ценность Другого, философия образования ищет пути, как научиться понимать Другого. Искусство понимания Другого лежит в основе педагогической герменевтики. Методологию и методику понимающих подходов в образовании содержат труды Л. М. Лузиной, И. И. Сулимы, А. Ф. Закировой, В. И. Загвязинского и др.

Непрерывное образование в эпоху постмодерна вырабатывает у человека способность быстро адаптироваться под изменения культурной среды, самостоятельно приобретать необходимые навыки. Постоянно учась, индивид легко осваивает новый язык, чужое мировоззрение, новые культурные особенности, что позволяет чувствовать себя органично в поликультурном мире.

Культура межнационального общения подразумевает под собой гуманистическую направленность, воспитанность, толерантность. Стержень, обеспечивающий гармоничную межкультурную коммуникацию, – общечеловеческие ценности. Общечеловеческие ценности – этические основания, важные для каждого человека, такие как добро, милосердие, дружба, любовь. Осознание и распространение общечеловеческих ценностей, осуществляемое философской антропологией, необходимо для налаживания диалога культур, гармоничного сосуществования разных народов. Регулярное проведение конференций, семинаров, круглых столов помогает вербализировать сложность современных межнациональных и межконфессиональных отношений. Конференции «Гармонизация межнациональных отношений в условиях глобализирующегося мира» (Нижний Новгород), «Диалог культур и цивилизаций» (г. Москва), «Homo loquens: язык и культура диалога культур в условиях открытого мира»
(С-Петербург) и другие направлены на гармонизацию отношений между людьми, воспитание толерантности, уважения культуры других народов.

Человек в современной философской антропологии понимается как «открытая возможность», он пытается осознать и прожить ситуацию столкновения с другими культурами. Философия образования, поддерживая идею поликультурности, создает условия для изучения традиций, языков, особенностей других стран и наций, что позволяет человеку преодолеть рамки своего бытия, выйти к философскому постижению мира, к эстетическому мироощущению. Вопросы этнопедагогики поднимаются в трудах Г. Н. Волкова, М. Б. Гуртуевой, Н. А. Князевой и др. Изучению аспектов эстетического воспитания посвятили свои работы такие ученые, как М. Ф. Овсянников, М. С. Коган, А. Ф. Лосев, аксиологический подход к эстетическому воспитанию разработан в трудах В. А. Сластенина, Е. В. Бондаревской. Апробирован на практике данный подход Н. Ф. Трубниковой, И. В. Адоевской, И. Я. Неволиной.

Итак, образование – это не просто профессиональная подготовка, но в первую очередь воспитание Человека гуманного, разумного, духовного. Поэтому тесное сотрудничество философской антропологии и философии образования способствует взаиморазвитию этих отраслей и выработке пути становления Личности в лавине компьютеризации, фрагментации, поликультурном мире.

Находясь в ситуации господства гаджетов, робототехники и виртуальной реальности, только цельная сформированная личность сможет определиться с вариантом жизненного развития и действовать на благо всего человечества. Перемены всегда несут в себе создание новой системы ценностей, задача педагогического образования в ходе этих перемен подготовить теоретический каркас методологии и методики обучения, гармонично сочетающий традиции и новации. «Философия образования должна быть нацелена на мировоззренческую и методологическую оформленность образования, следовательно, должна иметь в основе своей философию человека, социально-философские воззрения и учение о бытии, дабы отвечать поставленным задачам и институциональному статусу образования» [9]. Ориентация на постоянный рост и развитие требует качественного совершенствования профессиональных знаний, умений, навыков педагога, внедрения непрерывного педагогического образования. Квалифицированный педагог, мотивирующий других обучаться на протяжении всей жизни, должен быть всегда на шаг впереди. Среди методологически значимых работ в области непрерывного педагогического образования стоит отметить труды Л. В. Байбородовой, Г. П. Зинченко, Б. Г. Гершунского, В. А. Зверева, В. А. Сластенина, С. М. Годник, Р. Даве, М. Н. Костиковой и др.

Современный человек должен обладать сформированными ценностно-мировоззренческими установками, способен принимать решения и нести за них ответственность, быть социально активным и готовым к вызовам эпохи. Становление и развитие перечисленных черт возможны через образование. Образование позволяет понять, насколько успешно реализуется гуманистическая функция философской антропологии. Меняется человек, меняются его запросы, его деятельность, профессия, меняется мир. И наоборот. И человек должен быть готов к постоянному изменению и обновлению смысложизненных установок. Непрерывное образование, постоянный рост и развитие делают человека открытым новому на протяжении всей жизни. Готовность учиться всю жизнь – безусловное требование современной эпохи, сообразное к тому же природе человека.

Тандем философской антропологии и философии образования предполагает смысл развития общества в развитии индивидуальности каждого отдельного человека. Современный педагог должен создавать ситуации, рождающие глубокий исследовательский интерес к окружающему миру, способные «заразить» постоянным стремлением к знаниям. Качество образования учителя предполагает не только глубокую предметную подготовленность, но и антропологическую рефлексию, самоанализ в контексте педагогической деятельности. Современному обществу нужны не просто специалисты, а люди, способные к системному осмыслению и принятию ответственных решений с гуманистических позиций.

Таким образом, философская антропология диалектически связана с философией образования. Задачи философской антропологии, реализуемые ею функции ставят новые и новые вопросы перед философией образования, от разрешения которых зависит дальнейший виток развития обоих направлений. Философская антропология постулирует мировоззренческие принципы современного человека, философия образования участвует в гармонизации системы образования в соответствии с этими принципами. Поиск идеала человека, осуществляемый философской антропологией, сопровождается внедрением идей по его образованию и воспитанию, например идеи непрерывного и понимающего образования.

 

Список литературы

  1. Колесникова, И. А. Педагогическое вопрошание о человеке будущего / И. А. Колесникова // Непрерывное образование: ХХI век. – 2015. – № 2 (10). – C. 1−17.
  2. Наливайко, Н. В. Современная личность в информационном пространстве: возможности образования / Н. В. Наливайко, Т. С. Косенко, И. В. Яковлева // Философия образования. – 2017. – № 4. – C. 143−152.
  3. Наливайко, Н. В. Антропологический поворот в социокультурном знании и философии образования / Н. В. Наливайко, П. В. Ушаков, Е. В. Ушакова // Философия образования. – 2017. – № 3. – C. 28−37.
  4. Новиков, А. М. Постиндустриальное образование / А. М. Новиков. – Москва, 2008. – 136 с.
  5. Рубанцова, Т. А. Образование постмодерна в поликультурном мире / Т. А. Рубанцова, О. В. Фуряева // Философия образования. – 2012. – № 6 (45). – C. 107−111.
  6. Фофанов, Р. Ю. Образ человека-созидателя будущего : дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13 / Фофанов Роман Юрьевич. – Нижний Новгород, 2018. – 163 с.
  7. Образование человека (Ассоциации развития образования) [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL:  https://o-ch.ru/philosophy/philosophyobr/ (дата обращения 12.04.2019).
  8. Слободчиков, В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования [Электронный ресурс] / В. И. Слободчиков. Москва; Екатеринбург, 2009. – Электрон. дан. – URL: http://www.orenipk.ru/nauka/jour/Slobodchikov5-16.pdf − (дата обращения 10.03.2019).
  9. Сулима, И. И. Философия образования и перспективы философии / И. И. Сулима // Вестник Мининского университета. – 2016. – № 2. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL:  https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/226/227. − (дата обращения 10.03.2019).

 



Просмотров: 3186; Скачиваний: 566;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2019.4945