Куприянов, Б. В. Педагогический отряд как социальный организм (метафорическая репрезентация понятия). // Непрерывное образование: XXI век. – 2015. – Вып. 1 (9). − DOI: 10.15393/j5.art.2015.2731


Выпуск № 1 (9)

Современный научный лексикон непрерывного образования

pdf-версия статьи

УДК 371.48

Педагогический отряд как социальный организм (метафорическая репрезентация понятия).

Куприянов Борис Викторович
доктор наук
профессор кафедры теории и истории педагогики ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», ведущий эксперт центра социально-экономического развития школы Института образования ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”»
(Москва)
boriskuprianoff2012@yandex.ru
Ключевые слова:
коллективный субъект педагогической деятельности
педагогические отряды
механизмы воспитательного влияния
Аннотация: статья посвящена одной из исторически сложившихся уникальных традиций отечественного социального воспитания детей – педагогическим отрядам, которые рассматриваются как коллективный субъект воспитательной деятельности и подвижный социально-педагогический организм. Начало истории педагогических отрядов датируется второй половиной 1960-х – рубежом 1970 гг. Массовым это общественное движение стало с середины 1980-х. Предлагаемые теоретические положения и выводы основаны на модельных описаниях неформальных объединений В. Ланцберга и М. Кордонского, отечественных диссертационных исследованиях, опыте движения педотрядов в Костроме, а также на ретроспективном анализе двадцатилетнего опыта практической деятельности автора в качестве вожатого ВДЦ «Орленок» и руководителя педагогических отрядов в Костромской области. В статье раскрыта многозначность понятия «педагогический отряд», представлены четыре различные сферы его существования, показано многообразие форм активности и преемственности как социально-педагогического организма. Автором в метафорической форме дается характеристика основных направлений и каналов влияния объединений молодых педагогов на детей и подростков в вариативных условиях, в частности в загородных детских лагерях отдыха различного типа. Представляя педагогический отряд как живой социальный организм, автор выдвигает гипотезу о том, что достаточно сложные педагогические задачи при весьма скромных ресурсах удается решить за счет работы таких сфер, как: общение участников педагогического отряда, практики педагогического отряда, корпоративная культура педагогического отряда. В статье эти сферы жизни педагогического отряда социального организма запечатлены в своих главных свойствах по принципу «снимка». Материалы статьи могут быть полезны в историко-педагогическом плане, а также для понимания специфики отечественных педагогических практик и социально-психологических, социокультурных механизмов воспитания детей и подростков.
Статья поступила: 22.02.2015; Принята к публикации: 10.03.2015; Размещена в сети: 23.03.2015.

Pedagogical team as a social organism (Metaphorical representation of the concept)

Kupriyanov B
D.Sc
professor of the Department of Pedagogical Theory and History at Moscow City Pedagogical University, leading expert of the Center for School Social and Economic Development at the Institute of Education "National Research University "Higher School of Economics"
(Moscow, Russia)
boriskuprianoff2012@yandex.ru
Keywords:
collective subject of an educational activity
pedagogical teams
mechanisms of educational influence.
Abstract: the article is dedicated to pedagogical teams, one of the historically unique traditions of children social education in Russia. The author considers pedagogical teams as a collective subject of educational activity and as a flexible social and pedagogical entity. Pedagogical teams originated in the second half of the 1960s – the beginning of 1970s. It became a mass social movement in the mid-1980s. The theoretical propositions and conclusions are based on model descriptions of V.Lantsberg and M.Kordonsky's informal associations, Russian dissertations, the practices of pedagogical teams in Kostroma, and a retrospective analysis of the author’s experience as a counselor of the Russian Children's Center "Orlyonok" and the head of pedagogical teams in Kostroma region in a span of twenty years.

The article explains the ambiguity of the “pedagogical team” concept and presents four different areas of its existence, shows the variety of its activity and continuity as a social and pedagogical entity. In a metaphorical way the author characterizes the main directions and influence channels of young teacher associations on children and adolescents, particularly at different recreation camps. Presenting the pedagogical team as a living social entity, the author puts forward the hypothesis that relatively complex pedagogical tasks can be solved with very limited resources through the following channels: communication, practices and corporate culture of pedagogical groups.

The article may be useful as a historical and pedagogical study helping understand the distinctive features of the Russian pedagogical practice and socio-psychological, socio-cultural mechanisms of education of children and adolescents.
Paper submitted on: 22.02.2015; Accepted on: 10.03.2015; Published online on: 23.03.2015.

Я, не уставая, стенографирую эту жизнь.

(В. Ланцберг)

 

Разработка и общественное обсуждение «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации (2015–2025)» актуализирует множество вопросов: современное понимание воспитания, возможности и ограничения проектирования практик воспитания с опорой на отечественные особенности и глобальные мировые тенденции и т. д. Именно необходимость проектирования заставляет пристально вглядываться, а порой с медицинской точностью исследовать (к счастью, не только анатомировать) российские социально-педагогические традиции.

На днях я открыл Российскую педагогическую энциклопедию, изданную в 1999 г., потом Советскую педагогическую энциклопедию 1966 г., но ни в том, ни в другом издании не обнаружил понятие «педагогический отряд», мне показалось это несправедливым. Конечно, дело не в отсутствии упоминания, а в уникальности ситуации, когда мало что умеющим юношам и девушкам за  короткий срок удается существенно повлиять на подростков, заронить в их души и сердца зерна добра, справедливости, дружбы и товарищества1.

Историк отечественного общественно-педагогического движения Р. В. Соколов  датирует начало начал истории педагогических отрядов второй половиной 60-х и рубежом 70-х гг. ХХ в., а массовость этого общественного движения связывает с серединой 1980-х гг. [8]. Скорее всего, массовое общественно-педагогическое движение педагогических отрядов − явление сугубо российское, обусловленное спецификой культуры педагогической деятельности ХХ в. Сегодня словосочетание «педагогический отряд» в нашей отечественной педагогической и житейской традиции употребляется достаточно широко, однако, на самом деле педагогическим отрядом называют разные явления.

Явление первое – педагогический отряд как общественное объединение, возникающее для эпизодического осуществления педагогической деятельности (в периоды школьных каникул, выходные и праздничные дни и т. п.). Зачастую учащаяся молодежь (студенты вузов и сузов, не всегда будущие учителя) находит здесь возможность самореализации в сфере работы с детьми. Во главе педагогического отряда  как сообщества могут находиться весьма состоявшиеся профессионалы, для которых общественно-педагогическая деятельность может иметь различные смыслы (исследовательские, коммерческие, репутационные). Педагогические отряды как общественные объединения могут быть:

–     формализованными (т. е., легализованными в соответствии с законом в качестве некоммерческой организации) или неформальными (нелегализованными);

–     волонтерскими (добровольческими, когда педагогическая деятельность имеет вид увлечения в свободное время) или организациями, создаваемыми в большей степени для заработка;

–     разовыми (возникающими для реализации одного образовательного проекта) или длительно существующими; в этом случае, о педагогическом отряде как более или менее едином явлении можно говорить, обозначив временные рамки тремя – максимум пятью годами существования. Педагогический отряд «Товарищ» эпохи 1973–1978 или 1990–1995 гг. и т. д. За десять – пятнадцать лет своего существования педагогический отряд может кардинально поменяться, сохраняя лишь отдельные символические элементы.

Явление второе – это педагогический отряд круглогодичного детского центра, такого как «Артек», «Орленок», «Океан». В этом случае было бы правильно рассматривать в качестве педагогического отряда коллектив вожатых (педагогов-организаторов) отдельного детского лагеря, т. е., можно говорить о педагогическом отряде «Родник» детского лагеря «Комсомольский» (ВДЦ «Орленок») или педагогическом отряде детского лагеря «Морской» (МДЦ «Артек») и т. п. В этом случае педагогический отряд – это молодежный трудовой коллектив, где юноши и девушки принимаются на работу в качестве педагогов – организаторов временных детских объединений. Именно возраст педагогических работников выступает первым основанием для отнесения педагогического коллектива круглогодичного детского центра к педагогическим отрядам. Вторая причина – это высокая значимость в сообществе неформальных отношений, кроме этого, в жизни педагогических отрядов круглогодичных детских центров большую роль играет специфическая корпоративная культура «вожатского коллектива».

Явление третье – педагогический отряд обычного детского загородного лагеря (центра отдыха и оздоровления и т. п.) – сформированный на период одной смены или одного сезона коллектив педагогических работников, как правило, в значительной части состоящий из учащейся молодежи (студентов). Нередко правовые отношения студентов (будущих учителей) определяются еще и тем, что в рамках своей работы в лагере они проходят производственную (профессиональную) практику. В этом случае термин «студенческий педагогический отряд» можно истолковать так – «группа, собранная из студентов, проходящих летнюю практику на базе загородного детского лагеря».  

При всех различиях  перечисленные явления не случайно обозначаются одним словосочетанием, поскольку предназначены для организационно-педагогического обеспечения жизни детских (подростковых) коллективов (временного коллектива в детском центре отдыха, летнем оздоровительном лагере либо постоянного коллектива в детских домах, интернатах). Нам представляется, что сама по себе специфика образовательного (воспитательного) процесса в загородных детских лагерях позволяет не предъявлять высоких требований к уровню профессиональных компетенций значительной части педагогических работников, результат достигается за счет иных факторов. Один из этих факторов – небольшая разница в возрасте между вожатыми и детьми, когда вожатый воспринимается своими подопечными в самом благоприятном образе – образе старшего брата (старшей сестры). Именно со старшими братьями / сестрами складываются у детей наиболее доверительные отношения, именно старшим братьям / сестрам дети подражают. Важными факторами достижения образовательных (воспитательных) результатов в загородном детском лагере выступают высокий уровень консолидации педагогического отряда в ценностях, целях и способах деятельности и благоприятные условия для самореализации всех участников педагогического отряда. Если консолидация вожатского коллектива и самореализация молодых педагогов имеют место, то большинству вожатых достаточно обеспечивать физическое и психологическое благополучие детей – участников смены, решать организационные задачи. А если в лагере работает хотя бы небольшая группа квалифицированных педагогов, то их усилиями можно осуществить достаточно сложную по содержанию образовательную программу.  

В исследовании педагогического отряда как живого и разумного социального организма весьма существенными представляются сферы его существования, обеспечивающие специфическое состояние этого социального организма, когда высокий уровень консолидации группы сочетается с высокой степенью самореализации всех участников сообщества. В ходе многолетних исследований (с 1999 г.),  путем сопоставления  модельных описаний неформальных объединений (В. Ланцберг, М. Кордонский), текстов Р. В. Соколова, положений отечественных диссертационных исследований с данными собственных наблюдений и ретроспективного анализа двадцатилетнего опыта практической деятельности в качестве вожатого ВДЦ «Орленок» и руководителя педагогических отрядов в Костромской области [1; 4; 5; 9],  удалось зафиксировать четыре сферы жизни педагогического отряда как социального организма.  А именно:

–     отношения и практики совместной активности участников педагогического отряда;

–     практики кадрового воспроизводства педагогического отряда;

–     корпоративная культура педагогического отряда;

–     образовательная программа, реализуемая педагогическим отрядом.

Первая сфера существования педагогического отряда как социального организма реализация в общении многочисленных связей и отношений участников сообщества. Прежде всего, выделим наиболее существенные отношения в трех основных плоскостях:

–     плоскость официальных деловых отношений (структура должностей, распределение обязанностей, прав и полномочий, педагогический отряд выступает здесь как трудовой коллектив);

–     плоскость корпоративных отношений (положение того или иного лица определяется его вовлеченностью в корпоративную культуру общности, что выражается в корпоративном статусе – «новичок», «старичок»; в советский период эта плоскость имела специфику принадлежности молодежи к единой общественно-политической организации ВЛКСМ, сегодня в какой-то степени значима принадлежность юношей и девушек к педотрядовскому движению);

–     плоскость межличностных отношений (отношения, основанные на симпатиях – антипатиях).

Реальная структура отношений в педагогическом отряде представляет собой сложный синтез официальных, корпоративных и межличностных отношений, в отдельных сообществах доминирует та или иная плоскость.

Скажем, в одном педагогическом отряде вожатого можно уволить, в другом − нельзя, потому что характер неформальных отношений сильнее, чем формальных. Или, скажем, пример: заместителем руководителя педагогического отряда назначается новый для данного коллектива человек, по своему межличностному статусу занимает в группе достаточно привилегированное положение, но он не погружен в корпоративную культуру, более того, относится к ней скептически. Далее возникает противоречие, которое разрешится принятием новым замом ценностей и символов либо утратой своего делового и межличностного положения, либо реконструкцией корпоративной культуры. В корпоративной плоскости отношений можно выделить лидеров (ведущих группу за собой), еретиков (высокостатусных членов коллектива, активно дискутирующих с лидерами по ценностным вопросам), интерпретаторов (объясняющих участникам группы, особенно новичкам, значение ценностей), исполнителей и т. д. [4].

Вряд ли кто поставит под сомнение возможность рассматривать педагогические отряды как явление отечественной культуры. Корни метафоры «педагогический отряд», думается, нужно искать в пионерско-комсомольской традиции, проникнутой военизированной символикой, возможно, определенную роль сыграли произведения А. С. Макаренко (в терминологическом ряду его «командирской педагогики» имеется понятие «отряд»). В любом случае, идея «педагогического отряда» исходит из романтизации красногвардейских отрядов времен Гражданской войны, что культивировалось в практике ВЛКСМ по руководству пионерской организацией (1960–1980). Участник такой группы именовался «боец педагогического отряда» (по аналогии «боец стройотряда»), сама роль бойца (хотя бы на уровне своеобразной ролевой игры) требовала самоотверженности. Как показывает знакомство с опытом ряда регионов, во многих педагогических отрядах руководители назывались командирами и комиссарами. Этот факт подтверждает близость с макаренковской традицией использования игры в организации совместной (коллективной) деятельности, где игра выступает фактором, обеспечивающим самореализацию молодых педагогов.

С другой стороны, сама по себе интенсивность жизни детско-взрослого сообщества ДОЛ (ЗДОЦ) требует от организаторов совместной деятельности, почти военной точности, дисциплины и аккуратности, поэтому игра в «отряд» в определенной мере снимает напряжение подчинения и ограничения свободы. Рассмотрение педагогического отряда позволяет зафиксировать не только принадлежность к явлениям макрокультуры, но и специфику внутренней, корпоративной культуры педагогического отряда. 

Вторая сфера жизни педагогического отряда – корпоративная культура. Существуют различные подходы к определению этого понятия, но ключевые характеристики включают набор ценностей и набор символов, через которые эти ценности транслируются:

–     словесные (девиз, название, имя);

–     предметные (знамя, форма, нагрудный знак);

–     действенные (ритуалы);

–     музыкальные (мелодии, сигналы);

–     изобразительные (рисунки, логотипы).

Стройность и действенность корпоративной символики определяются валентностью символов (непротиворечивость значения символа ранее усвоенным значениям, адекватность ожиданиям, заразительность или эмоциональное воздействие, возможность формировать представления и образы) и амбивалетностью их использования (событийность и повседневность, непрерывность и дискретность, коллективная и индивидуальная принадлежность, организованность и стихийность и т. д.) [4, 56]. Можно утверждать, что корпоративная культура педагогического отряда может сознательно конструироваться руководителем или лидерами, хотя в ней происходят и стихийные изменения (мутации). Важно понимать, что корпоративная культура каждого отдельного педагогического отряда формируется под влиянием корпоративной культуры педотрядовского движения, многие элементы заимствуются, переходят из поколения в поколение вожатых. Возникают и передаются из поколения в поколение мифы и сказания о вожатых – героях прошлых лет, анекдоты и притчи.

Корпоративная культура педагогического отряда, как правило, имеет внутри мощный игровой элемент, является карнавальной. Игровое карнавальное начало обеспечивает две тенденции: с одной стороны, сохранение корпоративной культуры, воспроизводство в новых поколениях, а с другой – обновление. Без экспериментов, без импровизации корпоративная культура педагогического отряда костенеет, консервируется и перестает быть действенным инструментом консолидации сообщества и самореализации его участников.

Все многообразие отношений и корпоративная культура осуществляются в третьей сфере жизни педагогического отряда – в практиках совместной активности. Ключевая из них – реализация образовательных программ. Для консолидации сообщества и самореализации участников педагогического отряда первостепенное значение имеет непротиворечивость образовательной программы, степень интериоризации ценностей и целей ее всеми участниками сообщества. Несколько лет назад нами сформулировано и обосновано десять вариантов образовательных программ для детей и подростков в загородном детском центре [3, 45]:

–     программа летней школы;

–     программа оздоровления (санаторный лагерь);

–     программа летней дачи (классический отдых);

–     программа погружения в культуру (этнокультурный, лингвистический, военно-патриотический лагерь, игра-эпопея);

–     программа летней экспедиции (археологический или эколого-биологический исследовательский лагерь);

–     программа летнего детско-взрослого производства (трудовой лагерь);

–     программа социальных акций (лагерь добровольцев, волонтерский лагерь);

–     программа летнего форума (комплекс дискуссий, направленных на обсуждение актуальной проблемы/проблем);

–     программа фестиваля, конкурса, олимпиады (лагерь детских коллективов, приехавших продемонстрировать мастерство в овладении той или иной деятельностью);

–     программа летней клубной встречи (лагерная смена любителей) [3, 4, 5].

Каждая из программ предполагает специфические роли для детей и для педагогов.

Если на фестиваль ребенок приехал что-то показать, предъявить, продемонстрировать, то педагог, по сути дела, – тот, кто обеспечивает, обслуживает, создает условия для этой демонстрации. Или в такой программе, как «погружение в культуру», например – смена юных гардемаринов в «Штормовом» (ВДЦ «Орленок»), объединяющая подростков, которые занимаются морским делом, педагоги и дети становятся участниками специфической ролевой игры. Вообще детский лагерь «Штормовой» изначально сформирован как пространство ролевой игры в корабль, такая социокультурная профильность является традицией для круглогодичных лагерей. Это пример интеграции образовательной программы и корпоративной культуры педагогического отряда.

Обобщение собственного опыта позволило нам, кроме реализации образовательной программы, выявить следующие практики совместной активности в педагогическом отряде:

–     учебный центр – в педагогическом отряде идут учебные занятия, одни педагоги обучают других, осуществляется взаимообучение, обмен опытом;

–     бригада – педагогический отряд совместно трудится, например, накануне заезда детей в лагерь осуществляется уборка помещений, монтируется оформление и т. д.;

–     цехучастники педагогического отряда совместно занимаются изготовлением какого-либо изделия (изготовление реквизита, декораций, пошив костюмов для игры или спектакля, выпуск стенгазеты по итогам смены);

–     проектно-конструкторское бюро (креативный режим), в этом качестве педагогический отряд существует при разработке образовательной программы, отдельных мероприятий или других методических продуктов;

–     репетициясовместное разучивание или совершенствование исполнения театрализованных элементов мероприятий или целостного вожатского концерта (спектакля);

–     витринасовместное публичное предъявление своего педагогического отряда на «своей территории» гостям, например «День открытых дверей»;

–     гастроль – выезд педагогического отряда на какую-либо «чужую» площадку для демонстрации своего искусства, мастерства, компетентности, своих достижений, выступление на территории других организаций;

–     тусовкарежим совместной активности педагогического отряда, где общение (в большей степени стихийное, поверхностное и политематическое) имеет свободный характер и выступает основным содержанием занятий (согласно «священному преданию» костромских лагерей, начало такому режиму положил А. Н. Лутошкин, создавший КЛУБИК – Клуб истинных комсоргов – вечер общения для педагогов лагеря, проводившийся после отбоя);

–     философский клубсовместная рефлексия событий жизни педагогического отряда, все поступки участников определенным образом сверяются с идеологическими конструктами, ценностями, часто проводится после проведения лагерной смены, сборов и т. п. (например, орлятский огонек);

–     научная лабораторияосуществление в педагогическом отряде психолого-педагогических исследований, проведение научных конференций силами участников сообщества, экспериментирование.

Благополучие, здоровье педагогического отряда как социального организма обусловлено разнообразием и чередованием практик совместной активности. Интенсивность жизни такой группы приводит к тому, что вожатые прекрасно знают друг друга именно в контексте различных видов занятий и способов организации деятельности; готовы к согласованным действиям в условиях минимального времени и при минимальной возможности общения. Такая сработанность вожатых и есть консолидация человеческих ресурсов педагогического отряда.  

Например, чрезвычайно важным со-бытием вожатых и детей в лагере является концерт вожатых (вожатский спектакль). Со-бытийность концерта вожатых важна и для самих членов педагогического отряда, и для их воспитанников. Концерт вожатых (вожатский спектакль) как совместное действо обеспечивает в сознании детей положительный образ каждого вожатого и всего педагогического отряда, транслирует основную идею лагерной смены, идеологию образовательной программы, стимулирует в лагере положительные эмоции, инициирует у воспитанников размышления на ту или иную тему. Концерт вожатых может оказать более сильное влияние, если задачи, которые он призван решить, реализуются своевременно (в организационный период – задачи презентации, в основной – реализация идейной задачи, в заключительный – «жирная эмоциональная точка» смены и т. д.). Концерт вожатых (вожатский спектакль) может быть ярким шоу, а может камерным поэтическим вечером, однако в любом случае обеспечивает самореализацию членов педагогического отряда, объединяет коллектив молодых педагогов.

Еще одной важной практикой является  кадровое воспроизводство педагогического отряда (набор, подбор и отбор вожатых). Рассматривая практику подбора и отбора участников педагогического отряда, важно заметить, что в настоящий момент сложилось несколько схем, которые можно условно обозначить как: деловая, социально-демократическая, либеральная, корпоративно-олигархическая.

Деловая схема – подбором вожатых занимается отдельное лицо, наделенное этими полномочиями, руководитель педагогического отряда (автор или руководитель образовательной программы), представитель агентства-посредника, руководитель ДОЛ (ЗДОЦ), который и принимает окончательное решение о приеме на работу или об увольнении. В процессе трудовых отношений могут использоваться формальные деловые санкции («премия», «выговор», «объявление благодарности», «замечание»), в случае грубых нарушений дисциплины участник педагогического отряда может быть уволен.

Социально-демократическая схема – вопросы приглашения того или иного лица решаются в основном отдельными участниками сообщества, кому педагогический отряд делегировал эти полномочия, ситуации в сообществе обсуждаются публично, здесь высказываются критические замечания, возникают споры; несоответствующее поведение вожатого вызывает общественное осуждение, общественное мнение педагогического отряда фактически осуществляет отбор.

Либеральная схема – право пригласить в педагогический отряд имеет практически каждый его участник, но наиболее часто этим правом пользуются лидеры; сообщество имеет явно открытый характер, вовлеченность в межличностные отношения обеспечивает индивидуальный комфорт и индивидуальное будущее в этой группе (наличие или отсутствие).

Корпоративно-олигархическая схема – право пригласить в педагогический отряд осуществляет лидер (лидеры) педагогического отряда, подбирая участников согласно тем критериям, которые зачастую жестко не определены. Когда подбор и отбор в педагогический отряд осуществляет лидер сообщества, кроме таких критериев, как профессиональные компетенции, готовность новичка принять идеологию педагогического отряда, работает еще и другая логика – формирование педагогического отряда как оркестра. В хорошем оркестре есть и скрипки, и барабаны, и трубы и т. д.  Сложно представить оркестр, состоящий только из смычковых или ударных. Таким образом, сформировать педагогический отряд как оркестр значит не только представлять себе совокупность ролей (социальных ниш), но и необходимое и достаточное число этих ролей (ниш), под которые подбирать работников.

Еще один важный сюжет − это возрастные изменения в организме педагогического отряда, которые вслед за М. Б. Кордонским и В. И. Ланцбергом можно описать таким образом:

–     зарождение педагогического отряда;

–     развитие педагогического отряда (обогащение деятельности, расширение аудитории);

–     старение педагогического отряда (упрощение деятельности, снижение интенсивности и проч.);

–     прекращение деятельности или возрождение педагогического отряда.

Если верить М. Б. Кордонскому и В. И. Ланцбергу, длительность цикла жизни педагогического отряда составляет от 3,5 до 7 лет [2]. Педагогический отряд подвержен существенным ежегодным изменениям в составе детей – участников смен, в составе педагогов, в площадке реализации программы, в образовательной программе.  

Итак, перед нами своеобразный «снимок» жизненных сфер педагогического отряда, во многом представленный метафорически и обобщенно, недостаточно детализированный, но, без сомнения, стимулирующий интерес к анализу это коллективного субъекта образования детей и подростков; феномена, преемственность существования которого во времени прослеживается в отечественной педагогической культуре. В качестве объекта изучения педагогический отряд привлекателен сегодня, прежде всего тем, что явление это в полной мере отражает уникальность культурных традиций российского образования.  Актуальность исследования педагогических отрядов в контексте разработки в настоящее время стратегических представлений о развитии практик воспитания в Российской Федерации обусловлена общественно-педагогической сущностью педотряда, где своеобразное переплетение деловых и корпоративных отношений выводит участников общности на уровень своего рода договора об общественно-педагогическом служении.  Педагогический отряд − это игро-способный и игро-генерирующий коллектив молодых воспитателей, включенный в пространство детства.  

Практики совместной активности участников педагогических отрядов весьма любопытны в плане самонастройки этого социального организма. Интересно наблюдать, как, повинуясь социально-психологическим и социокультурным закономерностям, эти группы дилетантов не только справляются со сложными образовательными задачами, но и способны привлекать ресурсы извне, двигаться по пути развития, успешно преодолевая кризисы. Динамичность изменений в педагогическом отряде (скорость протекания жизненных процессов этого социального организма) делает его в познавательном плане наглядной моделью для изучения педагогических коллективов.

Материалы представленных в статье наблюдений и выводов могут быть полезны для теоретического понимания естественным образом сложившихся в нашей стране, в отечественных педагогических практиках социально-психологических, социокультурных механизмов воспитания детей и подростков. Руководители педагогических отрядов получат возможность сверить свои представления, укрепиться в одном, засомневаться в другом. 

 

Список литературы

  1. Авторские лагеря Костромской области: история и современность: Учеб. пособие для студентов педагогических специальностей / Под ред. Б. В. Куприянова. Кострома: КОИПКРО, 2006. 184 с.
  2. Кордонский М. Б., Ланцберг В. И. Технология группы. Заметки из области социальной психологии неформальных групп. URL: http://www.syntone-kazan.ru/library/index.php?section=books&item_id=187&current_book_page=all&print_version=true
  3. Куприянов Б. В. Как придумать лето? Программно-методический конструктор // Народное образование. 2012. № 3. С. 49–57.
  4. Куприянов Б. В. Очерки общественной педагогики: авторские лагеря Костромской области. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001. 68 с.
  5. Куприянов Б. В. Позитивные мифы социальной педагогики «Орленка» // Народное образование. 2009. № 3. С. 187–194.
  6. Панченко С. И. Педагогические основы профессиональной подготовки отрядных вожатых пионерских лагерей круглогодичного типа: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М.: Высш. комс. шк. при ЦК ВЛКСМ, 1989. 22 с.
  7. Панченко С. И. День за днем из жизни вожатого. В помощь всем, кто работает или будет работать с подростками в детском лагере. М.: НИИ школьных технологий, 2008. 352 с.
  8. Соколов Р. Краткий очерк истории общественно-педагогического движения. URL: http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/17/8/
  9. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Б. В. Куприянов, Е. А. Салина, Н. Г. Крылова, О. В. Миновская; Под ред. А. В. Мудрика. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 240 с.

 




Просмотров: 14104; Скачиваний: 1083;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2015.2731