Ефлова, З. Б. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ КАРЕЛЬСКОГО ЯЗЫКА В УНИВЕРСИТЕТЕ / З. Б. Ефлова, С. И. Смирнова // Непрерывное образование: XXI век. – 2017. – Вып. 3 (19). − DOI: 10.15393/j5.art.2017.3564


Выпуск № 3 (19)

Кадровые и методические ресурсы непрерывного образования

pdf-версия статьи

УДК 378 371.13 (45) 811.511.112

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ КАРЕЛЬСКОГО ЯЗЫКА В УНИВЕРСИТЕТЕ

Ефлова Зинаида Борисовна
кандидат педагогических наук, доцент
заведующий лабораторией теории и практики развития сельской школы, Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Россия)
svios@onego.ru
Смирнова Светлана Иосифовна
кандидат педагогических наук, доцент
заведующий кафедрой теории и методики начального образования, Петрозаводский государственный университет»
(Петрозаводск, Россия)
svios@onego.ru
Ключевые слова:
высшее педагогическое образование
подготовка учителя карельского языка
малый этнос
этнопедагогика
этнокультурная личность
поликультурная личность
мультикультурная личность.
Аннотация: в статье представлены результаты исследования, выполненного при финансовой поддержке РГНФ и Министерства экономического развития Республики Карелия «Традиционные и инновационные форматы организации обучения в современной малокомплектной школе (на примере образовательных организаций Республики Карелия)». Проект ОГОН РФФИ № 17-16-10001/17-ОГОН. Подготовка учителей карельского языка в Петрозаводском государственном университете рассматривается авторами как признак регионализации вуза, как деятельность опорного университета, направленная на удовлетворение запросов региональной системы образования и республики, на сохранение и развитие малого этноса. Представляются данные о современном состоянии карельского этноса, изучении карельского языка в общеобразовательных организациях Республики Карелия, подчеркивается актуальность подготовки педагогов с двумя профилями, включая преподавание карельского языка. Характеризуются внешние и внутренние условия, в которых начинается подготовка учителей карельского языка на кафедре теории и методики начального образования Петрозаводского государственного университета. Уточняются позиции и определяются основные идеи подготовки будущего специалиста как личности, в которой гармонизированы этнокультурная, поликультурная и мультикультурная составляющие. В качестве главной цели подготовки учителя карельского языка определяются: сохранение, возрождение, развитие и изучение культур малочисленных народов для обеспечения целостности России как полиэтнического и многоязыкового государства.
Статья поступила: 02.09.2017; Принята к публикации: 06.09.2017; Размещена в сети: 22.09.2017.

MODERN ASPECTS OF TRAINING OF KARELIAN LANGUAGE TEACHERS IN UNIVERSITY

Eflova Zinaida
svios@onego.ru
Smirnova S
svios@onego.ru
Keywords:
higher pedagogical education
training of the Karelian language teacher
small ethnic group
ethno-pedagogy
ethnocultural personality
multicultural personality
multicultural personality.
Abstract: the preparation of teachers of Karelian language at the university is considered as a sign of the regionalization of the university, as the activity of the support university. It should be aimed at satisfying the demands of the regional education system and the republic, on the preservation and development of a small ethnic group. Data on the current state of the Karelian ethnos, the study of the Karelian language in general education organizations of the Republic of Karelia and the relevance of training teachers with two profiles, including the teaching of the Karelian language. Clarify positions and identify the main ideas for the preparation of the future specialist as a person, in which are harmonized the ethno-cultural, multicultural and multicultural components.
Paper submitted on: 02.09.2017; Accepted on: 06.09.2017; Published online on: 22.09.2017.

Современный период функционирования и развития российской системы высшего образования отличают растущие популярность и влияние идей регионализации. Это предполагает направленность научной, образовательной, социальной («третьей миссии») деятельности регионального вуза на удовлетворение потребностей и запросов территории, требуя корреляции названных направлений с местной спецификой, одной из которых является этническое своеобразие. В опорных вузах − относительно новой категории организаций науки и образования Российской Федерации, к которым с недавнего времени относится Петрозаводский государственный университет (ПетрГУ), регионализация проявляется в подготовке кадров, в том числе педагогических, ориентированных и готовых к решению проблем, в частности к сохранению и развитию этносов многонациональной республики. Примером адекватного ответа университета на запрос региональной системы образования является начинающаяся после десятилетнего перерыва подготовка учителей карельского языка.

За прошедшее десятилетие в образовании Карелии произошли изменения, которые сложно назвать позитивными в отношении положения и изучения языка титульной национальности республики. Так, в прошлом 2015/16 учебном году карельский язык изучался только в 26 школах (из 224) в 11 муниципальных образованиях Республики Карелия (из 18). Почти половина учителей карельского языка старше 50 лет, то есть достигли пенсионного возраста; около 65 % учителей карельского языка не имеют профессиональной подготовки в области карельского языка [9]. Эти данные указывают на наличие разрывов в обеспечении непрерывности и преемственности этнокультурного образования как в общем образовании, так и в высшем педагогическом, на острую необходимость подготовки учителей карельского языка для современных образовательных организаций республики, в том числе и особенно − для сельской школы, так как подавляющее большинство носителей родного карельского языка проживают в сельской глубинке.

Подготовка таких учителей отнюдь не новый вид деятельности высшего педагогического образования Карелии, где есть серьезные теоретические наработки и успешный опыт, реализованные на разных этапах исторического развития республики и соответствующих учреждений. После значительного перерыва кафедра теории и методики начального образования института педагогики и психологии ПетрГУ (ТиМНО ИПП ПетрГУ) приступает к подготовке учителей карельского языка. Разработанная образовательная программа осуществляется в новых форматах прикладного академического бакалавриата с двумя профилями: «учитель начальных классов» и «учитель начального образования и родного (карельского) языка», в соответствии с положениями нового Федерального государственного стандарта [10].

В последние годы активно обсуждаются вопросы сохранения и развития языков народов России, в том числе проблемы изучения родных языков; роль учителей в повышении престижа родных языков; перспективы подготовки национальных педагогических кадров. Разработана и утверждена (распоряжением Правительства РК от 04.04.2017 № 182р-П) Концепция развития этнокультурного образования в Республике Карелия (языки и культура карелов, вепсов и финнов) на 2017–2025 гг. [5].

В Концепции среди задач развития этнокультурного образования указываются:

-      повышение престижа и привлекательности карельского, вепсского и финского языков (в том числе за счет создания механизмов использования этих языков в социальной сфере, а также расширения их бытования во внутрисемейном общении);

-      сохранение и совершенствование кадрового потенциала системы этнокультурного образования (в том числе за счет повышения уровня профессиональной подготовки специалистов, престижа профессии).

О государственной поддержке изучения и популяризации карельского языка говорится также в Стратегии национальной политики в Республике Карелия на период до 2025 г., которая была утверждена распоряжением Правительства Республики Карелия № 699р-П в ноябре 2015 г. [9]. Таким образом, начиная подготовку новых специалистов для системы образования Карелии, ПетрГУ идет в ногу с запросами современного общества. Что же касается сочетания преподавания карельского языка с преподаванием в начальных классах, то оно может иметь, на наш взгляд, только положительные эффекты. Во-первых, это эффект от раннего изучения языка, причем с педагогом, хорошо знающим возрастные психолого-физиологические особенности младшего школьника. Во-вторых, возможность совершенствовать знание учащимися карельского языка при изучении других школьных предметов. Третий плюс заключается в более последовательном осуществлении преемственных связей в обучении языку.

В начале предстоящей пятилетней работы крайне важно зафиксировать, что она реализуется в иных обстоятельствах, обусловленных изменениями различных масштабов − мировых, государственных, региональных, вузовских. Теоретические основы этноса и этнических процессов − предмет исследований российских философов, культурологов, социологов, психологов, педагогов, среди которых Г. М. Андреева, М. Б. Бим-Бад, Е. П. Борзова, Ю. В. Бромлей, С. И. Гессен, Л. Н. Гумилёв, Л. Г. Ионин, Т. Г. Стефаненко и многие другие. При определенных расхождениях в подходах ученые едины в том, что каждый этнос есть самоценность и ценность общечеловеческой цивилизации, требующей сохранения, сбережения и развития. Однако факты последних десятилетий говорят о том, что в плане этнического многообразия человечество несет определенные невосполнимые потери.

Общеизвестно определение этноса как исторически сложившейся на определенной территории этносоциальной общности, обладающей относительно устойчивыми особенностями культуры, а также осознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием). Язык этноса считается специалистами одним из основных признаков его самоидентификации. Язык становится условием формирования этнической общности, признаком этноса и символом этнической принадлежности. Связь языка и этноса является наиболее ранней, естественной и устойчивой [1; 2; 3; 8].

Республика Карелия в настоящее время, с одной стороны, представляет собой полиэтнический регион, где проживают представители более 100 национальностей, с другой − пространство компактного расселения коренных этносов − карел, финнов, вепсов, которые все вместе составляют менее 9 % всего населения. Большая часть жителей республики − русские (82,2 %). Начиная с 1989 г., общая численность населения Карелии сокращается, численность карел также снижается, как и их доля во всем населении. Карелы − титульный этнос республики, по данным разных лет, показывают устойчивую тенденцию к убыванию: 1989 г. − 10,0 %, 2002 − 9,2 %, 2010 г. − 45 570 человек, что составляет 7,4 % от числа всех жителей республики [6].

По мнению исследователей, изменения в национальном составе населения Карелии обусловлены одновременным воздействием нескольких обстоятельств. Первое обстоятельство связано с различиями в естественном воспроизводстве групп населения − карелы имеют невысокие показатели. Второе − с процессами изменений в этническом самосознании − активизации/пробуждения и деактивации/угасания под влиянием политики, смешанных браков и других объективных и субъективных обстоятельств. Третье − это внешняя миграция (за пределы региона) и иммиграция (въезд в регион других национальностей).

Среди карел высокая доля населения, проживающего в сельской местности, − 42–43 %. Практически все население многонационального региона свободно владеет государственным русским языком. Уровень владения языком, соответствующим национальности, у карел: карельским языком − 37,0 %, русским языком − 99,9 %. Статистические данные показывают рост доли лиц, назвавших родным языком русский, при этом у карел наблюдаются самые высокие темпы роста показателя: доля повысилась в 1,5 раза [6; 7, с. 283].

Таким образом, приступая к подготовке учителей карельского языка в университете, следует понимать и учитывать, что:

− сами будущие педагоги могут как идентифицировать себя с карельским этносом, к примеру признавать карельский язык родным и владеть им, так и не отождествлять себя с карельской национальностью, а, владея русским языком, воспринимать и осваивать карельский язык как иностранный;

− в недалеком будущем они окажутся в ситуации дихотомии процессов этнического самоопределения, незавершенности формирования этнического самосознания карел при одновременной русификации населения республики и мощного влияния мировых культур, например американской;

− профессиональная деятельность педагога будет осуществляться, прежде всего, в сельской местности, где пересекаются самобытность карельского этноса и сельский образ жизни, где предстоит полифункциональная профессиональная деятельность, а местом ее непосредственной реализации станут малокомплектная образовательная организация и малочисленный сельский социум.

Вышесказанное подводит к выводу о том, что в современных условиях подготовка учителя карельского языка не может быть ограничена совершенствованием обучающихся в языке и методике его преподавания, а видится шире, как глубокая и последовательная этнопедагогическая подготовка к выполнению миссионерского призвания хранителя малого этноса.

Впервые термин «этнопедагогика» предложен Г. Н. Волковым в книге «Этнопедагогика чувашского народа», изданной в 1966 г. в Чебоксарах. Этнопедагогика понимается ученым как наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации [2]. Наряду с этим актуально изучение этнопсихологии как междисциплинарной области знания, которая исследует этнические особенности психики людей, национальный характер этнических народностей, специфику национального самосознания, ценностных ориентаций, этностереотипов.

Десятилетие назад этнопедагогическая подготовка виделась преподавателям кафедры ТиМНО ИПП ПетрГУ как «процесс усвоения знаний по этнопедагогике, овладение умениями и навыками этнопедагогической деятельности. Интеграционное свойство, присущее этнопедагогической подготовке, позволяет квалифицировать ее как систему, объединяющую умения и навыки, приобретенные будущими учителями при изучении дисциплин всех циклов и реализованные и закрепленные при прохождении различных педагогических практик и во внеклассной работе» [4, с. 13–14]. Сейчас данное определение представляется неполным, не отражающим современные тенденции и подходы, в частности компетентностный подход в образовании.

Тогда активно дискутировался вопрос об этнонациональной школе, в которой:

− реализовывались три компонента содержания образования − федеральный, региональный, школьный;

− признавалась поликультурность как множественность содержания и форм образования;

− устанавливалось понимание диалога культур как основного способа коммуникации;

− доминировали культурные и образовательные интересы титульных наций регионов, что закреплялось в образовательных программах, в работе по созданию образовательной среды для позитивной этнической идентификации обучающихся, прежде всего, титульного этноса;

− уделялось особое внимание языку титульной нации.

Н. Б. Крылова, сравнивая «прежнюю» и «новую» культурные образовательные ситуации в контексте становления национальной школы, выделяет признаки, которые видятся как принципиальные положения в подготовке учителя карельского языка (и не только карельского):

«− опора на четыре мультисистемы культурных ценностей (самого этноса, межкультурного пространства и контекста его эволюции, этнического разнообразия страны, мультикультурных процессов в мире);

− признание, помимо поликультурности (т. е. однолинейного культурного множества), содержания и форм образования, принципа его мультикультурности (т. е. интегрированного разнообразия) как механизма взаимовлияния и взаимодействия;

− обеспечение толерантности и равноправия культурных интересов этносов;

− полилингвизм;

− признание диалога культур и равноправного сотрудничества как основных способов активного взаимодействия этносов;

− создание адекватной образовательной среды для позитивной поликультурной и этнической идентификации ребенка» [11, с. 128].

Перечисленные признаки целесообразно принять за основные ориентиры профессиональной подготовки, сущность которой в достижении согласованности обогащенного этнического, поликультурного и мультикультурного − гармонии триады профессионально значимых качеств личности будущего педагога.

Этнокультурная личность, по В. А. Корташову, − «добровольное отождествление отдельного человека с определенной этничностью. В этом проявляется этническое личности. Отождествляя себя с определенным этносом, человек выражает факт разделения человечества на этнические группы и свою включенность в групповую, внутреннюю интеграцию» [3, с. 69].

Поликультурная личность представляется как «социально-психологический феномен духовно-нравственного развития в этнически диверсифированном обществе, как личность, которая способна усвоить социокультурную форму бытия при условии сохранения и развития своей этнической идентификации, психологически и социально готова к осознанию этнического разнообразия и взаимодействию с представителями различных этнических культур» [8, с. 43].

Мультикультурная личность, согласно идеям, высказанным Н. Б. Крыловой, жизнедействует по принципу мультикультурности, т. е. культурного разнообразия, взаимопроникновения и взаимосвязанности культур. «Это − принцип, выражающий доминирующую ориентацию на сохранение множества не просто сосуществующих, но взаимовлияющих и взаимодействующих культурных ценностей и норм в образовании» [11, с. 127]. «Наиболее важными для развития личности становятся нормы гражданственности, а не национальности» [11, с. 134].

Приступая к, казалось бы, не столь масштабной в содержании деятельности вуза и даже «пережитой» в опыте университета работе − к подготовке педагогов данного профиля, важно заметить и должным образом отреагировать на многие произошедшие изменения и современные тенденции. Особо важно при этом видеть и ставить большие, глобальные цели: сохранение, возрождение, развитие и изучение культур малочисленных народов для обеспечения целостности и процветания России как полиэтнического и многоязыкового государства. Таким образом происходит обогащение отечественного вклада в мировую культуру.

 

Список литературы

  1. Антропологический, деятельностный и культурологический подходы: Тезаурус // Новые ценности образования / [Гл. редактор Н. Б. Крылова]. 2005. № 5 (24). 182 с.
  2. Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 168 с.
  3. Воспитание этнотолерантности подростка в семье: Словарь / Под общ. ред. А. Г. Козловой. СПб.: ООО НЕСТОР, 2005. 316 с. (Сер.: В помощь классному руководителю).
  4. Дидактический потенциал национальной культуры Карелии: сборник научных и методических материалов / [Науч. ред. Г. Г. Столяров, Е. С. Казько]. Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 2007. 196 с.
  5. Концепция развития этнокультурного образования в Республике Карелия (языки и культура карелов, вепсов и финнов) на 2017–2025 годы [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал Республики Карелия. Раздел Законодательные акты. URL: http://gov.karelia.ru/Legislation/lawbase.html?lid=18328 (дата обращения 28.08.2017).
  6. О демографических и социально-экономических характеристиках населения отдельных национальностей Республики Карелия (по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года) [Электронный ресурс] / сайт Федерального органа государственной статистики по Республике Карелия. URL: http://krl.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krl/ru/census_and_researching/census/national_census_2010/score_2010/score_2010_default свободный (дата обращения 28.08.2017).
  7. Особенности социально-экономического развития и модернизации приграничного региона / Под общ. ред. Ю. В. Савельева, О. В. Толстогузова. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2015. 490 с.
  8. Становление идентичности и толерантности в условиях поликультурного образования / Отв. ред. А. К. Лукина. Красноярск: Сиб. Федер. ун-т, 2015. 260 с.
  9. Стратегия национальной политики в Республике Карелия на период до 2025 года [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал Республики Карелия. Раздел Законодательные акты. − URL: http://www.gov.karelia.ru/Legislation/lawbase.html?lid=15131 (дата обращения 28.08.2017).
  10. Федеральный государственный стандарт высшего образования. Уровень бакалавриат. Направление подготовки 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) [Электронный ресурс]. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 09.02.2016 № 91 / Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. Раздел «Документы». URL: http://минобрнауки.рф свободный (дата обращения 28.08.2017).
  11. Этнонациональная школа и мультикультурные процессы // Новые ценности образования / [Гл. ред. Н. Б. Крылова]. 2005. № 3 (22). 148 с.

 



Просмотров: 4080; Скачиваний: 729;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2017.3564