В настоящее время все отчетливее осознается необходимость поиска такой образовательной модели, которая могла бы объединить общегосударственное и региональное в единое образовательное поле. Такая модель может быть создана в процессе разработки регионально ориентированной программы для дошкольного образовательного уровня с необходимым продолжением на последующих уровнях образования.
Анализ практики разработки региональных образовательных программ дошкольного образования показывает наличие затруднений у педагогов в отношении постановки цели программы, формулировки задач, определения содержания образования с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В данной статье представлен конструктор региональной образовательной программы дошкольного образования, который призван облегчить процедуру проектирования регионально ориентированного содержания образования, обеспечить наиболее четкое структурирование данной деятельности с учетом современных требований к образовательной программе дошкольного образования, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (см. табл.). В этом ключе конструктор представляет собой описание системы процедур и этапов по разработке региональной образовательной программы дошкольного образования.
Проектирование региональной образовательной программы дошкольного образования – процесс творческий, поэтому достаточно сложно описать универсальный алгоритм данной деятельности. При разработке программы важно учесть специфику региональных, национально-культурных, климатических и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. Каждая дошкольная образовательная организация имеет свои традиции, материальные и кадровые ресурсы, может пользоваться широким спектром педагогических технологий, отвечающих образовательным потребностям и индивидуальным особенностям воспитанников.
Анализ научных источников в области педагогического проектирования [2], имеющийся опыт проектирования региональной образовательной программы дошкольного образования [3] позволили авторам определить последовательность этапов проектирования программы: предварительный, диагностический, технологический (основной), этап экспертизы (заключительный).
Конструктор региональной образовательной программы дошкольного образования
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | Пояснительная записка: – особенности возраста детей;
– основная идея программы; – цель и задачи программы; – принципы и подходы к формированию региональной образовательной программы дошкольного образования; – риски, возникающие в ходе реализации программы |
Планируемые результаты освоения программы представлены в виде характеристики возможных достижений ребенка к концу дошкольного образования. Например, воспитание начал патриотизма у детей, что проявляется в представлениях о культуре и природе Зауралья, сформированность познавательного интереса и бережного отношения к объектам и явлениям зауральской культуры и природы | Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы включает: – задания, направленные на выявление уровня сформированности представлений детей о природе и культуре Зауралья;
– длительные наблюдения за поведением ребенка; – проблемные ситуации и др. |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ |
Образовательные разделы (модули) | ||
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы, модулей образовательной деятельности по разделу «Ребенок в культуре региона» | Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы, модулей образовательной деятельности по разделу «Природа региона и я» | Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы, модулей образовательной деятельности по разделу «Я горжусь регионом» | |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ |
Характеристика развивающей предметно-пространственной среды по разделам программы | Описание особенностей традиционных событий, праздников, мероприятий | Планирование образовательной деятельности, конспекты занятий, образовательных ситуаций |
Конструирование региональной образовательной программы дошкольного образования предваряет изучение основных нормативных документов, регламентирующих разработку образовательной программы, а также краеведческих материалов (научных публикаций, документов, архивных материалов, произведений искусства и др.). В ходе предварительного этапа происходит изучение педагогами истории и культуры региона, знакомство с биографиями видных деятелей края, формирование мотивации педагогов к краеведческой деятельности.
Диагностический этап предполагает исследование образовательных потребностей и интересов детей, родителей, педагогов. Региональная культура многогранна и многослойна, она способна предоставить целый спектр возможностей для удовлетворения познавательных, эстетических, исследовательских, коммуникативных и прочих потребностей детей. Полученные в ходе диагностики сведения об особенностях детей, уровне их развития, предпочтениях позволяют проектировать образовательный процесс как предсказуемое, достоверное и управляемое взаимодействие воспитанников, педагогов, родителей и всех заинтересованных в воспитании лиц.
Технологический этап проектирования программы считается основным. В ходе этого этапа осуществляется целеполагание, определяется содержание региональной образовательной программы (разрабатываются основные разделы, подразделы, модули программы), формируются организационные механизмы, подбираются соответствующие средства, методы, технологии для реализации программы.
Согласно ФГОС ДО [1], любая образовательная программа включает в себя три раздела: целевой, содержательный и организационный. В данном документе кратко описывается содержание каждой части, основные требования и принципы организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации.
Системный характер любой деятельности задает наличие четко поставленной цели. В Стандарте этот раздел программы обозначен как «целевой». Цель определяется как идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; финальный результат, на который преднамеренно направлен процесс1 [5]. От правильности постановки цели зависит успех организации дальнейшей деятельности по разработке региональной образовательной программы дошкольного образования.
Истинные цели образования должны характеризоваться конкретностью. Конкретизация целей в зависимости от их индивидуальной и социальной значимости, реальности реализации на данном возрастном этапе и определенности во времени – важный элемент педагогического мастерства. Цели всегда носят конкретно-исторический характер и формируются с учетом многих социальных и культурных реалий. Основные сложности связаны с противоречивостью этих реалий.
Цель программы определяется с учетом возможностей конкретной организации, наличия специалистов, сформированности материально-технической базы, интересов детей и педагогического сообщества.
Можно выделить ряд направлений, в соответствии с которыми формулируется цель программы:
- целевая ориентация связана с гармоничным и всесторонним развитием ребенка без акцента на какую-либо одну образовательную область;
- патриотическое воспитание и формирование социально-активной личности;
- художественно-эстетическое развитие ребенка на основе творческого освоения региональных промыслов;
- обогащение развития ребенка путем ознакомления с творчеством и деятельностью региональных авторов и ученых;
- ознакомление с культурными и природными особенностями региона (познавательная краеведческая направленность);
- реализация образовательного потенциала региона с целью развития личности ребенка;
- формирование природолюбия на основе ознакомления с природой региона и др.
Вместе с тем образование должно базироваться на постоянных, непреходящих идеях и ценностях. Такой подход означает, что основной акцент падает на целостное, универсальное становление личности, гармоничное развитие ее физической, интеллектуальной и духовно-нравственной сфер. С позиций данной идеи целью образования является обогащение развития личности ребенка как полноценного субъекта деятельности на основе индивидуализации образования, поддержки его собственной инициативы и творчества.
Согласно принятому в теории управления принципу декомпозиции цели цель программы декомпонируется задачами. Принцип декомпозиции цели означает замену решения одной большой цели решением серии меньших задач, пусть и взаимосвязанных, но более простых. Декомпозиция, таким образом, является процессом расчленения, конкретизации и алгоритмизации деятельности по достижению цели. Декомпонирование ориентирует на понимание любой исследуемой проблемы как сложной, состоящей из отдельных взаимосвязанных задач. Ни одна из задач по смысловой нагрузке не должна совпадать с целью.
Основная цель образования – развитие личности ребенка как субъекта деятельности и общения. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно формулировать задачи программы, начиная с терминологии, позволяющей конкретизировать такое развитие, т. е. определения того, каких именно качеств, личностных свойств, характеристик развития и путем чего мы ходим добиться. Например:
- Создание условий для позитивной социализации дошкольников на основе краеведческого содержания образования.
- Поддержка становления индивидуальности ребенка в процессе приобщения к культуре Зауралья.
- Воспитание активной жизненной позиции на основе формирования представлений о явлениях социальной действительности (труд взрослых, замечательные люди Зауралья).
- Содействие амплификации развития ребенка посредством активного познания природы Зауралья.
Следующая часть целевого раздела – описание принципов и подходов к проектированию программы. Программа должна базироваться на методологических подходах, которые являются основополагающими при выборе содержания образования, организации развивающей предметно-пространственной среды, определении форм, методов и приемов взаимодействия с детьми.
Для проектирования региональной образовательной программы дошкольного образования необходимо использовать систему методологических подходов, каждый из которых соответствует определенному уровню методологии: общенаучному, конкретно-научному, технологическому. При этом лучше всего воспользоваться адаптацией данных подходов к процессу проектирования образовательной программы, произведенной учеными.
Одновременно методология программы должна быть подобрана с учетом принципов полипарадигмальности, конвергенции, конструктивизма.
Принцип полипарадигмальности означает, что каждый подход рассматривается не как отдельный, самостоятельный феномен, а в контексте взаимопроникновения и взаимовлияния с другими парадигмами, идеями, тенденциями. Это дает возможность более продуктивно прогнозировать, проектировать и реализовывать инновации, сочетая их с образовательными традициями.
Конвергенция проявляется в сближении и взаимопроникновении исходных методологических оснований, составляющих данный подход. Один подход дополняет, раскрывает другой, делая методологию более целостной и системной.
Принцип конструктивизма ориентирует на создание целостной, непротиворечивой и взаимодополняющей методологической основы разработки программы, обеспечивающей ее наибольшую эффективность.
При разработке региональной образовательной программы дошкольного образования учитываются принципы приобщения детей к культурно-историческому наследию малой родины. Например, принцип целостности и системности при освоении краеведческого содержания позволяет воспринимать культуру региона как систему, которая изучается во взаимодействии всех составляющих ее частей. Краеведческий принцип обеспечивает максимальное использование в образовательном процессе местного материала (архивных документов, воспоминаний людей и т. п.). Принцип поддержки и стимулирования эмоционально-чувственного и эмоционально-познавательного отношения детей к городу (селу) ориентирует педагогов на создание необходимых условий для развития эмоциональной сферы дошкольников. Принцип означает, что познанию культурно-исторического наследия должны сопутствовать эмоции – сопереживание, удивление, радость успеха, чувство гордости.
Принципы проектирования программы должны быть связаны с принципами дошкольного образования, приведенными в ФГОС ДО. Важно понимать, что принципы не должны по своему содержательно-смысловому наполнению противоречить друг другу и используемым методологическим подходам.
В значимых для разработки и реализации Программы характеристиках можно описать возрастные особенности детей, на которые рассчитана программа. Это могут быть особенности мышления, восприятия краеведческой информации, внимания, памяти. Кроме того, здесь же целесообразно представить характеристику разделов, модулей программы с описанием их целевой направленности.
Необходимо объяснить, носит ли содержание образования, представленное в разделах программы, примерный, рекомендательный характер или же программа является закрытой. В то же время нужно понимать, что очень многое в отборе содержания образования зависит от уровня познавательного развития дошкольников, их самостоятельности в различных видах детской деятельности, желаний, интересов, потребностей и возможностей, а также от мотивации и профессионального мастерства педагогов. Основное содержание образования в программе сориентировано на зону ближайшего развития детей, и эта зона не может быть одинаковой у всех дошкольников. Поэтому современный подход состоит в том, что педагоги имеют возможность вариативно подходить к предложенному в программе содержанию образования: его можно несколько упростить и сделать более доступным для понимания детьми или, наоборот, дополнить и обогатить новыми интересными фактами, сведениями, событиями.
Планируемые результаты освоения программы определяются с учетом цели и задач программы. Могут быть прописаны показатели достижения каждого планируемого результата. К примеру, представления детей о культуре и природе Зауралья измеряются по таким показателям, как объем (количественный показатель) и глубина (качественный показатель).
В этом же разделе рекомендуется описать риски при реализации программы. В качестве рисков могут выступать:
– дефицит ресурсной базы, выраженный недостаточностью финансовой и материально-технической составляющих;
– неготовность институтов культуры к организации субъект-субъектного взаимодействия с детьми дошкольного возраста, перегрузка детей вербальной информацией, не адаптированной к особенностям восприятия дошкольников, увлечение длительными обзорными экскурсиями;
– традиционное планирование и организация жизнедеятельности детей входят в противоречие с инновационными подходами программы, предусматривающей приоритетность игры, интересов и потребностей детей, гибкий подход к организации воспитательно-образовательного процесса.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы включает определение критериев и показателей для проведения мониторинга. Критерии и показатели являются основанием для выявления уровня развития умений, способностей, навыков, представлений ребенка через соотнесение с нормой развития. При этом следует понимать, что педагогическое значение понятия «норма развития» – это не характеристика среднестатистического или среднегруппового уровня развития какой-либо способности, а указание на возможность высших достижений для данного возраста. Или норма – это не то среднее, что есть, а то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях [2]. Это означает, что у каждого ребенка своя норма развития.
Содержательный раздел программы, если ориентироваться на ФГОС ДО, должен обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области): социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Не следует думать, что содержание образования, представленное в региональной образовательной программе дошкольного образования, касается реализации только одной-двух образовательных областей. Как правило, образование детей дошкольного возраста носит глубоко интегрированный характер, и любое искусственное разделение будет способствовать его обеднению, фрагментарности.
Структурирование по разделам зависит от целевой установки и определяется авторами на основе направленности программы. Существуют разные подходы к представлению содержательного раздела образовательной программы. Например, описание знаний, умений, опыта деятельности, отношений детей. Другой подход, когда описываются обучающий и воспитывающий компоненты содержания. Описанию содержания раздела программы может предшествовать перечень решаемых в ходе образовательной деятельности задач. Приведем пример из региональной образовательной программы дошкольного образования «Мы живем в Зауралье» Н. А. Каратаевой, О. В. Крежевских [4].
Раздел «Природа Зауралья и Я»
Образовательная деятельность в рамках данного раздела направлена на решение следующих задач:
– развитие познавательного интереса ребенка к природе Зауралья;
– развитие бережного отношения к природе через понимание самоценности и уникальности природного мира Зауралья (редкие виды, Красная книга Курганской области и др.);
– воспитание потребности в целесообразной деятельности, направленной на создание и поддержание условий для живых существ (природоохранные акции: уборка мусора, посадка растений, подкормка птиц и др.).
Подраздел «За Уралом – Зауралье, там своя, иная даль»
Обучающий компонент. Зауралье – территория, на которой мы живем, находящаяся за Уралом. Зауралье на карте (объекты: Уральские горы, Урал, Зауралье, города: Курган, Куртамыш, Шадринск, Далматово, Катайск и др.). Природная карта участка детского сада и др.
Зауралье как лесостепная зона (сочетание лесов и степей). Зауральский пейзаж: степи, озера, речки в низинах, болота, березовые рощи, перелески, хвойные и лиственные леса. Произведения живописи, отобразившие красоту Зауралья (Герман Травников: «Причал», «Чибис прилетел», «Посвящение И. И. Шишкину», «Батурино», «Цветущий луг», «Осенняя заря», «Над прудом»).
Животный мир Зауралья: заяц, белка, еж, лиса, кабан, барсук, рысь, лось, косуля и др. Значение внешних особенностей в жизни этих животных.
Взаимосвязь неживой и живой природы Зауралья, приспособленность к условиям среды на примерах животных, ведущих околоводный образ жизни (например, большая белая цапля, бобр, ондатра), луговых растений (злаков: ковыль, ломкоколосник, размножающихся с помощью ветра), водных растений (кубышка желтая, осока, ряска трехдольчатая). Приспособленность мелких позвоночных к среде обитания (сурок, степная мышь, хомячок и др.) с помощью коричневого, темно-коричневого или бурого окраса шерсти.
Человек (ребенок) и зауральская природа. Природные ресурсы – богатство Зауралья, важность их сохранения и восстановления.
Воспитывающий компонент. Понимание значения природы в жизни зауральца, формирование эстетического отношения к окружающему природному миру, умение видеть красоту природы, формирование желания общаться с природой.
Организационный раздел включает описание форм, методов и приемов взаимодействия с детьми, развивающую среду и, возможно, примерные конспекты образовательной деятельности. Организационно-методическое сопровождение программы предполагает проектирование развивающей предметно-пространственной среды группы, участка, других помещений дошкольной образовательной организации. В данную часть программы целесообразно включить описание краеведческих центров активности, в которых располагаются тематические альбомы, фотографии, природные материалы, книги, игры краеведческого содержания, символика, технологические карты, заготовки для ручного труда, экологическая тропинка на участке ДОО и в группе, демонстрирующая специфику природного мира Зауралья; модели природных зон нашей области и др.
В организационном разделе описываются методы, приемы и формы взаимодействия с детьми. Это могут быть тематические проекты, образовательные ситуации, экскурсии и целевые прогулки, где дети занимают активную позицию и выступают субъектами деятельности, познания, отношения и поведения. Совместная с педагогом и самостоятельная деятельность детей в специально созданной среде предполагает свободу выбора темы, содержания образования, материалов, способов действий с учетом интересов и потребностей развивающейся личности.
Важным элементом при описании данной части программы выступает игровая деятельность, которая насыщается народными, сюжетно-ролевыми играми, настольно-печатными играми типа «Краеведческое лото», «играми-бродилками», например «Путешествие по Зауральской земле».
Этап комплексной экспертизы дает возможность определить, насколько получившаяся образовательная программа соответствует первоначальной идее. Оценить программу можно самостоятельно на основе выбранных критериев. В ходе обсуждения программы в педагогическом коллективе обращается внимание на единство целеполагания, содержания и технологий реализации. Для оценки качества программы могут быть привлечены независимые эксперты.
Таким образом, процесс разработки региональной образовательной программы носит творческий характер и зависит от целого ряда условий. Сделать эту деятельность системной помогает использование специального конструктора, учитывающего требования ФГОС ДО и имеющего некоторые допущения в сторону «плюса» или «минуса», т. е. носящего гибкий и вариативный характер.
Список литературы
- Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 17 октября2013 г. № 1155 / М-во образования и науки Рос. Федерации // RG.RU : интернет-портал «Российской газеты». – Электрон. дан. – URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html. – (дата обращения 3.11.2015).
- Исаев, Е. И. Психология образования человека. Становление субъектности в образовательных процессах : учеб. пособие / Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков. – Москва : Изд-во ПСТГУ, 2013. – 171 с.
- Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование : учебное пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская ; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – 3-е изд., стер. – Москва : Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с.
- Мы живем в Зауралье : регион. образоват. прогр. дошк. образования / Н. А. Каратаева, О. В. Крежевских ; Шадр. гос. пед. ун-т. – Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2016. – 203 с.
- Новая философская энциклопедия : в 4 т. / научно.-ред. совет: В. С. Стёпин, А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, А. П. Огурцов. – Москва : Мысль, 2000. – Т. 1–4. – 2659 с. ; 2-е изд., испр. и допол. – Москва : Мысль, 2010. – Т. 1–4. – 2816 с.