ЗАВАРЫКИНА, Л. В. ОБУЧЕНИЕ РАЗЛИЧНЫМ ЖАНРАМ АКАДЕМИЧЕСКОГО ПИСЬМА В СОВРЕМЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ // Непрерывное образование: XXI век. – 2025. – Т. 13. №2. − DOI: 10.15393/j5.art.2025.10404


Т. 13. №2.

Инновационные подходы к организации непрерывного образования

pdf-версия статьи

УДК 372.881.111.1

ОБУЧЕНИЕ РАЗЛИЧНЫМ ЖАНРАМ АКАДЕМИЧЕСКОГО ПИСЬМА В СОВРЕМЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

ЗАВАРЫКИНА Любовь Валерьевна
старший преподаватель кафедры английского языка Общеакадемического факультета
Президентская академия
(г. Москва, Российская Федерация)
lubovzav@gmail.com
Ключевые слова:
академическое письмо
предложение по исследованию (research proposal)
аннотация
жанровый подход
курс «Research Writing».
Аннотация: в статье рассматривается практика преподавания академического письма на английском языке с использованием жанрового подхода. Чаще всего в рамках таких курсов преподается написание эссе, однако на практике студенты сталкиваются с написанием академических текстов различных жанров: например, предложения по исследованию (research proposal), научной статьи, отчета или кейса. Отсюда следует необходимость формирования навыков работы над разнообразными академическими текстами. Автор анализирует трудности, испытываемые студентами при работе над предложением по исследованию (research proposal) и аннотацией к научной статье, и предлагает возможные пути их преодоления. Для выявления этих трудностей и причин их возникновения использовались такие методы, как качественный анализ текстов, интервью со студентами, закончившими курс «Research Writing», и анализ видеогрупповых обсуждений текстов. Показано, что поэтапная работа над текстом конкретного академического жанра, выработка критериев оценки совместно со специалистами профильных кафедр и развитие самостоятельной работы студентов помогают преодолевать возникающие трудности и формируют необходимые академические навыки студентов.
Статья поступила: 10.04.2025; Принята к публикации: 05.06.2025; Размещена в сети: 26.06.2025.

TEACHING VARIOUS ACADEMIC WRITING GENRES IN A MODERN UNIVERSITY

ZAVARYKINA Lyubov V.
Senior Teacher, Department of the English Language, General Academic Faculty
Presidential Academy
(Moscow, Russian Federation)
lubovzav@gmail.com
Keywords:
academic writing
research proposal
abstract
genre approach
course «Research Writing».
Abstract: the article explores the practice of teaching academic writing in English using a genre-based approach. Most often, such courses focus on essay writing; however, in practice, students encounter the need to compose academic texts of various genres, such as research proposals, scholarly articles, reports, or case studies. This highlights the necessity of developing skills for working with diverse academic texts. The author analyzes the difficulties students face when writing research proposals and article abstracts and suggests possible ways to overcome them. To identify these challenges and their underlying causes, methods such as qualitative text analysis, interviews with students who completed the «Research Writing» course, and analysis of video recordings of group text discussions were used. It is demonstrated that a step-by-step approach to writing texts of specific academic genres, developing evaluation criteria in collaboration with subject-matter experts from specialized departments, and fostering students' independent work helps address these challenges and cultivates the necessary academic skills.
Paper submitted on: 10.04.2025; Accepted on: 05.06.2025; Published online on: 26.06.2025.

В современном университете одним из требований к прохождению учебной программы является написание студентами различных текстов: эссе, курсовых и дипломных работ. В рамках некоторых курсов, например менеджмента, студенты готовят отчеты по проектам и бизнес-предложения. Магистранты и аспиранты пишут статьи в научные журналы и заявки на гранты. Написание таких работ, как правило, вызывает сложности: студенты не только не понимают специфику академического текста, но и смешивают различные жанры. В результате отчет по выполненному проекту выглядит как эссе, заявка на грант ‒ как научная статья, а академическое эссе ‒ как публицистическая статья [1; 2]. Эту ситуацию усугубляет еще и то, что не во всех университетах есть специальные курсы, обучающие студентов тому, как правильно писать академические тексты. Дисциплина «Академическое письмо» стала недавно появляться в российских университетах (например, в Высшей школе экономики, Президентской Академии, Московском физико-техническом институте, Тюменском государственном университете, Казанском федеральном университете, Самарском государственном университете, Южно-Уральском государственном университете и других), так как администрации и преподавателям вузов стала понятна ее значимость [3]. Современный выпускник университета должен владеть навыком письменной коммуникации с различными аудиториями, иными словами, уметь писать академические тексты в различных жанрах [4; 5].

В данной статье автор рассматривает практику преподавания курсов академического письма на английском языке (в частности, курса Research Writing) в МВШСЭН и РАНХиГС, анализирует причины, по которым студенты старших курсов плохо различают специфику академических текстов разных жанров, и предлагает способы решения проблем, возникающих при обучении их академическому письму.

Применение жанрового подхода при преподавании курсов академического письма

Изначально курсы академического письма преподавались на английском языке, так как родоначальниками этой дисциплины были американские и британские университеты [6], но постепенно стало понятно, что подходы, используемые при преподавании курсов академического письма на английском языке, возможно использовать и для курсов академического письма на русском языке1.

Академическое письмо – особый вид интеллектуальной деятельности, включающий в себя металингвистические умения и навыки.  Речь идет об освоении компетенций, необходимых для написания научных текстов в соответствии с правилами, принятыми в академической среде, в рамках которых выполняется исследовательская или учебная работа. T. M. Дpидзe [7, с. 46] определяет академическое письмо как «вид личностной активности, включающий вербальные и невербальные интеллектуально-мыслительные oпepaции, coвepшaeмыe для opгaнизaции cмыcлoв». И. Б. Короткина [8] подчеркивает, что обучение академическому письму заключается не только в развитии письменных коммуникативных навыков, но и в формировании академической грамотности, которая предполагает комплексное развитие металингвистических и лингвистических компетенций для достижения цели научной коммуникации. По мнению Н. И. Колесниковой [9, с. 1], академическое письмо ‒ это «ядро академической грамотности, способность высшего порядка, предполагающего создание новых знаний». Таким образом, академическое письмо включает в себя языковой, культурный и социальный контекст, поэтому, по мнению многих экспертов (И. Б. Короткиной [2], Н. И. Колесниковой [10], О. Л. Добрыниной [4]), требует последовательного, систематического и экстенсивного обучения.  

Использование жанрового подхода при преподавании курсов академического письма может помочь студентам обращать внимание не только на лингвистическую, но и на социолингвистическую составляющую текста. Кен Хайленд [11] определяет жанр академического текста как социальный и когнитивный концепт, используемый для группировки текстов, в которых авторы используют типичные языковые конструкции для реагирования на повторяющиеся ситуации. Зачастую такой подход не рассматривается в рамках преподавания курсов академического письма, поэтому студенты упускают из виду либо когнитивный, либо социальный аспект жанра академического текста.  Т. Б. Аленькина [12] считает, что обучение профессионально ориентированным жанрам, например аннотации, становится все более востребованным в современном высшем образовании, и необходим поиск наиболее эффективных подходов к обучению студентов написанию текстов различных академических жанров.

По мнению Хайленда [11], использование жанрового подхода при преподавании академического письма включает в себя ряд преимуществ:

  1. Студенты учатся анализировать, с какой целью и для какой аудитории они пишут данный текст.
  2. Студенты систематически учатся обращать внимание не только на язык текста, но и на социальный контекст.
  3. Студенты учатся критически анализировать тексты различных жанров.
  4. Преподаватель становится помощником студентов в создании оригинальных исследовательских текстов.

Необходимо отметить, что рассмотренная ниже практика преподавания академического письма подтвердила эти выводы. Студенты стали понимать, что написание академического текста включает в себя не только владение соответствующими языковыми средствами, но и понимание социального контекста, в котором он создается. Обучение академическому письму в рамках жанрового подхода развивает функциональную грамотность и аналитическое мышление студентов; оно дает инструментарий, который они могут использовать для работы с текстами не только на английском, но и на русском языке.

Преподавание академического письма в РАНХиГС и МВШЭСН

В рамках курса «Research Writing» на английском языке студенты третьего курса бакалавриата работают над своими исследовательскими работами (по социологии, философии, политологии) и представляют две работы: в начале курса – предложение по исследованию (research proposal), а в конце курса ‒ аннотацию своего исследования. Продолжительность курса – 28 академических часов.

Развитие навыков академического письма происходит последовательно. На первом этапе студенты знакомятся с жанром предложения по исследованию: читают и анализируют тексты данного жанра. Для анализа используется следующая модель:

  • цель текста;
  • структура текста;
  • аудитория, для которой предназначен текст;
  • тональность текста;
  • используемые языковые структуры;
  • когнитивный стиль текста (аналитический, описательный, рефлексивный, убеждающий).

На втором этапе студенты работают с формулировкой цели и задач своего исследования, используя модель CARS (create research space), предложенную Джоном Суэйлсом [13], которая заключается в следующем:

  1. Определение общего пространства своего исследования / проекта, т. е. определение актуальности исследовательской темы и объекта исследования.
  2. Определение своей ниши в этом пространстве, т. е. определение предмета исследования.
  3. Занятие ниши ‒ формулирование цели и задачи исследования.

На третьем этапе студенты определяют структуру своего предложения по исследованию и пишут текст. Написание финального текста включает в себя несколько этапов редактирования как самим студентом, так и преподавателем. На четвертом, заключительном, этапе студенты защищают свои предложения по исследованию перед своими одногруппниками.

Работа с аннотацией проводится после проведения исследования. Студенты работают с примерами аннотаций, анализируя когнитивный стиль текста и выделяя основные элементы структуры. При анализе аннотаций к научным статьям и написании собственной аннотации студенты знакомятся со структурой IMRAD (Introduction ‒ введение, Methods ‒ методы, Results ‒ результаты, Analysis ‒ анализ, Discussion ‒ дискуссия), принятой как в англоязычной, так и в русскоязычной литературе [7; 14]. После написания аннотации своего исследования и группового обсуждения студенты сравнивают жанры академических текстов, с которыми они работали в течение курса (табл. 1).

Таблица 1

Рамка анализа текстов различных академических жанров

Table 1

Framework for the analysis of various academic genres


Наименование Предложение
по исследованию

Research Proposal
Аннотация
Abstract
Цель написания текста The purpose of writing the text    
Аудитория Audience    
Структура Structure    
Тональность текста Tone of the text    
Используемые структуры языка Language structures    
Когнитивный стиль (аналитический, описательный, рефлексивный, убеждающий) Cognitive style (analytical, descriptive, reflexive, persuasive)    

 

В исследовании принимали участие студенты третьего курса направлений «социология», «менеджмент» и «психология». Уровень владения английским языком B2 – C1. Языковой уровень студентов определен на основе тестирования, разработанного межфакультетской кафедрой английского языка МВШЭСН, по материалам международного экзамена IELTS. Для решения поставленной задачи было решено использовать следующие методы исследования: качественный анализ текстов студентов, интервью и видео занятий с групповым обсуждением текстов.

Качественный анализ текстов студентов, присланных ими на разных этапах, позволяет выявить грамматические, лексические, стилистические и иные проблемы с текстами.

Интервью со студентами позволяет выявить как индивидуальные сложности, так и увидеть общую картину. Помимо этого, данный способ помогает студентам отрефлексировать свой опыт написания академических текстов.

Видео групповых обсуждений текстов позволяет получить дополнительную информацию об опыте студентов при написании предложения по исследованию и аннотации. Анализ видео также позволяет проанализировать способность студентов оценивать тексты своих однокурсников.

Анализ видео записанных занятий и интервью со студентами помогли выделить следующие причины их затруднений при написании предложения по исследованию:

  1. Недостаточное понимание цели написания такого академического текста.
  2. Недостаточное развитие навыков анализа академического текста.
  3. Отсутствие практики написания таких текстов на русском и английском языках.
  4. Отсутствие плана своего исследования и, как следствие, сложности с формулированием содержания исследования.

Эксперты по академическому письму [1; 2; 5] также выделяют такие причины, как:   

  1. Недостаточная практика написания текстов различных жанров: в большинстве случаев студенты пишут эссе, курсовые и дипломные работы.
  2. Отсутствие или недостаток университетских курсов академического письма, направленных на обучение написанию текстов различных жанров.
  3. Недостаточная поддержка научного руководителя.
  4. Иногда отсутствие четких требований, предъявляемых к текстам различных жанров, со стороны преподавателей.

Ниже приводятся примеры текстов студентов до и после обсуждения и редактирования их работ. Анализ предложений по исследованию выявил следующее:

  1. Слишком общая цель исследования – отсутствие четко сформулированной проблемы исследования (табл. 2).
  2. Несоответствие планируемых методов исследования задачам исследования (табл. 3).
  3. Отсутствие ссылок на предыдущие исследования в данной области (табл. 4).

Таблица 2

Фрагмент текста 1: отсутствие четко сформулированной
проблемы исследования

Table 2

Text excerpt 1: lack of clearly formulated research problem

 

Вариант 1 (первоначальный) Вариант 2 (отредактированный)
There is not just one but about 7,000 languages in the world today. And all these languages are different from each other. One difference is the perception of time, which is easy to see if you look at Arabic: because they write from right to left, their perception of time is the opposite of ours. When we look at the Chinese language, we can also see differences from European languages. Time in Chinese comes from top to bottom: the word 上(shang) denotes top, also denotes last the word 下 (xia) denotes bottom; also denotes next. Also, depending on the language used, the perception of space, color and the question of responsibility for the actions changes Culture directly affects language. Therefore, understanding Chinese culture is a prerequisite to learning Chinese. The main objective of this work is to examine Chinese grammar through the prism of culture by designing a manual for teachers of the Chinese language, which will clearly explain the reasons for the perception of time in the Chinese

 

 

Автор приведенного выше текста (табл. 2) вначале затруднялся четко сформулировать цель своей работы. Студент просто описывал особенности китайского языка, использовал стилистические обороты, не характерные для академического стиля письма «when we look…». После обсуждения текста, уточнения цели исследования студент смог представить лучший, отредактированный вариант.

Таблица 3

Фрагмент текста 2: несоответствие планируемых методов исследования
задачам исследования

Table 3

Text excerpt 2: inconsistency of the planned research methods
with the research objectives

 

Вариант 1 (первоначальный) Вариант 2 (отредактированный)
Among academic circles, there is a serious number of studies devoted to the analysis of terrorist incidents and their genesis, which allows us to conclude that this topic is relevant and sufficiently elaborated. Thus, in this field, the idea of the economic origins of terrorism tends to be popular.

The aim of my work is to evaluate the most significant paper in this field and to conduct mini-research in order to check the results of scientists who claimed to prove the theory of the economic genesis of terrorism. I want to focus on studying new data since the analyzed works covered the period of the early 2000s. Moreover, my hypothesis largely reflects the popular public discourse of the 2000s on the relationship between poverty and terrorism

The problem of terrorism, its incidents, and genesis is discussed by a number of researchers and academic institutions. In this field, the idea the economic origin of terrorism tends to be popular. However, studies that focus on proving the theory of the economic roots of terrorism seem not to confirm it.

The aim of my work is to evaluate the most significant paper devoted to the study of economic genesis of terrorism (Freytag, A., Krüger, J., Meierrieks, D., Schneider, F. 2011, Krueger, A., Laitin, D. 2008, Piazza, J. 2006) in this field and to conduct mini-research to revise the results of scientists who claimed to prove the theory of the economic genesis of terrorism.

I will focus on studying new data since the analyzed works covered the period of the early 2000s and analyze the popular public discourse of the 2000s on the relationship between poverty and terrorism

 

Автор следующего текста (табл. 3) поставил перед собой задачу опровергнуть утверждение об экономических истоках терроризма. В качестве основного метода исследования студент выбрал анализ литературы, не уточняя источников и не объясняя причин их выбора.  В ходе дальнейшей работы над своим текстом студент смог заполнить логические пробелы в своем предложении по исследованию.

Таблица 4

Фрагмент текста 3: отсутствие ссылок на источники

Table 4

Text excerpt 3: absence of references

 

Вариант 1 (первоначальный) Вариант 2 (отредактированный)
Nowadays terrorism can pose a great threat to a society, especially by using modern technologies such as drones and internet. Nevertheless, there is still no common understanding of many aspects of terrorist behavior, and one of such aspects is credit-claiming.

While it is widely recognized that terrorists act is an act of communication between society or

government and terrorist group, only about 15 % of the terrorist acts are claimed by executors This fact poses many questions to the traditional understanding of terrorist act, particularly modern terrorism, as communicative costs have reduced dramatically since the appearance of the internet. Consequently, the need to understand the impact of modern communicative technologies on terrorist credit-claiming exists.

The aim of the research is to inquire the dependence between level of development of modern communicative technologies and the frequency of terrorist credit-claiming, presenting the results in a scientific article

Nowadays terrorism can pose a great threat to a society, especially by using modern technologies such as drones and internet. Nevertheless, there is still no common understanding of many aspects of terrorist behavior, and one of such aspects is credit-claiming (Hansen, 2021).

While it is widely recognized that terrorists act is an act of communication between society or

government and terrorist group, only about 15 % of the terrorist acts are claimed by executors (Kearns 2019). This fact poses many questions to the traditional understanding of terrorist act, particularly modern terrorism, as communicative costs have reduced dramatically since the appearance of the internet. Consequently, the need to understand the impact of modern

communicative technologies on terrorist credit-claiming exists. The aim of the research is to inquire the dependence between level of development of modern communicative technologies and the frequency of terrorist credit-claiming, presenting the results in a scientific article

 

Частой ошибкой начинающих исследователей является отсутствие ссылок на источники, используемые в работе. В приведенном выше фрагменте предложения по исследованию (табл. 4) автор приводит статистические данные относительно деятельности террористов, используя такие выражения, как «it is widely recognized», но при этом не ссылается на источник.  

Как видно из приведенных примеров, студенты испытывали сложности не столько с грамматическими и лексическими структурами, сколько с синтаксисом и общей логикой, фокусом текста. Преподаватели курсов академического письма в российских и зарубежных университетах также указывают на данную проблему [4; 5; 15; 16]. Поэтапная работа с предложениями по исследованию позволяет студентам не только улучшить навыки академического письма, но и научиться емко формулировать актуальность своего исследования и планировать его. При этом необходимо отметить, что студенты работали как с образцовыми текстами предложений по исследованию, написанных англоязычными авторами, так и со своими текстами и текстами одногруппников, что позволило им научиться определять основные характеристики данного жанра.

Ниже приведены тексты аннотаций, выполненных студентами. Работа над текстами этого жанра выявила следующие затруднения:        

  1. Использование неверного когнитивного стиля текста, как правило, описательного вместо аналитического (текст 1).
  2. Многословие (текст 2).
  3. Нечетко описанные результаты исследования (текст 3).

 

Текст 1. Аннотация 1: неверный когнитивный стиль текста

 

Abstract 1: wrong cognitive text style

 

Public transport has been around for decades, it has developed along with the city, improved, added some new elements to its work or removed excess from it, but one thing remains unchanged to this day, and these are stowaways or, in other words, passengers who use public transport without paying for travel. The problem of payment evasion has been with public transport since its foundation and, unfortunately, it has not yet been completely overcome in our time. This study examines the possible causes of mass stowaway trips of citizens using the example of buses in Moscow, and also offers a partial solution to this problem. Data collection was carried out using methods such as a survey of Moscow residents and content analysis. It is difficult to give an example of the only correct solution that would be more likely to exclude such a phenomenon as non-payment of travel, however, in this work it was revealed that the most effective way can be considered controllers with their targeted impact on violators.

Measures such as CCTV cameras and a special layout of seats on the bus do not have much effect on residents of a large city, in particular Moscow. These measures only bring the number of stowaways back to normal and the government is already ready to be satisfied with this result (Rybnikova, 2022), but we must always strive for better indicators, and better to ensure that the statistics on the number of stowaways drop to zero. Thus, in order to achieve the best results in the fight against stowaways, it is necessary to take into account the peculiarities of urban infrastructure, passenger needs and technological capabilities.

 

Приведенный выше пример (текст 1) демонстрирует неверный выбор стиля текста для аннотации: вместо аналитического используется описательный стиль. В тексте присутствуют эмоционально окрашенные выражения: «we must always strive for better indicators..», не приводятся конкретные причины возникновения проблемы и не предлагаются способы ее решения.

 

Текст 2. Аннотация 2: многословие

 

Abstract 2: wordiness

In the context of widespread use of social networks and messengers, emotions expressed in text messages can have a significant impact on communication, relationships, and even decision-making. The relevance of this study is due to the insufficient research on the perception of a person’s emotional state based on their gender when sending text messages, and the importance of this topic for modern society in the context of the significance of online communication.

Previous research conducted by Butterworth and colleagues (Butterworth et al., 2019) found that messages containing a smiling emoji sent by men were rated more positively than those sent by women. This may be related to stereotypes about men being less emotional (Fabes, Martin, 1991). The research problem lies in understanding how emotions are recognized in online communication and whether the sender’s gender influences this perception.

A total of 212 respondents participated in the study, including 110 women (51.9 %) and 102 men (48.1 %). The final method involved 24 images depicting a messenger with various neutral messages, with the sender being either a man named «Andrey» or a woman named «Masha». In testing the hypothesis, half of the messages were accompanied by emojis: 3 with positive valence and 3 with negative valence. Respondents were asked to rate on a scale
of -3 to +3 the intensity of the emotion experienced by the author of the message. The results of the study showed that the hypothesis that men sending messages with emojis would be perceived as experiencing greater emotional intensity than women sending similar messages was not confirmed. The findings indicated that the use of emojis in text messages is interpreted similarly for both male and female senders. Additional results from our experiment revealed that the presence of emojis in text messages led to higher ratings of emotional intensity compared to messages without emojis.

 

Приведенный выше текст (текст 2) многословен. Автор использует выражения, не имеющие особого значения для понимания цели и результатов исследования, например, «in the context of widespread use». Также в этой аннотации излишне подробно описывается методика проведения исследования: детальное описание методики исследования должно содержаться в тексте самой статьи.

 

Текст 3. Аннотация 3: нечетко описанные результаты исследования

 

Abstract 3: vaguely described research results

 

This article argues that in countries where democratic institutions are developing (or partially democratic regimes exist), where military intervention is seen as a way to solve economic and political problems that are becoming more complicated, a return to civilian rule often causes disappointment among military leaders. Even under favorable circumstances, when the military leaves their posts voluntarily, the transition period rarely leads to the desired results. The reasons for the failures during the transition period lie in the very dynamics of this process, related both to the mistakes of military officers and, more importantly, to the need for civilian authorities to demonstrate their independence and ability to resist. In this article, the dangers of the transition period are demonstrated by the example of Turkey after 1980, where the military carried out a well-thought-out and planned withdrawal of troops under very favorable conditions. There was practically no civil unrest or external opposition in the country. However, the final result disappointed the generals.

 

Автор аннотации 3 (текст 3) не следует общепринятой структуре аннотации, из текста сложно понять, какие же результаты получены в ходе исследования и какие методы исследования автор использовал для получения этих результатов. Приведенные примеры указывают на то, что собственно основные проблемы аннотаций связаны с неправильным пониманием студентами особенностей жанра таких текстов (краткость и четкая логическая структура).

Опыт последовательной работы над предложением по исследованию и аннотацией, использование теории жанров продемонстрировали свою эффективность при обучении навыкам академического письма. Студенты получили систематическое представление о жанрах академических текстов, проанализировали тексты различных жанров и качества, освоили навыки редактирования собственных текстов. Тем не менее тексты студентов еще далеки от идеальных, и для того, чтобы преодолеть перечисленные выше сложности, можно предложить следующие способы решения:

Организация совместной работы кафедр университета

Целесообразно организовывать совместную работу представителей профильных кафедр и кафедр иностранных языков для выработки единообразных требований к текстам различных жанров и подготовки образцов текстов для работы со студентами. Имеет смысл оценивать тексты, используя лингвистическую и социолингвистическую составляющие, используя следующую логическую рамку (табл. 5).

Таблица 5

Критерии оценивания

Table 5

Assessment Criteria

 

Содержание
Content
Стиль
Style
Грамматика, синтаксис и лексика
Grammar, syntax, and lexical resource
Формат
Structure
  1. Заголовок отражает основное содержание текста и привлекает внимание читателя.
  2. Содержание текста актуально для целевой группы читателей.
  3. Автор использует модель CARS для описания цели и задач исследования
  1. Текст – стилистически и логически связанный.
  2. В тексте отсутствует  многословие.
  3. Автор использует параллелизм.  
  4. Выбранная стилистика отвечает цели текста
  1. Автор использует грамматические структуры, характерные для текста выбранного жанра.
  2. В тексте отсутствуют пунктуационные, грамматические и лексические ошибки
Структура текста соответствует выбранному жанру

 

Усиление междисциплинарного компонента

Отлаженная работа нескольких кафедр позволит разработать курсы академического письма, включающие анализ текстов различных жанров, характерных для данной дисциплины. Такая работа позволит выработать формат заданий по академическому письму, отвечающих потребностям студентов и направленных на развитие компетенций, необходимых для успешного обучения и профессионального развития в конкретной предметной области.

Анализ академических и профессиональных потребностей студентов

Анализ академических и профессиональных потребностей студентов, проводимый кафедрой английского языка, позволит включить в курсы академического письма работу над текстами жанров, наиболее востребованных студентами данного профиля обучения. Помимо этого, мониторинг потребностей студентов позволит вовремя выявлять возникающие трудности и своевременно реагировать на них.

Развитие самостоятельной работы студентов

Совершенствование навыков академического письма возможно при постоянной практике написания текстов. Такой опыт может возникнуть при включении в учебный план самостоятельной исследовательской или проектной работы студентов. Разработка таких творческих заданий возможна при совместной работе профильных кафедр и кафедры английского языка.

Описанный опыт преподавания академического письма демонстрирует необходимость комплексного подхода к преподаванию данной дисциплины. Помимо практических занятий по письму, проводимых филологами, необходимо привлечение научных руководителей и преподавателей профильных кафедр, а также развитие академической самостоятельности студентов.

 

Список литературы

  1. Аленькина Т. Б. Жанр заявки на грант в современном образовательном контексте: перспективы и вызовы // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 6. С. 76–92. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-6-76-92
  2. Korotkina I. Academic writing in Russia beyond zero point // Ashley Squires L. (Ed.). Emerging writing research from the Russian Federation. Colorado, 2021. P. 17–50. DOI: 10.37514/INT-B.2021.1428
  3. Базанова Е. М., Короткина И. Б. Российский консорциум центров письма // Высшее образование в России. 2017. № 4 (211). С. 50–57
  4. Добрынина О. Л. Обучение студентов основам академического письма: фокус и структура текста // Непрерывное образование: XXI век. 2022. Вып. 3 (39). DOI: 10.15393/j5.art.2022.7847
  5. Дугарцыренова В. А. Трудности обучения иноязычному академическому письму // Высшее образование в России. 2016. № 6 (202). С. 106–112.
  6. Coffin C., Curry M.J, Goodman S., Hewings A, Lillis Th, Swann J. Teaching Academic Writing: A Toolkit for Higher Education. Routledge, 2005. P. 188.
  7. Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации // Проблемы семиосоциопсихологии. Москва, 1984. 268 с.
  8. Короткина И. Б. Академическая грамотность и методы глобальной научной коммуникации // Научный редактор и издатель. 2017. № 2 (1). DOI: 10.24069/2542-0267-2017-1-8-13
  9. Колесникова Н. И., Невоструева Д. С. Академическое письмо в Республике Корея и проблемы обучения // Язык и культура. 2024. № 65. С. 193‒213. DOI: 10.17223/19996195/65/9
  10. Kolesnikova N. I., Ridnaya Y. V. The Integrated Model as a Basis for Teaching Academic Writing in Context of Globalization // Lecture Notes in Networks and Systems. 2022. Vol. 342: Science and Global Challenges of the 21st Century. P. 560–569. DOI: 10.1007/978-3-030-89477-1_54
  11. Hyland K. Genre and academic writing in the disciplines // Language Teaching. 2008. Vol. 41. Is. 04. P. 543–562.
  12. Аленькина Т. Б. Особенности развития англоязычного академического письма в России: жанровый подход // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 5.  С. 110‒113.
  13. Swales John M., Feak Christine B. Academic Writing for Graduate Students. Essential Tasks and Skills. 3rd edition. Michigan ELT, 2012. 430 p.
  14. Sowton Chris. 50 steps in improving your academic writing. Garnet Education, 2012. 272 p.
  15. Hanusova S., Dontcheva-Navratilova O., Lahodova M. Valisova. Process genre approach to L2 academic writing: An intervention study // XLinguae Journal. 2020. Is. 4. P. 30‒51.
  16. Ivanova I. Making sense of research: university students’ difficulties in writing academic summaries // Studies in Linguistics, Culture, and FLT. 2020. № 8 (1). P. 16‒34. DOI: 10.46687/SILC.2020.v08i01.002

 




Просмотров: 58; Скачиваний: 11;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2025.10404