Проблема диагностики ценностных ориентаций участников образовательного процесса в сфере патриотического сознания обусловлена противоречивостью ситуации, сложившейся в российском обществе в новых исторических и социокультурных условиях. Как отмечают исследователи, современные подходы к решению данной проблемы не могут быть точной копией вариантов предыдущего исторического периода, поскольку существенно изменились объективные и субъективные условия, в рамках которых приходится переосмысливать само понятие патриотизма и путей его воспитания [21; 31, с. 220].
К объективным условиям ученые относят политические, социально-экономические, социально-культурные, социально-демографические изменения, произошедшие в российском обществе в 90-е гг. XX в., которые привели к снижению рейтинга ценности понятия «патриотизм». В частности, исследователи называют «психологическую травму», полученную населением после поражения СССР в «холодной войне» и утраты статуса великой державы; отсутствие реальной альтернативы коммунистической идеологии и неясность современной идеологической концептуальной базы в национальных условиях (отсутствие национальной идеи); катастрофические последствия экономических реформ 1990-х гг., вызвавших острейший демографический кризис населения в стране; влияние СМИ на сферу общественного сознания, связанное с выявлением «черных» пятен и отрицание позитивных достижений в истории страны; концептуальную «рыхлость» самого понятия «патриотизм», трактующегося то как политическая, то как гражданская (правовая), то как психологическая категория [21, с. 143; 30, с. 13−22; 32, с. 220−222]. К объективным условиям относят также процессы глобализации в сфере экономики, связанные с повышением географической мобильности и миграции населения, ростом числа эмигрантов во всех странах мира, в том числе и в России.
В ряду субъективных условий отмечаются:
- острый кризис социальной и личной идентичности граждан, характерный для начала 1990-х гг.;
- массовое распространение ценностей индивидуализма и прагматизма в культуре общества и в молодежной среде;
- пересмотр ценностных оснований «веры в светлые идеалы» взрослым, экономически активным населением;
- массовое равнодушие к понятию «патриотизм» у всего общества в целом [21, с. 144−145; 32, с. 220].
Следствием указанных процессов стала тенденция нарастания социальной напряженности в молодежной среде на почве расовой, этнической, религиозной неприязни, распространение молодежных политических организаций экстремистского и националистического толка, националистические погромы в разных регионах России. Впервые в послевоенной истории фиксируются проявления неуважительного отношения к ветеранам Великой Отечественной войны, осквернения могил и памятников героям, отдавшим свою жизнь за Родину. Все это несет угрозу целостности многонационального государства.
Принципиально изменившиеся объективные и субъективные условия воспитания патриотизма привели к необходимости переосмысления и уточнения самого понятия. В традиционной трактовке патриотизм − это любовь к Родине, к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству; чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с ее народом, которая включает чувство гордости за свое Отечество и активную гражданскую позицию, готовность служению Отечеству [35, с. 7, 18]. Патриотизм это, прежде всего, ценностное отношение человека к своей Родине и деятельность, которую он осуществляет на основе этого отношения.
Думается, что подлинное проявление патриотизма у человека не должно зависеть от давления политических партий, организаций и идеологий, диктующих различные ракурсы постановки и рассмотрения проблемы отношения к своей стране. Родина у каждого человека одна, и тогда патриотизм, будучи эмоционально-ценностным отношением к ней, приобретает надсистемный характер, наполняясь личностным неполитизированным содержанием, приоритетным по отношению ко всем иным «частным» патриотизмам («патриотизм молодежно-культурный», «корпоративный патриотизм», «этнокультурный патриотизм», «патриотизм либеральный и коммунистический», «демократический патриотизм» и т. д.) [32, с. 223].
Если рассматривать сознание человека как психологическую категорию, как единство субъективного и объективного, переживания и знания (С. Л. Рубинштейн), то среди всех философских определений понятия «ценность» педагогически наиболее приемлемым представляется определение, данное Н. З. Чавчавадзе: «Телеологическое, должное, значимое свойство явления и есть его ценность» [31, с. 36], а наиболее обоснованной − структура ценностей, предложенная О. Г. Дробницким и М. С. Каганом, понимавшим ценность как «форму проявления определенного рода отношений между субъектом и объектом» [10]. В социальной и общей психологии ценностные ориентации личности характеризуют сферу субъективного, область индивидуального сознания человека [8, с. 248; 18, с. 62], «в ориентациях выражаются отношения человека к действительности...» [22, с. 174]. Для изучения этой сферы вводятся специальные понятия − «ценностное сознание личности», «аксиологическое “Я” личности» [2, с. 29]. Поэтому в качестве объекта исследования нами было выбрано патриотическое сознание участников школьного образовательного процесса − учащихся, педагогов, родителей, а в качестве предмета исследования − ценностные ориентации в сфере патриотического сознания участников образовательного процесса.
Структура ценностной ориентации личности большинством исследователей рассматривается на основе трех компонентов, выделенных В. А. Ядовым:
- когнитивного (знание и осознание ценности − предмета ценностного отношения);
- эмоционального (переживание потребности в ценности и отношение к ней);
- поведенческого (мотивация настоящего и проектирование будущего поведения − относительно предмета ценностного отношения) [11, с. 12; 13, с. 34].
Таким образом, ориентация личности на определенные ценности напрямую оказывает влияние на ее деятельность (через целевые установки) и поведение (через отношение к действительности − предмету ориентации). Поэтому в процессе воспитания патриотизма учащихся важным становится диагностическое знание о ценностных ориентациях личности.
Однако сложность диагностики ценностных ориентаций обусловлена их особенностями. Исследователи отмечают, что ценностное сознание личности многослойно, многопланово, сложно организовано во временном, пространственном и смысловом планах; должно быть консистентно (непротиворечиво), но в определенных ситуациях может расбалансироваться [2]. В этом случае обнаруживаются значительные расхождения между представлениями личности о собственных ценностных ориентациях и ее реальным поведением. [8, с. 248]. Часть ценностей, на которые ориентируется личность, может не осознаваться, однако оказывать сильное влияние на деятельность и поведение [3; 6]. Аксиологическое «Я» личности есть факт сознания в форме убеждения, который в себя включает момент уверенности в его истинности и связан с эмоционально-волевым компонентом [29]. Поэтому так трудно получить достоверное знание о том, что происходит в сфере сознания человека в плане отношения к Родине.
Методологические основания. Педагогическое исследование ценностных ориентиров участников образовательного процесса в сфере патриотического сознания и разработка диагностического инструментария для их анализа и оценки носят интегративный и междисциплинарный характер. Это обусловлено, с одной стороны, философско-антропологическим подходом к пониманию Человека как целостной сущности (Б. Г. Ананьев, М. С. Каган, И. А. Колесникова, В. С. Мерлин, С. Л. Рубинштейн, В. Н. Сагатовский, В. И. Слободчиков, И. Т. Фролов). С другой стороны, междисциплинарной природой исследования проблемы ценностных ориентаций личности (работы М. И. Бобневой, Е. В. Бондаревской, М. В. Демина, Г. Г. Дилигенского, О. Г. Дробницкого, Б. И. Додонова, А. И. Донцова, А. Г. Здравомыслова, О. И. Зотовой, И. Ю. Истошина Ш. А. Надирашвили, Л. И. Рувинского, В. Ф. Сержантова, А. И. Титаренко, В. П. Тугаринова, Н. З. Чавчавадзе, Е. В. Шороховой, В. А. Ядова).
С позиций философско-антропологического подхода каждого участника образовательного процесса (ребенка, педагога, родителя) можно рассматривать как целостную сущность, принадлежащую одновременно к различным уровням человеческого бытия (природа, общество, культура, духовный уровень); социальным группам разной степени общности сознания (массовое, групповое, индивидуальное); носителя системы ценностей, относящейся к различным уровням системы ценностного сознания личности [17, с. 65].
Междисциплинарный подход к проблеме ценностных ориентаций личности обусловлен пониманием каждого участника образовательного процесса как Человека, являющегося космо-био-социокультурным, духовно активным, исторически конкретным существом (М. С. Каган, И. А. Колесникова). Ценности как предмет человеческого сознания изучаются философией [9, с. 34]. Поскольку каждый субъект образовательного процесса – это член конкретно-исторического общества, его ценностные ориентации как элемент массового сознания изучаются социологией. Ценностные ориентации участников образовательного процесса как элемент группового сознания исследуются в рамках социальной психологии. Далее каждый субъект образовательного процесса, и ребенок, и педагог, и родитель – это индивидуальность, в силу чего его ценностные ориентации как элемент структуры индивидуального сознания являются предметом общей психологии. Педагогический аспект исследования ценностных ориентаций личности в сфере патриотического сознания заключается в выявлении их связи и влияния на характер и качество деятельности по отношению к своей Родине.
Выделение деятельностного аспекта функционирования системы ценностных ориентаций личности в сфере патриотического сознания представляется важным, поскольку это реальное проявление вовне ценностного отношения личности, которое можно увидеть и оценить. Ценностное отношение человека оказывает влияние на его деятельность по отношению к обществу (через целевые установки), на его поведение по отношению к другим людям (через отношение к действительности). Ценности человека, обладая побудительной способностью, требуют полной реализации, оказывая влияние на социальную жизнь всего общества в целом и на ориентацию личности в социальной действительности.
В современной науке для характеристики сферы ценностного сознания человека используются различные понятия и категории: «ценности», «ценностные ориентации», «ценностные установки», «ценностные отношения», «система ценностных ориентаций личности», «ценностное сознание личности». Существование такого многообразия обусловлено тем, что проблема возникла на стыке целого ряда научных дисциплин: философии ценностей, аксиологии – теории ценностей, философской и культурной антропологии, социологии, социальной психологии, общей психологии, психологии личности. Для педагогического исследования ценностных ориентиров личности в сфере патриотического сознания целесообразным представляется выделить пять уровней: философский, социологический, социально-психологический, общепсихологический и педагогический.
На философском уровне предметом исследования является категория «ценность».
Впервые это понятие было введено в науку во второй половине XIX в. немецкими философами Вильгельмом Виндельбандтом и Генрихом Риккертом. Позднее, в 1902 г. француз Пьер Лапи сформулировал новое понятие – «аксиология», обозначив тем самым проблематику нового самостоятельного раздела философии [17, с. 35]. В отечественной философии советского периода категория «ценность» стала активно исследоваться с 60-х гг. XX в. Этой проблеме посвятили свои исследования В. А. Василенко, Г. Я. Головных, Ю. Д. Гранин, О. Г. Дробницкий, А. Г. Здравомыслов, М. С. Каган, В. П. Тугаринов, Н. З. Чавчавадзе, М. А. Розов, А. А. Ручка и др.
В отечественной философии можно выделить несколько основных определений данного понятия. Ценность есть:
- полезные, нужные людям предметы и их свойства (Г. Я. Головных, В. П. Тугаринов);
- потенциально заключенная в предмете, нереализованная, но уже требующая своей реализации возможность (О. Г. Дробницкий);
- момент значимости одного явления для бытия другого (В. А. Василенко, Ю. Д. Гранин);
- обособившиеся интересы (А. Г. Здравомыслов);
- телеологическое, должное, значимое свойство явления (Н. З. Чавчавадзе);
- конечное основание целеполагания, то, что важно нам уже не как средство для чего-либо другого, а само по себе (М. А. Розов).
На философском уровне сформулирован целый ряд функций, которые ценности выполняют в жизни человека и общества. С педагогических позиций важно, что:
- ценности определяют и координируют деятельность, предписывая людям определенные цели;
- ценности оказывают влияние на поведение человека, предписывая ему определенное отношение к действительности;
- ценности обнаруживают отношение человека к самому себе, другим людям и обществу, определяют возможности самого человека;
- на основе ценностей человек стремится утвердить свою индивидуальность;
- ценность обладает побудительной способностью, требует полной реализации, входя в структуру мотива;
- ценности выполняют роль готовых формул-ориентиров в социальной действительности;
- с помощью манифестации соответствующих целевых установок, ценности могут маскировать один акт деятельности под другой [17, с. 37].
Специфика социологического подхода к исследованию проблемы ценностных ориентаций личности состоит в связи ценностей с характеристикой общественного сознания: ценности рассматриваются как часть социальной системы, как общепринятые представления о желаемом типе социальной системы [18, с. 62]. Исследованию «системы ценностных ориентаций личности» посвятили работы социологи В. Водзинская, Г. Г. Дилигенский, И. С. Кон, А. И. Титаренко, В. А. Ядов и др. Социологический подход к исследованию проблемы ценностных ориентаций личности сводится к следующему:
- система ценностных ориентаций рассматривается как высший уровень диспозиционных установок личности [33, с. 96], охватывает жизненно важные социальные интересы личности [34, с. 41], выражает направленность личности на определенные социальные нормы и ценности [34, с. 42];
- она имеет иерархическую структуру [20, с. 157], характеризуется когнитивным, эмоциональным и поведенческим компонентами [34, с. 42], формируется в соответствии с общесоциальными уровнями [33].
Социологи выделяют четыре функции системы ценностных ориентаций личности: инструментальная, или утилитарная (приспособительная), самозащиты, ценностного изъявления, познавательная [34].
Специфика социально-психологического уровня заключается в изучении ценностных ориентаций как формы взаимосвязи личности и социальных групп. Таким образом, через ценностные ориентации проблемы личности включаются в объект социально-психологических исследований [19, с. 70]. В социальной психологии ценностные ориентации характеризуют сферу субъективного, область индивидуального сознания [8, с. 248]. Для педагогического исследования сферы патриотического сознания, в данном случае, значимо, что:
- ценностные ориентации имеют «психологическую базу», в качестве которой выступает сложная структура потребностей, мотивов, интересов, целей, мировоззрения, идеалов, убеждений человека, составляющая направленность личности [8, с. 248];
- направленность личности выражает отношение к объективной действительности, коллективу и самому себе и проявляется в активной деятельности [8, с. 248];
- ценностные ориентации имеют иерархическую структуру, которая отражает иерархию потребностей человека и проявляет различные стороны, акценты и уровни его сущности [19, с. 70];
- при исследовании ценностных ориентаций обнаруживаются значительные расхождения между представлениями личности об ее ценностных ориентациях и реальным поведением и стремлением [2].
Кроме категории «ценностные ориентации», в социальной психологии используется и более широкое понятие – «ценностное сознание личности» [2].
Специфика общепсихологического подхода к изучению проблемы ценностных ориентаций заключается в исследовании ценностей как компонентов индивидуально-психологической структуры личности, связанных с характеристикой индивидуального сознания [18, с. 62]. Предметом исследования в данном случае выступают понятия «ценностные ориентации», «ценностное отношение», «личностные ценности», «ценность», «система ценностных ориентаций». Внутри структуры личности все элементы ее ценностного сознания образуют аксиологическое «Я», которое имеет всеохватывающее для сознания индивида значение. Его структура индивидуальна, субъективна и подчиняется законам логики внутреннего мира. Аксиологическое «Я» включает в себя когнитивные моменты − формы осознания индивидом самого себя. Это факт сознания в форме убеждения, включающий момент уверенности в его истинности и связанный с эмоционально-волевым компонентом личности [29].
С психологических позиций функциональное назначение ценностей в структуре личности заключается в том, что они:
- характеризуют наиболее значимые области действительности, есть способ дифференциации объектов по их значимости;
- являются средством конструирования мира, средством понимания мира, средством воздействия на мир и средством построения самого себя, собственного «Я»;
- служат связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности;
- являются фактором социальной регуляции взаимоотношения людей и поведения индивида;
- обуславливают индивидуальную концепцию смысла жизни.
Психологи сформулировали и особенности самого процесса ориентирования личности на ту или иную ценность: в ориентациях выражаются отношения человека к действительности – в них задана тенденция действий человека относительно указанных явлений, ориентация биполярна, закономерности формирования и смены ориентаций отличаются от законов приобретения знаний [22, с. 174].
Педагогический уровень изучения рассматриваемой проблемы предполагает в качестве предмета исследования «ценностные ориентации личности» (Е. В. Бондаревская, И. С. Батракова, З. И. Васильева, С. Г. Вершловский, В. В. Веселова, С. С. Волков, Е. Я. Захарова, М. Г. Казакина Е. И. Казакова, А. В. Кирьякова, Г. К. Нургалиева, А. А. Орлов, З. И. Равкин, Л. В. Разживина и др.). Общий подход к педагогической характеристике понятия «ценностные ориентации личности» предполагает, что:
- ценностная ориентация понимается как интегративное образование, характеризующее целостную личность, ее направленность [11; 12; 13; 24];
- ценностные ориентации обеспечивают стержень, общую линию, некую ось, которая уравновешивает поступки, поведение, деятельность человека [12; 13];
- процесс ценностного ориентирования понимается как переход, трансформация, интериоризация объективной ценности в личностно значимую, процесс восхождения личности к ценностям общества [6; 12; 13];
- часть ценностей, на которые ориентируется личность, может не осознаваться ею, однако оказывать сильное влияние на ее деятельность и поведение [3; 6].
В педагогических исследованиях поднимается также вопрос об управлении ценностными ориентациями личности [6; 13; 26].
Теоретическое моделирование процесса воспитания патриотизма. Выделенная система теоретико-методологических оснований позволила поставить задачу создания диагностического инструментария анализа и оценки ценностных ориентиров участников образовательного процесса в сфере патриотического сознания. Первым шагом на этом пути стала разработка модели воспитания патриотизма учащихся в полиэтнической образовательной среде [15]. Соотнесение процесса воспитания патриотизма с условиями полиэтнической среды нуждается в пояснении. Как отмечают исследователи, одна из главных, исторически сложившихся особенностей российской цивилизации – ее многонациональность и поликультурность, поэтому проблема межэтнических отношений и взаимодействий выступает определяющим фактором развития современного российского общества [21, с. 3]. Второй фактор – процессы глобализации в сфере экономики, изменившие за последние пятнадцать лет образовательную и социально-культурную ситуацию в Санкт-Петербурге, вызванную притоком в город нерусскоязычного населения – трудовых мигрантов (по официальным данным − 28 % населения города) [36, с. 2; 37]. При этом в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга учится около 3 % учеников, для которых русский язык не является родным [37]. Изменившиеся образовательные и социально-культурные условия породили в жизни города определенные проблемы [37]. Третий фактор − задача формирования гражданской идентичности личности, которая обусловлена необходимостью сохранения целостности единого многонационального государства, поддержанием гражданского мира и согласия в обществе [21, с. 146−153; 35, с. 7]. Таким образом, сложившиеся в российском обществе новые исторические, экономические и социально-культурные условия делают целесообразным введение понятия «полиэтническая среда» в контекст воспитания патриотизма учащихся.
Если патриотизм – это отношение человека к своей Родине, для которого характерны такие понятия, как любовь к Родине, преданность Отечеству и своему народу, привязанность к месту своего рождения и месту жительства, то в структуре «отношения человека к Родине» логично выделить три компонента:
- структуру понятия «Родина»;
- структуру вариантов возможного для современного человека «взаимоотношения с Родиной»;
- структуру результатов духовно-нравственного развития и воспитания человека в сфере патриотического сознания.
Исходя из данных посылок, для разработки теоретической модели воспитания патриотизма учащихся в полиэтнической образовательной среде была использованы: а) трактовка понятия «Родина», предложенная Е. Н. Барышниковым [30], б) концепция интеграции идентичностей И. Л. Набока [21], в) критерии диагностики результатов духовно-нравственного развития и воспитания, разработанные А. Г. Думчевой [7].
Понятие «Родина» трактуется петербургским ученым Е. Н. Барышниковым как биологическое, духовно-культурное и антропологическое явление и рассматривается в единстве трех составляющих: территориальной, социальной и целостно-упорядоченной [30, с. 13−22]. Философ и этнокультуролог И. Л. Набок, формулируя проблему «создания народа для государства», выдвинул концепцию «интеграции идентичностей»1. Отмечая, что идентичность можно рассматривать как определенное состояние, достигнутое в процессе идентификации, означающее постепенное перенесение индивидом на себя (освоение, интериоризация – перенесение «внутрь») качеств общности, в которой индивид формируется как личность, автор выделяет три вида идентичности: этническую, региональную и гражданскую. Этническая идентификация (самоиденитификация) означает «интериоризацию» качеств этнической общности, сформировавшихся в процессе этногенеза, в том числе «стереотипа поведения».
По мнению И. Л. Набока, одна из наиболее сложных для современного российского общества проблем − это интеграция этнической и гражданской идентичности, которая должна трактоваться как важнейшее условие сохранения целостности России, гражданского мира и согласия в российском обществе [21, с. 114−116, 141−173]. Он пишет: «Специфическая особенность (и определенное преимущество) России как поликультурного, полиэтничного государства “коренных народов” состоит в том, что здесь единство, интеграция этнической и гражданской идентичности могут быть достигнуты при посредстве этнорегионального фактора. …Путь от этнической идентичности к гражданской идентичности лежит через идентичность этнорегиональную» [21:157−158].
Таким образом, рассматривая в современном контексте возможные варианты взаимоотношения человека с многонациональной Родиной, можно выделить три уровня развития патриотизма: этнокультурный, этнорегиональный и общегражданский.
Обосновывая создание необходимых условий для духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, А. Г. Думчева предлагает выделять три ключевые сферы диагностики результативности процесса воспитания, отражающие динамику индивидуально-личностных характеристик человека в целом: деятельность, общение, смысл. К выделенным сферам предлагается круг возможных критериев и показателей:
- деятельность – проявление активности в деятельности, уровень продуктивности;
- общение – эмоционально-ценностное переживание, характер отношений;
- смысл – направленность вектора духовного взросления, динамика духовного взросления, событийность [7, с. 35−39].
Обобщение предложенных теоретических позиций дает возможность построить и описать «Трехкомпонентную модель воспитания патриотизма у учащихся в полиэтнической образовательной среде». В ее структуру входят:
- три смысловых трактовки понятия «Родина» как сложного биологического, духовно-культурного; индивидуально-личностного явления;
- три вида возможного взаимоотношения человека с Родиной (этнокультурная, этнорегиональная, гражданская идентичность);
- три сферы личности, в которых проявляется отношение человека к Родине (деятельность, общение, смысл).
Модель носит качественный характер и может быть использована для диагностики степени результативности процесса патриотического воспитания учащихся (рис. 1).
Рис. 1. Трехкомпонентная модель воспитания патриотизма учащихся
в полиэтнической образовательной среде
Диагностический инструментарий. При разработке диагностического инструментария анализа и оценки ценностных ориентиров в сфере патриотического сознания патриотическое воспитание применительно к школьной среде интерпретировалось нами как процесс присвоения учащимися эмоционально-ценностного отношения к Родине в общении со значимыми другими. Он неразрывно связан с процессом формирования ценностных ориентаций в сфере патриотического сознания. В свою очередь, эти ценностные ориентации являются результатом процесса воспитания отношения к Родине.
Под ценностными ориентациями участников образовательного процесса в сфере патриотического сознания понимается система ценностных (личностно-значимых) оснований-ориентиров для организации познания, общения и деятельности по отношению к своей Родине. Их диагностика основана на механизме выявления ценностных (личностно-значимых) оснований для организации процессов познания, общения и деятельности по отношению к Родине. Характер эмоционально-ценностного отношения человека к Родине показывает степень его идентичности (отождествления) с ней. Можно выделить три качественно различных уровня (степени) идентичности человека с Родиной:
I уровень – «отождествляю» (себя со своей страной): «знаю» (свою страну, свой край), «люблю-ценю» (Родину, свой народ); «делаю» (конкретное дело для пользы своей Родины).
II уровень – «мне безразлично»: «не знаю», «все равно, без разницы, равнодушно», «не делаю ничего для Родины».
III уровень – «не отождествляю»: «не знаю», «не люблю – не ценю», «интересуюсь только отрицательными фактами и постоянно борюсь с этим».
Выделенные уровни идентичности были использованы в качестве основы для разработки диагностического инструментария анализа и оценки ценностных ориентиров участников образовательного процесса в сфере патриотического сознания. Для этого были выбраны соответствующие критерии, показатели [16, с. 206−211], составлены диагностические анкеты с учетом основных источников целенаправленного получения школьниками знания и эмоциональных впечатлений о природе, истории, культуре, религии России. Вопросы, на которые было предложено ответить учащимся разных возрастных групп, представлены в таблицах 1, 2, 3.
Таблица 1
Анкета диагностики ценностных ориентаций в сфере патриотического сознания учащихся начальной школы (2−4-е классы)
1 | Мне нравится читать русские былины о богатырях и богатырских заставах | да | нет | не очень |
2 | Мне нравится смотреть мультфильмы по истории Древней Руси (например, «Князь Владимир», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алеша Попович и Тугарин Змей») | да | нет | не очень |
3 | Я знаю и люблю читать национальные и народные сказки | да | нет | не очень |
4 | Древнерусские храмы одни из самых красивых | да | нет | не уверен |
5 | Колокольный звон русских церквей вызывает у меня приятные чувства | да | нет | не очень |
6 | Я думаю, что каждый ребенок должен иметь свою семью и свой дом | да | нет | не уверен |
7 | Мне кажется, что нужно с любовью и вниманием относиться к родным и близким людям | да | нет | не уверен |
8 | Я думаю, что в нашем городе должно быть особое, бережное отношение к хлебу | да | нет | не уверен |
9 | Я считаю, что в лесу нельзя бросать мусор и загрязнять родную природу | да | нет | не знаю |
10 | Для жителя Санкт-Петербурга важно знать и беречь свой город | да | нет | не уверен |
11 | Для жителя нашего города очень важно знать и помнить историю блокадного Ленинграда | да | нет | не уверен |
12 | Я знаю национальных героев нашей страны и горжусь ими | да | нет | мне безразлично |
Таблица 2
Анкета диагностики ценностных ориентаций в сфере патриотического сознания учащихся основной школы (5−9-е классы)
1 | Мне интересно читать книги по истории Древней Руси (о походах князей, битвах и сражениях, основании городов, строительстве храмов и крепостей) | да | нет | не очень | |
2 | Древнерусские храмы – одни из прекраснейших произведений архитектуры | да | нет | не уверен | |
3 | Колокольный звон русских церквей вызывает у меня приятные чувства | да | нет | не очень | |
4 | Мне нравятся картины русских художников – пейзажистов, изображающих родную природу (например, Левитана, Шишкина, Куинджи, Саврасова) | да | нет | не очень | |
5 | Мне кажется, что родную природу нужно беречь и нельзя загрязнять ее мусором | да | нет | не уверен | |
6 | Я думаю, что каждый ребенок должен иметь свою семью и свой дом | да | нет | не знаю | |
7 | Я считаю, что нужно с заботой и вниманием относиться к родным и близким людям | да | нет | не знаю | |
8 | Для жителя Санкт-Петербурга очень важно знать и беречь культурные ценности города | да | нет | не знаю | |
9 | Я полагаю, что люди, отдававшие свою жизнь за Родину в годы Великой Отечественной войны, любили свою страну и совершали подвиг | да | нет | поступали непрагматично, нерационально | действовали по принуждению |
10 | Для жителя нашего города очень важно знать и помнить историю блокадного Ленинграда | да | нет | не уверен | |
11 | Я знаю национальных героев нашей страны и горжусь ими | да | нет | мне безразлично | |
12 | Я думаю, что в нашем городе должно быть особое, бережное отношение к хлебу | да | нет | не уверен | |
13 | Я испытываю чувство гордости за свою страну, когда на международных соревнованиях при вручении спортсменам медалей звучит гимн России | да | нет | мне безразлично | |
14 | Мне интересно изучать традиции, обычаи и праздники своей национальной культуры (Какой?) | да | нет | не очень | |
15 | Я считаю, что изучение русского языка (как неродного) помогает межнациональному общению людей в нашей стране | да | нет | не уверен | |
16 | Что означают для тебя данные слова? Какой смысл они имеют? | «Родина» | «Отечество» | «Россия» | |
17 | С чем ассоциируются у тебя данные понятия? | «Дом» | «Семья» | «Народ» | |
Таблица 3
Анкета диагностики ценностных ориентаций в сфере патриотического сознания взрослых субъектов образовательного процесса
(старшеклассники, учителя, родители)
1 | Мне интересно читать книги по истории Российского государства (Древней Руси, XVIII−XIX вв. и т. п.) | да | нет | не очень | ||||
2 | Мне нравится смотреть фильмы о героических событиях истории нашей Родины (о войне) | да | нет | не уверен | ||||
3 | Храмовая архитектура, иконопись и религиозная музыка вызывают у меня симпатию | да | нет | не очень | ||||
4 | Мне нравятся картины русских художников-пейзажистов, изображающих родную природу | да | нет | не очень | ||||
5 | Для жителя нашего города очень важно знать и беречь культурные ценности Санкт-Петербурга | да | нет | не уверен | ||||
6 | Для жителя Санкт-Петербурга важно знать и помнить историю блокадного Ленинграда | да | нет | не уверен | ||||
7 | Я считаю, что в нашем городе должно быть особое, бережное отношение человека к хлебу | да | нет | не уверен | ||||
8 | Я думаю, что люди, отдававшие свою жизнь за Родину в годы Великой Отечественной войны, любили свою страну и совершали подвиг | да | нет | поступали непрагматично, нерационально | действовали по принуждению | |||
9 | Я люблю слушать песни военных лет | да | нет | не уверен | ||||
10 | Я знаю национальных героев нашей страны и горжусь ими | да | нет | мне безразлично | ||||
11 | Я считаю, что всеобщая воинская обязанность (служба юношей в армии) связана с защитой Отечества и исполнением гражданского долга | да | нет | нужна профессиональная армия из граждан | могут служить иностранные наемники за деньги | |||
12 | Я полагаю, что участие в выборах является исполнением гражданского долга | да | нет | не имеет никакого отношения | ||||
13 | Я испытываю чувство гордости за свою страну, когда на международных соревнованиях при вручении спортсменам медалей звучит гимн России | да | нет | мне безразлично | ||||
14 | Мне интересно изучать традиции, обычаи и праздники своей национальной культуры (Какой?) | да | нет | не очень | ||||
15 | Мне кажется, что отношение к предыдущим поколениям родных людей – родителям, бабушкам, дедушкам – является показателем отношения человека к своему Отечеству | да | нет | не уверен | ||||
16 | Я думаю, что изучение русской классической литературы (например, произведений А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова) помогает иностранцам лучше понять русскую душу | да | нет | неактуально для современного человека | ||||
17 | Я думаю, что изучение русского языка в многонациональной России необходимо для улучшения общения между народами и роста взаимопонимания между людьми | да | нет | не уверен | ||||
18 | Если бы у меня была такая возможность, то я обязательно бы уехал из России (выбери вариант ответа) | навсегда жить в другую страну | на время работать в другую страну | на некоторое время в отпуск | не стал бы уезжать из страны вообще | |||
19 | Что означают для Вас эти слова? Какой смысл они имеют? | «Родина» | «Отечество» | «Россия» | ||||
20 | С чем ассоциируются у Вас данные понятия? | «Дом» | «Семья» | «Народ» | ||||
Предлагаемый диагностический инструментарий отличается:
- комплексностью – вопросы анкет для учащихся сформулированы с учетом их возрастных психологических особенностей;
- системностью – вопросы анкет содержат материал по этнокультурной, этнорегиональной и гражданской идентичности личности;
- едиными критериями для оценки сформированности ценностных ориентаций в сфере патриотического сознания у разных субъектов образовательного процесса – учащихся, педагогов и родителей, что позволяет проводить сравнительный анализ;
- ориентацией на выявление трех качественно различных уровней отождествления личности с Родиной («отождествляю», «безразлично», «не отождествляю»), выявляющей характер эмоционально ценностного отношения к Родине участников образовательного процесса.
При обработке результатов анкетирования использовались критерии, связанные с проявлением отношения: к истории Родины, национальной культуре, традиционной религии, к дому и семье, национальным символам, родной природе, родному городу, своей стране. Показатели по каждому из критериев были соотнесены по смыслу с ключевыми словами-индикаторами: былины, блокада, храмы, колокола, хлеб, национальные герои и др.
Суммарный подсчет разных вариантов ответов учащихся по одинаковым критериям и показателям в каждом классе, параллели, на каждой ступени обучения дает возможность получить качественную характеристику патриотического сознания воспитанников и проводить сравнительные и лонгитюдные педагогические исследования. Аналогичным образом подсчитываются варианты ответов педагогов и родителей учащихся и делаются выводы о специфических особенностях их ценностных ориентаций в сфере патриотического сознания. Графическая презентация результатов в виде диаграмм делает качественный анализ более наглядным.
Результаты апробации диагностического инструментария. Разработанный инструментарий был использован для выявления, изучения, сравнительного исследования, анализа результатов патриотического воспитания учащихся в образовательной среде в новых исторических и социально-культурных условиях Санкт-Петербурга, а также для проектирования системы воспитательной работы школы на разных уровнях структуры образовательной программы (класса, параллели, ступени обучения, всей школы в целом). Апробация диагностического инструментария проводилась локально, в феврале − марте 2011 г., на базе ГБОУ СОШ № 305 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, в ходе опытно-экспериментальной работы коллектива. В исследовании принимали участие 560 учащихся 2−4-х классов, 5−9-х классов, 10−11-х классов, из которых 13 % принадлежали в основном к азербайджанской национальной культуре (специфика образовательных учреждений Фрунзенского района Санкт-Петербурга) [36]. Целью диагностики стало определение степени идентичности (отождествления) с Родиной учащихся, педагогов и родителей. В качестве задач диагностики ценностных ориентаций в сфере патриотического сознания предполагалось:
- выявление уровня эмоционально-ценностного отношения к Родине учащихся, педагогов и родителей;
- определение возраста учащихся и направлений, позиций, по которым у учащихся «западает» формирование идентичности с Родиной;
- определение направлений планирования воспитательной работы по формированию патриотического сознания учащихся в школе (классе, параллели, ступени обучения).
Результаты исследования представлены на диаграммах (рис. 2, 3, 4).
Рис. 2. Диагностика ценностных ориентаций в сфере патриотического сознания учащихся начальной школы (2−4-е классы)
Было установлено, что у учащихся начальной школы (рис. 2) в высокой степени (92−96 %) сформированы ценностные ориентации по отношению к родному дому и семье, к родным людям, к изучению истории и культуры Санкт-Петербурга, по отношению к родной природе. Средние позиции (70−80 %) занимает формирование ценностного отношения к хлебу, к древнерусскому храмовому зодчеству, к истории Древней Руси (знания, полученные на основе мультфильмов). Самые низкие результаты (45−69 %) получили ценностные ориентации по отношению к русской истории (былины о русских богатырях), к колокольному звону русских церквей, к русским народным сказкам.
Рис. 3. Диагностика ценностных ориентаций
в сфере патриотического сознания учащихся основной школы (5−9-е классы)
В ходе исследования ценностных ориентаций в сфере патриотического сознания учащихся основной школы (рис. 3) были сделаны выводы о высокой степени (85−97 %) сформированности ценностного отношения к родному дому и семье, к родной природе, к изучению истории и культуры Санкт-Петербурга, к подвигу народа в годы Великой Отечественной войны. Средние позиции (65−79 %) занимает формирование ценностного отношения к истории блокадного Ленинграда, к древнерусскому храмовому зодчеству, к гимну России, к родной природе. Самые низкие позиции (42−57 %) получили ценностные ориентации учащихся основной школы по отношению к изучению русской истории, к колокольному звону русских церквей, к изучению традиций и обычаев своей национальной культуры.
Рис. 4. Диагностика ценностных ориентаций в сфере патриотического сознания учащихся старшей школы (10−11-е классы)
Изучение ценностных ориентаций учащихся старшей школы (рис. 4) показало высокую степень сформированности ценностного отношения к истории блокадного Ленинграда, к подвигу народа в годы Великой Отечественной войны, к изучению истории и культуры Санкт-Петербурга. В средней степени у старшеклассников сформировано ценностное отношение к русской классической литературе, к русскому языку, к гимну России, к родной природе, к хлебу. Самые низкие выборы получили ценностные позиции по отношению к изучению русской истории, к древнерусскому храмовому зодчеству и иконописи, к службе в армии, к участию в выборах, а также ценностное отношение к родителям.
В целом анализ результатов исследования учащихся всех возрастных групп привел к выводу о том, что на уровне сознания школьников, принадлежащих к российской национальной культуре, существует проблема отчуждения от русской этнической идентичности. (В частности, это отразилось в показателях отношения к истории своей страны, к религии (храмы, иконопись, колокольный звон), к изучению традиций и обычаев национальной культуры.) Этот факт будет затруднять процесс формирования у учащихся гражданской идентичности личности, поскольку они оторваны от корней национальной культуры. Этот вывод косвенно подтверждается и ответами учащихся старших классов относительно возможной эмиграции. Несмотря на очень высокие показатели ценностного отношения к истории блокадного Ленинграда, к подвигу народа в годы Великой Отечественной войны, к изучению истории и культуры Санкт-Петербурга, 25 % старшеклассников готовы навсегда уехать жить за границу. В ситуации «отсутствия» укорененности в национальной культуре этот факт становится вполне понятным и объяснимым. Полученные результаты диагностики ценностных ориентаций учащихся в сфере патриотического сознания требуют пристального внимания.
В заключение хотелось бы отметить, что предлагаемый диагностический инструментарий предоставляет педагогам возможности:
- изучать динамику ценностных ориентаций в сфере патриотического сознания учащихся определенного класса в течение времени (на ступени обучения, при переходе с одной ступени обучения на другую);
- проводить сравнительные исследования ценностных ориентаций в сфере патриотического сознания учащихся разных классов на одной параллели;
- проводить сравнительные исследования ценностных ориентаций в сфере патриотического сознания учащихся всей школы на разных ступенях обучения (в данный момент и в динамике);
- проводить сравнительные исследования ценностных ориентаций в сфере патриотического сознания разных участников образовательного процесса – учащихся, педагогов и родителей – для выявления педагогических возможностей образовательной среды школы как ценностного;
- изучать эффективность воспитательной работы школы по формированию патриотического сознания учащихся по различным направлениям воспитания;
- исследовать эффективность различных технологий, методов и методик воспитания патриотизма учащихся в современных социально-культурных условиях Санкт-Петербурга;
- разрабатывать систему воспитательной работы школы по формированию патриотического сознания учащихся на разных ступенях образовательной программы;
- разрабатывать программу социально-педагогического партнерства с родителями и социально-культурного партнерства с учреждениями культуры, образования и спорта города в целях формирования патриотического сознания учащихся в современных условиях.
Предложенный подход к диагностике ценностных ориентаций участников образовательного процесса в сфере патриотического сознания является дискуссионным и нуждается в дальнейшем развитии. В частности, отдельного рассмотрения заслуживает влияние средств массовой информации и глобальных сетей на формирование патриотического сознания современных школьников. Новые направления исследования могут быть также связаны: с детализацией системы показателей; со сравнительным изучением ценностных ориентаций в сфере патриотического сознания учащихся и педагогов, учащихся и родителей.
Список литературы
- Бережнова Л. Н. Этнопедагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. Н. Бережнова, И. Л. Набок, В. И. Щеглов. М.: Издательский центр «Академия», 2007.
- Бобнева М. И. Феноменология ценностных систем личности // Вестник РГНФ. 1996. № 1. С. 137−147.
- Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1992. № 5−6. С. 65−70.
- Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики: Учеб. пособие. СПб., СПбГУ, 1992.
- Донцов А. И. К вопросу об управлении ценностными ориентациями личности // Проблема управления процессом воспитания. Материалы симпозиума / Под ред. Н. Ф. Талызиной, Л. И. Рувинского. М.: МГУ, 1971. С. 89−93.
- Донцов А. И. О ценностных отношениях личности // Советская педагогика. 1974. № 5. С. 7−8.
- Думчева А. Г. Диагностика условий и результатов духовно-нравственного развития и воспитания в образовательном пространстве // Системно-деятельностный подход в воспитании. Духовно-нравственное развитие и воспитание – главные приоритеты образования: Материалы I Межрегиональной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 26 октября 2010 года / Под общ. ред. Е. Н. Шавриновой. СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2010.
- Зотова О. И., Бобнева М. И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975, С. 241−254.
- Каган М. С. О структуре современного антропологического знания // Очерки социальной антропологии. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1995, С. 30−40.
- Каган М. С. Философская теория ценности. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997.
- Казакина М. Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. Л.: ЛГПИ, 1989.
- Казакова Е. И. Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентационный подход): Дис. … д-ра. пед. наук. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1995.
- Кирьякова А. В. Ориентация школьников на социально значимые ценности (Теория и диагностика). Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1991.
- Колесникова И. А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. СПб: СПб ГУПМ, 1999.
- Кузьмина И. Е. Модель патриотического воспитания учащихся в современных условиях полиэтнической образовательной среды // Воспитание: парадигмы, стратегии, практика: Сб. статей участников II Межрегиональной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 30−31 октября 2012 года / Под общ. ред. Е. Н. Шавриновой. СПб.: НОУ «СПб центр поддержки инновационных технологий, форм и методов воспитания гражданственности и патриотизма», 2012. С. 51−57.
- Кузьмина И. Е., Подольская Л. П., Ялышева И. А. Методический инструментарий диагностического исследования патриотических ориентаций учащихся в полиэтнической образовательной среде // Приоритеты социально-педагогической деятельности в контексте требований ФГОС. Материалы Городской конференции 29 февраля − 1 марта 2012 года / Под общ. ред. Е. Н. Барышникова. СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2012. С. 206−211.
- Кузьмина И. Е. Научно-практические основания исследования гуманитарного качества профессиональной деятельности учителя: Дис. … канд. пед. наук. СПб.: СПб ГУПМ, 1998.
- Ломов Б. Ф., Зотова О. И. Психологические аспекты человеческой деятельности. Ч. III. М., Изд-во МГУ, 1978.
- Методологические проблемы социальной психологии / Под науч. ред Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1975. С. 70.
- Моральные ценности и личность / Под ред. А. И. Титаренко, Б. О. Николаичева. М.: Изд-во МГУ, 1994.
- Набок И. Л. Педагогика межнационального общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2010.
- Надирашвили Ш. А. Социальные ориентации личности // Социальная психология личности. М.: Наука, 1979. С. 165−183.
- Проблема ценности в философии / Под ред. В. П. Тугаринова. М.; Л.: Наука, 1966.
- Нургалиева Г. К. Психолого-педагогические основы системы ценностного ориентирования личности. Автореф. дис. … д-ра пед. наук. Алмааты: АГУ им. Абая, 1993.
- Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. СПб., 1911.
- Рувинский Л. И. О ценностном подходе к усвоению принципов и норм нравственности // Советская педагогика. 1974. № 3. С. 28−35.
- Сагатовский В. Н. Антропологическая целостность: статус и структура // Очерки социальной антропологии. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1995. С. 41−55.
- Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979.
- Сержантов В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.
- Теория и практика патриотического воспитания. Ч. 1 Современные методы, формы и технологии патриотического воспитания: науч.-метод. сб. / Под общ. ред. Е. Н. Барышникова. СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2010, С. 13−22.
- Чавчавадзе Н. З. Культура и ценности. Тбилиси: Издательство «Мецниереба», 1984.
- Черникова Т. Е. Неюбилейные размышления о воспитании патриотизма // Народное образование. 2011. № 6. С. 219−226.
- Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии / Под науч. ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1975. С. 89−105.
- Ядов В. А., Кон И. С., Водзинская В. Личность и ее ценностные ориентации // Материалы изыскательского проекта «Соотношение ценностных ориентаций и реального (явного) поведения личности в сферах труда и досуга». Вып. 1. № 4 (19). М.: АН СССР, 1969.
- Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011.
- Кузьмина И. Е. Дети-мигранты в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга: анализ сложившейся ситуации // Ценности культурного многообразия как фактор развития современной школы. Роль и компетенции учителя, директора, методиста. Материалы международной конференции в СПб АППО 12 мая 2011 года. СПб.: СПб АППО, 2011.