Необходимой составляющей информационного общества является высокий уровень информационной грамотности каждого человека, понимаемой как «набор компетенций, необходимых для получения, понимания, оценки, адаптации, генерирования, хранения и представления информации, используемой для анализа проблем и принятия решения» [1, с. 11]. Информационная грамотность сегодня включает в себя информационно-коммуникационную компетентность (ИКТ-компетентность), которую в общем виде можно рассматривать как способность человека грамотно и эффективно использовать информационные и коммуникационные технологии как в обыденной жизни, так и в учебной и профессиональной деятельности.
Формирование ИКТ-компетентности, как и информационной грамотности в целом, – процесс непрерывный, первым этапом которого можно считать начальную школу. Конечно, некоторые знания о компьютере и умения выполнять определенные операции дети приобретают еще в детском саду или самостоятельно, с помощью членов семьи, друзей, библиотечных специалистов, но эти знания обычно отрывочны, неупорядочены, не всегда грамотны, а умения – неосознанны и нерациональны. Главная роль в целенаправленном формировании ИКТ-компетентности учащихся младших классов принадлежит педагогу, и, как справедливо отмечают авторы книги «Теория обучения в информационном обществе», «задача учителя – навести, насколько возможно, порядок в этих обрывочных сведениях ученика, систематизировать их» [2, с. 63].
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит задачу формирования ИКТ-компетентности младших школьников, а один из главных нормативных документов по начальному образованию «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа» (далее – Примерная программа) буквально пронизан мыслью о том, что выпускники начальной школы должны иметь высокий уровень ИКТ-компетентности, о чем, в частности, свидетельствует высокая частота упоминания самого термина в тексте программы (22 раза). Формирование ИКТ-компетентности учащихся младших классов рассматривается в контексте формирования универсальных учебных действий обучающихся, поэтому программа формирования универсальных учебных действий содержит подпрограмму 1.2.1.2. «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся (метапредметные результаты)». В «Примерной программе» введен специальный термин «учебная ИКТ‑компетентность», который определяется как «способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями младшего школьника» [3, с. 69].
В Примерной программе говорится о том, что «основное содержание программы «Формирование ИКТ‑компетентности обучающихся» реализуется средствами различных учебных предметов» [3, с. 70]. Согласиться с последним утверждением можно лишь частично: на различных учебных предметах можно и нужно развивать ИКТ-компетентность, но ее основы должны закладываться в процессе изучения того предмета, для которого это «основное содержание» является «родным». Возникают вопросы: какими компетенциями должен обладать учитель, способный не просто «реализовать содержание программы», а профессионально сформировать ИКТ-компетентность учащихся младших классов, и ктó он – этот учитель?
Существует несколько подходов к проектированию профессиональной компетентности специалистов, одним из которых является функциональное проектирование, основанное на анализе работы, выполняемой специалистом [4]. В нашем случае такой работой будет проведение занятий по формированию знаний и умений, составляющих ИКТ-компетентность учащихся.
Функциональное проектирование набора компетенций учителя на основе анализа умений, составляющих ИКТ-компетентность выпускников начальной школы, предписанных Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), стало нашей научно-педагогической целью. Достижения этой цели предполагало решение следующих задач:
- выявление в тексте подпрограммы «Формирование ИКТ-компетентности» умений, которые, по мнению разработчиков, должны быть сформированы у выпускников начальной школы;
- анализ перечня таких понятий и умений и «перевод» используемой лексики на язык предмета, в терминологическую систему которого она входит;
- проектирование состава компетенций, необходимых учителю для того, чтобы он мог формировать ИКТ-компетентность учащихся младших классов (закладывать основу соответствующих знаний и умений);
- определение характера подготовки, необходимой учителю для того, чтобы он мог обладать соответствующим набором компетенций.
Выявление умений, требуемых ФГОС НОО, было проведено на основе анализа текста Примерной программы. Вся совокупность умений и навыков1 систематизирована в ней по разделам (нумерация наша):
1. Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером.
2. Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных.
3. Обработка и поиск информации.
4. Создание, представление и передача сообщений.
5. Планирование деятельности, управление и организация.
В тексте подпрограммы встречаются пересечения, повторы (это видно даже из названий разделов) и синонимичные выражения (например, «создание письменного сообщения», «составление текста», «набор текста»); некорректные или неточные формулировки («рисовать изображения», «редактировать цепочки экранов»). В ряде случаев ставятся задачи, невыполнимые для этого этапа обучения («создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах»).
В подпрограмме представлен длинный список умений, в котором можно выделить 4 группы: технологические, проектные, аналитические, алгоритмические. Большинство упоминаемых в ней понятий относится к содержанию школьного курса «Информатика и ИКТ» (информация, алгоритм, модель, компьютер, файлы, текстовый редактор и др.). Почти все перечисленные умения обычно формируются в процессе изучения этого курса в рамках содержательных линий «Информация и информационные процессы», «Компьютер», «Информационные технологии» и «Компьютерные коммуникации». Последний раздел содержит понятия, относящиеся к другим содержательным линиям информатики – «Моделирование и формализация» и «Алгоритмы и исполнители». Все сказанное не означает, что перечисленными терминами не оперируют другие школьные предметы (поэтому они и являются метапредметными), проектированием и анализом учащиеся занимаются при изучении всех дисциплин начальной школы, но основная часть формируемых умений (технологических и алгоритмических) основывается на знании понятий информатики.
Считая, что основное содержание подпрограммы «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» относится к информатике, а употребляемые в ней формулировки не всегда точны и корректны, мы посчитали необходимым «перевести» термины, используемые в подпрограмме, на язык информатики, уточнить некоторые термины и представить понятия и соответствующие им умения в систематизированном виде. В таблице 1 представлены два компонента ИКТ-компетентности учащихся – умения и знания, на основе которых и могут формироваться умения. В первой колонке таблицы представлены все разделы подпрограммы, мы разделили их на подразделы (темы). Отталкиваясь от интерпретированных нами компонентов ИКТ-компетентности учащихся, были спроектированы компоненты профессиональной компетентности учителя, необходимые для формирования ИКТ-компетентности младших школьников, которые, по нашему мнению, представлены следующей совокупностью компетенций2:
- Специальная предметная компетенция (по информатике), естественно включающая ключевую ИКТ-компетентность.
- Специальная методическая компетенция (по информатике).
- Специальные предметные компетенции (по предметам начальной школы).
- Специальные методические компетенции (по предметам начальной школы).
- Специальная ИКТ-компетентность.
Главная роль, по нашему мнению, принадлежит специальной предметной (по информатике) компетенции учителя, которой он должен владеть, чтобы успешно заложить основы ИКТ-компетентности учащихся (см. табл. 1). Данные, представленные в таблице, свидетельствуют о том, что сделать это может только тот учитель, который владеет базовыми знаниями из области информатики в пределах содержания, отраженного в таблице 1. Такой педагог сам должен владеть системой понятий, относящихся к информатике, знать архитектуру компьютера и классификацию программного обеспечения, алгоритмы выполнения технологических операций; уверенно владеть компьютерными технологиями. Следует подчеркнуть, что речь здесь идет не только о высоком уровне ключевой ИКТ-компетентности учителя (это требование подразумевается), а о способности грамотно и осознанно выполнять информационные процессы (создания, обработки, хранения, поиска и передачи информации) с использованием различных программно-аппаратных средств; знать проектирование и моделирование процессов и объектов. Пользуясь используемой терминологией, назовем этот вид профессиональной компетенции специальной, предметной.
Таблица 1
Знания и умения учащихся младших классов, составляющие их
ИКТ-компетентность (на языке информатики) и соответствующие
им специальные предметные компетенции учителя, формирующего
ИКТ-компетентность
№ раздела/ подраздела | Знания и умения учащихся младших классов (на языке информатики) | Специальные предметные компетенции учителя | |
Знания | Умения | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Правила техники безопасности в кабинете информатики и ВТ. Устройство компьютера (процессор, память, устройства ввода и вывода информации). Понятия программа, файл, папка, виды программ.
Технология выполнения некоторых операций над файлами и папками |
Выполнять основные операции над файлами (открывать, копировать, удалять и др.) и папками (создавать, перемещать, удалять). Запускать программы и завершать работу с программами. Сохранять созданные документы. Работать с устройствами ввода (клавиатурой, мышью, фотоаппаратом, микрофоном, сканером) и вывода информации (принтером), а также с носителями информации (флеш-картой, CD) | Знания в области архитектуры компьютера, аппаратного и программного обеспечения ПК. Знание видов программного обеспечения ПК, файловой структуры операционной системы Windows; умения выполнять все операции над файлами (программами и документами) и папками; работать с периферийными устройствами ПК |
2 а | Группы клавиш (символьные, управляющие). Понятие и функции текстовых редакторов. Интерфейс конкретных текстовых редакторов (простой структуры и текстового процессора). Технология выполнения отдельных операций редактирования текста. Технология форматирования символов и абзацев. Технология создания и обработки таблиц. Технология орфографического контроля | Вводить текст. Редактировать текст: удалять, вставлять, копировать, перемещать фрагменты текста. Форматировать символы. Создавать абзацы и осуществлять некоторые операции форматирования абзацев (выравнивать, создавать красную строку). Создавать и обрабатывать таблицы. Запускать автоматическую проверку орфографии и грамматики | Знание классификации прикладных программ общего назначения, в частности, классификации и функций текстовых редакторов разных видов, способа представления текстовой информации в памяти компьютера; умения в области создания, редактирования и форматирования текста |
2 б | Понятие и функции графических редакторов. Интерфейс конкретного графического редактора. Технология создания графического объекта (векторной и/или растровой графики) | Создавать простые графические объекты. Редактировать графические объекты и создавать сложные объекты | Знания способа представления графической информации в памяти компьютера, видов компьютерной графики и графических редакторов; умения в области создания и обработки графических объектов векторной и растровой графики |
2 в | Технология создания мультимедийных документов. Функции и интерфейс программы создания презентаций | Создавать документы, содержащие информационные объекты разных видов (в т. ч. презентации) | Знания прикладных программ создания презентаций и умения в области создания и обработки мультимедийных документов |
3 | Виды и примеры информационно-поисковых систем. Технология поиска информации в информационных системах | Осуществлять поиск информации в автоматизированных информационно-поисковых системах (базах данных, детских поисковых системах). Ввод записей в готовые базы данных | Знание основ теории информационного поиска, видов информационных систем, владение технологией поиска информации в конкретных ИПС |
4 а | Интернет, некоторые сервисы Интернета, коммуникационная деятельность. Технология пересылки текстовых писем | Использовать средства телекоммуникации: создание и пересылка писем по электронной почте | Знание видов компьютерных сетей, функций и сервисов Интернета; владение технологиями: поиска информации в службе WWW, создания и пересылки текстовых писем, создания Web-сайтов |
4 б | Функции, интерфейс и технология использования несложной программы редактирования web-сайтов (например, «Конструктора школьных сайтов») | Создавать несложный web-сайт | |
4 в | Этапы разработки документов: от проектирования до реализации | Отбирать информацию, проектировать документы (в частности, презентации, web-сайты) | Знание этапов проектирования документов, умение разрабатывать сценарий презентации и web-сайта |
4 г | Знание об информационной образовательной среде своей школы (ИОС) | Размещать сообщения в ИОС школы. Участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в ИОС | Знание ИОС как информационной системы, состава ИОС, умение организовать деятельность учащихся в ИОС |
5 а | Понятия «модель» и «моделирование», этапы моделирования | Знание содержания понятия «модель», видов информационных моделей, этапов моделирования, программных средств реализации моделей | |
5 б | Основы алгоритмизации (понятие исполнителя, алгоритм, свойства алгоритма, базовые алгоритмические структуры, способы записи алгоритмов) | Составлять линейный и циклический алгоритм с использованием словесной формы записи и блок-схемы. Определять среду исполнителя и систему команд исполнителя. Составлять программы для компьютерного исполнителя | Основы алгоритмизации (понятие «исполнитель», алгоритм, свойства алгоритма, базовые алгоритмические структуры, способы записи алгоритмов). Составление алгоритмов для исполнителей (например, в программной среде «Роботландия»), программирование (например, на языке Лого) |
Для руководства формированием ИКТ-компетентности учащихся специальная предметная компетенция (по информатике) учителю, безусловно, необходима, но недостаточна. Наряду с предметными знаниями и умениями по информатике, педагог должен владеть еще и методикой обучения информатике (методической компетенцией). Тогда учитель сможет разрабатывать учебно-методические материалы к занятиям, грамотно использовать термины при знакомстве детей с новым материалом, организовывать уроки в кабинете информатики и вычислительной техники с использованием адекватных средств обучения, осуществлять оценку умений учащихся.
Кроме того, желательно, чтобы учитель владел не только ключевой, но и специальной ИКТ-компетентностью, которую мы характеризуем как способность к обеспечению процесса обучения с использованием средств ИКТ на всех этапах учебного процесса – от проектирования обучения до непосредственного проведения занятия в аудитории, анализа и корректировки результатов [5]. Специальные (предметные и методические) компетенции по математике, русскому языку и другим предметам начальной школы должны «по умолчанию» составлять основу профессиональной компетентности учителя начальных классов. Если за формирование ИКТ-компетентности учащихся берется учитель информатики, ему придется пройти соответствующее обучения для приобретения этих компетенций (хотя бы по одному предмету).
Подробная характеристика перечисленного набора компетенций, необходимых и достаточных для формирования ИКТ-компетентности учащихся, предложена в таблице 2.
Таблица 2
Компоненты профессиональной компетенции учителя, необходимые
для формирования ИКТ-компетентности младших школьников
Знания и умения учителя, формирующего ИКТ-компетентность учащихся (профессиональные компетенции) | Характеристика компетенции | Вид компетенции |
Предметные знания и умения в области информатики | См. табл. 1 | Специальная предметная (по информатике) |
Знания в области методики преподавания информатики | Владение терминологией и технологией выполнения операций над информационными объектами; владение методами обучения информатике, способность разрабатывать учебно-методические материалы по соответствующим темам информатики | Специальная методическая компетенция (по информатике) |
Знания и умения по предметам начальной школы | Специальные предметные компетенции (по предметам начальной школы) | |
В области методики преподавания дисциплин начальной школы | В частности, способность интегрировать содержание других учебных предметов в процессе освоения технологических умений, способность готовить и отбирать дидактический материал, разрабатывать проекты, сценарии web-документов и презентаций, строить алгоритмы и модели в соответствующих предметных областях; организовывать деятельность учащихся в ИОС | Специальные методические компетенции (по другим предметам начальной школы) |
В области проектирования обучения с использованием средств ИКТ | Способность проектировать уроки с использованием средств ИКТ, выявлять и отбирать цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) по предметам | Специальная ИКТ-компетентность учителя |
В области организации обучения с использованием средств ИКТ | Готовность проводить уроки в кабинете информатики и вычислительной техники с использованием средств ИКТ | |
В области разработки ЦОР простой структуры | Готовность проектировать ЦОР, реализовывать их с использованием прикладных программ общего назначения |
На основании анализа комплекса компетенций можно сделать вывод, что основы ИКТ-компетентности должны закладываться на занятиях по информатике (статус определяет учебное заведение), например, в рамках предметной области «Математика и информатика» или «Технология». В зависимости от условий, сложившихся в школе, при принятии решения, кто именно будет формировать ИКТ-компетентность учащихся, можно выбрать один из возможных вариантов:
- Учитель младших классов, получивший серьезную информационную подготовку в педагогическом вузе (по соответствующей специальности или специализации) либо в системе повышения квалификации.
- Учитель информатики, получивший дополнительное образование по педагогике начальной школы и методике обучения предметов, изучаемых в младших классах.
- Возможно распределение функций между педагогами: учитель информатики закладывает основы ИКТ-компетентности, а учитель младших классов развивает и углубляет приобретенные начальные умения в процессе обучения на всех учебных предметах.
Опыт подготовки учителей младших классов, способных осуществлять целенаправленное формирование ИКТ-компетентности, накоплен на факультете начального образования Карельской государственной педагогической академии (ныне ПетрГУ), где в течение более 15 лет функционировала специализация «Учитель математики и информатики в 1–6 классах». В ходе выполнения дипломных исследований студенты под руководством автора статьи разработали комплексы методических материалов и цифровых образовательных ресурсов и успешно формировали знания и умения учащихся в области обработки текстовой и графической информации, поиска информации в детских поисковых системах Интернета, проектирования и разработки несложных сайтов и др.
Список литературы
- Педагогические аспекты формирования медийной и информационной грамотности. М., 2012. URL: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214708.pdf (Электронный ресурс).
- Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Теория обучения в информационном обществе М.: Просвещение, 2011. 190 с. (Работаем по новым стандартам).
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [Сост. Е. С. Савинов]. 4е изд., перераб. М.: Просвещение, 2013. 223 с. (Стандарты второго поколения). URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2768
- Иваненко И. А. Различные подходы к моделированию компетенций при разработке программ подготовки менеджеров // Высшее образование сегодня. 2010. № 10. С. 36–39.
- Витухновская А. А., Марченко Т. С. Структура специальной ИКТ-компетентности учителя-предметника // Герценовские чтения. Начальное образование. Т. 1. Начальное образование в современной России: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. (6–7 апреля 2010 года). СПб.: Издательство ВВМ, 2010. С. 282–288.
- Манихова Ф. Я. Профессиональная компетентность как сущностная характеристика педагогической деятельности учителя начальных классов // Казанский педагогический журнал. 2011. № 5. С. 53–58. URL: http://elibrary.ru/download/50180795.pdf.