Профориентация как теоретическая научная сфера, так и как практическая деятельность, востребованная в обществе, появилась в начале XX в. и была обусловлена стартом индустриализации и активным движением трудовых ресурсов. На протяжении XX в. основной вектор профориентации был направлен в сторону экономики [7]. Еще в 1975 г. в Конвенции Международной организации труда № 142 отмечалось, что «профориентация – это и политика, и программы, предназначенные для повышения способности отдельного лица сознавать и, индивидуально или коллективно, оказывать влияние на производственную и социальную среду». С тем, чтобы соответствовать новым вызовам, в 2008 г. была создана Европейская сеть по непрерывной профориентационной политике (European lifelong guidance policy network / ELGPN), целью которой стало развитие профориентации в образовательном секторе и секторе занятости [6]. В материалах Туринского процесса 2012 г. – European Training Foundation – уже фиксируется «необходимость создания новой системы профобразования и обучения (VET) в связи с тем, что профессии эволюционируют, меняются, а ряд профессий с развитием технологий исчезает».
Опыт различных стран (Великобритания, США, Франция, Швеция) в процессе эволюции национальных систем профориентации рассматривался в публикациях российских авторов С. С. Гришпуна [3] и И. Г. Шамсурадовой [10]. Обзор работ этих и других авторов представлен в статьях О. Н. Олейниковой [5], М. Б. Сизовой [8], А. Л. Фурсова [9].
В то же время лучший зарубежный опыт в части развития новых направлений профориентационной работы сконцентрирован в настоящее время в Финляндии и представлен в статьях J. Kettunen, R. Vuorinen, J. Silvonen, L. Koski [13; 17; 18; 26]. В отечественной литературе анализ финского опыта не представлен. В связи с тем, что Финляндия в настоящее время активно апробирует ряд инновационных инструментов в области профориентации (концепция «co-careering»; модель «VIP-консультирования», применение IT-технологий в выстраивании индивидуальных карьерных трендов), а также в связи с недостаточной его изученностью, анализ финского опыта представляется особенно интересным и актуальным [1].
1. Эволюция финской системы профориентации. В Финляндии сложилась уникальная система профориентации, обеспечивающая своими ресурсами различные категории населения на протяжении всего жизненного пути человека. Эта система в своем развитии прошла несколько стадий и в настоящее время оценивается в мире как одна из самых высокоэффективных.
Условно стадии развития системы профориентации в Финляндии связаны со стадиями развития национальной экономики и захватывают следующие периоды [17; 26]:
- 1930–1960 гг. − индустриализация; традиционная профориентация;
- 1960–1990 гг. − государство благосостояния (постиндустриальное); комплексное консультирование;
- 1990 г. – наше время − постпрофессиональное (информационное) общество. Концепция «конструирования своей жизни».
На первой стадии главенствовал принцип: для каждого индивида своя профессия. Индивид и профессия должны подходить друг другу. Профессиональные психологи работали в центрах занятости, а учителя занимались профориентацией в школах. Данный период принято считать «золотой» эрой психологического тестирования.
На второй стадии происходило переформатирование фокуса консультирования. Расширилось понимание самого термина, теперь это не только предоставление информации о профессиях и оценка соответствия качеств человека требованиям профессии, но и формирование комплексного подхода к образовательному пути индивида. Появилась профессиия/должность профконсультанта в школе, и было начато обучение этой профессии в университете. Проводилось комплексное консультирование, использовались групповые и индивидуальные методы консультирования, направленные на поддержку развития ученика.
На третьей стадии в эпоху глобализации и перехода к информационному обществу ключевым фактором в жизни людей является способность ориентироваться в информационных сетях – материальных и нематериальных. Неопределенность становится доминирующим фактором на национальном рынке труда, миграция создает новые культурные возможности и проблемы. Фокус
профориентации смещается на возможности человека и реализуется в концепции «конструирования своей жизни».
Каждая стадия развития системы профориентации диалектически включает в себя и развивает содержание предыдущей стадии.
Одним из элементов концепции «конструирования своей жизни» является постоянное развитие компетенций педагогов-профориентаторов. В статье финских ученых J. Kettunen, R. Vuorinen, J. Sampsonen [14] показано, как социальные сети помогают в построении карьеры через распространение информации; предоставление разнообразного перечня услуг; совместный поиск карьерного пути, или «сo-careering». «Сo-careering», или «совместное построение карьеры», – это концепция, предложенная J. Kettunen [12] и предполагающая развитие карьеры в онлайн-среде через обмен опытом, помощь друг другу, обмен рекомендациями и конструктивное решение вопросов в рамках членов интернет-сообщества.
2. Категориально-понятийный аппарат профориентации. Профессиональная ориентация в нашем сегодняшнем понимании – это обобщающее понятие для комплекса мероприятий и услуг, направленных на оказание помощи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве индивида. Термин «профессиональная ориентация» твердо закрепился в российской научной и общераспространенной лексике, образовательной среде, в законодательстве сферы образования, труда и занятости. Необходимо отметить, что за рубежом термин «профессиональная ориентация» и его буквальный перевод с русского языка («professional orientation») отсутствуют. В международной практике для обозначения этого российского термина используются понятия «карьерное планирование» и «развитие карьеры» («career planning, vocational guidance, career development») [4]. Согласно докладу OECD (Organisation for economic cooperation and development) [25], под карьерным планированием понимается широко развитая система перманентного консультирования по поводу планирования карьерной и образовательной траекторий, будущей профессиональной деятельности, повышения квалификации и профессиональной переподготовки на протяжении всей жизни человека.
Финские специалисты для обозначения выстроенной ими системы услуг используют два основных понятия guidance (руководство, сопровождение) и counseling (консультирование). Во всех документах фигурирует сочетание guidance and counseling.
Counseling означает оказание помощи в решении конкретной проблемы, связанной с самоопределением как при выборе, так и при реализации учебной и профессиональной деятельности. Guidance предполагает наличие широкого спектра услуг и мероприятий, обеспечивающих человека ресурсами для выработки и принятия жизненно важных решений и формирующих у человека компетенции, позволяющие эти решения принимать самостоятельно. Надо заметить, что система guidance and counseling не замыкается исключительно на вопросах профессионального самоопределения или подготовки к выбору профессии. Сферой деятельности guidance and counseling также являются помощь в учебе и решение проблем, связанных со школьной жизнью (например, формирование учебных навыков, пропуски занятий), поддержка и помощь в принятии решений на переходных этапах (например, принятие решения о поступлении в гимназию).
Как уже отмечалось выше, российского термина, однозначно определяющего деятельность системы guidance and counseling, нет. В качестве синонимов counseling применяются термины консультирование, кураторство, наставничество, а в качестве синонимов guidance – сопровождение, руководство, тьюторство. Наиболее близкими терминами, по мнению авторов, являются консультирование и сопровождение. В то же время возможно и использование терминов коунселинг и гайденс.
До недавнего времени подразумевалось, что основной адресат guidance and counseling – это молодые люди, обучающиеся или завершающие свое обучение в школе и решающие задачи выбора будущей профессии. Сейчас считается, что система профориентации lifelong counselling должна охватывать все возрастные категории: от дошкольного детства до завершения трудоспособного возраста. В статье A. G. Watts, & R. G. Sultana [19] отмечается, что во всех странах-членах OECD профориентация рассматривается как общественное благо, связанное с обучением, развитием рынка труда и социальной справедливости. Особенно важен учет этих глобальных целей профориентации в контексте политики обучения на протяжении всей жизни, связанной с активной политикой на рынке труда и концепцией устойчивой занятости. Профориентация должна быть доступна не только для выпускников школ и безработных, но и для каждого человека на протяжении всей его жизни.
3. Политика формирования потребности у молодежи в построении и корректировке карьеры. Guidance and counseling в Финляндии строится на базовом принципе непрерывности образования (т. е. образования на протяжении всей жизни). Guidance and counseling сопровождает этот процесс, предлагая каждому возможность участия в различных формах активности и получения услуг, обеспечивая необходимые условия для осознания своих способностей, умений, компетенций, интересов. Guidance and counseling формирует готовность совершать обоснованные выборы, связанные с получением образования и профессиональной подготовкой; управлять личным образовательным маршрутом и профессиональной карьерой, развивая и реализуя свои способности и интересы.
В Финляндии на национальном уровне реализована правовая основа для guidance and counseling как на всех уровнях образования (от общего до высшего), так и для оказания услуг по трудоустройству. Кроме того, законодательство предусматривает предоставление муниципалитетами услуг по guidance and counseling для молодежи. Национальная стратегия lifelong guidance and counseling определяет цели и методы обеспечения непрерывного межотраслевого и многопрофильного сотрудничества на национальном, региональном и местном уровнях.
Финляндия последовательно работает над созданием согласованной и целостной системы lifelong counselling, которая была бы легкодоступной для всех людей в то время, в том месте и тем способом, которые наиболее соответствуют потребностям личности. Это сделано в тесном сотрудничестве и при взаимопонимании между Министерством образования и культуры, Министерством экономики и занятости и другими ключевыми заинтересованными сторонами. Национальная межведомственная координационная группа дополняется 15 региональными рабочими группами по lifelong counselling.
Основная цель созданной системы – оказание адресной поддержки конкретным лицам в построении профессиональной траектории и в управлении своей карьерой на основе принципа непрерывного обучения. Каждый человек в Финляндии имеет право на получение услуг guidance and counseling независимо от того, учится ли он, работает или является безработным.
В частности, в Финляндии большое внимание уделяется построению индивидуальных карьерных траекторий с использованием IT-технологий. В статье J. Kettunen, R. Vuorinen, O. Ruusuvirta [15] выделяются четыре потенциала IT-сектора при реализации профориентационной деятельности – неиспользованный; развивающийся; признанный, но фрагментированный; стратегический. Эти направления включают в себя понимание политики/стратегии; обоснование использования IT-технологий в профориентации; доступ к IT-технологиям; оценку функционирования IT-сектора; применения онлайн карьерных сервисов; особенности финансирования; мониторинг/оценка результата применения IT-технологий. Каждый из этих потенциалов фрагментирован по направлениям использования IT-сектора в сфере профориентации. Так, например, использование IT-сектора рассматривается как средство для распространения информации; средство коммуникации один на один; пространство для построения карьерных сервисов; пространство для реформ и изменений.
4. Компетенции школьников в сфере guidance and counseling, формируемые в финской школе. Базовая школа в Финляндии включает 7–9-е классы, школьники учатся 30 часов в неделю. Политика в области обучения в базовой школе направлена на создание условий для получения каждым образования, отвечающего самим высоким стандартам благополучия и получения компетенций, необходимых для того, чтобы соответствовать требованиям динамичного и постоянно меняющегося современного общества.
Значительную часть этих компетенций у учеников в школе формируют школьные профконсультанты с использованием базовых учебников [11; 16]. Как правило, консультанты имеют базовое образование в области педагогики и дополнительное образование в области профориентации и консультирования или магистерскую степень в области профориентации и консультирования с эквивалентным объемом зачетных единиц. Guidance and counseling в школе проводится специалистами-профконсультантами, число которых зависит от количества учеников, обычно 1 консультант на 150–200 учащихся. В одной школе могут работать с полной учебной нагрузкой 2–3 профконсультанта. Программа предусматривает 76 часов на каждого школьника в 7–9-х классах. Работа проводится в индивидуальной и групповой формах. Кроме того, в организации профориентационных мероприятий участвуют и учителя-предметники.
Профориентационные уроки с классом проводятся, как правило, профессиональными консультантами. Предметом урока являются учебные навыки и школьная жизнь, самопознание, самоопределение в учебной и профессиональной деятельности, мир профессий и рынок труда. В 7-м классе на профурок выделяется 1 час в неделю, а 2 полных учебных дня в течение года школьники «работают» в организациях своих родителей, где знакомятся со спецификой их профессии и рабочим местом. В 8-м классе профурок проводится 1 раз в неделю, школьники знакомятся с миром профессий и проводят полную рабочую неделю на предприятии или в организации. В 9-м классе профориентационный урок также планируется 1 раз в неделю, но акцент уже делается на продолжение обучения или в гимназии («лукео»), или в профессиональном училище; школьники также работают полную рабочую неделю на предприятии по выбранной ими профессии. Факультативные предметы, такие как экономика домашнего хозяйства, деревообрабатывающие и металлообрабатывающие производства, электроника, СМИ, дополняют профориентационные уроки, для проведения которых разработаны учебники, включающие текстовые и иллюстрационные материалы по всем разделам, а также вопросы для понимания материала [11; 16].
Школьники и их родители имеют возможность консультироваться с учителями и профконсультантом по различным вопросам, как связанным с их индивидуальным обучением в школе, так и относительно перспективного образования в гимназии («лукео») или в профессиональном училище.
Консультант проводит уроки, организует и проводит встречи со школьниками и родителями во внеурочное время, обеспечивает информацией и консультирует по поводу учебы в школе, перспектив дальнейшего обучения и будущей работы. В его обязанности входит оказание помощи при выборе курсов по выбору, распределение учеников по классам, организация экскурсий в учреждения профессионального образования и в бизнес-компании, организация классных собраний и, кроме того, контроль за успеваемостью и подготовкой к выпуску (завершению обучения), помощь в поступлении в университеты. Объем индивидуальной работы профконсультанта со школьником обычно выше, чем объем учебных занятий со всем классом.
5. Консультирование в университете прикладных наук. В Финляндии после 12-го класса гимназии абитуриент может получить высшее образование или в классическом университете, или в университете прикладных наук. Завершая учебу в университете прикладных наук, студенты получают политехническую степень бакалавра. На этом уровне высшего образования система lifelong counselling реализуется применительно к текущим потребностям студентов в новых компетенциях.
Консультанты входят в штат профессорско-преподавательского состава университета. Например, в Karelia University of Applied Sciences (UAS) [22], где обучается 4 тысячи студентов, 21 штатный консультант, т. е. один консультант на 200 студентов. Организационно такую работу курирует студенческая служба – это подразделение, отвечающее за управление студентами и предоставление услуг студентам (вопросы, связанные с зачислением, правом на обучение, финансовой помощью, сертификатом об учебе и т. д.). Штатная численность – 7 сотрудников плюс руководитель.
Учебное консультирование является систематическим, целенаправленным и гибким руководством. Оно может быть связано с содержанием обучения или с освоением компетенций или же может просто предоставлять информацию и поддержку. Консультирование непосредственно связано с процессом обучения и учитывает индивидуальную ситуацию студента в жизни и культурные аспекты. В зависимости от потребностей студента консультации могут быть индивидуальными или групповыми, а могут быть и виртуальными.
На разных стадиях учебы в университете акценты деятельности консультанта различаются. На ранней стадии – это вопросы начала учебы, расписания, управления временем, анализ трудностей и необходимость поддержки. На промежуточной стадии − соответствие успехов в учебе поставленным целям, анализ трудностей, необходимость изменения индивидуального плана учебы, прогресс в управлении временем, необходимость поддержки и консультирования.
На заключительной стадии и при подготовке диплома обсуждается, какой вид профессиональных компетенций приобрел студент во время учебы, в том числе для международного использования (языковые навыки, навыки взаимодействия, культурная компетентность, открытость, адаптивность, любознательность, поведенческая гибкость, а также способность работать в различных типах команд).
Как результат реализации системы учебного консультирования в Karelia UAS, число отчисленных студентов уменьшилось в три раза за период с 2012 по 2015 г., а число студентов, получивших 55 и более кредитов в один академический год, выросло в полтора раза. Число первокурсников, довольных системой учебного консультирования, выросло с 77 до 86 %. Число выпускников, трудоустроившихся по полученной специальности, достигло 80 % [22].
6. Университетская подготовка профессиональных консультантов. Одна из причин высокого уровня развития системы профориентации в Финляндии заключается в том, как готовятся специалисты с высоким уровнем профессиональной теоретической и практической подготовки. Профконсультанты, которые работают в школах, должны иметь базовое высшее образование в сфере guidance and counseling или степень магистра в области образования, после чего им необходимо пройти дополнительную подготовку по профессиональному консультированию, основанную на изучении теории и практической деятельности на рабочих местах. Столь же высоки стандарты подготовки специалистов для работы в учреждениях и организациях системы занятости и экономического развития.
В настоящее время в Финляндии работает свыше 1300 профессиональных консультантов с высшим образованием. Большинство из них получили базовое образование бакалавриата (300 кредитов) или магистратуры (120 кредитов) в Университете Восточной Финляндии [21] или в Университете Ювяскюля [23]. Повышение квалификации по тематике консультирования составляет 60 кредитов при наличии базового педагогического образования и реализуется, кроме этих двух университетов, и в других образовательных организациях высшего образования.
7. О возможности трансфера финских стандартов и технологий в Россию. Использование финского опыта и технологий профориентационной работы в российских школах и университетах в эпоху глобализации и перехода к информационному обществу могло бы позволить более эффективно готовить молодых людей для жизни в современном цифровом мире [1]. Финская модель является хорошим ориентиром как в оценке современного состояния, так и в реализации перспектив развития системы профориентации в России.
Было бы несправедливым утверждать, что система профориентации в России является неэффективной и умалять работу специалистов и используемые ими профориентационные технологии. В конце 2018 г. в России стартовал масштабный проект ранней профориентации «Билет в будущее». Проект предполагает организацию профессиональных проб для школьников по семи кластерам профессий, школьникам-участникам проекта предлагается пройти он-лайн тестирование с использованием современных методик, оценивающих способность делать самостоятельный выбор, профессиональные способности и интересы. С 2013 г. организуется работа Всероссийского форума профессиональной ориентации «ПроеКТОриЯ». В мероприятиях форума, деятельность которого направлена на решение актуальных задач профессиональной ориентации и самоопределения, участвуют эксперты крупнейших компаний и образовательных организаций, школьники и педагоги.
В ряде регионов Российской Федерации накоплен опыт системного решения задач профориентации. Проект «Перспектива», реализуемый Тюменьским центром профориентации, включает в себя несколько направлений работы: организации межведомственного взаимодействия, методические разработки, подготовку кадров, работу с обучающимися школ и организаций профессионального и высшего образования (профориентационный элективный курс для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ, возможность прохождения профессиональных проб в организациях и на предприятиях региона и многое другое).
Тем не менее, несмотря на сходство в определении основной цели существования профориентации как системы – формирование у человека готовности к самостоятельному профессиональному самоопределению и сопровождение его на разных этапах самоопределения, существует ряд расхождений, касающихся места и роли профконсультанта в построении работы со школьниками и взрослыми людьми, решаемых в процессе консультирования и др. В нашей стране роль профессионального консультанта в индивидуальной работе со школьниками, студентами явно преуменьшается, приоритет отдается технологиям, позволяющим одновременно проводить работу с большим числом клиентов, профессиональная ориентация школьников традиционно направлена на выбор вуза или колледжа для получения образования, а не на построение осознанной карьерной траектории личности с учетом востребованности профессий, как это делается в Финляндии. Стоит, однако, отметить, что эти расхождения существуют скорее не во взглядах специалистов-представителей профессионального сообщества, а тех, кто определяет политику в стране в области профориентации.
В освоении финского опыта первыми шагами могли бы стать разработка и реализация магистерских программ подготовки профессиональных профконсультатов. Именно высокими стандартами профессиональной подготовки специалистов в сфере консультирования, опорой на исследования и науку, включенностью финских специалистов в мировое профессиональное сообщество обясняется высокая эффективность финской модели профориентации. В Российской Федерации отсутствует подготовка профессиональных педагогов-профориентаторов, обеспечивающая системную ориентацию школьников
8−10-х классов на выбор профессий, востребованных в будущем на рынке труда и обеспечивающих реализацию концепции «life design».
Учитывая готовность финских коллег делиться своим опытом, перспективным направлением сотрудничества является создание совместных магистерских программ, в разработке и реализации которых могли бы участвовать представители России и Финляндии. В качестве примера представляется возможным реализовать подготовку педагогов-профориентаторов в рамках пилотной магистерской программы «Тьюторское сопровождение в образовании» по направлению подготовки магистратуры 4.04.02 «Психолого-педагогическое образование».
Предполагается, что подготовка в магистратуре в рамках пилотного проекта будет проводиться для студентов, окончивших бакалавриат по различным направлениям с педагогическим уклоном (математика, физика, биология, филология, иностранный язык, история и т. д.). По окончании обучения в магистратуре выпускник получает квалификацию «тьютор», включенную АСИ в перечень профессий будущего. Разрабатываемые в настоящее время в нашей стране профессиональные стандарты специалистов в системе образования также включают в себя должность тьютора. По стандарту трудовые функции тьютора связаны в том числе и с оказанием консультативной поддержки обучающимся в процессе их профессионального самоопределения. Педагог с квалификацией «тьютор» наряду с профориентационной деятельностью будет иметь возможность проводить занятия по предметам школьной программы в рамках полученной квалификации по программам бакалавриата.
Важен также опыт зарубежных коллег в области использования современных информационных технологий в профориентации. Интернет-ресурсы, к которым имеют доступ наши соотечественники (профориентационные интернет-порталы для проведения массовых профориентационных мероприятий) [20; 24], профессиональной диагностики, информирования о мире профессий, учебных заведениях и рынке труда [2]), только отчасти решают ключевую проблему формирования у молодежи и взрослых людей компетенций, обеспечивающих способность самостоятельно планировать свое продвижение в мире профессий и принимать решения, связанные с самоопределением. Разрабатывамые в Финляндии IT-технологии, в частности дающие возможность выстраивать индивидуальные карьерные траектории [15], представлют собой профориентационные технологии более высокого уровня. Использование их на практике позволяет индивидуализировать работу с клиентами и вместе с тем делает профориентационные услуги более доступными.
Одну из причин высокой эффективности своей модели финны видят в особенностях организации взаимодействия отдельных ее подструктур, объединенных общими целями и задачами и работающих на благо финского общества. Это относится и к организации работы на разных уровнях образования (школьная система профориентации, консультационные службы в профессиональных колледжах и университетах, центры занятости), координации деятельности специалистов федерального, регионального и муниципального уровней, взаимодействию бизнеса и государственных служб. Успешно функционирует система методического обеспечения и сопровождения профессиональной деятельности профессиональных консультантов. В России, по сути, отсутствует система государственного управления профориентацией, приоритет отдается «точечным» масштабным мероприятиям и проектам. На уровне регионов в недавнем прошлом функция интеграции профориентационной деятельности возлагалась на региональные центры профориентации. Большинство этих центров были переданы на региональное финансирование и прекратили свое существование в начале 2000-х гг. Как следствие весьма значительная часть школьников и студентов лишилась возможности получать квалифицированную психологическую помощь и поддержку специалиста в случае затруднений в решении задач самоопределения.
Отдельного внимания заслуживает организация работы консультационных служб в профессиональных колледжах и университетах Финляндии. Система работы консультантов построена так, что в фокусе внимания оказывается каждый студент, сталкивающийся на пути построения своей карьеры с какими-либо трудностями. Студент, получающий профессию в России, вынужден решать свои проблемы самостоятельно, хотя в ряде учебных заведений накоплен опыт создания служб, оказывающих помощь в построении карьеры. Очевидными эффектами внедрения финских технологий в работу таких служб стали бы снижение студенческого отсева, повышение удовлетоворенности выбором профессии, профессиональный рост и карьерные достижения выпускников.
Таким образом, изучение финского опыта в области сфере guidance and counseling может послужить отправной точной для реорганизации системы профориентации в нашей стране. Интереса заслуживают как сама концептуальная модель, так и конкретные подходы к организации системы предоставления профориентационных услуг, программы подготовки профессиональных консультантов, технологии профориентационной работы и многое другое, что делает финскую модель одной из лучших в мировой практике.
Очевидно, что возможности внедрения опыта финских специалистов в российскую реальность определяются множеством различных факторов и, преждего всего, готовностью государства вкладывать ресурсы в развитие системы профориентации в России, отвечающей всем современным требованиям и, главное, требованиям и условиям современной реальности. Важно понимать, что одна из лучших в мире система образования Финляндии, успешно функционирующая экономика, высокие показатели индексов психологического благополучия населения напрямую связаны с построенной в стране системой сопровождения и консультирования.
Система профессиональной ориентации школьников должна быть направлена на построение долгосрочной карьерной траектории личности, гармонично сочетающей базовые принципы «хочу», «могу», «надо». В настоящее время в Финляндии сложилась уникальная система профориентации, где одномоментно определяющую роль в профориентации играет как система мониторинга и прогнозирования ситуации в экономике и на рынке труда, так и помощь/обеспечение молодежи различными ресурсами при выборе будущей профессии. Таким образом, акцент в финской системе делается одновременно на все три компонента профессионального выбора − «надо» (с учетом перспективных профессий на муниципальном рынке труда) и «хочу»/«могу» (с учетом психологических, социальных возможностей индивида).
Список литературы
- Актуальные вопросы развития системы профессиональной ориентации и общественно полезной деятельности учащихся : сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции (25–27 октября 2017 г.) / под ред. В. А. Гуртова // Петрозаводск : Издательство ПетрГУ, 2017. – 303 с.
- Блинов, В. И. Показатели качества управления профориентационной работой в субъекте Российской Федерации / В. И. Блинов, З. К. Дулаева, Л. Н. Куртеева, И. С. Сергеев // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. − 2018. − № 2 (38). − С. 29−34.
- Гриншпун, С. С. «Академия Х»: подготовка американских школьников к жизни и труду / С. С. Гриншпун // Педагогика. – 2006. − № 4. – С. 103–108.
- Гуртов, В. А. Планирование карьерной траектории школьников: ориентация на «хочу», «могу» и «надо» / В. А. Гуртов, Е. А. Хотеева // Интеграция образования. − 2018. − Т. 22. − № 1. − С. 133‒149.
- Олейникова, О. Н. Профессиональная ориентация и содействие в выборе профессиональной карьеры. Международный опыт : методологическое пособие / О. Н. Олейникова, А. А. Муравьева, Н. М. Аксенова. – Москва : АНО Центр ИРПО, 2012 – 70 с.
- Пряжников, Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н. С. Пряжников. − Москва : Академия, 2008. − 320 с.
- Пряжникова, Е. Ю. Профориентация / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. – Москва : Академия, 2005. – 496 с.
- Сизова, М. Б. Зарубежный опыт организации профориентационной работы в школе / М. Б. Сизова // Экономика в школе. – 2012. − № 1. – С. 34−46.
- Фурсов, А. Л. Зарубежный и отечественный опыт организации системы профессиональной ориентации населения / А. Л. Фурсов // Гуманитарный научный журнал. – 2013. − № 1. − С. 32−39.
- Шамсутдинова, И. Г. Профессиональная ориентация учащихся во Франции / И. Г. Шамсутдинова, О. И. Павлова // Педагогика. – 2007. − № 4. – С. 101–111.
- Futurix. Oppilaanohjaus 7−9. – Keuruu, 2015. − 213 p.
- Kettunen, J. Career practitioners' conceptions of social media in career services / J. Kettunen, R. Vuorinen, J. Sampson // British Journal of Guidance & Counselling. – 2013. – Т. 41. – Вып. 3. – Р. 302−317.
- Kettunen, J. Career practitioners' conceptions of competency for social media in career services / J. Kettunen, J. Sampson, R. Vuorinen // British Journal of Guidance & Counselling. – 2015. – Т. 43. – Вып. 1. – Р. 43−56.
- Kettunen, J. Practitioners' Experiences of Social Media in Career Services / J. Kettunen, R. Vuorinen, J. Sampson // Career Development. – 2015. – Т. 63. – Вып. 3. – Р. 268−281.
- Kettunen, J. European Lifelong Guidance Policy Network representatives' conceptions of the role of information and communication technologies related to national guidance policies / J. Kettunen, R. Vuorinen, O. Ruusuvirta // International Journal for Educational and Vocational Guidance. – 2016. – Т. 16. – Vol. 3. – Р. 327−342.
- Valmentaja. Oppilaanohjaus 7−9. – Helsinki, 2017. − 210 p.
- Vanhalakka-Ruoho, M. Educational pathways of ninth grade adolescents: Transition practices in vocational and academic families / M. Vanhalakka-Ruoho, L. Koski, J. Silvonen // Australian Journal of Career Development. – 2016. – Т. 25. – Vol. 3. – Р. 117−128.
- Vuori, J. The benefits of a preventive job search program on re-employment and mental health at 2-year follow-up / J. Vuori; J. Silvonen // Journal of Occupational and Organizational Psychology. – 2011. – Т. 78. − Р. 43−52.
- Watts, A. G. Career guidance policies in 37 countries: Contrast and common themes / A. G. Watts, R. G. Sultana // International Journal for Educational and Vocational Guidance. – 2004. − № 4. – Р. 105–122.
- Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока: офиц. сайт [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL: http://dv-arctic.labourmarket.ru/. – (дата обращения 15.04.2019).
- Университет Восточной Финляндии [Электронный ресурс] // University of Eastern Finland: офиц. сайт.– Электрон. дан. – URL: https://www.uef.fi/ru/web/russian. – (дата обращения 15.04.2019).
- Университет Прикладных Наук «Карелия» [Электронный ресурс] // Karelia University of Applied Sciences: офиц. сайт. – [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL : http://www.karelia.fi/en. – (дата обращения 15.04.2019).
- Университет Ювяскюля [Электронный ресурс] // University of Jyväskylä: офиц. сайт. –Электрон. дан. – URL: https://www.jyu.fi/en. – (дата обращения 15.04.2019).
- Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» : офиц. сайт [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL: https://proforientator.ru/. – (дата обращения 15.04.2019).
- England [Электронный ресурс] // Career guidance and public policy: bridging the gap [France], 2004. − P. 171.– Электрон. дан. – URL: http://www.oecd.org/edu/innovation-education/34050171.pdf. – (дата обращения 15.04.2019).
- Finland: Ministry of Education Strategy: 2015, issued in 2003 [Электронный ресурс] // National strategy for lifelong learning [Fnland], 2011. – Электрон. дан. – URL: http://uil.unesco.org/document/finland-ministry-education-strategy-2015-issued-2003. – (дата обращения 15.04.2019).