Одной из ведущих тенденций развития современного образования является ориентация на подготовку профессионалов нового уровня, самостоятельных, самоэффективных, самодостаточных. Ведущим фактором, определяющим успешность процессов профессиональной самореализации и саморазвития, выступает непрерывное образование личности.
Научные интерпретации непрерывного профессионального образования представлены многообразием концепций, зависящих от того, в рамках предмета какой науки или парадигмы эта проблема рассматривается. Так, философия образования исследует феномен посредством категорий непрерывности, взаимосвязи, интеграции, преемственности, единства, системы, свободы, самореализации и др. В психологии концепция непрерывного профессионального образования описывается через выявление мотивационно-смысловых основ овладения профессией, совершенствования в ней, понятия личности как субъекта профессионального выбора. Суть педагогической концепции заключается в раскрытии природы непрерывного профессионального образования посредством категорий цели, содержания образования, методов и форм обучения, конкретных образовательных технологий, критериев эффективности процесса непрерывного образования, механизмов управления [1].
По мнению В. Л. Аношкиной и С. В. Резванова [3], понятие непрерывности образования, в том числе и профессионального, можно рассмотреть по отношению к 3 основным составляющим (субъектам):
- личности;
- образовательным процессам (образовательным программам);
- образовательным учреждениям.
Непрерывность в таком случае связана с особой сетью образовательных учреждений, которые создают необходимое и достаточное пространство образовательных услуг, способных удовлетворить все множество образовательных потребностей.
Современная концепция непрерывного профессионального образования как системы формировалась на основе теоретических и практических исследований В. Л. Аношкиной, А. А. Вербицкого, Б. С. Гершунского, О. В. Купцова, В. Г. Осипова, Н. К Сергеева и др. Исследования показывают, что непрерывное профессиональное образование обладает основными свойствами системы, такими как универсальность, преемственность, интегративность и др.
Система непрерывного профессионального образования призвана обеспечить как вертикальную, так и горизонтальную образовательную мобильность человека. Структурный компонент данной системы, направленный на реализацию первого вида образовательной мобильности, характеризуется переходом индивида от одного уровня образования к другому по различным образовательным траекториям. Этот компонент системы включает в себя следующие подсистемы: начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное и послевузовское образование. Компонент же системы непрерывного профессионального образования, необходимый для реализации горизонтальной образовательной мобильности, называется системой (подсистемой) дополнительного профессионального образования и предполагает обновление, расширение и приобретение новых знаний и умений человека в рамках существующего образовательного ценза.
А. А. Вербицкий [4], рассматривая проблему непрерывного образования, обращает внимание на понимание принципа непрерывности. Содержательное решение этой проблемы автор предлагает, введя понятие «квалификация», которое характеризует не сумму полученных документов об образовании, а уровень компетентности специалиста, его способность решать определенные классы профессиональных и социальных задач. Заполнителем резервов непрерывности выступает самообразование, которое предполагает сохранение и развитие познавательного отношения человека к миру, его умение учиться.
Таким образом, главным системообразующим фактором непрерывного образования является личность. А. А. Сергеев, М. Г. Сергеева [6] отмечают, что непрерывное образование должно перерасти в систему поддержки непрерывного саморазвития человека - только в этом случае человек становится субъектом профессиональной деятельности и жизни, что позволит ему реализовываться в качестве участника преобразующего социального взаимодействия. Для решения проблемы профессионального самоопределения у любого человека в первую очередь должна быть сформирована способность к осознанию своих жизненных приоритетов. Для современной молодежи это очень непростая задача в силу того, что высокий темп социокультурных перемен современного общества создает условия хронической неопределенности. Стремительные экономические преобразования в стране и мире оборачиваются проблемой непредсказуемости собственных профессиональных и личных перспектив. Возникает необходимость создания образовательных программ, обеспечивающих преемственность содержания образовательной деятельности при переходе от одного вида к другому, от одного жизненного этапа человека к другому.
С этой целью в рамках позитивной психологии1 было разработано несколько образовательных программ [2, 8, 9]. Стернберг разработал Курс обучения мудрости (Wisdom curriculum), в котором в процессе преподавания основных предметов стимулируются интеллектуальное и нравственное развитие детей. Программы Making hope happen и Making hope happen for kids делают акцент на укреплении надежды в школьниках. Программа развития на основе сильных сторон способствует повышению академической успеваемости. Программа Going for the goal обучает подростков навыкам позитивной постановки целей и более легкому их достижению. В Пенсильванском университете Селигманом и его коллегами была разработана Программа устойчивости (Penn Resiliency Program), которая пропагандирует оптимизм, обучает студентов мыслить более реалистично и гибко о проблемах, с которыми они сталкиваются. Вышеперечисленные программы отходят от традиционной модели обучения и ориентируются на самих учеников, на их умения и опыт. Однако многие из них выделяют только какую-то одну из тем позитивной психологии - мудрость, оптимизм, надежду, эмоции или цели, считая именно ее самой важной.
В Великобритании создана новая программа - Программа личностного синтеза (Personal synthesis programme), которая соединяет когнитивный, эмоциональный, поведенческий и социальный аспекты личностного развития в одну внутренне непротиворечивую образовательную модель, пригодную как для подростков, так и для взрослых. Личностный синтез сосредоточен на таких темах, как понимание самого себя, управление эмоциями, усиление уверенности, принятие решений, борьба с тревогой, преодоление стресса, эффективное общение, установление конструктивных отношений и т. д. В отличие от остальных программ, личностный синтез учитывает все основные стороны человеческой личности.
В России в МГГУ им. М. А. Шолохова разработана и внедрена в систему непрерывного профессионального образования программа, получившая название «Жизненная навигация» [7]. Данная программа разработана на основе взглядов позитивной психологии о позитивных аспектах человеческой жизни, таких как счастье, благополучие и процветание, и отечественного субъектогенетического подхода к саморегуляции и самоорганизации личности. Основная цель данного курса - формирование умений и развитие навыков практического применения знаний о закономерностях развития личности в ходе профессионального становления и реализации жизненных планов.
Тематический план программы включает следующие разделы:
- Смысловая навигация. Жизненный путь человека, его жизненно важные ориентиры.
- Сферы жизнедеятельности личности. Гармонизация развития личности как субъекта жизнедеятельности.
- Профессиональная деятельность как важнейший фактор развития личности. Соотношение развития личности как субъекта профессиональной деятельности и карьерного роста на различных стадиях жизни.
- Жизненные стратегии: механизмы формирования и реализации. Этапы становления личности как субъекта жизнедеятельности.
- Ресурсная навигация личности. Определение условий достижения жизненно важных целей. Качества личности как субъекта жизнедеятельности. Оценка персональных компетенций как главного ресурса личности для построения и реализации жизненных планов.
- Экзистенциальная навигация личности. Природа субъективных самоограничений, методы их аттестации и приемы преодоления.
- Организационная навигация. Построение персональной траектории успеха, разработка планов достижения жизненно важных целей.
- Сценарно-ролевая навигация. Учет и целенаправленное использование при реализации жизненно важных планов закономерностей формирования психологического образа «Мое идеальное Я».
- Социальная навигация. Социальное позиционирование личности. Влияние референтных лиц и референтных групп на эффективность реализации жизненно важных планов. Приемы и методы согласования разнонаправленных интересов.
- Волевая навигация. Механизмы, приемы и методы самодетерминации человеком собственной жизнедеятельности. Типичные затруднения реализации жизненно важных намерений и способы их преодоления.
В ходе практических занятий модуля «Жизненная навигация» студенты в качестве основных решают следующие задачи:
- Формирование ясного видения картины собственного успеха.
- Построение системы конкретных стратегических целей как ступеней к жизненному успеху.
- Определение персональных ресурсов для обеспечения благополучия, эффективного решения наиболее значимых для человека задач. Формирование и укрепление установки на эффективное использование особенностей собственной личности.
- Построение реалистичных планов достижения стратегически значимых целей с учетом:
- возможных помех;
- источников необходимых ресурсов;
- возможных способов противодействия негативным факторам.
- Выявление и использование полезных аналогий, имеющегося опыта успешного решения аналогичных задач.
- Согласование плана по вехам со сложившейся практикой структурирования своей жизни.
- Моделирование оптимального поведения в случае непредсказуемого ухудшения условий для реализации основного плана.
- Выявление ключевых паттернов модели «Я-идеальное». Социально-психологическое проектирование модели собственной личности, комплиментарной своим представлениям о результатах жизненного успеха.
- Построение социометрической сети референтных лиц и организаций. Разработка проектов переговоров по согласованию интересов по технологии ТОР (тренинг организационного развития).
- Разработка модели идеального рабочего дня. В качестве стержневой методики в модуле «Жизненная навигация» используется тренинг организационного развития (ТОР).
Результаты эмпирического исследования, в котором принимали участие студенты и абитуриенты Московского государственного университета им. М. А. Шолохова и Приднестровского государственного университета им. Т. Г. Шевченко (общая численность опрошенных составила более двух с половиной тысяч человек), показали, что курс «Жизненная навигация» существенным образом повышает способность человека к самодетерминации собственной активности, формирует умения и развивает навыки практического применения знаний о закономерностях развития личности в ходе ее профессионального становления и реализации жизненных планов, что, на наш взгляд, позволит в будущем специалистам не уходить из своей сферы профессиональной деятельности, а искать и находить новые аспекты применения своим знаниям и талантам, гибко реагировать на конъюнктуру рынка.
Список литературы
- Белкина В. Н., Сергеева Г. В. Актуальные проблемы непрерывного профессионального образования будущих педагогов // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 1. Т. II (Психолого-педагогические науки).
- Бонивелл И. Ключи к благополучию: Что может позитивная психология / Пер. с англ. Маши Бабичевой. М., 2009. 192 с.
- Аношкина В. Л., Резванов С. В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). Ростов н/Д: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001. 176 с.
- Вербицкий А. А. Методологические проблемы непрерывного образования // Непрерывное образование: методология и практика. М., 1990.
- Селигман М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни: Пер. с англ. М., 2006. 368 с.
- Сергеев А. А., Сергеева М. Г. Модель специалиста в условиях непрерывного профессионального образования. Тверь: ВА ВКО, 2009. 203 с.
- Огнев А. С. Жизненная навигация. М.: Изд-во МГГУ им. М. А. Шолохова, 2009. 165 с. (электронное издание).
- Positive Education: Positive Psychology and Classroom Interventions, Seligman, Ernst, Gillham, Reivich, & Linkins // Oxford Review of Education. 2009. № 3. June. P. 293-311.
- Seligman М. Е. Р., Csikszentmihalyi M. Positive Psychology: An introduction // American Psychologist. 2000. Vol. 55. P. 5-14.