Уголовный кодекс Российской Федерации одной из целей назначения наказания за совершенное преступное деяние называет исправление осужденных (ч. 2 ст. 43) [1, с. 15]. Согласно Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (УИК РФ), исправление осужденных – «это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения» (ч. 1 ст. 9) [2, с. 6]. Основными средствами исправления в УИК РФ определены: «…установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие» (ч. 2 ст. 9) [2, с. 6]. Среди названных средств исправления особое место, по нашему мнению, занимает образовательная деятельность, которая представлена всеми видами образования: формальным (получение осужденными общего образования, профессиональное обучение), неформальным и информальным (осуществляемых в процессе воспитательной работы, общественного воздействия, внеклассных мероприятий, работы библиотеки, самообразования и т. д.).
В пенитенциарной науке предложен вывод о том, что участие осужденных в образовательной деятельности способствует повышению их активности в процессе исправления, становлению их субъектной позиции как в познании самих себя, так и в позитивном преобразовании и себя, и окружающего мира [3; 4]. Отметим, что с конца 90-х годов двадцатого столетия количество образовательных учреждений, действующих в исправительных учреждениях (ИУ), растет. И в данный момент при исправительных и воспитательных колониях функционируют 319 вечерних общеобразовательных школ и 549 учебно-консультационных пунктов, 333 профессиональных училища (ПУ) и 302 обособленных структурных подразделения [6]. В практику обучения внедряются инновационные технологии: в рамках реализации национального проекта «Образование» все школы, функционирующие при исправительных учреждениях, «подключены к сети Интернет и обеспечены лицензионными программными средствами. Более 2 тыс. осужденных дистанционно обучаются в учреждениях среднего и высшего профессионального образования» [7].
Однако уровень рецидивной преступности не только не снижается, но и неуклонно повышается. Так, по официальным данным отечественной Федеральной службы государственной статистики, за 10 лет (1990–2010) практически в 2 раза возросло число преступлений, совершаемых лицами, ранее уже совершавшими преступления [7]. Другими словами, не смотря на то что, по сути, образовательная деятельность должна способствовать повышению активности осужденных в исправлении, т. е. в преодолении негативных личностных проявлений, на сегодняшний момент этого не происходит. Параллельно отметим отсутствие специальных работ в области информального образования лиц, лишенных свободы, хотя наглядная агитация, роль библиотек, проведение выставок, экскурсий, концертов, физическое совершенствование и др. упоминаются в некоторых публикациях, а также применяются в практике исполнения наказаний.
Это определенным образом дает основания для заключения о том, что в процессе исправления (в том числе, в образовательной практике ИУ) присутствуют моменты, препятствующие повышению уровня субъектности в исправлении осужденных. Анализ теоретических разработок (а также практики исполнения наказаний) позволяет констатировать, что активность осужденных декларируется, но в основном данные лица (особенно на первоначальном этапе) предстают объектом внешних воздействий. Поэтому предлагаются методы внешней детерминации их правопослушного поведения (например, внушение, программы прояснения ценностей1, глубокое погружение2 и пр.). Другими словами, в теории и на практике широко представлены методы, которые обходят причинность поведения человека и его сознание. Подчеркнем, что в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными Организации Объединенных Наций условия мест лишения свободы определяются как отбирающие право на самоопределение (п. 57) [8].
Следовательно, под ударом оказываются повышение сознательности самого осужденного, развитие его волевых качеств, позитивной активности, причинности, ответственности, самоопределения – все то, что составляет педагогическую суть исправления и демонстрирует самодетерминизм3 в этом процессе. В целом, исправление взрослого преступника – безусловное требование для исправительных учреждений. Но позитивные личностные преобразования затрагивают внутреннее пространство субъекта, и без доброй воли самого человека такие преобразования невозможны. Поэтому исправление (изменение мировоззрения, убеждений, направленности личности и т. д.) может быть достигнуто, на наш взгляд, только самим осужденным после собственного решения начать работу над собой. Это актуализирует значимость процесса самоисправления, в котором велика педагогическая составляющая.
Самоисправление осужденного мы рассматриваем как самодетерминированную, значимую для него деятельность, которую он предпринимает, исходя из собственных интересов, и для самого себя и которая заключается в саморазвитии способностей и положительных качеств личности. В ходе саморазвития происходит изменение мировоззрения (насыщение его нравственными категориями и гуманистическими идеями), повышение уровня нравственности и просоциальной причинности, формирование необходимых для успешной жизни на свободе социальных навыков с целью стать субъектом просоциальной жизнедеятельности.
В процессе самоисправления должны быть преодолены те субъективные детерминанты, которые способствовали преступному поведению. На основе анализа отечественных и зарубежных исследований среди детерминант, которые могут быть преодолены самим осужденным, мы выделяем:
– отчуждение от нравственных норм общества;
– отрицание своей ответственности (причинности);
– низкий уровень этичности (что делает возможным выбор противоправного поведения);
– недостаточную просоциальную активность;
– низкий уровень чувства собственного достоинства;
– особенности мыслительной сферы (в части операционных составляющих интеллекта4).
Исследование названных детерминант дает основание для вывода: в своей основе самоисправление является образовательной деятельностью, т. к. здесь усваивается определенный объем данных (прежде всего, в нравственной области), происходит интеллектуально-этическое развитие, повышается уровень функциональной грамотности, расширяется сфера просоциального действия. Выявление интеллектуально-этического развития как центрального процесса самоисправления основывается на выделенных нами ключевых характеристиках осужденных, которые могут быть преодолены самим человеком. С учетом достаточно низкого уровня понимания нормативного языка и просоциальной активности лиц, лишенных свободы, в качестве сущностного механизма может выступить функциональная грамотность (в двух ее составляющих – понимание и действование). Отметим, что понимание детерминирует повышение субъектности. Данный посыл основывается на существующей зависимости между пониманием значений слов и способностью человека действовать, и наоборот [9, с. 10].
Успешное просоциальное действие ведет к укреплению позитивной причинности осужденного. Кроме того, успешное действие в нравственной плоскости позволяет ему сформировать собственные убеждения относительно целесообразности нравственных норм и законопослушной жизни, дает возможность человеку, вставшему на путь исправления, убедиться в своей способности являться автором позитивных последствий и повысить чувство собственного достоинства.
На данной основе и с учетом ряде андрагогических принципов нами был разработан алгоритм построения учебных и воспитательных занятий для осужденных (далее – алгоритм) [10]. Алгоритм включает шесть последовательных фаз в проведении любого образовательного мероприятия. Он начинается с изложения общих сведений об изучаемой области/предмете/теме, цели и значимости данной области/предмета/темы (реализация принципа пропедевтичности). Далее идет обязательный этап выявления личной значимости для каждого осужденного изучаемой области/предмета/темы (реализация ценностно-смыслового принципа). Собственно изложение учебного материала (либо самостоятельное изучение при самообразовании) начинается только после осознания значимости и укрепления ценности изучаемого для каждого конкретного субъекта (что определенным образом можно считать собственной мотивацией осужденного к определенной деятельности). В последующем обучении должно четко реализовываться соотношение теоретического и практического компонентов (принцип одновременности – Б. Г. Ананьев); уделяться особое внимание пониманию материала (принцип обеспечения грамотности – А. Е. Марон, Л. Ю. Монахова), его усвоению (посредством расширения использования принципа наглядности и достаточного числа теоретических и практических заданий). Поскольку усвоение знаний предпринимается не как самоцель, но служит для успешного их применения, в нашем алгоритме расширена деятельностная составляющая, которая направлена не только на практическую целесообразность (принцип практикоориентированности), но и на формирование требуемой компетентности (принцип обеспечения компетентности – А. Е. Марон, Л. Ю. Монахова), а также на успешность. Любое действие должно завершаться анализом/самоанализом, в ходе которого происходит сравнение реальных действий и результатов с идеальными. При расхождении реального и идеального алгоритм предусматривает этап коррекции/самокоррекции, т. е. приведение своего поведения (действий) в соответствие с изученным идеалом.
Вследствие того, что самоисправление осужденных включает и образовательную, и воспитательную составляющие, методы самоисправления нами выстроены на основе принципов воспитывающего обучения, которые были несколько расширены. Сами методы сгруппированы в следующие категории: методы организации деятельности; методы формирования сознания, личностных смыслов и просоциальной причинности; методы контроля и самоконтроля; методы коррекции и самокоррекции [11].
Представленные педагогические основы самоисправления стали основанием для анализа формального, неформального, информального образования в исправительных учреждениях.
Анализ программ школьного и профессионального образования, практики образования осужденных позволяет сделать вывод, что в формальном образовании в настоящее время практически отсутствуют:
- Реализация принципа пропедевтичности.
- Этап выявления осужденным значимости данного предмета/темы для себя.
- Формирование функциональной грамотности.
- Целенаправленное формирование способности ставить и достигать позитивные цели. В соответствии с внедряемой в настоящее время системно-деятельностной технологией осужденный-ученик в начале урока должен поставить цель, выявить проблему и решить ее в процессе занятия. Но школы должны полностью перейти на подобную технологию только к 2020 году, учителя и ученики-осужденные продолжают в основном действовать в рамках репродуктивного способа – выполнять упражнения по предложенному образцу.
- Как правило, отсутствует достаточное количество практических заданий, а также этап формирования компетентности.
Не представлена в достаточной мере и нравственная составляющая, хотя учителя стараются усилить воспитательную компоненту на уроках, подбирая задания соответствующего содержания, предваряя занятия цитатами и т. д. Однако собственно задач исправления законодательно перед школами, учебно-консультативными центрами и ПУ не стоит. Отметим также, что определенная доля осужденных, имеющих небольшие сроки, часть из них уже отбыли, находясь в следственных изоляторах. Поэтому с ними невозможно проводить традиционную работу из-за кратковременности пребывания в ИУ.
Для того чтобы формальное образование стало значимым условием повышения эффективности самоисправления, нам представляется целесообразным повсеместно использовать предложенный алгоритм построения учебных и воспитательных занятий, обращая внимание на повышение уровня функциональной грамотности осужденных и реализацию методов формирования сознания, личностных смыслов и просоциальной причинности. Сами учителя при этом должны пройти специальную подготовку для работы с осужденными. В настоящее время эти субъекты исправительного процесса специальной предварительной подготовки для работы в ИУ не проходят.
Анализ практики осуществления неформального образования показывает аналогичные с формальным образованием проблемы. Но здесь еще в меньшей степени обращается внимание на повышение уровня функциональной грамотности. В ходе целенаправленного проведения воспитывающих мероприятий, как правило, не изучаются понятия и категории, используемые в работе; не реализуется диалогичность (мероприятия в основном проходят в монологичной форме); в достаточной мере не организована обратная связь с осужденными; практически отсутствует деятельностный компонент.
Анализ информального образования позволяет констатировать:
– в библиотеках, в воспитательных отделах ИУ практически повсеместно отсутствуют толковые словари, тексты нравственной направленности для самостоятельного изучения осужденными (с серией теоретических и практических заданий), пособия по самоисправлению, а также самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию;
– недостаточно используются имеющиеся ресурсы ИУ (хотя радио- и теле-точки в ИУ функционируют, но в их передачах недостаточно представлены материалы нравственной направленности, не повышается уровень функциональной грамотности осужденных, практически отсутствует деятельностный компонент);
– на досках объявлений в ИУ практически отсутствуют материалы по самоисправлению;
– в фильмотеках ИУ, как правило, отсутствуют учебные фильмы о формировании нравственной направленности.
Таким образом, неформальное и информальное образование (равно как и формальное) не представляются на сегодня достаточно эффективным средством поддержки процесса самоисправления осужденных и повышения их мотивации к исправлению. Чтобы все виды образования позволяли реализовать целостность и непрерывность самоисправления как образовательной деятельности, они должны педагогически обеспечивать основные процессы самоисправления (интеллектуально-этическое развитие и повышение уровня функциональной грамотности), соответствующий алгоритм построения учебных и воспитательных занятий, методы воспитывающего обучения.
Для проверки справедливости представленных теоретических положений нами было проведено несколько формирующих экспериментов. Приведем информацию по двум из них. В ходе первого использовался авторский эвристический учебно-воспитательный курс5 «Личная этика». Сущность, механизмы, шкалы и результаты изложены в нашей публикации «Интеллектуально-этическое развитие личности осужденного» [12].
Интересно, что экспериментальная проверка позволила выявить минимально необходимые в работе компоненты для того, чтобы побудить осужденных не просто начать свое исправление, но продолжить его и добиться результатов. Это важно, так как в современных исправительных учреждениях отсутствует достаточное число профессионально подготовленных сотрудников, которые способны помочь осужденному исправиться. Минимально необходимые компоненты, которые повышают заинтересованность и активность в работе осужденного над собой:
– простые тексты для изучения с серией теоретических и практических заданий, которые тем не менее должны иметь единую логику, модульное строение и приводить к выработке заявленной компетентности;
– глоссарий к тексту и толковый словарь;
– канцелярские принадлежности (бумага, ручки или карандаши);
– специально подготовленный инструктор, который сможет проверять письменные задания и направлять исправляющегося к разделу текста, где обнаруживается недостаточное понимание, и уметь спокойно добиваться выполнения осужденным заданий (инструктор может работать и заочно).
Второй из означенных в данной статье формирующих экспериментов проводился в течение 4,5 месяцев в колонии-поселении Московской области (2010). Состав данного исправительного учреждения на момент эксперимента насчитывал 273 осужденных и 64 сотрудника. В работе с лицами, лишенными свободы, принимали участие 6 общественных и религиозных организаций. Экспериментальная группа состояла из 204 осужденных (ЭГ), 20 сотрудников ИУ, а также 16 волонтеров и сотрудников различных внешних организаций. В качестве контрольной группы выступали 69 осужденных, находившихся на отдельном участке колонии-поселения, и 9 сотрудников. Для определения эффективности работы были созданы специальные анкеты (для всех субъектов исправительного процесса). Поскольку на тот момент в колонии не было организовано формальное образование, педагогические основы использовались относительно других видов образования.
С сотрудниками ИУ и представителями общественных организаций первоначально было проведено дополнительное обучение относительно педагогических основ самоисправления. Планы общественных организаций были скорректированы с учетом необходимости интеллектуально-этического развития и повышения функциональной грамотности осужденных. Автор проводил последовательную работу и непосредственно с лицами, лишенными свободы. В ходе индивидуальных бесед с ними и серии лекций прояснялись основные категории самоисправления (исправление, самоисправление, ответственность, нравственность, воспитание и др.). Проводились небольшие тренировки, повышающие способность осужденных посмотреть вокруг и осознать свое местопребывание; с помощью примеров укреплялось осознание того, что есть другая жизнь; выстраивалась цель – стать субъектом самоисправления и просоциальной жизни. Перед каждым мероприятием исправляющиеся получали просоциальные задания (начиная от простой помощи в вывешивании объявления о мероприятиях до выдвижения предложений по улучшению организации трудовой занятости лиц, лишенных свободы).
Для осужденных была создана памятка «Об уголовно-исполнительной системе» с постраничными дефинициями основных понятий, необходимых для усвоения, а также вопросами для самопроверки. На основе этой памятки был создан текст для чтения6, который использовался с целью: а) проверки уровня функциональной грамотности (осужденные читали текст вслух, давали дефиниции ключевым понятиям, называли алфавит); б) первоначального повышения уровня понимания нравственных категорий. Памятка «Об уголовно-исполнительной системе» и одноименный текст для чтения являлись дидактическим инструментом (равно как и формализованные интервью осужденных, которые проводились автором в индивидуальном порядке). Лицам, лишенным свободы, сразу же прояснялись непонятые слова по толковому словарю русского языка, с помощью общения улаживалась враждебность или несогласие с необходимостью: а) соблюдать законы страны; б) исправляться. Для повышения уровня понимания ряда компонентов самоисправления осужденным была роздана книга автора «Основы самоисправления: Древняя Русь».
Повторное анкетирование сотрудников ИУ, волонтеров, осужденных продемонстрировало положительную динамику (как в области повышения функциональной грамотности названных категорий субъектов, так и касательно отношения осужденных к самоисправлению7). Например, показатель заинтересованности осужденных в собственном исправлении, по мнению сотрудников ИУ, повысился на 1,4 балла и составил 4,5 балла (рис. 1).
Рис. 1. Уровень заинтересованности осужденных ЭГ
в собственном исправлении (в баллах по 10-балльной шкале)
По сравнению с первоначальным уровнем (3,7 балла), по оценкам сотрудников ИУ, повысилась и потребность осужденных в позитивных личностных изменениях (на 0,5 балла) и составила 4,2 балла (рис. 2).
Рис. 2. Уровень потребности осужденных ЭГ в позитивных
личностных изменениях (в баллах по 10-балльной шкале)
Уровень согласия осужденных ЭГ с целью исправления, по мнению сотрудников ИУ, повысился на 0,7 балла: с 4,3 балла до эксперимента до 5 баллов после. По мнению волонтеров, повышение составило 1 балл: с 2,3 балла до 3,3 балла. Сами осужденные ЭГ оценили повышение этого показателя на 0,6 балла: с 5,4 балла до 6 баллов (рис. 3).
Рис. 3. Уровень согласия осужденных ЭГ с целью «исправление»
(в баллах по 10-балльной шкале)
В целом, формирующий педагогический эксперимент позволил подтвердить обоснованность выделенных нами педагогических основ самоисправления осужденных.
Проверка воспроизводимости этих основ в вариативных условиях была осуществлена посредством их внедрения в образовательную практику ряда исправительных колоний Республики Коми. Представим динамику только одной группы осужденных (срез дан по 23 осужденным исправительной колонии общего режима).
В процесс формального образования названной группы были «встроены»:
– алгоритм (с особым акцентом на значимость темы урока/занятия в жизни каждого из осужденных);
– методы воспитывающего обучения (посредством усиления внимания к пониманию нормативного/словарного значения слов, расширения принципа наглядности, включения деятельностного компонента);
– последовательность форм взаимодействия, способствующих повышению чувства собственного достоинства осужденного (через небольшие просоциальные задания и позитивное подтверждение их успешного завершения).
В неформальном образовании классный руководитель этой группы лиц, используя наши материалы, разработал курс «Повышение уровня функциональной грамотности осужденных в области этики». В качестве материалов для интеллектуально-этического развития применялись книги «Дорога к счастью» и наш курс для осужденных «Личная этика». Информальное образование реализовывалось посредством выпуска газет, создания плакатов, тематического оформления рекреаций школы (Фото 1. Осужденные оформляют стенд нравственных категорий; фото 2. Стенд «Клятву верности сдержали»)8.
Перед началом внедрения педагогических основ самоисправления в систему обучения осужденных был проведен специальный опрос. Тринадцать вопросов затрагивали три сферы: причинность осужденных, ценность нравственных норм в жизни данных лиц и их активность в процессе исправления. Результаты оказались очень низкими. Так, уровень активности осужденных в исправлении был оценен ими самими на 0,86 балла по 10-балльной шкале; уровень инициатив на производстве, в воспитательном процессе и пр. – 0,6 балла; уровень ощущения себя причиной в жизни – 0,5 балла; уровень интереса к самообразованию и самовоспитанию – 0,4 балла и т. д.
Через три месяца после внедрения педагогических основ самоисправления был проведен промежуточный срез по 6 ключевым вопросам первичной анкеты. Результаты продемонстрировали существенную позитивную динамику. Например, интерес к самообразованию повысился на 8,4 балла и составил 8,8 балла. Первоначально это был один из самых низких показателей – 0,4 балла, и взрослые осужденные были убеждены, что самообразованием им заниматься незачем (хотя у них не было даже среднего образования). Значимость соблюдения нравственных норм в жизни повысилась на 5 баллов (по 10-балльной шкале) и составила 5,9 балла и т. д. При этом классный руководитель отмечал, что ученики стали более ответственно относиться к занятиям, помогают в кабинете. Вот характерные выдержки из отчетов учителя:
– День матери отмечается в нашей стране в последнее воскресенье ноября. На уроке литературы я затронула эту тему. Многие обучающиеся негативно отозвались о своих мамах. Они не хотели писать ни строчки о том, что значит мама в их жизни. Мне пришлось ненавязчиво рассказать о том, что мама – это самый дорогой человек на земле, что она переживает больше за того ребенка, у которого не все ладится в жизни и т. д. Они внимательно меня выслушали. А на следующий день почти все принесли мне маленькие сочинения о своих мамах, выделив в них только положительные черты. Я была растрогана. Значит, работа моя не прошла даром!
– Результаты анкетирования по итогам 2012/2013 учебного года свидетельствуют, что 80 % класса стали участвовать в классных и общешкольных мероприятиях; они приняли участие в олимпиадах, конкурсах рисунков, плакатов, писали сочинения и стихотворения, а также участвовали в ученической конференции, где показали себя достойно. Анкетирование по нравственному воспитанию продемонстрировало, что уровень нравственной воспитанности у обучающихся – выше среднего (З. Н.).
Таким образом, применение педагогических основ самоисправления осужденных во всех видах образования продемонстрировало: а) их воспроизводимость; б) повышение заинтересованности и активности осужденных в исправлении; в) повышение мотивации данных лиц к обучению. Последнее дает основание рассчитывать на то, что осужденные, выявив для самих себя значимость и постоянного образования, и расширения интересов, и позитивного развития, могут и после освобождения продолжать работу над собой9.
Фактически параллельно описываемому опыту в исправительных колониях начали устанавливаться отсекающие решетки (Фото 3. Занятия в исправительном учреждении)10. Вероятно, для каких-либо заключений относительно последствий подобного изменения педагогического качества образовательной среды необходим анализ динамики связанной с этим успеваемости и посещаемости осужденных-учащихся по всей России, однако сведения, которыми располагает автор, позволяют выявить отрицательную динамику мотивации к самоисправлению, повышение пассивности осужденных в исправлении11.
В целом, исправление взрослых осужденных основано на их самоисправлении. Но чтобы этот процесс был представлен с позиции самодетерминации, он должен включать ряд педагогических основ, базовые из которых представлены в данной статье. В идеале осужденным должна предоставляться стандартная программа самоисправления. В настоящее время такая программа в отечественной исправительной системе не предоставляется, процесс самоисправления не закреплен законодательно, соответственно становится уделом единиц. Вместе с тем предлагаемые основы самоисправления уже сейчас могут использоваться во всех видах образования.
Подчеркнем, что использование определенного алгоритма и методов воспитывающего обучения в образовательной практике приводит: а) к усилению воспитательного аспекта в процессе преподавания учебных дисциплин; б) к повышению мотивации и просоциальной причинности осужденных. В совокупности они обеспечивают как усвоение учебного материала, так и повышение воспитательного аспекта в обучении. Успешное участие исправляющегося во всех видах образования позволяет ему развивать полученный образовательный опыт на свободе, что делает возможным реализацию непрерывного образования.
Непосредственное взаимодействие с осужденными выявило актуальность использования некоторых положений нашего исследования относительно сотрудников/работников ИУ, волонтеров и их работы с лицами, лишенными свободы. Учитывая специфические характеристики осужденных, названным субъектам необходимо обладать компетентностью в области педагогических основ самоисправления, что требует их дополнительного образования.
Список литературы
- Уголовный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 25 сентября 2013 г.). М.: Проспект; КноРус, 2013. 224 с.
- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 25 сентября 2013 г.). М.: Проспект; КноРус, 2013. 96 с.
- Бебенин В. Г. Образовательная деятельность как средство исправления и последующей социальной адаптации осужденных к лишению свободы: Автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08. М., 2008. 44 с.
- Сломчинский А. Г. Гуманизация образовательного процесса в пенитенциарной системе: Автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Екатеринбург, 2009. 42 с.
- Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы / Официальный сайт ФСИН России. URL: http://фсин.рф/structure/inspector/iao/statistika/ Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (дата обращения 30.11.2013).
- Официальный сайт ФСИН России. URL: http://fsin.su/structure/social (дата обращения 30.11.2013).
- Число преступлений, совершенных отдельными категориями лиц / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/ regl/b11_13/IssWWW.exe/Stg/d3/10-03.htm (дата обращения 01.04.2013).
- Минимальные стандартные правила обращения с заключенными / Портал ООН. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/prison.shtml (дата обращения 17.09.2013).
- Буклет и заочный раздел программы Криминон «Навыки обучения, необходимые в жизни». М.: ЭЙБЛ СНГ, 2008. 27 с.
- Строева Г. В. Алгоритм построения учебных и воспитательных занятий как фактор повышения эффективности самоисправления взрослых осужденных // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2013. №. 1. С. 57–62.
- Строева Г. В. К вопросу о методах воспитывающего обучения // Актуальные проблемы учебно-воспитательной деятельности учреждений образования: Материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием 13 февраля 2013 г. / Сост. И. В. Галкина, М. Ф. Соловьева, Отв. ред., автор предисловия М. Ф. Соловьева. Киров: ООО «ВЕСИ», 2013. Вып. 9. С. 139–146.
- Строева Г. В. Интеллектуально-этическое развитие личности осужденного // Педагогический журнал. 2012. № 1. С. 129–153. URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-pedagogy-2012-1/10-stroeva.pdf (дата обращения 21.10.2013).