ЛАПИНА, И. В. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ НЕПРЕРЫВНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ГИБРИДНОГО ОБУЧЕНИЯ // Непрерывное образование: XXI век. – 2025. – Т. 13. №2. − DOI: 10.15393/j5.art.2025.10586


Т. 13. №2.

Непрерывное образование в современном мире: методология исследования и проектирования

pdf-версия статьи

УДК 372.881.1

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ НЕПРЕРЫВНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ГИБРИДНОГО ОБУЧЕНИЯ

ЛАПИНА Ирина Викторовна
аспирантка, старший преподаватель кафедры иностранных и русского языков
Алтайский государственный педагогический университет, Карагандинский университет Казпотребсоюза
(г. Барнаул, Российская Федерация, г. Караганда, Казахстан)
ira.lapinashults.85@mail.ru
Ключевые слова:
педагогическая модель
непрерывная языковая подготовка
иноязычная коммуникативная компетенция
гибридное обучение.
Аннотация: в условиях глобализации и усиления международного сотрудничества владение иностранным языком становится важнейшим фактором конкурентоспособности выпускников вузов. В связи с этим целью данного исследования является разработка и теоретическое обоснование педагогической модели непрерывной языковой подготовки студентов неязыковых вузов, направленной на формирование, сохранение и развитие иноязычной коммуникативной компетенции. В ходе исследования использованы общенаучные методы познания и специальные педагогические методы. Объектом исследования выступает процесс языковой подготовки студентов неязыковых вузов в условиях непрерывного обучения, а предметом служит педагогическая модель непрерывной языковой подготовки студентов неязыковых вузов в условиях гибридного обучения. В результате исследования разработана и обоснована структурно-функциональная модель, включающая теоретико-методологический, концептуально-содержательный, инструментально-методический и контрольно-аналитический блоки. В модели предусмотрена интеграция традиционных и цифровых технологий, что обеспечивает гибкость образовательного процесса и способствует развитию иноязычной коммуникативной компетенции студентов. Практическое внедрение модели в учебный процесс неязыковых вузов позволяет повысить эффективность языковой подготовки и адаптировать обучение к современным требованиям профессиональной деятельности. Перспективы дальнейших исследований связаны с разработкой педагогической технологии реализации теоретической модели в образовательном процессе и персонализацией обучения студентов.
Статья поступила: 29.04.2025; Принята к публикации: 27.05.2025; Размещена в сети: 26.06.2025.

PEDAGOGICAL MODEL OF CONTINUOUS LANGUAGE TRAINING FOR STUDENTS OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES IN THE CONTEXT OF HYBRID TEACHING

LAPINA Irina V.
postgraduate student, Senior Lecturer of the Department of Foreign and Russian Languages
Altai State Pedagogical University, Karaganda University of Kazpotrebsoyuz
(Barnaul, Russian Federation, Karaganda, Kazakhstan)
ira.lapinashults.85@mail.ru
Keywords:
pedagogical model
continuous language training
foreign language communicative competence
hybrid teaching.
Abstract: in the context of globalization and increased international cooperation, foreign language proficiency is becoming an important factor in the competitiveness of university graduates. In this regard, the aim of the research is to develop and theoretically substantiate a pedagogical model of continuous language training for students of non-linguistic universities aimed at the formation of foreign language communicative competence. General scientific cognitive methods and special pedagogical methods were used in the research. The object of the research is the process of language training of students of non-linguistic universities in a continuous teaching environment, and the subject is the pedagogical model of continuous language training of students of non-linguistic universities in a hybrid teaching. As a result of the research, a structural and functional model has been developed and substantiated, including theoretical and methodological, conceptual and substantive, instrumental and methodological, control and analytical blocks. The model provides for the integration of traditional and digital technologies, which ensures the flexibility of the educational process and contributes to the development of students’ communicative competence. The practical implementation of the model in the educational process of non-linguistic universities makes it possible to increase the effectiveness of language training and adapt training to modern professional requirements. The prospects for further research are related to the development of pedagogical technology for implementing the theoretical model in the educational process and personalizing teaching of students.
Paper submitted on: 29.04.2025; Accepted on: 27.05.2025; Published online on: 26.06.2025.

В условиях глобализации и расширения международного сотрудничества владение иностранным языком становится не только важным фактором конкурентоспособности выпускников вузов, но и обязательным условием их успешной профессиональной деятельности. Современные тенденции развития высшего образования диктуют необходимость создания таких образовательных моделей, которые обеспечивают системное и последовательное формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов [1]. В этой связи особую значимость приобретают разработка и внедрение концептуально обоснованных моделей языковой подготовки, ориентированных на обеспечение ее непрерывности и эффективности на всех этапах обучения.

Так, целью нашего исследования является разработка и теоретическое обоснование модели непрерывной языковой подготовки студентов неязыковых вузов, направленной на сохранение и развитие иноязычной коммуникативной компетенции.

Объектом исследования выступает процесс непрерывной языковой подготовки студентов неязыковых вузов в условиях гибридного обучения.

Предмет исследования – педагогическая модель непрерывной языковой подготовки студентов неязыковых вузов в условиях гибридного обучения.

Для достижения поставленной цели в процессе исследования нами были применены следующие методы: общенаучные методы познания (метод системного анализа научно-исследовательской литературы и образовательных стандартов, синтеза и обобщения полученной информации, индукции и дедукции) и специальные педагогические (метод педагогического моделирования, изучение передового педагогического опыта, наблюдение, беседа и пр.).

Анализ научно-исследовательской литературы показывает, что вопросами разработки педагогических моделей иноязычной подготовки студентов неязыковых вузов занимались такие зарубежные и отечественные ученые, как M. Garcia [2], A. Perez [3], N. Stanciu [4], В. А. Бурмистрова и Н. А. Свич [5], А. Н. Дахин [6], С. А. Рассада и О. В. Фрезе [7], Я. В. Розанова [8] и другие.

В основе предлагаемого в рамках данного исследования подхода лежит концепция А. Н. Дахина [6], согласно которой педагогическое моделирование представляет собой систему взаимосвязанных этапов. Исходя из данного положения, выделены шесть основных ступеней разработки модели:

1. Стратегический этап, в процессе которого формулируются цель и задачи модели, определяются ее теоретико-методологическая основа и фундаментальные принципы, а также прогнозируются ожидаемые результаты.

2. Диагностический этап, в ходе которого проводится всесторонний анализ условий реализации модели, а именно уровень подготовки студентов, их мотивационная направленность, материально-техническое обеспечение учебного заведения, а также профессиональные компетенции преподавателя.

3. Проектно-конструктивный этап, на котором формируется структура педагогической модели, определяется состав ее ключевых элементов, а также устанавливаются критерии эффективности и инструменты мониторинга.

4. Этап проектирования учебного контента, в процессе реализации которого разрабатываются и систематизируются учебные материалы и ресурсы, необходимые для реализации педагогической модели.

5. Этап практического внедрения модели, в ходе которого разработанная модель переходит в практическую плоскость посредством проведения учебных и внеучебных занятий в соответствии с запланированной структурой.

6. Этап диагностики и оптимизации модели, представляющий собой оценку эффективности модели, сбор обратной связи и корректировку для повышения результативности.

Таким образом, все этапы логически взаимосвязаны и дополняют друг друга, формируя единый и структурированный процесс. Такая целостность обеспечивает системный подход к педагогическому моделированию, способствуя эффективному достижению значимых образовательных результатов в различных формах учебной и внеучебной деятельности.

Обобщая мнение исследователей, разрабатывающих теоретико-методологические основы проектирования педагогических моделей, таких как  М. А. Викулина и В. В. Половинкина [9], а также А. В. Хуторской [10], можно констатировать, что педагогическая модель представляет собой целостную систему, включающую ряд взаимосвязанных компонентов, таких как цель, содержание, методы, формы и результаты образовательного процесса. Основной задачей педагогической модели является создание условий для эффективной учебной деятельности студентов.

В представленном исследовании под педагогической моделью понимается концептуальная схема, которая описывает структуру и функциональную взаимосвязь между основными компонентами образовательного процесса, обеспечивая его целостность и направленность на достижение поставленной цели.

Существующие типологии педагогических моделей разнообразны и основаны на различных принципах. В рамках данного исследования, направленного на разработку теоретической модели непрерывной языковой подготовки студентов, мы придерживаемся классификации Е. А. Лодатко, которая включает в себя структурную, функциональную и структурно-функциональную модели, каждая из которых отражает определенные аспекты педагогической деятельности [11]. Структурная модель рассматривает образовательный процесс как систему взаимосвязанных компонентов, включая цели, задачи, принципы, педагогические условия и результаты. Функциональная модель ориентирована на анализ и совершенствование учебного процесса, описывая алгоритм педагогических действий, ведущих к достижению поставленных целей. Структурно-функциональная модель, объединяя характеристики первых двух типов, не только определяет ее ключевые компоненты, но и описывает процессы их взаимодействия. Именно этот подход представляется оптимальным для проводимого исследования, поскольку он позволяет учитывать как организационные, так и функциональные аспекты разработки модели.

Так, разработанная нами структурно-функциональная модель непрерывной языковой подготовки студентов в условиях гибридного обучения включает в себя четыре основных блока: теоретико-методологический, концептуально-содержательный, инструментально-методический и контрольно-аналитический.  

При этом целью предлагаемой теоретической модели является создание организационно-педагогических условий для эффективной непрерывной языковой подготовки студентов при помощи комбинирования инновационных цифровых инструментов и классических методов обучения в контексте гибридного формата. Ожидаемым результатом выступает повышение уровня сформированности иноязычной компетенции выпускников.

Теоретико-методологический блок разработанной модели выполняет функцию методологического обоснования и обеспечивает целостность подхода к организации непрерывной языковой подготовки студентов в условиях гибридного обучения. Данный блок представляет собой концептуальную основу модели, включающую релевантные педагогические принципы и подходы:

  1. Системный подход предполагает рассмотрение всех компонентов модели не изолированно друг от друга, а в их взаимосвязи и взаимодействии, что способствует целостному и последовательному развитию образовательного процесса. Это позволяет выявить интегративные характеристики модели, которые не проявляются или недостаточно проявляются на уровне отдельных ее элементов. В контексте непрерывной языковой подготовки студентов в условиях гибридного обучения системный подход обеспечивает согласованность всех компонентов – от анализа образовательных потребностей обучающихся до интеграции технологий и оценки качества освоения учебного материала. Такой подход способствует созданию гибкой адаптивной образовательной среды, направленной на развитие иноязычной компетенции студентов.
  2. Деятельностный подход базируется на идее, что знания и навыки лучше усваиваются в процессе активного взаимодействия с учебным материалом при его практическом применении. По мнению Л. Г. Пак и Ю. П. Яблонских, деятельностный подход предполагает организацию учебного процесса с учетом вариативности его содержания, усиленной связи с практической деятельностью, а также возможностей саморазвития обучающихся через участие в различных видах деятельности [12]. В условиях гибридного обучения данный подход дает возможность варьировать формы учебной активности, а цифровые технологии способствуют расширению каналов взаимодействия между студентами и преподавателями. Таким образом, применение деятельностного подхода в гибридном формате способствует непрерывности образовательного процесса, обеспечивая вовлеченность студентов и создание условий для осмысленного освоения языка через практику.
  3. Личностно ориентированный подход учитывает индивидуальные особенности, образовательные потребности и уровень подготовки каждого студента, что особенно важно в условиях гибридного обучения, сочетающего традиционные и цифровые технологии. Основу этого подхода составляют гуманистические принципы, согласно которым каждый обучающийся рассматривается как уникальная личность со своими целями и интересами. Применение личностно ориентированного подхода позволяет формировать комфортную образовательную среду, повышать уровень мотивации студентов и стимулировать их активное участие в учебном процессе. В гибридном формате преподаватель должен адаптировать содержание и методы преподавания к индивидуальным потребностям обучающихся. Кроме того, данный подход способствует развитию самостоятельности и ответственности студентов за собственное обучение, что играет ключевую роль в системе непрерывного образования.
  4. Компетентностный подход направлен на развитие компетенций, обеспечивающих готовность обучающихся к решению профессиональных задач. Компетентность трактуется как способность личности успешно выполнять определенные виды деятельности, используя накопленный опыт и освоенные умения [13]. В рамках модели непрерывной языковой подготовки студентов в условиях гибридного обучения данный подход способствует формированию иноязычной компетенции и развитию навыков межкультурной коммуникации, что позволяет выпускникам эффективно взаимодействовать в многоязычной профессиональной среде.

Определив научные подходы, важно сформулировать основные принципы обучения, которые обеспечат обоснованный выбор содержания, методов, средств и организационных форм учебного процесса. При этом мы выделяем общепедагогические и частные (применимые к данной исследовательской области) принципы. Итак, к общепедагогическим принципам относятся:

  1. Принцип научности: требует построения учебного процесса на основе актуальных и достоверных научных данных, а также применения современных методик преподавания.
  2. Принцип системности и последовательности: направлен на обеспечение логической структуры обучения, где учебный материал подается упорядоченно, а его усвоение происходит поэтапно, что способствует постепенному развитию иноязычной компетенции студентов.
  3. Принцип осознанности и активности: предполагает создание условий для вовлечения обучающихся в учебный процесс, стимулируя их к активному участию в занятиях и самостоятельной работе.
  4. Принцип доступности: ориентирован на подбор учебного материала с учетом уровня подготовки студентов, что позволяет адаптировать содержание и методы преподавания, обеспечивая постепенное усложнение изучаемых тем.
  5. Принцип наглядности: подразумевает использование визуальных, мультимедийных и интерактивных инструментов, способствующих доступному восприятию и запоминанию информации, что повышает эффективность языковой подготовки.
  6. Принцип практико-ориентированного обучения: акцентирует внимание на важности практического применения теоретических знаний, что способствует комплексному формированию иноязычной компетенции и развитию умений, необходимых для профессионального общения.
  7. Принцип персонализированного обучения: предполагает адаптацию учебного процесса к потребностям и возможностям каждого студента.
  8. Принцип прочности усвоения знаний: направлен на обеспечение устойчивого запоминания изученного материала за счет организации учебного процесса таким образом, чтобы новый материал систематически закреплялся и логично опирался на ранее изученные темы.

В условиях гибридного обучения особое значение приобретают уникальные принципы, отражающие отличительные особенности разработанной модели. К таковым относятся:

  1. 1.  Принцип цифрового коммуникативного взаимодействия: основан на активном обмене информацией в различных форматах между студентами и преподавателем посредством электронных образовательных ресурсов. Он предполагает использование цифровых инструментов и интерактивных методик для формирования динамичной образовательной среды, что способствует повышению мотивации, развитию коммуникативных навыков и эффективному взаимодействию в учебном процессе. Данный принцип акцентирует внимание на внедрении современных технологий и онлайн-платформ в учебный процесс, что делает гибридное обучение более доступным, интерактивным и адаптивным к различным образовательным потребностям студентов.
  2. 2.  Принцип параллельного учебного взаимодействия: предусматривает возможность синхронного проведения занятий в очном и онлайн-формате, что повышает гибкость организации учебного процесса и способствует более эффективному взаимодействию между участниками.
  3. 3.  Принцип автономного управления обучением: подразумевает, что студенты могут самостоятельно выбирать формат участия (очно или дистанционно), анализировать свой образовательный прогресс и контролировать процесс обучения. Это способствует формированию осознанного и ответственного подхода к процессу получения знаний.

Таким образом, сформулированные педагогические принципы являются ключевым фактором в построении эффективной и гибкой модели непрерывной языковой подготовки студентов в условиях гибридного обучения. Они обеспечивают соответствие образовательного процесса современным требованиям и индивидуальным потребностям обучающихся, способствуя повышению качества обучения.

Разработанная теоретико-методологическая основа, включающая обозначенные подходы и принципы, послужила фундаментом для выделения следующих структурных компонентов модели:

Концептуально-содержательный блок направлен на обеспечение непрерывной языковой подготовки, ориентированной на практическое применение иностранного языка в профессиональной сфере. Он включает несколько ключевых элементов:

  • языковой компонент, который охватывает изучение грамматических конструкций, правил словообразования и синтаксических особенностей, необходимых для корректного использования языка;
  • компонент иноязычной коммуникации включает формирование и развитие устных и письменных навыков общения. Разговорная речь совершенствуется через дискуссии, презентации и ситуационные упражнения, а навыки восприятия устной речи развиваются с помощью аутентичных аудио- и видеоматериалов. В рамках письменной подготовки обучающиеся осваивают работу с текстами различных стилей и жанров;
  • профессионально-коммуникативный компонент направлен на освоение специализированной терминологии и речевых структур, востребованных в профессиональной деятельности студентов. Важное место занимает развитие умений, связанных с деловым общением, включая составление резюме, участие в переговорах, ведение официальной переписки и др.;
  • кросс-культурный компонент фокусируется на формировании умений эффективного общения в многонациональной среде, освоении норм и традиций взаимодействия с представителями различных культур. Также рассматриваются стратегии адаптации к межкультурным различиям в профессиональной деятельности.

Такое структурирование данного блока позволяет всесторонне охватить все аспекты языковой подготовки, необходимые для успешного профессионального становления студентов. В рамках блока предусмотрены учебные и методические ресурсы, включая образовательные программы, разработанные с учетом гибридного формата; мультимедийные и интерактивные материалы; проектные задания; практические упражнения и оценочные инструменты, адаптированные для самостоятельной и смешанной формы обучения; симуляторы.    

Инструментально-методический блок включает разнообразные методы, формы и средства обучения, обеспечивающие реализацию учебного процесса в условиях гибридного формата. Методы, применяемые в рамках разработанной модели, ориентированы на достижение поставленной цели:

  • метод проблемно ориентированного обучения, основывающийся на создании учебных ситуаций, требующих от студентов самостоятельного поиска решений с использованием языковых знаний, умений и навыков. Он помогает развивать аналитическое мышление и исследовательские навыки студентов;
  • метод ситуационного анализа, предполагающий разбор и обсуждение реальных профессиональных ситуаций, в которых необходимо применять иностранный язык. Это помогает студентам осваивать язык через решение прикладных задач, ориентированных на будущую профессиональную деятельность;
  • метод моделирования ролевых взаимодействий, позволяющий студентам применять языковые знания в условиях, приближенных к реальным профессиональным ситуациям, с помощью имитационных заданий и ролевых игр;
  •  проектный метод, основанный на выполнении индивидуальных и коллективных проектов, требующих применения иноязычной компетенции в контексте решения практических задач. Он способствует развитию коммуникативной компетенции, критического мышления и самостоятельности студентов;
  • метод интерактивного погружения, подразумевающий активное вовлечение студентов в изучение теоретического материала через групповую работу над проектными заданиями, кейсами при использовании мультимедийных технологий. Такой формат занятий способствует лучшему усвоению информации и повышает уровень вовлеченности обучающихся в учебный процесс;
  • метод цифрового взаимодействия, предполагающий использование онлайн-платформ и виртуальных образовательных ресурсов, что обеспечивает интеграцию цифровых технологий в процесс обучения и расширяет возможности практического применения языка.

Для эффективной реализации методов обучения в условиях гибридного образовательного процесса используются различные форматы, объединяющие традиционные и современные подходы, что обеспечивает гибкость и адаптивность обучения:

  • синхронное обучение предполагает одновременное участие студентов в очных и онлайн-занятиях, создавая условия для интерактивного взаимодействия. Этот формат обеспечивает мгновенную обратную связь, активное обсуждение и практическое применение языковых навыков в реальном времени. В рамках синхронного формата также проводятся групповые и индивидуальные консультации, позволяющие студентам получать персонализированную помощь от преподавателя и разбирать сложные темы в режиме живого общения;
  • асинхронное обучение предоставляет возможность самостоятельного изучения материала и выполнения заданий в удобное время. Включает просмотр видеолекций, онлайн-тестирование, работу с мультимедийными ресурсами и выполнение упражнений, направленных на развитие иноязычной компетенции. Индивидуальные консультации могут также проводиться в асинхронном формате посредством обратной связи в комментариях, письменных рекомендаций или видеоразборов выполненных заданий.

Для обеспечения эффективного образовательного процесса в гибридной среде используется широкий спектр средств обучения, предоставляющих студентам доступ к необходимым ресурсам и инструментам, а именно:

  • гибридные аудитории, оснащенные современными технологиями [14];
  • цифровые образовательные платформы;
  • мультимедийные ресурсы (видеоуроки, подкасты, интерактивные симуляторы);           
  • интерактивные учебники и методические пособия, содержащие мультимедийные элементы (гиперссылки, видео, тестовые задания), а также облачные технологии (Google Drive, Microsoft OneDrive и др.);
  • средства коммуникации, включающие электронную почту, мессенджеры, видеоконференции и форумы на образовательных платформах.

Таким образом, инструментально-методический блок нашей модели объединяет разнообразные методы, формы и средства обучения, создавая условия для эффективного освоения языка в гибридном формате. Гибкость применяемых технологий и подходов позволяет адаптировать процесс обучения к современным требованиям и потребностям студентов, обеспечивая высокое качество образования.

Контрольно-аналитический блок направлен на систематическое отслеживание уровня языковой подготовки студентов и оценку эффективности обучения на разных этапах. В его рамках реализуется комплекс диагностических мероприятий, позволяющих своевременно выявлять достижения и зоны для дальнейшего развития. На первоначальном этапе проводится входная диагностика, позволяющая определить исходный уровень владения языком. Она осуществляется через тестирование основных видов речевой деятельности, что дает возможность адаптировать учебный процесс под реальные потребности студентов. Текущий мониторинг охватывает весь период обучения и включает разнообразные методы контроля: компьютерное тестирование, оценку выполнения проектных и практических заданий, анализ вовлеченности студентов в обсуждения и работу в группах, а также элементы самооценки, что способствует развитию ответственности за собственное обучение. По результатам мониторинга при необходимости вносятся изменения в учебные материалы, методы преподавания и содержание курса, что позволяет своевременно корректировать образовательный процесс для повышения его эффективности. Итоговая аттестация проводится для оценки сформированности иноязычной компетенции выпускников. Она включает комплекс заданий, охватывающих письменные и устные формы контроля, что позволяет объективно определить достигнутый уровень владения языком.

Таким образом, контрольно-аналитический блок обеспечивает непрерывную диагностику и корректировку образовательного процесса, гарантируя его соответствие современным требованиям и индивидуальным потребностям студентов в условиях гибридного обучения.

Подводя итоги, следует отметить, что предложенная модель непрерывной языковой подготовки представляет собой комплексный механизм, обеспечивающий последовательное развитие иноязычной коммуникативной компетенции. Ее реализация способствует интеграции различных форм и методов обучения, что позволяет максимально приблизить образовательный процесс к реальным условиям профессиональной деятельности.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы. За пределами нашего научного взора ввиду ограниченности объема статьи остались такие вопросы, как адаптация модели к различным профессиональным областям, разработка педагогических технологий непрерывной языковой подготовки студентов неязыковых специальностей в условиях гибридного обучения.

 

Список литературы

  1. Пахмутова Е. Д., Лаптева И. В., Прожога А. В. Учебные стратегии для непрерывного языкового обучения (неязыковой вуз) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. Т. 1. № 7 (73). C. 197–203.
  2. Garcia M. Ten important aspects of a 21st century foreign language teaching approach // European Journal of Foreign Language Teaching. 2021. Vol. 5. No. 5. DOI: 10.46827/ejfl.v5i5.3834
  3. Perez A., Lorenzo F., Pavon V. European bilingual models beyond lingua franca: key findings from CLIL French programs // Language Policy. 2016. Vol. 15. P. 485–504.
  4. Otynshiyeva M., Sarzhanova G., Stanciu N. Differentiating education in learning foreign language by students of other majors // Bulletin of the Karaganda University. Pedagogy series. 2020. No. 1 (97). P. 69–75. DOI: 10.31489/2020Ped1/69-75
  5. Бурмистрова В. А, Свич Н. А. Модель профессионально ориентированного обучения иностранному языку студентов горных специальностей // Интеллектуальный капитал и способы его применения: материалы XX международной научно-практической конференции, 11–12 марта 2016 г. Новосибирск, 2016. С. 51–53.
  6. Дахин А. Н. Моделирование в педагогике // Идеи и идеалы. 2010. Т. 2. № 1 (3). С. 11–20.
  7. Рассада С. А., Фрезе О. В. Модели обучения иноязычному общению и примеры их реализации на практике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2021. Т. 15. № 4. С. 127–133. DOI: 10.17238/ issm998-5320.202lЛ5.4Л3
  8. Розанова Я. В., Кукурина О. С. Модель обучения иностранному языку для специальных целей в условиях углубленной языковой подготовки студентов // Молодой ученый. 2010. № 7 (18).  С. 295–297.
  9. Викулина М. А., Половинкина В. В. Педагогическое моделирование как продуктивный метод организации и исследования процесса дистанционного образования в вузе // Успехи современного естествознания. 2013. № 3. С. 109–112. 
  10. Хуторской А. В. Модель компетентностного образования // Высшее образование сегодня. 2017. № 12. С. 9–16. DOI: 10.25586/RNU.HET.17.12.P.09
  11. Лодатко Е. А. Моделирование образовательных систем в контексте ценностной ориентации социокультурного пространства // Научно-культурологический журнал RELGA. 2008. № 1 (164). С. 2–3.
  12. Пак Л. Г., Яблонских Ю. П. Реализация деятельностного подхода в профессиональной подготовке студента вуза // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 1–6.
  13. Дахин А. Н. Образовательная компетентность: от существующего знания к возникающей инновационной культуре // Школьные технологии. 2006. № 5. С. 35–44. 
  14. Воронушкина О. В., Лапина И. В. Смешанное и гибридное обучение: отличительные признаки реализации в вузе // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 4 (107). С. 250–253. 


Просмотров: 47; Скачиваний: 12;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2025.10586