Гаврилова, Л. Г. Методологические подходы и принципы профессионального развития учителей музыки средствами мультимедийных технологий // Непрерывное образование: XXI век. – 2015. – Вып. 3 (11). − DOI: 10.15393/j5.art.2015.2928


Выпуск № 3 (11)

Кадровые и методические ресурсы непрерывного образования

pdf-версия статьи

УДК 378.147; 004.032.6; 37.011.3-051; 78

Методологические подходы и принципы профессионального развития учителей музыки средствами мультимедийных технологий

Гаврилова Людмила Гавриловна
кандидат искусствоведения,
доцент кафедры музыки Донбасского государственного педагогического университета, докторант Института информатики Национального педагогического университета имени М. П. Драгоманова
(Славянск, Украина)
lusjamuz@mail.ru
Ключевые слова:
профессиональное развитие
учителя музыки
мультимедийные технологии
методологический подход
принцип обучения.
Аннотация: статья посвящена актуальной проблеме современного художественного образования – использованию компьютерных, в частности мультимедийных, средств обучения в процессе профессионального развития учителей музыки. Автор анализирует философские и общенаучные методологические ориентиры использования средств мультимедиа для профессионального роста педагогов-музыкантов, среди которых системный, личностный, деятельностный, синергетический, аксиологический, акмеологический и компетентностный методологические подходы. В статье рассматриваются принципы профессионального развития учителей музыки средствами мультимедийных технологий: принцип информатизации обучения; принцип наглядности, реализованный средствами мультимедиа; принцип оптимального выбора средств обучения; принцип интеграции традиционных методик музыкального обучения и инновационных мультимедийных технологий; принцип целенаправленного взаимодействия и художественно-творческого общения педагога с учащимися; принцип активизации музыкально-творческой деятельности, побуждения к творческому самовыражению. Опора на названные методологические подходы и соблюдение выделенных принципов обеспечивают эффективное профессиональное развитие учителей музыки средствами мультимедийных технологий. В статье также перечисляются группы мультимедийных учебных средств, используемых для профессионального развития учителей музыки в школе, даются ссылки на персональный сайт автора, Л. Гавриловой «Мультимедийные технологии в музыкальном образовании», выполняющий функцию образовательного веб-ресурса. Предлагаемые теоретические положения могут быть использованы в системе непрерывного образования учителей музыки, в том числе при разработке мультимедийного сопровождения.
Статья поступила: 23.07.2015; Принята к публикации: 08.09.2015; Размещена в сети: 22.09.2015.

Methodological approaches and principles of using multimedia technologies for professional development of music teachers

Gavrilova L
PhD,
assistant professor at the Chair of Music at Donbass State Pedagogical University, post-doctoral student at the Institute of Informatics at the National Pedagogical University named after M. Dragomanov
(Slavyansk, Ukraine)
lusjamuz@mail.ru
Keywords:
professional development
multimedia technologies
music teachers
methodological approach
principle of education.
Abstract: the article focuses on a topical problem of contemporary art education, which includes an implementation of multimedia learning tools into the process of professional development of music teachers. The author analyzes the philosophical and general scientific methodological guidelines of using multimedia tools, including a systemic, personal, activity, synergetic, axiological, akmeological and competence-based approaches. The article examines the following principles of music teachers’ professional development through multimedia technologies: the principle of informatization of education; visualization supported with multimedia aids; optimal choice of teaching aids; an integration of traditional approaches to music education with innovative multimedia technologies; purposeful interaction and creative cooperation between teacher and students; promotion of creative musical activities and personal self-expression. Adherence to these principles and methodological approaches determines effective professional development of music teachers through the means of multimedia technologies. Furthermore, the author lists the groups of multimedia tools and provides references to the author’s personal and educational web-page «Multimedia technologies in music education». The proposed theoretical conclusions may be used in the system of continuing education of music teachers including the development of multimedia tools.
Paper submitted on: 23.07.2015; Accepted on: 08.09.2015; Published online on: 22.09.2015.

Актуальность проблемы. В последние годы в системе повышения квалификации и последипломного образования учителей музыки все большее значение приобретают информационно-коммуникационные, в том числе компьютерные мультимедийные, технологии. Это полностью соответствует требованиям нового информационного общества и образовательного пространства современной школы и вуза, которое ученые называют информационно-коммуникационной педагогической средой (А. Спиваковский, Л. Петухова), единым информационным образовательным пространством (А. Могилев, Т. Яшина) и т. д.

Анализ психолого-педагогической и музыковедческой научной литературы свидетельствует о том, что современные педагоги и музыканты активно изучают возможности и перспективы использования компьютерных технологий в учебном музыкально-педагогическом процессе. Теоретические исследования и практические разработки отечественных и зарубежных ученых (Н. Белявиной, Н. Белоусовой, А. Бондаренко, Л. Варнавской, И. Гайденко, И. Горбуновой, М. Дядченко, Л. Зари, А. Камериса, И. Красильникова, А. Красноскулова, В. Луценко, Н. Новиковой, А. Пиксаевой, С. Полозова, А. Рыбникова, Г. Тараевой, А. Харуто, Е. Чайковской, Дж. Арвейлера (J. Arveiller), Р. Эшли (R. Ashley), Дж. Орфена (J. Orthen) и др.) доказывают необходимость введения информационно-коммуникационных технологий в музыкальное обучение для его превращения в высокохудожественный и высокотехнологичный процесс. Ученые утверждают, что эффективность музыкально-педагогического процесса значительно повышается благодаря применению компьютерных обучающих технологий.

Кроме того, специалистами разрабатываются новые программные средства, сочетающие педагогический инструментарий традиционного обучения музыке и возможности компьютерных технологий, которые позволяют использовать музыкальный компьютер как профессиональный инструмент в руках специалиста-музыканта. Как справедливо отмечает И. Горбунова, компьютеризация музыкального образования сейчас может стать дополнительной мотивацией обучения музыке современного ученика (студента), при этом особое значение имеет создание обучающих компьютерных программ [1]. Некоторые музыканты-педагоги (И. Красильников, Д. Семенова и др.) ведут речь об образовании новой образовательной реальности – педагогики цифровых искусств как результата интеграции педагогики искусства и цифровых технологий [2].

Для профессионального роста в системе повышения квалификации и последипломного образования учителей музыки мы рекомендуем использовать разные группы мультимедийных учебных средств. Это мультимедийные учебники и пособия, электронные учебно-методические комплексы, энциклопедические информационно-справочные издания, тренажеры музыкального слуха и школы игры на различных инструментах, обучающие и развивающие средства мультимедиа для детей, тестовые программы для контроля музыкальных знаний с использованием мультимедиа. Более подробно с мультимедийными учебными средствами в области музыкального образования, разработанными отечественными и зарубежными специалистами в последние десятилетия, можно ознакомиться в методическом пособии Л. Гавриловой «Мультимедийные технологии в художественном образовании» [3], а также на персональном сайте Л. Гавриловой «Мультимедийные технологии в музыкальном образовании», выполняющем функцию образовательного веб-ресурса (режим доступа: URL: http://multimusic.com.ua/index.php). Примеры мультимедийных учебных средств в области музыкального искусства, рекомендуемых для использования в процессе профессионального роста музыкантов-педагогов, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Мультимедийные учебные средства для профессионального развития

учителей музыки в школе

 

Группы мультимедийных учебных средств Названия средств мультимедиа по музыкальному искусству
1. Мультимедийные учебники и пособия по музыкальным дисциплинам Л. Гаврилова, В. Сергиенко «Русская музыка: от древнейших времен до начала ХХ века»; Л. Гаврилова, В. Сыпченко, И. Удовенко «Украинская духовная музыка»; И. Пясковский, Е. Морева «Полифония»; М. Дядченко «Анализ музыкальных произведений»; А. Горемычкин «История западноевропейской музыки»; И. Шабунова «История оркестровых стилей»; З. Гуменюк, А. Лошаков «А. С. Пушкин – М. И. Глинка “Руслан и Людмила”»;

З. Гуменюк, А. Лошаков «Западноевропейская опера XVIII века. Кристоф Виллибальд Глюк. Опера “Орфей и Эвридика”»;

З. Гуменюк, А. Лошаков «Вольфганг Амадей Моцарт и его опера “Дон-Жуан”»;

В. Кириллова «Гармонический анализ в курсе сольфеджио» в 2 частях;

Музыкальное искусство. 1–7-е классы. [Мультимедиа]: педагогическое программное средство

2. Электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК) А. Мартынюк, В. Корнышев, В. Осадчий. ЭУМК курса «Музыкальная культура Украины ХХ – начала ХХІ века»;

А. Мартинюк, В. Корнишев, В. Осадчий. ЭУМК курса «Хоровая культура»;

Инновационный учебно-методический комплекс «Музыка в цифровом пространстве»;

И. Горбунова, С. Привалов. Инновационный учебный комплекс «Музыка и информатика»;

Цифровой образовательный ресурс «Музыка “Ключи»;

И. Красильников, Д. Семенова. Инновационный учебно-методический комплекс «Электронное музыкальное творчество»

3. Энциклопедические информационно-справочные издания Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки» (от New Media Generation, компания «Кирилл и Мефодий»);

Л. Залесский. Мультимедийная коллекция «Sonata: Мировая культура в зеркале музыкального искусства»;

Мультимедийная энциклопедия «Музыкальные инструменты» (от компании KorAx);

Виртуальный музей музыкальных инструментов «Terra Musicalis» (от компании Гиперметод);

«Большая энциклопедия джаза» (от DELTA-MM Corp.);

Энциклопедия популярной музыки (от компании «Кирилл и Мефодий»);

Энциклопедия Music Concervatory (от Voyetra Technologies);

Музыкальная программа энциклопедического типа Quickstart Music Mentor (от Midisoft Corporation);

Мультимедийная программа Great Composers: Lives / Music (от Clearvue/eav., Inc.; Zane Publishing);

History of Music (от Voyetra Technologies);

Мультимедийный проект «Перлини української культури»

4. Тренажеры музыкального слуха и школы игры на различных инструментах Школа обучения детей игре на фортепиано eMedia My Piano (американская программа от eMedia Music Corp.);

Тренажер слуха EarMaster Pro Rus от eMedia Music Corporation;

А. Красноскулов и др. Проект ИРМУС (Интерактивное развитие музыкального слуха);

Тренажер вокальных навыков Singing Tutor (от Vimas Technologies);

Интерактивный тренажер для развития вокальных способностей VocTeacher;

Тренажер чувства ритма Rhythm Tutor;

Тренажер для развития навыков ансамблевого пения The Bach Chorales (от PG Music);

Он-лайн тренажер музыкального слуха MusTeacH (режим доступа: http://musteach.com/ru)

5. Обучающие и развивающие средства мультимедиа для детей «Школа музыки. Волшебный диск домовенка Бу»; «Clifford/ Клиффорд. Угадай мелодію»;

«Мурзилка. Потерянная мелодия»;

«Улица Сезам: давайте сочинять музыку»;

«Музыкальная школа принцессы ЛиЛиФи»;

«Машенька и музыкальный заяц»;

«Дракоша в мире музыки»;

«Музыкальный класс»;

«Волшебная флейта. Играем с музыкой Моцарта»;

«Алиса и Времена года. Играем с музыкой Вивальди»;

«Щелкунчик. Играем с музыкой Чайковского»;

«Камилл Сен-Санс. Карнавал животных»;

«Дитяча колекція. Видатні композитори світу»;

«Скоро в школу. Развиваем музыкальные способности»;

Обучающая программа Making More Music (Morton Subotnick’s);

Musical World of Professor Piccolo (от Opcode Interactive)

6. Тестовые программы для контроля музыкальных знаний с использованием мультимедиа «АСТ-Тест» («АСТ-Центр»: www.ast-centre.ru);

MyTest X (http://mytest.klyaksa.net/htm/download/);

Конструктор тестов 3.3 (http://free-programms.com/page/konstruktor-testov-33);

UniTest System (http://www.softportal.com/software-1131-unitest-system.html);

HotPotatoеs (http://softarchive.ru/item/26657.html)

 

Эффективность использования названных средств мультимедиа обеспечивается философскими и общенаучными ориентирами. В первую очередь, это касается ряда методологических подходов, среди которых следует особо выделить системный, компетентностный, личностный, деятельностный, синергетический, аксиологический, акмеологический. Успешной имплементации мультимедийных технологий в музыкальное образование способствует использование таких принципов обучения, как:

–    принцип информатизации;

–    принцип наглядности, реализованный средствами мультимедиа;

–    принцип оптимального выбора средств обучения;

–    принцип интеграции традиционных методик музыкального обучения и инновационных мультимедийных технологий;

–    принцип целенаправленного взаимодействия и художественно-творческого общения педагога с учащимися;

–    принцип активизации музыкально-творческой деятельности.

Обзор методологических подходов и принципов обучения, использованных в процессе профессионального развития учителей музыки средствами мультимедийных технологий, является целью данной статьи.

Общефилософские и научные ориентиры профессионального развития учителей музыки средствами мультимедийных технологий составляют фундаментальные методологические подходы. Рассмотрим это положение подробнее. Использование системного подхода в профессиональном развитии учителей музыки обеспечивает его теоретическое осмысление и практическую реализацию в виде многокомпонентного явления взаимосвязанных элементов. Системный подход является основополагающим методологическим ориентиром в поиске путей профессионального роста учителей, его структурирования и анализа функциональных компонентов. Системность определяет трактовку профессионального развития музыкантов-педагогов в единстве общепедагогических, профессионально-музыкальных и информационно-коммуникационных компонентов.

Следует отметить, что понятие «системы» как базовая категория системного подхода рассматривается нами в русле философского и общенаучного понимания. А именно как совокупность множества взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность и взаимодействующих между собой (В. Кузьмин [4]); как совокупность объектов, взаимодействие которых приводит к возникновению новых интеграционных качеств, не свойственных отдельным частям (компонентам) системы (В. Афанасьев [5]). Педагогическую систему мы понимаем, опираясь на позиции Н. Кузьминой, В. Сластенина и др., как множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей [6, с. 92–93].

Использование личностного подхода обусловлено направленностью исследования на педагогов, поскольку этот подход ориентирован на личность и позволяет учесть субъективно-типологические особенности учителей музыки. Основной дефиницией данного подхода является понятие «личность», которое с точки зрения философии выступает одним из аспектов внутреннего мира человека, характеризуется уникальностью и открытостью, реализуется в самопознании человека и объективируется в артефактах культуры [7, с. 457]. Поскольку в структуре личности доминирует ее социальная сторона (мировоззрение, потребности, интересы, идеалы, нравственные качества и т. п.), основной целью воспитания и обучения, согласно личностному подходу, выступает не совокупность знаний, умений и навыков, а свободное развитие личности.

Таким образом, данный подход характеризует личность как уникальное явление и предусматривает создание соответствующих условий для естественного процесса ее саморазвития и самореализации. Он имеет принципиальное значение в профессиональном развитии учителя, поскольку направлен на формирование профессионально важных качеств и практических навыков, способствующих становлению личности учителя профессионала. Кроме того, личностный подход позволяет учитывать субъективно-типологические особенности учителей музыки, к которым обычно относят эмоциональность, артистизм, эмпатию, коммуникативность, быструю реакцию, суггестивность, волевые и организационные качества и т. п.

В большинстве психолого-педагогических исследований личностный подход сочетается с деятельностным (А. Леонтьев, С. Рубинштейн и др.), поскольку именно деятельность является основой, средством и решающим условием развития личности и именно в процессе деятельности достигается необходимая целостность в формировании любого качества личности, в выборе и внедрении технологий, форм, методов и средств экспериментальной работы. Это положение доказывает методологическую значимость личностного и деятельностного подходов для изучения профессионального развития учителей музыки средствами мультимедийных технологий, поскольку оба подхода имеют методическую направленность на продуктивную практическую деятельность, обеспечивают становление системы профессиональных знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, характеризующих профессионально компетентного учителя.

Актуальными в научном поиске путей профессионального развития учителей музыки с использованием мультимедийных учебных средств являются некоторые положения синергетического подхода, построенного на понимании того, что процесс развития определенной системы не может быть навязанным и одновекторным. Он должен учитывать тенденции саморазвития и самоорганизации системы, реализумые путем перестройки существующих и образования новых связей между ее элементами. Мы разделяем позицию В. Андреева, по мнению которого педагогическая синергетика позволяет по-новому подойти к разработке проблем развития педагогических систем, рассматривая их прежде всего с позиции «открытости», сотворчества и ориентации на саморазвитие [8].

Важным для разработки путей профессионального развития учителей музыки являются также положения компетентностного подхода, который в настоящее время выступает одним из стратегических направлений государственной политики в сфере образования Украины, России, Белоруссии, стран Европы, реформирования и модернизации их системы образования. В научных исследованиях (Н. Бибик, И. Зимней, В. Краевского, А. Марковой, Дж. Равена, А. Савченко, А. Хуторского и др.) сформулированы основные категории компетентностного подхода, дифференцированы понятия компетентности и компетенции, определены базовые и ключевые компетентности, способствующие достижению успехов в профессиональном становлении и разных сферах жизни человека. Сейчас в образовании выделилось понятие профессиональной компетентности, которая стала основным критерием качества подготовки специалистов к профессиональной деятельности.

Профессиональная компетентность учителей музыки представляется нам сложным динамическим образованием, состоящим из общепедагогического, профессионально-музыкального и информационно-коммуникационного блоков, каждый из которых вмещает когнитивную, деятельностную и ценностно-личностную составляющие. Это специфическая интегральная способность, обеспечивающая успех музыкально-педагогической деятельности учителей [9, с. 71]. Разрабатывая пути профессионального развития учителей музыки, следует опираться на положения компетентностного подхода, поскольку он ориентирован на достижение конкретного результата профессиональной деятельности.

Аксиологический подход позволяет направить содержание, формы и методы профессионального развития учителей музыки в плоскость ценностных ориентаций личности педагога. Ключевым в данном подходе является понятие «ценности», которое трактуется учеными как нечто, нужное людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала (В. Тугаринов [10, с. 3]). Наукой определены аксиологические основы педагогического процесса:

–    фундаментальные, базовые, общечеловеческие ценности (жизнь, человек, добро, природа и др.);

–    национальные ценности (национальная идея, родной язык, народные праздники, традиции и обычаи, фольклор, национальные символы и др.);

–    гражданские ценности (демократические права и обязанности, уважение к культурным и национальным традициям других народов);

–    семейные и личностные ценности.

Акмеологический подход к профессиональному развитию учителей музыки позволяет реализовать идеи полноценного развития личности на основе реализации задатков и дарований, что приобретает особую значимость в сфере художественного образования. Ключевое в акмеологии понятие «акме» (Н. Кузьмина, А. Деркач, А. Козир и др.) связано с многомерной характеристикой состояния взрослого человека и трактуется как «соматическое, физиологическое, психическое и социальное состояние личности, характеризующееся зрелостью ее развития, достижением высоких показателей в ее деятельности и творчестве» [11, с. 17]. Объектом изучения акмеологии является человек в динамике самоактуализации его творческого потенциала, саморазвития, самосовершенствования, самоопределения в образовании и профессиональной деятельности. Акмеологический подход к профессиональному росту учителей музыки позволяет разработать стратегии творческой самореализации педагогов-музыкантов в процессе достижения вершин профессионализма.

В профессиональном развитии учителей музыки средствами мультимедийных технологий следует учитывать ряд принципов обучения, которые выступают в качестве методологических ориентиров и факторов профессионального роста музыкантов-педагогов. Рассмотрим действие этих принципов более подробно.

Принцип информатизации обучения связан с решением одной из ключевых задач современной образовательной системы – повышение качества образования на основе использования новейших информационно-коммуникационных технологий. Данный принцип приобретает особую значимость в условиях стремительной информатизации образовательного процесса. Принцип информатизации предоставляет возможности интенсифицировать учебный процесс на основе структурно-логического предъявления учебного материала, мультимедийной формы его представления, учета социальных и культурных различий, индивидуальных стилей и темпов обучения каждого. Ученые (В. Быков, М. Жалдак, Ю. Машбиц, Д. Прокудин, И. Роберт, О. Спирин и др.), исследующие становление информационно-технологической парадигмы образования в новом информационном обществе, доказывают, что в открытом мировом образовательном пространстве информационного общества главной ценностью становится личность как держатель основного капитала – знания.

Реализация принципа информатизации ведет к формированию в учебном заведении специфической информационно-образовательной среды, которую ученые трактуют как совокупность компьютерных средств и способов их функционирования, используемых для реализации дидактической деятельности (И. Краевский [12]), или как педагогическую систему, интегрирующую информационные образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, средства управления образовательным процессом, педагогические приемы, методы и технологии, направленные на формирование интеллектуально развитой, социально значимой творческой личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных знаний и компетенций (Н. Пилипчевская и др. [13]).

Принцип наглядности, сформулированный Я. Коменским и описанный его последователями, в условиях применения в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий можно назвать принципом мультимедиа. В музыкальном образовании наглядность, как справедливо отмечает О. Олексюк [14], имеет особое значение, ее разные виды (исполнительская наглядность – демонстрация музыкальных фрагментов, иллюстрация теоретических положений звучанием музыки; и изобразительная – просмотр репродукций картин, произведений других видов искусств и т. п.) благодаря технологии мультимедиа успешно объединяются в одном ресурсе.

Известно, что средства наглядности влияют на органы чувств, способствуют повышению эффективности учебного процесса. Проектирование и разработка мультимедийных средств ведутся таким образом, чтобы каждый выразительный аспект этой продукции был результатом максимального воздействия на ощущение пользователей. При этом использование мультимедийных учебных средств в музыкальной педагогике требует соблюдения общедидактических правил, среди которых: четкое определение цели использования средств наглядности; активное взаимодействие с обучающимися, реализованное благодаря интерактивной природе мультимедиа; применение наглядности на всех этапах учебного процесса; учет психологических закономерностей восприятия и т. п.

Принцип оптимального выбора средств обучения. В педагогике средствами обучения называются материальные или идеальные объекты, «размещенные» между учителем и учеником, использованные для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности, имеющие существенное влияние на качество знаний, личностное развитие и профессиональный рост учеников. В современной системе образования все большее значение приобретают электронные и мультимедийные учебные средства – электронные учебники и пособия, учебные компьютерные программы, электронные образовательные ресурсы (ЭОР), мультимедийные электронные издания, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) и др. Сориентироваться среди новых учебных изданий непросто, поэтому принцип оптимального выбора средств обучения является чрезвычайно актуальным.

Соблюдение данного принципа означает, что учитель музыки, готовясь к профессиональной деятельности, должен ознакомиться с существующими учебными средствами (как печатными, так и электронными), уметь проанализировать их содержание и структуру с точки зрения соответствия учебной программе, содержания информации, учета возрастных психолого-педагогических закономерностей учеников и пр. Учитель должен знать и специфические требования, выдвигаемые к современным компьютерным учебным средствам, среди которых психолого-педагогические, методические, здоровьесберегающие, дизайн-эргономические факторы. Кроме того, высокий профессиональный уровень учителя предполагает умение самостоятельно создавать учебные средства своими руками – эту возможность ему предоставляют мультимедийные технологии.

Принцип интеграции традиционных методик музыкального обучения и инновационных мультимедийных технологий ориентирует на сочетание в музыкальном образовании «традиционного» и «инновационного» подходов. Традиционное в музыкальном обучении – это отработанная веками система индивидуальных занятий (игра на музыкальном инструменте, дирижирование, постановка голоса), оркестровое и хоровое исполнительство, слушание музыкальной классики, анализ музыкальных произведений как составляющие профессионального роста музыканта-педагога. Инновационные подходы связаны с привлечением новых технологий (личностно ориентированных, информационно-коммуникационных, дистанционного обучения, акме-технологий профессионального развития и т. д.). Традиционная система музыкального обучения, учитывая принципиальные изменения в современной образовательной среде, уже не способна полностью удовлетворять общественные потребности, однако полностью реформировать и трансформировать эту систему не имеет смысла, поскольку определенные методы и формы музыкального образования не имеют альтернативы. Оптимальных результатов можно достичь, придерживаясь принципа интеграции традиционных методик музыкального обучения и инновационных мультимедийных технологий. Сохраняя эффективные традиционные формы музыкально-педагогического образования, можно превратить будущих учителей музыки в активных субъектов процесса обучения, способных усваивать и генерировать знания, полученные из различных источников; вывести на новый уровень информационное взаимодействие педагогов и учащихся; придать музыкально-педагогической деятельности ярко выраженный творческий характер.

Принцип целенаправленного взаимодействия и художественно-творческого общения педагога с учащимися в условиях широкого использования мультимедийных технологий в профессиональном развитии учителей музыки приобретает новые черты благодаря новому уровню информационной коммуникации. В этом принципе нашла отражение одна из ключевых закономерностей музыкального обучения: достижение цели музыкального образования возможно лишь при целенаправленном взаимодействии учителя и учеников.

Украинские ученые (Г. Падалка, О. Рудницкая, О. Щолокова и др.) отмечают, что в настоящее время в системе музыкального образования происходят коренные изменения в стиле общения. Новый тип общения – субъект-субъектный – требует нового отношения к личности учащегося, в котором педагог видит уникальную личность, не только усваивающую знания и отрабатывающую навыки, а производящую эстетические ценности, активно занимающуюся творчеством.

Отметим также, что применение в профессиональном развитии учителей музыки средств мультимедийных технологий значительно расширяет учебно-коммуникативные возможности. Мультимедиа становятся одним из средств невербальной коммуникации, открывают пространство для дистанционного общения (электронная переписка, рассылки, форум, чат), в котором активно используются личные сайты педагогов как образовательные веб-ресурсы, сайты дистанционного обучения вузов и т. д.

Соблюдение данного принципа в процессе профессионального роста учителей музыки в условиях формирования нового информационно-коммуникационного образовательного пространства позволяет засвидетельствовать переход к трисубъектной дидактике (А. Спиваковский [15]), которая обеспечивает сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков в рамках равноправных отношений ученика (студента), учителя (преподавателя) и информационно-коммуникационной педагогической среды.

Принцип активизации музыкально-творческой деятельности (побуждение к творческому самовыражению) отражает еще одну ключевую закономерность музыкального образования – обеспечение музыкального развития активным включением в музыкально-творческую деятельность. Средства мультимедиа, использованные в профессиональном развитии учителей музыки, стимулируют более глубокое познание музыкальных произведений, использование различных форм музыкальной деятельности, активизируют творческие проявления. Овладение несложными программами для подготовки мультимедийных презентаций (PowerPoint, ProShow Producer, Kingsoft Presentation Free и др.), программами для создания и обработки видеороликов, слайд-шоу, добавления титров (Windows Movie Maker, Movavi Video Suite и др.), разработки рекламной продукции, создания веб-узлов (Microsoft Publisher) открывают широкий простор для творчества с привлечением мультимедийного контента. Кроме того, мультимедийные технологии предоставляют возможность создавать музыку на компьютере, что составляет самостоятельную отрасль музыкальной деятельности (компьютерная музыка).

Итак, философские и общенаучные методологические ориентиры профессионального развития учителей мы видим в ориентации на такие научные подходы: системный, обеспечивающий понимание профессионального развития учителя как многоаспектного явления взаимосвязанных элементов; личностный, согласно которому профессиональное развитие учителя музыки ориентируется прежде всего на его личность; деятельностный, поскольку именно деятельность выступает решающим фактором развития и профессиональной реализации учителя музыки; компетентностный, ориентированный, прежде всего, на достижение результата в профессиональном развитии музыканта-педагога; синергетический, позволяющий рассматривать профессионализм учителя музыки в его постоянном развитии и саморазвитии; аксиологический, ориентированный на общечеловеческие, национальные, гражданские ценности как важную стратегию профессионального развития педагога; акмеологический, с позиций которого осуществление музыкально-педагогической деятельности зависит от нацеленности личности на достижение высокого уровня профессионального развития.

Кроме того, эффективное профессиональное развитие учителей музыки средствами мультимедийных технологий возможно на основе соблюдения следующих принципов музыкально-педагогического образования:

–    информатизации обучения, которая обеспечивает повышение качества профессионального музыкально-педагогического образования на основе использования новейших ИКТ;

–    наглядности, реализованной средствами мультимедиа;

–    оптимального выбора средств обучения, что стимулирует изучение и отбор электронных образовательных ресурсов, а также создание собственных мультимедийных учебных средств;

–    интеграции традиционных методик музыкального обучения и инновационных мультимедийных технологий, что предусматривает разработку новых методов и форм музыкального обучения на основе мультимедийных технологий при сохранении классических методов музыкальной педагогики;

–    целенаправленного взаимодействия и художественно-творческого общения педагога с учащимися, что порождает новые формы трисубъектного взаимодействия (учащийся – педагог – информационно-коммуникационное образовательное пространство);

–    активизации музыкально-творческой деятельности, что направляет учителей музыки на творческие проявления с использованием средств мультимедиа.

Следует отметить, что выделенные методологические подходы и принципы основываются на общих закономерностях музыкально-педагогического образования, отражают требования современного информационного общества к профессионализму учителей музыки. Их комплексное использование будет способствовать повышению эффективности музыкально-педагогического образования и профессиональному росту учителей музыки.

Перспективы дальнейшего научного поиска – в разноаспектном использовании в профессиональном развитии учителей музыки средств мультимедиа (как средств обучения, как объектов изучения и как средств музыкально-педагогической деятельности), а также в создании новых мультимедийных учебных средств, способных обеспечить потребности современного музыкально-педагогического образования на всех уровнях.

 

Список литературы

  1. Горбунова И. Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2004. № 9. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-muzykalno-kompyuternyh-tehnologiy-kak-novaya-obrazovatelnaya-tvorcheskaya-sreda.
  2. Красильников И. Педагогика цифровых искусств – новое направление развития теории и практики художественного образования // Проблемы современного образования. 2011. № 6. С. 111–123. URL: www.pmedu.ru.
  3. Гаврілова Л. Г. Мультимедійні технології в мистецькій освіті: навчально-методичний посібник для студентів педагогічних вишів. Слов’янськ: Видавництво Б. І. Маторіна, 2014. 228 с.
  4. Кузьмин В. П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода // Психологический журнал. 1982. Т. 3. № 4. С. 41–51.
  5. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. 432 с.
  6. Кузьмина Н. В. Системный подход в педагогических исследованиях // Методология педагогических исследований / Ред. А. И. Пискунов, Г. В. Воробьев. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1980. С. 82–117.
  7. Філософський енциклопедичний словник: Довідкове видання. Київ: Абрис, 2002. С. 457.
  8. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996. 568 с.
  9. Гаврілова Л. Г. Формування професійної компетентності майбутніх учителів музики засобами мультимедійних технологій. Київ: Видавництво НПУ ім. М. П. Драгоманова, 2014. 403 с.
  10. Тугаринов В. П. О ценностях жизни и культуры. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. 180 с.
  11. Великий тлумачний словник сучасної української мови / Уклад. та гол. ред. В. Т. Бусел. К., Ірпінь: ВТФ «Перун», 2004. 440 с.
  12. Краевский И. Г. Информационно-образовательная среда открытого образования и развития дистанционного обучения в вузах // Высшее образование сегодня. 2003. № 8. С. 14–19.
  13. Пилипчевская Н. В., Петропавловская Н. Н., Трофименко Г. С. Тьюторское сопровождение студентов в процессе прохождения педагогической практики // Инновации в образовании. 2013. № 8. С. 41–48.
  14. Олексюк О. М. Музична педагогіка: Навчальний посібник. Київ: Київ. ун-т ім. Б. Грінченка, 2013. 248 с.
  15. Співаковський О. В., Петухова Л. Є., Коткова В. В. Філософія трисуб’єктної дидактики в системі підготовки майбутнього вчителя початкових класів // Комп’ютер у школі та сім’ї. 2014. № 3. С. 7–11.


Просмотров: 11351; Скачиваний: 1101;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2015.2928