Соколова, Е. И. Страны - европейские лидеры в области непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. – 2017. – Вып. 2 (18). − DOI: 10.15393/j5.art.2017.3506


Выпуск № 2 (18)

Менеджмент образования в открытом глобальном обществе

pdf-версия статьи

УДК 37.014

Страны - европейские лидеры в области непрерывного образования

Соколова Евгения Ивановна
кандидат педагогических наук
доцент, зав. кафедрой иностранных языков института иностранных языков Петрозаводского государственного университета
(Петрозаводск, Россия)
esokolova@mail.ru
Ключевые слова:
непрерывное образование
образование взрослых
европейские страны.
Аннотация: в течение почти двух десятилетий Европейский союз претворяет в жизнь стратегию непрерывного образования, начало которой было положено подписанием Меморандума о непрерывном образовании в 2002 г. В статье анализируются результаты, достигнутые за это время лидерами в области образования длиною в жизнь. Это, в первую очередь, Дания, затем следует Финляндия, на третьем месте − Франция, четвертое место занимает Швеция, и, наконец, Нидерланды замыкают пятерку лидеров. Базой для анализа стали документы Европейской комиссии, взятые из открытых источников Интернета, таких как «Евро-пейский показатель непрерывного образования», аналитических докладов под названием «Панорама»; исследований под названием «Сопровождение развития политики непрерывного образования», сайта «Евростат», где ежегодно размещается статистическая информация, доклада «Анализ внедрения стратегий европейской кооперации в образовании и повышении квалификации − данные по странам». В статье показана специфика организации непрерывного образования в европейских странах, являющихся в настоящее время лидерами в этой области, и проблемы, встающие перед ними на пути реализации стратегии обучения для всех категорий населения. Сведения и выводы, предлагаемые автором, представляют интерес для исследователей и менеджеров непрерывного образования, в также специалистов в области сравнительной педагогики.
Статья поступила: 04.05.2017; Принята к публикации: 27.05.2017; Размещена в сети: 24.06.2017.

EUROPEAN LEADERS IN LIFELONG LEARNING

Sokolova E I
Associate Professor
Head of Foreign Languages Department of the Institute of Foreign Languages at Petrozavodsk State University
(Russia, Petrozavodsk)
esokolova@mail.ru
Keywords:
lifelong education
adult education
European countries.
Abstract: the article focuses on the problems of lifelong learning in European countries. On the basis of the open Internet resources the lifelong learning development in the top five European countries is analyzed. They are: Denmark, Finland, Sweden, France, and the Netherlands. The unique way for every country of realizing the common European strategy in the field of lifelong learning is described. The problems faced by every country are discussed. Despite of common educational strategies for all countries, there are unique features for every participant of European Lifelong learning. For example, Denmark has pursued efforts to improve the quality of its education system; Finland’s education system performs well in terms of both the quantitative targets and the quality of educational outcomes. France faces two major problems − school failure and low adult participation in lifelong learning. The Netherlands has strengthened the implementation of its lifelong learning strategy by setting up new structures ensuring inter- and intra-governmental coordination. The information and conclusions proposed by the author are of interest to researchers and managers of continuing education, as well as specialists in the field of comparative pedagogy.
Paper submitted on: 04.05.2017; Accepted on: 27.05.2017; Published online on: 24.06.2017.

Европейский союз (ЕС) придает большое значение обучению на протяжении всей жизни по ряду причин. Это и старение населения, и растущая миграция, и потребность в квалифицированных рабочих. В документах ЕС подчеркивается, что «появление общества, основанного на знаниях, требует улучшенных средств передачи и использования знаний и возможностей для непрерывного обучения». Обучение в течение всей жизни является ключевым компонентом Лиссабонской повестки дня − дорожной карты, которая была выработана на саммите европейских лидеров, состоявшемся в марте 2000 г. [1].

Как заявлено Европейской комиссией, «возможности обучения должны быть доступны для всех граждан на постоянной основе». На практике это должно означать, что каждый гражданин имеет индивидуальные учебные траектории, соответствующие его потребностям и интересам на всех этапах жизни. В Меморандуме Европейской комиссии о непрерывном образовании говорится, что «система образования должна стать гораздо более открытой и гибкой, чтобы удовлетворять запросы учащихся» [1]. Программа непрерывного образования включает ключевые компоненты общества знаний: содействие непрерывному и совместному обучению, повышение духовного и экономического потенциала личности, а также поощрение общественного сознания и активной гражданской позиции в Европейском сообществе. В Меморандуме также отмечается, что успешный переход к экономике и обществу, основанным на знаниях, должен сопровождаться процессом непрерывного образования, «учения длиною в жизнь (lifelong learning)».

Непрерывное образование (далее НО) в рамках Европейской стратегии занятости [2] определяется как всесторонняя учебная деятельность, осуществляемая на постоянной основе с целью улучшения знаний, навыков и профессиональной компетенции. Таким образом, «учение длиною в жизнь» становится главным принципом политики образования ЕС и основой построения европейской модели образования.

По последним данным Eurostat [3], первое место по уровню участия населения в непрерывном образовании занимает Дания, второе − Швеция, затем идут Финляндия, Франция и Нидерланды. Различия в уровне участия в европейских странах могут быть связаны с различиями в их системах образования или их конкретной образовательной и трудовой политикой.

 

 

 

Рис. 1. Участие населения в непрерывном образовании в Европе, 2014 г.
(опубликовано в 2016 г.) [4]

 

Представляется полезным проанализировать особенности непрерывного образования в ведущей пятерке стран. Одной из важнейших причин можно назвать тот факт, что его развитие повсеместно получило законодательное закрепление, и во всех странах были приняты официальные документы по развитию непрерывного образования. Согласно результатам Европейского показателя непрерывного образования (European Lifelong Index) ELLI [5], Дания, Нидерланды, Швеция и Финляндия присоединились к разработке пакета европейских решений и рекомендаций в области НО одними из первых, что может служить одной из причин высоких показателей включения населения в НО. Необходимо отметить и объективные реалии, объединяющие эти страны: по данным раздела публикаций Евростата, люди, проживающие в этих странах, наиболее удовлетворены уровнем жизни, имеют высокую возможность конкурентоспособности, и во всех этих странах отмечается наименьший уровень коррупции [6].

Анализ данных проводился по основным документам комиссии Европейского союза – меморандумам, докладам соответствующих комиссий, научным работам исследователей в области НО, взятым из открытых источников Интернета. Существует ряд специальных докладов Европейской комиссии, таких как Панорама (Panorama) − пакет докладов, посвященных развитию системы НО в странах Европы, ряд докладов и исследований под названием «Сопровождение развития политики непрерывного образования» (Lifelong Guidance Policy Development: A European Resource Kit).

В 2007 г. фонд Бертелсман (Германия, Гютерсло) выступил с инициативой создания общеевропейского измерительного инструмента качества непрерывного образования (The European Lifelong Learning Indicators − ELLI). Инструмент совершенствовался на основе обратной связи и признан оптимальным измерительным инструментом во многих областях, включая непрерывное образование [7]. Cоздан специальный сайт статистической службы Европейского союза (Еurostat), занимающийся сбором статистической информации по странам-членам ЕС и гармонизацией статистических методов, используемых данными странами. На сайте ежегодно размещается статистическая информация по разным сферам деятельности ЕС, включая непрерывное образование. В открытых источниках сети Интернет публикуются аналитические материалы по непрерывному образованию, где рассматривается доля формального, неформального и информального образования, публикационная активность европейских стран в данной области, проводятся мотивационный анализ и гендерный анализ населения, включенного в систему НО [8].

В 2011 г. стартовал европейский проект по изучению глобальных преимуществ добровольного образования взрослых в девяти европейских странах (BeLL -Benefits of Lifelong Learning). Исключительный интерес представляет исследование «Анализ внедрения стратегий европейской кооперации в образовании и повышении квалификации − данные по странам» (Analysis of the implementation of the strategic framework for European cooperation in education and training (ET2020) − Country analysis). На основе рассмотрения перечисленных выше документов проанализируем позиции ведущих европейских стран в развитии системы НО.

Дания. В Дании еще в 2007 г. правительство утвердило стратегию непрерывного образования как часть европейской кооперации в области образования. Глобальная цель данной стратегии – формирование в стране общества знания с сильной конкурентоспособностью и последовательной преемственностью обучения. Ключевыми факторами достижения этой амбициозной цели являются система образования, непрерывное профессиональное совершенствование и инновации на самом высоком международном уровне [9]. Стратегия непрерывного образования Дании охватывает развитие всех форм обучения и повышения квалификации на протяжении всей жизни, включая неформальное образование, образование для взрослых и непрерывную профессиональную подготовку. Одним из важнейших условий развития непрерывного образования признается формирование тесных связей между образованием, трудовой деятельностью и неформальным обучением.

Последовательная и логически взаимосвязанная система, включающая образовательные учреждения от дошкольных до вузовских, должна обеспечивать каждому человеку возможность овладевать базовыми навыками и служить прочным основанием для непрерывного обучения, гарантируя всем обучающимся равные возможности и соответствующее образовательное пространство. Качество образования является приоритетным фактором, поэтому одним из важных требований является соответствие образовательных программ мировым стандартам. При этом система образования должна удовлетворять потребностям рынка труда и общества в целом, культивировать таланты и создавать комфортную среду для слабых учащихся. Релевантное и высококачественное обучение взрослых и повышение квалификации для каждого работника на рынке труда должны обеспечивать потребности экономики с упором на развитие навыков непрерывного обучения у работников с низким уровнем образования. Система распределенной ответственности гарантирует каждому работнику вовлечение в систему непрерывного образования.

Для достижения заявленных целей правительством Дании выделено несколько приоритетных задач в системе формального и неформального образования:

  1. Все формы образования должны основываться и строиться на знаниях, умениях и компетенциях личности. В учреждениях образования взрослых и повышении квалификации необходимо создавать новые, улучшенные возможности для непрерывного образования.
  2. Последовательные и ясные образовательные траектории и прозрачность образования должны сопутствовать целевому образованию и развитию навыков непрерывного обучения, а также содействовать наилучшему использованию общественных ресурсов.
  3. Все образовательные программы должны быть нацелены на глобальную перспективу, укрепляя связи с окружающим миром.
  4. Необходимо создать более сильную образовательную среду в сфере высшего образования, усиливая связи и взаимодействие между образовательными учреждениями, бизнесом и другими социальными партнерами.

Непрерывное образование поддерживается в Дании и рядом других мер, например, усиленной работой в области занятости населения, развитием гуманитарного образования для взрослых, углублением знаний в области культуры. Реализация глубокой реформы в области образования возлагается на всех релевантных партнеров, принимающих взаимную ответственность за результат образовательного процесса. Целью усилий правительства является усиление диалога и партнерских отношений между всеми значимыми субъектами. Это условие является ключевым для образования и развития навыков непрерывного образования [9].

Нужно отметить, что Дания чрезвычайно быстро реагирует на инициативы ЕС в области НО. В 2013 г. Европейская комиссия по образованию публикует доклад «Развитие политики сопровождения НО» (Lifelong Guidance Policy Development: A European Resource Kit), предназначенный для выявления факторов, тормозящих развитие системы непрерывного образования на основании анализа его состояния в Европе [7]. Правительство Дании незамедлительно начинает следовать рекомендациям этого документа. В стране по распоряжению Министерства науки и образования создаются специальные Центры сопровождения НО. В их задачи входит развитие академической и профессиональной мобильности в европейском масштабе, поддержка сопровождения карьерного роста. Деятельность таких центров направлена также на развитие публикационной активности в области НО, распространение информации о работе и учебе в Дании, изучение европейских инструментов, способствующие повышению уровня мобильности и прозрачности деятельности всех звеньев системы НО. Кроме того, в Дании принята национальная система оценки качества НО. Для мониторинга образования в среднем специальном секторе и секторе повышения квалификации систематически проводится сбор данных по включению граждан в обучение с целью выявления субъектов НО, выбывших из системы, и выработки превентивных мер. В частности, всем образовательным учреждениям, предлагающим программы среднего специального образования, предъявлено требование − разработать актуальные планы для обеспечения завершения образования для всех обучающихся в этом секторе [10].

 

 

 

 

Рис. 2. Включение населения в систему НО в Дании [11]

 

Швеция. В Швеции стратегия непрерывного образования нацелена на развитие последовательных и логически связанных ступеней обучения, включающих образовательные учреждения от дошкольных до вузовских и послевузовских. Система призвана обеспечить каждому учащемуся возможность овладевать базовыми навыками НО на любой из ступеней образования, гарантируя равные права для обучения всем гражданам [12]. Шведская образовательная система предоставляет обширные примеры эффективной политики в области непрерывного образования. Среди них можно назвать:

-      равный доступ и возможности для разнообразия форм обучения, являющиеся основополагающим руководящим принципом политики в области образования;

-    широкий выбор школьниками в рамках системы среднего образования программ обучения (из предлагаемых 16 национальных программ 14 имеют профессиональную ориентацию, а две сосредоточены на подготовке к учебе в университетах);

-      включение студентов, испытывающих трудности после базового школьного образования, в индивидуальные программы обучения;

-      специфика обучения взрослых иммигрантов, которые интегрируются после курса шведского языка в школу для взрослых;

-      распространение информации об образовании взрослых на уровне муниципалитетов в рамках недели знаний;

-      наличие открытой сетевой формы непрерывного образования (Folkbildning).

«Фолкбилдунг» (Folkbildning), что в переводе означает «народное образование», возникло в Швеции в начале прошлого века, когда большая часть населения не могла позволить себе продолжать обучение в университете. Система народного образования явилась ответом на запрос общества на получение бесплатного высшего образования. В настоящее время важнейшая роль в системе Фолкбилдунг отводится народным школам и некоммерческим институтам, которые реализуют фундаментальное право граждан на образование и развитие, а также многообразным формам сетевого обучения [13].

Шведская модель развивается на основе идей экономистов Рудольфа Мейднера и Гёста Рена [14]. Активная политика на рынке труда, направленная на повышение мобильности работников, на создание новых рабочих мест и на то, чтобы вывести людей из безработицы, является центральным элементом их модели. Привлекательность этой идеи, которая, по сути, является идеей непрерывного образования, сегодня как никогда актуальна, хотя и была сформулирована несколько десятилетий назад. Однако, как отмечается в документах, центральная проблема будущего заключается в том, каким образом проводить обучение на рынке труда в экономических условиях, которые в гораздо большей степени характеризуются децентрализованным принятием решений, чем в предыдущие годы. Нужно отметить, что правительство Швеции особое внимание уделяет широкому использованию информационно-компьютерных технологий в образовании вообще и в системе НО в частности. Отмечается высокий уровень компьютерной грамотности как у молодежи, так и у взрослого населения. В стране введены специальные компьютерные льготы на использование компьютеров дома, а после введения нового национального расписания занятий в школах информатика не выделяется в отдельный предмет, а применяется как инструмент обучения всем школьным дисциплинам.

Что касается образования взрослых и пожилых людей, то одной из функциональных обязанностей социальных работников являются так называемые «мотивационные посещения» тех людей, которые не готовы продолжать свое образование. Образовательный акт (The Educational Leave Act 1975) [15] гарантирует всем работающим учебные отпуска, при этом каждый обучающийся может выбрать ту образовательную программу, которую считает необходимой.

В Швеции особое внимание уделяется школьному образованию, повышению качества обучения в средней школе и разработке превентивных мер для завершения среднего образования всеми обучающимися. Современные инновации в образовании, такие, как реформа в старших классах средней школы, новые инициативы в области среднего специального образования и меры, предпринятые для плавного перехода от одной ступени НО к другой, помогают продвинуть НО на новый, более высокий уровень. В области высшего образования усилия направлены на то, чтобы студенты не «выпадали» из системы университетского обучения, а завершали бы программы высшего образования получением той или иной степени. Такой подход положительно влияет на структуру рынка труда и финансовый сектор, что позволяет стране развивать все потенциальные возможности НО.

 

 

Рис. 3. Включение населения в систему НО в Швеции [11]

 

Финляндия1. В Финляндии система образования призвана культивировать таланты и создавать комфортную среду для обучающихся с разным исходным уровнем образования. Понятие непрерывного образования сформулировано в национальной стратегии НО, где оно трактуется очень широко, как общий принцип обучения в течение жизни. В основе лежит управление образовательной карьерой граждан, деятельностью учебных сообществ, принятие мер, направленных на развитие системы непрерывного образования [16].

Система обучения в Финляндии действительно проходит через всю жизнь, начиная с нулевого возраста и заканчивая образованием взрослых. Она состоит из следующих ступеней (с нулевого возраста):

1. Раннее воспитание, до начала обязательного обучения с 6-летнего возраста (varhaiskasvatus − дословно «учебной обязанности»).

2. Дошкольное обучение − за год до школы, то есть с 6-летнего возраста. В 2014 г. принят закон, по которому эта ступень обучения является обязательной (esiopetus).

3. Обязательное 9-летнее общеобразовательное основное обучение (основная школа – peruskoulu, yhdeksänvuotinen yleissivistävä perusopetus).

4. Обучение второй ступени (после основной школы), либо профессиональное, либо гимназическое (toisen asteen koulutus).

5. Обучение высшей ступени − в профессиональных вузах и университетах (korkea-asteen koulutus).

6. Обучение для взрослых дополнительно предоставляется на всех ступенях обучения (aikuiskoulutus) [17].

Образование взрослых включает в себя формальное, неформальное, а также свободное бесплатное образование (в англ. варианте − liberal education). Целью бесплатных курсов для взрослых является предоставление возможности различным группам взрослого населения повышать уровень образования и практических знаний, требующихся в обычной жизни. Такие курсы связаны с изучением иностранных языков, информационных технологий, развитием социальных навыков, искусством и ремеслами, творческим самовыражением, спортом и т. д. Все они нацелены на приобретение знаний, личностное развитие и формирование демократического сознания.

Около 25 % взрослого населения Финляндии в возрасте от 16 лет и старше ежегодно принимают участие в различных формах свободного бесплатного образования. Система обучения показывает хорошие результаты как по количественным показателям, так и по качеству образования. Однако проблемами, требующими решения, остаются реакция системы НО на запросы рынка труда и содействие снижению уровня безработицы среди молодежи. Меры, принимаемые правительством Финляндии на уровне высшей школы, заключаются в уменьшении времени на обучение и ускорение перехода выпускников к трудовой деятельности. Отмечается, что участие взрослого населения в НО является в Финляндии одним из самых высоких в Европе, тем не менее повышение профессиональной квалификации остается областью образования, в которой существует немало проблем, требующих своевременных решений. Современные образовательные траектории для людей, занятых на рынке труда, позволяют им повысить квалификацию за счет государства. Однако, учитывая демографические условия, целевой группой в данном случае должны стать люди более пожилого возраста для сохранения и поддержания их активности на рынке труда как можно дольше [11].

Одним из самых высокоразвитых сегментов НО в Финляндии является неформальное обучение. Исследованию неформального образования в Финляндии посвящена статья С. Лууканнела и Й. Маннинен [8], в которой подробно рассматриваются его история и современный уровень развития.

Старейшими видами учреждений неформального образования, на которые приходится большая часть деятельности в этой области, являются народные средние школы, муниципальные центры образования взрослых (первоначально «рабочие институты»), учебные центры образовательных ассоциаций, а также появившиеся позднее в рамках сети летние университеты (разновидность Открытого университета) и институты физической подготовки. Местные центры образования взрослых предлагают вечерние курсы и курсы выходного дня. Региональные летние университеты в течение года предлагают учебные курсы по различным предметам, а институты физической подготовки организуют полноценные или краткосрочные курсы по различным направлениям физической культуры.

Важными характеристиками являются разнообразие учебных программ, добровольный характер участия и применение методик, ориентированных на потребности обучающихся. Учебные заведения самостоятельно ставят цели и несут ответственность за использование государственных субсидий. Обучение доступно всем без исключения; никаких предварительных условий для приема на учебу не установлено. Получение высокооплачиваемой работы или повышение конкурентоспособности не является основной целью обучения, основная задача − получение удовольствия от учебы, ощущение общности и включенности в деятельность гражданского общества.

Наибольшей популярностью пользуются курсы в области культуры: искусство, музыка, ремесла и языки. За ними следуют гуманитарные и педагогические дисциплины и, наконец, обучение в области социальных наук, здравоохранения и физической культуры. Ежегодно в неформальном образовании взрослых участвуют более миллиона человек. Это очень хороший показатель для страны с населением в 5,2 миллиона. Главным образом, это взрослые в возрасте 18–65 лет, однако периодически обучение проходит достаточно много людей, принадлежащих и к другим возрастным категориям.

В гендерном отношении в неформальное обучение в Финляндии наиболее активно включены женщины (70 %). Они мотивированы на саморазвитие, изучают иностранные языки, искусство и общественные науки (как хобби) в свободное время. Определенное беспокойство вызывает тот факт, что среди обучающихся в сфере неформального образования практически нет мужчин. В отличие от женщин, мужчины более склонны к профессиональной мотивации, они посещают курсы, связанные с работой (обучение, которое оплачивается работодателем и проходит в рабочее время). Чтобы мотивировать мужчин к самообразованию, центры образования взрослых стали предлагать занятия по йоге «для настоящих мужчин», ремонту мотоциклов, кулинарные курсы по приготовлению дичи и др.

За последние десять лет сфера неформального образования помогла старшему поколению финнов – как мужчинам, так и женщинам – по всей стране получить навыки, необходимые для жизни в информационном обществе. Социальные и иные услуги перемещаются в Интернет, при этом многие из них доступны только там, особенно в малонаселенных регионах, населению которых необходимо осваивать технические устройства и учиться работать в Интернете, чтобы управлять своими финансами, покупать билеты для путешествий или пользоваться услугами Института социального страхования.

Завершившаяся первая волна образования пожилых людей затронула наиболее мотивированные группы. Задача современного этапа – мотивировать тех, кто менее готов к получению новых знаний и более подвержен риску маргинализации. Новые проблемы возникают и как следствие демографических процессов. Население стареет, и очень скоро в Финляндии увеличится число хорошо образованных, обеспеченных пенсионеров, которым нужно будет заниматься чем-нибудь интересным и полезным. В то же время пустеют сельские районы, поскольку люди перебираются поближе к городам, переезжают в другие центры, переходят на другую работу. Многие сельские муниципалитеты уже применяют услуги по неформальному обучению взрослых как стратегический инструмент сохранения сельского населения [18].

 

 

 

Рис. 4. Включение населения в систему НО в Финляндии [11]

 

Франция. Модель НО во Франции фокусируется на развитии личности и тесно связана с региональными университетами. Развитие системы НО курируется и финансируется Министерством национального образования (Ministère de lducation nationale). Министерство также генерирует проекты в области НО на основе частных инвестиций.

Одной из отличительных особенностей НО во Франции является тот факт, что некоторые курсы НО основаны пожилыми людьми, которые хотят продолжать учиться. Такие курсы направлены не только на то, чтобы помочь пожилым людям выучить иностранные языки или научиться использовать информационные технологии (создать аккаунт в Фейсбук, позвонить друзьям и родственникам по Скайпу), но и на то, чтобы обеспечить психологическую помощь. Пожилые люди узнают здесь, как справиться с утратой близкого человека, болезнью, одиночеством, наладить отношения с детьми.

Франция активно участвует в международных программах и проектах, связанных с развитием непрерывного обучения населения. Например, в проектах европейского масштаба, основанных на онайн сообществах, продвигающих идею активного долголетия на базе информационно-компьютерных технологий (ИКТ). Примечательно, что пожилые люди-волонтеры, обладающие большим жизненным и профессиональным опытом, привлекаются для того, чтобы учить других. Например, существуют Grundtvig Senior Volunteering Projects, доступные для всех граждан Европы в возрасте 50+. Это проекты нового типа, созданные на основе успешного опыта внедрения международных проектов для людей старшего возраста, финансируемых программой Socrates II в рамках Европейской кооперации в области образования (2000−2006). Участники проекта, как показывают опросы, улучшили навыки в области ИКТ (43 %), и примерно половина из них повысила языковые компетенции [18].

Франция возглавляет проект Transfert de Competences Acquises et de Savoirs Techniques (TCAST), идеология которого состоит в обучении молодых людей пожилыми успешными профессионалами. Другой европейский проект, Seniors in Action, в котором Франция принимает участие, обучает пожилых людей специальным навыкам неформального обучения школьников [19].

В рамках французской системы непрерывного образования выделяются три категории учебных программ.

1. Краткосрочные курсы без выдачи официального диплома, но обеспечивающие специально созданную для них сертификацию.

2. Долгосрочные курсы с последующим получением диплома университета, направленные в основном на профессиональное развитие и удовлетворение спроса на те направления обучения, которые не поддерживаются на уровне национальных степеней.

3. Курсы с последующим присвоением национальных степеней.

Развитие НО во Франции тормозят две основные проблемы: наличие людей с незаконченным средним образованием и низкое участие в НО взрослой части населения. Учащиеся средней и средней специальной школ покидают их без получения какой бы то ни было квалификации, а люди старшего поколения, особенно с низкой квалификацией, слишком рано уходят с рынка труда. Принимаются меры по созданию большей привлекательности среднего специального образования, в высшем образовании увеличивается финансирование. Более продуманная стратегия требуется в части образования взрослых, с тем, чтобы продлить их трудовую деятельность. Дополнительные реформы нужны в области сопровождения проектов НО, направленных на вовлечение в НО людей с ограниченными возможностями [11].

 

 

 

Рис. 5. Включение населения в систему НО во Франции

 

Нидерланды. Нидерланды замыкают пятерку лидеров ЕС с самыми высокими показателями участия в обучении на протяжении всей жизни, т. е. включения в образование людей в возрасте от 25 до 64 лет. Среди участников НО здесь большую часть составляют люди с высшим образованием, работающие в сфере финансовых услуг, здравоохранении и образовании. В докладе профессора Тео ван Деллена (Theo van Dellen, University of Groningen) [20] представлена таксономия целей, направленных на развитие следующих сегментов НО:

  • среднее специальное образование, соотнесенное с рынком труда (формальное);
  • образование, дающее базовые навыки (второй шанс на образование), не соотносящееся с рынком труда (формальное);
  • образование, направленное на развитие гражданской позиции и социальную самореализацию (формальное);
  • образование, направленное на совершенствование личности в области культуры и развитие творческого самовыражения (большей частью неформальное и информальное).

Современная система образования в Нидерландах показывает неплохие результаты в соответствии с ключевыми показателями эффективности, сформулированными на уровне ЕС. Так, в докладе «Монитор образования и обучения» 2015 г. отмечается, что доля включения недавних выпускников средних школ и взрослых в непрерывное образование значительно выше средних показателей по ЕС. Тем не менее исследователи системы НО отмечают, что, хотя по результатам международных опросов успехи в образовании в Нидерландах были удовлетворительными, они не показывают тенденцию дальнейшего роста. В связи с этим выдвинуты новые цели развития НО:

  1. Создание экономики обучения и учебного климата как основы развития человеческого капитала в общей политике Нидерландов.
  2. Необходимость включения в образование групп социального риска, таких как иммигранты, неграмотные, этнические меньшинства, люди с ограниченными возможностями и безработные.
  3. Развитие в системе НО обратной связи с обучающимися. В докладе делается акцент на том, что сами обучающиеся нередко остаются «неизвестной» и неслышной целевой группой. Отмечается, что практикующие педагоги (включая волонтеров) и сами обучающиеся редко представлены в дебатах по НО. Но уже принимаются меры к тому, чтобы их голос был услышан, в частности, создана специальная платформа EPALE (Electronic Platform for Adult Learning in Europe).

В Нидерландах активно внедряются новые образовательные информационные технологии. В докладе 2017 г. [21] определяются технологические тенденции в области НО и рассматриваются новые возможности, открывающиеся в связи с использованием ИКТ. В нем представлено 13 образовательных трендов, образующих систему инноваций в сфере образования с тремя четко определенными тенденциями:

-      дидактическое обогащение образования;

-      гибкость образования, то есть создание такой системы обучения, где границы между различными типами образования размыты;

-      адаптивность образования, учитывающая, прежде всего, интересы учащихся.

Сложение этих тенденций, по мнению авторов, дает представление о том, как образование может выглядеть в будущем.  

  

  Рис. 6. Технологические тренды в образовании  

Правительство Нидерландов постоянно укрепляет развитие системы НО, создавая новые структуры, обеспечивающие координацию мер как внутри правительства, так и вне его. Основные усилия направлены на повышение качества образования, поскольку уровень участия населения в непрерывном обучении и так достаточно высок. Для повышения степени академической мобильности, которая остается ниже средней по Европе, правительство выделило €10 миллионов на въездную и выездную мобильность студентов. Специальные программы приняты для увеличения мобильности в среде учителей начальных и средних школ. Мобильность, таким образом, связывается с качественным улучшением в системе НО, что соответствует европейской стратегии развития НО до 2020 г. [11].

 

 

 

Рис. 7. Включение населения в систему НО в Нидерландах

 

Выводы. Создание Европейской системы непрерывного образования вызвано объективными причинами − демографическая (старение населения), усиление процессов глобализации (растущая миграция), развитие технологий (потребность в квалифицированной рабочей силе). Общеевропейские документы имеют в основном рекомендательный характер, но тем не менее оказывают позитивное влияние на развитие системы НО и способствуют процессу гармонизации законодательств государств-членов ЕС в области НО. Алгоритм принятия решений начинается с Комиссии Европейского союза – в виде самых общих стратегий, затем на основе этого документа каждая страна ЕС формирует собственные стратегии. В рамках развития системы НО публикуются доклады в области непрерывного образования по странам, сайт Евростат ежегодно публикует данные о включении населения стран в НО по разным параметрам, принят общеевропейский показатель измерения развития системы НО и т. д. Принцип уважения и поддержки разнообразия культур и национальной идентичности каждого европейского народа во всех формах ее проявления является основополагающим для сотрудничества государств.

Тем не менее система непрерывного образования в каждой европейской стране имеет особенности в соответствии с историей, религией, традициями и культурой того или иного народа. Различия в уровне участия в европейских странах могут быть связаны с особенностями образовательных систем или их конкретной образовательной и трудовой политикой. Например, относительно высокий уровень участия Финляндии в обучении на протяжении всей жизни частично объясняется ее системой образования, в основном состоящей из базового образования в возрасте до 16 лет. В результате выпускники вынуждены получать профессиональную подготовку по конкретным профессиональным навыкам после окончания школы, обеспечивая, таким образом, высокий показатель включения населения в НО.

С другой стороны, значительно более низкий уровень участия в НО наблюдается в тех странах, где профессиональная подготовка предлагается уже на уровне среднего образования. В Дании усилия направлены на повышение качества системы НО, Франция решает проблему низкого участия взрослых в НО; в Швеции особое внимание уделяется школьному образованию, повышению качества обучения в средней школе и разработке превентивных мер для завершения среднего образования всеми обучающимися. Правительство Нидерландов укрепляет развитие системы НО, создавая новые структуры, обеспечивающие координацию мер как внутри правительства, так и вне его. Основные усилия направлены на повышение качества образования в системе НО, поскольку уровень участия в НО и так достаточно высок.

Данные документов Европейской Комиссии убедительно доказывают, что внедрение и развитие системы НО положительно сказываются на ситуации на рынке труда, в должной мере соответствуя динамике европейских интеграционных и технологических процессов.

 

Список литературы

  1. Memorandum on lifelong learning. URL: http://pjp-eu.coe.int/documents/1017981/1668227/COM_Sec_2000_1832.pdf/f79d0e69-b8d3-48a7-9d16-1a065bfe48e5 (дата обращения 14.03.2017).
  2. Европейская стратегия занятости. URL:  http://www.webeconomy.ru/index.php?page=cat&newsid=873&type=news (дата обращения 4.05.2017).
  3. Your key to European statistics. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/web/conferences (дата обращения 15.04.2017).
  4. Source: Eurostat010203040 Participation in Life Long Learning in the EU (25 to 64-year-olds), 2014. URL:  https://www.cbs.nl/en-gb/news/2016/07/the-netherlands-in-european-top-5-of-lifelong-learning (дата обращения 27.03.2017).
  5. European Lifelong Index. URL: http://www.elli.org (дата обращения 17.04.2017).
  6. Евростат, раздел «Публикации». URL: http://ec.europa.eu/eurostat/publications/all-publications (дата обращения 18.03.2017).
  7. The European Lifelong Learning Indicators (ELLI). URL: http://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/bitstream/JRC60268/reqno_jrc60268_saisana_jrcvalidation_elli.pdf%5B1%5D.pdf (дата обращения 10.05.2017).
  8. Eurostat: Official EU statistical data. URL: http://www.eui.eu/Research/Library/ResearchGuides/Economics/Statistics/DataPortal/EDD.aspx (дата обращения 10.05.2017).
  9. Стратегия Дании в области непрерывного образования. URL: http://pub.uvm.dk/2007/lifelonglearning/lifelong_learning.pdf (дата обращения 13.03.2017).
  10. Lifelong Guidance Policy Development: A European Resource Kit. URL: http://www.elgpn.eu/publications/elgpn-tools-no1-resource-kit (дата обращения 25.02.2017).
  11. Analysis of the implementation of the strategic framework for European cooperation in education and training (ET2020) − Country analysis. URL: fm.dk/en/education-and-institutions/internationalisation-and-cooperation/international-cooperation-on-guidance/euroguidance-denmark (дата обращения 21.03.2017).
  12. Education and Training Monitor 2015 Sweden. URL: http://ec.europa.eu/dgs/education_culture/repository/education/tools/docs/2015/monitor2015-sweden_en.pdf (дата обращения 06.03.2017).
  13. Народное образование в Швеции (Folkbildning in Sweden). URL: http://www.folkbildningsradet.se/globalassets/oversattningar/oversattning_webb_final_071210_en_gr.pdf?epieditmode=true (дата обращения 11.05.2017).
  14. Модель Рена-Мейднера в контексте шведского государства всеобщего благосостояния. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/model-rena-meydnera-v-kontekste-transformatsii-shvedskogo-gosudarstva-vseobschego-blagosostoyaniya (дата обращения 13.03.2017).
  15. The Educational Leave Act 1975. URL: http://www.ilo.org/dyn/natlex/natlex4.detail?p_lang=en&p_isn=15287 (дата обращения 17.03.2017).
  16. Lifelong learning in Finland. URL:http://www.cedefop.europa.eu/de/publications-and-resources/publications/  (дата обращения 16.03.2017).
  17. Официальный сайт министерства образования Финляндии. URL:  http://minedu.fi/koulutusjarjestelma (дата обращения 06.04.2017).
  18. Luukannel S., Manninen J. (2008): The effects of adult learning. The meaning and significance of non-formal learning in the lives of adults. Palmenia Center of Continuing Education, University of Helsinki. URL: http://www.vsy.fi/en.php (дата обращения 14.05.2017).
  19. Lifelong Learning in France and in Europe Françoise Forette – ILC France Marie-Anne Brieu – ILC France Meghan Shineman – Consultant. URL:  http://www.ilcfrance.org/images/upload/annexe%205%20-%20Lifelonglearning_France_1/04/2017 (дата обращения 03.03.2017).
  20. Seniors in Action. URL:  http://www.humanityinaction.org/France/103-senior-fellows (дата обращения 16.03.2017).
  21. The Netherlands − Towards a Dutch (Lifelong) Learning Climate. URL:  http://asemlllhub.org/policy-briefs/the-netherlands-towards-a-dutch-lifelong-learning-climate (дата обращения 16.04.2017).
  22. Trend report 2016: how technological trends en able customized education. URL:  https://www.surf.nl/en/knowledge-base/2016/trendreport-2016-how-technological-trends-enable-customised-education.html (дата обращения 08.03.2017).

 

 

 


 




Просмотров: 13350; Скачиваний: 930;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2017.3506