Колесникова, И. А. «Академический гострайтинг»: рынок имитации научно-образовательной активности // Непрерывное образование: XXI век. – 2017. – Вып. 2 (18). − DOI: 10.15393/j5.art.2017.3509


Выпуск № 2 (18)

Современный научный лексикон непрерывного образования

pdf-версия статьи

УДК 37.014

«Академический гострайтинг»: рынок имитации научно-образовательной активности

Колесникова Ирина Аполлоновна
доктор педагогических наук
профессор, действительный член Международной академии гуманизации образования
(Санкт-Петербург, Россия)
i.a.kolesnikova@yandex.ru
Ключевые слова:
академическое письмо
имитация
образовательная услуга
гострайтер
академический гострайтинг.
Аннотация: в статье анализируется явление, получившее в международной практике название «академический гострайтинг». На рубеже двадцатого и двадцать первого веков на рынке услуг активизируется массовый спрос на готовый образовательный и научный продукт в виде контрольных, курсовых, дипломной работ, магистерской, кандидатской, докторской диссертаций, научных статей и монографий. Купля и продажа учебных и научных текстов, выполненных на заказ теневыми авторами, рассматриваются в статье как феномен имитации научно-образовательной активности. Базой для анализа послужила информация, открыто представленная на русско-, англо-, франко-немецкоязычных сайтах учреждений и лиц, предлагающих услуги академического гострайтинга. Выявлены общие смысловые единицы и интенции на стороне заказчиков и исполнителей академических текстов, а также специфические черты и тенденции развития рынка данного вида услуг. Показана технология организации академического гострайтинга и социально-педагогические последствия имитации научно-образовательной активности; намечены некоторые возможные пути профессионального противостояния описанному явлению. Факты и основные положения, изложенные в статье, представляют интерес для широкой педагогической общественности, менеджеров образования, преподавателей школ и вузов, организаторов аттестации педагогических кадров.
Статья поступила: 10.05.2017; Принята к публикации: 27.05.2017; Размещена в сети: 24.06.2017.

ACADEMIC GOSTRATING AS THE MARKET OF IMITATION OF SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL ACTIVITY

Kolesnikova I A
Doctorate in Pedagogical Sciences, Professor
Full member of the International Academy of Humanization of Education
(Saint-Petersburg, Russia)
i.a.kolesnikova@yandex.ru
Keywords:
Academic writing
imitation
educational service
ghostwriter
academic ghostwriting
Abstract: the article analyzes the phenomenon, called in international practice «Academic Ghostwriting». At the turn of the twentieth and twenty-first centuries, the mass market is stepping up the demand for ready-made educational and scientific products in the form of coursework, diploma thesis, master's, candidate's, doctoral dissertations, scientific articles and monographs. Academic ghostwriting service is considered in the article as an imitation of scientific and educational activity. The basis for the analysis is information openly presented on the Russian, English, German-speaking websites of institutions and individuals offering services of academic ghostwriting. Some common semantic units and intentions on the side of customers and executors of academic texts, as well as specific features and trends in the development of the market for this type of service are identified. The technology of organization of academic gostraining and social and pedagogical consequences of imitation of scientific and educational activity are shown. Some possible ways of professional opposition to the described phenomenon are also outlined. The facts and the main provisions set forth in the article are of interest to the broad pedagogical community, education managers, teachers of schools and universities, and the organizers of certification of pedagogical personnel.
Paper submitted on: 10.05.2017; Accepted on: 27.05.2017; Published online on: 24.06.2017.

1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. В нормативных документах, определяющих развитие современной системы образования в России, декларировано усиление деятельностной и проектной  составляющих образования в сочетании с компетентностным подходом [1]. В числе важнейших компетенций для всех ступеней непрерывного образования выделены исследовательские компетенции. Их формированию сопутствует увеличение в образовательном процессе доли и роли самостоятельной работы школьников и студентов. Параллельно в научно-образовательной сфере выдвинуто требование роста публикационной активности исследователей, а также преподавателей, претендующих на высшую квалификационную категорию. Это предполагает наличие способности и умения оформлять результаты проектной и исследовательской деятельности в текстах заданного (академического) формата.

Однако реальная практика реализации требований, заданных образовательными стандартами нового поколения, нередко вступает в противоречие с поставленной там же задачей развития ценностного, личностного начала образования. Одной из форм проявления такого противоречия стала имитация образовательной и научной активности путем купли/продажи учебных и научных работ. Описанию и анализу этого все более распространяющегося явления посвящена предлагаемая статья.  

2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. В статье используется ряд специфических понятий, требующих пояснения. В предлагаемом контексте слово «имитация» (от лат. imitatio − подражание) используется в значении «подделка, эрзац»1; «воспроизведение характеристик некоторой системы, ситуации, события или явления в обстановке, отличной от той, в которой протекает реальное явление»2. В психологии имитация характеризуется как ситуативное, чаще всего преднамеренное действие по моделированию поведения или образа других. Понятие имитация иногда используется как синоним мимикрии; в биологии так называется один из способов выжить, «обманув», «прикинувшись». Применительно к социально-педагогической действительности имитация образовательной и научной активности выступает как способ «казаться» образованным, таковым не будучи, как вариант социальной мимикрии. Социальная мимикрия − поведение индивида или группы, основанное на имитации внешних признаков той или иной ценимой обществом социальной группы и желании выиграть в глазах общественного мнения, не меняя своего содержания. В одной из статей подобный способ поведения назван «беспринципным приспосабливанием»3.

Услуга −  действие, приносящее пользу или помощь другому; благо, предоставляемое в форме деятельности. При этом желаемый результат создает само оказание услуги, которая может быть платной. Услуга − это «деятельность, выгоды или удовлетворение, которые продаются отдельно или предлагаются вместе с продажей»4; нематериальные активы, производимые с целью сбыта (Р. Малери). Являясь реакцией производителя на запросы рынка, услуга имеет свою потребительную стоимость. Ее товарный характер выражается «в способности удовлетворить потребности людей с помощью приобретения, использования и потребления услуги» [2, с. 14−15].

Сфера услуг − совокупность отраслей экономики, предоставляющих услуги населению, к которой принято относить культуру, образование, здравоохранение, бытовое обслуживание [3]. В соответствии с правилами Генерального соглашения по торговле услугами (1994), они сгруппированы по 12 секторам, в один из которых входят услуги в области образования.  

Образовательная услуга является средством удовлетворения потребности в образовании конкретного субъекта (отдельного лица, группы людей, обучающейся организации и др.). Иными словами, потребности в овладении конкретными знаниями, умениями, компетенциями − всем, что составляет содержание образования. Однако на рубеже двадцатого и двадцать первого веков на рынке услуг активизируется массовый спрос на готовый образовательный продукт в виде контрольной, курсовой, дипломной работ, магистерской, кандидатской, докторской диссертаций, научных статей и монографий, то есть академических текстов, свидетельствующих о выполнении одного из видов научной и учебной деятельности. Причем явление носит международный характер, для обозначения которого используются специальные термины, как правило, англоязычного происхождения.

Гострайтер и гострайтинг. На иноязычных сайтах с предложениями написания и продажи текстов на заказ в качестве ключевого фигурирует английское слово Ghostwriter (можно перевести как «писатель-призрак», «теневой писатель», «призрак пера»). Это тот, кто пишет тексты на заказ, передавая авторство другому человеку5. Сфера услуг, связанных с куплей/продажей текстов на заказ, в международной практике получила название Ghostwriting. Некоторые авторы определяют данную сферу как «глобальную кустарную промышленность, поддерживаемую веб-технологией» (Дэвид А. Томас). Современные словари фиксируют появление слов «гострайтер», «гострайтинг» и в русском языке6.

Среди прочих специфических англоязычных терминов, связанных с гострайтингом,  встречается Paper Mill и Essay Mill (букв. − бумажное производство). Рaper mill business. Essay Mill Business понятия, отсылающие к поточному производству, массовому изготовлению  текстов на заказ. Термин может относиться к веб-сайту, предоставляющему услуги через гострайтинг, или сайту, открывающему доступ к базе данных выполненных ранее работ, которые приобретаются индивидуально и доступны после оплаты7.

К настоящему времени на международном рынке услуг выделилась в качестве самостоятельного сегмента отрасль, которую можно определить как теневое академическое письмо8 (англ. − Academic Ghostwriting, Academic writing service; нем. − akademischen Ghostwriter-Branche), ориентированная на написание по заказу учебных и научных текстов9. Далее в статье будут использоваться в качестве ключевых понятия «академический гострайтер» − теневой исполнитель зачетной учебной или научной работы, авторство которой приписывается обучающемуся, и «теневое академическое письмо» или «академический гострайтинг».  

3. ЛОГИКА ИССЛЕДОВАНИЯ. Базой для изучения и анализа заявленной проблемы стал массив сайтов (русско-, англо-, франко-немецкоязычных), предлагающих сетевые услуги по продаже / написанию / выполнению на заказ различного рода зачетных (контрольных, исследовательских, творческих) работ в системе непрерывного образования. Кроме того, интересными оказались размышления академических гострайтеров по поводу своей деятельности, представленные в статьях, видеоматериалах, на профессиональных форумах. 

В ходе анализа выявлялись общие смысловые единицы и интенции на стороне заказчиков и исполнителей академических текстов, а также специфические черты и тенденции развития рынка данного вида услуг. Чтобы сделать контекст рассмотрения проблемы более наглядным, в приводимых в статье примерах используется частичное цитирование с использованием подлинной лексики. Однако ссылки на конкретные адреса организаций и лиц, предоставляющих услуги теневого академического письма, сознательно не приведены, поскольку:

а) как выяснилось, явление носит настолько массовый характер, что  примеры подачи информации продавцами гострайтинга являются типовыми и по большей части представляют собой словесные клише, которые тиражируются на разных языках;

б) автору статьи не хотелось становиться дополнительным источником рекламы для данного вида бизнеса;

в) сфера академического гострайтинга представлена в Интернете тысячами легальных, юридически оформленных организаций, которые при желании может обнаружить каждый.

Автора статьи интересовало:

кто является основными акторами на рынке теневого академического письма;

почему обучающиеся обращаются за услугами к академическим гострайтерам;

- как мотивируется на стороне продавцов и клиентов факт продажи/купли учебной (научной) работы, выполненной теневым автором;

- что оценивается как значимое в системе взаимодействия данного сегмента рынка; 

- какова технология предоставления услуг теневого академического письма;

- какие виды услуг и какой результат имеются в виду при купле/продаже готовых учебных и научных продуктов, не становится ли это, в конечном счете, «медвежьей услугой» в плане образования;

-  какие педагогические эффекты сопряжены с развитием теневого академического письма.

4. РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ИНФОРМАЦИИ, ПРЕДСТАВЛЕННОЙ НА САЙТАХ. О степени бытования практики теневого академического письма свидетельствуют результаты интернет-поиска по русскоязычным, англоязычным, немецкоязычным сайтам. Повсеместно счет ответов на сделанные вариативные запросы идет на десятки тысяч и более при использовании следующих словосочетаний10:

Русскоязычный Интернет: Научные работы на заказ.   Купить курсовую.  Диссертация на заказ. Самостоятельная работа студента  (купить, заказать недорого, бесплатно скачать).

Англоязычный Интернет: Academic Ghostwriting, Academic writing service, Custom Paper Writing, Term Paper Help, «Write my paper for cheap» «essay help», «term papers», «homework service»s, «essay writing services».

Немецкоязычный Интернет: Akademische Ghostwriting, Dienstleistungen, Kaufen fertige Dissertation. 

Франкоязычный Интернет: Ghostwriter de thesis.

О масштабе распространения явления свидетельствуют статистика выполненных работ и данные по кадровому обеспечению академического гострайтинга, открыто приводимые на сайтах. О длительности действия  подобного рынка можно судить по срокам существования организаций и сайтов, предлагающих услуги такого рода (некоторые действуют уже около 20 лет). Поражает огромное число вовлеченных участников (гострайтеров и заказчиков), а также широта географии явления. Например, два английских профессора из Бирмингемского городского университета (BCU), изучив большую выборку веб-сайтов Essay Mill за период с 2005 по 2013 г., нашли около 19 000 примеров покупки работ. За 10 лет, по признанию только одного из англоязычных авторов, им выполнено около 4000 работ11. А вот несколько примеров из нашей подборки (стиль и лексика текстов, размещенных в сети, здесь и далее сохранены, перевод иноязычных текстов сделан автором)…

Десятилетний опыт работы по написанию курсовых и дипломных работ, сотрудничество с ведущими специалистами гуманитарных направлений и активное открытие новых филиалов позволило нам довести количество выполненных исследований до 110 000.

У нас 31 956 авторов, которые прошли строгий отбор как администрацией сайта, так и нашими заказчиками.

Нам уже 11 лет. Средний балл наших работ 4,8.  Более 10 тысяч профессиональных авторов.  

Ежемесячно на нашем сайте регистрируется около 6 000 студентов и создается около 21 000 новых заказов.

За 5 лет к нам обратилось  46 536 студентов. С нашей помощью защищено более 300 магистерских диссертаций, в том числе для  топ-вузов РФ.

Мы помогли 4 347 студентам из 67 городов России и СНГ.

В нашем арсенале уже более 500 ВАК статей, написанных нашими авторами и имеющих только положительные рецензии.

С 2003 по 2010 год нашими специалистами выполнено более 12 000 учебных и научных работ на заказ.

У нас большой опыт выполнения научных работ для ведущих вузов Украины, России, Белоруссии, Казахстана, Польши, Латвии, Литвы, Эстонии и других стран…

4.1. Акторы рынка купли / продажи академических текстов. Как показывает сетевой анализ, на международном рынке корпоративными участниками данного бизнес-сегмента становятся различного рода организации (центры, биржи, ателье, студии), имеющие интернет-представительства в виде порталов и сайтов, часто с указанием контактных почтового адреса и телефона. Значительно реже встречаются предложения от индивидуальных академических гострайтеров. В функциональном отношении  в системе взаимодействия при торговле готовыми работами фигурирует типовая триада: «теневые авторы − персональные менеджеры – клиенты».

4.2. Кто является адресатами (потенциальными клиентами), заказчиками организаций и лиц, предлагающих услуги теневого академического письма?  По версии русскоязычных сайтов, чаще всего, это:

-     работающие студенты;

-     люди, получающие второе высшее образование, например, по программе MBA;

-     клиенты, желающие исполнить заказ в рекордно короткие сроки, в силу того, что на другом сайте обещанного реферата, курсовой работы или диплома они  не дождались;

-     соотечественники, обучающиеся за рубежом  (в частности, в Великобритании, Китае, США, европейских странах).

Англоязычные сайты называют среди своих клиентов: высокопоставленных лиц, нуждающихся в более высокой квалификации для продвижения по службе или сохранения своего места, а именно:

-     государственных чиновников;

-     топ-менеджеров;

-     врачей и специалистов здравоохранения;

-     руководящих работников социальной сферы;

-     офицеров;

-     родителей, получающих образование параллельно с воспитанием детей;

-     студентов, пытающихся совместить обучение и работу;

-     людей, осваивающих образовательные программы для взрослых, но при этом отягощенных социальными обязанностями;

-     учащихся спортсменов, проявляющих ограниченный интерес к академическим занятиям.

Однако в целом исполнителями услуг последовательно проводится мысль о том, что данные сервисы могут быть полезными каждому обучающемуся.

Ты отличник и ищешь информацию, чтобы получить очередную отличную оценку? Или последний лоботряс, который зашел сюда, чтобы скачать первую попавшуюся работу и поскорее избавить себя от «тяжелого умственного труда»? В любом случае ты обратился по адресу!

Для студентов-отличников, аспирантов, всех, не безразличных к науке, мы предлагаем услугу – научные работы на заказ!

Мы выполняем научно-исследовательские работы для всех, кто повышает свой научно-профессиональный уровень, − бизнесменов, преподавателей, докторантов, аспирантов, магистрантов и т. д.

4.3. Кто становится «призраком академического пера»? Судя по тому, как позиционируют себя упомянутые выше организации, коллектив теневых авторов почти на 100 % составляют действующие педагоги высшей школы – профессора и доценты, преподаватели и аспиранты. При этом подчеркивается, что это не просто случайные люди, решившие подзаработать, а специалисты, отлично ориентирующиеся в тематиках вузовских заданий, ежедневно имеющие дело с подобными работами и знающие все специфические требования. В ряде случаев особый упор делается на том, что речь идет о работниках ведущих вузов страны (с открытым перечислением наиболее престижных учебных заведений). Нередко отмечается, что к написанию работ не привлекаются «случайные» люди и «фрилансеры». Таким образом, потенциальному заказчику гарантируют, что его дипломная (курсовая, контрольная и пр.) работа  будет выполняться авторами, компетентными в области академического письма. Иногда на сайте размещаются фотографии с краткими данными о профиле сотрудников и числе выполненных работ. В сети можно обнаружить рассказы академических гострайтеров из разных стран о своем опыте, из которых можно составить впечатление о специфике их деятельности и личном отношении к ней.  

Каким видится организаторам данной сферы бизнеса идеальный теневой автор, можно судить по требованиям к потенциальным академическим гострайтерам:

-     наличие высшего образования (лучше нескольких);

-     опыт преподавательской работы;

-     опыт в сфере написания работ (не менее года, как правило более);

-     свободное владение компьютером;

-     умение при написании работ использовать новейшую литературу и собственные наработки;

-     запрет на использование работ из коллекций рефератов, размещенных в открытом доступе сети Интернет;

-     ответственность;

-     способность ценить время свое и клиента и предоставлять качественные работы без доработок;

-     способность работать в режиме home-office и всегда быть на связи;

-     наличие  устойчивой мотивации к заработку.

Некоторые сайты размещают рейтинг лучших авторов / продавцов (топ-100, топ-50) и предлагают клиентам алгоритмы поиска хорошего «автора».

4.4. Мотивация клиента. Анализ информационно-рекламных материалов позволил выделить основные акценты в мотивации учащихся на обращение к гострайтерам. На первом месте стоит фактор экономии времени. Так или иначе он упоминается на всех сайтах.

Главное богатство студента – его время.  Как много желающих его отобрать! Мало у кого найдется время для досконального изучения предмета и написания курсовой. Гораздо удобнее и рациональнее купить курсовую работу у профессиональных исполнителей.

В современном мире очень мало времени остается на такие, казалось бы, простые, но важные вещи: сходить в театр, уделить внимание близким, пообщаться с друзьями. А если ты еще и студент очного или даже заочного отделения, то о развлечениях вспоминаешь в самый последний момент. А так хочется все успеть. Не отчаивайтесь. Компания поможет.

Написание диссертаций своими усилиями грозит потерей немалого количества времени, и лучше сделать это на заказ, обратившись к опытным авторам, ученым, выполнившим на своем веку немало подобных работ. У Вас утверждена тема диссертации, но абсолютно нет времени заниматься ее написанием. Срок аспирантуры заканчивается, а еще одна глава диссертации, введение диссертации, заключение, обзор литературных источников и автореферат диссертации еще не готовы, и совсем нет возможности своевременно завершить диссертацию. Разрешим ваши трудности.

Если в силу различных обстоятельств Вам необходимо выполнить работу «еще вчера», мы пойдем Вам навстречу и сроки выполнения, за определенную плату, будут максимально сжаты. Не тяните время – заказывайте работу прямо сейчас!

Упор также делается на трудоемкости выполнения зачетных заданий при возможности избежать собственных усилий.

Есть несколько путей подготовки к экзамену: можно посещать все лекции, семинары, читать рекомендованную литературу. Можно обложиться книгами, учебниками. Можно за ночь судорожно прочитать вопросы в кратком изложении. А есть еще один путь – заказать ответы к ГОСам у специалистов. Пусть они за Вас найдут  нужный и актуальный материал. Вам останется спокойно сесть и подготовиться к экзамену.

Заказать контрольную работу можно, не выходя из дома, и получить ее точно в срок.

С подсказками наших преподавателей Вы сможете блеснуть знаниями, не тратя ни минуты на подготовку. Пока Вы будете отдыхать, мы напишем Вам классную работу!

С нашей помощью сдавать экзамены и контрольные работы проще простого. Не нужно не только зубрить, но даже писать шпоры, то есть не надо делать вообще НИЧЕГО.

Также обращается внимание учащегося на возможность сберечь свои нервы.

Только представьте, что у Вас своевременно, без нервов будет на руках качественная и оригинальная дипломная работа, которая нравится Вам, и Ваш руководитель ее принимает и дает хороший отзыв.

Сберегите нервы и посвятите время совершенствованию своего интеллектуального развития – переложите все проблемы по написанию курсовой, диплома или контрольной работы и рутинную работу по оформлению на плечи опытного специалиста.

Экзамены без стресса и «на отлично»: подготовка, шпаргалки, помощь на экзамене.

В компании… Вам предлагают написать дипломный проект за Вас. Вы можете освободить себя от лишних терний и беспокойств. Мы подготовим Вас к защите во всеоружии: предоставим готовую презентацию и текст выступления.

В качестве плюса получения готовой работы, выполненной специалистом, указывается шанс заслужить уважение (преподавателя, родителей, товарищей, коллег), повысить социальный статус, даже изменить свою жизнь.

Обращайтесь к нам, и у Вас всегда будут сделаны уроки, а Ваши работы будут вызывать восхищение у преподавателей. Вы будете с гордо поднятой головой смотреть на свое окружение. Перед Вами откроются совсем другие перспективы, проекты и возможности.

Купить курсовую работу у профессионалов – значит заручиться положительной репутацией у преподавателя. Ваша работа сможет удивить преподавателя и стать отличной базой для дальнейшего создания дипломной работы.

Хочешь быть первым – закажи написание курсовой работы или дипломного проекта. Будешь иметь оригинальную научную работу и отправишь в нокаут любого преподавателя.

Мы решаем поставленные задачи, помня о том, что каждый из выполненных экземпляров так или иначе поможет человеку получить престижную работу или открыть собственный бизнес.

Наша компания предлагает купить диплом и беспрепятственно продолжить профессиональное становление. Вы сможете претендовать на более престижную должность и высокую заработную плату.

Вы повысите свою социальную значимость в глазах родственников и знакомых. Вы сможете изменить свою жизнь.

Наконец, перед заказчиком рисуется перспектива стать постоянным клиентом, которому предоставляются льготы.

Став нашим клиентом однажды, Вы останетесь им навсегда, потому что мы приглашаем Вас в мир идеального сервиса. 

Отзывы клиентов свидетельствуют о точности мотивации, на которую сориентированы сайты в поисках заказчиков.

Я здесь уже постоянный клиент. Они для меня написали почти десяток рефератов.

Хочу поблагодарить компанию!! Обратилась 11 октября, а сегодня (13 октября)  защитила курсовую на 4. Буду теперь только к вам обращаться.

Заказываю работы более 3 лет. Сама работаю и являюсь молодой мамой, поэтому писать курсовые − рефераты у меня времени нет. В этом году диплом. Писать буду только у ВАС!

По семейным обстоятельствам приходилось много прогуливать институт, результат − меня чуть не отчислили. Посоветовали обратиться в эту компанию, и не зря! Надеюсь, у меня больше не будет хвостов, но если не дай бог − я сразу к Вам.

Спасибо за хорошие работы. Заказываем у вас уже давно!! Вся группа довольна.

Задачи заказал по информатике. Там по программированию их кучу надо было решать. Сделали за неделю.

Благодарю за помощь со статьей. Ближайшие три года я − ваш постоянный клиент.

Зря не воспользовалась вашими услугами раньше − не пришлось бы мучить свой мозг и нервную систему с дипломом. Обязательно посоветую вас знакомым.

Искала, где заказать эссе по философии. У самой не было время написать и плохо философию знаю. Наткнулась на этот сайт, подумала «была не была» и заказала. Препод принял без проблем. Теперь все время тут заказываю.

Обращался за покупкой статьи для научно-практической конференции. Уже не первый раз покупаю работу, жизнь такая сейчас. 

По вечерам охота проводить время с семьей, а не в библиотеке.

Я тут уже 3-й год заказываю работы просто потому, что у меня ответственная должность, занимающая много времени! 

Зачастую сама даже и не пытаюсь делать работы, лучше, чем у них, все равно не выйдет...

5. ТЕХНОЛОГИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО ГОСТРАЙТИНГА. Технология организации услуг достаточно прозрачно представлена самими исполнителями в информационно-рекламных текстах. В условиях жесткой конкуренции корпоративными гострайтерами используется стратегия заработка на больших количествах заказов от постоянных клиентов, а не на высокой стоимости. Помимо этого, разработаны определенные методики и профессиональные секреты, ускоряющие работу. Современное оборудование помогает оптимизировать  рабочие процессы и общение с клиентами. Отлаженная система социальных связей позволяет в кратчайшие сроки размещать написанные работы в престижных изданиях.

Краеугольный камень успеха данной отрасли − анонимность и предоставление оригинальных, ранее не использовавшихся материалов, созданных под конкретный запрос на выполнение контрольного / зачетного / квалификационного задания. Сильной стороной является ориентация на конкретные запросы потребителя, на конкретную группу учащихся с их специфическими потребностями (в т. ч. национальными и языковыми).

5.1. На рынке теневого академического письма можно заказать и приобрести практически все виды зачетных / контрольных / квалификационных работ, которые призваны выполнять школьники, студенты, магистранты, аспиранты, докторанты на различных этапах непрерывного образования, чтобы сформировать определенные компетенции.  

-     готовые домашние задания с 1-го по 11-й класс;

-     выполнение задач различной сложности;

-     выполнение эссе;

-     написание докладов к защите;

-     изготовление презентаций;

-     изготовление раздаточного материала к защите;

-     изготовление чертежей;

-     ответы на вопросы (лекции, шпаргалки);

-     ответы на тесты в режиме онлайн;

-     выполнение аспирантских рефератов;

-     написание курсовых и дипломных работ;

-     написание рецензий;

-     написание  речи на защиту;

-     выполнение чертежей на заказ;

-     выполнение лабораторных и практических работ для различных вузов;

-     составление отчетов о практике;

-     увеличение оригинальности текстов;

-     написание кандидатских и докторских диссертаций;

-     написание монографий  и пр.

Среди прочих видов услуг, которые можно отнести к научно-образовательной имитации:

-     повышение индекса Хирша;

-     цитирование в журналах РИНЦ и ВАК;

-     «обман» системы антиплагиат;

-     срочная (иногда в течение нескольких минут) продажа аттестующимся учителям дипломов за участие в профессиональных конкурсах12;

-     проведение заочных научных конференций с оплатой публикаций в индексируемых изданиях (за 1−2 дня);

-     и даже публикации «задним числом».  

5.2. Постоянно на рынке академического гострайтинга появляются новые виды услуг. Например, диссертация (монография, план публикаций) «под ключ», «реанимация научной работы». Услуга «под ключ» (вероятно, по аналогии с постройкой квартиры), с одной стороны, означает выполнение конкретной работы от начала до конца. С другой − «под ключ» могут быть закрыты потребности вуза (университета, академии, учебного заведения) в публикациях научных статей. Или потребности автора в разовой или постоянной необходимости публиковать статьи.

Реанимация диссертационной работы предполагает «оживление» текста с помощью дополнительных манипуляций. Например:

Специалист по прикладной математике, кандидат физико-математических наук внимательно изучит текст вашей НИР. Найдет сильные и слабые стороны. И, используя свои познания в прикладной математике, предложит оригинальные решения, которые в последующем смогут стать «изюминкой» вашей работы, смогут ее «освежить» и придать лоск. Работа «заиграет» совсем по-другому.

5.3. Интересно, что технологии работы, связанные с привлечением и удержанием клиентуры, нуждающейся в готовых учебных и научных текстах, впрямую повторяют логику рекламы и(ли) изготовления на заказ технических изделий. Достаточно узнаваема система базовых (типовых) приемов, заимствованных из маркетинга, и основанная на знании психологии  целевых групп. В некоторых случаях академический гострайтинг позиционируется как «образовательный сервис 3-го поколения», использующий такие новации, как кластерная структура, аутсорсинг, экспертиза. Широко рекламируется применение различных усовершенствований, в т. ч. технических, ориентированных на мгновенную сетевую помощь или онлайн  подсказку.

На контрольной посредством sms, e-mail, ICQ или Skype вы присылаете нам задание. Мы его решаем и также высылаем вам.  Все, что вам будет нужно, − незаметно от преподавателя переписать ответ и сдать. Оценка «отлично» вам гарантирована. Невидимые микронаушники позволят нашим преподавателям оказать тебе онлайн помощь на экзамене, зачете и т. д. совершенно незаметно для окружающих. Миниустройства вставляются в ухо, антенна и высокочувствительный микрофон прячутся под одеждой. Сигнал передается по радиоканалу. Ты можешь получать информацию, не боясь, что твой секрет раскроют.

В сети можно найти видеоинструкции по приобретению готовой работы, написанию курсовой за один день, разных способов подготовки шпаргалок; рекомендации, «как обмануть Антиплагиат» за 3 (5) минут или даже за 1 секунду и др. 

В данном рыночном сегменте действует система скидок и бонусов, предполагающая, что при оформлении заказа на научную статью, статью ВАК или статью для конференции клиент получает код на 25%-ю скидку для выполнения второй статьи. При заказе нескольких статей и коллективных заказах предоставляется скидка до 50 %.  Существуют сезонные и акционные скидки. Например, «неделя дипломов», в течение которой действуют скидки 15−20 %. Практикуется пакетное обслуживание и заключение договора на длительный срок. Есть и более оригинальные предложения.

Закажи контрольную работу прямо сейчас и получи в подарок электронный помощник, как подготовиться к защите учебной работы. Хочешь настоящих приключений вместо контрольных и курсовых работ? Оформи заказ, получи скидку 20 % на квесты  в реальности от сети квеструмов… и играй в своем городе!

Обращаться чаще! Чем больше заказываете, тем меньше платите!

Для повышения внешней привлекательности сайта и привлечения внимания в системе академического гострайтинга используются броские, оригинальные, «говорящие» названия, молодежный слэнг, вплоть до использования жаргонной  школьной и студенческой лексики (хвосты, ботаник, шпаргалка), внешнее оформление, иногда в стиле комиксов или анимэ13. Практикуется размещение слоганов типа: «Получайте удовольствие от процесса образования!» «Мы знаем о том, как получить любую ученую степень в любом университете России, а также в иностранных учебных заведениях»; «ВАК будет в шоке!» «Будьте с нами. Не откладывайте учебу “на потом”», сделайте заказ прямо сейчас». «Работайте с нами. Возведите свой статус в “степень”!!!» Или, как говорится на одном из сайтов, ориентированном на франкоязычного заказчика: «Отправляйтесь на уик-энд, “призрак – Каспер” поработает за вас»!14

Применяются приемы, позволяющие минимизировать возникновение подозрений и доказательств чужого авторства зачетной работы, в том числе за счет повышения уникальности текстов искусственными методами и обхода систем антиплагиата. 

5.4. Число людей, вовлеченных в рынок имитации научно-образовательной активности, постоянно разрастается по нескольким направлениям. Во-первых, организации, предоставляющие услуги академического  гострайтинга, стараются расширять клиентуру не только за счет рекламы, но и силами самих заказчиков.

Безусловно, мы поощряем и будем поощрять привлечение новых клиентов. Вам требуется подготовка к экзаменам? Билеты универсальны для всей группы, таким образом, объединив усилия, вы получаете существенную экономию. Приводите друзей! Объем скидки пропорционально растет с увеличением общей суммы заказа.

Во-вторых, активно действует система привлечения потенциальных теневых авторов путем перспективы высокого заработка.

Если Вы готовы выполнять 10, 20, 50 или 100 заказов в месяц, мы дадим Вам такую возможность. Естественно, чем больше заказов, тем больше ваш заработок!  Выполнив качественно заказ, Вы можете быть уверены, что заказчик обратится к вам вновь. Также он будет рекомендовать Вас своим знакомым, обеспечивая тем самым стабильный поток заказов. Вы можете выбирать как срочные заказы, так и те, срок сдачи которых подходит через несколько месяцев. Тем самым Вы обеспечиваете себе стабильный доход и уверенность в завтрашнем дне. Вы можете зарабатывать на партнерской программе от биржи студенческих заказов. Зарабатывайте удаленно до 40 000 руб. в месяц, привлекая в наш сервис студентов.

Особенно тревожным симптомом становится снижение возрастных границ  образовательной имитации до уровня дошкольного и начального образования. Как известно, современные программы обучения детей в российских дошкольных организациях и начальной школе включают проектирование, в том числе на уровне изготовления поделок. В ответ на это на рынке гострайтинга (который в данном случае можно назвать прикладным) появилась новая услуга, «продажа поделок своими руками для детского сада и школы». Как поясняет один из потенциальных авторов поделок, предлагающий помощь под лозунгом «креативим и создаем на заказ», поскольку «не многие родители имеют возможность проводить со своими детьми рукотворные вечера», он берется им помочь.  Спектр предлагаемых в сети на продажу готовых поделок  достаточно широк по тематике: «Осень» (и другие времена года), «Новый год», «Пасха» (и другие праздники), «Мамина любовь» (ко Дню матери) и др. По замечанию одного из исполнителей, так как все поделки он делает с сыном, слишком правильными и «взрослыми» они не получатся…15

Обращение к практике теневого академического письма уводит учащихся всех возрастов из педагогического пространства цивилизованного рынка образовательных услуг, на котором в качестве специфического «товара» приобретаются знания, умения, компетенции, в сферу бизнеса (на рынок готовых академических продуктов). Здесь нет образовательных смыслов, но присутствует прагматика в чистом виде. В первую очередь, тревогу вызывает дискредитация смысла и значения самостоятельной работы, на которую в современных образовательных программах отводится значительное количество времени.

6. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИМИТАЦИИ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ.

Как известно, шпаргалки, списывание, выполнение контрольной работы за другого и другие способы обмана преподавателя изобретены не сегодня. Но только с наступлением информационной эпохи и бурным развитием рынка образовательных услуг имитация научно-образовательной активности становится массовым явлением и специальной отраслью бизнеса. Фактически сформировалась незримая коммерческая сеть поддержки имитации образованности. Пока есть широкий спрос на готовые академические тексты и соответствующий широкий спектр предложений, будет существовать почва для процветания и разветвления данного вида активности. Как было показано ранее, спектр готовой продукции распространяется сегодня от продажи готовых детских поделок  до диссертаций  докторов наук. Таким образом, происходит экспансия имитации на всех ступенях непрерывного образования от детского сада до системы подготовки научных кадров высшей квалификации.

В международном масштабе сложились и действуют типовые механизмы и специфические формы поддержки имитации научно-образовательной активности. В том числе способы правового обеспечения легальности деятельности академических гострайтеров. Характерно, что на фоне повсеместной борьбы с плагиатом в перечень 10 видов неоригинальных работ, выделенный White Paper on The Plagiarism Spectrum16, до сих пор не включены работы, выполненные на заказ.

6.1. В ходе имитации научно-образовательной активности происходит своеобразный «сдвиг по смыслу». В сознании как заказчиков, так и исполнителей идет подмена таких базовых понятий, как:

-     результат обучения (подразумевается, что это уже не личные знания, умения, компетенции, а чужой бумажный текст):

из отзывов заказчиков: «Сегодня закрыл сессию. Все 7 рефератов и 4 курсовых приняли». «По рефератам зачтено, курсовые на отлично… Заказала статью за день до сдачи, все сделали быстро и качественно! За работу получила 5!»

«Смог слетать отдохнуть, пока они за меня все тесты онлайн сдавали. Приехал, проверил − все норм, из 20 предметов один трояк и 5 четверок, все остальное на “отлично”. Учусь дистанционно»;

-     (научное) авторство:

из отзывов заказчиков: «Спасибо автору моей статьи по философии! Отлично справились с написанием моей статьи, высокий процент уникальности, как и требовалось. Из-под пера автора моей научной статьи по микробиологии вышла очень неплохая и интересная работа. У меня получился шикарный диплом по менеджменту»;

-     честность и ответственность:

из рекламных текстов: «Мы работаем быстро и честно. На нас работает целый штат преподавателей школ, училищ, техникумов и высших учебных заведений. Мы не поленились и собрали лучших специалистов и профессоров России, чтобы у наших клиентов были работы, которые приятно читать и не стыдно показывать. Наша фирма гарантирует 100%-ю конфиденциальность! Никто даже и не заподозрит, что работа была заказана, а не написана лично»;

из отзывов заказчиков: «Ваша ответственность к работе возвращает веру в людей. Удачи и процветания бизнеса»;

-     забота о клиенте:

из рекламных текстов: «Студенческие годы предназначены для двух целей: получить высшее образование, чтобы обеспечить прекрасное будущее, включая отличную, высокооплачиваемую работу, множество возможностей, и получить удовольствие от лучшего, что есть в молодости. Это время веселья, радости, экспериментов и всего, чего душе угодно, кроме стресса. Мы прекрасно понимаем, что сегодняшним студентам на последних курсах приходится работать и заказать диплом они стремятся не от лени, а из-за отсутствия времени. Мы готовы помочь будущим специалистам защититься успешно! Мы экономим Ваше время для отдыха и более важных дел!  Работа выполняется так, чтобы она стала “родной” заказчику, ему ведь предстоит ее “защищать”. Быть в роли “отличника”, который помогает товарищу – наша работа»;

-     профессиональная репутация:

из рекламных текстов: «Выполняя заказы, Вы не только зарабатываете, но и приобретаете репутацию, которая в дальнейшем обеспечит Вам большее количество заказов и постоянных заказчиков. Все они прошли многоступенчатую проверку на добросовестность и профессионализм. Особый предмет нашей гордости – постоянные клиенты. Более половины заказчиков приходят к нам не через сайт, а по “сарафанному радио” − нас рекомендуют, и это высшая степень признания. Наш профессионализм и очень гибкая научная этика позволят в самые короткие сроки наиболее эффективно решить большинство Ваших задач».

Очевидно, что продавцами и покупателями готовых учебных и научных текстов сознательно выносятся за скобки педагогическая и нравственная стороны их взаимодействия. «Призрак академического пера» знает, что его деятельность будет использоваться, чтобы ввести в заблуждение преподавателей; обмануть образовательные учреждения и предоставить студентам продукты, которые будут зачтены за работу, которую они сами не делали. Ведь «академическими рабами», как правило, оказываются педагоги, преподающие в  системе непрерывного образования, и ученые, у которых есть свои аспиранты, магистранты, докторанты.

По мнению Д. А. Томара, англоязычного академического гострайтера с десятилетним стажем, в рамках системы профессиональной образовательной этики академический теневой автор расценивается как соучастник мошенничества [4]. Зарубежные авторы используют при обозначении подобных явлений словосочетания «Cheating Behaviors in Academic Context», «Academic Dishonesty», которые можно перевести как «академическое мошенничество» [6, с. 356−365].  В требованиях к академическому письму Высшей школы экономики «сдача письменной работы, выполненной другим лицом, в качестве собственной работы в целях прохождения рубежного контроля знаний или сознательное предоставление собственной работы другому лицу в целях прохождения им рубежного контроля знаний» прямо определяется как подлог (п. 1.3.4) [7]. 

6.2. В расширении сферы теневого академического письма кроется серьезная социальная опасность. Путешествуя по сайтам, легко определить, чему НЕ научится клиент как будущий специалист своей сферы. Спектр оплаченного незнания и неумения при этом необычайно широк: от выполнения простых тестовых заданий, поиска литературы до проектной деятельности, проведения эксперимента и написания диссертации. Собственно этот перечень содержится непосредственно в самих предложениях (отбор необходимой тематической информации, анализ научных работ, разработка концепции будущей работы и пр. см. выше пункт 5.1). То есть в любом случае общество получает «как бы» дипломированного (остепененного) специалиста или псевдоученого, заведомо не обладающего необходимыми компетенциями. В числе заказчиков, открыто оставляющих свои отзывы на сайтах академического гострайтинга, можно найти представителей самых разных, в том числе стратегически важных, отраслей.

Эксперт промышленной безопасности. Срочно необходимо было написать и опубликовать 10 научных статей. Опыта в написании не было, времени тоже. Заказал в научном центре и за две недели получил журнал со своими научными статьями.

Будущий специалист по макроэкономике. Для защиты дипломной работы мне нужны были научные публикации, а с моей работой писать статьи не было времени. Решила заказать статью по макроэкономике здесь. Всего 7 дней, и я уже получила электронный макет с журналом. Всем советую заказывать в научном центре у настоящих специалистов.

Старший преподаватель. Заказывал в научном центре статьи по машинному обучению, генетическим алгоритмам, искусственному интеллекту. Все выполнили и работы опубликовали. Буду Вас рекомендовать коллегам.

Лейтмотив многих отзывов: за достойную научную статью (зачетную / контрольную / квалификационную работу) никаких денег не жалко.

У потребителей услуг академического теневого письма любого возраста неизбежно формируется опыт обмана, социальной мимикрии, имитации учения и(ли) научной работы. Это перерастает в педагогическую проблему не только результативности обучения, но и профессионального воспитания будущего студента, специалиста, ученого. Некоторые сайты применяют «запрещенные приемы» дискредитации существующей системы обучения в школе и вузе, снижая в глазах заказчика  ценность системы образования и умения самостоятельно написать работу.

Из рекламного текста на англоязычном сайте: «Вы один из миллионов студентов, считающих несправедливым то, что непременным условием окончания вуза является умение быть совершенным  в области письма? Как же произошло, что написание безупречной прозы стало необходимым требованием почти для каждого предмета от химии до бизнеса? Авиаторы не учатся летать на самолетах, читая об этом; они учатся на практике. Хирурги могут учиться годами, но прежде чем начать пользоваться скальпелем, они должны пройти практическое обучение. Вы не одиноки, задумываясь об этом. У вас не только есть союзники в убеждении, что не каждый может (или должен) быть Уильямом Шекспиром, но также доступ к наилучшей помощи».

Из рекламного текста на русскоязычном сайте: «Задумайтесь, сколько работ нужно выполнять студенту. Реферат, лабораторную, чертеж, контрольную, курсовой проект, доклады, кейсы, отчеты. Наконец, диплом с речью и презентацией. А теперь подумайте – что из этого пригодилось при работе на конкретном предприятии? Статистика говорит, что в работе нужны лишь 10 % того, что студенты учат в вузе, остальное нарабатывается на практике. Так что заказные работы – логичный шаг для многих учащихся!»

Организации, предоставляющие услуги теневого академического письма, подспудно (иногда намеренно) формируют определенный тип отношений школьников и студентов к формальному обучению, к преподавателям и с преподавателями (научными руководителями). Отношений, построенных на обмане, а значит, на неуважении.

Из рекламного текста: «Составление квалификационной работы осталось в современной системе образования как пережиток прошлого режима. Такие работы все чаще решаются “для галочки”: для оценок или баллов, а также допуска к сессии.  Многие молодые ученые не готовы к бюрократическим процедурам и проволочкам, которые им подготовила “старая гвардия”» профессоров и ученых, которым очень сложно постичь современные тенденции, что уже говорить об их активном участии в разработке новых концепций, программ, проектов и механизмов.  Не вас будут использовать, а вы сможете властвовать над ситуацией, имея на руках профессионально выполненную курсовую работу или блестяще написанный дипломный проект. Не становитесь заложником научного руководителя, всегда оставайтесь собой!»

Вопрос студента: «А вы не отдадите делать мою работу моему преподавателю?»   

Ответ менеджера: «Не волнуйтесь, это совершенно невозможно по двум причинам: Ваши персональные данные доступны только Вашему персональному менеджеру, который назначает Вашему заказу код (номер заказа), под которым и совершаются дальнейшие процедуры. Мы работаем по всей России, и возможность попадания Вашей работы к Вашему преподавателю исключена»! При заказе диссертации у нас Ваш научный руководитель будет считать, что Вы самостоятельно работаете над диссертацией. Это обеспечивает Вам его лояльность и упрощает Ваш выход на защиту. Ни о факте заказа, ни о Вас третьи лица знать не будут.

Согласно данным, которые упоминает в своей статье Д. А. Томар [4], Дональд МакКейб, ведущий специалист по академической этике из Университета Рутгерса (США), обследовал 24 000 студентов в 70 средних школах на предмет обмана. Шестьдесят четыре процента респондентов признались в мошенничестве на экзамене, 58 процентов признались в плагиате, а 95 процентов заявили, что участвовали в той или иной форме мошенничества на экзамене, сочинении или при выполнении домашнего задания. Каждый третий учащийся старшей школы признался в плагиате с помощью Интернета.

6.3. Оправдание деятельности по купле / продаже академических текстов.  Осознание сомнительности своего бизнеса проявляется в попытках организаторов сети теневого академического письма и исполнителей заказов так или иначе оправдать себя в глазах общественности. Для этого используются различные пути.

А. Многие организации (сайты) приводят моральные доводы в оправдание практики теневого авторства. Например, описываются примеры исторической практики составления текстов «за другого», начиная с античности, Шекспира и кончая спичрайтерами современных политиков.

Б. Во многих случаях в системе теневого академического письма применяется прием словесной мимикрии. Завершенные (покупные) задания характеризуются как «исходные источники» или «вспомогательные материалы для самостоятельной работы». По словам одного опытного академического гострайтера, он «всегда называл выполненные работы “учебными пособиями”, что находится где-то между ложью и юридически построенным эвфемизмом» [4].

В. Почти всегда подчеркивается наличие юридического оформления деятельности, вводящего работу по продаже академических текстов в правовое поле.

Наша компания − официально зарегистрированная организация. Это важно потому, что в наши дни в сфере написания научных, в том числе курсовых работ существуют множество мошенников, обманывающих своих заказчиков. Все работы, предоставленные на сайте, подарены непосредственно авторами, а значит, используя их, ты не совершаешь ничего противозаконного.

Иногда в деятельности организации присутствует совмещение академического гострайтинга с консалтинговыми услугами, предлагается воспользоваться банком готовых работ, что помогает «сохранить лицо» как заказчику, так и исполнителям.

Г. Доверие заказчиков достаточно часто подкрепляется легализацией местонахождения офисов (адрес, телефоны) и круга авторов-специалистов (фотографии, имена). При этом личные сведения о клиентах (заказчиках работ) остаются анонимными, а они сами не знают о том, кто стал для них «интеллектуальным донором». Правда, на некоторых сайтах есть рубрика отзывов, откуда можно извлечь информацию о роде профессиональной деятельности заказчиков, видах и качестве работ, которые ими приобретены. 

Д. Интересным источником информации являются размышления практикующих «авторов-призраков», анализирующих свою деятельность с позиций ее плюсов и минусов. Примером может служить рассказ Евы Новак, теневого автора академических текстов из Германии, подготовленный в ответ на критику гострайтинга со стороны общественности17. Тем не менее сами участники данного сегмента рынка, как правило, хорошо осознают двойственную, полулегальную природу бизнеса, в котором участвуют, рассматривая его исключительно как средство получения (увеличения) своего заработка. Вот некоторые отзывы авторов, работающих на бирже гострайтеров.

-     Здесь удобно работать – простой и функциональный интерфейс, большое количество заказов, беспроблемный, многовариантный вывод средств. Думаю, популярность сервиса будет дальше только расти. Проблем никаких нет! Вернее, проблема одна – как повысить производительность работы, чтобы больше успевать (физика, механика, гидравлика, 1 845 заказов выполнено).

-     Интерфейс для исполнителя продуман очень хорошо, работает удобный поиск заказов. Заработанные денежные средства получаю быстро и без задержек, самое позднее − в течение суток. Сайт развивается, интересных заказов становится все больше! (Экономические дисциплины, 747 заказов.)

-     Сначала не верилось, что смогу добиться успеха, была большая конкуренция. Но все получилось! Здесь реально можно зарабатывать, выбирая интересные заказы. У меня появились постоянные заказчики. Я дорожу этой работой и ценю поддержку сайта. Администрация сайта всегда на связи и с автором, и с заказчиками. В общем, спасибо сайту… за честное сотрудничество!

Парадоксально, но работа теневого автора часто становится для него лично источником расширения кругозора, самообразования и повышения квалификации. Ведь ежедневно погружаясь в новые для себя проблемы, гострайтер фактически  становится в позицию учащегося.

«Я писал работы  для учащихся на всех уровнях образования и почти по всем мыслимым предметам. Я многому научился за 10 лет полного погружения в исследования и сочинения. Я узнал о стратегии военной разведки. Я узнал о шинной промышленности. Я узнал, что управление аэропортом чрезвычайно сложно. Я узнал, что мне не очень нравится изучать бюджетное законодательство. Каждый день я узнавал что-то новое… Я мог изучать по три, четыре или пять новых тем за  день. Я был похож на ученика, замещающего учителя, мужественно перепрыгивая с одного предмета на другой, так и не научившись быть экспертом в какой-либо одной области» [4].

6.4. Явление социальной и психологической мимикрии связано с необходимостью торговцев «готовым знанием» и покупателей чужих учебных и научных текстов сохранить лицо в профессиональном сообществе путем сокрытия или искажения неприятной, потенциально угрожающей социальному имиджу информации. При этом маскируется подлинное внутреннее содержание собственной активности. В итоге удобнее казаться бакалавром или магистром, таковым так и не став. Казаться уважаемым преподавателем вуза, на деле являясь «академическим рабом», которого покупает полуобразованный студент для обмана его же коллег.

На этом сайте провел свое студенчество, и потому оно счастливое!!! Спасибо за помощь, я учусь заочно и рад что нашел вас, я вам теперь обязан век, такая была вожжа под мантией у моего препода, а вы ее вытащили! Переведен на IV курс и радуюсь!

Вопрос студента: «Если у меня нет компании, где нужно было проходить практику?».

Ответ менеджера: «Мы позаботились о Вас! У нас есть база предприятий, которые могут поставить печать и подтвердить, что Вы проходили практику, дать все нужные документы. Вы можете выбрать коммерческую компанию (например, турфирму, гостиницу, магазин, автосервис) или государственную, некоммерческую организацию (например, школу)».

Пишите, что до защиты доведете и так и сделали, я безумно счастлива, я БАКАЛАВР!

Огромное вам человеческое спасибо!!!! За терпение, понимание, внимание и оценку «отлично»!!!! Я теперь СПЕЦИАЛИСТ!

Похоже, что огромное количество работников сферы образования, занятых академическим гострайтингом, не смущает риск завтра оказаться пациентом врача, не выполнившего самостоятельно ни одной зачетной работы;  привести своего ребенка к педагогу или психологу, купившему отчеты по практике и тексты квалификационных работ; оказаться под началом руководителя с ученой степенью, сделанной «на заказ». Иными словами, стать жертвой «социального бумеранга имитации научно-образовательной активности».

7. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ ИМИТАЦИИ. Автор статьи прекрасно понимает бесперспективность увещеваний и разоблачений конкретных лиц и организаций, занимающихся академическим гострайтингом. Слишком велик масштаб явления, результаты которого многих устраивают и даже «делают счастливыми». Тем не менее хотелось бы обратить внимание академического сообщества на возможность профессионального противостояния данному виду имитации. По крайней мере обману со стороны учащихся. Некоторые его способы уже применяются и описаны зарубежными авторами. Можно еще раз отослать к обстоятельной статье Дэвида А. Томара, профессионального гострайтера из Великобритании [5]. Выдвигая тезис: «Гострайтинговые компании процветают там, где терпят неудачу школы»18, он предлагает использовать Стратегию 4-х D (Design, Deterrence, Detection and Dedication). В русском переложении этот ряд понятий можно расшифровать следующим образом:

-     дизайн смена стратегии построения процесса обучения и его содержания, постоянное обновление, учет новых тенденций; 

-     снижение, сдерживание мотивации обучающихся к заказу готовых работ на основе изучения, понимания мотивов и причин обмана и показа его нерациональности;

-     распознавание и предотвращение обмана за счет опыта преподавателя, знания им уровня развития и персонального стиля  обучения учащихся, применения новых способов контроля и оценивания;

-     самоотверженность (преданность  своей  профессии, честное выполнение своих обязанностей).

Чтобы противостоять явлению, нужно понимать его природу. Среди причин возникновения спроса на покупку заказных работ исследователи проблемы называют а) резкое увеличение учебной психологической, экономической нагрузки на тех, кто учится по сравнению с предыдущими поколениями; б) объективное действие законов рынка, которые в сознании и поведении некоторой части обучающихся берут верх над моральной стороной. Дэвид А. Томар указывает также на стиль работы преподавателей, делающий их уязвимыми для обмана. Этот стиль характеризует:

-     сильная привязанность к тексту учебников;

-     повторное использование заданий в каждом семестре;

-     монологичность лекционного стиля;

-     отказ от использования дискуссии на занятиях;

-     отстраненность от студентов.

Существуют также организационные факторы, которые сами преподаватели не могут контролировать, но которые увеличивают риски оказаться жертвой академической имитации. Среди них: лекционные аудитории с более чем 100 студентами, асинхронные онлайн-курсы, строго регламентированные учебные планы / применение стандартного тестирования.

На мой взгляд, во многом причины обращения к услугам теневых авторов кроются:

-     в характере мотивации: на реальное обучение или на получение «корочки»;

-     системе отношений. Если они носят педагогический (межличностный) характер в сочетании с высоким профессионализмом преподавателя, вероятность обмана значительно снижается. Если взаимодействие является чисто прагматическим, обман становится вполне допустимым явлением.

Тем не менее педагоги имеют возможность овладеть превентивными способами обнаружения и предупреждения имитации учебной активности. Прежде всего, каждому преподавателю нужно иметь представление о  том, кто из его учащихся входит в «группу риска». По опыту международных академических гострайтеров, в любой аудитории это в первую очередь те, а) для кого язык обучения не является родным; б) кто за время предыдущего обучения не овладел в достаточной степени навыками письменного изложения мыслей; в) не мотивированные на учебу и(ли) ленивые учащиеся, выбирающие путь наименьшего сопротивления [4; 5]. Представители данных групп требуют особого внимания и использования индивидуализированных форм поддержки и контроля.

В международной образовательной практике, помимо проверки на плагиат, начинают использоваться новые способы и автоматизированные программы распознавания чужого авторства. Непременным условием для этого является непосредственный контакт с учащимся, изучение стиля его речи и письма, сбор диагностических образцов типовых текстов, созданных учащимся «здесь и сейчас» [5].  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Приведенные факты свидетельствуют о тревожных личностных, профессиональных, педагогических, социально-экономических последствиях международного распространения теневого академического письма. На наш взгляд, наличие разветвленного рынка академического гострайтинга в России дает повод для серьезных раздумий об изъянах в становлении отечественной системы непрерывного образования. Речь идет: а) о неэффективности существующих форм организации самостоятельной работы и исследовательской деятельности школьников и студентов; б) о качестве научного руководства; в) об отсутствии специальной работы по воспитанию неприятия к имитации образованности на всех ступенях обучения.   

Прежде всего, преподавателям всех уровней следует признать тот факт, что часы, выделяемые на самостоятельную работу (иногда это почти половина учебного времени), значительным количеством обучающихся (теми, кто прибегает к услугам академического гострайтинга) не используются по назначению. В итоге реальный объем обучения для них сокращается, как минимум, вдвое, а необходимые компетенции в области исследования, проектирования, академического письма  оказываются несформированными. На выходе оказывается абитуриент, не готовый к продолжению образования на должном уровне, «псевдобакалавр», «псевдомагистр», псевдоученый и т. д. Другими словами, научно-педагогическому сообществу стоит позаботиться о создании иной системы формирования и проверки наличия исследовательских и проектных компетенций, исключающей покупку и предъявление готовых работ.

Вместе с тем академический гострайтинг следует отличать от деятельности по редактированию, консультированию и научному руководству в подлинно образовательном  (педагогическом) значении этих понятий. О наличии реальной потребности в эффективном консалтинге для начинающих исследователей при дефиците квалифицированных научных руководителей, о снижении культуры научного руководства исследованиями свидетельствует качество диссертационных работ, статей, проектных заявок, особенно по гуманитарным дисциплинам; количество отклоненных диссертаций и закрытых диссертационных советов. Полноценное научное руководство исследовательской работой затрудняет и непомерно увеличившаяся нагрузка на преподавательский состав высших учебных заведений. В то же время современный уровень развития ИКТ позволяет вступать в научные контакты с любым специалистом в своей стране и в мире и получать квалифицированную поддержку, не нарушая нравственных и этических норм. Вслед за развитием Открытых Образовательных Ресурсов (OER) возникает задача построения открытой системы научного консалтинга как гибкой формы реальной (не имитационной) профессиональной поддержки исследователей.

Вопрос профессионального воспитания учащихся и преподавательской этики, исключающих имитацию образовательно-научной деятельности, в этой истории представляется самым сложным. Похоже, что к его решению российское педагогическое сообщество по разным причинам пока не готово. Но это предмет отдельного рассмотрения. К сожалению, ежедневно множество заказчиков академического гострайтинга из разных стран продолжают делать инвестиции в некомпетентность, оплачивая  собственное невежество и наивно радуясь этому. Поэтому завершить статью хотелось бы одним из пятнадцати правил мотивации студентов Гарвардского университета19, в какой-то мере предупреждающего о бессмысленности имитировать образованность. Оно гласит: «Муки учебы преходящи, муки невежества постоянны» [8].

  

Список литературы

  1. См. сайт Министерства образования и науки РФ  URL: http://минобрнауки.рф/документы/336  (дата обращения 10.05.2017).
  2. Кулибанова В. В. Маркетинг сервисных услуг. СПб.: «Вектор», 2006.
  3. Борисов А. Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2003. 895 с.
  4. David A. Tomar. The Ghostwriting Business: Trade Standards, Practices, and Secrets. URL: http://www.thebestschools.org/resources/ghostwriting-business-trade-standards-practices-secrets/The Ghostwriting Business: Trade Standards, Practices, and Secrets (дата обращения 10.05.2017).
  5. David A. Tomar. Detecting and Deterring Ghostwritten Papers: A Guide to Best Practices.URL:http://www.thebestschools.org/resources/detecting-deterring-ghostwritten-papers-best-practices/ (дата обращения 10.05.2017).
  6.  Farnese M. L., Tramontano C., Fida R. & Paciello M. Cheating Behaviors in Academic Context: Does Academic Moral Disengagement Matter // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2011. № 29.
  7. См.: Studfiles. URL: http://www.studfiles.ru/preview/4344282/ (дата обращения 10.05.2017).
  8. 15 Rules of Motivation for Harvard Students. URL: https://www.admission-service.com/miscellanea/harvard-students-motivation/15 Rules of Motivation for Harvard Students (дата обращения 10.05.2017).

 




Просмотров: 6091; Скачиваний: 991;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2017.3509