Развитие системы непрерывного образования является важным приоритетом европейской образовательной политики, направленной на развитие человеческого потенциала, повышение доступности образования, создание возможностей для всех членов общества вести длительную, полноценную, творческую, интеллектуальную жизнь. Разработчиками и проводниками политики непрерывного образования на международной арене выступают Совет Европы, Европейская комиссия, ЮНЕСКО, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и другие международные институты, а проводниками концепции на институциональном уровне становятся университеты, которые, являясь «авангардом социально-экономических изменений в мире и локомотивом изменений в системе образования в целом» [2], берут на себя социальную ответственность по созданию моделей и реализации стратегий непрерывного образования.
Особая значимость университетского сектора в системе непрерывного образования является свидетельством третьей – социальной – миссии университетов, призванных «разделить ответственность с государством и принять участие в антикризисных мерах, выступая в качестве его надежного партнера в решении проблем социального развития» [6]. Именно университетам принадлежит главная роль в развитии человеческого потенциала на региональном уровне [1]. Экономическая глобализация, возрастание потребности в высококвалифицированных специалистах, миграционные процессы и коммерциализация сферы образования приводят к тому, что университетское образование в развитых странах все более «стареет», превращаясь в образование взрослых [9] и, одновременно, все более интернационализируется. Изменение возрастного и социального состава студентов заставляет университеты вырабатывать более гибкие формы предложения на рынке образовательных услуг, учитывающие потребности как занятого, так и нетрудоспособного населения, включая людей пенсионного возраста [5].
Обеспечение равного доступа к высшему образованию, необходимое для реализации политики непрерывного образования, требует от университетов кардинального изменения способов предоставления образовательных услуг, включая разработку новых образовательных программ и инновационных технологий обучения, введение новых форм аттестации, применение новых способов финансирования, изменение правил поступления в вузы, введение системы льгот и дополнительных услуг для обучающихся, обеспечение правовых мер по уменьшению дискриминации и поддержке целевых групп [4]. Очевидно, что эффективное внедрение такого множества разноплановых инноваций на уровне отдельных национальных образовательных учреждений маловероятно без расширения международного партнерства и глобального привлечения заинтересованной целевой аудитории, поэтому одним из системообразующих факторов в становлении парадигмы непрерывного образования становится международное сотрудничество вузов.
Межуниверситетское сотрудничество в Европе стало активно развиваться с середины 70-х годов ХХ века, начиная с принятия Резолюции министров образования стран-членов Европейского экономического сообщества о сотрудничестве в сфере образования (1976). В последующее десятилетие образовательная политика Европейского союза, направленная на создание условий для расширения академической мобильности и продвижения интеграционных программ и проектов в высшем образовании, привела к тому, что «за период 1987–2004 гг. в программах ЕС приняли участие более 2 000 университетов, то есть более 50 % их общего количества в странах-членах ЕС» [3]. Свидетельством межуниверситетского идейного единства и кооперации стала принятая в сентябре 1988 года в Болонье «Великая хартия университетов» (Magna Charta Unifersitatum), в которой подчеркивалась их роль как хранителей традиций европейского гуманизма, центров культуры, знаний и исследований [10].
В декабре 2007 года в Сорбонне был утвержден еще один совместный программный документ – Хартия европейских университетов по непрерывному образованию [7]. Организатором проекта стала Европейская ассоциация университетов (EUA) при поддержке ряда международных организаций, таких как Европейская сеть университетов непрерывного образования (EUCEN), Европейская ассоциация образования взрослых (EAEA), Европейская ассоциация университетов дистанционного обучения (EADTU), Европейский союз студентов (ESU), Европейская ассоциация учреждений высшего образования (EURASHE), Интернационал образования (EI), Европейская сеть доступности высшего образования (EAN), что является подтверждением высокой значимости политики непрерывного образования в европейском и мировом измерениях.
Согласно Хартии европейских университетов по непрерывному образованию, миссия современного университета предполагает:
- разработку в рамках программ стратегического развития университета путей и способов внедрения непрерывного образования;
- предоставление образовательных услуг для широкой разноуровневой аудитории;
- адаптацию образовательных программ с учетом потребностей взрослых обучающихся, планирующих получить дополнительное высшее образование;
- обеспечение психолого-педагогического консультирования и сопровождения образовательного процесса;
- признание документов о предшествующем образовании;
- включение непрерывного образования в систему менеджмента качества образовательного учреждения;
- внедрение стратегий непрерывного образования в сферу взаимодействия научно-исследовательской, образовательной и инновационной деятельности вуза;
- поддержку реформ, направленных на создание гибких траекторий для творческого личностно ориентированного обучения;
- укрепление партнерства на местном, региональном, национальном и международном уровнях с целью повышения привлекательности и доступности образовательных программ университета;
- преобразование университета в социально-ролевую модель учреждения непрерывного образования.
В последнее десятилетие в рамках образовательной политики Европейского союза был осуществлен ряд международных образовательных и научно-исследовательских программ и проектов, реализующихся на основе межуниверситетского сотрудничества и партнерства в сфере непрерывного образования. Так, в рамках программы «Эразмус» под руководством Европейской ассоциации университетов дистанционного обучения (EADTU) был разработан масштабный международный проект «Университетские стратегии и бизнес-модели для непрерывного образования» (USBM)1, направленный на распространение позитивного опыта внедрения стратегий обучения в течение всей жизни в общеевропейское пространство высшего образования. В 2008–2010 годах в проекте принимали участие 12 европейских университетов.
К межуниверситетским проектам в сфере непрерывного образования относится проект FLLLEX (2010–2012)2, инициированный Европейской ассоциацией учреждений высшего образования (EURASHE) с целью исследования оптимальных условий для преобразования университетов в образовательные организации непрерывного профессионального образования. Проект осуществлялся консорциумом FLLLEX на базе Университета г. Лёвен (Бельгия), в нем приняли участие 23 партнера (университеты и образовательные организации) из 10 европейских стран. Результаты проекта представлены на 22-й ежегодной конференции EURASHE, состоявшейся в Риге в мае 2012 года [12].
Большое количество межуниверситетских проектов в сфере непрерывного образования реализуется под руководством Европейской сети университетов непрерывного образования EUCEN (European University Continuing Education Network), крупнейшего международного сообщества, образованного в 1991 году и осуществляющего деятельность по пропаганде, взаимообмену и распространению инновационных технологий и стратегий непрерывного образования, в том числе в рамках Болонского формата при поддержке Европейской комиссии. Наиболее масштабными проектами Европейской сети университетов непрерывного образования в последние годы стали:
- проект COMPASS LLL (2010–2011)3, направленный на изучение условий для оптимального взаимодействия национальных политик модернизации образования и международных стратегий непрерывного образования, участниками проекта стали 9 университетов из 9 стран;
- проект VALUE (2011)4, инициированный Ливерпульским университетом при поддержке EUCEN и направленный на изучение сочетания различных форм основного и дополнительного образования в образовательном пространстве вуза в контексте внедрения стратегий обучения в течение всей жизни, в проекте участвовали 20 университетов и организаций дополнительного образования из 13 европейских стран;
- проект SIRUS (2011)5, нацеленный на анализ разработки и внедрения гибких университетских стратегий непрерывного образования, в проекте участвовало 29 университетов из 18 стран;
- проект COMMIT (2013)6 в рамках программы «Эразмус», направленный на исследование потенциала и возможностей университетских стратегий непрерывного образования в контексте социального измерения и обеспечения равного доступа к образованию. В проекте приняли участие 12 европейских университетов;
- проект VALERU (2013)7 в рамках программы TEMPUS, основная задача которого – оценка теории и практики внедрения неформальных и информальных форм образования в российских вузах с целью выявления их соответствия генеральной линии Болонских реформ, направлениям образовательной политики Евросоюза до 2020 года и потребностям российского рынка труда. Исследование координируется Дунайским университетом (Кремс, Австрия).
В рамках программы TEMPUS на базе партнерства с Болонским университетом осуществляется также рассчитанный на три года проект «Стратегии образования в течение всей жизни, направленные на развитие мультикультурного образования и толерантности в Российской Федерации» (2013)8, цель которого – создание на базе университетов специализированных платформ по межкультурному образованию.
Современные западные исследователи (A. P. Jakobi [8], Riyad A. Shahjahan [11]) подчеркивают, что международным организациям принадлежит основная роль в глобализации высшего образования и в распространении политики непрерывного образования по всему миру. Представляется интересным оценить степень вовлеченности отечественных вузов в процессы европейского межуниверситетского сотрудничества. Представленность российских вузов в крупнейших международных организациях, активно развивающих стратегии непрерывного образования, отражена в таблице 1. Информация получена посредством анализа Интернет-сайтов шести европейских междуниверситетских общественных организаций и действительна на конец января 2014 года.
Таблица 1
Представленность российских вузов в международных организациях,
продвигающих концепции непрерывного образования
№ | Название международной организации и официальный сайт | Всего участников9 |
Количество российских вузов-участников
|
1 | Европейская ассоциация университетов The European University Association (EUA)
Сайт: http://www.eua.be/Home.aspx |
846 членов из 47 стран
|
вузов: 23
БФУ им. И. Канта, ИжГТУ, КНИТУ-КАИ, МГИМО, МГЛУ, МФТИ, МЭСИ, НИУ ВШЭ, НИУ ИТМО, ННГУ им. Н. И. Лобачевского, ОмГТУ, РГГУ, РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, РУДН, РЭУ им. Г. В. Плеханова, СКФУ, СПбГУ, ТПУ, ТГУ, УдГУ, Финуниверситет при правительстве РФ, ЮФУ |
2 | Европейская сеть университетов непрерывного образования The European Association for University Lifelong Learning (EUCEN)
Сайт: http://www.eucen.eu/ |
195 членов из 36 стран | вузов: 5
МЭБИК, РУДН, РГУТИС, ЧелГУ, ЮФУ |
3 | Европейская ассоциация образования взрослых European Association for the Education of Adults (EAEA)
Сайт: http://www.eaea.org/ |
116 членов из 43 стран | организаций: 2
Всероссийское общество «Знание», Институт педагогического образования и образования взрослых РАО (ФГНУ ИПООВ РАО) |
4 | Европейская ассоциация университетов дистанционного обучения European Association of Distance Teaching Universities
(EADTU) Сайт: http://www.eadtu.nl/ |
29 членов из 25 стран | вузов: 1
МЭСИ |
5 | Европейская ассоциация учреждений высшего образования European Association of Institutions in Higher Education (EURASHE)
Сайт: http://www.eurashe.eu/ |
свыше 1400 членов | организаций: 1
Ассоциация неправительственных учреждений высшего образования РФ (коллективный член) |
6 | Европейская сеть дистанционного и электронного обучения European Distance and E-Learning Network (EDEN)
Сайт: http://www.eden-online.org/ |
200 членов | вузов: 7
МУБиНТ, ЕАОИ, МЭСИ, МИМ ЛИНК, РЭУ им. Г. В. Плеханова, СПбУУиЭ, НОУ ВПО «СИП» |
Анализ данных, представленных в таблице 1, показывает, что в целом в крупнейшие европейские организации, развивающие стратегии непрерывного образования, в настоящий момент вовлечено 30 российских вузов (24 университета и 6 институтов). Согласно данным портала EduNetwork.ru10, в настоящее время (2013/14 академический год) в Российской Федерации насчитывается 2267 вузов (учитывая филиалы). Таким образом, общий охват российских вузов в двух наиболее массовых европейских межвузовских организациях непрерывного образования составляет приблизительно 1,3 %.
В таблице 2 представлены данные о количестве европейских университетов, имеющих действительное или ассоциированное членство в двух крупнейших международных организациях, продвигающих стратегии непрерывного образования – Европейской ассоциации университетов (EUA) и Европейской сети университетов непрерывного образования (EUCEN). Также подсчитывался приблизительный уровень охвата европейских вузов в международных межуниверситетских организациях (процентное отношение вузов, включенных в международные организации, к общему количеству вузов в каждой стране). Сведения об общем количестве университетов (государственных и частных) в европейских странах взяты из англоязычной Википедии11 и достаточно приблизительны. Сведения о количестве российских вузов заимствованы с сайта EduNetwork.ru.
Таблица 2
Представленность европейских университетов в крупнейших международных организациях, продвигающих стратегии непрерывного образования12
№ | Название страны |
Европейская ассоциация университетов (EUA) | Европейская сеть университетов непрерывного образования (EUCEN) |
Число членов (% от общего числа вузов в стране) | Число членов (% от общего числа вузов в стране) | ||
1 | Австрия | 26 (46 %) | 8 (14 %) |
2 | Албания | 1 (2 %) | 1 (2 %) |
3 | Бельгия | 10 (34 %) | 5 (17 %) |
4 | Босния и Герцеговина | 7 (27 %) | 1 (4 %) |
5 | Великобритания | 61 (56 %) | 17 (15 %) |
6 | Венгрия | 17 (60 %) | 2 (7 %) |
7 | Германия | 81 (78 %) | 9 (9 %) |
8 | Греция | 17 (43 %) | 3 (7 %) |
9 | Дания | 8 (25 %) | 1 (3 %) |
10 | Ирландия | 11 (35 %) | 5 (16 %) |
11 | Исландия | 4 (57 %) | 1 (14 %) |
12 | Испания | 54 (69 %) | 20 (25 %) |
13 | Италия | 60 (66 %) | 12 (13 %) |
14 | Литва | 12 (52 %) | 4 (17 %) |
15 | Лихтенштейн | 1 (25 %) | 1 (25 %) |
16 | Мальта | 1 (100 %) | 1 (100 %) |
17 | Нидерланды | 16 (43 %) | 2 (5 %) |
18 | Норвегия | 10 (21 %) | 4 (9 %) |
19 | Польша | 42 (9 %) | 5 (1 %) |
20 | Португалия | 17 (23 %) | 7 (10 %) |
21 | Россия | 23 (1 %) | 5 (0,2 %) |
22 | Румыния | 32 (57 %) | 2 (3 %) |
23 | Словакия | 16 (46 %) | 3 (9 %) |
24 | Словения | 5 (16 %) | 2 (6 %) |
25 | Финляндия | 14 (100 %) | 14 (100 %) |
26 | Франция | 60 (78 %) | 15 (19 %) |
27 | Чехия | 22 (30 %) | 4 (5 %) |
28 | Швейцария | 15 (22 %) | 8 (12 %) |
29 | Швеция | 26 (89 %) | 3 (10 %) |
30 | Эстония | 4 (20 %) | 3 (15 %) |
Согласно таблице 2, относительный охват европейских вузов (не учитывая российских), принимающих участие в деятельности международных общественных организаций, продвигающих стратегии непрерывного образования в европейском пространстве высшего образования, в среднем колеблется от 2 до 100 % вузов, в то время как показатели по российским вузам составляют 1 % (для EUA) и 0,2 % (для EUCEN).
Выводы, которые можно сделать, анализируя представленные количественные данные, не слишком оптимистичны для российской высшей школы. Хотя с момента подписания Россией Болонской декларации (2003) российские университеты в течение десяти лет принимают активное участие в образовательных и научно-исследовательских проектах Евросоюза в рамках Болонского процесса, в целом степень вовлечения российских вузов в формирующееся европейское пространство непрерывного образования нельзя назвать удовлетворительной. Очевидно, что связи российских университетов с международными организациями, занимающимися продвижением политики непрерывного образования, по сравнению с ведущими университетами большинства европейских стран, немногочисленны, а подбор организаций-партнеров обусловлен скорее сложившимися университетскими традициями и деловыми контактами в сфере институционального партнерства, нежели приоритетами долгосрочного стратегического развития вузов, включая реализацию концепции непрерывного образования. Таким образом, в целом отечественные университеты остаются пока вне основных европейских профессиональных сетей развития непрерывного образования.
Тенденции, наблюдающиеся в области развития глобального межуниверситетского сотрудничества в сфере непрерывного образования, так же, как и проблемы интеграции российских вузов в мировой контекст, в целом требуют серьезного осмысления и дальнейшего исследования. Не вызывает сомнений тот факт, что международное сотрудничество университетов создает реальные условия для перехода отечественной высшей школы к принципиально новым образовательным, структурным и социально-экономическим моделям, апробированным в процессе реализации международных проектов и программ, а также открывает для российских вузов доступ в общеевропейское профессиональное экспертное сообщество, имеющее богатый опыт разработки и внедрения наиболее эффективных стратегий и тактик непрерывного образования.
Список литературы
- Бермус А. Г. Профессионально-образовательный стандарт в контексте стратегического управления развитием федерального университета // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 4. URL: http://lll21.petrsu.ru/journal/atricle.php?id=2167
- Игнатович Е. В. Социально-педагогическая миссия институтов непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 2. URL: http://lll21.petrsu.ru/journal/ atricle.php?id=2085
- Ларионова М. В. Сотрудничество в сфере образования в Европе: нормативная основа, методы и инструменты кооперации. URL: http://intpr.ntf.ru/.../ sotrudnichestvovsfereobrazovaniyaves_kratkoeizlojenieso...
- Левин Б. Подходы к равенству в политике непрерывного образования / Пер. с англ. О. А. Бурукиной // Вопросы образования. 2004. № 1. URL: http://vo.hse.ru/ arhiv.aspx?catid=252&z=1022&t_no=1023&ob_no=1027
- Перфильева О. В. Международные стратегии непрерывного образования: роль и опыт вузов // Высшее образование сегодня. 2008. № 10. С. 4–11.
- Перфильева О. В. Роль российских региональных вузов в развитии непрерывного образования: Дис. … канд. соц. наук. 22.00.04. М., 2009. 199 с.
- European Universities’ Charter on Lifelong learning // European University Association. Brussels. 2008. URL: http://www.ond.vlaanderen.be/hogeronderwijs/Bologna/ActionLines/ documents/EUA_LLL_Charter.pdf
- Jakobi A. P. International Organizations and Policy Diffusion: The Global Norm of Lifelong Learning // Journal of International Relations and Development Jg. 15. 2012. № 1. S. 31–64.
- Jarvis P. Lifelong Learning: Universities and Adult Education // Asia Pacific Education Review. 2001. Vol. 2. № 2. P. 28–34.
- Magna Charta Universitatum. URL: http://www.magna-charta.org/library/userfiles/ file/mc_english.pdf
- Shahjahan Riyad A. The Roles of International Organizations (IOs) in Globalizing Higher Education Policy. URL: http://michiganstate.academia.edu/RiyadShahjahan
- Towards an institutional strategy for Lifelong Learning in Higher Professional Education: FLLLEX project: Results and Recommendations. URL: http://shared.khleuven.be/content/ bijlagen/FLLLEX_Towards_an_Institutional_Strategy_for_LLL.pdf\