Отечественное профессиональное образование в очередной раз переживает достаточно сложный этап в условиях постоянно меняющейся экономики и нестабильной социально-политической обстановки в стране, при этом как к системе образования, так и к ее компонентам предъявляются все новые и новые требования по повышению эффективности, результативности, учету требований рынка труда, в том числе и по повышению качества практической подготовки выпускников. Например, в качестве одного из результатов Государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013‒2020 гг. декларируется всемерное удовлетворение отечественной экономики в высококвалифицированных кадрах по наиболее важным аспектам технологического развития. Эти требования заставляют более тщательно изучать организационные и педагогические процессы вуза, искать пути роста конкурентных преимуществ и новые направления для приложения усилий, более рационального использования тех инструментов, которые уже имеются, но использовались, возможно, недостаточно активно.
В свою очередь, Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования (ПО) задают требования к качеству подготовки выпускника, а качество образования напрямую связано с формированием компетентностей студентов, обеспечивающих выпускнику профессиональную и личностную самореализацию. Таким образом, практическая направленность образования является современным трендом, работодатели ждут выпускников с необходимым набором компетенций, позволяющим им быстро адаптироваться к профессиональной деятельности. Усиление практической направленности обучения выгодно и выпускникам, так как позволяет минимизировать разрыв между уровнем подготовки студентов в вузе и уровнем успешности их будущей профессиональной деятельности.
Однако реализовать высокий уровень практической направленности в рамках традиционного учебного процесса вуза сложно. По результатам нашего исследования, проведенного в ФГАОУ ВО «Российский профессионально-педагогический университет» (РГГПУ), было решено сосредоточить подготовку (практическое обучение) магистров и бакалавров на базовых кафедрах (БК) вуза, которые, как показал анализ, позволяют с большей эффективностью использовать инфраструктуру конкретных организаций (предприятий промышленности, учреждений, объектов экономики) для более качественной практической подготовки студентов, что отвечает современным тенденциям развития профессионального образования. Именно с созданием базовых кафедр связаны большие надежды в вопросах усиления практической направленности подготовки выпускников. В РГППУ ведется подготовка по уникальному направлению – «Профессиональное обучение по отраслям», получение профессиональной составляющей и психолого-педагогической подготовки позволяет выпускникам данного направления повысить шансы для успешного трудоустройства и быть более востребованными на рынке труда.
Как показал анализ ситуации, создание университетских кафедр на базе других организаций, учреждений и предприятий, в том числе компонентов системы образования, является приоритетной формой развития образовательных организаций (ОО). В пункте 3 статьи 27 и пункте 2 статьи 72 закона «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что «профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования могут создаваться кафедры и иные структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования» и «создание образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования» [9].
В традиционном понимании «базовая кафедра» ‒ это такая форма взаимодействия организации высшего образования и предприятия, которая позволяет студенту осваивать конкретные производственные технологии. Подчеркнем, что это не «инновация последних лет», это реновация предшествующего опыта, так как еще в СССР создание базовых кафедр было достаточно развито и являлось общепринятой практикой [10]. В настоящее время вопросами организации базовых кафедр и исследованием особенностей их функционирования занимаются такие ученые, как С. Н. Горшенина, М. Ю. Кулебякина, Т. Ю. Макашина, Е. В. Меркель, Ю. И. Щербаков, Т. И. Шукшина и др. [7, 8, 11, 12].
Интерес к такой организации практического обучения не удивителен. Так, по мнению В. М. Филиппова, для вузов главная отдача от базовых кафедр заключается в «совершенствовании учебного процесса, включении в него лучших практик ведущих компаний, в том, чтобы образование лучше соответствовало потребностям экономики и общества» [16]. На наш взгляд, именно концентрация практически ориентированных занятий, акцент на практическую подготовку делают базовые кафедры эффективным инструментом целостного образовательного процесса вуза.
Несмотря на простоту и частоту употребления понятия «практическая подготовка», нет четкого понимания, что включает в себя это понятие и что представляет процесс практической подготовки применительно к базовым кафедрам вуза.
Чаще всего под термином «практическая подготовка» понимается деятельность, направленная на приобретение практических навыков в процессе прохождения производственной (профессиональной) практики, выполнении лабораторных работ, курсовых и дипломных проектов [1, с. 247]. В то же время достаточно часто практическую подготовку студентов рассматривают как обязательный компонент образовательно-профессиональной программы для получения квалификационного уровня приобретения студентами профессиональных навыков и умений. В этом случае мы видим, что практическая подготовка является синонимом практики, цель которой − овладение студентами современными методами, формами, средствами будущей профессиональной деятельности, ее организации, формирование профессиональных умений и навыков, воспитание потребности в систематическом обновлении практических знаний и умений [14].
Действительно практики служат серьезной мотивацией формирования устойчивых навыков использования полученных знаний в настоящих производственных ситуациях, срабатывает принцип: лучше усваивается то, что включено в деятельность и нацелено на использование в будущей работе [5].
Однако практическая подготовка не исчерпывается одной практикой и может присутствовать при изучении большинства дисциплин, при формировании практических умений и навыков. Условно можно выделить два вида практической подготовки – профессиональная практическая подготовка и профессионально направленная практическая подготовка.
Профессиональная практическая подготовка – это деятельность, направленная на приобретение умений, навыков и получение практического опыта, которая осуществляется при выполнении студентами курсовых, дипломных проектов, прохождении всех видов практик и стажировок. Определяющим здесь является то, что эти виды деятельности выполняются студентами самостоятельно по месту прохождения практики. К примеру, к этому виду профессиональной подготовки мы относим курсовые и выпускные квалификационные работы, выполняемые на базовой кафедре, которые, как правило, являются практико-ориентированными, «реальными» и выполняются по запросу работодателя. В то же время профессионально направленная практическая подготовка осуществляется непосредственно на практических занятиях по всем дисциплинам учебного плана. На профессионально-направленных практических занятиях у студентов можно выработать умения, навыки, но нельзя получить опыт практической деятельности.
Основной для базовой кафедры, как показала опытно-экспериментальная работа, должна являться профессиональная практическая подготовка, которую мы определяем как подготовку будущих специалистов по приобретению практических умений, навыков и опыта практической деятельности. Целью профессиональной практической подготовки студентов является обеспечение у них готовности и способности к осуществлению профессиональной деятельности, развитие коммуникативных компетенций посредством практического обучения. В ходе данных занятий обеспечивается закрепление профессиональных знаний, получение умений и практического опыта, необходимых для профессиональной деятельности специалиста.
При всей простоте и очевидности представленных форм для обеспечения эффективной практической подготовки студентов на базовой кафедре необходимо создание организационно-педагогических условий, обеспечивающих развитие профессиональной компетентности студентов через оптимизацию и совершенствование имеющихся знаний, умений, профессионально-ценностных ориентаций в соответствии с требованиями, предъявляемыми на современном уровне, развития системы отечественного образования.
В процессе исследования были обоснованы и апробированы следующие организационно-педагогические условия реализации эффективной деятельности базовой кафедры по практической подготовке студентов: сетевое взаимодействие; социальное партнерство; применение при практической подготовке студентов современных педагогических технологий; субъектный подход к студентам.
Сетевое взаимодействие – одно из основных условий функционирования базовой кафедры, под которым мы понимаем механизм интеграции с партнерами, имеющими единые цели и общие ресурсы для их достижения. Как показало наше исследование, функционирование базовой кафедры как достаточно инновационной структуры открывает широкие возможности для подготовки квалифицированных специалистов, благодаря ориентации на текущие и перспективные потребности работодателей, вариативности образовательных программ и привлечению необходимых ресурсов социальных партнеров именно в рамках сетевого взаимодействия.
Основой проектирования перспективных моделей взаимодействия организаций профессионального образования с социальными партнерами являются переориентация ресурсов системы профобразования на решение задач непрерывной подготовки кадров, востребованных конкретными отраслями экономики региона; обеспечение регулируемого воспроизводства кадров для основных направлений экономической деятельности в условиях неблагоприятной демографической ситуации и колебаний конъюнктуры рынка; повышение соответствия системы подготовки кадров потребностям работодателей, а также устойчивое и эффективное развитие человеческого капитала [3].
Сетевое взаимодействие базовой кафедры с другими организациями (партнерами) заключается в совместной образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности; обеспечивает привлечение к образовательному процессу высококвалифицированных специалистов университета, государственных и муниципальных органов, предприятий и организаций.
Сетевой образовательный процесс подготовки будущих педагогов профессионального обучения, реализуемый ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (РГППУ), представляет собой образовательный процесс, использующий ресурсы организаций-партнеров для реализации целей подготовки (профессиональные компетенции, профессионально-личностные качества). При этом его целью является не только подготовка педагогических кадров для системы среднего профессионального образования (СПО) в соответствии с профессиональным стандартом педагога и Федеральными государственными образовательными стандартами, но и подготовка выпускников к дальнейшей профессиональной деятельности в сетевой образовательной среде, которая подразумевает решение задач по проектированию сетевых образовательных программ и участие общеобразовательных организаций и образовательных организаций ПО в сетевом взаимодействии, разработку онлайн-курсов и основных профессиональных образовательных программ в области образования.
У РГППУ имеется достаточно большой опыт взаимодействия нескольких образовательных организаций. Так, еще в 1987 г. приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР было создано учебно-методическое объединение (УМО) высших учебных заведений по инженерно-педагогическим специальностям на базе Свердловского инженерно-педагогического института с целью улучшения качества подготовки и использования специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве, а позднее – УМО по профессионально-педагогическому образованию (УМО ППО) на базе Уральского государственного профессионально-педагогического университета (пр. Министерства образования РФ от 26.10.2000 № 3085). В 2013 г. в УМО по ППО и Российском государственном профессионально-педагогическом университете (РГППУ) создано сетевое объединение вузов и колледжей, к которому присоединились 15 вузов и 8 колледжей России и стран СНГ [2]. Это послужило основой для развертывания университетом в отдельных регионах Урала и Сибири сети удаленных базовых кафедр, основными видами деятельности которых стали: разработка технологий и условий реализации отдельных компонентов учебного плана, связанных, прежде всего, с практической подготовкой студентов: практические и лабораторные занятия, различные виды практик на предприятиях и в образовательных организациях; формирование и реализация тематики курсовых, выпускных квалификационных и научно-исследовательских работ, ориентированных на решение проблем предприятий и образовательных организаций; стажировка преподавателей образовательных организаций; переподготовка и повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций, подготовка и издание учебных пособий; чтение проблемных, обзорных лекций; проведение совместных прикладных научно-исследовательских разработок.
Модели сетевого взаимодействия, реализуемые базовой кафедрой, зависят от того, какие задачи планируется решать и какими ресурсами планируется осуществлять обмен. В зависимости от этого выбираются и подключаются конкретные виды образовательных организаций и другие учреждения в рамках социального партнерства.
Второе условие ‒ социальное партнерство − трактуется Трудовым кодексом как «система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений» (ст. 23 ТК РФ) [13].
Социальное партнерство, как условие эффективности деятельности, удаленной базовой кафедры также является одним из ключевых, т. к. кафедра − самостоятельное подразделение вуза и обладает всеми необходимыми для осуществления образовательной деятельности ресурсами в части практической подготовки студентов. Необходимо отметить, что два рассмотренных условия (сетевое взаимодействие и социальное партнерство) тесно связаны между собой, т. к. социальное партнерство с различными организациями зачастую реализуется именно через сетевое взаимодействие.
Как показывает опыт работы базовой кафедры в городе Кемерово, организаций ‒ социальных партнеров, участвующих в сетевом взаимодействии, может быть несколько, в одних проводятся лабораторные или практические работы, в других − производственная, педагогическая или преддипломная практика, стажировки. Это могут быть любые организации, с которыми осуществляется взаимодействие по профилю подготовки бакалавров, например образовательные организации СПО, детские сады, учреждения культуры, организации правоохранительной деятельности и т. д. В результате создается определенная сеть взаимодействия базовой кафедры и организаций – социальных партнеров, заинтересованных в совместной деятельности. Таким образом, именно базовая кафедра становится центром управления и координации усилий партнеров в сетевом взаимодействии.
В условиях такого сотрудничества базовые кафедры активно меняют структуру и содержание подготовки, обеспечивают переход на новые, более высокие требования к квалификации и практическим навыкам, предъявляемые к выпускникам профессионально-педагогического вуза; учитывают потребности рынка труда, работодателя и динамику изменения требуемых компетенций с учетом региона. Результатом такого партнерского взаимодействия, прежде всего, является увеличение количества выпускных квалификационных работ, выполняемых по запросу работодателя и подтвержденных актом о внедрении.
Внедрение инноваций в деятельность образовательных организаций СПО, таких как проведение региональных и национальных чемпионатов WorldSkills, Abilympics, Всероссийских олимпиад профессионального мастерства, организация дуального обучения, обучение по специальностям, входящим в топ-50 самых востребованных профессий, также невозможно без поддержки социальных партнеров.
Таким образом, вариантов использования механизмов социального партнерства и в деятельности образовательной организации профессионального образования достаточно много. Основным механизмом реализации сетевого взаимодействия базовой кафедры вуза и социальных партнеров выступают договоры и соглашения о сетевом взаимодействии, в которых находят отражение потенциальные возможности участников сетевого взаимодействия.
Следующее условие эффективной деятельности базовой кафедры, выявленное при проведении нашего исследования, это применение современных педагогических технологий при практической подготовке студентов. Поскольку в условиях базовой кафедры осуществляется не теоретическое обучение, а исключительно практическое, это обстоятельство требует особого внимания к выбору используемых педагогических технологий. Практическая подготовка ориентирована, прежде всего, на результат, и мы с учетом особенностей базовой кафедры рассматриваем технологию как процедуру педагогического процесса, что исключает элемент случайности и позволяет проектировать образовательный процесс с гарантированным результатом.
Для формирования компетенций у будущих педагогов при организации практического обучения на базовой кафедре используются педагогические технологии как дидактическое средство. Приоритет отдается тем современным образовательным технологиям, использование которых позволяет студенту быть полноправным участником образовательного процесса и побуждает к самостоятельному решению поставленных перед ним задач. Например, активно используются технологии проектного, проблемного обучения, контекстное обучение, кейс-метод, ролевые и деловые игры.
Лекционный материал студенты изучают во время аудиторных занятий в самом вузе или, если базовая кафедра располагается на удаленных территориях, при помощи дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и использования электронных систем, что соответствует современным требованиям к образованию в Послании Президента РФ от 1 марта 2018 г. Также в Докладе центра стратегических разработок Высшей школы экономики «Двенадцать решений для нового образования» говорится о том, что необходимо активно внедрять в образовательный процесс цифровые технологии, которые дают возможность обеспечить индивидуализацию для каждого обучающегося образовательной траектории, методов (форм) и темпа освоения образовательного материала [13, с. 24].
Среди современных педагогических технологий, применяемых в образовательном процессе базовой кафедры, особо можно выделить дистанционные образовательные технологии. Это обусловлено тем, что базовые кафедры чаще всего являются удаленными от головного вуза структурами и теоретическое обучение осуществляется именно дистанционно. Дистанционные технологии являются необходимым условием эффективной деятельности базовой кафедры, т. к. теоретическое обучение, весь лекционный материал студенты получают через систему «ТаймЛайн» – это специально разработанная электронная информационно-образовательная среда РГППУ.
Использование ЭОИС «ТаймЛайн» позволяет организовать занятия и осуществлять контроль выполненных заданий более результативно и качественно. Около 35 % занятий со студентами проводятся в виде вебинаров, 44 % практических занятий проводятся в группах с использованием сетевых коммуникаций, т. е. общение и работа над проектами, групповыми заданиями осуществляются посредством тематических чатов и форумов, удаленно проводятся конференции по итогам практик, предзащиты ВКР.
Достаточно высокая эффективность дистанционного обучения во многом достигается благодаря его интерактивности, специфическим особенностям информационных и телекоммуникационных технологий, индивидуальному планированию и организации учебного процесса и за счет строгой отчетности о выполнении студентами необходимых заданий после прослушанных дистанционных лекций.
Также использование дистанционных образовательных технологий при реализации сетевого взаимодействия позволяет разрабатывать учебные планы с индивидуальными траекториями освоения образовательных программ, использовать индивидуальный подход к каждому из обучающихся, планировать разные уровни содержания и сроки обучения.
Еще одним условием практического обучения на базовой кафедре является субъектный подход, который заключается в умении планировать, контролировать ход и оценивать результаты своих действий, активное и заинтересованное субъектное отношение к своему образованию самих обучающихся.
Субъектная позиция студента является интегративной личностной характеристикой, демонстрирующей его отношение к процессу обучения [6]. И именно на практических занятиях студенты могут проявить себя как субъекты образовательной деятельности. Субъектный подход позволяет учить не «среднюю массу», а находить индивидуальный подход к каждому студенту.
Отличительной особенностью образовательного процесса на базовой кафедре является профессиональное практическое обучение, позволяющее подготовить выпускников с определенным набором компетенций, соответствующих ФГОС, способных быстро адаптироваться к условиям современного мира, требованиям работодателя и уметь использовать полученные умения, навыки и полученный опыт в профессиональной деятельности.
Выделенные нами в ходе опытно-экспериментальной работы организационно-педагогические условия: сетевое взаимодействие; социальное партнерство; применение при практической подготовке студентов современных педагогических технологий; субъектный подход к студентам обеспечивают эффективность деятельности базовой кафедры по практической подготовке студентов.
Оценить результаты деятельности базовой кафедры с учетом выделенных и теоретически обоснованных организационно-педагогических условий нам позволяет комплекс оценочных (количественных и качественных) показателей, среди которых основными являются: процент трудоустройства выпускников по профилю подготовки; количество реальных выпускных квалификационных работ, т. е. работ, выполненных по требованию работодателя, степень удовлетворенности выпускников полученными компетенциями; отзывы работодателей и высокие оценки студентов по итогам прохождения производственной и преддипломной практики. Например, зафиксировано увеличение количества «реальных» ВКР в сравнении с 2015/16 уч. г. на 17,6 %, достигнув показателя 76 % в 2017/18 уч. г. Также немаловажным является тот факт, что «реальные» дипломы на защите оцениваются на «хорошо» и «отлично» и комиссия отмечает высокую заинтересованность студентов в выполнении такой работы.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что базовая кафедра в современных условиях является одним из рациональных организационных решений по совершенствованию практической подготовки студентов, сокращению разрыва между образовательным процессом и профессиональной деятельностью будущих специалистов.
Список литературы
- Вишнякова, С. М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. – Москва : НМЦ СПО, 1999. – 538 с.
- Дорожкин, Е. М. Сетевое взаимодействие как перспективное направление развития профессионально-педагогического образования / Е. М. Дорожкин, В. Я. Шевченко, И. В. Осипова, О. В. Тарасюк // Вестник учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. – 2015. – № 1 (48). – С. 16–25.
- Дочкин, С. А. Непрерывное образование взрослых через сетевые модели взаимодействия / С. А. Дочкин // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2016. – № 1 (21). – С. 46–50.
- Жуков, Г. Н. Общая и профессиональная педагогика : учебник / Г. Н. Жуков, П. Г. Матросов. – Москва : Альфа-М : ИНФРА-М, 2013. – 448 с.
- Крецан, З. В. Практическая подготовка студентов как фактор повышения качества университетского образования / З. В. Крецан, Н. Э. Касаткина // Ползуновский вестник. – 2005. – № 3. – С. 93–95.
- Кузнецова, И. Ю. Субъектная позиция взрослого обучающегося в образовательной деятельности / И. Ю. Кузнецова // Новая наука: проблемы и перспективы (г. Стерлитамак, 26 сентября 2016 г.). – Стерлитамак, 2016.– С. 56–58.
- Макашина, Т. Ю. Базовая кафедра как средство формирования конкурентоспособности будущего педагога / Т. Ю. Макашина // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (29 мая 2015 г.) / под ред. С. Л. Иголкина. – Воронеж : ВЦНТИ, 2015. – Т. 2. – С. 74–77.
- Меркель, Е. В. Базовая кафедра и школьный научный центр – новые формы формирования гражданско-правовой культуры обучающихся и студентов / Е. В. Меркель // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 5 (48). – С. 26–28.
- Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Российская газета.− 2012. − № 303.
- Сюпова, М. С. Основные формы взаимодействия вузов и предприятий / М. С. Сюпова, Н. А. Бондаренко // Ученые заметки ТОГУ. – 2014. – Т. 5, № 4. – С. 111−116.
- Шукшина, Т. И. Подготовка педагогических кадров в условиях реализации инновационной модели: вуз – базовая кафедра – общеобразовательная организация / Т. И. Шукшина, С. Н. Горшенина, М. Ю. Кулебякина // Гуманитарные науки и образование. – 2016. – № 1. – С. 89−93.
- Щербаков, Ю. И. Кафедра на базе школы – новый образовательный кластер / Ю. И. Шербаков // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 5 (48). – С. 3−5.
- Двенадцать решений для нового образования [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Москва, 2018. – URL: https://www.hse.ru/data/2018/04/06/1164671180/Doklad_obrazovanie_Web.pdf − (дата обращения 17.06.2018).
- Практическая подготовка студентов [Электронный ресурс]. − Электрон. дан. – URL: tudbooks.net/5675/pravo/prakticheskaya_podgotovka_studentov − (дата обращения 18.06.2018).
- Трудовой кодекс (ТК РФ) [Электронный ресурс] // Гарант : информационно-правовой портал. – Электрон. дан. – URL: http://base.garant.ru/12125268/ − (дата обращения 18.06.2018).
- Филиппов, В. М. Функционирование и развитие отраслевых базовых кафедр [Электронный ресурс]. – [Россия], 2016. − Электрон. дан. – URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=9027, свободный. – Аналог печ. изд. (Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 4-3. – С. 625−627). – (дата обращения 11.09.2018).