Проблематике электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) посвящают свои работы многие российские исследователи, в чьем фокусе внимания находится электронное обучение (ЭО) и вообще современное образование всех уровней. Это связано не только с резким возрастанием роли ЭИОС в образовательном процессе, которое, в свою очередь, обусловлено прогрессом в области информационных технологий, но и с институционализацией понятий ЭИОС и ЭО в российском законодательстве.
Насколько можно судить по научным публикациям, на современном этапе авторы уделяют внимание в первую очередь профессиональным компетенциям и компетентности. Например, в работе И. Н. Голицыной [1] рассматриваются профессиональные компетенции ИТ-специалистов, включая, конечно, профессиональную компетентность педагога и ее компонент – ИКТ-компетентность. В статье О. В. Шароновой и М. В. Николаева [2] широкий спектр компетенций анализируется на основе профессионального стандарта педагога, согласно которому в профессиональную педагогическую ИКТ-компетентность входят:
- общепользовательская ИКТ-компетентность;
- общепедагогическая ИКТ-компетентность;
- предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ- компетентность соответствующей области человеческой деятельности).
В состав ИКТ-компетентности включены: решение задач использования технологических средств ИКТ (таких, как собственно компьютер в его разнообразных формах, мультимедийный проектор и т. п.), элементы правовой компетенции, компетенция аудиовидеотекстовой коммуникации и другие. Т. Б. Захарова [3] связывает решение этих и других задач в составе ИКТ-компетенции с необходимостью эффективного использования ЭИОС, исходя из требований ФГОС НОО и других школьных уровневых стандартов.
В рассматриваемых работах обращает на себя внимание характер взаимоотношений между ИКТ-компетентностью (компетенциями) и ЭИОС: он дуалистический, субъектно-объектный в том смысле, что субъект, носитель компетенции, мыслится как бы противопоставленным среде-как-объекту. ЭИОС оказывается данностью, статическим окружением. Между тем и вообще среды, и ЭИОС в частности – это процессуальные динамические объекты, которые включают в себя своих субъектов и вовлекают их в непрерывно меняющиеся взаимодействия. И из этого вытекает, что сами по себе ЭИОС должны быть описаны в терминах компетенций, иными словами, востребовано построение модели ЭИОС в компетентностном языке. Чтобы подступить к решению этой задачи, обратимся к сопоставительному анализу нормативных трактовок ЭИОС.
Определение рассматриваемого понятия было ранее сформулировано в ряде профильных ГОСТ, но затем варианты определений (или описаний) были включены в состав ФГОС и в текст ФЗ № 273 «Об образовании» в РФ. Все они несколько отличаются друг от друга. Сопоставительный анализ этих трактовок является важным основанием для выявления подлежащих формированию компетенций (см. табл.).
Представленность понятия «ЭИОС»
в различных российских нормативных документах
Нормативные документы |
Определения ЭИОС |
ГОСТ Р 53620-2009 / Р 52653-2006 | Информационно-образовательная среда – система инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий |
ФГОС НОО
Приказ Минобрнауки РФ от 06.102009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» |
Информационно-образовательная среда организации, осуществляющей образовательную деятельность, должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательных отношений в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.
Информационно-образовательная среда организации, осуществляющей образовательную деятельность, должна обеспечивать возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности: - планирование образовательной деятельности; - размещение и сохранение материалов образовательной деятельности, в том числе работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательных отношений информационных ресурсов; - фиксацию хода образовательной деятельности и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; - взаимодействие между участниками образовательных отношений, в том числе дистанционное посредством сети Интернет, возможность использования данных, формируемых в ходе образовательной деятельности для решения задач управления образовательной деятельностью; - контролируемый доступ участников образовательных отношений к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся); - взаимодействие организации, осуществляющей образовательную деятельность с органами, осуществляющими управление в сфере образования, и с другими организациями, осуществляющими образовательную деятельность |
ФГОС ООО
Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» |
Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой. Информационно-образовательная среда организации, осуществляющей образовательную деятельность, включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
Информационно-образовательная среда организации, осуществляющей образовательную деятельность, должна обеспечивать: - информационно-методическую поддержку образовательной деятельности; - планирование образовательной деятельности и ее ресурсного обеспечения; - мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательной деятельности; - мониторинг здоровья обучающихся; - современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации; - дистанционное взаимодействие всех участников образовательных отношений (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного образования; - дистанционное взаимодействие организации, осуществляющей образовательную деятельность, с другими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и организациями социальной сферы: учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности |
ФГОС СОО
Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» |
Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой. Информационно-образовательная среда организации, осуществляющей образовательную деятельность, включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы; совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное информационное оборудование, коммуникационные каналы; систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
Информационно-образовательная среда организации, осуществляющей образовательную деятельность, должна обеспечивать: - информационно-методическую поддержку образовательной деятельности; - планирование образовательной деятельности и ее ресурсного обеспечения; - проектирование и организацию индивидуальной и групповой деятельности; мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательной деятельности; - мониторинг здоровья обучающихся; - современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации; - дистанционное взаимодействие всех участников образовательных отношений (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов, осуществляющих управление в сфере образования, общественности), в том числе с применением дистанционных образовательных технологий; - дистанционное взаимодействие организации, осуществляющей образовательную деятельность с другими образовательными организациями, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности |
Федеральный законот 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)
Принят Государственной думой 21.12.2012 Одобрен Советом Федерации 26.12.2012 |
ст. 16
3. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся |
ФГОС ВО
Приказ Минобрнауки РФ от 21.11.2014 № 1505 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.12.2014 № 35263)
|
Направление 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) VII. Требования к условиям реализации программы магистратуры 7.1. Общесистемные требования к реализации программы магистратуры. 7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации.
Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», как на территории организации, так и вне ее. Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать: - доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах; - фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы; - проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; - формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет» |
Профессиональный стандарт
Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н |
Трудовое действие: формирование навыков, связанных с ИКТ Необходимое умение: применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Формирование материальной и информационной образовательной среды, содействующей развитию математических способностей каждого ребенка и реализующей принципы современной педагогики.
Профессиональное использование элементов информационной образовательной среды с учетом возможностей применения новых элементов такой среды, отсутствующих в конкретной образовательной организации |
Анализ этой таблицы показывает, что различные нормативные документы в области образования содержат не совпадающие модели ЭИОС, если понимать под моделью представление структуры и функций объекта. Тем не менее по общим компонентам этих моделей можно сделать вывод о том, на что в первую очередь следует ориентироваться при формировании компетенций.
Во всех рассмотренных случаях можно усмотреть повторяющуюся (регулярную) структуру требований, которую мы можем интерпретировать в компетентностном аспекте:
- Проектировочно-организационные компетенции (взаимодействие управленческого, «офисного» характера, связанное, в том числе, с документооборотом, планирование образовательного процесса на всех уровнях).
- Рефлексивно-мониторинговые компетенции (фиксация хода и результатов образовательного процесса, в том числе ведение портфолио и анализ других портфолио, а также извлечение данных (data mining).
- Предметно-содержательно-методические компетенции (использование готовых ЭОР – разработка собственных ЭОР).
- Семиотико-коммуникативные компетенции (выстраивание взаимодействий в современных средах управления обучением и образовательным процессом).
Язык компетенций – естественный язык стандартов нового поколения ФГОС высшего образования. ЭИОС фигурирует в разделе 3 и 7 стандарта, выдержка из которого приведена в таблице выше: речь идет о характеристиках направления подготовки и требованиях к условиям подготовки студентов магистратуры. При этом в разделе 5 (требования к результатам освоения программы магистратуры) отсутствует упоминание ЭИОС.
Иными словами, студенты обучаются в ЭИОС и должны продемонстрировать компетенции ОК-3, ОК-4, ОК-5. То есть они должны уметь самостоятельно формировать ресурсы, осваивать новые методы исследования, но стандарт не предъявляет требований, связанных с ЭИОС, а это означает, что при реализации образовательной программы никаких учебных элементов, связанных с ЭИОС, в содержании изучаемых дисциплин может не оказаться. Это обусловливает необходимость построения рамочной (в стиле и концептуальной традиции ФГОС ВО) компетентностной модели ЭИОС. Под этим мы подразумеваем концептуальные основы отбора компетенций, необходимых для использования ЭИОС в целях решения различного рода задач (учебных, квазипрофессиональных, профессиональных, педагогических), а также рамочный набор таких компетенций.
С точки зрения структуры такая модель должна представлять собой многослойный объект, получаемый пошаговым наращиванием слоев один поверх другого подобно модели земного шара. Ядром такой модели являются универсальные (трансверсальные) компетенции, соотносимые с понятием УУД – это умение учиться, приложенное к любой внешней для субъекта среде, но в нашем случае конкретно к ЭИОС. Это умение использовать компоненты ЭИОС для поиска и нахождения ответов на вопросы, приводящие к появлению новых знаний и умений, или знаний декларативного и процедурного типа. Сюда также входят умения, связанные с критическим и сопоставительным анализом получаемой информации средствами ЭИОС. Важно, что составляющим этих умений является умение подбирать компонент ЭИОС, наиболее подходящий для решения возникшей задачи.
Поясним это на следующем примере. Сообразно с возрастом обучающихся информационный компонент ЭИОС может быть представлен заранее отобранным диапазоном конкретных ЭОР. При этом доступ к любым другим источникам информации может быть ограничен. В этой ситуации у обучающегося нет выбора, и это представляет собой крайний случай, характерный для начальной школы. С другой стороны, студенту вуза обычно доступно все имеющееся разнообразие ресурсов глобальной сети (Интернет), а также ресурсы, являющиеся частью информационно-методического обеспечения преподаваемых в рамках образовательной программы дисциплин. Это другой крайний случай. Прочие случаи являются промежуточными, но «в среднем» у субъекта всегда есть на выбор ряд возможностей получения информации. Следовательно, должна быть сформирована компетенция, позволяющая обоснованно и отрефлексированно осуществлять этот выбор.
Очевидно, что «умение учиться» применительно к ЭИОС не сводится лишь к выбору источников информации. Оно тесно связано с анализом интерфейсов соответствующих технологических средств, программного обеспечения, структурным анализом гипертекстовых ресурсов. Рассмотрим ситуацию, в которой студенту необходимо предъявить преподавателю выполненное задание. Учитывая контекст обсуждения в этой статье, мы имеем в виду, что задание выполняется в электронной форме и представляет собой электронный документ, файл, сообщение в блоге, видеоролик и так далее. В случае целенаправленного проектирования ЭИОС в ней должны быть предусмотрены средства коммуникации и, в том числе, передачи материалов студента на проверку. Возникает вопрос: каким образом и на каком этапе образовательного процесса студент осваивает эти средства? Анализируя программы дисциплин, производственных и педагогических практик, мы не находим в них ответа на данный вопрос. Возможно, предполагается, что все должно происходить автоматически. Однако практика показывает, что это вызывает сложности как у преподавателей, так и у студентов. Казалось бы, достаточно провести какое-либо организационное мероприятие в начале учебного года, в ходе которого познакомить студентов с ЭИОС. Однако ЭИОС – не статический объект, а динамический. ЭИОС – процесс, разворачивающийся во времени. ЭИОС не осваивается раз и навсегда, а требует непрерывного изучения и адаптации. Следовательно, умение учиться применительно к контексту ЭИОС означает непрерывную адаптацию к изменяющимся условиям ЭИОС.
В статье [4] мы представили ядро межпарадигмально-семиотической концепции электронных информационно-образовательных сред (ЭИОС), включающее подход к ЭИОС как к знаковым системам при подготовке различных категорий обучающихся и слушателей к взаимодействию в них на двух уровнях – знаковом и языковом, преимущественно базируясь на дифференциации слушателей по направлению подготовки. Согласно И. А. Колесниковой [5, с. 75], межпарадигмальная рефлексия – это метод гуманитарного познания, являющийся своеобразным способом подготовки (формирования) «субъектом мыслящим» пространства и оснований выбора для «субъекта действующего». «Субъект действующий» сопоставляет стоящие перед ним профессиональные задачи с целесообразным для успешного их решения парадигмальным контекстом, и рефлексия межпарадигмального уровня формирует культуру информационного запроса к носителям способов постижения реальности.
В нашей интерпретации (меж)парадигмальный контекст – это и есть ЭИОС в широком понимании, то есть представленные в электронной, современной, знаковой форме иерархии информационно-образовательных сред от локальной среды дисциплины, УМК или даже некоторых учебных элементов до глобальной информационно-образовательной среды, в которой осуществляется становление и функционирование образовательной системы. Знаки – это элементы интерфейсов всех этих сред, от условных обозначений в (электронном) учебнике до пиктограмм в элементах управления сложным программным обеспечением, составляющим основу современных LMS (cистем управления обучением).
Разные элементы программного интерфейса могут отличаться друг от друга по форме, цвету и характеру интерактивного реагирования на действия пользователя, но наиболее существенным отличием, эксплицитно выражающим их функциональность, являются обозначения. В части случаев это просто слова на одном из естественных языков (в нашем случае, как правило, на русском или английском языке), но также это характерные обозначения, в просторечии именуемые «иконками» (формальное «информатическое» название – «пиктограммы» – указывает на их связь с пиктографическим письмом, которое воспроизводит семантические единицы, передавая значения с помощью рисунков). Анализ и рассмотрение ЭИОС в этом аспекте с необходимостью вовлекает два уровня:
- семиотический уровень взаимоотношений знаков и обозначаемых ими объектов;
- формально-конструктивный уровень алфавита, слов и языка, построенного из слов в этом алфавите.
Взаимодействие с ЭИОС и с другими субъектами образовательного процесса на этом уровне и в этом аспекте является семиотичным, знаковым. Фактически пользователи современной системы управления обучением – друг для друга знаки, обозначения смыслов, намерений, целей, эмоциональных состояний. Отсюда вытекает класс компетенций, которые здесь хотелось бы обозначить как семиотико-коммуникативные. На некоторых уровнях они пересекаются с иноязычной коммуникативной компетенцией, формируемой при обучении иностранным языкам, хотя бы в силу того, что значительная часть программного обеспечения либо содержит ино-, (англо-)язычные элементы, либо ссылается на них.
Важно отметить, что предлагаемый нами подход является рамочным в том смысле, что предполагает работу не с конкретными компетенциями, а с классами компетенций, которые наполняются конкретным смыслом и содержанием в конкретных условиях образовательного процесса сообразно с поставленными целями. Например, когда мы выделяем проектировочно-организационные компетенции и говорим о планировании образовательного процесса на всех уровнях, то имеем в виду широкий спектр решаемых задач от создания технологической карты урока с помощью специализированного программного обеспечения до совместной разработки календарно-тематического плана или учебного плана магистерской образовательной программы в облачном сервисе, происходящих в ЭИОС. С другой стороны, семиотико-коммуникативные компетенции включают и так называемые стигмергические взаимодействия1, под которыми понимается своего рода положительная или отрицательная обратная связь, возникающая в коммуникативных средах, которую мы рассмотрели в статье [6].
Таким образом, от общезначимых УУД, умения учиться, от трансверсальных компетенций2 в ядре выстраиваемой модели через ИКТ-компетенции мы приходим к компетенциям, специфичным для ЭИОС, в первую очередь, семиотико-коммуникативным. Развитие и уточнение этой модели, а также разработка ее практических приложений являются предметом дальнейших исследований автора данной статьи.
Список литературы
- Голицына И. Н. Формирование профессиональных компетенций ИТ-специалистов в электронной информационно-образовательной среде // Образовательные технологии и общество. 2015. Т. 18. № 4. С. 744−752.
- Шаронова О. В., Николаев М. В. Профиль ИКТ-компетентности современного педагога // Информатика и образование. 2015. № 8 (267). С. 4−7.
- Захарова Т. Б. Развитие ИКТ-компетентности педагога как необходимое условие повышения качества образовательного процесса // Информатика и образование. 2015. № 8 (267). С. 7−10.
- Государев И. Б. Межпарадигмально-семиотическая концепция электронных информационно-образовательных сред // Образовательные технологии и общество. 2015. Т. 18. № 4. С. 730−737.
- Колесникова И. А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. СПб., 2001.
- Стигмергия в образовании на платформе веб и телекоммуникационных систем // Современное образование: традиции и инновации. 2015. № 2. С. 69−75.