Догадина, М. А. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АГРАРНЫХ ВУЗАХ // Непрерывное образование: XXI век. – 2019. – Вып. 1 (25). − DOI: 10.15393/j5.art.2019.4487


Выпуск № 1 (25)

Рынок труда и непрерывное образование

pdf-версия статьи

УДК 378.4

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АГРАРНЫХ ВУЗАХ

Догадина Марина Анатольевна
кандидат сельскохозяйственных наук
доцент кафедры защиты растений и экотоксикологии ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н. В. Парахина»
(Орёл, Россия)
marinadogadina@yandex.ru
Ключевые слова:
дополнительное образование
дополнительная профессиональная программа
рабочие профессии и специальности
современное образование
профессиональное обучение
Профессиональные стандарты
становление личности.
Аннотация: в представленном материале показана необходимость и возможности получения дополнительного образования в аграрных вузах с целью формирования современного, высококвалифицированного специалиста, отвечающего требованиям аграрной политики с учетом потребностей рынка труда. Дополнительное образование, включающее получение рабочих профессий, смежных с первой либо дополняющих ее, дополнительное профессиональное и высшее образование формируют универсального, креативно мыслящего, востребованного специалиста. В статье отражены основные концептуальные модели системы дополнительного образования с целью формирования специалиста-агроэколога, специалиста для ландшафтной архитектуры, специалиста для агробизнеса, специалиста для научно-исследовательских институтов, специалиста защищенного грунта для современного аграрного сектора экономики. В рамках освоения основной образовательной программы, в тесной взаимосвязи с дополнительным образованием выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность в различных сферах, проводить критический анализ и синтез информации, выделять приоритетность, применять системный подход в решении поставленных задач. Принципиальность в вопросах самоорганизации является базисом для управления своим временем, выстраивания и реализации траектории саморазвития на основе образования в течение всей жизни. Непрерывность образования реализует самосовершенствование личностных качеств, формирует перспективы карьерного роста и становление личности.
Статья поступила: 30.01.2019; Принята к публикации: 25.02.2019; Размещена в сети: 23.03.2019.

URGENT ISSUES OF EXTENDED EDUCATION IN AGRARIAN UNIVERSITIES

Dogadina Marina A
PhD in Agricultural Sciences
Associate Professor of the Department of Plants Protection and Ecotoxicology, Orlov State Agrarian university
(Orel, Russia)
marinadogadina@yandex.ru
Keywords:
extended education
additional professional program
working professions and specialties
modern education
vocational training
Professional Standards
personality development.
Abstract: the article focuses on the necessity and opportunities of extended education in agrarian universities to form a modern, highly qualified specialist who meets the agrarian politics and labor market requirements. The extended education which includes getting primary and some allied professions, or getting cross-training, additional professional and higher education, trains a universal, creatively thinking, sought-after specialist. The article reflects the main conceptual models of the system of extended education aimed at training a specialist in agroecology, a specialist in landscape architecture, a specialist in agribusiness, a researcher, a specialist in protected cropping for the modern agricultural sector of the economy. Within the framework of mastering the main educational program, in close connection with additional education, graduates can perform in various spheres of professional activity, conduct critical analysis and synthesis of information, highlight priorities, and apply a systematic approach in solving assigned tasks. The principle of self-organization is the basis for managing your time, building and realizing the trajectory of self-development on the basis of lifelong education. The continuity of education helps to realize the self-improvement of personal qualities, to form the prospects for career growth and personality development
Paper submitted on: 30.01.2019; Accepted on: 25.02.2019; Published online on: 23.03.2019.

В современном мире сфера производственной деятельности человека диктует важность и необходимость самосовершенствования, развитие углубленного и всестороннего профессионального мастерства, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям трудовой деятельности и социальной среды. Определяющим ресурсом развития экономики страны и общества в целом являются фундаментальное образование, качественные и востребованные знания, интеллектуальные способности, системное и критическое мышление, мобильность переориентации и освоения нового вида профессиональной деятельности или расширение имеющихся базовых знаний. Дополнительное образование обеспечивает создание условий для профессионального развития человека, совершенствования и получения новых знаний, необходимых для профессиональной деятельности и повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации [7].

За последние два десятилетия аграрное образование в Российской Федерации претерпело значительные перемены, что связано с изменениями в сельскохозяйственном производстве, где на сегодняшний день востребованы специалисты нового поколения, способные осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач, самостоятельный анализ технологического процесса. Современный специалист должен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, реализовывать современные технологии и обосновывать их применение в профессиональной деятельности, участвовать в проведении экспериментальных исследований, основываясь на достижениях отечественных и зарубежных ученых, собственного познания и саморазвития [6; 10].

Результаты и обсуждение. При получении высшего аграрного образования по направлениям подготовки «Агрономия», «Агрохимия и агропочвоведение» у обучающегося формируются общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, направленные на реализацию полученных теоретических и практических знаний в сфере профессиональной деятельности [8]. Объектами профессиональной деятельности являются агроландшафты и агроэкосистемы, сельскохозяйственные угодья и сельскохозяйственные культуры. В настоящее время профессия агронома востребована в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах; в качестве консультантов и менеджеров крупных отечественных и зарубежных фирм по продаже и использованию пестицидов, агрохимикатов и техники; в службах фитосанитарного мониторинга, экспертизы, диагностики и карантина растений; в проектных, изыскательских, научно-исследовательских институтах; образовательных учреждениях; местных, районных, областных и федеральных структурах власти; других сопряженных с сельскохозяйственным производством сферах деятельности. Значительная диверсификация и реагирование на конъюнктуру рынка труда предопределяют расширение полученных профессиональных знаний и умений, приобретение дополнительных навыков через систему дополнительного образования, которая позволяет получить дополнительные профессии, начиная от рабочих и до второго высшего образования, пройти профессиональную переподготовку и повышение квалификации по гибким, адаптированным к рынку учебным планам [5; 11; 12].

Подготовка кадров для агропромышленного комплекса должна отличаться системностью, включающей возможность получения дополнительного образования в широком спектре направлений и направленностей, повышение квалификации и возможность высококвалифицированной переподготовки. Основой концепции становления специалиста нового поколения является оперативный мониторинг потребностей рынка труда на предмет востребованной квалификации с учетом социально-экономических условий и кадровых потребностей АПК конкретного региона. Аграрное образование нуждается в научно обоснованной аграрной политике, с учетом многофункциональности современного сельскохозяйственного производства [3].

Многофункциональность современного сельскохозяйственного производства диктует потребность в широко специализированных агрономах, свободно владеющих вопросами в области селекции, плодоводства, ягодоводства, садоводства, виноградарства, защиты растений, экологии, ландшафтного дизайна. Знания и навыки в перечисленных областях можно обрести, получив дополнительное образование в аграрном вузе при обучении основной профессии [9].

Актуальным вопросом дополнительного профессионального образования при получении аграрных профессий является возможность приобретения знаний в области ландшафтной архитектуры и флористического дизайна. Активный рост урбанизации в современном мире охватывает все новые обширные территории, приводя к появлению на окраинах городов новых жилых кварталов, так называемых «каменных джунглей», в которых зачастую отмечается негативная экологическая обстановка. Роль ландшафтного дизайна в решении некоторых экологических проблем городов довольно велика. Декоративные культуры обладают средозащитной активностью, стабилизируют экологическое состояние урбанизированных экосистем, создают художественную привлекательность городов, улучшают качество жизни человека.

Углубить знания в области ландшафтного дизайна и флористических особенностей урбанизированной среды можно, освоив программу дополнительного профессионального образования «Ландшафтный дизайн. Флористика», цель которой направлена на формирование у слушателя профессиональных компетенций, необходимых для повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации в соответствии с профессиональным стандартом: обеспечение знаниями и умениями в разработке и осуществлении современных инновационных технологий ведения промышленного и декоративного цветоводства; выработка навыков в составлении интегрированной защиты декоративных и газонных насаждений; изучение искусства флористики; композиционное использование свойств ландшафтных составляющих и их взаимодействие (баланс в растительных композициях, совместимость растений по экологическим требованиям).

Формат программы ориентирован на чтение лекций и проведение лабораторно-практических занятий, а также основан на принципе тренинга и деловых игр. Образовательная деятельность обучающихся предусматривает групповую работу – обоюдное общение и действие. Элементы тренинга и деловые игры развивают индивидуальные особенности личности, раскрывают психологическую основу темперамента, активизируя собственные критерии оценки интеллектуальных и деловых возможностей. Например, деловая игра «Флористический салон», основываясь на приобретенных знаниях по искусству составления цветочных композиций, цветоводстве и цветоведении, секретах символики с использованием базиса абстрактного, параллельного, современного, классического и других стилей, позволяет реализовать не только полученные ранее профессиональные навыки, но и развить предпринимательское мышление, естественные способности к ведению бизнеса. Деловая игра, являясь стартовым началом моделирования умственной и психологической перестройки, дает возможность обрести уверенность в собственных знаниях и силах, активизировать личностные ресурсы, повысить собственную значимость и самооценку как специалиста, отвечающего современным требованиям, владеющего расширенным спектром знаний в базовом направлении подготовки. Тренинги, проводимые в рамках дополнительного профессионального образования по программе «Ландшафтный дизайн. Флористика», фокусируют внимание обучающихся не только на профессиональных практико-ориентированных элементах, но, в первую очередь, развивают абстрактное мышление, способность к самоорганизации и самообразованию, коммуникабельность и социальную адаптацию.

Таким образом, дополнительное профессиональное образование по программе «Ландшафтный дизайн. Флористика» развивает художественные способности личности, дает возможность воплотить идеи ландшафтного дизайна, базирующиеся на классических агрономических знаниях, в условиях урбанизированной среды.

Развитие и функционирование искусственных экосистем (урбоэкосистема и агроэкосистема) неразрывно связано с экологией. В условиях ухудшения экологической обстановки в нашей стране, возникшего под техногенным прессом, а также связанного с упразднением государственного экологического контроля, ослаблением природоохранного и ресурсного законодательства, не соответствующего нормам международного права, вопросы сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности выносятся на первый план. Такая ситуация диктует потребность в высококвалифицированных специалистах в области охраны окружающей среды в искусственных экосистемах – агрономах-экологах, в задачи которых входят вопросы снижения экотоксикологической нагрузки на экосистемы. В условиях урбанизированных территорий и сельскохозяйственного производства главенствующее значение имеют проблемы отходов коммунального хозяйства и промышленности (локальное или масштабное загрязнение окружающей среды, формирование крупных очагов загрязнения прилегающих к очистным сооружениям территорий, поверхностных и подземных вод); деградация почв (разрушение почвенных агрегатов и переуплотнение почв; изменение минерального состава; интенсивное подкисление почвенного раствора; техногенное загрязнение; потеря способности почвы выполнять ресурсо- и средовоспроизводящие функции); загрязнение пестицидами (угнетение биологических процессов в почвах; разрушение связей в биоценозах, гибель отдельных групп микроорганизмов (медьсодержащие пестициды угнетают процесс нитрификации, возможна стерилизация почвы, доминирование фитопатогенных микроорганизмов); загрязнение персистентными соединениями природных сред, нарушение в них круговорота химических элементов и ухудшение их качества и самоочищающей способности; возможность миграции по всем природным средам от места применения до глобального загрязнения биосферы; снижение устойчивости экосистем различного уровня или их разрушение, возможное влияние на устойчивость биосферы; заметное снижение биоразнообразия, отрицательное действие, последействие и последствия влияния на полезные организмы на индивидуальном, популяционном и биоценотическом уровнях; переход по цепям питания с увеличением концентрации; появление резистентности вредных организмов к пестицидам; генетические изменения в организмах растений, животных и человека, других биообъектах, вероятность отдаленных последствий; сопряженное действие с другими отрицательными факторами (синергизм); загрязнение почв агрохимикатами (миграция нитратов, сульфатов, хлоридов и других соединений из азотных и суперфосфатных удобрений; подкисление почвенного раствора; закрепление фосфатов в почве, высвобождение ионов алюминия; опасность нитратного загрязнения; химические удобрения могут тормозить процесс детоксикации пестицидов; увеличение подвижности тяжелых металлов; наличие примесей: радиоактивные элементы, фтор, тяжелые металлы; деградация почв); радиоактивное загрязнение (аккумуляция в почве радионуклидов, опасность перехода в растения, миграция по цепям питания), требующие научно обоснованного решения. Получение дополнительного профессионального образования в области экологии позволит будущему агроному свободно владеть вопросами получения экологически безопасной продукции, основанной на методах сохранения природных ресурсов, биологического разнообразия и экологического равновесия [2].

Вопросы продовольственной безопасности страны вызывают серьезные опасения, основанные на высокой импортной зависимости по различным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Обеспечение высокой конкурентоспособности отечественной продукции, изменение уровня продовольственной независимости, повышение уровня развития отраслей агропромышленного комплекса возможны не только при внедрении современных научно обоснованных и наукоемких технологий, но и изменении подхода к формированию будущего специалиста, которому должна быть присуща многогранность агрономических знаний.

В настоящее время все большую актуальность приобретают вопросы фитосанитарной ситуации в агроэкосистемах и урбоэкосистемах, что диктует востребованность на рынке труда специалиста по защите растений. Спектр требований к работе агронома по защите растений довольно широк и включает: систематическое фитосанитарное обследование сельскохозяйственных угодий, определение степени распространения, развития вредителей, болезней и сорняков; проведение комплекса профилактических мероприятий; интегрированной защиты сельскохозяйственных и декоративных культур от комплекса вредных организмов, с учетом экологизации; выполнение по необходимости карантинных мероприятий.

Дополнительное профессиональное образование по защите растений включает аудиторную теоретическую и практическую подготовку, которая позволит распознавать вредителей и болезни сельскохозяйственных культур; выявлять причины возникновения инфекционных и неинфекционных заболеваний; определять основные типы повреждений растений; проводить полное фитосанитарное обследование почв, посевов, посадок культур, полученной продукции растениеводства; прогнозировать появление и массовое распространение вредных и полезных для растений организмов; осуществлять подбор иммунных сортов растений, отвечающих всем необходимым требованиям; составлять план защитных мероприятий, с учетом особенностей региона и сложившейся фитосанитарной ситуации.

Важной составляющей подготовки является практическая деловая игра, в ходе которой обучающемуся предоставляется роль организатора технологического процесса, что позволяет закрепить полученные знания. В реальных полевых условиях обучающийся, согласно изученным методикам, проводит учет вредителей, болезней и сорняков, определяя численность и фазу развития вредных объектов по отдельно взятой культуре. Далее с учетом всех особенностей обучающийся составляет программу интегрированной защиты изучаемой им культуры. Система защитных мероприятий должна включать в себя полный комплекс приемов: организационно-хозяйственные, агрохимические, агротехнические, биологические, химические, по необходимости ‒ карантинные. Интегрированная защита того или иного растения должна быть наукоемкой, экологически безопасной и экономически целесообразной.

Важным элементом в решении проблемы высококвалифицированной кадровой обеспеченности аграрного сектора является эффективность аграрной политики, в первую очередь ее мобильность и адаптивность к быстро меняющимся условиям. В современном мире аграрный сектор должен занимать лидирующие позиции, стать качественно конкурентоспособным на мировом рынке и являться национальным приоритетом.

Рождение качественно нового перспективного специалиста для агропромышленного комплекса на фоне усиления глобальной конкуренции на мировых агропродовольственных рынках, необходимости торгового взаимодействия в условиях международных интеграционных объединений требует интеграции основного профессионального образования с системой дополнительного профессионального образования, включающей экономическую подготовку [1; 4]. В рамках дополнительного экономического образования освещаются основные вопросы состояния и глобальные проблемы развития экономики современного сельскохозяйственного производства. У обучающихся формируются теоретические знания о мировой экономике, международных экономических отношениях, представление о месте России в мировой экономике и в мирохозяйственных связях, практические навыки анализа современных явлений в экономике в условиях глобализации мирового хозяйства, а также принятие соответствующих управленческих решений и оценка их эффективности. Обучающиеся познают тонкости теории национальной экономики, знакомятся с различными ее моделями, региональной динамикой социально-экономических показателей, формируют прогнозы развития конкретных экономических процессов на национальном уровне. Обучающиеся получают не только целостное представление по общим экономическим вопросам, но и осваивают базовые принципы, закономерности, взаимосвязи и показатели экономических процессов функционирования организаций, рациональной организации производственного процесса и управления, разработки и принятия хозяйственных решений; приобретают практические навыки формирования и эффективного использования ресурсов организации. Полученные знания ориентированы на ведение специалистами аналитической, научно-исследовательской, расчетно-экономической, а также организационно-управленческой деятельности. Знания, полученные при освоении дополнительного профессионального образования в области экономики, позволяют реализовать комплексный подход к решению важнейших производственных, экономических, социальных, экологических и политических задач, аддитировать синергетический эффект функционирования аграрного сектора в системе народного хозяйства.

Вопросы владения иностранным языком для современного востребованного, успешного специалиста являются архиважными и актуальными. Знание иностранных языков дает огромное преимущество как в профессиональной, так и в повседневной жизни. Дополнительное профессиональное образование, в плоскости изучения иностранного языка (иностранный язык в сфере профессионального общения) преследует цель повышения исходного уровня владения иностранным языком, достигнутого на предыдущей ступени образования, и обеспечивает овладение необходимым и достаточным уровнем коммуникативной компетенции для решения социально-коммуникативных задач в различных областях бытовой, культурной, профессиональной и научной деятельности при общении с зарубежными партнерами, для дальнейшего самообразования, развития когнитивных и исследовательских умений, расширения кругозора и повышения общей культуры личности, воспитание толерантности и уважения к духовным ценностям разных стран и народов. Умение общаться с представителями различных культур способствует развитию кругозора и успешной адаптации в социальном пространстве. Общекультурные компетенции, заложенные в основу программы, позволяют не только развивать и совершенствовать коммуникативные умения обучающихся, но и дают возможность получить навык работы с газетами, журналами, адаптированной и неадаптированной художественной и научной литературой, со словарями и другими видами справочной литературы. Более того, обучение переводу научно-технической литературы позволяет расширить сферу познания, получить дополнительные знания о своей будущей специальности, а также быть в центре достижений научно-технического прогресса. Кроме того, иностранный язык может использоваться в качестве средства получения знаний при работе с технической литературой на английском, немецком, французском языках. Знание иностранного языка открывает широкие карьерные перспективы, дает возможность принимать участие в международных конференциях, знакомиться со структурой зарубежного бизнеса, узнавать о самых последних разработках и тенденциях развития аграрного направления зарубежных стран, вступать в сотрудничество с зарубежными партнерами и создавать совместные предприятия.

Таким образом, владение иностранным языком для современного управленца и организатора сельскохозяйственного производства, которым и является агроном, становится архиважным и актуальным.

В настоящее время престижным и перспективным является создание и ведение собственного агробизнеса. Но освоить это направление, даже имея базовое агрономическое образование, немыслимо без знаний, умений и навыков в механизации растениеводства. Профессиональные навыки будущего агронома предопределяют знание видов и принципов работы сельскохозяйственной техники. Освоив рабочую профессию тракториста-машиниста, комбайнера, слесаря по ремонту сельскохозяйственной техники и машин, слушатель овладевает основными профессиональными компетенциями, необходимыми для выполнения профессиональной деятельности в области эксплуатации тракторов, комбайнов и сельскохозяйственных машин, что позволяет свободно решать вопросы эксплуатации техники на профессиональном уровне.

На рисунках 1−4 представлены примерные направления получения дополнительного образования в аграрном вузе, на рисунке 5 – формирование специалиста для работы в научно-исследовательских институтах.

 

 

Рис. 1. Формирование специалиста-агроэколога
для современного аграрного сектора экономики

 

 

Рис. 2. Формирование специалиста для ландшафтной архитектуры

 


Рис. 3. Формирование специалиста для агробизнеса

 

 

Рис. 4. Формирование специалиста для защищенного грунта

 

 

Рис. 5. Формирование специалиста для научно-исследовательских институтов

 

Таким образом, вопросы саморазвития и самосовершенствования, углубление полученных профессиональных знаний возможно реализовать через систему дополнительного образования. В последние годы отмечается тенденция резкого увеличения требований к выпускникам вузов. Наиболее востребованными являются специалисты с двумя высшими образованиям, а также отличающиеся многопрофильностью полученных знаний и умений.

Обучаясь по основной образовательной программе высшего образования в аграрном вузе, можно получить второе высшее образование путем параллельного освоения профессии, смежной с первой, либо приобрести профессию, ее дополняющую, а также овладеть узкоспецифичной направленностью некоторых аспектов осваиваемого направления подготовки, используя систему дополнительного профессионального образования и профессионального обучения. Рабочие профессии и специальности, адаптированные к рынку, являются значимым дополнением к профессиональному высшему образованию и открывают широкие перспективы, обеспечивая конкурентоспособность современного специалиста для аграрного комплекса.

Выводы. Получение дополнительного профессионального образования в широком спектре направлений подготовки способствует формированию конкурентоспособного, востребованного специалиста для агропромышленного комплекса.

Формирование специалиста-аграрника для различных сфер и видов деятельности необходимо с учетом обязательной экономической составляющей в его образовании.

Приоритетным в рождении аграрных кадров является многопрофильность, которая складывается из освоения обучающимися вуза профессий, смежных с первой либо дополняющих ее.

Дополнительное образование в аграрных вузах в широком спектре направлений, согласно непрерывно изменяющимся условиям, является перспективным и важнейшим условием устойчивого развития сельского хозяйства и сельских территорий.

Таким образом, выпускник аграрного вуза, освоивший дополнительные профессиональные программы и программы профессионального обучения по рабочим профессиям и специальностям, в рамках получения высшего образования, в соответствии с Профессиональными стандартами, является востребованным, конкурентоспособным на рынке труда, имеет большие перспективы трудоустройства, возможность проявить себя в разных видах трудовой деятельности.

 

Список литературы

  1. Диденко, Д. В. Российские интеллектуальные услуги и их конкурентоспособность по данным внешнеторговой статистики / Д. В. Диденко // Вестник международных организаций. ‒ 2014. ‒ Т. 9. − № 1. ‒ С. 88‒106.
  2. Догадина, М. А. Экологическая оценка влияния нетрадиционных удобрений на свойства темно-серых лесных почв / М. А. Догадина // Теоретическая и прикладная экология. – 2017. ‒ №. 1. ‒ С. 69‒76.
  3. Иванов, И. Д. Импорт и импортозамещение в России / И. Д. Иванов // Мировая экономика и международные отношения. ‒ 2012. ‒ № 1. ‒ С. 15‒21.
  4. Маргинсон, С. Роль государства в университетской науке: сравнительный анализ России и Китая / С. Маргинсон // Вестник международных организаций. ‒ 2015. ‒ Т. 10. − № 1. ‒ С. 7–30.
  5. Озерова, О. К. Анализ состояния сферы дополнительного профессионального образования / О. К. Озерова, Д. Р. Бородина // Вопросы образования. ‒ 2013. ‒ № 3. ‒ С. 295‒304.
  6. Солнцев, С. А. Востребованность второго высшего образования: эмпирические оценки для руководителей компаний в России / С. А. Солнцев // Вопросы образования. ‒ 2015. ‒ № 3. ‒ С. 208−229.
  7. Чередниченко, Г. А. Российская молодежь в системе образования: от уровня к уровню / Г. А. Чередниченко // Вопросы образования. ‒ 2017. ‒ № 3. ‒ С. 152‒182.
  8. Шамси, Али. Управление знаниями и управленческие компетенции: роль творческого мышления / Али Шамси // Форсайт. ‒ 2017. ‒ № 4 (11). ‒ С. 44‒51.
  9. Шувалова, О. Р. Международные индикаторы участия населения в непрерывном образовании / О. Р. Шувалова // Вопросы образования. ‒ 2010. ‒ № 2. ‒ С. 178‒187.
  10. Эшвин, П. Может ли университетское образование изменить человека? Задачи отображения преобразующей силы высшей школы в сравнительных исследованиях качества образования / П. Эшвин // Вопросы образования. − 2016. − № 1. − С. 21−34.
  11. Akar, Huseyin The relationships positive and negative perfectionisms, self-handicapping, self-efficacy an academic achievement / Huseyin Akar, Yildiz Burcu Dogan, Mehmet Ustuner // European Journal of contemporary education. ‒ 2018. ‒ № 7 (1). ‒ P. 7‒20.
  12. Lavrinov, G. A. Basic science as a crucial element in the modern system of national security / G. A. Larvinov, E. Y. Khrustalev, O. E. Khrustalev // Herald of the Russian academy of sciences. ‒ 2017. ‒ № 2 (87). ‒ P. 150‒156.


Просмотров: 1629; Скачиваний: 456;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2019.4487