Горчакова-Сибирская, М. П. Национальная система образования в контексте развития экономики и качества жизни // Непрерывное образование: XXI век. – 2017. – Вып. 2 (18). − DOI: 10.15393/j5.art.2017.3505


Выпуск № 2 (18)

Менеджмент образования в открытом глобальном обществе

pdf-версия статьи

УДК 332.146:330.142

Национальная система образования в контексте развития экономики и качества жизни

Горчакова-Сибирская Маргарита Павловна
доктор педагогических наук
профессор Международного Банковского института
(Санкт-Петербург, Россия)
m.gorsib@yandex.ru
Ключевые слова:
образование
экономика
качество жизни
человеческий капитал
расходы на образование.
Аннотация: в статье актуализируется проблема взаимосвязи высокого уровня образования в России (53,5 % граждан имеют высшее образование) с развитием экономики и качеством жизни в стране. Оперируя статистическими данными, автор сопоставляет количество населения с высшим образованием и расходы на образование в десяти «самых образованных» странах мира, показывает влияние этих расходов на ВВП на душу населения и ВВП по паритету покупательной способности. Приведенный анализ роли образования как фундамента человеческого капитала подтверждает роль безусловного влияния инвестиций в образова-ние на состояние экономики и качество жизни, определяемое индексом человеческого развития (ИЧР). Автор подчеркивает, что, несмотря на первое место в мире по доле населения со средним профессиональным и высшим образованием и наличие 94 % населения с образованием не ниже полного среднего, Россия имеет только 49-е место по ИЧР и последнее место по ВВП на душу населения (из 10 самых образованных стран мира). Отмечается, что при снижении бюджетных расходов на образование в России в 2016 г., предусматриваются значительные финансовые средства на реализацию государственных программ развития образования, что дает возможность резко повысить его качество, подтверждаемого темпами развития экономики и уровнем жизни. Сведения, приводимые в статье, могут быть использованы при разработке спецкурсов педагогической направленности и в рамках исследований по сравнительной педагогике и экономике образования.
Статья поступила: 04.05.2017; Принята к публикации: 28.05.2017; Размещена в сети: 24.06.2017.

NATIONAL SYSTEM OF EDUCATION IN THE CONTEXT OF ECONOMIC DEVELOPMENT AND QUALITY OF LIFE

Gorchakova-Sibirskaya M P
holder of an Advanced Doctorate in Pedagogical Sciences
Professor of the International Banking Institute
(St. Petersburg, Russia)
m.gorsib@yandex.ru
Keywords:
education
economy
quality of life
human capital
education costs.
Abstract: the article highlights the problem of the interconnection of a high level of education in Russia (53,5 % of citizens have a higher education) with the development of the economy and the quality of life in the country. Using statistical data, the author compares the number of people with higher education and the cost of education in the ten «most educated» countries of the world and shows the impact of these expenditures on GDP per capita and GDP at purchasing power parity. The above analysis of the role of education as the foundation of human capital confirms the role of the unconditional impact of investment in education on the state of the economy and the quality of life determined by the Human Development Index (HDI). The author emphasizes that, despite the first place in the world in terms of the share of the population with secondary vocational and higher education, and the presence of 94 % of the population with education at least below the full average, Russia has only 49th place in the HDI and the last place in GDP per capita among the 10 most educated countries in the world. It is noted that with the reduction of budget expenditures on education in Russia in 2016, considerable financial resources are provided for the implementation of the State programs for the development of education, which makes it possible to dramatically improve its quality. It confirms by the pace of economic development and the standard of living. The information given in the article can be used in the development of special courses of pedagogi-cal orientation and in the studies on comparative pedagogy and the economics of education.
Paper submitted on: 04.05.2017; Accepted on: 28.05.2017; Published online on: 24.06.2017.

Россия по праву признана одной из самых образованных стран мира. В 2012 г. Международная организация экономического сотрудничества и развития (The Organisation for Economic Cooperation and Development − OECD) в своем докладе «Взгляд на образование 2012» отмечала [10; 14], что 53,5 % российских граждан в возрасте от 25 до 64 лет имеют высшее образование. По этому показателю Россия заняла 1-е место. Второе место в рейтинге самых образованных стран − Канада, третье − Израиль и только четвертое – США. В Канаде высшее образование тогда имели 51 % населения (в возрасте от 25 до 64 лет), в Израиле – 46 %, в США – 42 % . Далее в десятке «самых образованных стран» расположились Япония, Южная Корея, Великобритания, Франция, Германия и Швеция. В десятке первых стран с наибольшим количеством граждан с высшим образованием были [10]:

Канада – 51 % ,

Израиль – 46 % ,

США – 42 % ,

Япония – 46,6 % ,

Южная Корея – 41,7 % ,

Великобритания – 41,0 % ,

Австралия – 41,3 % ,

Новая Зеландия – 40,6 % ,

Ирландия – 39,7 %.

В пояснительной записке авторы доклада объяснили высокие показатели России тем, что в этой стране инвестиции в высшее образование «исторически были высоки». Так ли это в настоящее время? Как высшее образование большинства граждан страны (в возрасте от 25 до 64 лет) влияет на успехи государства и качество жизни? Заметим, в 2012 г. Россия достигла таких исключительных показателей, несмотря на рекордно низкие затраты — $7 424 на одного студента, что значительно ниже средних мировых − $13 957. Так, в пятерке стран с наибольшей долей населения с высшим образованием в Канаде расходы на одного студента составляют более $ 23 000, в США − $ 26 021, в Японии – $ 16 445, в Австралии − $ 16226, в Южной Корее – $ 9 926 и т. д.

Данные о количестве населения с высшим образованием и о расходах на одного студента в десяти «самых образованных странах» мира (в 2012 г.) приведены в таблице 1.

Анализ таблицы показывает, что по затратам на высшее образование первое место в мире занимают США ($ 26 021), второе – Канада ($ 23 225). Россия на последнем месте (из десяти указанных стран) по расходам на одного студента ($ 7 424).

 Таблица 1

Доля населения с высшим образованием и расходы на одного студента
в год в «самых образованных» странах мира

Страна Доля населения с высшим образованием, % Расходы на одного студента в год, $ Примечание
Россия 53,5 7 424 Самый низкий показатель затрат на образование
Канада 52,6 23 225 2-е место по затратам на высшее образование
Япония 46,6 16 445  
Израиль 46,4 11 553  
США 43,1 26 021 1-е место по затратам на высшее образование
Южная Корея 41,7 9 926  
Австралия 41,3 16 267  
Великобритания 41,0 14 222  
Новая Зеландия 40,6 10 582  
Ирландия 39,7 16 095  

В какой же мере уровень расходов на образование в разных странах сопоставим с валовым внутренним продуктом (ВВП) и качеством жизни в стране? Для начала представляется целесообразным проанализировать национальные расходы на образование в целом, выраженные в процентах от ВВП. Этот показатель принято считать одним из ключевых при оценке социального развития, так как он отражает степень внимания, уделяемого государством и обществом образованию граждан [4]. Действительно, инвестиции в образование – это важный способ увеличения человеческого капитала страны [5], а также улучшения перспектив экономического развития; они имеют и собственную ценность, поскольку образование расширяет кругозор людей, обеспечивает им возможность самореализации, способствует их материальному благополучию и здоровому образу жизни.

Показатель расходов на образование отражает общий объем государственных и частных расходов на образование в течение календарного года, включая государственные бюджеты всех уровней, частные фонды, внешние заимствования, гранты и пожертвования от международных учреждений и неправительственных организаций. Он рассчитывается на основе данных национальной статистики и международных организаций; в качестве источника информации выступает база данных Всемирного банка «World Development Indicators», которая обновляется ежегодно. Исходя из того, что этот показатель не учитывает, насколько равномерно или неравномерно распределяются расходы на образование по различным социальным группам внутри того или иного государства, соотношение между государственными и частными расходами на образование, а также структуру этих расходов, о затратах на высшее образование можно судить лишь косвенно.

Расходы на образование в целом в странах с наибольшей долей граждан с высшим образованием в 2016 г. находились в пределах (в процентах от ВВП): Россия – 4,1 %, Канада – 4,8 %, Япония – 3,8 %, Израиль – 5,8 %, США − 5,4 %, Южная Корея – 5,0 %, Австралия – 5,1 %, Великобритания – 5,6 %, Новая Зеландия – 7,2 %, Ирландия – 5,7 % [12]. Получается, что из десяти рассматриваемых стран наибольший уровень расходов на образование у Новой Зеландии (7,2 %), на втором месте Израиль (5,8 %), на третьем – Ирландия (5,7 %). Япония в этом списке занимает последнее место: расходы на образование – 3,8 %.

При анализе приведенных данных небезынтересным становится понять, какой же уровень самого ВВП для этих стран, на который должны, казалось бы, повлиять и инвестиции в образование, и образованность населения? В странах с высоким уровнем образованности (значительной долей населения с высшим образованием) ВВП на душу населения в 2016 г., по оценке Международного валютного фонда, составляет (в долларах США): Россия – 7 742,58; Канада – 40 409; Япония – 34 870; Израиль – 35 905; США – 57 200; Южная Корея – 25 989; Австралия – 49 144; Великобритания – 42 105; Новая Зеландия – 36 253; Ирландия – 54 464 [16]. ВВП на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) для этих же стран находится в пределах (в долларах США): Россия – 26 100; Канада – 46 200; Япония – 38 900; Израиль – 34 800; США – 57 300; Южная Корея – 37 900; Австралия – 48 800; Великобритания – 42 500; Новая Зеландия – 37 100; Ирландия – 69 300 [15].

Данные за 2016 г. о расходах на образование (в процентах от ВВП), валовом внутреннем продукте (ВВП) на душу населения и ВВП на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) стран с наибольшей долей граждан с высшим образованием представлены в таблице 2.

 Таблица 2

Расходы на образование, ВВП на душу населения и ВВП по ППС (2016)
 стран с наибольшей долей граждан с высшим образованием

Страна Расходы на образование, в % от ВВП ВВП на душу населения, $ США ВВП по ППС, $ США
Россия  4,1 7 742 26 100
Канада 4,8 40 409 46 200
Япония 3,8 34 870 38 900
Израиль 5,8 35 905 34 800
США 5,4 57 200 57 300
Южная Корея 5,0 25 989 37 900
Австралия 5,1 49 144 48 800
Великобритания 5,6 42 105 42 500
Новая Зеландия 7,2 36 253 37 100
Ирландия 5,7 54 464 69 300

 

Из таблицы 2 видно, что по ВВП на душу населения на первом месте США (57 200 долларов); второе место принадлежит Ирландии (54 464 долларов), третье – Австралии (49 144 долларов). России досталось последнее место из десяти стран: ВВП на душу населения – 7 742 доллара. Это в 7,4 раза меньше, чем в США (самый высокий показатель), и в 3,3 раза меньше, чем у Южной Кореи (второй после России самый низкий показатель из десяти стран). По данному показателю мы занимаем 73-е месте в мире. Причем при меньших расходах на образование у Японии (3,8 %), чем у России (4,1 %), ВВП на душу населения Японии в 4,5 раза выше, чем в нашей стране. Практически одинаковые расходы на образование Австралии и Южной Кореи (5,1 % и 5,0 % соответственно) позволили Австралии добиться ВВП на душу населения в 1,9 раза больше, чем в Южной Корее.

Следует отметить, что в разных источниках информации встречаются неоднозначные данные о расходах стран на образование. Так, уровень расходов на образование в России в 2016 г. показан: 3,8 % [9], 3,9 % [19], 4,1 % [11]; в Канаде – 5,2 % [9], 4,8 % [11]; в США – 5,3 % [9], 5,4 % [11]. Вероятно, это связано с корректировкой затрат в процессе выполнения бюджета или с особенностями методики расчета. В таблице 2 приведены данные электронного ресурса Гуманитарной энциклопедии (последняя редакция: 30.10.2016 г.) [11].

Таблица показывает, что ВВП по ППС самый высокий у Ирландии ($ 69 300), на втором месте США ($ 57 300), на третьем месте Австралия ($ 48 800). У России ВВП по ППС $ 26 100, что ниже Ирландии в 2,6 раза и Австралии – в 1,8 раза.

ВВП на душу населения и ВВП по ППС – показатели состояния экономики; достижения страны с точки зрения качества жизни и развития человека в странах и регионах мира принято оценивать Human Development Index − Индексом человеческого развития (ИЧР) [3]1. Он позволяет измерить достижения страны по трем основным направлениям [3]:

-     здоровье и долголетие, измеряемые как ожидаемая продолжительность пред­стоящей жизни при рождении;

-     доступ к образованию, измеряемый уровнем грамотности взрослого населения и совокупным валовым коэффициентом охвата образованием;

-     уровень жизни, измеряемый величиной валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения (в долларах США по паритету покупательной способнос­ти национальной валюты).

Индекс разработан в 1990 г. группой экономистов во главе с пакистанцем Махбубом уль-Хаком, однако концептуальная структура его была создана благодаря работам индийского экономиста Амартии Сена. Индекс является стандартным инструментом при общем сравнении качества жизни в различных странах и регионах. В соответствии с величиной индекса страны классифицируются следующим образом:

-     страны с очень высоким уровнем человеческого развития;

-     страны с высоким уровнем человеческого развития;

-     страны со средним уровнем человеческого развития;

-     страны с низким уровнем человеческого развития;

ИЧР ежегодно публикуется в рамках Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) с 1990 г.; определяется рейтинг стран по ИЧР. По итогам 2016 г. при определении ИЧР в странах с наибольшей долей населения с высшим образованием данные рейтинга следующие [3]: Россия – 49-е место; Канада – 10-е; Япония – 17-е; Израиль – 19-е; США – 11-е; Южная
Корея – 18-е; Австралия – 2-е; Великобритания – 16-е; Новая Зеландия – 13-е; Ирландия – 8-е. Все из рассматриваемых стран, в том числе и Россия, показаны в Докладе ООН о человеческом развитии как страны с очень высоким уровнем человеческого развития. Российская Федерация оказалась в этом перечне впервые! Ранее ей отводилось место в ряду стран с высоким уровнем развития.

Однако можно считать нелогичным и недопустимым 49-е место Российской Федерации в рейтинге качества жизни, когда экономика в настоящее время обладает самым важным ресурсом − человеческим капиталом, высокообразованной рабочей силой:

а) 94 % россиян имеют образование не ниже полного среднего [19], что существенно выше среднего показателя для стран ОЭСР (75 %);

б) Россия по-прежнему занимает первое место по доле населения с третичным образованием (по Международным стандартам классификации образования это среднее профессиональное и высшее образование) [19];

в) в стране большинство граждан трудоспособного населения – с высшим образованием [10; 14; 20]!

Данные о рейтинге стран в зависимости от ИЧР и сопоставление его с расходами государств на образование показаны в таблице 3.

 Таблица 3

Сопоставление рейтинга «самых образованных» стран мира по ИРЧП
с расходами на образование

Страна Расходы на образование, в % от ВВП Рейтинг стран, в зависимости от ИЧР Примечание
Россия 4,1 49  
Канада 4,8 10  
Япония 3,8 17  
Израиль 5,8 19  
США 5,4 11  
Южная Корея 5,0 18  
Австралия 5,1 2 Наиболее высокий показатель ИЧР
Великобритания 5,6 16  
Новая Зеландия 7,2 13  
Ирландия 5,7 8  

 

Из таблицы видно, что из рассматриваемых стран превосходит всех по Индексу человеческого развития Австралия – на 2-м месте в мире. Далее Ирландия и Канада – 8-е и 10-е места соответственно. Рядом США (11-е место) и, к сожалению, с большим отрывом от всех – Россия (49-е место). Из всех лидирующих по ИЧР стран наибольшие расходы на образование у Ирландии – 5,7 %, Австралия, Канада и США отличаются по этому показателю в долях процентов.

Только ли расходы на образование так существенно влияют на экономику и качество жизни? И здесь возникает вопрос: «Почему же в нашей стране с высоким уровнем образованности мы имеем низкий ВВП, так же как и низкий Индекс развития человеческого потенциала?»

Следует отметить, что Россия − одна из немногих стран, где расходы на высшее образование с 2008 по 2012 г., а затем с 2012 по 2016 г. снизились. В 2013 г. эта сумма составляла 1,0 % от ВВП, в настоящее время, по данным за 2016 г., они составляют сумму, эквивалентную 0,7 % ВВП [2]. Министерством финансов России признано, что Россия отстает по уровню расходов на образование в целом от cтран ОЭСР (OECD) на 1,5–2 % ВВП [1; 2; 19]. Одновременно в докладе OECD «Education at a glance 2014» также отмечаетcя снижение в России уровня расходов на образование с 5,1 % в 2013 г. до 3,9 % в 2016 г. [19]. Более того, признавая количественные данные образованности населения, авторы доклада констатируют низкий уровень читательской грамотности россиян, которая характеризует «умение понимать, оценивать, использовать письменный текст и взаимодействовать с ним, чтобы участвовать в жизни общества, достигать поставленных целей и развивать свои знания и потенциал» [19].

Снижение национальных расходов на образование приводит к сокращению бюджетов вузов; при этом сколько бы ни сокращалось число бюджетных мест в вузах, россияне оплачивают образование и идут его получать на коммерческой основе. Так сложилось, что менталитет российских граждан ориентирует молодежь на получение высшего образования. Известно, что почти 80 % учащихся школ нацелены на поступление в вуз, хотя не всегда выпускники сами выбирают высшее учебное заведение: это делают за них родители. Следовательно, мотивация на приобретение знаний, умений и опыта (компетенций) подменяется стремлением получить диплом: он позволяет получить стартовую должность в любой компании. Надо ли говорить о качестве образования, когда нужен диплом, а не квалификация (!??)

Признавая роль образования как ведущего цивилизационного фактора в обеспечении развития человека, ученые отмечают, что в условиях инновационной экономики оно становится фундаментом человеческого капитала. Исходя из того, что результаты использования человеческого капитала могут быть частные (полезные для его носителей) и социальные (полезные для национальной экономики в целом) [2; 5], эффективность инвестиций в человеческий капитал характеризуется: приростом личностных показателей (карьерный рост, творчество, интеллектуальный уровень и др.) или стоимостных (ВВП) и, шире, качественных (качество жизни).

Именно человеческий капитал, а не прочие производительные ресурсы является основой конкурентоспособности и эффективности общественного производства, экономического развития и научно-технического прогресса [5]. Статистические данные прошлого нашей страны свидетельствуют о том, что мобилизационные методы накопления человеческого капитала в СССР обеспечили сравнительно высокие результаты [2]: при финансировании образования в размере около 10 % от ВВП в 1946 г. показатель производства валового внутреннего продукта на душу населения увеличивался более высокими темпами, чем в развитых странах. Все-таки расходы на образование, наряду с другими факторами, сыграли свою положительную роль. В 2016 г., по данным Министерства образования и науки, «доля расходов федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания по высшим учебным заведениям, подведомственным Министерству образования и науки Российской Федерации, в общей сумме расходов федерального бюджета Российской Федерации по разделу “Образование” составляет 26,33 % или 154,1 млрд. рублей» [8].

Официальные данные финансирования российского образования показывают, что оно осуществляется из средств Федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и, в последнее время, на основе государственных программ. Так, государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 гг. предусматривает финансовое обеспечение в размере 4 134 329,9 млн. рублей (более 4 триллионов!) − при этом только в 2016 г. объем бюджетных ассигнований программы составил 445 695 740,1 руб. [6]. В соответствии с Государственной целевой программой развития образования на 2016–2020 гг., общий объем финансирования составит 112 987,1 млн. руб. [17] .

Указанные данные расходов на образование, казалось бы, должны дать весьма существенные результаты. Однако основными ожидаемыми результатами программы, касающимися, например, высшего образования, названы только формирование сети ведущих вузов страны и увеличение количества российских вузов, отмеченных в первой полутысяче в наиболее массово признаваемых рейтингах мировых университетов [6; 20]. Из приведенных данных видно, что финансовые ресурсы нашего образования в абсолютной величине не такие уж скудные, а, наоборот, позволяют раскрыть творческий потенциал кадров и получить эффективные результаты. Есть все основания считать, что образование должно сделать резкий скачок в сторону подлинного качества, подтвержденного показателями роста экономики и повышения благосостояния российских граждан.

Пока же в рейтинге эффективности национальных систем образования Россия занимает 34-е место [13], уступая всем странам с «высоким уровнем образованности», а в рейтинге стран с лучшей системой высшего образования [12] в 2016 г. (25 стран) не представлена совсем (табл. 4).

 Таблица 4

Данные рейтингов эффективности национальных систем образования
и стран с лучшей системой высшего образования для государств
с наибольшей долей граждан с высшим образованием

 

Страна Рейтинг эффективности нац. системы образования Рейтинг стран с лучшей системой высшего образования Примечание
Россия 34 В списке 25 стран с лучшей системой высшего образования не представлена
Канада 9 5  
Япония 20 10  
Израиль 18 −- В списке 25 стран с лучшей системой высшего образования не представлен
США 1 1 1-е место по затратам на высшее образование
Южная Корея 23 9  
Австралия 10 4  
Великобритания 4 2  
Новая Зеландия 14 16  
Ирландия 19 25  

 

Из таблицы видно, что в рейтинге эффективности национальных систем образования первое место в мире занимают США, четвертое место – Великобритания. Одновременно эти страны занимают первое и второе места соответственно в рейтинге стран с лучшей системой высшего образования. Сопоставив данные рейтингов с расходами на образование и ВВП на душу населения, можно сделать вывод, что США занимают первое место по затратам на одного студента в год ($26 021 – см. табл. 1) и тратят при этом несколько больше, чем половина ВВП на душу населения ($57 200 – см. табл. 2).

Выводы:

1. Сопоставительный анализ доли населения с высшим образованием «самых образованных» стран мира  и успехов государства (ВВП и качество жизни) не выявляет прямой зависимости названных факторов. Тем не менее расходы государств на образование в целом,  а также данные по качеству образования, приведенные в рейтингах эффективности высшего образования и стран с лучшей системой высшего образования,  указывают на его взаимосвязь с развитием экономики и качества жизни в стране. Об этом свидетельствуют приведенные выше статистические данные по ВВП на душу населения, ВВП по паритету покупательной способности и Индексу человеческого развития.

2. Несмотря на то, что по итогам 2016 г.  Россия по-прежнему занимает первое место в мире по доле населения со средним профессиональным и высшим образованием (94 % россиян имеют образование не ниже полного среднего, 53,5 % граждан трудоспособного населения  с высшим образованием),  страна занимает 49-е место в рейтинге стран по Индексу человеческого развития. Возникает дискуссионный вопрос. Если  образование  не только связано с экономикой,  но и в значительной степени детерминирует ее развитие; если показатели экономического развития общества и благосостояния народа обусловлены образованием людей, которое рассматривается как вектор и сильный рычаг развития экономики, почему наличие высшего образования у большинства трудоспособного населения не оказывает непосредственного влияния на качество жизни и состояние экономики в России? Причины данного противоречия требуют исследования на междисциплинарном уровне.

3. Финансовые ресурсы государственных программ развития образования до 2020 г. дают основание надеяться, что  отечественное образование способно сделать резкий скачок в сторону подлинного качества, подтвержденного показателями роста экономики и повышения благосостояния российских граждан.

 

Список литературы

  1. Бюджет 2014–2016: финансирование национальной системы образования. URL: http://www.akvobr.ru/budget_2014_2016.htmlhischool.jofo.me (дата обращения 03.04.2017).
  2. Диденко Д. В. Статистика финансирования российского образования и науки: о чем свидетельствуют исторические данные (конец ХХ – начало ХХI века) // Финансы и кредит. 2013. № 34 (562).
  3. Доклад о человеческом развитии. Человеческое развитие для всех и каждого. − URL: http://hdr.undp.org/sites/default/files/HDR2016_RU_Overview_Web.pdf (дата обращения 10.05.2017).
  4. Индикаторы образования: 2016 год: Статистический сборник / М. Л. Гохберг [и др.]; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2016. 320 с.
  5.  Качество человеческого капитала как фактор экономического роста / О. Л. Гузакова, С. Н. Фурсик, С. А. Андронович. Вологда: ВГПУ, 2011. 118 с.
  6. Развитие образования. Государственная Программа Российской Федерации. URL: http://минобрнауки.рф/проекты/438/файл/3039/Государственная %20программа %20Российской %20Федерации.pdf (дата обращения 10.05.2017).
  7. Расходы государства на образование. Состояние системы образования в России. URL: http://www.studfiles.ru/preview/6385402/page:2/ (дата обращения 10.05.2017).
  8. Расходы на образование. Министерство образования и науки. URL: http://fin.edu.ru (дата обращения 10.04.2017).
  9. Расходы на образование в разных странах. URL: http://www.examen.ru (дата обращения 10.04.2017).
  10.  Рейтинг самых образованных стран мира. URL: http://basetop.ru/reyting-samyih-obrazovannyih-stran-mira/ (дата обращения 10.04.2017).
  11. Рейтинг стран мира по уровню расходов на образование. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006–2016 (последняя редакция: 30.10.2016). URL: http://gtmarket.ru/ratings/expenditure-on-education/info (дата обращения 10.04.2017).
  12.  Рейтинг стран с лучшей системой высшего образования. 2016. РИА Новости. URL: https://ria.ru/sn_edu/20160518/1432025012.html (дата обращения 10.04.2017).
  13. Рейтинг эффективности национальных систем образования. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006–2016 (последняя редакция: 30.10.2016). URL: http://gtmarket.ru/ratings/global-index-of-cognitive-skills-and-educational-attainment/info (дата обращения 10.04.2017).
  14.  Самые образованные страны − 2014. URL: http://rate1.com.ua/obshchestvo/obrazovanie/3062/ (дата обращения 10.04.2017).
  15.  Список стран по ВВП на душу населения, 2016. URL: http://investorschool.ru/spisok-stran-po-vvp-na-dushu-naseleniya-2016 (дата обращения 11.04.2017).
  16. Список стран по ВВП по паритету покупательной способности ППС), 2016. URL: http://investorschool.ru/spisok-stran-po-vvp-pps-na-dushu-naseleniya-2016 (дата обращения 11.04.2017).
  17. Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 годы. URL: http://минобрнауки.рф/документы/5930/файл/4787/FCPRO_na_2016-2020_gody.pdf (дата обращения 11.04.2017).
  18. Уровень жизни в России и странах мира в 2016−2017 годах: сравнение показателей. URL: http://finansiko.ru/uroven_zhizni_naseleniya_rossii_stran_mira_2014/ (дата обращения 10.04.2017).
  19. Education at a glance 2014. URL: http://www.oecd-ilibrary.org/content/book/eag-2014-en (дата обращения 10.04.2017).
  20. QS world university Rankings 2016−2017. URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2016 (дата обращения 10.04.2017).

 

 

 

 




Просмотров: 10357; Скачиваний: 895;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2017.3505