В современных условиях формирование патриотизма и национальной идентичности молодежи диктуется государственным и социальным заказом нашего общества. Стране нужны достойные граждане, проявляющие инициативу и сознательную гражданскую активность, обладающие развитым чувством долга и ответственности за будущее своей страны. Данная педагогическая задача особо актуальна в условиях трансформации ценностных ориентаций подрастающего поколения под деструктивным влиянием экстремистской и иной пропаганды. Это подтверждается государственной стратегией воспитания и национальными проектами, которые направлены на развитие патриотизма и гражданской идентичности в учреждениях системы среднего профессионального образования1.
Поэтому современные образовательные программы учреждений СПО в обязательном порядке включают программу воспитания, что предусмотрено пунктом 2 статьи 12.1 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации2. С введением в 2023 г. федеральных основных общеобразовательных программ (ФООП) для каждого уровня образования появилась унифицированная федеральная рабочая программа воспитания [1]. Она является частью ФООП и содержит информацию о формах и содержании воспитательной деятельности, таких как интерактивные технологии, проектное обучение и сетевые формы взаимодействия для формирования патриотических ценностей у студентов. Важным направлением в данной программе является опора на ресурсы детско-взрослых сообществ, где патриотическое воспитание строится на основе партнерства между студентами, преподавателями, наставниками, работодателями и общественными организациями [2].
В статье сделана попытка исследования анализа современных подходов к воспитанию патриотизма студентов колледжа и выявления эффективных методик данного процесса в условиях цифровой трансформации образования и глобализации.
Тема патриотического воспитания достаточно широко отражена в научных исследованиях. Это обусловлено многообразием подходов к рассмотрению феномена «патриотизм» в разные исторические эпохи, меняющимися политическими и экономическими условиями, разными группами субъектов исследования. При поиске на сайте dissercat.com словосочетания «патриотическое воспитание» нами получено 6 357 результатов, что подтверждает достаточную разработанность проблемы, с одной стороны (только в 2024 г. защищено по данной тематике 77 диссертаций), и появление новых факторов, ресурсов, условий и иных аспектов, требующих научного осмысления ‒ с другой. Анализ диссертационных исследований с 2018 г. по 2024 г. выявил, что процесс патриотического воспитания в определенных аспектах в вузах был рассмотрен рядом ученых: С. Х. Боцалгов3 (ценностное отношение к военной службе), К. В. Марков4 (ресурсы учебного военного центра вуза), А. А. Мирзаев5 (информационное многообразие и информационное многоборство), А. С. Шустров6 (цифровизация, гражданское образование) и др. В системе СПО этот вопрос частично осветила О. В. Рыбина7 (воспитание гражданско-патриотических качеств при работе в профессиональной команде). Однако специфика развития патриотизма у студентов колледжа, а также определение инновационных инструментов для данного процесса не были рассмотрены ранее.
Были использованы теоретические методы, такие как анализ педагогических и исторических исследований по проблеме, обобщение и систематизация реального опыта, мониторинг интернет-ресурсов, опросы, анкетирование, индивидуальные и групповые беседы, тестирование.
Для поиска эффективных решений по достижению целей, обозначенных во введении, проанализирован генезис феноменов «патриотизм» и «национальная идентичность» в историческом контексте. Для выявления изменения сущностного наполнения данных понятий в разные эпохи рассмотрено три ключевых исторических периода: царская Россия, советский строй, современная Россия. Каждая эпоха трактовала данные понятия, отражая идеологию и потребности существующего общества [3]. Однако отметим, что патриотизм в разные исторические эпохи, наполняясь ценностями и приоритетами своего времени, всегда являлся базисом укрепления национальной идентичности.
Приведем итоги проведенного исторического анализа сущностного содержания феномена «патриотизм». В царской России патриотизм был тесно связан с верностью монарху и православной вере. Понятие «служение Отечеству» имело, помимо военного смысла, еще и духовное. Патриотизм выражался в следующих формах:
- приверженность монархии (царь был не просто правителем, а помазанником Божьим, поэтому верность ему была неотъемлемой частью патриотического мировоззрения народа);
- православная вера (религиозное воспитание в семье играло главную роль в формировании патриотических чувств, связывая любовь к Родине с верой);
- героизация военных подвигов (героическое празднование побед в войнах, таких как Отечественная 1812 г., способствовало укреплению национальной гордости).
Пик патриотизма пришелся на начало Первой Мировой войны, когда общество объединилось вокруг императора для защиты своей Родины. Сущность процесса патриотического воспитания заключалась в формировании у молодежи таких приоритетных качеств, как верность монарху, православной вере, Отечеству.
Однако социальные противоречия и неравенство в обществе подорвали эту идею, что отразилось в революционных движениях начала XIX в. [3]. Появилось новое наполнение понятия «патриотизм». А. И. Герцен в своих трудах отмечает, что патриотизм – это «чувство, связывающее человека с его родиной, с ее историей и культурой» [4]. В. И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» определяет данное понятие как «любовь к отечеству, к родной земле» [5].
Сравнивая феномены «патриотизма» и «национальной идентичности» в эпоху царской России, отметим, что последний основывается на следующих ключевых аспектах:
- идеология «Православие, самодержавие, народность», сформулированная С. С. Уваровым, отражала суть российской идентичности. Православие объединяло народ на основе религиозных ценностей, самодержавие символизировало единство нации под властью царя, выступая связующим звеном между различными социальными слоями, а народность подчеркивала уникальность русской культуры. Храмы, церковные обряды и религиозное воспитание были важными элементами национальной идентичности;
- укрепление национальной гордости и сплочение общества на основе исторических событий, таких как победа в Отечественной войне 1812 г. Празднование военных успехов стало важным инструментом формирования национального самосознания;
- сильный этнический уклон, где доминировала идея «великороссов» как ядра государства. Это сопровождалось политикой русификации, направленной на укрепление единства империи [5].
В советское время понятие «патриотизм» приобретает идеологический характер и становится неотъемлемой частью государственной пропаганды. Его ключевыми особенностями являются:
- преданность социалистической Родине, коммунистической партии и ее идеалам и ценностям;
- героизация трудового подвига (патриотизм связывался не только с военной службой, но и с трудовыми достижениями, например, строительство заводов или освоение целины);
- коллективизм и интернационализм (подчеркнуто единство всех стран);
- массовость (в годы Великой Отечественной войны лозунги «Все для фронта, все для победы!» и «Родина-мать зовет!» сплотили народ, став символами героизма и самопожертвования).
После войны патриотизм оставался самым важным элементом в воспитании через систему пионерских и комсомольских организаций. Однако в конце 1980-х гг. данная система столкнулась с кризисом. Экономические трудности и политические реформы привели к снижению уровня доверия к государству. Данный подход отражен в трактовке В. А. Сластениным и др. патриотизма как «процесса включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, обучения бережному отношению к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа – любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитания готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов» [6, с. 373].
В советское время национальная идентичность, как и патриотизм, приобретает интернациональный характер, подчеркивая единство государства и народа. Советская идентичность базировалась на идее равенства всех народов, входящих в состав СССР. Интернационализм предполагал дружбу между нациями и подчинение национальных интересов общесоветским ценностям. Однако национальные особенности сохранялись в республиках через национальные литературу, искусство и образование. Важным элементом советской идентичности стала память о революции 1917 г., Великой Отечественной войне и строительстве социализма. Эти события представлялись как общие достижения народов СССР [3].
С 1990-х гг. изменились подходы к воспитанию патриотизма в России. Радикальные экономические и социальные изменения повлекли за собой девальвацию национальных ценностей, таких как гражданская ответственность, забота о государстве и его гражданах, сохранение культурно-исторической памяти, интернационализм, единство разных этнических и социальных групп и др. Такая позиция государства привела к утрате традиционного российского патриотического сознания, падению престижа военной и государственной службы, снижению духовности населения, недостаточному чувству общегражданской целостности российского общества у молодежи. В обществе это проявилось в неуважительном отношении к государству и социальным институтам, распространении среди подрастающего поколения немотивированной агрессивности, равнодушия, эгоизма, цинизма [7].
Однако начиная с 2020 г. решение данной проблемы становится приоритетной государственной задачей, что отражается в ряде федеральных законов и указов Президента Российской Федерации. В Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О Национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года»8 в качестве национального приоритета рассматривается тема воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе исторических и национально-культурных традиций, духовно-нравственных ценностей нашего народа. Указ Президента Российской Федерации от 02 июля 2021 г. № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» одним из приоритетов утвердил защиту традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти9. В качестве инструмента реализации поставленных в этих указах задач Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи» закреплено единое детско-юношеское движение и определены его правовое положение, цели, функции и виды деятельности10.
Отметим также важность разработки и реализации таких документов, как «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (утверждены распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р), «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р), Указ Президента Российской Федерации от 28.12.2024 г. № 1124, в котором, в частности, говорится о проведении в образовательных организациях занятий, направленных на воспитание патриотизма, культуры мирного поведения, межнациональной и межконфессиональной дружбы [8].
Таким образом, в современной России большое внимание уделяется работе по формированию у молодежи чувства патриотизма, общегражданской целостности, основанной на межконфессиональном, межэтническом и межнациональном взаимодействии, толерантности граждан России, восстановлению и сохранению исторической памяти, привитию подрастающему поколению понимания роли и места в служении Отечеству, личной ответственности за благополучие страны11.
Сложный этнический состав России требует акцента на укрепление единства через общие ценности. Концепция «российской идентичности» направлена на объединение всех граждан страны независимо от этнической принадлежности. Православие вернуло себе значительную роль в формировании национального самосознания, выступая символом единства и духовности. Программы, такие как «Стратегия государственной национальной политики» и «Федеральный проект “Патриотическое воспитание граждан”», способствуют укреплению национальной идентичности через образование, культуру и общественные инициативы. Глобализация и доступ к мировым культурным потокам ставят перед Россией задачу сохранения национальной самобытности. Это включает популяризацию русской культуры, языка и традиций [9].
В статье сделана попытка разобраться в общности и особенностях понятий «патриотизм» и «национальная идентичность», т. к. часто их считают тождественными. Схожесть этих понятий заключается в наполнении их содержания любовью, уважением и преданностью к Родине, ее культуре, традициям и истории. Они формируют эмоциональную связь человека с нацией и государством. Оба понятия включают элементы культурного наследия: язык, традиции, искусство, религию, общую историческую память. Также включают такие характеристики, как консолидация общества, укрепление единства и гражданской ответственности, особенно в кризисные моменты. И патриотизм, и национальная идентичность развиваются через целенаправленное воспитание в семье, развитие образовательных учреждений и через социальное окружение.
Однако, при некоторой схожести, понятия «патриотизм» и «национальная идентичность» имеют ряд отличительных характеристик. Первое сосредоточено на эмоциональной привязанности к Родине и ее защите, а второе – на осознании принадлежности к определенной нации. Их гармоничное развитие способствует укреплению единства и устойчивости общества [10].
Отличия понятий представлены ниже в таблице.
Отличительные характеристики понятий «патриотизм»
и «национальная идентичность»
Distinguishing characteristics of the «patriotism»
and «national identity» concepts
Критерий | Патриотизм | Национальная идентичность |
Суть | Эмоциональная привязанность и преданность Родине, стремление к ее защите и процветанию | Осознание своей принадлежности к определенной нации, объединенной общими культурными, историческими и социальными характеристиками |
Объект | Родина (государство, его символы, природа, общество) | Нация (культурное и этническое единство, национальные символы) |
Эмоциональная составляющая | Преимущественно выражается через любовь, гордость, готовность к самопожертвованию | Осознание общности через историческую память, культурные и социальные особенности |
Универсальность | Может проявляться как к своей стране, так и к любому месту, которое человек считает Родиной | Привязана к конкретной нации и ее специфическим признакам |
Привязка к государству | Сильнее связана с государственными институтами, их защитой и поддержкой | Может существовать независимо от государства (например, в условиях диаспоры) |
Патриотизм является базисом национальной идентичности. Национальная идентичность помогает людям осознать свою принадлежность к общности, тогда как патриотизм побуждает действовать в интересах этой общности. Однако человек может испытывать патриотизм без акцента на этнические или культурные особенности (гражданский патриотизм) и, наоборот, иметь сильную национальную идентичность без привязанности к текущему государству [11].
Рассматривая эти два понятия как взаимозависимые и, безусловно, важные для каждого гражданина России, в том числе студентов колледжа, отметим специфическое направление, которое важно учитывать в воспитании данных субъектов, – профессиональную идентичность.
По мнению ряда ученых, профессиональная идентичность студента – это интегральная характеристика личности, которая включает в себя положительное отношение к выбранной профессии, понимание ее предмета и содержания, восприятие себя как будущего профессионала, стремление к оптимальному выполнению учебной и профессионально направленной деятельности [1]. Для формирования профессиональной идентичности будущего специалиста применяются различные профессиональные ресурсы (карьерная ориентация, дуальное обучение, стажировки, наставничество и т. д.), знакомящие со спецификой производства, взаимоотношениями в трудовом коллективе и направленные на комфортную адаптацию на рабочем месте.
Однако некоторые профессиональные ресурсы могут быть использованы и как эффективный инструмент развития патриотизма студентов колледжа, учитывая специфику данного процесса в условиях среднего профессионального образования (актуализация профессиональных и историко-профессиональных ресурсов в решении поставленной педагогической задачи; наполнение новым историко-профессиональным контекстом цифровой среды).
Охарактеризуем каждое направление подробнее. Актуализация профессиональных и историко-профессиональных ресурсов в решении поставленной педагогической задачи включает выявление информационных, архитектурных, музейных и других экспонатов, чаще всего находящихся на территории профессиональных образовательных организаций, производствах, исторических парках и т. д., разработку и реализацию программ воспитания и различных мероприятий патриотической направленности для студентов колледжа.
Особое внимание обратим на высокий потенциал музеев, располагающихся на предприятиях, хранящих сведения об истории их создания, трудовых подвигах коллектива, героизме работников в годы войны, традициях и знаменательных датах [12]. Возможности ресурсов корпоративных музеев являются одним из направлений исследования. История их создания уходит в прошлое. 13 (24) января 1709 г. по инициативе Петра I на базе Главного адмиралтейства в Санкт-Петербурге был создан «Модель-камора» (будущий Центральный военно-морской музей), специальное хранилище корабельных моделей, чертежей и инструментов, необходимых для подготовки моряков и корабельных мастеров. Корпоративные музеи чаще всего не являются юридическими лицами, входя в структуру предприятия, ориентируясь приоритетно на интересы своей компании. Сегодня в стране действует более 3000 таких музеев12.
В качестве примера историко-профессионального ресурса развития патриотизма у студентов ‒ будущих производителей обуви приведем Историко-производственный музей Санкт-Петербургской обувной фабрики «Скороход», находящийся в Санкт-Петербурге на улице Заставской, д. 33, рядом с Колледжем технологии, моделирования и управления СПбГУПТД. На основе экспозиций данного музея была разработана программа «История твоей профессии», целью которой является развитие патриотизма студентов на основе формирования устойчивого интереса к будущей профессии, знакомства с ее историей, героическими и трудовыми подвигами представителей обувной профессии.
Из экскурсии в музей студенты узнали, что фабрика не прекращала работу и в блокаду. На ней было организовано производство армейской обуви, а также выпускались пулеметные ленты и снаряды. В музее хранятся награды коллектива предприятия – орден Ленина (1940) и орден Трудового Красного Знамени (1947). В настоящий момент фабрика вошла в тройку лидеров среди предприятий России, выпускающих детскую обувь. Разработанные программы посещения не только современного производства, но и экскурсий в данный музей способствуют развитию патриотизма и профессиональной идентичности будущих специалистов. После реализации программы «История твоей профессии» среди студентов колледжа был проведен опрос, который показал, что 100 % респондентов согласились с утверждением: «Патриотизм – это чувство любви к своей Родине и готовность действовать в интересах еѐ благополучия и процветания». На вопрос «Знаете ли Вы, что нужно делать на благо своей Родины?» были получены такие ответы: «Освоить профессию и приносить пользу Родине», «Стать хорошим технологом, развивать обувную промышленность», «Делать людей счастливее с помощью удобной обуви» и т. д. Проведенный опрос показал, что использование историко-профессионального ресурса обувной фабрики «Скороход» способствовало не только формированию положительного эмоционального отношения к будущей профессии, но и четкому представлению своей роли в жизни нашей страны, принятию на себя ответственности за будущее народа.
Второе направление обусловлено фактом, что развитие патриотизма студентов среднего профессионального образования в настоящее время имеет свои особенности. Рассматривая теорию поколений, которую предложили американские социологи У. Штраус и Н. Хаус в 1991 г., можно сделать вывод, что люди, которые родились в определенные исторические периоды, формируются под влиянием социальных, культурных, экономических и политических условий. Сейчас молодежь сталкивается с другими факторами и внешними вызовами, влияющими на осознание своей принадлежности к национальной культуре и истории, формирование ее личностных ценностей, гражданственности и социальной ответственности [1].
В колледжах сегодня обучаются студенты поколения Z, для которых, согласно теории поколений, важны интерактивность, вовлечение в реальную деятельность и возможность самовыражения. Однако им на смену начинают приходить студенты нового поколения Альфа, отличающиеся высокой цифровой грамотностью, свободной ориентацией в виртуальном пространстве, но нуждающиеся в развитии softskills, таких как социальные навыки и взаимодействие с другими людьми, командная работа и повышение эмоционального интеллекта.
Отметим, что в условиях цифровизации, оказывающей значительное влияние на процесс формирования патриотизма и национальной идентичности студентов, появляются новые риски и новые инструменты для осуществления воспитательной деятельности. Социальные сети, онлайн-платформы, виртуальные образовательные пространства и цифровые архивы становятся не только средой обучения, но и мощными каналами трансляции историко-культурного наследия, формирования профессиональной идентичности и патриотического сознания.
Многие крупные предприятия имеют историко-профессиональные ресурсы (сайты-музеи), благодаря которым студенты могут совершать виртуальные экскурсии:
- Музей АК «АЛРОСА» – место, где встречается настоящее и прошлое алмазодобывающей промышленности. Здесь можно почувствовать себя то шахтером, то геологом, открывающим новые месторождения, или сортировщиком драгоценных алмазов13.
- Дегтярский историко-производственный музей в своей постоянной экспозиции представляет градообразующую профессию шахтера «Шахтерское прошлое города». Временная экспозиция позволяет воспитывать патриотизм, национальную и региональную идентичность посетителей: «Дегтярцы – герои блокады Ленинграда», «Дегтярцы – защитники Сталинграда»14.
Однако наряду с позитивными возможностями цифровая среда несет вызовы: информационные манипуляции, фейковые исторические нарративы, распространение антипатриотических установок. В связи с этим одной из ключевых задач образования становится не только передача знаний, но и развитие у студентов критического мышления, цифровой грамотности и способности анализировать исторические и социокультурные процессы через призму национальных интересов [5].
Таким образом, в условиях цифровой трансформации образования необходимо пересмотреть традиционные подходы к патриотическому воспитанию и интегрировать интерактивные технологии, медиапроекты и цифровые образовательные ресурсы в процесс формирования национальной идентичности. Это позволит студентам колледжа не только осознать историческую преемственность и ценность национальной культуры, но и активно участвовать в ее сохранении и популяризации [13].
Создание и использование виртуальных историко-профессиональных ресурсов открывает новые перспективы для патриотического воспитания. Виртуальные экскурсии по историческим местам и корпоративным музеям, онлайн-курсы, интерактивные проекты по изучению культуры и промышленных предприятий регионов России, платформы дополненной и виртуальной реальности позволяют студентам глубже погружаться в профессионально-патриотическое наследие и осознавать его значимость. Особую роль играет участие молодежи в цифровых волонтерских инициативах, таких как оцифровка архивных материалов на предприятиях-партнерах, создание медиапроектов о выдающихся работниках – героях войны или труда [5].
Одним из ключевых факторов развития патриотизма студентов колледжа является общественная деятельность и участие в различных проектах. Практика показывает, что участие студентов в совместных проектах с педагогами, ветеранами, представителями общественных организаций способствует осознанию значимости патриотизма. Например:
- образовательные и историко-профессиональные обмены между поколениями (цифровые диалоги, встречи с героями труда и участниками исторических событий, сохранение исторической правды и истории малой родины) [7];
- сетевые инициативы – создание молодежных подкастов по профессиям, документальных фильмов о трудовых династиях, героях производства, мультимедийных проектов на историко-патриотическую тематику [2]. Одним из успешных примеров является проект «Живая история» – серия видеороликов, созданных студентами о героях Великой Отечественной войны – работниках обувного производства [4].
Таким образом, установлено, что патриотическое воспитание студентов среднего профессионального образования является важнейшим аспектом образовательного процесса, который требует особого внимания со стороны педагогов. В условиях современных вызовов необходимо искать новые методы и подходы, которые будут способствовать развитию гражданского самосознания, уважения к родине и готовности к активной общественной деятельности. В ходе исследования установлено, что таким инструментом является историко-профессиональный ресурс, который в современных условиях способствует осознанию студентами значимости своей будущей профессии в благополучии страны, формированию гордости за представителей профессионального сообщества – героев войны и труда, личной ответственности за экономическое развитие отрасли. Показана эффективность использования цифровых технологий при разработке виртуальных историко-профессиональных ресурсов для студентов в рамках среднего профессионального образования.
Список литературы
- Барышникова Е. Л., Югова Е. А. Теоретико-методологические аспекты профессиональной идентичности студентов колледжа // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 81-4. C. 31‒33.
- Бенашвили Л. В. Патриотизм как ценностное основание социальной идентичности молодежи. Москва, 2021. 198 с.
- Костина Е. А. Патриотизм как основа национальной идентичности в цифровую эпоху. Пермь, 2021. 205 с.
- Гусева Т. А. Национальная идентичность и патриотизм в условиях глобализации. Екатеринбург, 2022. 214 с.
- Воробьева Л. Г. Патриотизм и национальная идентичность: образовательные стратегии. Санкт-Петербург, 2020. 176 с.
- Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. Москва, 2002. 452 c.
- Белоганов В. А., Будаева С. В. Депатриотизация современной молодежи: тенденции и причины // Молодой ученый. 2015. № 7 (87). С. 658‒663.
- Резинкина Л. В. Воспитание в системе среднего профессионального образования // Новеллы права, образования, экономики и управления 2023: Материалы IX Международной научно-практической конференции, 24 ноября 2023 года. Гатчина, 2024. С. 366‒368.
- Князева М. С. Формирование национальной идентичности в образовательном процессе СПО. Нижний Новгород, 2020. 180 с.
- Калиновский И. С. Цифровые технологии как фактор формирования национальной идентичности у молодежи. Новосибирск, 2022. 240 с.
- Карпова Н. М. Патриотизм и современная молодежь: проблемы и решения. Москва, 2021. 220 с.
- Мищенко В. А. Образование и патриотизм в современной России. Москва, 2022. 240 с.
- Петров Ю. В. Национальная идентичность в эпоху цифровых технологий. Санкт-Петербург, 2021. 262 с.