*, *. *. ПАМЯТИ ТАТЬЯНЫ СЕРГЕЕВНЫ БУТОРИНОЙ // Непрерывное образование: XXI век. – 2018. – Вып. 4 (24). − DOI: 10.15393/j5.art.2018.4329


Выпуск № 4 (24)

"In memoriam..."

pdf-версия статьи

ПАМЯТИ ТАТЬЯНЫ СЕРГЕЕВНЫ БУТОРИНОЙ


IN MEMORIAM OF TATYANA SERGEEVNA BUTORINA


26 сентября на 73-м году жизни не стало доктора педагогических наук, профессора, вице-президента, заместителя председателя Правления Ломоносовского фонда, директора научно-образовательного центра «Ломоносовский институт» САФУ, почетного гражданина Архангельска и Холмогорского района Татьяны Сергеевны Буториной.

 

 

Татьяна Сергеевна Буторина — коренная северянка. Родилась 5 июля 1946 г. в с. Емецк Архангельской области, выпускница историко-филологического факультета АГПИ им. М. В. Ломоносова, в 1976 г. окончила аспирантуру ЛГПИ им. А. И. Герцена. Всю трудовую деятельность посвятила подготовке специалистов с высшим образованием в АГПИ, ИППК, АГТУ, САФУ. Татьяна Сергеевна гордилась, что была представителем северной педагогической династии Моховиковых, общий стаж профессионально-педагогической деятельности членов которой насчитывает около 400 лет.

Татьяна Сергеевна являлась действительным членом Российской академии социальных наук, действительным членом Академии педагогических и социальных наук, академиком Международной академии наук педагогического образования, вице-президентом и инициатором создания Ломоносовского фонда. Она — автор более 700 научных трудов и публикаций. Широкой научной и вузовской общественности профессор Т. С. Буторина известна, прежде всего, своими фундаментальными монографическим работами по ломоносововедению и педагогической регионологии.

Татьяна Буторина защитила кандидатскую диссертацию по теме «Стиль педагогического руководства классного руководителя как фактор формирования коллектива старшеклассников» (1976) и докторскую диссертацию на тему «Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII в.» (1990). Ей было присвоено ученое звание доцента, затем — профессора.

Крупный ученый, ведущий специалист в области истории и теории педагогики, ломоносоведения, Татьяна Сергеевна Буторина создала новое направление в науке − педагогическую регионологию. В рамках этого научного направления выполнены фундаментальные и прикладные исследования, позволившие выделить Ломоносовский период в истории отечественной педагогики, разработать оригинальную концепцию национально-регионального компонента, направленную на модернизацию содержания образования, учебно-воспитательного процесса в разных образовательных учреждениях.

Татьяна Сергеевна внесла существенный вклад в изучение инновационного характера отечественного историко-педагогического знания; в создание новых теорий, технологий, методов исследования в области теории и истории педагогики, ломоносоведения, традиций поморского народного воспитания. Ею открыты такие новые направления исследовательского поиска, как использование народного воспитательного опыта в современных условиях, педагогическая регионология, педагогическое ломоносововедение; разработан ряд научно-практических концепций, посвященных проблемам народного семейного воспитания; образования женщин в различных этнических и социокультурных контекстах; генезису историко-педагогического знания (XVIII–XXI вв.); исследованию роли личности в истории науки; изучению традиций и тенденций развития народной педагогической мысли на Европейском Севере. Т. С. Буторина являлась инициатором развития ломоносовского движения в регионе, автором идеи создания ломоносовского фонда, ломоносовской аудитории, ломоносовской усадьбы.

С момента образования в 2010 г. Татьяна Сергеевна Буторина была руководителем и идейным вдохновителем Научно-образовательного центра САФУ «Ломоносовского института». Это единственный в России специализированный центр, который занимается изучением жизненного пути, творческой и научной деятельности Михаила Ломоносова. Институт проводит большую просветительскую деятельность со студентами, школьниками, с людьми «серебряного» возраста в плане организации различных лекций, конференций, дискуссионных площадок, публикует уникальные научные работы, полезные широкому кругу читателей.

Татьяна Буторина была ведущим исследователем жизни и деятельности Михаила Васильевича Ломоносова, автором идеи подготовки пятитомной «Поморской энциклопедии», одним из авторов ее концепции, главным редактором тома «Культура».

Татьяна Сергеевна Буторина награждена орденом Дружбы, медалью «Ветеран труда», знаком «Отличник просвещения», знаком «За заслуги перед городом Архангельском», медалью К. Д. Ушинского. Ей присвоено звание почетный гражданин Холмогорского района, почетный гражданин города Архангельска. Татьяна Сергеевна была обладателем региональной общественной награды «Достояние Севера» и многих других наград.

Под научным и общественным руководством Татьяны Буториной работали первая в России Архангельская областная школа народных ремесел, удостоенная премии Президента России в области образования; Архангельский областной центр социального здоровья семьи; Школа педагога-исследователя; Экспертный совет департамента образования, культуры и спорта мэрии г. Архангельска. Основные результаты ее исследований получили положительную оценку на Всемирном педагогическом конгрессе ЮНЕСКО, Европейском педагогическом форуме, Женском форуме арктических стран, международных конференциях стран Баренц-региона1.

В течение многих лет Татьяна Сергеевна Буторина сотрудничала с Карельским государственным педагогическим университетом (Карельской государственной педагогической академией).

Из воспоминаний Людмилы Александровны Корожневой, кандидата педагогических наук, доцента кафедры теории и методики начального образования Института педагогики и психологии ПетрГУ, ученого секретаря Диссертационного совета при КГПА:

«С 2002 по 2008 г. Татьяна Сергеевна Буторина являлась заместителем председателя объединенного Диссертационного совета по защитам диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора педагогических наук. Диссертационному совету разрешено было принимать к защите диссертации по общей педагогике, истории педагогики и образования, а также по теории и методике профессионального образования.

Значительный профессиональный опыт Татьяны Сергеевны в руководстве исследовательской работой аспирантов способствовал активному ее участию в организации деятельности совета, который объединял ученых из Петрозаводска, Санкт-Петербурга, Архангельска, Пскова и Мурманска. Особо запомнилось мудрое, спокойное, рассудительное, взвешенное отношение к решению дискуссионных вопросов, которые возникали в процессе проведения заседаний совета. Следует отметить, что это были годы достаточно плодотворной и напряженной работы коллектива ученых, когда в течение года проходило до 16 заседаний Диссертационного совета (например, в 2006 и в 2007 гг.). И всегда мы знали и были уверены в приезде из Архангельска и в участии в заседаниях совета Татьяны Сергеевны, отличающейся своей надежностью, ответственностью и пониманием значимости происходящих событий для всех его участников.

В нашем диссертационном совете успешно защитили кандидатские диссертации преподаватели из Архангельска, научным руководителем которых была Татьяна Сергеевна Буторина, научная новизна проведенных соискателями исследований никогда не вызывала сомнений у членов совета ‒ известных ученых.

Авторитетный ученый в области педагогики Т. С. Буторина внесла неоценимый вклад в подготовку кадров высшей квалификации для системы профессионального образования Северо-Запада».

 

 

Татьяна Сергеевна Буторина с председателем Диссертационного совета
профессором Николаем Михайловичем Конжиевым

 

 

 

Выступление Т. С. Буториной на заседании Диссертационного совета в КГПА

 

 

 

Заседание Диссертационного совета в КГПА: профессор Т. С. Буторина (зам. председателя), Н. М. Конжиев (председатель), Л. А. Корожнева (ученый секретарь)

 

Помним и храним самые теплые воспоминания о профессиональном и человеческом общении с Татьяной Сергеевной Буториной.



Просмотров: 2204; Скачиваний: 531;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2018.4329