Огнев, А. С. Позитивная психология в системе непрерывного профессионального образования (на примере курса «Жизненная навигация») / А. С. Огнев, С. Н. Гончар // Непрерывное образование: XXI век. – 2013. – Вып. 2. − DOI: 10.15393/j5.art.2013.2088


Выпуск № 2

Кадровые и методические ресурсы непрерывного образования

pdf-версия статьи

УДК 37.015.31

Позитивная психология в системе непрерывного профессионального образования (на примере курса «Жизненная навигация»)

Огнев Александр Сергеевич
доктор психологических наук, профессор
проректор по науке, послевузовскому образованию и общественным связям, зав. кафедрой психолого-педагогического образования Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова
(Москва)
altognev@mail.ru
Гончар Светлана Николаевна
доктор психологических наук, профессор
старший преподаватель кафедры психологии Приднестровского государственного университета им. Т. Г. Шевченко (Тирасполь), аспирант кафедры психолого-педагогического образования МГГУ им. М. А. Шолохова
(Москва)
s-gonchar@mail.ru
Ключевые слова:
непрерывное профессиональное образование
профессиональное самоопределение и самоорганизация личности
субъект профессиональной деятельности
позитивная психология
Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме внедрения позитивной психологии в систему непрерывного профессионального образования. Рассматриваются научные интерпретации непрерывного профессионального образования в рамках философии, педагогики и психологии. Раскрываются основные составляющие непрерывного образования. В статье описывается современная концепция непрерывного профессионального образования как системы, ее основные свойства. Отмечается, что система непрерывного профессионального образования призвана обеспечить как вертикальную, так и горизонтальную образовательную мобильность человека. Акцент делается на том, что главным системообразующим фактором непрерывного образования является личность. Следовательно, непрерывное образование должно перерасти в систему поддержки непрерывного саморазвития человека. С этой целью возникает необходимость создания специальных образовательных программ. В статье описываются образовательные программы, обеспечивающие преемственность содержания образовательной деятельности, в рамках позитивной психологии. Изложены теоретические основы, методические составляющие и психологические исследования результатов применения образовательного модуля «Жизненная навигация» в системе непрерывного профессионального образования.

Positive psychology in the system of continuous professional education (for example, the course «Vital navigation»)

Ognev A S
D.Sc., full professor, vice-principal for research, postgraduate education, and public relations, head of the Department of Psychology and Teacher Education at Sholokhov Moscow State University for Humanities.
(Moscow)
altognev@mail.ru
Gonchar S N
D.Sc., full professor, assistant professor of the Department of Psychology and Teacher Education at Sholokhov Moscow State University for Humanities.
(Moscow)
s-gonchar@mail.ru
Keywords:
continuous professional education
professional self-identity formation and self-regulation of a personality
the subject of professional activities
positive psychology
Abstract: The article is devoted to the vital problem of positive psychology implementation into the system of continuous professional education. Scientific interpretations of continuous professional education within the frames of philosophy, pedagogy, and psychology are discussed.
Basic components of continuous education are revealed. The modern concept of continuous professional education as a system and its main properties are described.
It is noted that the system of continuous professional education is to provide both vertical and horizontal education mobility. The main strategic factor for continuous professional education is a personality; consequently, continuous education must be turned into the support system for permanent self-development. To pursue this goal, it is necessary to create specific educational programs. The article describes educational programs, providing for content continuity of educational activities within the frames of positive psychology. In the article the theoretical foundations, methodological components, and psychological studies of the results of implementation of educational module «Vital Navigation» having been used within the system of continuous professional education are presented.

Одной из ведущих тенденций развития современного образования является ориентация на подготовку профессионалов нового уровня, самостоятельных, самоэффективных, самодостаточных. Ведущим фактором, определяющим успешность процессов профессиональной самореализации и саморазвития, выступает непрерывное образование личности.

Научные интерпретации непрерывного профессионального образования представлены многообразием концепций, зависящих от того, в рамках предмета какой науки или парадигмы эта проблема рассматривается. Так, философия образования исследует феномен посредством категорий непрерывности, взаимосвязи, интеграции, преемственности, единства, системы, свободы, самореализации и др. В психологии концепция непрерывного профессионального образования описывается через выявление мотивационно-смысловых основ овладения профессией, совершенствования в ней, понятия личности как субъекта профессионального выбора. Суть педагогической концепции заключается в раскрытии природы непрерывного профессионального образования посредством категорий цели, содержания образования, методов и форм обучения, конкретных образовательных технологий, критериев эффективности процесса непрерывного образования, механизмов управления [1].

По мнению В. Л. Аношкиной и С. В. Резванова [3], понятие непрерывности образования, в том числе и профессионального, можно рассмотреть по отношению к 3 основным составляющим (субъектам):

-     личности;

-     образовательным процессам (образовательным программам);

-     образовательным учреждениям.

Непрерывность в таком случае связана с особой сетью образовательных учреждений, которые создают необходимое и достаточное пространство образовательных услуг, способных удовлетворить все множество образовательных потребностей.

Современная концепция непрерывного профессионального образования как системы формировалась на основе теоретических и практических исследований В. Л. Аношкиной, А. А. Вербицкого, Б. С. Гершунского, О. В. Купцова, В. Г. Оси­пова, Н. К Сергеева и др. Исследования показывают, что непрерывное профессиональное образование обладает основными свойствами системы, такими как универсальность, преемственность, интегративность и др.

Система непрерывного профессионального образования призвана обеспечить как вертикальную, так и горизонтальную образовательную мобильность человека. Структурный компонент данной системы, направленный на реализацию первого вида образовательной мобильности, характеризуется переходом индивида от одного уровня образования к другому по различным образовательным траекториям. Этот компонент системы включает в себя следующие подсистемы: начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное и послевузовское образование. Компонент же системы непрерывного профессионального образования, необходимый для реализации горизонтальной образовательной мобильности, называется системой (подсистемой) дополнительного профессионального образования и предполагает обновление, расширение и приобретение новых знаний и умений человека в рамках существующего образовательного ценза.

А. А. Вербицкий [4], рассматривая проблему непрерывного образования, обращает внимание на понимание принципа непрерывности. Содержательное решение этой проблемы автор предлагает, введя понятие «квалификация», которое характеризует не сумму полученных документов об образовании, а уровень компетентности специалиста, его способность решать определенные классы профессиональных и социальных задач. Заполнителем резервов непрерывности выступает самообразование, которое предполагает сохранение и развитие познавательного отношения человека к миру, его умение учиться.

Таким образом, главным системообразующим фактором непрерывного образования является личность. А. А. Сергеев, М. Г. Сергеева [6] отмечают, что непрерывное образование должно перерасти в систему поддержки непрерывного саморазвития человека - только в этом случае человек становится субъектом профессиональной деятельности и жизни, что позволит ему реализовываться в качестве участника преобразующего социального взаимодействия. Для решения проблемы профессионального самоопределения у любого человека в первую очередь должна быть сформирована способность к осознанию своих жизненных приоритетов. Для современной молодежи это очень непростая задача в силу того, что высокий темп социокультурных перемен современного общества создает условия хронической неопределенности. Стремительные экономические преобразования в стране и мире оборачиваются проблемой непредсказуемости собственных профессиональных и личных перспектив. Возникает необходимость создания образовательных программ, обеспечивающих преемственность содержания образовательной деятельности при переходе от одного вида к другому, от одного жизненного этапа человека к другому.

С этой целью в рамках позитивной психологии1 было разработано несколько образовательных программ [2, 8, 9]. Стернберг разработал Курс обучения мудрости (Wisdom curriculum), в котором в процессе преподавания основных предметов стимулируются интеллектуальное и нравственное развитие детей. Программы Making hope happen и Making hope happen for kids делают акцент на укреплении надежды в школьниках. Программа развития на основе сильных сторон способствует повышению академической успеваемости. Программа Going for the goal обучает подростков навыкам позитивной постановки целей и более легкому их достижению. В Пенсильванском университете Селигманом и его коллегами была разработана Программа устойчивости (Penn Resiliency Program), которая пропагандирует оптимизм, обучает студентов мыслить более реалистично и гибко о проблемах, с которыми они сталкиваются. Вышеперечисленные программы отходят от традиционной модели обучения и ориентируются на самих учеников, на их умения и опыт. Однако многие из них выделяют только какую-то одну из тем позитивной психологии - мудрость, оптимизм, надежду, эмоции или цели, считая именно ее самой важной.

В Великобритании создана новая программа - Программа личностного синтеза (Personal synthesis programme), которая соединяет когнитивный, эмоциональный, поведенческий и социальный аспекты личностного развития в одну внутренне непротиворечивую образовательную модель, пригодную как для подростков, так и для взрослых. Личностный синтез сосредоточен на таких темах, как понимание самого себя, управление эмоциями, усиление уверенности, принятие решений, борьба с тревогой, преодоление стресса, эффективное общение, установление конструктивных отношений и т. д. В отличие от остальных программ, личностный синтез учитывает все основные стороны человеческой личности.

В России в МГГУ им. М. А. Шолохова разработана и внедрена в систему непрерывного профессионального образования программа, получившая название «Жизненная навигация» [7]. Данная программа разработана на основе взглядов позитивной психологии о позитивных аспектах человеческой жизни, таких как счастье, благополучие и процветание, и отечественного субъектогенетического подхода к саморегуляции и самоорганизации личности. Основная цель данного курса - формирование умений и развитие навыков практического применения знаний о закономерностях развития личности в ходе профессионального становления и реализации жизненных планов.

Тематический план программы включает следующие разделы:

  1. Смысловая навигация. Жизненный путь человека, его жизненно важные ориентиры.
  2. Сферы жизнедеятельности личности. Гармонизация развития личности как субъекта жизнедеятельности.
  3. Профессиональная деятельность как важнейший фактор развития личности. Соотношение развития личности как субъекта профессиональной деятельности и карьерного роста на различных стадиях жизни.
  4. Жизненные стратегии: механизмы формирования и реализации. Этапы становления личности как субъекта жизнедеятельности.
  5. Ресурсная навигация личности. Определение условий достижения жизненно важных целей. Качества личности как субъекта жизнедеятельности. Оценка персональных компетенций как главного ресурса личности для построения и реализации жизненных планов.
  6. Экзистенциальная навигация личности. Природа субъективных самоограничений, методы их аттестации и приемы преодоления.
  7. Организационная навигация. Построение персональной траектории успеха, разработка планов достижения жизненно важных целей.
  8. Сценарно-ролевая навигация. Учет и целенаправленное использование при реализации жизненно важных планов закономерностей формирования психологического образа «Мое идеальное Я».
  9. Социальная навигация. Социальное позиционирование личности. Влияние референтных лиц и референтных групп на эффективность реализации жизненно важных планов. Приемы и методы согласования разнонаправленных интересов.
  10. Волевая навигация. Механизмы, приемы и методы самодетерминации человеком собственной жизнедеятельности. Типичные затруднения реализации жизненно важных намерений и способы их преодоления.

В ходе практических занятий модуля «Жизненная навигация» студенты в качестве основных решают следующие задачи:

  1. Формирование ясного видения картины собственного успеха.
  2. Построение системы конкретных стратегических целей как ступеней к жизненному успеху.
  3. Определение персональных ресурсов для обеспечения благополучия, эффективного решения наиболее значимых для человека задач. Формирование и укрепление установки на эффективное использование особенностей собственной личности.
  4. Построение реалистичных планов достижения стратегически значимых целей с учетом:

-     возможных помех;

-     источников необходимых ресурсов;

-     возможных способов противодействия негативным факторам.

  1. Выявление и использование полезных аналогий, имеющегося опыта успешного решения аналогичных задач.
  2. Согласование плана по вехам со сложившейся практикой структурирования своей жизни.
  3. Моделирование оптимального поведения в случае непредсказуемого ухудшения условий для реализации основного плана.
  4. Выявление ключевых паттернов модели «Я-идеальное». Социально-психологическое проектирование модели собственной личности, комплиментарной своим представлениям о результатах жизненного успеха.
  5. Построение социометрической сети референтных лиц и организаций. Разработка проектов переговоров по согласованию интересов по технологии ТОР (тренинг организационного развития).
  6. Разработка модели идеального рабочего дня. В качестве стержневой методики в модуле «Жизненная навигация» используется тренинг организационного развития (ТОР).

Результаты эмпирического исследования, в котором принимали участие студенты и абитуриенты Московского государственного университета им. М. А. Шолохова и Приднестровского государственного университета им. Т. Г. Шевченко (общая численность опрошенных составила более двух с половиной тысяч человек), показали, что курс «Жизненная навигация» существенным образом повышает способность человека к самодетерминации собственной активности, формирует умения и развивает навыки практического применения знаний о закономерностях развития личности в ходе ее профессионального становления и реализации жизненных планов, что, на наш взгляд, позволит в будущем специалистам не уходить из своей сферы профессиональной деятельности, а искать и находить новые аспекты применения своим знаниям и талантам, гибко реагировать на конъюнктуру рынка.

 

Список литературы

  1. Белкина В. Н., Сергеева Г. В. Актуальные проблемы непрерывного профессионального образования будущих педагогов // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 1. Т. II (Психолого-педагогические науки).
  2. Бонивелл И. Ключи к благополучию: Что может позитивная психология / Пер. с англ. Маши Бабичевой. М., 2009. 192 с.
  3. Аношкина В. Л., Резванов С. В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). Ростов н/Д: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001. 176 с.
  4. Вербицкий А. А. Методологические проблемы непрерывного образования // Непрерывное образование: методология и практика. М., 1990.
  5. Селигман М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни: Пер. с англ. М., 2006. 368 с.
  6. Сергеев А. А., Сергеева М. Г. Модель специалиста в условиях непрерывного профессионального образования. Тверь: ВА ВКО, 2009. 203 с.
  7. Огнев А. С. Жизненная навигация. М.: Изд-во МГГУ им. М. А. Шолохова, 2009. 165 с. (электронное издание).
  8. Positive Education: Positive Psychology and Classroom Interventions, Seligman, Ernst, Gillham, Reivich, & Linkins // Oxford Review of Education. 2009. № 3. June. P. 293-311.
  9. Seligman М. Е. Р., Csikszentmihalyi M. Positive Psychology: An introduction // American Psychologist. 2000. Vol. 55. P. 5-14.



Просмотров: 13828; Скачиваний: 1407;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2013.2088