Профессиональное туристское образование обладает спецификой, обусловленной тем, что сфера туризма – многоотраслевой комплекс, в котором востребованы кадры разных уровней: технического, технологического, управленческого. Оно направлено на удовлетворение потребностей предприятий туристской индустрии в высокопрофессионально подготовленных специалистах [9]. На сегодняшний день в сфере туристского образования можно выделить 4 задачи, рассмотренные далее.
Задача 1. Необходимость внедрения в образовательный процесс профессиональных стандартов.
Процесс внедрения в туристское образование профессиональных стандартов идет достаточно сложно. На начало 2019 г. в сфере туризма приняты и действуют только два профессиональных стандарта: «Экскурсовод (гид)» (04.08.2014, с изменениями от 12.12.2016 г.) и «Инструктор-проводник» (29.09.2017), определяющие трудовые функции работников туристской сферы. Профессиональный стандарт «Специалист по предоставлению туристских услуг» существует только в проекте 2013 г., а стандарт «Специалист по формированию, продвижению и реализации туристского продукта» в проекте 2016 г. На сегодняшний день они так и не приняты.
Задача 2. Необходимость введения новых направлений и профилей подготовки с учетом развития туриндустрии и появления новых профессий в сфере туризма.
Специалисты считают, что профессию турагента в ближайшие годы уничтожат такие факторы, как склонность потребителей к индивидуальному туризму взамен массовых туров, а также рост популярности спонтанного отдыха вместо четко спланированного. В настоящее время появляется большое количество разнообразных онлайн-сервисов по бронированию средств размещения, билетов на транспорт, предложений в сфере досуга и частных экскурсий, что позволяет потребителям без посредников организовывать свой отдых. Тем не менее профессия турагента не просто уйдет, а будет замещена профессией режиссера индивидуальных туров, который по индивидуальным требованиям потребителей, которые не желают заниматься подготовкой путешествия, спланируют тур на высоком профессиональном уровне с учетом индивидуальных потребностей заказчика. Также на туристском рынке в ближайшие 5–20 лет ожидается появление таких профессий, как бренд-менеджер пространств; разработчик интеллектуальных туристических систем; дизайнер дополненной реальности территорий; архитектор территорий; менеджер космотуризма, разрабатывающий программы посещения околокосмического пространства, орбитальных комплексов и космических сооружений; менеджер по кросс-культурной коммуникации, сопровождающий документооборот компании на иностранных языках, обучающий переговорам с иностранными партнерами, консультирующий руководство компании по ведению бизнеса в других странах. Все эти профессии объединят следующие надпрофессиональные навыки: системность мышления, межотраслевая коммуникация, навыки управления проектами, бережливое производство с использованием программирования и искусственного интеллекта, клиентоориентированность, мультикультурность и мультиязычность, работа в условиях неопределенности и навыки художественного творчества [10].
Задача 3. Повышение роли работодателей в процессе организации образовательной деятельности в туризме.
Отсутствие научно обоснованного заказа туриндустрии на подготовку кадров ведет к недостаткам подготовки студентов к профессиональной деятельности и требует проведения исследований потребностей туриндустрии в целях выявления востребованных на рынке направлений, уровней, профилей и количества подготавливаемых специалистов. В целях совершенствования подготовки кадров необходимо активное подключение работодателей на всех этапах реализации образовательных программ: планирование образовательного процесса, формирование образовательных и профессиональных стандартов, разработка образовательных программ и рабочих программ дисциплин (включая фонды оценочных средств), проведение аудиторных занятий (особенно практических), руководство практикой, государственная итоговая аттестация.
Задача 4. Концентрация подготовки кадров для туризма в профильных образовательных учреждениях или опорных университетах, имеющих необходимую материально-техническую базу, квалифицированный профессорско-преподавательский состав и опыт сотрудничества с работодателями в процессе профессиональной подготовки.
В Республике Карелия подготовку кадров по укрупненной группе направлений 43.00.00 «Сервис и туризм» осуществляет кафедра туризма Института физической культуры, спорта и туризма Петрозаводского государственного университета, являясь региональной образовательной площадкой проекта «Общенациональная система подготовки и повышения квалификации специалистов индустрии туризма», реализуемого Федеральным агентством по туризму.
Современная практика туризма формирует устойчивый спрос на бакалавров и магистров направления «Туризм». В сфере современного туризма можно выделить следующие актуальные на сегодняшний день тренды в развитии мирового туризма, отмеченные Всемирной туристской организацией, а также порталом TripAdvisor:
‒ акцент на ответственный туризм, включающий соблюдение стандартов обслуживания;
‒ интерес к «медленному» туризму, который подразумевает неспешный отдых в дестинации с ежедневным посещением не более 1–2 туристских объектов;
‒ развитие доступной среды для всех категорий туристов, в частности для людей, имеющих ограниченные возможности здоровья;
‒ внедрение новых технологий;
‒ активное развитие альтернативного (нишевого) и специализированного туризма: гастрономического, событийного, свадебного и др.;
‒ готовность потребителей платить за «интересные» направления;
‒ обязательная возможность туристов с любого уголка мира, страны, региона выйти на связь с внешним миром, их необходимость уделять внимание своему присутствию в Интернете.
Это требует нового подхода к выбору технологий туристского образования, позволяющих формировать профессиональное мышление, основанное на понимании особенностей организации подготовки кадров для туристской деятельности, базирующихся на идеях гуманизации, демократизации, опережающего и непрерывного образования. Непрерывное туристское образование реализуется с соблюдением принципов развития базового образования, многоуровневости образовательных программ, взаимодополнительности основного и дополнительного образования, мобильности образовательных программ и их преемственности, интеграции образовательных структур, гибкости организации форм обучения [3].
Технологии непрерывного туристского образования определяются целями и направленностью образовательных программ и представляют собой управляемую систему действий, способствующих подготовке кадров для выполнения различных видов деятельности в организациях сферы туризма.
Концепция туристского образования базируется на философии туризма, согласно которой путешествия рассматриваются как форма самореализации личности. Потребность путешествовать у человека формируется постепенно, как результат поиска впечатлений, отличающихся от повседневно доступных индивидуму. Как правило, человеком движет желание познать новую природную среду, стремление увидеть другие ландшафты, погрузиться в иной социум, где можно встретиться с непривычным культурным окружением [3]. Путешественник является не просто потребителем туристского продукта, а индивидуумом, приобщающимся к миру природы, культурных ценностей других народов, но тем не менее остающимся в мире своих интересов, желаний, потребностей, стремлений, ценностных ориентиров.
Помимо ориентации на ценности, потребности и ожидания туристов, в процессе профессиональной подготовки необходимо уделять внимание профессионально-ценностной ориентации знаний и умений самих выпускников, поскольку конечная профессиональная удовлетворенность выбранной профессией является следствием адекватности восприятия ценностных ориентаций, что позволяет выдерживать рабочие нагрузки, мобилизовываться, показывать результаты, которые ожидает видеть работодатель [9].
Для повышения уровня профессионально-ценностной ориентации выпускников процесс профессиональной подготовки должен быть практико-ориентированным, приближенных к реальному производственному процессу в сфере туриндустрии. Необходимо привлекать к образовательному процессу работодателей, способных показать настоящие рыночные условия труда и реальные требования к работникам сферы туризма, развивать профессиональное сознание, связывать его с процессом обучения и отношением к профессии, ее престижности, не забывая об индивидуальном развитии способностей и интересов студентов, их личностных качеств, способствующих творческой активности, общекультурному росту и социальной мобильности: целеустремленности, организованности, трудолюбию, ответственности, самостоятельности, гражданственности, приверженности этическим ценностям, толерантности, настойчивости в достижении цели.
Изменения внешней среды, активная смена тенденций в области туризма, а также высокий уровень ценностно-профессиональной ориентации определяют потребность будущих и настоящих сотрудников предприятий индустрии туризма в непрерывном образовании и постоянном повышении своей квалификации.
В Карелии на сегодняшний день сложилась система непрерывного образования и подготовки кадров для туристского комплекса республики. Данная система направлена на усвоение обучающимися всех необходимых компетенций (знаний и навыков) для работы в сфере туризма и гостеприимства (рис. 1).
Рис. 1. Взаимосвязь уровней непрерывного туристского образования
и образовательных технологий
Несмотря на то что в школах Республики Карелия отсутствуют специализированные классы либо отдельные дисциплины, в рамках которых школьники могли бы получать подготовку по направлению «Туризм», действуют учреждения дополнительного образования туристской направленности, например, программы «Спортивное ориентирование и туризм», «Моя маленькая Родина» при Петрозаводском дворце творчества детей и юношества, программы туристско-краеведческой направленности Республиканского центра детско-юношеского туризма. Целью дополнительного образования школьников в сфере туризма является создание условий для самовыражения, самоопределения, саморазвития; гражданско-патриотического воспитания детей, подростков и молодежи через занятия туристско-краеведческой деятельностью. В рамках занятий ежегодно проводятся массовые туристско-оздоровительные мероприятия, осуществляется пропаганда туристско-краеведческой деятельности в молодежной среде, идет обучение детей туризму, экологии, краеведению, привлечение их к участию в походах, лагерях и экспедициях.
Для дополнительного образования в туризме характерно применение таких образовательных технологий, как игровые (деловые, ролевые, тренинговые игры, творческие конкурсы), широко распространены компьютерные и мультимедиа технологии: интерактивная доска, гипертекст, мультимедийные презентации, мультимедийные игры, виртуальные экскурсии, ТВ-технологии.
Следующим этапом в системе непрерывного образования в сфере туризма и гостеприимства является среднее профессиональное образование. Программы среднего профессионального образования по направлению «Туризм» и «Гостиничный сервис» в Республике Карелия реализуются в Петрозаводском педагогическом колледже, Кооперативном техникуме (г. Петрозаводск), Колледже технологии и предпринимательства (г. Петрозаводск), Северном колледже (г. Сегежа), Сортавальском колледже (г. Сортавала). Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Таким образом, выпускники колледжей получают возможность овладения какой-либо профессией в сфере туризма и гостеприимства (например, администратор или офис-менеджер).
В среднем профессиональном образовании успешной подготовке выпускников будет способствовать применение образовательных технологий коллективного взаимодействия (деловые и ролевые игры, мозговой штурм, дебаты, сотрудничество, диалог), а также моделирование ситуаций, возникающих в области профессиональной деятельности обучающегося, что позволяет сформировать у него не только теоретические, но и практические навыки, необходимые для работы в отрасли туризма.
Система высшего образования в туризме в Карелии на сегодняшний день представлена Петрозаводским государственным университетом – опорным университетом Республики Карелия. На кафедре туризма Института физической культуры, спорта и туризма Петрозаводского государственного университета реализуются программы академического и прикладного бакалавриата по направлениям «Туризм», «Гостиничное дело» и «Сервис», а также магистерская программа по направлению «Туризм» [6; 12].
Студенты получают необходимые знания в области технологии и организации экскурсионных услуг, гостиничной деятельности и услуг питания, предпринимательской деятельности в сфере услуг, изучают широкий круг профессиональных, социально-экономических и гуманитарных дисциплин. Есть возможность изучения нескольких языков (английский, финский, французский, немецкий). Выбор учебных дисциплин определен требованиями образовательных и профессиональных стандартов.
Большое внимание уделяется организации практического обучения. Студенты, в зависимости от выбранной специальности, проходят практику в лучших организациях туристической отрасли: турфирмах, гостиницах, ресторанах, национальных парках, страховых компаниях [4].
В результате окончания программ бакалавриата выпускники кафедры туризма работают в туристских фирмах, гостиничных комплексах, предприятиях общественного питания, музеях, общественных организациях. После освоения магистерской программы по направлению «Туризм» выпускники могут работать в сферах образования, науки, государственного и муниципального управления в туризме.
Задачи образовательного процесса ориентированы по основным видам деятельности будущих выпускников. В Петрозаводском государственном университете обучающиеся по программам бакалавриата укрупненной группы направлений 43.00.00 «Сервис и туризм» готовятся к производственно-технологической, проектной и сервисной деятельности, а магистранты – к организационно-управленческой и научно-исследовательской видам деятельности (рис. 2).
Производственно-технологическая деятельность предполагает подготовку выпускников к использованию в процессе формирования, продвижения и реализации туристского продукта и предоставлении услуг разнообразных информационных и коммуникативных технологий. Информационные технологии необходимы для бронирования услуг, управления туристским предприятием, бронирования. Активно используются компьютерные технологии общего пользования и автоматизации. Коммуникативные технологии направлены на общение с потребителями услуг, предотвращение конфликтов, продвижение туристского продукта на рынке.
Проектная деятельность направлена на создание нового туристского продукта и продвижение услуг в сфере досуга и экскурсий предприятием с учетом разнообразных требований: нормативных, технологических, социально-экономических, информационной безопасности, индивидуальных требований потребителей.
Сервисная деятельность связана с организацией процесса обслуживания потребителей, формированием комплексного туристского продукта с учетом обеспечения стандартов качества и норм безопасности, формированием клиентурных отношений и разработкой внутренних нормативных документов по обеспечению качества и стандартизации туристских услуг, формированием экскурсионных (туристских) групп.
Рис. 2. Виды профессиональной деятельности выпускников
в сфере туристского образования
Подготовка магистров дополняется организационно-управленческой и научно-исследовательской видами деятельности для подготовки к организации работы исполнителей на предприятиях туристской индустрии, принятия и обоснования оперативных управленческих решений, расчета и оценки затрат на туристский продукт и функционирование предприятия, исследования и мониторинга рынка туристских услуг, адаптации инновационных технологий к деятельности туристского предприятия и применения прикладных методов исследовательской деятельности в сфере туристской индустрии. Магистранты готовятся к руководству туристской и экскурсионной организацией, поэтому они должны быть готовы и способны к определению концепции и стратегии развития экскурсионного подразделения, организации деятельности по реализации экскурсионных услуг и формированию кадровой политики предприятия.
Виды деятельности определяют образовательные технологии, которые могут успешно применяться в процессе реализации образовательных программ бакалавриата и магистратуры:
‒ образовательные технологии проблемного обучения: проблемное изложение материала, эвристическая беседа, решение проблемных ситуаций, частично поисковые и исследовательские методики;
‒ образовательные технологии интерактивного обучения или модерации: разбор конкретных ситуаций, выполнение практических заданий (кейсов) с заданиями, способствующими развитию профессиональных компетенций, дискуссии, диалог, синтез мыслей, общий проект, круг идей, аквариум, броуновское движение, дерево решений;
‒ образовательные технологии проектного обучения: исследовательские, познавательные, творческие, игровые, практико-ориентированные проекты; индивидуальные, парные, групповые; краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
Непрерывное туристское образование не заканчивается программами бакалавриата и магистратуры. Сотрудники туристских предприятий, согласно профессиональным стандартам, должны регулярно проходить программы повышения квалификации. На основе профессиональных стандартов в области туризма кафедрой туризма Петрозаводского государственного университета был разработан пул программ дополнительного профессионального образования для сотрудников предприятий индустрии туризма Республики Карелия:
1. «Инструктор-проводник. Базовый уровень» (72 часа). Курс нацелен на подготовку инструкторов-проводников для некатегорийных маршрутов. Предназначен для начинающих инструкторов-проводников. В программе курса предусмотрены лекционные и практические занятия, учебно-тренировочные занятия, учебно-показательные занятия, специальные упражнения на развитие определенных мышечных групп, необходимых для успешного прохождения похода выходного дня. Итоговая аттестационная работа по результатам обучения на курсах в форме зачетов по пяти теоретико-практическим модулям программы и экзамена в форме похода выходного дня. Модули курса: основы туристской подготовки; топография и ориентирование; краеведение; обеспечение безопасности в походе; первая доврачебная помощь; практический раздел: специальная физическая подготовка и участие в туристском походе выходного дня. Слушатели 3 раза в неделю посещают теоретические и практические занятия согласно учебно-тематического плана, участвуют в учебно-тренировочных занятиях и походе.
2. «Гид-экскурсовод» (72 часа). Курс нацелен на повышение профессиональных компетенций работников туризма в области экскурсионной деятельности, приобретение профессиональных умений и навыков специалиста гида–экскурсовода. Предназначен для начинающих экскурсоводов. В программе курса предусмотрены лекционные и практические занятия, учебно-тренировочные экскурсии (без участия группы под руководством опытного методиста), учебно-показательные экскурсии (проводятся опытными методистами), выездные занятия «у объекта», специальные упражнения на развитие памяти, наблюдательности. Итоговая аттестационная работа по результатам обучения на курсах в форме экзамена, состоящего из двух частей: теоретической и практической. Практическая часть экзамена предполагает сдачу обзорной городской экскурсии. Модули курса: основы организации туристской индустрии; основы экскурсоведения; методика подготовки и техника ведения городской экскурсии; история города и его окрестностей. Слушатели 3 раза в неделю посещают теоретические и практические занятия согласно учебно-тематического плана, участвуют в учебно-тренировочных и учебно-показательных экскурсиях.
3. «Безопасность экскурсионных маршрутов» (16 часов). Курс нацелен на повышение квалификации в области безопасности экскурсионных маршрутов. Полезен гидам-экскурсоводам и иным специалистам, работающим на экскурсионном маршруте. Курс включает изучение материалов по предварительной оценке безопасности маршрута, оценке потенциальных рисков на маршруте, регистрации группы на маршруте в МЧС (при необходимости). Включены занятия по оценке абиотических и биотических факторов, способных оказать негативное влияние на организм туриста; рассмотрены способы минимизации отрицательного воздействия на организм. В рамках обучения большое внимание будет уделяться основам первой доврачебной помощи при различных видах травм, отравлениях, общем переохлаждении, отравлении, утоплении, остановке сердца и дыхания. Модули курса: предварительная подготовка к реализации экскурсионного маршрута; оценка рисков развития опасных ситуаций на маршруте; способы противодействия опасным ситуациям на маршруте; первая доврачебная помощь.
4. «Основные туристские объекты Карелии (для работников гостиничного бизнеса)» (16 часов). Курс рассчитан на повышение квалификации в первую очередь администраторов гостиниц, но будет полезен и другим категориям работников сферы гостеприимства. Освоение курса даст возможность консультировать гостей города, проживающих в гостиницах, избавив их от необходимости поиска информации об интересных туристских объектах и траты времени на поиск турфирм. Это позволит сэкономить время пребывания гостей для знакомства с наиболее важными культурными объектами Карелии и сформирует интерес для нового посещения края, а значит, будет способствовать увеличению туристского потока и загрузке номерного фонда гостиниц. Курс включает изучение истории туризма Карелии и особенностей современного регионального туристского рынка, знакомство с основными туристскими объектами и организационными возможностями их посещения. Занятия будут проходить не только в аудитории, но и на базе музея «История туризма Карелии» с использованием современного мультимедийного оборудования и привлечением опытных экскурсоводов и гидов-переводчиков. В процессе обучения также будет уделяться внимание правилам построения художественной речи, ораторскому мастерству, произношению на иностранных языках названий объектов природы, предметов национального быта, культуры и традиций. Модули курса: знакомство с историей туризма Карелии; анализ рынка туристских услуг и гостеприимства; основные туристские объекты края; способы организации посещения туристских объектов (экскурсии групповые, индивидуальные пешие, автобусные, самолетные и др.); формирование мастерства общения с гостями по вопросу экскурсионной тематики.
Слушателям, успешно сдавшим зачет, выдается удостоверение о курсах повышения квалификации установленного университетом образца.
При реализации вышеуказанных программ дополнительного профессионального образования широко применяются различные информационные технологии дистанционного обучения: сетевые образовательные курсы, веб-занятия, дистанционные олимпиады, вебинары, дистанционное тестирование.
Следует отметить, что некоторые образовательные технологии (например, игровые технологии, технологии проектного обучения) могут успешно использоваться на различных уровнях образования, с другой стороны, иногда применение конкретной образовательной технологии бывает нецелесообразно на определенном образовательном уровне (например, дистанционное обучение может вызвать трудности у детей школьного возраста).
Современным образовательным технологиям, используемым в образовательном процессе, присущи такие характеристики, как:
‒ интерактивность – ориентация на развитие творческого потенциала личности обучающегося, его способностей к неординарному мышлению, развитие системного, критического и стратегического мышления, самостоятельности и научного творчества;
‒ адаптивность – возможность корректировки обучения с учетом потребностей и потенциала обучающихся, учет особенностей группы и личности преподавателя, определенная свобода преподавателя в приемах методической и воспитательной деятельности;
‒ рефлексивность – возможность получения обратной связи в процессе обучения.
Исходя из опыта работы кафедры туризма, следует отметить, что на практике отбор и реализация педагогических технологий непрерывного туристского образования наиболее эффективно осуществляются при соблюдении следующих условий:
‒ ориентация содержания образования на проектную и творческую научно-исследовательскую деятельность;
‒ структурирование содержания по уровням подготовки: бакалавриат, магистратура, программы дополнительного образования;
‒ гибкое использование традиционных, интерактивных, адаптивных и рефлексивных технологий, акцентирование внимания на технологии выхода в интеллектуальную, личностную, межличностную и методологическую рефлексию, работы в многомерной системе образов «Я»;
‒ следование основным направлениям развития личности выпускника, его компетентности и этапности непрерывного образовательного процесса: диагностико-ориентационного, образовательного, активно-действенного, обобщающе-прогностического.
Таким образом, новизна представленных в настоящей статье результатов заключается в раскрытии практических подходов к реализации концепции непрерывного многоуровневого туристского образования на примере Республики Карелия. Самостоятельную ценность, на наш взгляд, представляет описание отбора педагогических технологий применительно к каждому уровню образования в туризме.
Своевременное реагирование на изменения во внешней среде, тщательный подбор образовательных технологий, внедрение инновационных методик в образовательную деятельность, а также максимальная практикоориентированность выпускников позволят создать приток качественной рабочей силы на предприятия индустрии туризма в Республике Карелия и повысить конкурентоспособность Карелии как туристской дестинации.
Список литературы
- Енилина, Е. В. Компоненты профессионального самосознания специалистов в области туризма / Е. В. Енилина // Вестник национальной академии туризма. – 2017. – № 3 (43) – С. 75‒77.
- Зайцев, В. С. Современные педагогические технологии : учебное пособие : в 2 кн. – Книга 1. – Челябинск : ЧГПУ, 2012. – 411 с.
- Зорин, И. В. Современная модель профессионального туристского образования / И. В. Зорин // Вестник РМАТ. – 2011. – № 11. – С. 77–87.
- Колесникова, Н. В. Развитие системы практикоориентированной подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства в Республике Карелия / Н. А. Исакова // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 6 (62). – С. 357–359.
- Лесков, А. С. Тренды современного туризма в вузовском образовании / А. С. Лесков, Г. А. Лескова // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2018. – № 2 (35). – С. 145–150.
- Светов, С. А. Разработка партнерской международной магистерской программы «Проектирование в индустрии туризма» / С. А. Светов, В. М. Кирилина, Н. В. Колесникова // Классический университет в пространстве трансграничности на Севере Европы : стратегия инновационного развития ; Материалы Международного форума. – Петрозаводск, 2014. – С. 218–222.
- Суслова, И. А. Технологии туристского образования / И. А. Суслова // Вестник Луганского университета имени Тараса Шевченко. – 2009. – № 10 (173). – С. 117–121.
- Туристический продукт. Замысел. Организация. Управление : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 10103 «Социально-культурный сервис и туризм», 10102 «Туризм» / Я. Качмарек, А. Стасяк, Б. Влодарчик ; пер. с польск. [И. Д. Рудинского]. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА. – 495 с.
- Хорева, А. В. Профессионально-ценностные ориентации выпускника вуза как молодого специалиста на рынке труда / А. В. Хорева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – Т. 7. – № 2 (23) – С. 302–310.
- Атлас новых профессий. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL: http://portalramn.ru/upload/26012016old/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas.pdf. − (дата обращения 15.03.2019).
- Приказ № 1463 от 14.12.2015 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (уровень бакалавриата)». Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL: http://www.pravo.gov.ru. − (дата обращения 22.01.2016).
- Хуусконен, Н. М. Развитие непрерывного образования в сфере туризма в Республике Карелия [Электронный ресурс] / Н. М. Хуусконен, Н. В. Колесникова // Непрерывное образование: опыт Петрозаводского государственного университета : Электронный сборник научных статей. Исследования преподавателей и студентов / Петрозаводский государственный университет ; научный редактор И. А. Колесникова. – Петрозаводск, 2016. – С. 83–88. − Электрон. дан. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28411598. – (дата обращения 19.05.2019).