18‒20 октября 2018 г. в Республике Карелия состоялся Всероссийский научно-практический форум «Социально-педагогические технологии в образовании: актуальность, перспективы и тенденции», собравший более 200 очных участников мероприятия.
Организаторы форума:
‒ ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» (Институт педагогики и психологии, лаборатория теории и практики развития сельской школы);
‒ МОУ «Пряжинская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Марии Мелентьевой» Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия.
Актуальность темы форума подтвердилась широким откликом, который он получил в 16 субъектах РФ и в Республике Карелия.
Очными и заочными участниками мероприятий стали педагоги-ученые и педагоги-практики из Великого Новгорода, Вологодской области (г. Вытегра), Екатеринбурга, Кировской области (г. Киров, г. Кирово-Чепецк, с. Среднеивкино), Красноярска, Кургана, Москвы и Московской области, Нижегородской области (г. Арзамас и г. Перевоз), Орловской области (г. Орёл и пос. Красная Звезда), Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Томска, Удмуртской республики (г. Глазов), Челябинской области (г. Миасс), представительная делегация из Ярославля и Ярославской области.
Республика Карелия была представлена специалистами из 7 муниципальных районов и города Петрозаводска: Беломорский район (пос. Пушной), Муезерский район (пгт. Муезерка и пос. Суккозеро), Олонецкий район (г. Олонец, пос. Видлица, пос. Ильинский), Прионежский район (пос. Деревянка, Деревянное, Пай, Шокша, Шуя), Пряжинский район (с. Ведлозеро, пгт. Пряжа, пос. Чална), г. Сегежа, г. Сортавала.
В работе форума приняли участие представители 18 организаций высшего образования и научных организации, 20 организаций общего образования, 2 дошкольных организаций и 6 организаций дополнительного образования.
Научное обеспечение форума – это активное участие в нем 13 докторов наук (трое из ПетрГУ), более двух десятков кандидатов наук из разных субъектов РФ, а также более 40 преподавателей и сотрудников, более 20 студентов и аспирантов Петрозаводского университета.
Тема обсуждения форума (социально-педагогические технологии), с одной стороны, не нова, поскольку социально ориентированные и общественно активные школы, особенно в сельской (негородской) местности, – это норма жизни. С другой стороны, она требует осмысления и корректировки в связи с меняющимися социально-экономическими и социокультурными условиями жизнедеятельности образовательных организаций, расположенных за пределами больших городов, а также актуализацией ориентации деятельности российских вузов на региональные запросы.
Ученые привезли на форум новые идеи и концепции, а практики – инновационный опыт. На пленарном заседании был заслушан доклад проректора университета по учебной работе и председателя Оргкомитета форума К. Г. Тарасова «ПетрГУ – опорный вуз региона», в котором представлены инновационные составляющие Программы развития опорного университета. Заседание продолжилось в форме подиумной дискуссии, спикерами которой стали пять докторов наук, а модератором выступила Р. М. Шерайзина, доктор педагогических наук, профессор из Великого Новгорода. При всех различиях в подходах, акцентах и позициях авторитетных исследователей объединяли идеи о необходимости педагогизации окружающей среды, о социально-педагогических технологиях как эффективных инструментах решения как образовательных, так и социокультурных проблем территорий.
На пяти секциях форума были представлены 32 доклада, в которых рассматривались различные научно-практические аспекты обоснования, реализации и эффективности социально-педагогических технологий:
‒ в профессиональном становлении и развитии специалистов в вузе и системе дополнительного профессионального образования;
‒ в сопровождении социализации различных категорий детей, подростков, юношества, в том числе одаренных и с проблемами в развитии;
‒ в сотрудничестве (взаимодействии) различных социальных институтов – учреждений образования, культуры, социальной защиты и др.;
‒ в предметном обучении в системе общего образования разных ступеней и в разных типах и видах образовательных организаций;
‒ в проектной деятельности.
Особое впечатление на участников форума произвел день работы в поселке Пряжа. Пряжинское поселение и Пряжинская средняя школа представили более десятка социально-педагогических практик. Каждая из практик Пряжинской школы достойна особого рассказа о ней как об успешном опыте решения многих педагогических и социальных проблем. Лейтмотивом социально-педагогической деятельности школы являются идеи сотрудничества со всеми институтами поселения и педагогизации социальной среды.
Культурно-образовательный, досуговый элемент программы также стал погружением в социально-педагогические практики. В деревне Киндасово участники познакомились с двумя проектами: патриотическим – «История деревни Киндасово» и этнокультурным – «Деревня Киндасово – центр карельского юмора».
В заключение отметим основные особенности форума. Отличительной чертой форума является разнообразие состава его участников: от только входящих в исследовательскую деятельность студентов – будущих педагогов до признанных авторитетных ученых, от начинающих профессиональную деятельность педагогов до известных педагогов-мастеров, от «рядовых» деятелей в сфере образования до специалистов регионального и муниципального уровней управления, социальной защиты детства, представителей законодательной власти.
Следствием такого разнообразия является многоплановость, многоаспектность и разноуровневость представленной научно-практической информации. Многообразие позволило взглянуть на предмет обсуждения с разных сторон, существенно обогатить его содержание, представления о достижениях и ресурсах друг друга, о синергетических эффектах взаимодействия педагогической науки и практики, управления и разных социальных институтов. На форуме в действительности происходили естественная интеграция теории и опыта, живой непосредственный обмен научными и практическими наработками.
Важнейшей особенностью форума стал приоритет активных и интерактивных форм презентации научных наработок и педагогического опыта, что удалось выдержать практически на всех мероприятиях. Речь идет не об отказе от «классических» форм представления научно-практической информации в виде докладов и выступлений, пленарных и секционных заседаний, а об обновлении традиционных научных собраний, об их приближении к практике, что особенно важно в педагогических науках, в том числе через освоение и внедрение новых/инновационных методов, форм и средств. Основными методами научно-практической конференции были: убеждение, полилог и диалог, дискуссия, наглядность и иллюстративность, ИКТ-технологии, рефлексия (каждого элемента и каждого дня форума).
Еще одна особенность состоявшегося масштабного мероприятия заключается в том, что его организаторами выступили две образовательные организации: мощная и регионально влиятельная – Петрозаводский государственный университет и относительно небольшая, но известная и уважаемая в республике – Пряжинская средняя школа. Организационным механизмом, запустившим и осуществившим форум, стала не так давно созданная инновационная структура этих образовательных организаций – Базовая кафедра социально-педагогических и образовательных технологий, объединившая ученых Института педагогики и психологии ПетрГУ и педагогов-исследователей Пряжинской СОШ. Кафедра достойно справилась с реализацией поставленных задач.
По итогам форума принята резолюция, в которой, наряду со стратегическими направлениями деятельности ученых и практиков в области социально-педагогических технологий, сформулирован целый ряд конкретных предложений по их реализации.