Мельникова, А. А. Непрерывное образование от «Силиконовой долины»: выявление культурно-смысловых идей при анализе видеоряда // Непрерывное образование: XXI век. – 2015. – Вып. 2 (10). − DOI: 10.15393/j5.art.2015.2807


Выпуск № 2 (10)

Менеджмент образования в открытом глобальном обществе

pdf-версия статьи

УДК 377, 167.7

Непрерывное образование от «Силиконовой долины»: выявление культурно-смысловых идей при анализе видеоряда

Мельникова Алла Александровна
доктор культурологии, профессор кафедры социальной психологии СПбГУП
(Санкт-Петербург, Россиия)
88alla88@mail.ru
Ключевые слова:
непрерывное образование
модель непрерывного образования
культурные смыслы образования
образовательная стратегия
методология культурологического анализа
анализ видеоряда
национально-культурные смыслы.
Аннотация: в статье предложен авторский вариант развития кросскультурного направления в изучении проблем непрерывного образования. В качестве метода исследования использован анализ видеоряда – рисунков, сопровождающих текстовый материал сайта базирующейся в Кремниевой долине компании Delloite’s Center for the Edge, которая специализируется, в том числе, на непрерывном образовании. Автор указывает на тенденцию переноса и внедрения идей, сформированных в рамках одной культуры, в культуры других стран, отмечая активность данного процесса и в сфере образования. Говоря о специфике такого внедрения, автор обращает внимание на необходимость анализировать инокультурные образовательные идеи и общие социально-культурные смыслы, стоящие за ними, на предмет их соответствия социально-культурным и образовательным смыслам, господствующим в принимающей культуре. Интегрируя психологические и лингвокультурологические подходы, автор предлагает методику определения этих смыслов в графических картинках, а затем последовательно анализирует видеоряд сайта, определяя стоящие за изображениями доминирующие социально-культурные смыслы, опосредующие, в том числе и образовательные ценности. В итоге во всех представленных на главной странице сайта изображениях обнаруживаются общие смысловые составляющие, которые получают в статье интерпретацию в контексте актуальных ценностей и смыслов, в том числе, и в контексте модели непрерывного образования, предлагаемой Центром. Данные составляющие касаются представления об окружающей среде и человеке; проявляются они и в абстрактных смысловых идеях, которые проецируются в том числе в сферу образования. В то же время все эти идеи и представления восходят к предельным ценностно-смысловым константам, лежащим в основе характерной для данной культуры картины мира. Этим выявленным анализом ценностно-смысловым константам полностью соответствует заявленная Центром идея непрерывного обучения кадров с отчетливо выраженным на визуальном и вербальном уровнz[ прагматическим смысловым посылом. Предложенные автором исследовательская методика и теоретические выводы будут интересны специалистам, занимающимся вопросами стратегии внедрения инокультурных образовательных идей и моделей, а также исследователям в области сравнительной педагогики.
Статья поступила: 04.06.2015; Принята к публикации: 15.06.2015; Размещена в сети: 20.06.2015.

Continuing education from Silicon Valley: axiological analysis of the video

Melnikova A
D.Sc.,
professor of Social Psychology Department at Saint-Petersburg University of Humanities and Social Sciences
(St.Petersburg)
88alla88@mail.ru
Keywords:
continuous education
social and cultural meanings
axiological analysis
video sequence.
Abstract: the article presents the author's version of cross-cultural trend development in the study of continuous education. As a research method, the author uses the analysis of the video sequence – specifically, of the drawings accompanying the website text of Deloitte's Center for the Edge, which specializes in continuing education among other things and is based in Silicon Valley. The author notices a tendency to transfer and implement the ideas generated within one culture into other countries' cultures. This process is active in the field of education.
The paper emphasizes the need to analyze educational ideas of other cultures as well as general socio-cultural meanings behind them and to find out whether they are in accordance with the socio-cultural and educational meanings dominating in a receiving culture. Integrating psychological, linguistic and cultural approaches, the author offers the methodology for determining these meanings in visual images and then analyzes the video sequence featured on the website, identifying the dominant socio-cultural meanings behind the images. These meanings mediate educational values.
As a result, the common semantic component of all homepage images is found. The author interprets it in the context of current values and meanings of continuing education model offered by the Centre. This component deals with three areas - the world picture as a whole, environment and human being. This common axiological component is fully consistent with the Centre's idea of staff continuous education with a pragmatic semantic message well-defined on the visual and verbal levels.
The proposed research methodology and theoretical conclusions will be of interest for professionals involved in the strategy implementation of educational ideas and models of other cultures, as well as for researchers in the field of comparative pedagogy.
Paper submitted on: 04.06.2015; Accepted on: 15.06.2015; Published online on: 20.06.2015.

В числе разнообразных подходов к исследованию проблемы непрерывного образования существует и кросскультурное направление. В период глобализации идеи, сформированные в рамках одной культуры, активно транслируются, переносятся и внедряются в культуры других стран. Масштаб процесса зависит от условий и политики в сфере образования перенимающей стороны. Однако при выстраивании стратегии внедрения инокультурных образовательных идей необходимо учитывать следующие моменты^

  1. Образовательная стратегия, в том числе и в области непрерывного образования, встроена в социально-потребностный слой создавшей ее культуры. То есть за ней стоит конкретный смысловой социально-культурный посыл: для чего это нужно обществу – обеспечивать индивиду возможность получения дополнительного образования, обучения в течение всей жизни, и зачем, с точки зрения общества, самому индивиду оно нужно. Ответ на эти вопросы в то же время связан с характерной для данной культуры картиной мира, в которую входят заключенные в ценностной иерархии и сценариях деятельности смыслы.
  2. Принимающая культура, в свою очередь, имеет свою картину мира, с которой согласованы уже существующие в ней образовательные стратегии.
  3. При заимствовании чужих образовательных концептуализаций данный процесс становится максимально продуктивным в том случае, если картины мира двух культур (транслирующей и принимающей) достаточно близки в своих ценностно-смысловых акцентах. Чем больше различия – тем более деструктивным будет внедрение чужих идей, которые в предельном варианте станут разрушительными для собственных национально-культурных смыслов.
  4. Вследствие этого, прежде чем заимствовать чужие образовательные модели и концепции, необходимо исследовать стоящие за теми или другими образовательными парадигмами социально-культурные смыслы.

Целью данной статьи стала попытка проанализировать стоящие за западными (в данном случае, американскими) моделями дополнительного (непрерывного) образования культурные идеи. В качестве примера была взята модель, отражающая стратегию непрерывного образования, которая внедряется в Delloite,s Center for the Edge (Делойтский Центр Продвижения)/ Такой выбор обусловлен двумя причинами. С одной стороны, и по одной капле можно определить базовый химический состав океана. С другой – данный центр расположен в Кремниевой (Силиконовой) долине – передовом рубеже не только американской, но и мировой науки, задавая вектор ее развития, в том числе и в области непрерывного профессионального образования. Соответственно полезно представлять, куда направлен этот вектор.

В качестве объекта анализа под задачу выявления в нем доминирующих социально-культурных смыслов был взят видеоряд (сопровождающие текст рисунки), иллюстрирующий содержательную часть сайта Delloite,s Center for the Edge. Базируясь в Кремниевой (Силиконовой) долине и имея отделения в Европе и Австралии, Центр ставит своей задачей развивать оригинальные исследования, открывающие существенные перспективы для нового корпоративного роста. Поскольку в числе преимуществ, обеспечивающих корпорациям рост и развитие, названо образование его сотрудников, на сайте Центра представлен специальный блок, посвященный роли непрерывного образования.

Методология. Приступая к выполнению задачи определения национально-культурных смыслов, необходимо найти носитель, во-первых, эти смыслы содержащий, во-вторых, содержащий их компактно, в-третьих, с существующими методами извлечения этих смыслов. Если смысл содержится в знаках, то именно анализ знаков и будет способствовать его проявлению. В данном исследовании основным предметом анализа станут знаки визуального ряда, поскольку в визуальном образе смысл содержится целостно и структурно, что облегчает процедуру его определения. Хотя в культурологии пока нет обоснованной методологии и наработанных методик анализа визуальных объектов, как метод открытия глубинных смысловых структур анализ рисунка активно разрабатывался и использовался начиная c начала XX в/ в психологии, когда графические эквиваленты психических состояний стали изучаться в лейпцигском университете под руководством В. Вундта. Разрабатываемые в рамках данного метода методики получили также название «проективных», так как обращены к проекциям бессознательного в продуктах рисуночного творчества. Анализ подходов, которые сегодня широко используются в различных проективных рисуночных методиках («Дом, дерево, человек», «Неизвестное животное», «Рисунок семьи», «ТиГр» и др.)? позволил сформировать логику и методику работы с объектом исследования, пошагово определить задачи и порядок действий, которые легли в основу используемой в статье аналитической процедуры.

Перенос наработанных в психологии методов анализа бессознательного представляется логичным. В то время как Фрейд ставил акцент в исследованиях на личном бессознательном, Юнг изучал бессознательное коллективное, специфику проявления его в образах, вступив, по сути, в поле культурологической проблематики. В современной культурологи изучение национальной ментальности является одним из активно разрабатываемых направлений, однако пока не сформированы аналитические процедуры, позволяющие ее вычленить. Наиболее продуктивными в этом смысле являются работы лингвокультурологов, разрабатывающих связку «знак» – «национально-культурный смысл» через исследование в этом контексте естественных языков. Обращаясь к наработанным в рамках филологии сугубо лингвистическим методам анализа, они успешно используют их для определения неких общих ценностных смыслов, присущих конкретной национально-культурной общности (например, работы А. Д. Шмелева, Анны А. Зализняк, И. Б. Левонтиной и др.). Психология также выработала методы анализа бессознательного (в том числе коллективного), выделения его глубинных структур – соответственно для молодой науки культурологи, которая пока еще находится в начале пути обретения своей методологической базы, будет продуктивным использовать эти наработки, трансформировав их под свою специфику.

Для первичного анализа были выбраны следующие компоненты и характеристики рисунка:

  1. Фигуры и фон. Фигура в рисунке – это то, что привлекает внимание, является центральным объектом. В рисунке может быть несколько фигур – тогда необходимо говорить и о взаимоотношении между фигурами. Фон – то, что окружает фигуру, продолжается за ней. При поэлементном анализе обращается внимание на размер, форму, пропорции, способ прорисовки, содержание изображений как фигур, так и входящих в фон объектов.
  2. Композиция − пространственное расположение элементов рисунка (где и что нарисовано, где центр, на что обращаешь внимание в первую очередь, какой объект является основным). Кроме того, поскольку каждый объект анализа помещен в определенную часть листа, следует учитывать, что эти части имеют совершенно конкретное значение в европейской традиции и соотносятся с двумя диагоналями. Одна, из левого нижнего в правый верхний, относится к разворачиванию ситуации из прошлого в будущее. Анализу подвергается то, что расположено на этой диагонали, а также те нарисованные процессы, движение которых прослеживается как совпадающее с этой диагональю по направленности. Диагональ же из левого верхнего угла в правый нижний делит рисунок на две части – левый нижний треугольник относится к области бессознательного, правый верхний – к области рационального, сознательного. Соответственно необходимо соотнести фигуры и объекты фона с этими переменными.
  3.  Цветовая гамма. Существуют исследования, выявляющие взаимосвязь невербальных компонентов отношений к чему бы то ни было и предпочитаемого цвета. В случае с рисуночным тестом окрашивание объектов в тот или другой цвет позволяет диагностировать отношение к этим объектам. Например, такой метод используется в «Цветовом тесте отношений» (ЦТО), разработанноv А. В. Либиным с коллегами. Кроме того, продуктивным видится проанализировать, какие именно цвета используются в рисунке; их количество; преобладание хроматических или ахроматических; холодных или теплых тонов.

Проведение данных аналитических процедур поэлементного анализа картинки позволяет набрать информацию для формирования ее общего смыслового образа. Однако прежде, чем его окончательно сформировать как некую целостность (единый образ), было бы продуктивно включить в первичный анализ и дополнительные методы сбора и уточнения информации:

  1. Достраивание получающегося смыслового образа посредством обращения к тому, как трансформируется (путем визуального укрупнения деталей) та или иная картинка, сопровождаемая дополнительной, конкретизирующей исходный смысл текстовой информацией.
  2. Сопоставление содержания (смысловой направленности) рисунка с содержанием сопровождающего его текста.

В ходе исследования каждого рисунка последовательно осуществлялись: а) поэлементное изучение и смысловая интерпретация деталей; б) определение главных акцентов и основного смысла рисунка. На заключительном этапе исследованные рисунки были проанализированы на предмет содержания в них общих структурно-функциональных элементов, чтобы вычленить общий ценностно-смысловой посыл, стоящий за образовательными стратегиями сайта.

Перейдем непосредственно к рассмотрению результатов аналитической части исследования.

 

Анализ видеоряда сайта Delloite’s Center for the Edge 1

Первый смысловой блок – картинка, с которой начинается видеоряд.

 

 

 

Поэлементное изучение деталей

1.    Фигура / фон. В качестве основных фигур выступают четыре человека (трое мужчин, одна женщина), сидящие в креслах спиной к зрителю. Видны только верхние части туловища. Лица троих обращены к пространству перед ними, четвертый человек развернут и от людей, и от экрана – к надписи Center for the Edge. Между собой люди не общаются. Размером фигуры невелики, некоторые детали фона превосходят их по объему, и определяющим выступает не размер, а классическая значительная затемненность фигур по сравнению с гораздо более светлым фоном и его объектами. Фигуры выполнены в реалистичной манере фотоснимка, тогда как фон дан в графике рисунка.

Фон занимает в три раза больший объем, чем фигуры. В воздухе висит схема, где стрелочками указано направление перемещения между техническими объектами и символами (сотовым телефоном, лампочкой, ноутбуком, ракетой…). Ряд фоновых объектов по объему приблизительно равны или чуть превосходят объем фигур: ракета, ноутбук, лампочка (подчеркнуто светящаяся), одна из стрелок, круговая диаграмма и знак, в который обычно помещают речь или мысли человека на рисунке.

Резюме характеристики «фигура / фон». Обращает на себя внимание то, что фон в три раза превосходит занимаемое фигурами пространство, что говорит о повышенной значимости помещенных в фоновое пространство атрибутов техногенной среды. Причем среда важна как в ее непосредственном предметном проявлении (ракета, ноутбук, смартфон, лампочка), так и в выстраивании связей (стрелки, связывающие предметы фона между собой), в обсуждении происходящего в ней (знак речи), в статистической аналитике процессов (два значка круговых диаграмм). Значимость среды усилена направленностью взгляда большинства сидящих людей в сторону фона и его объектов, а также контрастом: люди неподвижны, висящая в воздухе схема динамична (стрелки, символизирующие перемещение, взлетающая ракета). То, что ряд объектов фона по размеру превосходят человеческие фигуры, также говорит об их повышенной значимости.

Поскольку объекты в фоновом пространстве связаны по типу схемы, их следует интерпретировать в символическом, а не реально практическом ключе, как знаки, указывающие на важные для процесса продвижения компоненты. Ракета – символ стремления ввысь, выхода за пределы, покорения. Ноутбук – современное многофункциональное средство связи и коммуникации, мобильной работы. Лампочка – освещение того, что темно, непонятно. Круговая диаграмма – понимание соотношения составляющих процесса, причем при количественном равенстве вероятно наличие качественных различий (яркая разрисовка только одной из частей). Знак, в который на рисунке обычно помещают речь человека, – обсуждение происходящих процессов.

Человеческие фигуры помещены в кресла – можно сделать вывод, что их основной процесс – не делать что-то физически, а думать. Личное общение, видимо, не значимо (люди смотрят либо в пространство перед собой, либо в область информации о компании). Отмечается доминирование мужчин над женщинами (3 к 1).

2.    Композиция. Все фигуры расположены в правой нижней части листа, занимая чуть меньше, чем 1/4 объема картинки. Схема (фон) занимает всю верхнюю половину рисунка, слева внизу расположено информационное сообщение о Центре, занимающее 1/4 объема рисунка. В центре изображения сходятся: прямоугольник с информационным текстом о сайте; голова человека, сидящего и развернутого к прямоугольнику с информацией; взлетающая ракета. Особенности соединения: ракета взлетает из-за угла прямоугольника с информацией, у них есть точка соединения (у прямоугольника это угол, у ракеты – окончание огня, вылетающего из сопел); также есть точки соединения прямоугольника и фигуры человека.

На диагонали прошлое / будущее находится прямоугольник с информацией о Центре. Его задевает огнем из сопел летящая ракета, ее задевают ноутбук и смартфон; кроме того, на самый верх диагонали указывает большая стрелка – объект фона, который по размеру соизмерим с фигурами. На диагонали рациональное / бессознательное в левом нижнем треугольнике (область бессознательного) − прямоугольник с заголовком Центра и его краткой характеристикой. Туда же полностью помещена одна фигура, развернутая в сторону прямоугольника с заголовком, 5/6 второй фигуры (нижняя часть, без головы), 2/3 третьей фигуры (нижняя часть, без головы), 1/4 четвертой фигуры (нижняя часть, без головы), а также основание всех фигур. В область бессознательного попадает большая часть знака речи. В треугольник рационального попадает практически вся техническая схема, головы трех человек, двое из которых (мужчины) смотрят вперед в пространство с технической схемой, а один (женщина) повернут в сторону смотрящих в пространство мужских голов.

Резюме характеристики «композиция». Одноуровневое расположение всех фигур и прямоугольника с информацией о Центре и примерно одинаковый объем, который они занимают, говорит об их равной значимости, а развернутость одной из фигур в сторону прямоугольника подчеркивает важность информации о Центре. Наличие в центральной области сразу трех предметов (двух, относящихся к фону объектов (взлетающая ракета и угол прямоугольника), и одной фигуры) свидетельствует об их конкуренции. Однако наличие точки соприкосновения у прямоугольника (информации о Центре) и ракеты говорит об их связи. Развернутость фигуры в сторону прямоугольника, дополненной тем, что в боковую сторону прямоугольника уходит рука, говорит о вторичности человека по отношению к Центру, который, в свою очередь, служит площадкой для взлета ракеты. Возникает переносный смысл: чтобы человеку взлететь, необходимо воспользоваться услугами Центра.

Базой для движения в будущее является Центр, продуцируя полет, многофункциональность, мобильность, коммуникативность. Подчеркивает направление этой заданной тенденции указующая на верхний правый угол картинки стрелка – объект фона, по размеру соизмеримый с фигурами. Пространство рационального занимает техническая схема, а пространство бессознательного выступает основанием для фигур сидящих людей, и в эту область полностью включена информация о Центре, то есть именно Центр задает бессознательную опору для динамики техногенного рационального пространства.

3.    Цвет. Основные цвета рисунка – ахроматические. Две фигуры (мужчин) в черной гамме, две фигуры (мужская и женская) в темно-серой. Основной цвет фона – светло-серый, чуть темнее по бокам и светлее в центре. Кроме того, часть деталей фона имеют хроматическую цветовую раскраску (ракета, лампочка, смартфон, стрелка, часть круговой диаграммы), в основном это хроматические цвета теплых тонов (кроме смартфона).

Резюме характеристики «цвет». Традиционно цвет в рисунке соотносится с эмоциональностью. Преобладание ахроматических цветов говорит о подавлении чувств и, следовательно, о доминировании их оппозиционной пары – безэмоционального разума. Выделение теплыми хроматическими тонами объектов фона на символическом уровне можно трактовать как их значимость не только с точки зрения разума (расчета), но и с точки зрения чувств: захваченность движением, горением, стремлением ввысь.

4.    Обращение к сопровождающему картинку тексту. Поскольку вербализуемый на сайте посыл обращен к предпринимателям («we help senior executives make sense of and profit from emerging opportunities» − «мы помогаем высшему руководству разобраться в появляющихся возможностях и получить прибыль»), то, вероятнее всего, это именно руководящий состав сидит в креслах. Данный вывод согласуется со сделанным при анализе фигур заключением о том, что основной процесс для них – не делать что-то физически, а думать. Кроме того, вербализуемый посыл обозначает основную цель деятельности людей – прибыль.

 

Главные акценты и основной смысл рисунка. Доминирование техногенной среды, главное в которой – некое организованное и связанное технифицированное действие с замахом на вселенский масштаб (ракета). Позиция людей характеризуется безэмоциональностью, отсутствием межличностного общения, нацеленностью на прибыль.

2. Следующий структурный блок – это будущее производства (The future of manufacturing).

 

 

 

Поэлементное изучение деталей

Фигура / фон. В качестве основной фигуры выступает завод – его здание вместе с обслуживающими туннелями занимает больше чем 2/3 рисунка. Фон либо включает в себя объекты, обслуживающие завод (летящие к заводу вертолеты, едущие (стоящие) по направлению к заводу машины, ведущие к заводу декорированные деревьями дорожки), либо пуст – только цветовая раскраска.

Резюме характеристики «фигура / фон». Отражена идея активного производства, центрирующего на себе все процессы, подчиняющего себе:

-     людей, становящихся лишь невидимыми обслуживающими технику элементами;

-     мир природы, которая становится лишь элементом декорации.

Композиция. Фигура занимает центральную часть рисунка, сам завод немного смещен влево, в то время как обслуживающие его туннели распространяются вправо и вниз. Через фигуру (завод) проходят обе диагонали – и прошлое / будущее, и рациональное / бессознательное. Диагональ прошлое / будущее: большая ее часть проходит через завод. В ее нижней, относящейся к прошлому части и в сопредельных с этой областью диагональной линии – обслуживающая производство техника (машина и вертолет), которая осуществляет доставку всего необходимого для производства; область настоящего занимает завод; в область будущего попадает вертолет.

Диагональ рациональное / бессознательное проходит через середину завода, таким образом, он принадлежит в равной степени и области бессознательного, и области сознания. В левый нижний треугольник (область бессознательного) попадают, наряду с предприятием, обслуживающие его туннели и механизмы, а также ведущая к нему дорога – все это вместе взятое полностью заполняет треугольник бессознательного. В треугольник рационального попадают половина завода, часть обслуживающих его туннелей с механизмами, рекламный знак центра. Около 1/3 треугольника не заполнены ничем, кроме неявной узорной раскраски.

Резюме характеристики «композиция». Центральное расположение фигуры завода, отсутствие в композиции не связанных с ней напрямую деталей свидетельствуют о доминирующей роли производства. Производство – это главное в настоящем, в прошлом главное было обеспечить завод ресурсами, а в будущем неопределенность и пустоту поможет заполнить Центр. Производство с обслуживающими зонами и техникой занимает (мотивирует) всю бессознательную область и часть области сознания.

Цвет. Цвета рисунка хроматические. Фигура (завод) коричневого цвета, серые трубы и тоннели, на тоннелях разноцветные объемные здания-выходы разнообразной раскраски (голубой, бирюзовый, дважды красный, розовый и желтый). Обслуживающие завод объекты – три желтых вертолета, две серо-голубых машины. Все это насыщенного цвета. Приглушенной окраски (скорее серой, то есть ахроматической) деревья и земля.

Резюме характеристики «цвет». Цветовое решение рисунка акцентирует внимание на обслуживающейю завод и связывающей его с внешним миром среде с техникой и строениями, фиксируя ее как эмоционально значимую. Цветовая насыщенность среды переакцентирует внимание с самой фигуры на связанные с ней атрибуты, в данном случае выполняющие функцию связи и обслуживания производства. Причем если обслуживание производства эмоционально значимо, то окружающая природа эмоционально не значима.

Обращение непосредственно к сопровождающему картинку тексту. Название блока «Будущее производства» (The future of manufacturing), в сопровождающем тексте акценты в этом будущем поставлены на процесс создания вещей и на постоянство процесса изменения в мире (Making things in a changing world). Человек отсутствует и в рисунке, и в сопровождающем тексте: его нет ни как планировщика деятельности, ни как участника, ни как получателя производимых вещей.

Главные акценты и основной смысл рисунка. Производство подчиняет себе все окружающее пространство, растворяя людей и природу. Это – производство ради производства. Наряду с этим на рисунке представлена как эмоционально значимая идея обслуживания производства, организация связующих его с миром путей.

Следующий шаг анализа – достраивание полученного смыслового образа посредством обращения к тому, как трансформируется та или иная картинка при переходе на часть сайта, где данный блок изложен подробней. Здесь обнаруживается следующий вариант:

 

 

 

Фигура / фон: 3/4 картинки – завод, в оставшейся 1/4 части практически все занимает неразрывно связанная с заводом обслуживающая среда (тоннели и строения). В то же время на картинке после ее укрупнения как объекты фона появились микроскопические фигурки людей.

Композиция: завод занимает всю центральную и левую части листа; на диагонали прошлое / будущее функциональные блоки завода относятся к прошлому, сам завод – к настоящему, а его выводящий тоннель со зданием выхода – к будущему. К области будущего принадлежат также пустое пространство и микроскопические фигурки людей. Разделение бессознательное / рациональное показывает, что к бессознательной области относится завод с частью обслуживающих тоннелей и строений, а в область рационального попадают, наряду с заводом и обслуживающими тоннелями и строениями, пустое пространство с фигурками людей.

Цвет: хотя 3/4 картинки занимает коричневый завод, однако цветовой акцент – в правом верхнем углу на красном обслуживающем строении, расположенном на тоннеле, связывающем завод с внешним миром.

Главные акценты и основной смысл рисунка. Усиление идеи всеохватного производства с акцентрировкой на задачах обслуживания связывающих его с внешним миром путей (фигурки людей только вокруг этого одного красного здания), причем именно данные связующие пути обеспечивают производству будущее.

3. Следующий структурный блок: путь к устойчивости и росту («The path to sustainability and growth»).

 

 

 

Поэлементное изучение деталей рисунка

Фигура / фон. Особенность данного рисунка − отсутствие четкости в проявлении того, что является в изображении фигурой (фигурами), а что – фоном. Если брать за основу разделения размер в качестве основных фигур выступают изображенные на переднем плане мужчина и женщина. Однако, хотя мы можем сказать, что человек изображен крупно, мы видим только головы, примерно 1/8 часть от всей фигуры. Остальное множество изображенных людей скорее относится к фону – в силу их большого количества и плавного перехода от несколько более крупных изображений к более мелким (правило перспективы в рисунке), что также характерно для объектов фона. Что касается содержания изображения, то фигуры – это мужчина и женщина, которые держат в руках карту и, как можно понять, определяются относительно того, куда пойти / как включиться в это активное разворачивающееся перед ними действие.

Само действие, являясь фоновым, представляет собой связный процесс, во время которого одни его участники бегают, ездят на велосипеде, гребут на байдарке и занимаются серфингом, а другие в это время следят за их показателями. У первых на руку прикреплен специальный прибор, а вторые стоят за голубыми прозрачными полусферами в медицинских халатах и снимают показания, записывая их. Количество занимающихся спортом и контролирующих практически равно – 10 первых и 9 вторых.

Еще в качестве фоновых объектов выступают завод, закрывающие половину солнца горы на горизонте, летящие к заводу вертолеты с какими-то деталями, две таблички-стрелочки «pull» и «push». Центральный компонент фона – вьющаяся полосатая дорога, по сторонам от которой располагается травяное покрытие. На одном из изгибов дороги с двух сторон симметрично расположены по два камня, большой и маленький. В качестве фона выступают также кусочек моря, деревья и кустарники вдалеке.

Гендерный состав: среди бегущих/едущих/плывущих примерно равное количество мужчин и женщин; среди наблюдающих медиков – четверо одиночек-мужчин и две пары мужчина + женщина. Фигуры – фактически двое мужчин и одна женщина.

 

Резюме характеристики «фигура / фон». Основная роль людей – объекты фона, их характеристика – тотальная активность. Люди разделены на две группы – первая, активно действующая, в движении; деятельность второй группы центрирована на контроле (при статичности тел). Нацеленность на действие подчеркивается и табличками, которые являются не направлением на объекты, а указанием вида деятельности (тяни, толкай). Сама же деятельность функциональна, это не радость физической активности, удовольствие от движения, но выполнение конкретной задачи – поддержания телесного здоровья (об этом свидетельствуют практически равное количество и частотность расположения медиков).

Гендерная специфика: осуществлять практическую деятельность по заботе о своем теле могут в равной степени оба пола, однако с контролирующей функцией лучше справляются мужчины (мужчины стоят и одни, и в паре с женщинами, женщины же – только в паре с мужчинами).

Мир природы выступает в качестве элемента декорации, декоративность подчеркивается травой, по форме напоминающей скорее искусственное покрытие. Искусственность / прирученность внешней среды, которая лишь помогает человеку осуществлять активность, подчеркивается и морской тематикой. На узкой прибрежной полоске человек гребет на байдарке по слегка волнующемуся морю, чуть дальше серфингист поднимается на крутую волну – в естественных условиях на таком небольшом пространстве были бы либо сильные волны, либо слегка волнистая поверхность, а не одновременно одно и другое.

Композиция. Фигуры размещены в нижней части рисунка, по центру – мужчина, справа – женщина. В центральную область рисунка попадают объекты фона – таблички «pull» и «push», едущий на велосипеде мужчина, мужчина-медик за голубой полусферой. Связующим звеном всей композиции рисунка выступает дорога, на которой происходит основное двигательное действие и которая соединяет всех бегунов и велосипедистов с заводом. В целом в композиции нет центральных, привлекающих внимание объектов. За счет расположения фигур у самого края рисунка и усеченности они не фиксируют на себе внимания. Занимающие же центральную зону рисунка объекты фона также не приковывают внимания, так как вокруг них подобные же объекты располагаются в большом количестве.

На диагонали прошлое / будущее нижняя, относящаяся к прошлому часть проходит через голову человека и пространство дороги. Область настоящего – через едущего на велосипеде и бегущую девушку. Область ближайшего будущего – через окруженных полусферой медиков; область более далекого будущего – через название Центра. На диагонали рациональное / бессознательное в левый нижний треугольник (область бессознательного) попадают две мужские головы; больше половины женской головы (лицевая часть) и ее руки; надписи «pull» и «push»; часть велосипедиста; бегущая на переднем плане девушка; часть бегущего вдалеке человека; две очень далеких движущихся по дорожке фигуры; часть самой дорожки; байдарочник; серфингист; три медика полностью и один – частично; часть гор с кромкой из деревьев и кустов; вертолет, несущий рабочие материалы; незначительный участок неба. В треугольнике рационального помещена затылочная часть головы девушки; стоящий за полусферой медик; часть велосипедиста, бегун, велосипедист, четыре медика, дорога, травяное покрытие с симметрично обрамляющими дорогу камнями, горы, встающее солнце, небо, летящий с грузом вертолет, завод и расположенное над заводом название.

Резюме характеристики «композиция». Описанные композиционные особенности смещают внимание с фигур и объектов на процессы, что усиливают и надписи на табличках «Тяни», «Толкай». Выступая связующим звеном композиции, дорога, с одной стороны, усиливает акцент на движении, с другой – увязывает деятельность людей с заводом на горизонте.

Цвет. Цвета рисунка хроматические, однако подавляющее большинство – холодные. Теплым окрашены бегущая девушка, рама велосипеда, гребец в лодке, надписи «Тяни» и «Толкай», полоски на трубах завода, фон карты в руках людей-фигур.

Резюме характеристики «цвет». Цветовое решение рисунка также акцентирует внимание на действии – именно теплые тона на уровне бессознательного притягивают внимание человека – соответственно, объединив их, обнаруживаем следующий посыл: более спокойный теплый – на карте, содержание карты – схема организации пространства, изображенного на рисунке, относительно которого и определяются люди-фигуры. В самом же пространстве красными выделены те формы активности, между которыми выбор возможен (бег, езда на велосипеде, езда на лодке). Цветовая окрашенность деталей говорит о том, что форма контроля этим людям не предлагается. Таблички с «Тяни» / «Толкай» за счет цветовых параллелей объединяют бегущих с заводом и также служат средством акцентировки активного действия.

Обращение непосредственно к сопровождающему картинку тексту. Название блока «Путь к устойчивости и росту» («The path to sustainability and growth»). Какому именно росту – подписи не уточняют, но, в контексте информации сайта, это рост прибыли для предпринимателя (make profit). Предлагаемым для этого средством является управляемая потребителем культура здоровья («а consumer-driven culture of health»). В таком подходе явно выражен функциональный подход к телу – оно выступает объектом контроля, отчуждаясь, таким образом, от человека. Кроме того, второй смысл «sustainability» –– выживание

Главные акценты и основной смысл рисунка. Центральный смысл картинки – процесс, действие, причем действие функциональное и контролируемое. Подчеркнуто целевое, функциональное отношение к телу: оно должно быть здорОво, чтобы продуктивно работать.

Характеристика людей – потребители, которые управляют процессом своего потребления сами и с помощью специалистов. Человеческая активность разделяется на два типа – очень активную деятельность тела и на деятельность контроля, при которой активен интеллект.

Функционально обусловленное действие человек совершает один, небольшая объединенность возможна либо на этапе выбора, либо на этапе контроля над чужими процессами.

Окружающая среда (природа) организована (трансформирована) для удобства человека, формируя условия, способствующие реализации им своих задач.

Переходя в содержательную часть этого блока, видим следующий вариант картинки:

 

 

 

В данном варианте люди на изображении изображены в виде фигур. Более значимы основные – бегущие и едущие: об этом говорит их размер, композиционное расположение (велосипедист в центре; присутствие на диагонали движения от прошлого к будущему), а также красный цветовой акцент. Кроме того, уточняется идея взаимоотношений двоих людей при осуществлении ими процесса контроля за деятельностью других. В стоящей за голубой сферой паре медиков только один следит за процессом с соответствующим прибором (таким же, как и медик, осуществляющий функцию контроля в одиночку). Второй в это время смотрит не на бегущих / едущих, а на действия своего коллеги, то есть, судя по всему, происходит процесс обучения.

Главные акценты и основной смысл рисунка:

-     функционально обусловленную деятельность и контроль над этой деятельностью человек осуществляет в одиночку;

-     объединенность с другим возможна на этапе выбора деятельности;

-     упорядоченность процедуры контроля и ее тотальность (приборы на руках у бегущих / едущих, фиксирующие приборы в руках у медиков);

-     идея контроля (в том числе и со стороны) как нормы, положительного фактора.

4. Следующая картинка – Карманный путеводитель на пути к большому изменению («Pocket-guide navigation to The Big Shift»):

 

 

 

Перед нами фотоснимок. Фигура – лодка с парусом, природа (небо и море) – фон. Фигура занимает больше чем 2/3 рисунка. Композиция: центр рисунка занимает парус. В зону бессознательного попадает лодка и небольшая часть паруса, в зону сознания – парус. На диагонали прошлое / будущее «прошлое» проходит по лодке, «настоящее» и «будущее» – по парусу. Лодка держит курс на солнце – яркое светлое пятно, вокруг которого распространяется теплый, притягивающий внимание цвет.

Главные акценты и основной смысл рисунка. Использование сил природы для продвижения к своей цели (парус использует ветер). Значимость идей направления и движения.

При прохождении внутрь блока обнаруживаем следующий вариант:

 

 

 

Увеличивается присутствие на снимке природы, но это фон, однообразная пустынная морская поверхность. В центре композиции солнце, на которое держит курс лодка. Надпись внизу по центру – Perspectives (перспективы, виды на будущее). То есть усиливается идея движения к своей цели с использованием сил природы как способа достижения перспективного будущего.

 

5. Следующий блок – Страсть к работе («Passion at work»).

 

 

 

Поэлементное изучение деталей рисунка

1.    Фигура / фон. На рисунке выделяются три фигуры – основная (мужчина) и две фигуры второго плана (мужская и женская). Еще одна фигура второго плана вдалеке, и при рассмотрении ее в укрупненном варианте тоже более напоминает мужскую (короткая стрижка, брюки – тогда как девушка справа подбегает в юбке). Фон – здания из стекла и бетона и ведущие к ним дорожки. Выступающий в качестве основной фигуры мужчина бежит по дорожке, две другие фигуры двигаются к этой же дорожке справа и слева. Гендерный состав: трое мужчин и одна женщина, причем именно мужская фигура является основной. Из специфики рисунка отметим закручивание вверх центральной дорожки – до перпендикулярности земле. Обращает на себя внимание отсутствие чего-либо, кроме домов и дорожек в фоновом составе рисунка.

Резюме характеристики «фигура / фон». Активное движение человека к цели – главное. Человек осуществляет свое движение к цели в одиночку. Активность движения к цели более присуща мужчинам, чем женщинам. Урбанистический скученный пейзаж без всякого намека на живую природу – норма.

2.     Композиция. Фигура занимает центральную часть рисунка, через центр рисунка проходит и основная дорожка. Значимость дорожки подчеркивается композиционно за счет пустого пространства справа и слева, трех подходящих к ней дорожек (а не пересекающих по типу перекрестка), отсутствием каких-либо деталей в окружающем пространстве или архитектуре зданий, которые высятся единым монолитом. Через основную фигуру человека проходят обе диагонали – и прошлое / будущее, и рациональное / бессознательное. В целом же за счет сравнительного композиционного однообразия рисунка в области бессознательного и сознания попадают одинаковые детали (дорожки, дома, бегущие фигуры). Хотя по распределению количества – фигур второго плана больше в зоне сознания (две против одной), а по качественному соотношению – у центральной фигуры в зону сознания попадают голова и верхняя часть туловища, а в зону бессознательного – нижняя часть туловища. Символически закрученная лента дорожки является как началом диагонали прошлое / будущее, так и ее окончанием, в настоящем – бегущий человек.

Резюме характеристики «композиция». Доминирующая роль движения просматривается и в векторе движения к цели, и в векторе прошлое / будущее. Все концентрируется на процессе движения и интенсивности этого процесса движения (люди не идут, а бегут). Движение – то, что объединяет прошлое, настоящее и будущее (дорожка в прошлом и будущем как символ пути, движения, и идущий по дорожке человек в настоящем).

3.    Цвет. Доминирующие цвета ахроматические, с небольшим вкраплением хроматических холодных. Однако фигуры второго плана и дорожки окрашены в хроматический красный, есть красная линия и на здании в правой части рисунка.

Резюме характеристики «цвет». Цветовое решение рисунка акцентирует внимание на пути (дорожки) и значимости активного движения по нему (фигуры второго плана окрашены в красный цвет, и за счет этого к ним привлекается также внимание, хотя они по размеру и значительно уступают основной фигуре). Красная линия по дому из урбанистического фона также активизирует бессознательную положительность пейзажа такого типа.

4.    Обращение непосредственно к сопровождающему картинку тексту. Блок «Страсть к работе» («Passion at work») имеет следующее расширяющее пояснение – культивирование страсти рабочего как краеугольного камня развития таланта («Cultivating worker passion as a cornerstone of talent development»). Соединяя картинку с надписью, логично предположить: бег человека к ленте дороги символизирует именно его страсть (сильное желание: отсюда – бег), однако ни в чем заключается талант, ни в чем заключается реализация таланта, ни более глобально – в чем смысл деятельности человека − в рисунке и тексте не обозначено.

Главные акценты и основной смысл рисунка:

-     интенсивное движение как центрирующий процесс и смысл человеческой деятельности;

-     в большей степени это движение значимо для мужчин, чем для женщин;

-     важны творения человека (город), природа абсолютно не значима (ее образ не присутствует).

При прохождении внутрь блока обнаруживаем следующий вариант этой же картинки:

 

 

 

Фигура / фон. В укрупненном детализированном варианте возникла еще одна фигура – мужчина в колесе дорожки, увеличилось количество зданий, возникло три новых объекта фона: частично видные крупные колеса, в которых закручиваются дорожки. Теперь при соотношении фигуры / фона наблюдается явное доминирование фона.

Резюме. Усиление урбанистичности пейзажа, усиление идеи пути (крупные колеса дорожек), возникновение зрительного выражения идеи движения ради движения (мужчина справа напоминает белку в колесе).

Композиция. Хотя центром композиции, через который проходят обе диагонали (прошлое / будущее и бессознательное / сознание) по-прежнему является бегущий человек, однако за счет значительного увеличения зданий, окружающих центральную дорожку, создается ощущение всеобъемлемости города (творения рук человека), его мощи (не видно ни солнца, ни неба) и отсутствия альтернатив активному движению по дороге / пути (здания стоят как единый монолит, без единого просвета).

 В зону сознания / рационального теперь входят не только голова и верхняя часть центральной фигуры, но и находящаяся на прежнем рисунке в области бессознательного голова и верхняя часть фигуры мужчины справа от центра. Кроме того, в зону сознания теперь попадает мужчина, «закапсулированный» в ободе / колесе дороги. На диагонали прошлое / будущее акценты стоят на дороге как прошлом, активно идущем к цели человеке как настоящем, и человеке будущего, у которого движение – самоцель и самоценность.

Резюме. Всеобъемлемость (мощь) творения рук человека; безальтернативность активного движения; рациональность движения как самоцели и самоценности; бессознательная значимость Центра для организации урбанизационной мощи и процесса активного движения человека.

Цвет. Практически все, вновь добавленное, выполнено в ахроматических тонах с некоторым отливом хроматического холодного, и только закрученные дорожки по ободам акцентированы хроматическим теплым красным.

Резюме. Еще более усиливается значимость дороги / пути. Акцент делается на безальтернативности активного движения, которое является для человека самоцелью и самоценностью.

6. Следующая картинка – Путешествие героя через ландшафт будущего.

 

 

 

Поэлементное изучение деталей рисунка

Фигура / фон. На рисунке выделяются две фигуры – мужская и женская. В качестве фона – доска с изображением ландшафта, объектами этого ландшафта с надписями, приклеенными на ландшафт листочками для заметок. Фигуры: мужчина – на переднем плане, более крупно, женщина – более мелко, на заднем. Мужская фигура представлена следующим образом: изображены голова (орган, где сконцентрирован разум) и кисти, причем полностью – только правая, которой он записывает в блокноте. Мужская фигура по высоте равна рисуночной части изображения. По тексту, который он пишет (надпись вверху блокнота: «Следующий шаг» − «Next Step»), видно, что он фиксирует алгоритм будущих действий, причем вероятно – девушки, в то время как она занята однопорядковой детализацией действия. Женская фигура меньше по занимаемому на рисунке размеру, изображена часть верхней половины туловища до ног, голова повернута к зрителю затылком с длинными волосами, а лица мы практически не видим, это можно трактовать как отсутствие концентрации исключительно на интеллектуальной деятельности. Девушка что-то записывает на отрывном самоклеящемся листике для заметок, прикрепленном к доске, на которой изображен ландшафт. По возрасту она выглядит моложе, чем мужчина, это девушка или молодая женщина. Каждый занят своим делом, люди не общаются.

Фон: доска со схематичным изображением ландшафта, выполненным в стилистике рисунка для детей. Мы видим на этом рисунке водоем, ограниченный со всех сторон искусственно-волнистой береговой линией, травяного цвета землю, на которой помещены надписи и наклеены отрывные листочки. Через водоем переброшен мостик, переходящий на земле в дорогу, на реке видны корабли, кораблики и бакены, снабженные надписями; исписанные отрывные листочки для заметок расклеены по всей этой части ландшафта. Кроме того, на доске нарисованы также горы с почти спрятавшимся за ними солнцем.

Резюме характеристики «фигура / фон». Мужчина находится в главенствующей позиции, ему принадлежат контролирующе-организующие функции. У девушки акцент стоит на первичном планировании, когда существует только перечень планируемой деятельности, без организации ее в иерархическую структуру. Человек осуществляет свою деятельность в одиночку. Природа превращена в декорации, став лишь местом для разворачивания человеческой активности.

Композиция. Фигуры расположены по краям рисунка, мужчина − слева, женщина – справа, центральное пространство рисунка занимает нарисованный ландшафт. Основой прошлого выступает мужское плечо с иконкой названия Центра, затем, в зоне ближайшего прошлого – блокнот с контролирующе-планирующей записью, потом идет преображенный под нужды людей ландшафт, в радиусе зоны настоящего – рука девушки, в зоне будущего – выход за пределы доски, к пространству с надписью «Путешествие героя через ландшафт будущего». В зону бессознательного попадают мужчина, половина ландшафта; в зону рационально-сознательного – женщина, планирующая свой путь, половина ландшафта и надпись «Путешествие героя через ландшафт будущего».

Резюме характеристики Композиция. Перспектива будущего: интенсивное освоение пространства на основе процесса планирования, который осуществляется как самостоятельно, так и под контролем.

Цвет. Доминирующие цвета фигур ахроматические, ландшафта и пространства с надписью «Путешествие героя через ландшафт будущего» – хроматические. В ландшафте доминируют теплые цвета (кроме водной среды, изображенной в холодных цветах), в пространстве надписи и пространстве около доски – холодные.

Резюме характеристики «цвет». Цветовое решение рисунка акцентирует внимание не просто на ландшафте, а на его освоенности.

Главные акценты и основной смысл рисунка:

-     значимость в деятельности процесса планирования и активного освоения территории;

-     мужское доминирование в контролирующе-организующей функции;

-     прикладной характер природы как места для человеческой активности.

 

Проходим внутрь блока:

 

 

 

Фигура / фон. На изображении две фигуры, в качестве первой выступает мужское лицо, у второй мы видим руки (пишущую и положенную на доску-схему), плечо и небольшую часть лица. Фон доминирует, занимая примерно 5/7 рисунка. Это – нарисованная схема-ландшафт, 2/3 которой – водное пространство, 1/3 − твердая поверхность. На всем этом пространстве находятся 13 объектов разных размеров, надписи на которых показывают, что они имеют отношение к обучению (Learning), помогают разрушить, размыть какие-либо барьеры (Eroding barriers), помогают объединить элементы в одну систему (Aggregation platform), сконцентрироваться (Concentrat), предоставляют необходимое для организации инфрастуктуры (Infrastructure provider) и т. д.

Резюме характеристики «фигура / фон». Окружающее человека пространство укомплектовано разнообразными социальными образовательными структурами (центрами), в той или иной степени способствующими его обучению. Таким образом, человек существует в среде, насыщенной активно проявленными возможностями, относительно которых он должен определиться – какой алгоритм освоения этих возможностей следует избрать (надпись: «What do you do»). Человек активно осваивает эти возможности, оставляя в пространстве продукты своей активности.

Композиция. Фигуры располагаются по краям, ландшафт доминирует, центральную часть рисунка занимает деревянный мост, который пересекает посередине водоем, а затем на земле переходит в дорогу. В зону бессознательного попадают голова мужчины, водоем с мостом, лодками и бакенами, листочки с планами; в зону сознания – руки и часть лица пишущего человека, водоем с лодками и бакенами, часть моста в месте его соединения с дорогой, дорога. Область прошлого – человек, область настоящего – бакен с предоставляемыми возможностями, мост, листочки с описанием планов, рука, лежащая на соединении моста и дороги, область будущего – пишущая рука и лицо, надпись «What do you do».

Резюме характеристики «композиция». Значимость пути, его разнообразие, важность активного использования тех возможностей, которые тебе предоставляются социальными образовательными структурами.

Цвет. Доминирующие цвета рисунка хроматические, теплым цветом окрашены занимающие центральную область листочки с планами, теплым красным, наиболее привлекающим внимание, сделаны надписи на корабликах с образовательными центрами / структурами, в красный цвет окрашены бакены – площадки образовательных центров /структур, красного цвета надпись «Обучение» (Learning) и надпись «What do you do».

Резюме характеристики «цвет». Значимость социальных образовательных структур, их изобилие, важность определения своего образовательного пути.

 

7. Следующий блок непосредственно связан с непрерывным образованием и человеком, обучающимся в течение жизни (the lifetime learner).

 

 

 

 Поэлементное изучение деталей рисунка

1.    Фигура / фон. На рисунке выделяются три фигуры – две мужских (пожилого и молодого мужчины) и женская (молодой девушки). Мужчины выступают в качестве основных фигур – они крупнее, развернуты к нам лицом; девушка мельче, к зрителю спиной. У мужчины в руках планшет, у юноши – книги. Девушка держит в руках что-то похожее на карту с ландшафтом. В качестве фона небо с облаками, объекты фона – закрученная в эллипс дорога и множество людей, по ней идущих. Один объект фона изображен достаточно четко (черноволосая девушка с журналом в руках). Изучение рисунка в увеличенном варианте показывает: если объектом фона является женщина, то она молода, если мужчина, то его возраст колеблется от молодого до пожилого. Люди друг с другом не общаются – идут, погруженные в процесс ходьбы, а также в связанные с этим процессом дела. Эмоции на лице и в телесной динамике отсутствуют.

Резюме характеристики «фигура / фон». Проявлены следующие идеи:

-     гендерная: мужчины учатся в любом возрасте, женщины – когда молодые;

-     человек погружен в образовательный процесс, не отвлекаясь ни на что (это подчеркивается отсутствием других объектов фона, кроме людей-участников), ни на кого (идущие не общаются между собой);

-     образовательная активность человека – самоцель, что подчеркивается и круговым характером дороги, по которой движутся люди;

-     природа превращена в декорации (в контексте изображенного образовательного колеса небо – нереально), став лишь фоном для разворачивания человеческой активности.

2.    Композиция. Фигура мужчины в возрасте расположена в центре рисунка, фигура молодого мужчины слева, в непосредственной близости от центра. Движение фигур осуществляется непосредственно по диагонали прошлое – будущее; в зону сознания попадают две фигуры из трех (мужчина в возрасте с планшетом и девушка), а также надписи, относящиеся к непрерывному образованию.

Резюме характеристики «композиция». Будущее за непрерывным процессом образования.

3.    Цвет. Доминирующие цвета фигур хроматические, холодные. Только два элемента теплого красного цвета – рюкзачок девушки и книги в руках юноши.

Резюме характеристики «цвет». Цветовые акценты – идея движения похода (рюкзак), идея приобретения знания (книга в руках).

4.    Обращение непосредственно к сопровождающему картинку тексту. Надписи на рисунке: «The lifetime learner» («пожизненный ученик»); «A journey through the future of postsecondary education» (Путешествие по будущему образования после школы); «From the Deloitte Center for the Edge» (От делойтского Центра продвижения); «A report in the Future of the Business Landscape series» (Отчет о циклах развития Бизнес-ландшафта будущего).

Акценты текстового материала: после получения среднего образования обучение продолжается, происходя всю жизнь, последовательно соединяясь одно с другим, чему способствует Делойтский центр продвижения. Причем это происходящее через всю жизнь образование связано с бизнесом.

Главные акценты и основной смысл рисунка:

-     непрерывность образовательного процесса;

-     включенность человека в организованный соответствующими структурами процесс образования на протяжении жизни;

-     полная погруженность человека в обучение, нивелирование всего остального (других людей, природы);

-     участие в образовательном процессе типично для мужчин любого возраста, для женщин – в молодом возрасте.

 

Суммируем, какие смыслы были вычленены при проделанном анализе. Их можно объединить по следующим сферам:

Окружающая среда:

  1. Доминирование техногенной среды.
  2. Высокая значимость производства, причем это – производство ради производства. Задача человека – организация и обеспечение путей, связующих производство с миром.
  3. Безусловная важность сотворенного человеком.
  4. Природа трансформирована для удобства человека, подчиняясь основному, организованному человеком процессу, предоставляя условия, способствующие реализации им своих целей и задач.

Люди:

  1. Безэмоциональность по отношению друг к другу, к себе, обучению.
  2. Активны, и основная сфера этой активности – деятельность, ее планирование, контроль над ее осуществлением, контроль над тем, как другие осуществляют деятельность.
  3. При всех видах активности люди одиноки, обособлены друг от друга, соединены только общим пространством.
  4. Наблюдается гендерное неравенство: мужчины доминируют в контролирующей сфере, и они включены в бизнес-обучение гораздо дольше, чем женщины.
  5. В деятельности людей первичными являются цели производства (организации).
  6. Важная характеристика людей – потребители.

Отдельные смысловые идеи:

  1. Значимость производства.
  2. Значимость бизнеса.
  3. Значимость прибыли.
  4. Интенсивная деятельность как центрирующий процесс и смысл человеческой активности, причем деятельность функциональная (связанная с производством или организацией) и контролируемая.
  5. Безальтернативность активной деятельности, которая является для человека самоцелью и самоценностью.
  6. Социальное пространство насыщено разнообразными социальными образовательными структурами (центрами), дающими человеку бизнес-преимущества, и человек должен, определив алгоритм осваивания этих преимуществ, включиться в пожизненный процесс обучения.
  7. За вышеприведенными смыслами видны и предельно общие культурные идеи, связанные с картиной мира в целом: присваивающая позиция по отношению к миру, индивидуализм и прагматичная мотивация.

Основные образовательные идеи:

  1. Социальное пространство насыщено разнообразными социальными образовательными структурами (центрами), дающими человеку бизнес-преимущества, и человек должен, определив алгоритм осваивания этих преимуществ, включиться в пожизненный процесс обучения.
  2. За вышеприведенными смыслами видны и предельно общие культурные идеи, связанные с картиной мира в целом: присваивающая позиция по отношению к миру, индивидуализм и прагматичная мотивация.

 

* * *

Предлагаемая в статье методика позволила, проведя пошаговый анализ визуального и текстового материала, вычленить не только социально-культурные идеи, присутствующие в каждом из рисунков, помещенных на сайте Delloite,s Center for the Edge, но и обнаружить общее смысловое ядро, объединяющее эти идеи в некую целостность. При этом рассмотренные конкретные социально-культурные идеи, составляющие единое целое с представленными на сайте стратегиями непрерывного образования, равно как стоящие за ними смыслы, связанные с картиной мира в целом, явно не соответствуют российским. Для культурного пространства нашей страны характерны: акцентированность коллективистской развернутости к людям, стремление вписаться в окружающий мир, а не доминировать над ним, низкая значимость прагматической мотивации2.

Можно предположить, что базирование на национальных ценностных идеях способно обеспечивать участникам обучения большую мотивированность, тем самым повышая продуктивность предлагаемых им образовательных стратегий. Безусловно, данное положение требует отдельного рассмотрения.

 

 

 

 
 


Просмотров: 4590; Скачиваний: 828;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2015.2807