Профессиональные стандарты играют ключевую роль в сфере образования, определяя знания, умения и их влияние на педагогические исследования. В последние десятилетия наблюдается глобальная тенденция к повышению профессионализма учителей посредством разработки и внедрения стандартов преподавания. Многие страны, как развитые (США, Великобритания, Франция, Германия, Австралия, Новая Зеландия), так и развивающиеся (Пакистан, Индия, Филиппины), приняли этот подход в 80‒90-х гг. XX в. В Индии национальная политика в области образования (National Educational Policy, 2020) ставит учителя в центр фундаментальных реформ системы образования. Национальный профессиональный стандарт для учителей (National Professional Standards for Teachers, 2021) направлен на реализацию целей (NEP, 2020), а именно обеспечение равного доступа к качественному образованию для всех учащихся1 [1].
Профессиональный стандарт охватывает компетенции, необходимые учителям на различных уровнях квалификации и опыта на разных этапах карьеры. Согласно NEP 2020, стандарт будет пересматриваться в 2030 г., а затем каждые десять лет на основе тщательного анализа его эффективности. Индия и Россия выразили свое стремление к многополярному миру в совместных заявлениях, многосторонних декларациях и политических речах [2].
Как отмечает R. Kapur, образование является ключом к развитию любой нации, и оно зависит от качества учителей [3]. Сегодня, в эру глобализации и активного технологического прогресса, оно играет все более значимую роль. Россия и Индия имеют богатое научно-образовательное наследие, последовательно движутся по пути укрепления и углубления взаимодействия в этой сфере. Вместе можно добиться больших успехов и обеспечить качественное образование для наших граждан.
Россия открыта для диалога с международными партнерами и готова к расширению сотрудничества в области образования. Россия представила к реализации гуманитарный проект «Российский учитель за рубежом», и большое число граждан Индии заинтересованы в получении образования в России. Российские вузы приглашают абитуриентов поступать в педагогические вузы, чтобы не только получать качественное образование, но и делиться им с соотечественниками. Как считает Л. Л. Супрунова: «Объективный анализ и критическое осмысление сущности индийских образовательных реформ могут быть полезными при разработке теоретических основ и определении практических путей реформирования школы в России»2.
О. В. Устюжанцева видит развитие российско-индийских образовательных связей в серьезной экспертной работе для изучения современной образовательной системы Индии и возможностей сотрудничества с учетом потребностей и возможностей обеих стран [4].
Целью статьи является теоретическое обоснование и изучение условий, принципов разработки и внедрения профессионального стандарта педагога в Индии, включая сравнение с российским стандартом (Профстандарт 2013 г.).
В рамках данного исследования необходимо проанализировать модель профессионального стандарта педагога в Индии, выявив ее ключевые характеристики и принципы построения:
- Необходимо охарактеризовать модель профессионального стандарта педагога, принятую в Индии, с акцентом на ее структуру и содержание.
- Следует выявить критерии и принципы, лежащие в основе построения данной модели.
- Необходимо найти общую структуру стандартов, выявив основные разделы и их взаимосвязь.
- Выяснить возможности использования таксономического подхода для выделения доменов профессиональной готовности педагогов.
- 5. Проанализировать NPST 2021, включая сравнение с российским стандартом и оценку эффективности внедрения.
Для достижения поставленной цели и решения указанных задач в настоящей работе для всестороннего и глубокого изучения поставленной проблемы был применен комплекс теоретических методов, включающий в себя анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, интеграцию и классификацию (имеется в виду классификация уровней педагогического мастерства. Учителя делятся на 4 категории: молодой специалист, опытный учитель, учитель высшей квалификации, учитель-лидер).
Сравнительный анализ NPST 2021 и российских профессиональных стандартов педагога (Профстандарт 2013 г.) выявил различия в структуре доменов и уровне детализации требований. В качестве основы исследования послужили научные труды, посвященные указанной тематике. К ним относятся статьи, опубликованные в рецензируемых изданиях, а также концептуальные идеи.
Теоретической и методологической базой исследования послужили труды исследователей в следующих областях: проблемы образования в Индии (A. Giridhar Rao, B. Rajkhowa, S. Das, P. Kalia, P. Tanaji Chavare), опыт модернизации образования в Индии (Л. Л. Супрунова), проблемы подготовки учителей в Индии (A. Rani, R. Kapur), нормативно-правовые документы – Национальный профессиональный стандарт педагога Индии (NPST, 2021), Национальная образовательная политика Индии (NEP, 2020), Национальная программа школьного обучения Индии.
Профессиональные стандарты педагога отличаются разнообразием подходов и предлагаемых моделей по странам. Можно подразделить их на две категории: нормативные и развивающие. Нормативные разработаны для стандартизации профессиональной практики, однако способствуют возникновению риска элиминации профессионального опыта. Развивающие стандарты нацелены на активный прогресс профессионального роста педагога на индивидуальном уровне, обеспечивая возможность для развития качества педагогической деятельности [6]. Структура профессионального стандарта педагога обычно включает наименования доменов, стандарты (нормативные требования к профессии педагога) и дескрипторы квалификационных уровней педагогических кадров.
Содержание стандартов для педагогической деятельности может быть выражено различными способами. Наиболее распространенной формой являются краткие формулировки, основанные на таксономии целей обучения Бенджамина Блума. Примеры таких формулировок: «учитель должен...», «учитель использует / применяет / демонстрирует...». Реже используются номинативные конструкции, описывающие качества педагога, например: «глубокое знание учебного предмета», «понимание возрастных и индивидуальных особенностей учащихся», «способность к планированию и организации учебной деятельности».
В оценке профессиональной деятельности педагога особое значение имеют следующие компоненты:
- наличие профессиональных знаний, умений и навыков;
- уровень профессиональных достижений и накопленный опыт;
- система ценностей педагога;
- критическое отношение к собственным профессиональным достижениям (рефлексия) и другие факторы [7, c. 4].
М. А. Губина отмечает, что NEP 2020 вводит единые минимальные стандарты для учителей по всей стране [8].
Единые минимальные стандарты для учителей по всей стране являются важным шагом в обеспечении качества образования. В Индии национальный профессиональный стандарт педагога предусматривает четыре уровня педагогического мастерства. Первый уровень – молодой специалист (Pragammi Shikshak), который только начинает свой профессиональный путь и осваивает базовые навыки преподавания. Второй уровень – опытный учитель (Praveen Shikshak), обладающий устойчивыми компетенциями и способный эффективно управлять учебным процессом. Третий уровень – учитель высшей квалификации (Kushal Shikshak), демонстрирующий глубокие знания, инновационный подход и умение вдохновлять учеников. Четвертый уровень – учитель-лидер (Pramukh Shikshak), который не только совершенствует собственное мастерство, но и активно участвует в развитии образовательной системы, наставничестве и формировании педагогических стратегий. В отличие от традиционных моделей, где карьера учителя связана со сменой ступени (начальная → старшая школа), NPST 2021 позволяет оставаться в рамках одной ступени, достигая высших уровней мастерства. Например, учитель начальных классов может стать Pramukh Shikshak (лидером) без перехода в среднюю школу, развиваясь через наставничество и управление проектами3. Такая структура позволяет выстраивать карьерную траекторию учителей, стимулируя их профессиональный рост и повышая престиж профессии. Mazumder выявил корреляцию между инклюзивной средой и увеличением числа педагогов с лидерскими ролями. Исследование показывает, что в школах с инклюзивным образованием наблюдается рост числа учителей-лидеров, данный факт может быть связан с необходимостью адаптации педагогических подходов к разнообразным потребностям учащихся. Это доказывает важность развития лидерских качеств среди педагогов в условиях инклюзии, поскольку именно учителя-лидеры часто становятся агентами изменений, способствуя созданию более гибкой и толерантной образовательной среды [11].
В следующей таблице (табл. 1) представлено, как меняются требования к педагогам в рамках новой системы.
Таблица 1
Новая система школьного образования в соответствии с NEP 2020
Table 1
New school system in accordance with NEP 2020
Ступень образования | Возрастная группа | Уровень образования |
Первичная ступень | от 3 до 8 лет (5 лет) | От дошкольного учреждения до 2-го класса |
Подготовительная ступень | от 8 до 11 лет (3 года) | с 3-го по 5-й класс |
Средняя ступень | от 11 до 14 лет (3 года) | с 6-го по 8-й класс |
Старшая ступень | от 14 до 18 лет (4 года) | с 9-го по 12-й класс |
От учителей будут требоваться навыки, соответствующие новым уровням школьной системы образования, упомянутым в NEP 2020. Педагогическая структура NEP 2020 – 5+3+3+4 – предполагает глубокое понимание возрастных особенностей учащихся, а также умение адаптировать образовательные программы под каждый этап развития. На начальной ступени (5 лет) акцент делается на игровом обучении и развитии базовых навыков. Следующие 3 года посвящены формированию основ грамотности, критического мышления и социальных компетенций. Вторая ступень (еще 3 года) направлена на углубление знаний, развитие исследовательских навыков и профессиональной ориентации. Завершающий 4-летний этап предполагает подготовку к высшему образованию или профессиональной деятельности, включая развитие самостоятельности и лидерских качеств [1]. Учителя должны быть готовы к интеграции современных технологий, междисциплинарному подходу и созданию инклюзивной образовательной среды. Это требует постоянного профессионального роста, гибкости и готовности к инновациям [1].
Политика NEP 2020 направлена на реформирование образовательной системы с целью повышения качества образования для всех учащихся. Для реализации этой цели Национальным советом обучения и исследований в образовании (NCERT) была разработана комплексная Национальная программа школьного обучения (NCF-SE), которая продолжает начатый путь преобразований.
NCF-SE является ключевым элементом NEP 2020, направленным на обеспечение образования, основанного на принципах справедливости, инклюзии и плюрализма, закрепленных в Конституции Индии.
Главной задачей NCF-SE является содействие изменению образовательной практики, включая не только общий опыт учащихся в школе, но также школьный климат и культуру.
Основные принципы NCF-SE: практическая направленность: предоставление руководства для учителей и разработчиков программ и учебных материалов; конкретность и точность: устранение двусмысленности и неясности, характерной для предыдущих рекомендаций; учет реальных условий: учет ограничений по времени и ресурсам, доступным в школах Индии; установка конкретных стандартов обучения: обеспечение ясности для всех заинтересованных сторон в сфере образования [5].
Развитие карьеры учителей определяется их профессиональным уровнем, педагогическими компетенциями и результативностью преподавательской деятельности. Карьерные аспекты системы Национальных профессиональных стандартов для учителей описываются через конкретные аспекты работы учителей. Система состоит из следующих четырех взаимосвязанных областей, называемых «стандартами», охватывающих множество доменов (смысловых областей):
Standard 1: Core Values & Ethics / Фундаментальные ценности и этика – данный стандарт определяет систему морально-этических принципов, которые педагог должен: осознавать и разделять (приверженность конституционным ценностям, профессиональной этике); последовательно применять в профессиональной деятельности (в отношениях с учениками, коллегами, родителями); демонстрировать как основу личной педагогической позиции на всех этапах карьеры.
Standard 2: Professional Knowledge & Understanding / Профессиональные знания и понимание – стандарт охватывает домены, определяющие требования к профессиональным знаниям педагога (предметным, методическим, психолого-педагогическим) и их применению в практике. В стандарте это звучит так: «Определяет, какими знаниями и пониманием содержания и процесса обучения должен обладать учитель для эффективной работы на каждом этапе». В стандартах также указано, как учитель разрабатывает учебный опыт, соответствующий потребностям развития детей, при осуществлении процесса обучения и оценки знаний.
Standard 3: Professional Competence & Practice / Профессиональная компетентность и практика – стандарт охватывает домены эффективного применения профессиональных знаний и навыков на каждом этапе карьеры для осуществления практики преподавания / обучения / оценивания в соответствии со специализацией и программой педагогического образования на конкретном этапе.
Standard 4: Professional Development & Growth / Профессиональный рост и развитие – стандарт охватывает домены, связанные с совершенствованием профессиональных знаний / компетентности и практики на каждом этапе карьеры посредством участия в программах постоянного повышения квалификации4.
Целью стандарта NPST является гармонизация видения и целей Национальной образовательной политики (NEP) 2020 с требованиями к профессиональным стандартам для преподавателей всех уровней квалификации в Индии, а также уточнение этих стандартов. Цель ‒ создать условия, при которых все педагоги, работающие в системе школьного образования всех уровней, демонстрировали бы высокую степень профессиональной преданности, обладали бы необходимой квалификацией и компетенциями, получали бы качественную профессиональную подготовку, имели доступ к современным ресурсам и инструментам, а также могли рассчитывать на поддержку в вопросах профессионального развития и карьерного роста [10].
В документе выделены четыре взаимосвязанных аспекта профессиональной деятельности педагога, которые в NEP 2020 определены как «стандарты». В нем также представлена рамочная программа подготовки учителей, предложенная для Индии. Для реализации видения NEP 2020 стандарты по четырем указанным аспектам были детально разработаны с учетом всего жизненного цикла профессионального развития педагога – от начинающего учителя до высококвалифицированного специалиста и лидера в области образования. Индийские стандарты образования, отражающие богатую этнокультурную и религиозную специфику страны, предъявляют особые требования к педагогам. В частности, от них ожидается знание соответствующей религии и владение несколькими языками [11]. Согласно «формуле трех языков», обучение в индийских школах ведется на английском, хинди и одном из региональных языков, преобладающем в данном штате [12].
Остановимся подробнее на проведении всестороннего анализа каждого стандарта, включая их семантические области и подразделения, которые детально определяют требуемые знания и умения педагога. Необходимо особо отметить, что конкретный набор критериев напрямую коррелирует с определенным уровнем педагогического мастерства. NPST 2021 демонстрирует применение такого подхода к выделению доменов профессиональной готовности, которые сгруппированы в четыре стандарта:
Стандарт 1. Фундаментальные ценности и этика. Этот стандарт отражает основу морально-этической позиции педагога и его отношения к профессии. Он включает в себя шесть тематических доменов:
- Приверженность конституционным ценностям: глубокое понимание и уважение к основным принципам демократического общества, закрепленным в Конституции.
- Соблюдение профессиональной этики и ценностей: знание и следование кодексу профессиональной этики педагога, уважение к коллегам и учащимся.
- Обязанности по отношению к учащимся: понимание и выполнение своих обязанностей в отношении каждого ученика, обеспечение его безопасности и благополучия.
- Выстраивание профессиональных отношений: умение эффективно взаимодействовать с коллегами, родителями, администрацией, строить доверительные отношения.
- Посвящение профессии: глубокая приверженность педагогической деятельности, готовность к самоотдаче и постоянному развитию.
- Ответственное и этическое использование цифровых инструментов: знание правил и норм использования информационных технологий в образовательном процессе, соблюдение принципов конфиденциальности и защиты данных5. Аналогично далее для других стандартов
Стандарт 2. Профессиональные знания и понимание. Этот стандарт фокусируется на теоретической базе и предметном знании педагога. Он включает пять доменов:
- Глубокое знание и понимание предметной области: овладение основами наук, преподаваемых в рамках своей специальности, глубокое понимание основных понятий и теорий.
- Умение учитывать факторы, влияющие на процесс обучения: знание психолого-педагогических особенностей учащихся, умение адаптировать учебный процесс к индивидуальным потребностям.
- Владение педагогическими знаниями: знание современных методик преподавания, стратегий оценки и управления классом.
- Понимание структуры учебного плана: знание требований к образовательным стандартам, умение планировать учебный процесс в соответствии с ними.
- Навыки использования технологий в образовании и их интеграции в учебный процесс: умение эффективно использовать информационные технологии для повышения качества обучения6.
Стандарт 3. Профессиональная компетентность и практика. Этот стандарт отражает практические навыки педагога, его способность применять теоретические знания на практике. Он включает пять доменов:
- Разработка и реализация учебных планов: умение планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с образовательными стандартами.
- Проведение эффективных уроков: владение методиками организации и проведения урока, создание благоприятной атмосферы для обучения.
- Понимание компонентов и динамики обучения в классе: способность анализировать учебный процесс, выявлять трудности и находить пути их преодоления.
- Умение эффективно общаться с учениками: владение навыками вербальной и невербальной коммуникации, создание условий для конструктивного диалога.
- Оценка процесса обучения как для самого обучения, так и для оценки результатов: умение использовать различные методы оценки, анализ собственных действий и результатов обучения7.
Стандарт 4. Профессиональный рост и развитие. Этот стандарт подчеркивает важность непрерывного самосовершенствования педагога. Он включает в себя четыре домена:
- Стремление к постоянному профессиональному развитию: готовность к изучению новых знаний, освоению современных методик, участие в профессиональных мероприятиях.
- Анализ собственной практики (рефлексия): умение критически оценивать свою работу, выявлять сильные и слабые стороны, искать пути улучшения.
- Определение индивидуальных потребностей в обучении: способность к самооценке, выявление собственных пробелов в знаниях и навыках.
- Активное участие в образовательном сообществе: участие в профессиональных организациях, обмен опытом с коллегами, вклад в развитие педагогической науки8.
Обратимся к сравнительному анализу профессиональных стандартов педагога в Индии (NPST 2021) и России (Приказ Минтруда № 544н от 18.10.2013) (табл. 2).
Таблица 2
Сравнительный анализ профессиональных стандартов педагога в Индии (NPST 2021) и России (Приказ Минтруда № 544н от 18.10.2013)
Table 2
Comparative Analysis of Teacher Professional Standards: India (NPST, 2021) vs. Russia (Ministry of Labor Order No. 544n, 2013, revised 2021)
Критерий | Индия (NPST 2021) | Россия (Профстандарт 544н) |
1. Структура уровней квалификации | ||
Количество уровней | 4 уровня: Pragammi Shikshak, Praveen Shikshak, Kushal Shikshak, Pramukh Shikshak | 3 уровня: учитель, старший учитель, ведущий учитель |
Особенности | Акцент на лидерство (Pramukh Shikshak) как отдельный уровень | Разделение по сложности задач (ведущий учитель координирует работу коллег) |
Карьерный рост | Возможен без смены ступени обучения | Часто требует перехода на новую должность (например, методиста) |
2. Ключевые компетенции и домены | ||
Компонент | Индия | Россия |
Ценности и этика | 6 доменов, включая конституционные ценности и религиозную толерантность | Общие требования к «соблюдению правовых норм» (п. 3.1.1) без культурной спецификации |
Цифровые навыки | Отдельный домен «Ответственное использование цифровых инструментов» | Интегрированы в трудовые функции (п. 3.2.5 «ИКТ-компетенции») |
Языковые требования | Владение 3 языками (английский, хинди, региональный) | Нет требований к мультиязычию, кроме преподавания на государственном языке |
Инклюзия | Часть домена «Обязанности по отношению к учащимся» (учет кастовых различий) | Выделена отдельная функция «Работа с обучающимися с ОВЗ» (п. 3.4.3) |
3. Профессиональное развитие | ||
Критерий | Индия | Россия |
Повышение квалификации | Обязательные 50 часов тренингов ежегодно | 144 часа каждые 3 года |
Критерии роста | Сертификация по уровням на основе стажа, успеваемости учеников, наставничества | Аттестация через оценку педагогических достижений (портфолио, открытые уроки) |
Поддержка | Государственные программы стажировок в «образцовых школах» | Курсы в институтах повышения квалификации, гранты для инновационных проектов |
Выявление сходств и различий между двумя стандартами позволяет не только определить тенденции развития педагогического профессионализма в разных образовательных контекстах, но и оценить потенциал взаимного заимствования лучших практик. Индийский стандарт более детализирован в части вертикального роста внутри одной позиции педагога, тогда как российский ориентирован на горизонтальное расширение обязанностей. NPST 2021 включает социокультурные аспекты, тогда как российский стандарт декларирует общие принципы без детализации. NPST 2021 отражает этнокультурное разнообразие Индии, адаптирован под многоязычие и религиозное разнообразие (например, учитель должен знать местные традиции), ориентирован на преодоление социального неравенства (кастовая система). Российский стандарт универсален, фокус сделан на единое образовательное пространство (п. 1.4 стандарта), но менее гибок для полиэтничных регионов: учет региональных компонентов отображен факультативно (например, родные языки в национальных республиках). В Индии система более формализована, в России – гибкая, но зависимая от региональных ресурсов9.
Для обеспечения высокого качества обучения и адаптации к современным требованиям особое внимание уделяется повышению квалификации педагогов. В Индии существует комплексная система критериев, на основе которых педагоги могут пройти обучение и получить соответствующую сертификацию. Повышение квалификации преподавателей в школах Индии основывается на ряде ключевых факторов. Во-первых, претенденты должны обладать как минимум высшим образованием в области педагогики или смежной дисциплины. Во-вторых, педагоги с большим стажем работы имеют преимущество при прохождении курсов повышения квалификации. В-третьих, учителя, специализирующиеся на конкретных предметах или методиках преподавания, могут пройти целевую подготовку в своей области. В-четвертых, активное участие в профессиональной деятельности, посещение семинаров и конференций свидетельствуют о стремлении к постоянному совершенствованию. В-пятых, оценка результатов работы учителя, включающая успеваемость учащихся и отзывы родителей, является важным критерием. Процесс повышения квалификации в Индии включает в себя: самостоятельное обучение, участие в семинарах и тренингах, прохождение стажировки в передовых учебных заведениях, получение сертификата.
Педагоги могут пройти онлайн-курсы, прочитать специализированную литературу и использовать другие ресурсы для самообразования. Правительство и негосударственные организации проводят регулярные семинары и тренинги по актуальным вопросам педагогики, педагоги могут пройти стажировку в школах, известных своими инновационными подходами к обучению. Повышение квалификации педагогов в Индии является непрерывным процессом, направленным на повышение качества образования и развитие профессионального сообщества. В заключение минимальные требования к повышению квалификации в Индии, установленные в 50 часов тренингов, служат важным инструментом обеспечения качества профессионального развития. По данным NCERT, 75 % учителей Индии прошли сертификацию по новому стандарту в 2022–2023 гг., данный факт привел к росту средних баллов учащихся на 12 % в пилотных штатах.
На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что национальные профессиональные стандарты для учителей Индии служат основой для повышения качества преподавания в стране. В этих стандартах подчеркивается важнейшая роль учителей в формировании будущего учащихся и, как следствие, всей страны. Стандарты сосредоточены на таких областях, как планирование учебных программ, педагогические навыки, оценивание, инклюзивное образование. Установлено, что в стандартах подчеркивается важность непрерывного профессионального развития, стимулируя учителей к обучению на протяжении всей жизни и адаптации к меняющимся образовательным условиям.
Таким образом, исследование подтвердило, что профессиональный стандарт педагога в Индии (NPST 2021) создает условия для повышения качества образования через стандартизацию требований к педагогам и создание системы их непрерывного развития, но недостаточность данных по отдаленным штатам Индии требует дальнейших исследований. Сравнительный анализ профессиональных стандартов педагога в Индии (NPST 2021) и России (Приказ Минтруда № 544н от 18.10.2013) показывает, что NPST 2021 может служить моделью для стран с высокой этнической неоднородностью, так как индийский стандарт системен в оценке компетенций и учете локальных особенностей, российский – проще во внедрении, но, возможно, требует доработки для поликультурных регионов.
Список литературы
- National Education Policy 2020 [Electronic resource] / Ministry of Human Resource Development, Government of India. Electron. dan. URL: https://www.education.gov.in/sites/upload_files/mhrd/files/NEP_Final_English_0.pdf (date of access 09.07.2024).
- Унникришнан Н., Капур Н. Россия и Индия в меняющемся мировом порядке. Предисловие к тематическому номеру [Электронный ресурс] // Вестник МГИМО-Университета. 2023. Т. 16. № 2. С. 7–14. Электрон. дан. URL: https://www.vestnik.mgimo.ru/jour/article/view/3364 (дата обращения 15.11.2024).
- Kapur R. Issues and Problems of Teacher Education [Electronic resource]. 2018. Electron. dan. URL: https://www.researchgate.net/publication/329745226_Issues_and_Problems_of_Teacher_Education (date of access 18.10.2024).
- Устюжанцева О. В. Образовательное сотрудничество в российско-индийских отношениях [Электронный ресурс] // Сибирские исторические исследования. 2016. № 3. С. 43–64. Электрон. дан. URL: https://journals.tsu.ru/siberia/&journal_page=archive&id=1455&article_id=30560 (дата обращения 15.11.2024).
- National Curriculum Framework 2023 [Electronic resource] / The National Council of Educational Research and Training, Government of India. Electron. dan. URL: https://ncert.nic.in/pdf/NCFSE-2023-August_2023.pdf (date of access 09.07.2024).
- Петрова С. О. Российский и зарубежный опыт внедрения профессионального стандарта педагога [Электронный ресурс] // Педагогика и психология образования. 2020. № 4. С. 109–123. Электрон. дан. URL: http://pp-obr.ru/wp-content/uploads/2021/01/2020-4-109.pdf (дата обращения 27.02.2025).
- Мирошникова О. Х. Профессиональный стандарт педагога: международный опыт и региональные компоненты [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. Т. 7. № 3. Электрон. дан. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/53PVN315.pdf (дата обращения: 15.11.2024).
- Губина М. А. Реформа школьного образования в Индии 2020 г.: экономические предпосылки и задачи // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2023. Т. 31. № 4. С. 776–777.
- Kumar K., Prakash A., Singh K. How National Education Policy 2020 can be a lodestar to transform future generation in India // Journal of Public Affairs. 2021. Vol. 21. Is. 3. DOI: 10.1002/pa.2712
- Aithal P. S., Aithal S. Analysis of the Indian National Education Policy 2020 towards Achieving its Objectives // International Journal of Management, Technology, and Social Sciences. 2020. No. 5 (2). P. 19–41. DOI: 10.5281/zenodo.3987537
- Mazumder A. Prospects and Challenges of Teacher Education in NEP 2020 // Journal of Education & Culture. 2023. Vol. 13. No. 1. P. 32–40. DOI: 10.5281/zenodo.7894567
- Шелестюк Е. В. Проблемы двуязычия и трехъязычия (на примере языковой ситуации в Индии) [Электронный ресурс] // Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 10 (432). С. 205–215. Электрон. дан. URL: https://journals.csu.ru/index.php/BulletinCSU/issue/view/432/n/problemy-dvuyazychiya-i-trehyazychiya-na-primere-yazykovoy-situatsii-v-indii (дата обращения 27.12.2024).