Потемкина, Т. В. Проблемы разработки программ повышения квалификации для руководителей школ // Непрерывное образование: XXI век. – 2015. – Вып. 4 (12). − DOI: 10.15393/j5.art.2015.2951


Выпуск № 4 (12)

Кадровые и методические ресурсы непрерывного образования

pdf-версия статьи

УДК 378.046.4

Проблемы разработки программ повышения квалификации для руководителей школ

Потемкина Татьяна Валерьевна
доктор педагогических наук, доцент
ФГБНУ «Институт управления образованием» РАО; заведующая лабораторией профессионального развития руководителей образования
(Москва, Россия)
potemkinatv@mail.ru
Ключевые слова:
повышение квалификации
программа повышения квалификации
руководители общеобразовательных организаций.
Аннотация: статья посвящена выявлению проблем в области разработки содержания программ повышения квалификации руководителей общеобразовательных организаций. В статье описаны финансово-экономические, нормативно-правовые, социокультурные условия деятельности современных руководителей школ. На основе предварительного анализа деятельности современного директора школы показаны изменения условий его работы, выявлены новые зоны профессиональной ответственности. Автором изучена исследовательская практика по проблеме профессионального развития руководителей школ и проанализированы федеральные документы, сопровождающие развитие общего образования. Базой для предлагаемых в статье выводов послужило содержание краткосрочных программ ДПО (повышения квалификации) объемом от 25 до 180 учебных часов, представленных на сайтах ИРО и ИПК работников образования в структуре анонсированных планов обучения 2014−2015 гг. и адресованных руководителям образовательных организаций. Проанализировано 115 программ повышения квалификации в 13 субъектах Российской Федерации с целью выявления соответствия их тематики приоритетным направлениям развития образования, заявленным на федеральном уровне. Установлено, что в качестве основных направлений совершенствования содержания данных программ выступают процессы модернизации образования. Определены особенности формулировки тематики программ повышения квалификации, размещенных в Интернет-сети. Результаты изучения выбранного контента показали, что у значительного числа программ повышения квалификации, представленных в Интернете, в названии, аннотации, учебных планах программ отсутствуют четкие ориентиры, позволяющие слушателю заочно познакомиться с содержанием предстоящего обучения и осознанно определить свой выбор. Критерий открытости и доступности данных программ имеет крайне низкий показатель. Сделанные выводы адресованы методистам, преподавателям системы ДПО, разработчикам программ повышения квалификации для руководителей школ, могут быть использованы также в практике подготовки кадров высшей квалификации направления 44.06.01 «Образование и педагогические науки».
Статья поступила: 30.09.2015; Принята к публикации: 22.12.2015; Размещена в сети: 22.12.2015.

Problems in building continuous professional development programs for school administrators

Potemkina T
D.Sc., associate professor
"Institute of Education Management" at the Russian Academy of Education, head of the Laboratory of Professional Development of Educational Administrators
(Moscow)
potemkinatv@mail.ru
Keywords:
continuous professional development
continuous professional education program
administrators of educational institutions.
Abstract: the article identifies the problems of developing continuous professional education programs for school administrators. It describes the financial, economic, legal and socio-cultural conditions of contemporary school administrators’ activities. Based on a preliminary analysis of a modern school principal, the article shows the changes in their work conditions and identifies the new areas of professional responsibility.
The author studies the research practice of school administrators’ professional development and analyzes the federal documents accompanying the development of general education. The basis for the proposed conclusions is the content of continuous professional education (CPE) short-term programs (25 to 180 study hours) presented on the websites of Institutions for Education Development and Institutions for Teachers’ Continuous Education (2014−2015 curriculum addressed to managers of educational organizations).
The author has analyzed 115 CPE programs in 13 Russian Federation regions in order to identify the compliance of their topics with the federal priority areas of education development. The study shows that the processes of education modernization are the main directions of improving the content of these programs. The author also identifies specific features of how the topics of the programs found online are formulated. The study demonstrates that a significant number of continuous professional development programs lack clear titles, abstracts and curricula, which makes it complicated to get essential information about the content and make a conscious choice. Overall, the openness and accessibility of these programs is extremely low.
The conclusions are addressed to methodology experts, instructors in the field of continuous professional education and developers of CPE programs for school principals. They can also be used for teaching purposes in training of students of «Education and Educational Sciences» programs.
Paper submitted on: 30.09.2015; Accepted on: 22.12.2015; Published online on: 22.12.2015.

Процессы модернизации, проходящие в общеобразовательной школе Российской Федерации, непосредственно касаются и системы повышения квалификации руководителей. Подготовка школьных менеджеров, способных адекватно реагировать на происходящие в сфере образования изменения и квалифицированно сопровождать процессы в образовательных организациях, связанные с освоением новых финансовых механизмов жизнедеятельности школ, внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов, переходом на контрактные формы трудовых отношений педагогов и руководителей школ, выходит на первый план и становится чуть ли не главной задачей при реализации программ правительства в области реформирования среднего общего образования. Достаточно сказать, что для достижения стратегических целей Федеральной целевой программы развития образования последних лет обязательными являются мероприятия по повышению квалификации не только педагогов, но и руководителей школ. В данной статье мы попытаемся определить некоторые проблемы, связанные с отбором содержания программ повышения квалификации для руководителей общеобразовательных организаций в измененных условиях их профессиональной деятельности.

Известно, что именно система ДПО способна быстро реагировать на новые вызовы, вводить различные краткосрочные программы для того, чтобы обеспечить понимание слушателями нового содержания, новых способов их профессиональной деятельности, т. к. отличительной особенностью программ повышения квалификации как вида программ ДПО является получение новой компетенции [1]. Предваряя анализ теоретических исследований в области повышения квалификации руководителей школ, обратимся к существующим в настоящее время условиям, которые и определяют контекст профессионального развития данной группы специалистов.

Выявление и анализ условий профессиональной деятельности директоров школ проводились на основе изучения документов, которые сопровождают процессы модернизации образования [1, 2, 3]. К условиям, способным оказывать влияние на содержание и формы реализации программ повышения квалификации, мы отнесли финансово-экономические, нормативно-правовые, социокультурные. Кратко их охарактеризуем.

  1. Финансово-экономические условия связаны с процессами модернизации всех уровней образования. Сущность происходящих изменений заключается в увеличении нагрузки на образовательную организацию с точки зрения управления финансовыми ресурсами. С одной стороны, требуется включение в контекст управления школой рыночных отношений (автономность существования, внебюджетная деятельность, конкурентная среда). С другой − деятельность образовательной организации осуществляется, в основном, в условиях бюджетного финансирования.
  2. Нормативно-правовые условия определяются ситуацией развития законодательной базы в сфере образования, которая в силу своей незрелости обладает рядом недостатков, связанных с рассогласованностью некоторых документов, регламентирующих деятельность руководителей образовательных организаций (стандарт ВПО по специальности «менеджмент организации», проект стандарта профессиональной деятельности руководителя, квалификационные требования руководителя образовательной организации). Наряду с этим в социальной сфере происходит повсеместный переход на контрактную систему, что связано с внедрением правовых актов, регулирующих трудовые отношения между руководителем и учредителем образовательной организации, директором школы и педагогом (эффективный контракт).
  3. Социокультурные условия профессиональной деятельности директора определяются процессом демократизации школы, которые выражены через повышение требований социума к школе и, соответственно, к ее руководителю как управленцу нового типа. Ярко выраженным является усиление внимания к его способности разрабатывать стратегии, реализовывать социальные проекты. Включение социума в деятельность школ связано также с появлением внутришкольных органов государственно-общественного управления, возникновением общественных форм оценки деятельности как руководителя, так и педагогов. Поэтому можно с уверенностью говорить о наличии нового содержательного контента дополнительного профессионального образования руководителей. Очевидно, что это должно порождать профессиональную потребность в компенсации недостающих компетенций.

Отдельно следует сказать об исследовательской практике, обеспечивающей сохранение принципа научности в разработке и внедрении в практику дополнительного профессионального образования нового содержания. Статистический анализ количества психолого-педагогических исследований в области образования в 2014−2015 гг. (на уровне защищенных диссертационных работ) показал, что проблемам дополнительного профессионального образования посвящено около 6 % исследований. Из них вопросам дополнительного профессионального развития руководителей общеобразовательных организаций – менее 1 %. Налицо дефицит исследовательской практики, что не может не оказывать значительного влияния на стратегию развития и на качество содержания программ повышения квалификации.

Краткий анализ исследований, проведенных в последние годы в области разработки программ повышения квалификации директоров школьных организаций [4, 5, 6. 7], показал, что их тематика затрагивает в большей степени вопросы выбора форм и методов организации процесса обучения. А именно: интеграции формальных и неформальных форм обучения [4, 6, 7], разработки инструментов оценки результатов обучения [4, 5] и др. Совершенствование процессов непрерывного образования школьных руководителей в области содержания программ ДПО является предметом изучения незначительного круга исследователей. Высказанная ими позиция концентрирует внимание практиков на современных процессах модернизации образования, которые способны выступить в качестве основных направлений разработки содержания программ ПК [4, 6, 7]. Следование данному принципу, по мнению исследователей, позволит внести новизну в содержание повышения квалификации.

Изучение федеральных документов, сопровождающих процессы модернизации образования [2, 3, 8], позволило определить, какие изменения происходят в школе и какое новое содержание требуется освоить руководителю. Анализ проводился на предмет выявления соответствия тематики программ ПК заявленным приоритетным направлениям развития общеобразовательных организаций. Нами было проанализировано содержание краткосрочных программ ДПО (повышения квалификации) объемом от 25 до 180 учебных часов, представленных на сайтах ИРО и ИПК работников образования в структуре анонсированных планов обучения 2014−2015 гг. и адресованных руководителям образовательных организаций. Всего проанализировано 115 программ в 13 субъектах Российской Федерации.

Анализ проводился на основе изучения тем (названий) программ, содержания аннотаций, учебных планов и других материалов, размещенных на сайтах. Ключевым вопросом, на который мы планировали получить ответ, был следующий: имеются ли в названии и аннотации (учебном плане) программ ПК ориентиры, позволяющие слушателю курсов дистанционно определить содержание программы. Изучение названного контента программ показало следующее.

У значительного числа программ обнаружился дефицит информации, позволяющей слушателю заочно познакомиться с их содержанием и осознанно определить свой выбор. Так, более 70 % размещенных в Интернет-сети на сайтах региональных учреждений ДПО программ повышения квалификации не имеют даже аннотаций. Это приводит к тому, что в случае отсутствия и в аннотации, и в названии программы точных определений того, какие новые знания получат слушатели, чему научатся, что позволит им более эффективно работать, руководители школ рискуют прийти на курсы и не получить ожидаемых результатов. Критерий открытости и доступности данных программ имеет крайне низкий показатель.

Особое внимание уделялось словам-маркерам, отражающим новизну профессиональной деятельности (новые компетенции). Маркеры были выявлены в процессе изучения документов, определяющих профессиональную деятельность современного директора. К таким маркерам были отнесены следующие: «государственные закупки в образовательных учреждениях», «профессиональный стандарт педагога», «государственно-общественное управление», «платные образовательные услуги», «Федеральный государственный образовательный стандарт», «эффективный контракт». Этот список не является исчерпывающим, однако, на наш взгляд, обладает признаком достаточности в отношении наиболее выраженных процессов, происходящих в школьных организациях.

Проведенный анализ позволил сформировать типологию, дающую возможность распределить по группам темы программ ПК в зависимости от степени отражения новизны содержания в их названии. Ряд представленных тем, на наш взгляд, имеют непосредственное отношение к профессиональной деятельности руководителя школы, однако в явном виде (без более подробного знакомства с содержанием программы) не обладают новизной: «Азбука управления образовательным учреждением» (Республика Чувашия), «Менеджмент, экономика УДОД» (Оренбургская область). Такие программы не составляют большинства.

Следующая группа программ имеет название, которое в большей степени соответствует задачам переподготовки, нежели повышения квалификации. Новизна в них также не просматривается: «Теория и практика современного управления образовательной организацией» (Саратовская область); «Управление воспитательной деятельностью» (Сахалинская область); «Управление функционированием и развитием образовательного учреждения на основе стратегического менеджмента» (Белгородская область); «Ключевые компетенции менеджера образования в управлении образовательным учреждением» (Пермский край); «Разработка программы развития образовательной организации» (ХМАО); «Документооборот в образовательной организации» (Орловская область).

К третьей группе, наиболее многочисленной, мы отнесли темы, обладающие новизной, однако в их названии отсутствуют слова-маркеры, ориентирующие слушателей на определенный контекст их профессиональной деятельности: «Инновационные модели и методы управления образовательной организацией» (Саратовская область); «Управление школой в условиях комплексной модернизации системы образования» (Республика Чувашия); «Актуальные проблемы управления образовательной организацией» (Оренбургская область); «Современный образовательный менеджмент» (Республика Татарстан); «Образовательный менеджмент в условиях современной стратегии развития образования» (Ростовская область).

В последнюю группу мы включили темы, в названии которых присутствуют слова-маркеры, отражающие особенности модернизационных процессов и позволяющие слушателям определить содержание программы. На наш взгляд, данный подход в формулировании темы наиболее целесообразен:

-     «Платные образовательные услуги в условиях реализации Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”» (Саратовская область);

-     «Управление переходом образовательного учреждения общего образования на Федеральный государственный стандарт» (Сахалинская область);

-     «Организация государственно-общественного управления в образовательном учреждении» (Белгородская область);

-     «Развитие государственно-общественного управления образованием» (ХМАО);

-     «Современные подходы к управлению ОУ в условиях реализации ФГОС» (Владимирская область);

-     «Организация дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов» (Ставропольский край);

-      «Деятельность руководителя дошкольной образовательной организации в условиях введения и реализации ФГОС ДО» (Республика Татарстан);

-     «Индивидуальные образовательные траектории: организационно-управленческий аспект» (ХМАО);

-     «Современные требования к организации и проведению аттестации педагогических кадров» (Орловская область);

-     «Здоровьеохранное образовательное пространство современной школы. Проектирование и организация» (Ростовская область);

-     «Управление персоналом в условиях введения эффективного контракта» (Мурманская область).

Несмотря на достаточно объемный перечень, данный принцип формулирования темы представлен в менее чем 45 % проанализированных программ (см. диаграмму).

 

 

Отражение модернизационных процессов
в темах программ ПК (в %).

В диаграмме также нашли отражение темы, которые, несмотря на востребованность современной практикой, в перечне программ либо отсутствуют, либо упоминаются редко. Например, если проблемы внедрения ФГОС отражены в 45 % всех представленных в открытом доступе программ ПК, то вопросы профессионального стандарта педагога практически не поднимаются (менее 1 % отражают данный аспект). Эффективный контракт является объектом подробного анализа лишь в 5 % программ, платные образовательные услуги – 3 %, государственные закупки – 2 %.

Считаем необходимым заметить, что сделанные выводы, несомненно, не могут в полной мере позволить объективно оценить все содержание программы, включая учебный план, выделенные дидактические единицы каждого модуля, содержание контрольно-измерительных материалов, однако при разработке программ повышения квалификации принципиально важным, на наш взгляд, является определение четких ориентиров, влияющих на их актуальность, открытость и доступность.

 

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» URL: http://минобрнауки.рф/документы/2705 (дата доступа 10.10.15).
  2. Федеральная целевая программа развития образования 2016−2020 гг. URL: http://government.ru/docs/18268/ (дата доступа 10.10.15).
  3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/fcp/rasp_2008_N1662_red_08.08.2009 (дата доступа 11.10.15).
  4. Иваненко И. А. Подготовка руководителей школьных организаций в современной ситуации модернизации профессионального образования: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2015.
  5. Милянчикова О. В. Педагогические условия личностно-профессионального развития директора школы в последипломном образовании: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2014. 25 с.
  6. Чечель И. Д. Профессиональное развитие руководителей образовательного учреждения // Управление образованием: теория и практика. 2013. № 1 (9). С. 54−65.
  7. Чечель И. Д., Потемкина Т. В. Формы и методы профессионального становления и развития директора общеобразовательной школы // Управление образованием: теория и практика. 2014. № 3 (15). С. 97−107.
  8. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» URL: http://минобрнауки.рф/документы/1450 (дата доступа 11.10.15).


Просмотров: 5936; Скачиваний: 889;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2015.2951