Памяти В. А. Караковского
14 февраля 1932 – 3 марта 2015
КАРАКОВСКИЙ, Владимир Абрамович, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, народный учитель, посвятивший 60 лет жизни воспитанию и обучению детей в советской и российской школе. Один из авторов педагогики сотрудничества. В 1988—1991 годах председатель Всероссийского совета по народному образованию. С 1977 по 2011 годы директор школы №825 г. Москва.
В 2003 году за большой личный вклад в развитие образования и многолетнюю добросовестную работу был награждён Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. За многолетнюю плодотворную деятельность на благо города Москвы и его жителей отмечен Медалью «В память 850-летия Москвы» (1997год) и Знаком отличия «За безупречную службу городу Москве» XXX лет (2011 г). За особые заслуги в обучении и воспитании учащихся, плодотворную педагогическую деятельность в 1971 году В.А.Караковскому было присвоено звание Заслуженный учитель школы РСФСР, в 1991 году «Народный учитель СССР». В 1986 году он стал Лауреатом Премии Ленинского комсомола за большие заслуги в педагогической деятельности, значительные достижения по развитию инициативы, самодеятельности, творчества пионеров и комсомольцев. В 1997 году − Лауреатом Премии Президента Российской Федерации в области образования за разработку учебно-методического пособия для общеобразовательных учреждений "Воспитание? Воспитание... Воспитание!" 1
Владимир Абрамович был убеждён, что «школа будущего должна быть школой глубочайшего воспитания». В одной из своих работ он писал: «Мы размышляем о школе будущего без суетливого авангардизма, без эффектов… Наша вера на этом пути такова:
Без памяти — нет истории,
Без истории — нет культуры,
Без культуры — нет духовности,
Без духовности — нет воспитания,
Без воспитания — нет Человека,
Без Человека — нет Народа!» 2
О встречах с Владимиром Абрамовичем, о его идеях, оказавших огромное влияние на развитие научно-педагогических представлений о воспитании и воспитательных системах не одного поколения учителей России, вспоминает в своей статье доктор педагогических наук, профессор С. Д. Поляков.
КАРАКОВСКИЙ: ВСТРЕЧИ И ИДЕИ
Поляков Сергей Данилович,
доктор пед. наук, профессор кафедры психологии
Ульяновского государственного педагогического университета
им. И.Н.Ульянова
sdpolyakov@mail.ru
Аннотация: В статье, посвященной памяти выдающегося советского и российского ученого-педагога Владимира Абрамовича Караковского, содержится краткий очерк развития его педагогических идей с учетом социальных и идеологических контекстов. В. А. Караковский исповедовал педагогику коллективной творческой жизни, делая акцент на воспитании у детей и молодежи инициативы, самодеятельности, творчества. По его мнению, воспитатель-ная система школы начинается с выработки общих педагогических целей и представлений о желаемом образе жизни детей и взрослых. В основании системы воспитания лежат ценности. Сформулированный Караковским перечень ценностей включает такие понятия, как: Человек, Семья, Отечество, Знание, Мир, Труд, Культура, Земля. Сутью воспитания является построение коллективных отношений в соответствии с этими ценностями. Необходима символизация школьных событий, традиций с «оглядкой» на сложившиеся школьные ценности. В построении воспитания должны сочетаться краткие периоды насыщенных ярких событий («воспитание крупными дозами») и периоды повседневной жизни и работы. Успешное воспитание предполагает создание опыта самопознания; понимания законов коллективной жизни, опыта помощи другим людям в их развитии. Взгляд автора статьи на педагогическое наследие В. А. Караковского может быть полезен в плане осмысления и понимания социально-педагогических реалий, связанных с историей становления коллективного воспитания в России, и перспективами его развития.
Ключевые слова: В. А. Караковский. Воспитание в коллективе. Система воспитания. Ценности. Отношения.
3 марта 2015 г. ушел из жизни один из самых выдающихся практиков и теоретиков воспитания поздней советской и современной российской школы Владимир Абрамович Караковский. В моей педагогической судьбе знакомство с В. А. Караковским, с челябинской и московской школами, где он работал директором, осмысление его научно-педагогических и мировоззренческих идей стали важными источниками понимания социального мира и педагогических реалий.
Сначала Владимир Абрамович Караковский был для меня легендой. Где-то там, в Челябинске, есть директор школы, который вместе со старшеклассниками участвует в деятельности отряда юных коммунаров, носит на лагерных сборах школьного актива красный галстук и поет у костра вместе с ребятами песни о таежной романтике и любви. Об этом рассказывал в Комсомольской правде журналист С. Л. Соловейчик и ребята из Фрунзенской коммуны, с которым мы, ульяновские школьники, дружили.
Потом, в 1974 г., был эстонский город Элва, конференция московских и эстонских педагогов из научных групп Людмилы Ивановны Новиковой и Хейно Лийметса. И гость из Челябинска Владимир Абрамович Караковский провозглашает удивившую меня, начинающего аспиранта, идею: дети должны делать то, что им хочется, а хотеть они должны то, что хотим мы, педагоги. Тогда это утверждение казалось отрывом от распространенной практики: дети должны делать то, что хотят умные, опытные взрослые. Позже, в 1990-х, в педагогических кругах эта максима Караковского оспаривалась: не получается ли здесь манипуляция над внутренним миром ребенка? И ответы на этот вопрос были разные. Одни дискутанты присоединялись к Караковскому, другие говорили, что такая позиция разрушает самоопределение школьников – главное условие личностного развития. Там, в Элве, и состоялось мое знакомство с Владимиром Абрамовичем и я напросился к нему в Челябинск на коммунарский сбор.
Коммунарский лагерный сбор в челябинской школе № 1 произвел сильное впечатление, но еще больше запомнилась ситуация обсуждения сбора на другой день после его окончания. Мы сидели с Караковским где-то позади школьников и он, к моему удивлению, не очень-то слушал высказывания ребят, но каждому выступающему выдавал яркие неожиданные характеристики. Так впервые для меня приоткрылась идея, что за педагогикой коллективной творческой жизни существует более глубокий слой педагогики: жизненные, индивидуальные проявления детей и подростков.
Потом Караковский появился в Москве. Сначала писал в годичной аспирантуре кандидатскую диссертацию, а затем в 1977 г. стал директором 825-й московской школы. Я в тот же год начинал работать организатором внеклассной и внешкольной работы в ульяновской школе № 62 (сейчас эта должность называется «замдиректора по воспитательной работе») и в меру своих умений пытался «строить» в школе коллективную творческую жизнь. Но в попытках устроить хорошую жизнь в школе нам не хватало образцов этой хорошей жизни. И в поисках образов такой жизни группа школьников и учителей нашей школы отправились на коммунарский сбор уже в школу В. А. Караковского. После этой поездки с учителями мне стало разговаривать легче.
В это же время появились первые книги Владимира Абрамовича [1]. В книгах зацепило несколько идей:
- ценность организованного разновозрастного общения, без которого невозможна, как говорил позже Караковский, атмосфера добротворчества;
- идея общешкольных ключевых творческих дел, как относительно коротких (до недели!) насыщенных ситуаций школьной жизни, которые становятся «ударными» дозами воспитания;
- концепция критериев результативности воспитания (критерий факта участия школьников в воспитывающих ситуациях; критерий отношения как отношение школьников к общей деятельности, общению, традициям школы, критерий выпускников как факт их добровольного участия в жизнедеятельности школы). Первые два критерия (особенно второй) мне представляются и сейчас базовыми для анализа воспитательной эффективности школ;
- «приземление» идеи системности воспитания (сформулированной в начале 1970-х гг. Л. И. Новиковой и А. Т. Куракиным) на организацию жизни школы. У В. А. Караковского эта идея звучала как максима: «воспитание успешно только, если оно системно».
Сначала системность в его кандидатской диссертации имела облик системы воспитательной работы (то есть системной характеристики внеучебной сферы школы). Затем к 1988 г. в докторской диссертации она расширилась до характеристики всей жизни школы как воспитательной системы. Эта общешкольная воспитательная система трактовалась как следствие определенной воспитательно ориентированной политики директора, администрации при построении школьной жизни в целом. Докторская диссертация Караковского стала одним из краеуголных камней нового, более конкретного понимания системности воспитания во всей научной группе Л. И. Новиковой. Именно такой интерпретацией пронизана известная книга «Воспитание? Воспитание... Воспитание!» [2]. В 1995 г., когда появилось первое издание, она была чуть ли не единственной в новые «российские» времена научно-практической книгой по проблемам воспитания.
Воспитательная система челябинской школы № 1 и московской школы № 825 и в 1970-е, и в 1980-е гг. строилась на идеях романтического коммунизма, понимаемого как общество свободных, творческих, коллективистских людей, стремящихся к общему социальному благу. Может быть, квинтэссенцией этого устремления было раннее утро 22 апреля, когда все, кто ЛИЧНО считал это необходимым (школьники, их родители, учителя, директор), шли к мавзолею Ленина. Причем в этой акции никакого организованного хождения классами, педколлективом, никакой обязаловки для учителей и детей не было…
В начале 1990-х гг. для школы № 825, школы Караковского, наступили сложнейшие времена. Романтическо-коммунистическая система воспитания «налетела» на изменившиеся социальные ценности, ориентиры, реалии. Перед педагогами и перед самим директором встал вопрос: отказываться ли от своей успешной воспитательной системы, от педагогических идей, в которые верила значительная часть педколлектива? Но если отказываться, что взамен? Ответа не было. И тогда учителя попытались понять, что же в действительности стоит за успешной педагогикой школы, нет ли в ней более глубоких, чем коммунистические идеи, оснований, не привязанных однозначно к какой-либо идеологии. В. А. Караковский и педагоги школы нашли ответ на этот вопрос, и ответ оказался непростым.
Переосмысление оснований своего опыта через серию педагогических советов и обсуждений позволило увидеть те ценности, на которые объективно опиралась школа в предшествующие годы. Так появился перечень ценностей, который и сейчас остается точкой отсчета для построения воспитания в школе. Он, начиная с публикаций В. А. Караковского в 1992−1993 гг., стал известен, даже популярен в той части педагогического мира, которая ориентируется на решение задач воспитания. Напомним его: Человек, Семья, Отечество, Знание, Мир, Труд, Культура, Земля. Тезисом, выражающим путь и способ жизни этих ценностей, была еще одна максима Караковского: «построение лучшей жизни лучшими отношениями».
В новых условиях школа Караковского, сохранив основные стратегические формы организации воспитания (лагерные сборы, ключевые общешкольные дела, встреча рассвета), изменила их символические значения. Теперь на сборе отряды носили разноцветные галстуки как символ «нашего разнообразия», в ключевых школьных делах усилилась ориентация на вневременные российские культурные символы: Пушкин, «Мы – москвичи». Рассвет стал Рассветом Победы, когда в начале мая все, кто считал это важным, встречали его на
Воробьевых горах, откуда открывается утренний вид на предпраздничную Москву.
Но возникло новое поле напряжения, новые вопросы: а имеют ли школа, педагоги право на построение жизни детей, значительно отличающихся от окружающей социальной жизни, не создает ли школа своей воспитательной успешностью жизненные конфликты детей, неприспособленность детей к взрослой жизни? Вопрос для педагогики был не новым. Он возникает всегда перед успешными в коллективном воспитании учителями, и в 1970-е, и в 1980-е гг. Но в 1990-е он становился все более острым.
Ответом на этот вопрос стало, может быть, одно из самых тонких утверждений В. А. Караковского: школа имеет право на построение ИНОБЫТИЯ, мира отличающегося от окружающей жизни, если эта «иная жизнь» подается не как верная, правильная, а как «один из возможных миров». Как жизненный опыт, к которому можно по-разному относиться во взрослой жизни. Как к светлому воспоминанию из школьной жизни или как к норме отношений для близкого жизненного круга, или как ориентир во взрослых социальных деяниях. И эти разные отношения равноправны. «Каждый выбирает по себе…» − как звучит строчка из любимой песни Владимира Абрамовича. В. А. Караковский всегда оставался энергичным защитником воспитания как организованного социального деяния дающего человеку шанс на добротворческую, умную позицию в ближнем и дальнем мирах.
Фото 1. Книга В. А. Караковского, Фото 2. Книга о жизни школы № 825 г. Москвы, директором которой был В. А. Караковский
Теории воспитания – особенные теории. Уберите из них авторов идей, и теоретические положения станут сомнительны. Научные педагогические идеи убедительны, если убедительны личности их носителей. Это и о педагогике В. А. Караковского. Но все-таки каковы главные идеи педагогики Караковского, в чем сумма его утверждений?Ответ на этот вопрос может дать только специальное исследование. Мы можем претендовать только на обозначение некоторых тем и рамок этой педагогики.
1. Воспитательная система школы как педагогическая реальность, начинается с позиций ее авторов, с выработки общих педагогических целей и представлений о желаемом образе жизни детей и взрослых.
2. Основания воспитательной системы (шире, воспитания) – ценности.
3. Суть воспитания – построение отношений в соответствии с этими ценностями.
4. В построении воспитания должны сочетаться относительно краткие периоды насыщенных ярких событий («воспитание крупными дозами») и периоды повседневной жизни и работы.
5. Необходима символизация школьных событий, традиций с «оглядкой» на сложившиеся школьные ценности.
6. Необходимо различать критерии воспитания на уровне школы (критерии факта, отношений, выпускников) и результаты воспитания на уровне первичного коллектива: какова динамика личности конкретных школьников
7. Успешное воспитание не может происходить без психологизации и педагогизации школьной среды (создание опыта самопознания; опыта понимания своих отношений, законов коллективности, опыта помощи другим людям в их развитии).
Школа, педагоги имеют право на создание опыта «иной», привлекательной жизни как одного из опытов, получаемых школьниками [3].
Влияние выдающихся педагогов на современников и даже далее, на следующие педагогические поколения, двояко. Что сильнее вдохновляет на научные и практические деяния – стиль Антона Макаренко или его педагогические идеи, образ Константина Ушинского или его антропология, жизнь Иоганна Песталоцци или его размышления о роли ручного труда в умственном развитии, еще неизвестно.
То же можно сказать о Владимире Абрамовиче Караковском. Его идеи, положения ценны для педагогической науки и практики, но для судьбы педагогической науки, для судьбы воспитательной практики для множества людей, втянутых в орбиту дела образования, не менее ценны встречи, жизненные пересечения с Караковским, порождавшие всегда чувства и новые мысли.
Фото 3. В. А. Караковский среди педагогов-новаторов в Переделкино, октябрь 1986 г.3, Фото 4. На коммунарской конференции4
Список литературы
- Караковский В. А. Без звонка на перемену. Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 1977. Караковский В. А. Директор − учитель − ученик. М., 1982; Караковский В. А. Чтобы воспитание было успешным. М., 1979.
- Караковский В. А. Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! 2-е изд. М.: Пед. о-во России, 2000.
- Караковский В. А. Воспитание для всех. М.: НИИ школьных технологий, 2008.