В течение последних двух десятилетий взрослые граждане в Латвии активно включаются в образовательные процессы, чтобы улучшить качество своей жизни и творчески самоутвердиться в выбранной области жизнедеятельности. Начало XXI в. характеризуется расширением возможностей доступа к информации с использованием высоких технологий. Тем не менее навыки получения, анализа и использования информации не у всех развиты в достаточной степени. Поэтому все более и более существенным становится вопрос умения учиться и развиваться с использованием имеющихся знаний и их получения через инновационные процессы обучения. Возможность учиться, развивать человеческий потенциал и свои навыки должны быть предоставлены как каждому члену общества, так и обществу в целом. Это в полной мере касается обучения в области предпринимательства. После провозглашения в 1991 г. независимости Латвийской Республики роль предпринимательства в жизни общества значительно возрастает. Тем не менее, его развитие сдерживается не только отсутствием активности людей в предпринимательской деятельности, но также недостаточным опытом и знанием в этой области.
В 90-х гг. XX в. в Латвии начался переход от авторитарной образовательной парадигмы к гуманистической парадигме сотрудничества. Соответственно изменился характер педагогической деятельности. Миссия современного преподавателя заключается в том, чтобы вдохновлять, поощрять, поддерживать человека, помогать ему в процессе приобретения компетенций и развитии собственного опыта. Это означает, что позиция преподавателей и слушателей курсов для взрослых изменилась в сторону повышения ответственности и самостоятельности в образовательном процессе, что предусматривает совместность обучения, взаимное доверие и уважение.
1. Сущность собственного опыта.
Термин «опыт» широко используется в теории и педагогической практике. «Несмотря на то, что с древних времен опыт является одной из категорий познания, единой теории опыта, которая бы не ограничивалась отдельными идеями и представляла бы основания практике учения, ориентированной на опыт, в современном учебном процессе не существует» [1, с. 69]. Следуя логике Гегеля, диалектику опыта сознания в историческом плане следует понимать как структурную корреляцию личности человека с его самостоятельно приобретенным опытом. Эффективность процесса познания в этом случае зависит от того, насколько субъект внутренне участвует в нем (насколько личностно в него включен). «Принцип опыта содержит очень важное условие: для того, чтобы воспринять и внутренне признать какое-то содержание, необходимо активное участие человека; вернее, надо, чтобы человек рассматривал это содержание как гармонично связанное и подкрепленное собственным опытом» [2, с. 50]. Мысль Гегеля о личном участии означает нечто большее, чем просто присутствие. Это «первоначальный интерес» субъекта к объекту. Философ рассматривает опыт в качестве исходного и центрального источника знаний о чем-то, обеспечивающего его понимание. Опыт представляет собой фундаментальное переплетение действия и внутренней включенности в него. Данные положения Гегеля могут быть использованы в качестве методологической основы учения.
Это означает, что в педагогике, особенно в процессе учения взрослых, важно принимать во внимание именно собственный опыт человека. Педагогическое качество познавательного процесса зависит от того, насколько полно субъект внутренне в него вовлечен [1, с. 74]. В данном случае опыт предстает как основание и результат учения, а также как важный педагогический инструмент. «Обучение является неотъемлемой частью опыта, его имманентным следствием (соответствие внутренней системы, целеустремленность). Опыт, который остается без последствий, из которого человек ничего не узнал, не является опытом» [3, с. 15]. Упор на формирование собственного опыта и его расширение особенно важны в системе образования взрослых. Собственный опыт делится на: а) первичный, формирующий предпосылочные знания [4, с. 601], и б) вторичный, приобретенный как следствие неких новых действий, произведенных с учетом предшествующего опыта [4, с. 693].
Г. Бук интегрирует категорию опыта в когнитивный процесс. По его мнению, неизвестное познается только тогда, когда существует в контексте опыта, позволяющего получить некоторые предпосылочные знания. В противном случае воспринимать и понимать неизвестное сложно. Такой теоретический подход удостоверяет особую значимость опыта в педагогической организации учебного процесса и в процессе учения личности [3, с. 62]. Если взрослый, добровольно включился в учениe, чтобы получить новые знания и обогатить собственный опыт, преподаватель должен в процессе сотрудничества целенаправленно инициировать осознанное пeрeживание и осознание им первичного опыта для получения новых знаний и дальнейшего формирования вторичного опыта. Осознанность мотивов учения в процессе дальнейшего образования способствует также развитию сотрудничества, целеустремленности и творчества. Латвийский исследователь образования, профессор Аусма Шпона определила сущность творческой самореализации в опыте следующим образом: «Творческий опыт представляет знания, умения и отношения, которые были приобретены и оценены в ходе жизнедеятельности, стали личностно значимыми и в настоящее время используются в различных жизненных ситуациях» [5, с. 161]. Важно приобрести творческий опыт, характеризующийся возможностью его переноса с одного вида деятельности на другой еще в процессе школьного учения. Впоследствии ученики смогут использовать свой творческий опыт в исследованиях или профессиональной деятельности.
2. Принцип сотрудничества в учении.
В рамках гуманистической педагогики сотрудничество преподавателя и ученика основано на взаимном уважении ценностей и опыта друг друга. На уважении к индивидуальной автономии, инициативе, самоконтроле и самооценке. Кроме того, ориентация на процедурный подход важна, например, при совместном решении проблем, участии в научно-исследовательской деятельности в проектах, организации рефлексии, независимом формировании новых знаний с использованием собственного опыта в различных ситуациях. Процедурный подход основан на положениях гуманистической психологии, связанных с процессом восприятия и освоения человеческого мира, что особенно важно при исследовании непрерывного учения.
Сотрудничество в процессе учения взрослых является первым инновационным признаком смены отношений между педагогом и другими участниками процесса учения, характеризуя изменение позиции с обеих сторон. Однако иллюстративный, разъясняющий учебный процесс, где преподаватель учит, а слушатели учатся, по-прежнему типичен и для образования взрослых. Характерны ситуации, когда взрослые не имеют свободы выбора содержания или формы обучения. Во многих случаях подобная организация обучения сохранилась как в университетах, так и в системе дополнительного образования взрослых. Эта традиция продолжается с XIX и XX в., когда учитель полностью отвечал за образовательные результаты школьников, студентов, а также взрослых, что нашло отражение в проведении различных экзаменов на всех уровнях образования. Сотрудничество в процессе учения основывается на теоретических положениях гуманистической педагогики, допускающих возможность реализовать равенство как педагога и воспитанников, так и среди самих участников учения.
Сотрудничество – это гуманистическая идея совместной развивающей работы, подкрепленной отношением духовного понимания и коллективного анализа хода и результатов работы. Оно основано на стимулировании и развитии познавательного интереса учащегося со стороны педагога. Сотрудничество в процессе учения является актуальной исследовательской проблемой в современной педагогике. Во многих странах мира проводятся эксперименты и возникают новые теории. Одним из важных положений педагогики сотрудничества является то, что учение не является только рациональным процессом, но также связано с оценкой информации, которая соотносится с понятием инноваций [6, с. 199, 204].
Только активный и независимый ученик может сотрудничать в различных формах учения. Для реализации сотрудничества (независимо от ситуации и степени познавательной самостоятельности взрослого) важным условием является выдвижение субъективной индивидуальной цели. Объективные обстоятельства являются основанием для осознания субъективной цели, порождая противоречие между имеющимся личным опытом и новыми потребностями в новой дополнительной деятельности. Решение этого противоречия начинается с анализа собственного опыта и постановки целей деятельности, что требует ответа на вопрос: «Чего я хочу достичь в процессе решения имеющегося противоречия?»
В процессе учения взрослых сотрудничество выполняет функцию основного требования или принципа. Это требует, в первую очередь, сближения целей деятельности преподавателя и взрослых учащихся и согласования в выборе инструментов для их достижения. В ходе педагогического эксперимента педагог ясно осознающий, что и как может быть изучено совместно, предоставляет возможные варианты, на основе которых участники процесса могут выбрать и согласовать содержание процесса учения и способы его организации. Таким образом, реализуется одно из принципиальных требований сотрудничества - координация образовательных материалов. Второe требование принципа сотрудничества - практическое применение знаний для формирования умений в процессе учения и осознания их значения. Поэтому осмысление недавно приобретенной информации, ее полезности для формирования умений новой деятельности должно постоянно координироваться в ходе учебного процесса. Третьe требование принципа сотрудничества – систематически анализировать и самооценивать свои результаты в их сопоставлении с оценкой учителя и других слушателей курса. Все эти принципиальные требования сотрудничества были целенаправленно реализованы нами в процессе эксперимента по организации учения взрослых.
3. Экспериментальная организация учения начинающих предпринимателей.
Человек строит свое учение на имеющемся у него опыте и умении получать новый опыт, осуществлять его рефлексию, концептуализацию, преобразование. Данное умение связано с особенностями взаимодействия абстрактного и рефлексивного мышления, что зависит от личностного стиля учения. Учение взрослых − социальное явление. Это совместная работа в команде, творческий познавательный процесс на основе сотрудничества, когда двое или более взрослых на основе взаимодополняющего опыта совместно формируют когнитивный продукт, обладающий новым качеством, которое может использоваться на практике. Чтобы выяснить, как ценности влияют на поведение человека, как человек действует перед лицом экзистенциальных изменений, американский ученый Дон Бек исследовал развитие психологической системы ценностей. Эта работа велась с 1975 г. в сотрудничестве с Клэр W. Graves и основывалась на его концепции биопсихосоциальных систем (в период 1996–2001). В качестве инструмента оценки была разработана и использована Спираль интегральной динамики (SDI) [7].
Упомянутая концепция связывает деятельность человека, организации и общества. Она применима в области предпринимательства, политики и образования и предоставляет инструменты (методы), для того чтобы начать реализацию идеи в соответствующей области и обеспечить ее развитие. Спиральная интегральная динамика позволяет формировать новые методы как в академической среде, так и в сфере бизнеса. В настоящее время она становится структурным компонентом учения XXI в. Данная концепция послужила основой для разработки экспериментального процесса управления формированием собственного опыта, основанного на интеграции биологических, психологических и социальных процессов в единый педагогический процесс.
На основе концепции биопсихосоциальной системы была сформирована циклическая спираль учебного процесса, образно представленная в виде радуги (рис. 1).
Рис. 1. Биопсихосоциальный цикл приобретения нового опыта посредством учения или «радуга» спирального цикла
Цикл начинается с актуализации конкретного первичного опыта, который развивается по мере формирования новых потребностей. Процесс учения начинается с восприятия новых явлений, их изучения и получения эмоционального опыта за счет использования нового знания и его оценки. Усовершенствованные способы действий, которые формируются в рамках приобретения вторичного опыта, в дальнейшем выступают в качестве нового первичного опыта. Исследование показывает, что в учении взрослых единство биологического, психического и социального развития обеспечивает развитие собственного опыта в жизнедеятельности.
Учение начинается с актуализации собственного опыта и выяснения, какие знания и навыки необходимы для получения новой информации. Актуализация в процессе получения своего опыта знаний, навыков и отношения (компетенций) осложняется для взрослых, поскольку они не всегда обладают навыками подобного самоанализа. Таким образом, консультация и поддержка педагога оказываются важными при формировании учебных целей для всех вовлеченных в образовательный процесс. Цель являет собой субъективную составляющую деятельности, мобилизующую физические и духовные силы человека для ее достижения. Ясность цели в учении способствует свободе и осознанности деятельности, в которой собственный (личный) опыт становится важным источником всякого рода знаний.
Для анализа структуры собственного опыта большое значение имеет внутренняя структура деятельности, предложенная психологом А. Н. Леонтьевым. Он характеризует человеческие потребности как внутреннее условие деятельности; как мотив, который направляет и регулирует действия. Потребности, мотивирующие субъекта к действию, возникают из опыта. По А. Леонтьеву, отношение мотива деятельности к цели порождает личностный смысл. Это побуждает человека к выполнению когнитивных действий, реализующих смысл, то есть к достижению цели и реализации мотива. Смысл деятельности меняется вместе с изменением мотива. Оставаясь такой же по своему содержанию, она может психологически меняться, приобретая иной мотив. В этом случае действия дают другой результат и занимают различное место в жизнедеятельности [8, с. 134].
Ясное восприятие обеспечивает формирование понимания, основанного на чувствах и представлениях. Без когнитивного компонента понять значение познаваемого объекта невозможно. Понимание следует трактовать как часть формирования смысла [9, с. 276], сутью которого является раскрытие содержания знания по конкретной теме. В ходе такого учения и педагог, и взрослые слушатели в равной степени разделяют ответственность за образовательный процесс и его результаты. Это достигается целенаправленностью (обучения) учения, свободой выбора и поддержанием чувства собственного достоинства.
Жизненный опыт каждого человека формирует его убеждения. Это глубоко индивидуальные проявления, необходимые всем, но не подлежащие сравнению с убеждениями других. В процессе эмоциональных переживаний личностные «я» убеждения превращаются в личный опыт, «когда человек внутренне ощущает свою сущность» [10, с. 157]. Суть изменений в учебном процессе заключается в понимании человеком сбалансированности его / ее физического, психического и социального развития; тогда учение основывается на логике такого развития. Соответственно познание и управление личным развитием становится компонентом учения в течение жизни. Понятия, рожденные индивидуальным опытом, всегда связаны с эмоциональным отношением и личностным пониманием.
Сотрудничество в получении и использовании нового опыта отличается в различных возрастных и социальных группах. В отношении педагогов и взрослых, которые пытаются развивать собственный опыт в процессе учения, желательно проверять эффективность данного процесса на основе взаимной рефлексии, в ходе которой оцениваются процесс учения и его результат. Саморефлексия применялась в экспериментальном учении с целью обогащения собственного опыта педагога и каждого участника процесса учения. Функция саморефлексии в учении заключалась в том, что педагог привлекал собственный опыт профессиональной деятельности и рефлексивной оценки для построения ситуаций организации обмена жизненным опытом со взрослыми учащимися. Таким образом, работа с собственным опытом выступает как одна из форм учения в диалоге, участники которого свободно исполняют свои роли.
Развитие компетенций стало одной из главных целей непрерывного образования XXI в. Необходимость постоянного развития компетенций определяется современной, изменяющейся средой и появлением все новых и новых требований рынка труда. Ведущие институты Европейского союза определили пожизненное развитие человеческих ресурсов в качестве краеугольного камня развития Европы. Berliner [11, с. 47] понимает компетенции как качество, отражающее определенный уровень (профессионального) развития. Компетентность как образовательный идеал представляет индивидуальное сочетание способностей и опыта, основанное на возможностях вариативности их комбинации и постоянного развития.
Чтобы в ходе эмпирического исследования оценить реструктуризацию вторичного (вновь приобретенного) собственного опыта в первичный по мере дальнейшего формирования нового опыта (поскольку «первичные и вторичные самостоятельно переживания не существуют одновременно» [12, с. 13]), должны были быть выбраны критерии оценки и сформированы основы исследования.
B исследовании приняли участие взрослые слушатели, выразившие желание получать новые знания и развивать опыт, чтобы подготовиться к открытию собственного бизнеса. В мае 2011 г. в ходе опроса был проанализирован опыт 209 участников эксперимента, что позволило определить различия в уровне имеющегося самостоятельного опыта в зависимости от возраста, пола, образования, места проживания и занятий. В мае 2012 г., опрос тех же респондентов, заполнивших вопросники до начала экспериментального учения, был проведен повторно. Основываясь на разработанных критериях и показателях оценки, опыт слушателей сравнивали до и после учения. Были выявлены значительные изменения по следующим критериям:
- интерес к самопознанию;
- необходимость взаимодействовать с профессиональной командой;
- потребность в общении с семьей;
- осознание цели;
- участие в выборе / использовании методов учения;
- понимание жизненных перспектив;
- эмоциональный опыт в процессе учения;
- навыки говорения;
- актуализация первичного опыта.
В то же время не было обнаружено статистически значимых различий в оценке следующих показателей собственного опыта:
- следование за инновациями в профессиональной деятельности;
- потребность в общении с социальными группами (группами индивидуальных интересов);
- эмоциональное переживание учебных достижений;
- умение слушать;
- навыки чтения.
В целом, исследование показало, что наиболее важными компонентами продуктивного процесса учения являются: осознание цели, применение знаний и приобретение навыков самооценивания. Целенаправленная деятельность особенно важна в предпринимательстве и напрямую связана с активным самообразованием и использованием знаний в процессе учения. В течение года количество начинающих предпринимателей, всегда изначально устанавливающих цели учения, увеличилось с 63 до 78 %; а количество тех, кто не всегда определяет цели учения, снизилось с 34 до 20 %. Однако 2 % участников не поставили цели вовсе. Высокий процент осознанности цели был среди служащих (81 %) и начинающих предпринимателей на периферии (91 %). Целенаправленность, приобретенная в процессе учения, может быть умело использована в повседневной организации работы.
Учениe оказалось одним из основных компонентов в формировании собственного опыта. В ходе эксперимента выяснилось, что процесс приобретения опыта следует интерпретировать как авторскую деятельность, в процессе которой учение является важнейшей составляющей, обеспечивающей радость от осознания нового опыта и учебных достижений. Исследование показало, что организация учения взрослых зависит от желания участников, вовлеченных в образовательный процесс, сотрудничать и приобретать новый опыт. Для формирования свободного и творческого сотрудничества слушатели и преподаватель выбирают форму сотрудничества совместно. Наиболее широко используемыми в экспериментальном учении формами явились: лекции-беседы; семинары; работа в группах; индивидуальная самостоятельная работа; решение задач, интерактивные консультации. Применяемый метод учения через осознанное приобретение опыта достиг цели и обеспечил участникам курса получение знаний и умений, необходимых для успешного достижения цели – открытия собственного бизнеса, в том числе за счет использования многообразных форм учения.
Результаты исследования показывают, что учение начинается с актуализации восприятия собственного опыта, имеющихся знаний, умений, отношений. Параллельно с изменением опыта меняются ценности. В образовании взрослых осознание потребностей учения содействует сотрудничеству и обеспечивает целеустремленность. Учение является индивидуальным процессом, который реализуется лично и основан на самостоятельности, ответственности и свободе выбора. Мотивация личности, целеустремленность, самоуважение, самооценка – центральные понятия гуманистической педагогики, отражающие признание автономии личности в процессе учения.
Значительно развились навыки актуализирования собственного опыты в процессе учения. Участники оценили стиль преподавания лектора и отношения, сложившиеся в группе. Личные ощущения, связанные с единством процесса учения и самоуправления, не получили полного развития. Понимание единства процесса учения было сформировано в ходе тренинга по содержанию предпринимательской деятельности. 25 % участников курса выбрали изучение бизнес-основ; 10 % – основ управления; 7 % – правового регулирования предпринимательской деятельности; 23 % – финансового менеджмента предприятия; 24 % – бухгалтерии хозяйственной деятельности и налогообложения; 11 % – основ маркетинга. Особенно значимым было оценивание участниками положения субъекта в процессе учения. Выяснилось, что 55 % участников курса всегда чувствовали себя участниками диалога, 36 % – часто, и только 7 % – редко, в то время как 2 % – не чувствовали вообще. 59 % участников признались, что они всегда имели возможность высказать свое мнение, 34 % – часто, 7 % – редко. Почти 100 % участников всех курсов отметили возможность задавать вопросы в процессе обучения.
Сотрудничество преследует субъективную и индивидуальную цели. Объективные обстоятельства являются основанием для появления субъективной цели – разрешения противоречия между существующим опытом и необходимостью освоения видов деятельности, необходимых для удовлетворения новых потребностей. В течение экспериментального учения слушатели сформировали новые цели своей деятельности и изменили отношение к себе. Каждый захотел и ощутил возможность проявить самостоятельность в ситуации реальной жизнедеятельности. В ходе учебного процесса число самозанятых в сфере бизнеса лиц (фрилансеров) увеличилось с 12 до 15 %, а количество работодателей − с 14 до 38 % (см. рис. 2). 99 % слушателей заявили, что они достигли поставленных целей учения. Одним из доказательств успешности эксперимента является то, что в процессе учения у слушателей появилось умение оценивать свой новый, вторичный опыт. В течение года они научились оценивать полученные знания и уровень своего понимания, учебные умения и динамику отношения к учению. Приобретенные на основе опыта самоанализа умения позволили участникам эксперимента понять механизмы формирования нового, вторичного, опыта и сравнить опыт своей предпринимательской деятельности до и после (обучения) учения. Новые образовательные потребности, которые появились в процессе учения в результате интерактивных консультаций, также являются одним из важных показателей.
Рис. 2. Трудовой статус участников
Эмпирическое исследование процесса учения начинающих предпринимателей и анализ его результатов позволили активизировать спиральный цикл учения путем введения трех опережающих инновационных компонентов. Это 1) осознанная цель, которая является фундаментом всего процесса учения; 2) формы умений практического использования полученных в процессе учения знаний, обеспечивающего реализацию целей и развитие умений по их применению; 3) самооценка, доказывающая необходимость получения нового опыта, осознания и применения его для достижения цели. Таким образом, процесс учения начинающих предпринимателей приобрел новый смысл и значение.
Исследовательская работа доказала, что сущность жизнедеятельности связана с непрерывным процессом удовлетворения потребностей; и изменения происходят, если достигается единство цели и процесса удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей. Индивидуальные изменения в жизнедеятельности зависят не только от человека, но от окружающей среды и в целом от общества, в котором он / она может или не может реализовать себя, свои знания и компетенции, а также удовлетворить потребность в получении нового опыта для дальнейшего саморазвития.
Список литературы
1. Giese M. Der Erfahrungsbegriff in der Didaktik – eine semiotische Analyse. Zeitschrift für Pädagogik, D 7484, Jan./Feb., 2010.
2. Hegel G. W. F. The philosophy of right. The philosophy of history // In R. M. Hutchins (Ed. in chief.), Great books of the Western World. Encyclopaedia Britannica, inc., in collaboration with the University of Chicago. Chicago: W. Benton, 1952. P. 46–72.
3. Buck G. Lernen und Erfahrung – Padagogik. Zum Begriff der Didaktischen Induktion (3, erweiterte Auflage). Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1989. 249 S.
4. Ilustrētā svešvārdu vārdnīca. Sast. Indra Andersone u. c. Rīga: Avots, 2005. 891 lpp.
5. Špona A. (2006). Audzināšanas process teorijā un praksē. Rīga: RaKa, 211 lpp.
6. Tiļļa I. (2005). Sociālkultūras mācīšanās organizācijas sistēma [The organisation system of the studies of social culture]. Rīga: RaKa, 295 lpp.
7. Beck D. E., & Cowan C. C. Spiral dynamics: Mastering values, leadership & change. Oxford (UK): Blackwell Bublishers, Ltd, 1996.
8. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. Москва: Политиздат, 1975.
9. Gadamer H. G. Wahrheit und Methode: Grundzüge einer philosophischen Hermeneutik. 4. Auflage. Tübingen: Mohr, 553 S., 1975.
10. Vidnere M. Ar asarām tas nav pierādāms…: (Represēto cilvēku pārdzīvojumu pieredze). Monogrāfija. Rīga: Latvijas Universitāte, 1997. 328 lpp.
11. Berliner D. C. Teacher Expertise // L. W. Anderson-Pergamon (Ed.), International Encyclopedia of teaching and teaching Education (2nd ed.). Oxford: Elsevier, 1995. Р. 46–52.
12. Krow F. W. (1999). Wissenschaftstheorie für Pädagogen. München: Reinhardt, 1999. 325 S.