Бабакова, Т. А. Общеучебные умения обучающихся как фактор адаптации к учебной деятельности в высшей школе // Непрерывное образование: XXI век. – 2017. – Вып. 2 (18). − DOI: 10.15393/j5.art.2017.3485


Выпуск № 2 (18)

Образование через всю жизнь

pdf-версия статьи

УДК 378

Общеучебные умения обучающихся как фактор адаптации к учебной деятельности в высшей школе

Бабакова Татьяна Анатольевна
доктор педагогических наук
профессор кафедры теории и методики общего и профессионального образования института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета
(Петрозаводск, Россия)
babakova@petrsu.ru
Ключевые слова:
общеучебные умения
познавательная компетентность
адаптация студентов к учебной деятельности
самостоятельная работа
высшее образование.
Аннотация: статья посвящена рассмотрению общеучебных умений обучающихся высшей школы. Качество общеучебных умений рассматривается как существенное условие для успешной адаптации их к учебной деятельности в высшей школе и становления познавательной компетентности, необходимой для осуществления формального, неформального, информального образования. Проанализированы данные, полученные на основе изучения самооценки общеучебных умений обучающимися 1-го курса в сравнении с обучающимися 2-го
и 3-го курсов, а также магистрантами и аспирантами. В качестве приоритетных методов исследования использованы анкетирование и сравнительный анализ. В статье представлены результаты пилотажного исследования, в ходе которого были выделены группы общеучебных умений (работы с текстами, с графической информацией, поиска информации; создания текстов научного стиля; коммуникативные умения, умения самооорганизации). Автором выдвинуто предположение о необходимости систематического изучения и мониторинга общеучебных умений обучающихся для организации учебного процесса в высшей школе и такой его составляющей, как самостоятельная работа. Сделаны предложения по продолжению исследования и по модернизации организации самостоятельной работы обучающихся в университете.
Статья поступила: 21.05.2017; Принята к публикации: 31.05.2017; Размещена в сети: 24.06.2017.

GENERAL EDUCATIONAL SKILLS OF STUDENTS AS THE FACTOR OF ADAPTATION TO ACADEMIC ACTIVITY IN HIGHER SCHOOL

Babakova T A
holder of an Advanced Doctorate in Pedagogical Sciences
Professor of the Department of Theory and Methods of General and Professional Education of the Institute of Pedagogy and Psychology of Petrozavodsk State University
(Petrozavodsk, Russia)
babakova@petrsu.ru
Keywords:
general educational skills
cognitive competence
adaptation of students to educational activity
independent work
higher education.
Abstract: the article is devoted to the review of general educational skills of higher education students. The quality of general educational skills is regarded as an essential condition for the successful adaptation of students to higher school educational activities and the development of cognitive competence necessary for the implementation of formal, informal, informational education. The data obtained on the basis of the self-assessment of general educational skills by 1st-year students and by students of the 2nd and 3rd year, as well as undergraduates and post-graduate students at Petrozavodsk State University, are compared and analyzed. Questionnaires and comparative analysis were used as priority research methods. The results of the pilot study are presented in the article, during which groups of general educational skills (working with texts, with graphic information, searching for information, creating texts of a scientific style, communicative skills, self-organization skills) were singled out. The author put forward the assumption of the need for systematic study and monitoring of the students general educational skills for the organization of the educational process in university. In particular, such its component as independent work. Proposals have been made to continue the research and to modernize the independent work of students at the university.
Paper submitted on: 21.05.2017; Accepted on: 31.05.2017; Published online on: 24.06.2017.

1. Постановка проблемы. Актуальность исследования общеучебных умений обучающихся определяется необходимостью сохранения и повышения качества университетского образования в новых экономических, демографических и социокультурных условиях. В современном постиндустриальном обществе деятельность человека приобретает интеллектуальный характер. Знания становятся орудием успешной деятельности, средством решения проблем, осуществления выбора в ситуациях неопределенности. Динамика общественного развития, обусловленный ею компетентностный подход как мировая тенденция развития высшего образования (что отражено в ФГОС) предполагают переход к образовательной парадигме, ориентированной на становление у обучающихся готовности к самообучению в течение всей жизни (непрерывному). В условиях информационного общества («общества знания») первостепенную значимость приобретают становление и развитие познавательной компетентности обучающихся как необходимого условия успешного решения учебных и профессиональных задач [4]. Любая компетентность может быть приобретена человеком только в процессе собственной, соответствующей данной компетенции деятельности. Соответственно познавательная компетентность личности есть продукт собственной познавательной деятельности, которая организуется в высшей школе через самостоятельную работу обучающихся. Возникает вопрос о готовности их (особенно первокурсников) к осуществлению самостоятельной учебной деятельности.

В ходе реализации в рамках Программы стратегического развития ПетрГУ проекта «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в университете» (руководитель ‒ Т. А. Бабакова) внимание исследовательского коллектива было сосредоточено на поиске путей решения взаимосвязанных проблем, недостаточное внимание к которым ведет к дезадаптационным эффектам. А именно: социально-психологическая адаптация первокурсников и адаптация обучающихся к учебной деятельности. Данные, полученные в результате анкетирования первокурсников всех институтов университета, показали достаточно высокий уровень дезадаптированности первокурсников. Хотя  большинство обучающихся (75,7 %) свидетельствуют о достаточности поддержки во время адаптации, 16,1 % первокурсников отмечают недостаток поддержки.  Поскольку каждому шестому первокурснику не удается собственными усилиями справиться с возникающими трудностями, эти ребята нуждаются в дополнительной адресной поддержке со стороны университета.

В преодолении дезадаптации обучающихся к учебной деятельности явно прослеживаются две взаимосвязанные составляющие: уровень мотивации (профессиональной и учебной) и уровень учебно-познавательной компетентности. Данная проблема требует комплексного решения. Но совершенно очевидно, что существенную роль  в этом процессе может и должна играть системная организация самостоятельной работы обучающихся.

Исследование особенностей организации самостоятельной работы обучающихся в университете показало, что и они сами, и преподаватели понимают значимость самостоятельной учебной деятельности в высшей школе, считая, что она должна занимать существенное место в системе высшего образования. В то же время выявлено, что виды самостоятельной работы обучающихся не отличаются разнообразием, наблюдается доминирование традиционных форм и способов контроля ее результативности. Преподаватели в качестве причин невысокой эффективности самостоятельной работы в университете отмечают недостаточную собственную мотивационную и практическую готовность к ее организации, а также недостаточную мотивационную и практическую готовность обучающихся к самостоятельной учебной деятельности [5].

Безусловно признавая значимость мотивационной составляющей готовности обучающихся к самостоятельной учебной деятельности, далее более детально рассмотрим практическую составляющую, от владения которой зависит и мотивация учения. Не надо доказывать, что качество учебного труда зависит от владения умениями, необходимыми для осуществления учебной деятельности. Умения учебной деятельности обучающихся в высшей школе можно условно разделить по разным основаниям, что не является предметом рассмотрения в данной статье. В частности, такие умения подразделяются на общеучебные и профессиональные, и  далее речь пойдет об общеучебных умениях.

2. Исследованность проблемы. По мнению специалистов-психологов, понятие «учебная деятельность» определяется неоднозначно [2]. Не углубляясь в детальный анализ вопроса, возьмем за основу определение одного из ведущих специалистов в этой области И. А. Зимней. По ее мнению, учебная деятельность − деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку. Учебная деятельность направлена на самого обучаемого как ее субъекта для становления личности через осознанное целенаправленное присвоение им общественного опыта в различных видах и формах деятельности. Основной характеристикой учебной деятельности является изменение в самом субъекте [3]. В отличие от других видов деятельности, учебная деятельность направлена не на изменение предметов, а на овладение способами действия. Значит, и предметом организации и контроля в учебной деятельности является не только и не столько ее конечный результат, сколько способы его получения.

По мнению специалистов, учебную деятельность следует отличать от познавательной деятельности, хотя и та, и другая направлены на познание субъектом социального опыта. В процессе учебной деятельности происходит формирование общепринятых понятий и картины мира в целом, а также способов решения типичных задач и проблемных ситуаций в различных предметных областях. В познавательной же деятельности субъект может ориентироваться и на собственную понятийную систему (личностные смыслы). Кроме того, познавательная деятельность характеризуется познавательными мотивами (любознательностью,  познавательным интересом, потребностью устранения дефицита информации и т. п.); в основе учебной деятельности может быть комплекс мотивов [2]. В высшей школе мотивация учебной деятельности включает в себя не только интерес к познанию, но стремление к самореализации, овладение профессией, построение карьеры, ответственность, а также получение стипендии, диплома о высшем образовании с минимальными затратами времени и сил; отсрочка от службы в армии, продление «счастливого детства». Доминирование последних мотивов ведет к распространению списывания, поискам готовых решений (в Интернете или «на заказ»), в лучшем случае к формальному выполнению учебных заданий.

Решение учебных задач связано с использованием имеющихся у обучающегося способов деятельности и их совершенствованием, а также направлено на становление новых способов деятельности (умений). Возникает вопрос о том, какие умения должны быть в сфере внимания преподавателя высшей школы? До недавнего времени требования к результатам высшего образования, сформулированные через квалификационные характеристики выпускника, включали только профессиональные знания и умения. В ФГОС требования к результатам реализации образовательных программ формулируются в форме общекультурных и профессиональных компетенций. Такие изменения направлены не только на преобразование качества высшего образования, но и на создание предпосылок для дальнейшего непрерывного образования в течение всей жизни. Сказанное позволяет предположить значимость становления (развития) общеучебных умений в высшей школе.

Проблема общеучебных умений не обойдена вниманием исследователей. Однако складывается впечатление, что вопросы сущности, номенклатуры, классификации, динамики развития общеучебных умений остаются дискуссионными. Особенно сказанное касается высшего образования.   Анализ найденных источников по проблеме общеучебных умений показал, что подавляющее большинство исследований выполнено применительно к общеобразовательной школе. Причем исследовательский интерес особенно активизировался в связи с появлением требований к метапредметным результатам в ФГОС общего образования. В результате поиска по ключевым словам «общеучебные умения» в названиях диссертаций научной библиотеки диссертаций и авторефератов disserCat1 преимущественно за последние полтора десятилетия получены следующие данные. Из 29 обнаруженных диссертаций подавляющее большинство посвящено разным аспектам формирования общеучебных умений в общеобразовательной школе, начиная с начальных классов (научные специальности – 13.00.01 и 13.00.02). Две работы связаны со средним профессиональным образованием (научная специальность – 13.00.08);  еще две – с подготовкой и повышением квалификации учителей (научная специальность ‒ 13.00.01), и одна посвящена коррекционной педагогике  (научная специальность – 13.00.03).

К сожалению, проблема общеучебных умений применительно к высшему образованию исследуется явно меньше. Очевидно, предполагается, что их формирование ‒ это задача общеобразовательной школы, а значит, первокурсник уже должен владеть всеми основными умениями учебного труда. Однако в настоящее время преподаватели высшей школы, озабоченные организацией самостоятельной работы обучающихся, сталкиваются с обратным явлением. У целого ряда обучающихся возникают проблемы в реализации самостоятельной учебной деятельности, начиная с конспектирования лекций и первоисточников. Думается, в немалой степени это связано и с ориентацией общеобразовательной школы на подготовку к ЕГЭ.

Проблема номенклатуры и классификации общеучебных умений  является дискуссионной. Лучше изучены общеучебные умения учащихся общеобразовательной школы. С. Г. Воровщиков и Е. В. Орлова в своей монографии выделяют семь ведущих классификаций общеучебных умений школьников. Подробно анализируются подходы Н. А. Лошкаревой, В. Ф. Паламарчук, А. В. Усовой, Л. М. Фридмана, И. Ю. Кулагиной, С. Г. Воровщикова и Д. В. Татьянченко. Кроме того, авторами отмечается внимание к общеучебным умениям в государственном образовательном стандарте общего образования, разработанном временным научным коллективом «Образовательный стандарт» под руководством Э. Д. Днепрова и В. Д. Шадрикова (утвержден Министерством образования РФ в2004 г. с рекомендацией введения в практику) [6].  К сказанному добавим, что Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования провозглашают в качестве одной из важнейших задач современной системы образования формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Среди исследований, в которых затрагивается  становление общеучебных умений (навыков) обучающихся, отметим работы В. Л. Крайника, Н. С. Козлова, посвященные становлению культуры учебной деятельности обучающихся в высшей школе [78]. Исследуя культуру учебной деятельности (прежде всего первокурсников), авторы приходят к выводу о необходимости специальной работы по ее развитию. По мнению названных исследователей, целенаправленное развитие культуры учебной деятельности обучающихся в высшей школе способствует снижению их дезадаптированности к вузовскому обучению и повышению уровня успеваемости.

3. Методика пилотажного исследования. Исследование общеучебных умений учащихся Петрозаводского государственного университета, проведенное автором, является пилотажным, предшествующим основному и предпринято в целях проверки качества подготовки основного исследования. В ходе исследования выделен перечень общеучебных умений, необходимых обучающимся для выполнения основных видов самостоятельной работы, впоследствии объединенных в группы. Для предварительной оценки уровня владения общеучебными умениями была разработана анкета для обучающихся по самооценке каждого из выделенных умений. Анкетированием были охвачены 272 респондента, из них 192 представителя 1-го курса трех институтов ПетрГУ (институт педагогики и психологии, институт истории, политических и социальных наук, агротехническое направление института биологии, экологии и агротехнологий). 80 респондентов являются представителями отдельных групп обучающихся других курсов этих же институтов и аспирантуры. После обработки результатов получены данные по отдельным умениям, их группам, а также по курсам бакалавриата, по уровням магистратуры и аспирантуры разных научных направлений. Проведен также пробный опрос преподавателей, которым было предложено оценить те же самые общеучебные умения первокурсников.

Рабочий перечень включил в себя следующие общеучебные умения:

  1. Умею слушать преподавателя на лекции, выделять основной материал и составлять конспект лекции.
  2. Умею составлять план по готовому тексту.
  3. Умею тезировать готовый текст  (тезирование – письменное обозначение  основных положений текста).
  4. Умею выделять основные понятия в тексте.
  5. Умею составлять тезаурус (словарь основных терминов по определенной проблеме).
  6. Умею составлять конспект первоисточника.
  7. Умею анализировать и оценивать текст, выполнять аналитическую справку (аргументированно представив свою точку зрения).
  8. Знаю и умею использовать креативные техники (способы) работы с текстами.
  9. Умею выполнять тесты.
  10. Умею письменно отвечать на вопросы.
  11. Умею формулировать вопросы по теме.
  12. Умею отстаивать свою позицию в устном обсуждении учебного материала на занятиях.
  13. Умею общаться с преподавателем.
  14. Умею подготовить выступление на семинаре.
  15. Умею выступать на семинаре и защищать свою точку зрения.
  16. Умею читать схемы, графики, таблицы, карты.
  17. Умею составлять структурно-логическую схему по предложенной информации.
  18. Умею составлять интеллект-карту.
  19. Умею составлять сравнительную таблицу.
  20. Умею составлять компьютерную презентацию по теме.
  21. Умею работать в библиотеке с каталогом и самостоятельно подбирать литературу по теме.
  22. Умею работать со справочными материалами (словарями, энциклопедиями, справочниками).
  23. Умею выполнять эссе.
  24. Умею выполнять реферат по заданной проблеме (на основе ряда источников).
  25. Умею составлять аннотацию.
  26. Умею составлять тезисы как вид научного текста.
  27. Умею использовать методы научного исследования.
  28. Умею использовать и оформлять цитаты.
  29. Умею составлять библиографический список.
  30. Умею подготовить доклад на научную конференцию.
  31. Умею работать в сети Интернет (находить и отбирать для учебных целей необходимую информацию).
  32. Умею планировать свою самостоятельную учебную работу.
  33. Умею организовать свою деятельность по выполнению запланированной учебной самостоятельной работы.
  34. Умею оценивать свою самостоятельную учебную деятельность.

Представленные умения объединены в следующие группы:

-     умения работать с текстами (пункты 1‒8);

-     коммуникативные умения (9‒15);

-     умения работать с графической информацией (16‒20);

-     умения поиска информации (21, 22, 31);

-     умения создавать тексты научного стиля (23‒30);

-     умения самоорганизации (32‒34).

4. Анализ результатов пилотажного исследования. В статье приводятся только общие результаты по группам общеучебных умений. Самооценки обучающихся для анализа условно разделены нами на две группы: положительная самооценка (ответы:  «скорее да, чем нет» и «да, умею») и отрицательная самооценка (ответы: «затрудняюсь ответить», «скорее нет, чем да», «нет, не умею»). В таблице 1 представлены результаты исследования самооценок умений работы с текстами (включая тексты первоисточников, что требуется при подготовке к семинарским занятиям). Анализ данных таблицы по самооценкам умений данной группы показал, что большая часть обучающихся положительно оценивает свои умения. Однако настораживают негативные оценки: 23 % первокурсников испытывают затруднения в работе с текстами. Третьекурсники и магистранты показывают даже более низкие самооценки. Подобные результаты будут наблюдаться и по другим группам умений, что, очевидно, объясняется более объективными самооценками обучающихся более высоких ступеней в связи с накопленным опытом учебной деятельности.

Таблица 1

Умения работать с текстами

 

Самооценка 1-й курс 2-й курс 3-й курс Магистранты Аспиранты
затрудняюсь ответить 3 % 3 % 2 % 5 % 3 %
нет, не умею 3 % 0 % 5 % 6 % 2 %
скорее нет, чем да 17 % 11 % 20 % 18 % 9 %
скорее да, чем нет 43 % 63 % 45 % 36 % 37 %
да, умею 34 % 23 % 28 % 35 % 50 %
Итого 100 % 100 % 100 % 100 % 100 %

 

Свои коммуникативные умения (табл. 2) первокурсники оценивают достаточно высоко, но и отрицательных оценок набралось 20 %, т. е. пятая часть всех респондентов. Наблюдается некоторый рост положительных оценок по ступеням образования. По мнению преподавателей, работающих с обучающимися первого курса, в последние годы заметны затруднения первокурсников в реализации развернутых устных выступлений на семинарах. Разумеется, такого рода данные нуждаются в проверке и выяснении причин, которые пока можно лишь предположительно связывать с  доминированием программированного (тестового) и письменного контроля результатов обучения в средней и высшей школе.

 

Таблица 2

Коммуникативные умения

 

Самооценка 1-й курс 2-й курс 3-й курс Магистранты Аспиранты
затрудняюсь ответить 3 % 0 % 1 % 1 % 3 %
нет, не умею 3 % 0 % 2 % 4 % 0 %
скорее нет, чем да 14 % 11 % 20 % 7 % 5 %
скорее да, чем нет 40 % 43 % 44 % 43 % 37 %
да, умею 40 % 46 % 33 % 45 % 55 %
Итого 100 % 100 % 100 % 100 % 100 %

 

Судя по данным, представленным в таблице 3, немалые сложности респонденты испытывают в работе с графической информацией.  Количество затрудняющихся в работе с графической информацией первокурсников составило 33 % (треть всех респондентов). Стоит обратить внимание на то, что высокие данные по дезадаптированности к такого рода учебной работе показали опрашиваемые всех уровней, даже аспиранты. Многолетние наблюдения автора подтверждают данные факты. В условиях информационного общества владение средствами инфографики является важным умением, полезным в любой сфере деятельности. Думается, становление умений работать с графической информации требует особого внимания со стороны преподавателей, организующих самостоятельную работу обучающихся.

Таблица 3

Умения работать с графической информацией

 

 

Самооценка 1-й курс 2-й курс 3-й курс Магистранты Аспиранты
затрудняюсь ответить 9 % 20 % 2 % 3 % 0 %
нет, не умею 7 % 3 % 5 % 8 % 10 %
скорее нет, чем да 17 % 5 % 18 % 18 % 13 %
скорее да, чем нет 33 % 33 % 40 % 33 % 31 %
да, умею 33 % 40 % 34 % 40 % 46 %
Итого 100 % 100 % 100 % 100 % 100 %

 

Умения поиска информации  оцениваются первокурсниками достаточно оптимистично, однако и здесь количество не умеющих это делать составляет 19 % (табл. 4). Вернее всего, достаточно высокие данные связаны  с владением поисковыми системами сети Интернет, где они достаточно быстро находят информацию, но далеко не всегда это сопровождается ее критической оценкой и адекватным отбором.

Таблица 4

Умения поиска информации

 

Самооценка 1-й курс 2-й курс 3-й курс Магистранты Аспиранты
затрудняюсь ответить 3 % 0 % 4 % 4 % 0 %
нет, не умею 4 % 0 % 4 % 2 % 2 %
скорее нет, чем да 12 % 4 % 11 % 8 % 14 %
скорее да, чем нет 30 % 38 % 33 % 23 % 26 %
да, умею 51 % 58 % 48 % 63 % 57 %
Итого 100 % 100 % 100 % 100 % 100 %

 

В системе высшего образования особую группу умений, которые должны формироваться при обучении разным дисциплинам, в ходе выполнения курсовых и выпускных работ, подготовки докладов и т. п., составляют умения создавать тексты научного стиля. Удивляют высокие самооценки первокурсников (положительных ответов  ‒ 73 %, отрицательных ‒  27 %), которые в первые месяцы обучения в университете всерьез еще не сталкивались с выполнением научных текстов, разве что с конспектами первоисточников или написанием эссе. Учащиеся третьего курса и магистранты, уже имеющие опыт проведения учебно-исследовательской работы, выполнения и защиты курсовых и выпускных работ, подготовки и реализации выступлений на научных конференциях обучающихся, подготовки научных публикаций, показывают большую самокритичность (табл. 5).

Таблица 5

Умения создавать тексты научного стиля

 

Самооценка 1-й курс 2-й курс 3-й курс Магистранты Аспиранты
затрудняюсь ответить 2 % 0 % 2 % 1 % 0 %
нет, не умею 5 % 3 % 7 % 4 % 1 %
скорее нет, чем да 20 % 19 % 22 % 15 % 7 %
скорее да, чем нет 43 % 52 % 38 % 40 % 39 %
да, умею 30 % 26 % 30 % 40 % 53 %
Итого 100 % 100 % 100 % 100 % 100 %

 

В связи с тенденцией ориентации высшей школы на самостоятельную работу обучающихся особое значение приобретают  умения самооорганизации (табл. 6). Более 20 % респондентов всех курсов низко оценивают свою самоорганизованность, от которой во многом зависит качество результатов образования. Очевидно, педагогическая поддержка в становлении названных умений может заключаться не только в повышении качества управления учебной деятельностью, но и в педагогической помощи в освоении основ самоменеджмента, способов преодоления прокрастинации.

Таблица 6

Умения самоорганизации

 

Самооценка 1-й курс 2-й курс 3-й курс Магистранты Аспиранты
затрудняюсь ответить 4 % 0 % 2 % 8 % 0 %
нет, не умею 5 % 0 % 4 % 0 % 0 %
скорее нет, чем да 13 % 21 % 15 % 17 % 10 %
скорее да, чем нет 42 % 54 % 43 % 46 % 52 %
да, умею 36 % 25 % 35 % 29 % 38 %
Итого 100 % 100 % 100 % 100 % 100 %

 

Наряду с анкетированием обучающихся в исследовании было апробировано анкетирование преподавателей.  Результаты этого анкетирования в данной статье не приводятся в связи с малой выборкой. Но полученные данные позволяют увидеть более критичную оценку преподавателями умений обучающихся  по сравнению с  самооценкой последних.

Заключение, выводы и предложения. Проблема становления общеучебных умений обучающихся высшей школы является актуальной, но недостаточно исследованной в теории и методике высшего образования. Проведенное в ПетрГУ пилотажное исследование показало, что значительная часть респондентов, по данным самооценки, испытывают затруднения в их реализации. Логично предположить, что уровень владения общеучебными умениями сказывается на качестве учебной деятельности обучаемых, а значит, является одним из факторов дезадаптации в учебном процессе высшей школы. Справедливости ради отметим, что дезадаптация к обучению в высшей школе связана и с другими причинами. Например, с нарастающей клиповостью мышления молодежи и несоответствия практики вузовского обучения этому процессу; снижением познавательного интереса еще на школьном уровне; недостаточной профессиональной ориентированностью; слабым видением жизненных перспектив, в том числе трудоустройства. Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют также о необходимости мониторинга качества общеучебных умений обучающихся и разработки путей обеспечения педагогического сопровождения их становления.  Нами предлагаются следующие пути решения проблемы:

  1. Продолжить изучение качества общеучебных умений обучающихся.
  2. Разработать и реализовывать пропедевтический практико-ориентированный курс для первокурсников по вопросам тайм-менеджмента и особенностям самостоятельной учебной деятельности в высшей школе.
  3. В системной организации самостоятельной работы обучающихся учитывать ориентацию на общеучебные умения.

Технология педагогического сопровождения самостоятельной работы обучающихся, ориентированная на целенаправленное становление тех или иных умений, должна соответствовать деятельностному подходу, включая в себя мотивационный, диагностический, обучающий, исполнительский, контрольно-оценочный этапы. При конструировании учебных заданий для самостоятельной работы целесообразно мотивировать обучающихся на овладение конкретными умениями; задавать алгоритм деятельности (последовательности действий), а также критерии оценки качества образовательного продукта с содержательной и деятельностной сторон. Технология педагогического сопровождения видов самостоятельной работы обучающихся, направленная на формирование общеучебных умений, разработана и апробирована автором данной статьи, проверена также возможность ее реализации другими преподавателями [1].

 

Список литературы

  1. Каскадная модель в реализации научно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов / Т. А. Бабакова, И. А. Милюкова, Д. И. Сачук // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2015. № 3 (148). С. 42–48.
  2. Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика: Учебник для вузов. СПб., 2011. 624 с.
  3. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2005.
  4. Игнатьева Е. Ю. Педагогическое управление учебной деятельностью студентов: Автореф. дис. … д-ра пед. наук / ФГБОУ ВПО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2015. 44 с.
  5. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в университете / Т. А. Бабакова, Е. А. Раевская, А. С. Сухоруков, Ю. Ю. Терюшкова; Под ред. профессора Т. А. Бабаковой. Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2015. С. 104.
  6. Воровщиков С. Г., Орлова Е. В. Развитие универсальных учебных действий. Внутришкольная система учебно-методического и управленческого сопровождения. М.: Прометей, 2012. URL: htth:bookz.ru/authors/sergei-vorov6ikov/razvitie_530.html (дата обращения 06.05.2017).  
  7. Учебная деятельность студентов первого курса: теория и экспериментальная практика формирования / Н. С. Козлов, В. Л. Крайник. URL: http://www.altspu.ru/Journal/pedagog/pedagog_5/a13.html (дата обращения 10.05.2017).
  8. Крайник В. Л. Формирование культуры учебной деятельности будущего педагога: Дис. … д-ра пед. наук : 13.00.08. Барнаул, 2008. 378 с. URL : http://www.dissercat.com/content/formirovanie-kultury-uchebnoi-deyatelnosti-budushchego-pedagoga  (дата обращения 15.05.2017).

 




Просмотров: 4882; Скачиваний: 707;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2017.3485