Печеранский, И. П. Отчет «FUTURE WORK SKILLS 2020»: задачи для непрерывного образования (философско-педагогические заметки) // Непрерывное образование: XXI век. – 2016. – Вып. 1 (13). − DOI: 10.15393/j5.art.2016.3046


Выпуск № 1 (13)

Непрерывное образование в современном мире: методология исследования и проектирования

pdf-версия статьи

УДК 339.977 37.014.54

Отчет «FUTURE WORK SKILLS 2020»: задачи для непрерывного образования (философско-педагогические заметки)

Печеранский Игорь Петрович
доктор философских наук
доцент кафедры философии Киевского национального университета культуры и искусств
(Киев, Украина)
ipecheranskiy@mail.ru
Ключевые слова:
непрерывное образование
трудовые навыки
будущее
социальный интеллект
кросс-культурная компетентность
трансдисциплинарность.
Аннотация: целью статьи является рассмотрение в контексте непрерывного образования основных навыков будущего, изложенных в отчете «Трудовые навыки будущего 2020». Отчет был опубликован в 2011 г. независимой некоммерческой исследовательской группой с более чем 40-летним стажем прогнозирования «Институт будущего» (IFTF). В ряду таких навыков: создание смысла, социальный интеллект, новые адаптивные взгляды, кросс-культурная компетентность, вычислительное мышление, медиаграмотность, трансдисциплинарность, дизайн-мышление, когнитивное управление и виртуальное сотрудничество. Без них, согласно данным отчета, к 2020 г. невозможно быть успешным и конкурентоспособным специалистом. Формирование и развитие данного перечня навыков представлено в статье в соотнесении с задачами непрерывного образования. Автор подчеркивает, что указанные способности будут иметь максимальный эффект, если рассмотреть их в постнеклассическом образовательном контексте, благодаря которому возможно широкое раскрытие и использование творческого потенциала обучающегося на всех уровнях образования в течение жизни. Теория непрерывно-ориентированного обучения, основанная на философии трансдисциплинарности, теории информационного и образованного общества, а также на идее парадигмального плюрализма, по мнению автора, содействует выработке трудовых навыков будущего к 2020 г. и выступает в качестве стратегического ресурса образовательной цивилизации третьего тысячелетия. Предлагаемые положения и выводы носят прогностический характер и будут интересны специалистам в области философии педагогики и непрерывного образования, организаторам инновационного проектирования в области непрерывного образования, менеджерам системы профессионального образования и повышения квалификации.
Статья поступила: 12.02.2016; Принята к публикации: 29.02.2016; Размещена в сети: 21.03.2016.

Report «FUTURE WORK SKILLS 2020» lifelong education goals (philosophical-pedagogical notes)

Pecheransky I P
D.Sc.
associate professor at the Chair of Philosophy of Kiev National University of Culture and Arts
(Kiev, the Ukraine)
ipecheranskiy@mail.ru
Keywords:
lifelong learning
work skills
the future
social intelligence
cross-cultural competency
transdisciplinarity.
Abstract: the goal of the article is to debate the main future skills in the lifelong learning context published earlier in the report «Future work skill 2020». The report was issued in 2011 by the independent non-commercial research group «Institute of the Future» (IFTF) which has been busy with future studies for more than 40 years. These skills include sense-making, social intelligence, novel and adaptive thinking, cross-cultural competency, computational thinking, new media literacy, trans-disciplinarily, design mindset, cognitive load management, and virtual collaboration. The report argues that without possessing the above-mentioned skills it would be impossible to have become a successful and competitive professional by 2020. The listed above skills formation and development are presented in the article in correlation with lifelong learning goals. The author highlights the fact that the referred skills will produce the maximum effect under consideration within the post-non-classical educational context as it makes possible profound personal fulfillment and broad use of student’s creative potential on all educational levels during life span. The theory of continuous-oriented education, based on the trans-disciplinary philosophy, theory of information and learned society, and also on the idea of paradigmatic pluralism facilitates the development of future work skills and presents the strategic resource of the third millennium educational civilization. The proposed statements and conclusions are of a prognostic character, and might be of interest for researches in the area of pedagogical philosophy and lifelong learning; for designers of innovation project conception; for managers of professional education and training systems.
Paper submitted on: 12.02.2016; Accepted on: 29.02.2016; Published online on: 21.03.2016.

По истечении первого десятилетия ХХІ в. ни у кого из теоретиков и практиков образования, по всей вероятности, уже не возникает сомнения, что одним из основных трендов и объективных императивов третьего тысячелетия является «непрерывное образование», или «образование длиною в жизнь». С проявлением «симптомов» четвертой промышленной революции и развитием постсовременной концепции «открытых обучающих систем» европейский культурный мир предложил образовательную модель «lifelong learning», обозначив на Лиссабонском саммите в 2000 г. ее ключевую идею – процесс обучения как непрерывный континуум «от колыбели до могилы».

Каждый человек, вырабатывая индивидуальную траекторию своего жизненного пути, должен иметь возможность пожизненного обучения, приобретения знаний и навыков, необходимых для реализации своих стремлений в современном мире и обществе. В «Образовательной стратегии ЮНЕСКО 2014−2021» обучение на протяжении жизни выступает базовым и «организующим принципом всех форм обучения» (an organizing principle of all forms of education): система образования должна содействовать пожизненному («lifewide») обучению, созданию формальных, неформальных и неофициальных возможностей для обучения людей всех возрастов. Идея непрерывного образования предполагает отказ от парадигмы преподавания, которая ориентируется на инструкции передачи / транспортирования знаний (knowledge-conveying instruction) и приобретение специальных навыков, в направлении более широкого раскрытия и использования творческого потенциала обучающегося на всех уровнях образования (формальном, неформальном и информальном) [1].

Призывы к таким навыкам ХХІ в., как инновации, креативность и творческое решение задач, отмечают Дж. Пеллегрино и М. Хилтон, могут также интерпретироваться как призывы к ученикам и студентам развивать передаваемое знание, которое может быть применено с целью решения новых проблем или поисков эффективных ответов на новые ситуации [2, с. 70], тогда как развитие этого знания напрямую связано с целостным и непрерывным развитием личности. Следовательно, развитие передаваемого и получаемого знания напрямую зависит от континуального становления личности, что преодолевает формально-институциональные границы и чему большое внимание уделяет трансдисциплинарный философско-педагогический дискурс, развивая теорию непрерывно-ориентированного на личность образования.

На 46-й сессии Всемирного экономического форума (ВЭФ), которая проходила с 20 по 23 января 2016 г. в Давосе, в первую очередь обсуждалась ситуация нахождения «на пороге» уже упомянутой нами четвертой промышленной революции, с которой связаны активные разработки в области искусственного интеллекта и машинного обучения, робототехники, нанотехнологий, 3D-печати, генетики и биотехнологии. Учитывая быстрые темпы и набор широких социально-экономических, геополитических и демографических изменений, которые происходят в направлении взаимодействия и взаимной активизации, возникает потребность в новых типах человеческих ресурсов, то есть в кадрах, которые обладают знаниями и навыками нового тысячелетия. Гибкий рабочий график, усиление позиций среднего класса на развивающихся рынках, изменение климата, геополитическая нестабильность, быстрая урбанизация и старение населения, новые расходные материалы, энергетические и информационные технологии, краудсорсинг и успешные исследования в области искусственного интеллекта – эти и другие социально-экономические и технологические предпосылки или «вызовы» (А. Тойнби)  формируют новые макро-тренды ХХІ столетия.  

Объединенным исследовательским центром европейской комиссии (Joint Research Centre) совместно с Институтом перспективных технологических исследований (Institute for Prospective Technological Studies) было проведено исследование «School’s Over: Learning Spaces in Europe in 2020: An Imagining Exercise on the Future of Learning», в котором, рассматривая эти макро-тренды, авторы отнесли к ним такие факторы, как возникновение новых умений и компетенций, связанных с феноменом «пожизненной занятости» (lifelong employment), демографические изменения и глобализацию. В современном изменчивом, неопределенном, сложном и неоднозначном мире («The VUCA World», где «VUCA» – Volatile, Uncertain, Complex, Ambiguous), где появление новых форм образования стоимости определяет «климат» международного бизнеса, а постоянный обмен опытом между странами вызывает необходимость гибкости и мобильности трудовых ресурсов, их постоянной готовности адаптироваться к новому, отказываться от ранее изученного, осваивать неизвестное, формируются черты новой образовательной цивилизации, а следом за ней новой политики и философии образования.

«Кризис образования, – отмечают С. Булдаков и В. Субетто, – предстает как образовательно-формационный кризис, индикатирующий конец, финал приблизительно 300-летнего цикла образовательно-педагогической формации Просвещения и образовательных услуг. Вместе с финалом классической, стихийной истории определился и финал образовательно-педагогической формации, сопряженной с капиталистически-рыночной формацией, с либеральной, социально-атомарной моделью общества… Тенденции универсализации, фундаментализации, космизации, экологизации, гуманитаризации образования, университизации высшего образования, усиление квалитологической, технологической, управленческо-организационной, проектно-креативной подготовок специалистов различной направленности, становления непрерывного образования как формы обеспечения адаптивности и профессиональной мобильности личности, перехода к всеобщему высшему образованию определяют содержание образовательных институтов общества в разных странах мира» [3, c. 110]. Эта содержательная мысль российских исследователей подводит нас к необходимости вопрошания об истоках или началах образовательной цивилизации ХХІ в., что связаны с разыскиванием и открытием основных рабочих навыков будущего, без которых невозможен специалист третьего тысячелетия.

Одним из вариантов такого вопрошания предстает отчет под названием «Трудовые навыки будущего 2020» (Future Work Skills 2020)1, который был опубликован в 2011 г. независимой некомерческой исследовательской группой с более чем 40-летним стажем прогнозирования «Институт будущего» (IFTF), находящийся в Пало-Альто (Калифорния). В этом отчете, пытаясь выявить новые тенденции на мировом рынке, которые изменят глобальное общество, авторы (А. Дэвис, Д. Фидлер и М. Горбис) огромное внимание уделяют тому, что они называют «десять трудовых навыков для будущего» (ten work skills for the future).

Исходя из высказанной выше мысли о том, что одним из мегатрендов нового века, наряду с демографическими изменениями и глобализацией, является непрерывное образование, нам хотелось бы определить основную интенцию статьи, которая связана с попыткой представить эти навыки будущего как задачи для непрерывного образования. Учитывая ориентацию последнего на проект как личностную деятельность по созданию новых ценностей в будущей картине мира, мы хотели обратиться к жанру философско-педагогических заметок, вписав связь между трудовыми навыками и моделью «lifelong learning» в более широкий постнеклассический образовательный контекст.

1. Создание смысла (sense-making). Речь идет о том, чтобы определять глубинный смыл или значимость выражаемого, о так называемых «навыках создания смысла (sense-making skills), что помогают нам создавать уникальное понимание, важное для принятия решений» [4]. Главная их особенность в том, что эти навыки не могут быть кодифицированы, так как они относятся к сфере постнеклассической (антропо-социокультурной) онтологии, согласно которой непрерывное образование предстает как индивидуальный и уникальный в своем роде «антропо-онтологический» процесс преодоления ограниченности своей специальности собственными усилиями каждый день. Это преодоление, интерпретируемое в феноменологическом и конструктивистском ключе (Н. Гартман, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, П. Щербицкий и др.), способно открыть ситуацию «выхода» к новому культурно не унифицируемому единству с его принципом «человекомерности» и темпоральной динамикой. У компьютера такого «выхода» нет: вы можете задать ему алгоритм и параметры работы, но если вы его спросите, хочет ли он работать, то не получите ответа.    

2. Социальный интеллект (social intelligence). Этот навык напрямую связан с предыдущим, так как речь идет о способности находить глубокие и непосредственные контакты с другими людьми, чтобы воспринимать и стимулировать реакции и желаемые взаимодействия. Это невозможно без конструирования общего «смыслового поля», благодаря чему социально-интеллектуальные сотрудники могут быстро оценить эмоции тех, кто находится рядом, быстро адаптировав их слова, тон и жесты к своему восприятию. Это всегда было одним из ключевых навыков для работников, которые должны сотрудничать и развивать отношения, опираясь на когнитивные (социальные знания, социальная память, социальная интуиция, социальное прогнозирование), эмоциональные (социальная выразительность, сопереживание, способность к саморегуляции) и поведенческие (социальное восприятие, социальное взаимодействие и социальная адаптация) константы [5, c. 53]. 

3. Новые и адаптивные взгляды (novel and adaptive thinking): имеется в виду определенное умение размышлять, которое позволяет искать решения и ответы, выходя за пределы дидактического формализма, когда содержание образования сводится к совокупности абстрактных форм мышления, и «дидактического материализма» (энциклопедически статического порядка знаний о физическом мире). Это умение тесно связано с феноменом «ситуативной адаптивности» (situational adaptability) [6], которая длится коэволюционно с провоцирующей ситуацией, существующей в форме текущей современности (З. Бауман), и характеризуется «адаптивными изменениями, реализующимися в данной конкретной ситуации и имеющими обратимый характер» [7, c. 167]. Способность реагировать на уникальные и неожиданные события в данный момент зависит от «непрерывного трансцендирования», то есть саморазвития как непрерывной смены внутренних сил и способностей учащегося и специалиста. Без непрерывного трансцендирования как автономного самотворения невозможно нелинейное инновационно-адаптивное  мышление. 

4. Кросс-культурная компетентность (сross сultural сompetency). В современном глобально взаимосвязанном мире игры в «робинзанаду» любых окрасок бесперспективны. Мультикультурная среда как данность врывается в жизнь любого цивилизованного человека, подталкивая его к необходимости кросс-культурной коммуникации и грамотности, «поскольку сегодня востребован человек, способный продуктивно мыслить, понимать и принимать ценности иных культур и культуру человечества в целом» [8, c. 161]. Кросс-культурная компетентность, опираясь на лингвистические навыки, эффективный и конструктивный диалог, «вчувствование» и принцип толерантности, оказывается необходимой составляющей непрерывного образования, которая только способствует укреплению приспособляемости специалиста будущего к меняющимся обстоятельствам, а также развивает способность воспринимать и реагировать на новые контексты. Кросс-культурная компетентность укрепляет субъектность в свете непрерывно-ориентированного на личность образования, повышая персональную и профессиональную мобильность до уровня «умения выразить свою собственную точку зрения ясно и четко, с целью быть понятным и завоевать уважение, оставаясь настолько гибким, насколько это возможно, и настолько прозрачным, насколько это необходимо» [9, с. 31]. Эта компетентность с ее социально-коммуникативным потенциалом укрепляет субъекта непрерывного образования, отображая известный принцип Ж. Дэлора «учиться жить вместе» в ХХІ в.    

5. Вычислительное размышление (computational thinking) – способность переводить огромное количество данных в абстрактные понятия и формулировать на их основе рассуждение, выделяя главное. Еще одна особенность или навык, который необходим для гармоничной непрерывной самореализации личности и специалиста, поскольку количество данных,  находящихся в распоряжении человека, увеличивается экспоненциально, и справиться с их потоком возможно, только усвоив языки программирования и технологии. Речь идет о «логико-алгоритмическом» (Д. Богоявленский и П. Гальперин) или «операционном» (А. Ершов) стиле мышления, которое в цифровую эпоху еще называют «компьютерным». Это мышление максимально исключает эмоциональную оценку и обращается в поэтапно развернутый и последовательно обоснованный процесс, который соответствует нормам и требованиям формальной логики, связан с оперированием понятиями, образами и моделями (знаково-символическими), с объективным контекстом, на основании которого формируется умение создавать алгоритм. Для этого необходимы предметные суждения, дедуктивно-индуктивные умозаключения, формализация задач (абстрагирование) и их декомпозиция на процессуальном уровне, что способствует видению проблемы в целом, решению ее крупными блоками с последующей детализацией и осознанным закреплением процесса получения конечного результата в вербальных формах [10].

6. Новая медиаграмотность (new media literacy) как способность критически оценивать и развивать контент, который используют новые формы медиа, а также возможность пользоваться медиаресурсами для доказательной коммуникации. Медиаграмотность как неотъемлемая часть медиаобразования выступает системообразующим фактором информационной компетентности субъекта непрерывного образования сегодня, так как представляет собой «процесс подготовки медиаграмотного человека, обладающего развитой способностью к восприятию, созданию, анализу, оценке медиатекстов, к пониманию социокультурного и политического контекста функционирования медиа в современном мире, кодовых и репрезентационных систем, используемых медиа; жизнь такого человека в обществе и мире связана с гражданской ответственностью» [11, с. 9494]. Непрерывность образования в третьем тысячелетии связана с умением «быть» и «быть с другими» в окружающем медиапространстве, активно конструируя реальность и создавая смыслы, с помощью распознавания, анализа и применения разнообразия технического использования и создания медиатекстов [12, с. 7].

7. Трансдисциплинарность (transdisciplinarity) как методология и философия, становление которой происходит в контексте постнеклассической рациональности с ее отказом от модерного антропоцентризма и «активизма», лежит в основании постиндустриальной концепции образования и нового «пайдейевтического пространства» обучения, с его непрерывно творческим потенциалом самоактуализации и самореализации педагога и ученика. Речь идет о (пост)современной концепции пайдейи, когда многие из сегодняшних глобальных проблем слишком сложны, чтобы решаться с помощью одной специализированной дисциплины, а скорее требуют трансдисциплинарных решений (transdisciplinary solutions). То есть возникает необходимость в формировании внутренних посылов и установок на трансдисциплинарность, которые должны воспитывать в себе как педагоги и ученики, так и исследователи. Согласно авторам отчета, эти посылы переходят в «Т-образное качество» (T-shaped quality), которым должен обладать профессионал и специалист 2020 г. как возможностью вести диалог в более широком дисциплинарном диапазоне, что невыполнимо без продуктивного воплощения идеи парадигмального плюрализма как реальности вообще, так и педагогической реальности в частности (И. А. Колесникова).    

8. Дизайн-мышление (desing mindset). Этот навык, который связан с комплексом мировоззренческих и методологических установок, с древней философской традицией, которая пыталась ответить на вопрос: каким образом мы можем искать то, чего не знаем, а если мы знаем, что ищем, то зачем нам это искать? Непрерывное образование как инновационное (нетрадиционное) и эксклюзивно ориентированное образование нацелено на контенты, которые может предложить дизайн-исследование, например, дизайнерские методики заточены на работу с так называемым «неявным знанием» (tacit knowledge) потребителя, которое он сам не в состоянии осознать и вербализировать, или на потенциал «out-of-the-boxthinking», так называемого нестандартного мышления, инновационный и проективный потенциал которого переоценить сложно. Синтетическая природа дизайн-мышления, которое предусматривает итерационную смену дивергентного и конвергентного подходов, очень важна в контексте внедрения его проектного содержания в образовательную среду ХХІ в. Профессионалы и работодатели в США и Европе высказываются с большим интересом по поводу разноплановых специалистов, что владеют новым системным мышлением и вписываются в современный мир стратегий и неистовых ритмов. В свою очередь, исходя из логики вышеизложенного внедрения трансдисциплинарного подхода в формирование образовательных программ, концепция непрерывного обучения выводит следующую задачу на первый план – формирование у будущего специалиста системного «дизайн-мышления» [13, c. 79].

9. Когнитивное управление (cognitive load management). Нынешний мир «перенасыщен» информационными потоками различных форматов, что выносит на первый план вопрос о когнитивной перезагрузке. Научиться эффективно фильтровать и сосредотачиваться на том, что важно, выбирая из массива данных, – вот еще один из базовых навыков, который необходим к 2020 г. [14]. Это способствует управлению, основанному на проблемных знаниях, то есть знаниях об опыте решения тех или иных проблем, знаниях, которые могут служить базой для решения будущих проблем. Практика социальной фильтрации и формирования базы проблемных знаний представляет собой один из продуктивных способов управления этими знаниями, в том числе с применением современных информационных технологий. Таким образом, когнитивное управление создает условия выхода на уровень метаданных, где формируются предпосылки для саморефлексии и постоянной корректировки накапливаемой информации. Новые знания могут дополнять или заменять старые, а практическая реализация технологии когнитивного управления способствует переходу на уровень проблемного мышления, без чего невозможно непрерывно-образовательное субъектное становление личности и профессионала в современном обществе.  

10. Виртуальное сотрудничество (virtual collaboration). В статье под названием «Общество непрерывного образования: утопия или реальность?» В. Рушанин, обращая внимание на связь неформального и институционального аспектов непрерывного образования, на то, что оно исполняет функцию мобилизации усилий человека современной культуры, отмечал, что, согласно двум ключевым типам реакций человека на изменение и усложнение внешней среды, можно выделить две образовательные модели. Низкоадаптивная«Гулливер» (человек жестко зафиксирован в своем ощущении относительно времени, мира, самого себя, осознавая себя масштабным, великим, значимым «Я») и высокоадаптивная«Алиса» (ориентация на пластичность, мобильность реагирования на изменение условий среды) [15, c. 48−49]. Речь идет о том, что создание виртуальной рабочей среды, на примере того же виртуального сотрудничества в сфере экономики, политики, международного бизнеса или образования, способствует формированию высокоадаптивной модели позиционирования в современном мире, содействуя повышению благосостояния и производительности субъектов непрерывного образования. Общеизвестный пример с использованием технологии Cisco TelePresence, которая позволяет организовать виртуальные конференции, создающие полное впечатление личного общения за круглым столом,  сформировать творческую среду для новаторского мышления в глобальном масштабе, лишь подтверждение этому.

Осмыслив в философско-педагогическом ключе предложенные в отчете основные навыки будущего, можно сделать надлежащие выводы. Чтобы быть успешным в следующем десятилетии, нужно обладать предвидением, эффективной навигацией и мобильностью на фоне стремительной динамики организационных форм и профессиональных требований. Отчет «Трудовые навыки будущего 2020» призывает к кардинальной переоценке традиционной системы знаний, умений и навыков в направлении осознания необходимости адаптации на протяжении всей жизни. Создание смысла, социальный интеллект, новые адаптивные взгляды, кросс-культурная компетентность, вычислительное мышление, медиаграмотность, дизайн-мышление, трансдисциплинарность, когнитивное управление и виртуальное сотрудничество – это те навыки, которыми должен обладать специалист и профессионал в любой области к 2020 г., непрерывно обновляя их и обновляясь с их помощью, перед вызовами непредсказуемого будущего. Теория непрерывно-ориентированного на личность образования, основываясь на трансдисциплинарной методологии и постнеклассической философии, содействует выработке вышерассмотренных навыков в качестве стратегического ресурса образовательного общества ХХІ столетия. 

 

Список литературы

  1. UNESCO Education Strategy 2014−2021. Paris, 2014. 61 p.
  2. Pellegrino J. W., Hilton M. L. (eds.). Education for life and work: Developing transferable knowledge and skills in the 21st century. Washington, DC: National Academies Press, 2012. 242 p.
  3. Булдаков С. К., Субетто А. И. Философия и методология образования: научное издание. Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2002. 444 с.
  4. Future Work Skills 2020. URL: http://www.iftf.org/uploads/media/SR-1382A_UPRI_future_work_skills_sm.pdf
  5. Матвеева Л. Г. Анализ понятия «социальный интеллект» // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Психология. 2008. № 33. С. 51−55.
  6. Autor D. The Polarization of Job Opportunities in the US Labor Market: Implications for Employment and Earnings // Community Investments. 2011. Vol. 23. Issue 2. S. 11−41.
  7. Карпенко А. С., Куликов С. П. Психологическая адаптация и психология личности // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2011. № 3 (91). С. 166−169.
  8. Маркова Н. Г. Кросскультурная грамотность как индикатор межнационального понимания // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 84. С. 156−162.
  9. William B. (ed.). Cross-Cultural and Intercultural Communication, Thousand Oaks // Sage. 2002. P. 191−208.
  10. Газейкина А. И. Стили мышления и обучение программированию студентов педагогического вуза // Информационные технологии в образовании. 2006. URL: http://ito.edu.ru/2006/Moscow/I/1/I-1-6371.html.
  11. International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences, 2001.
  12. Duncan B. (Ed.). Media Literacy Resource Guide. Toronto: Ministry of Education of Ontario, Publications Branch, the Queen’s Printer, 1989. 232 p.
  13. Храмкова Е. Л. Новое в мировой практике: предпроектные дизайн-исследования // Финансовый эксперт. 2008. № 1 (20). С. 79−82.
  14.  Future Work Skills 2020. URL: http://www.iftf.org/uploads/media/SR-1382A_UPRI_future_work_skills_sm.pdf
  15. Рушанин В. Я. Общество непрерывного образования: утопия или реальность? // Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: Материалы 12-й междунар. конф.: В 2 ч. / Сост. Н. А. Лобанов; Под науч. ред. Н. А. Лобанова и В. Н. Скворцова; ЛГУ им. А. С. Пушкина, НИИ соц.-экон. и пед. пробл. непрерыв. образования. Вып. 12. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2014. Ч. I. С. 



Просмотров: 8973; Скачиваний: 1054;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2016.3046