Клим-Климашевска, А. Организация непрерывного образования взрослых в Польше // Непрерывное образование: XXI век. – 2015. – Вып. 1 (9). − DOI: 10.15393/j5.art.2015.2723


Выпуск № 1 (9)

Образование через всю жизнь

pdf-версия статьи

УДК 371

Организация непрерывного образования взрослых в Польше

Клим-Климашевска Анна
доктор наук
профессор, заведующая кафедрой дидактики Естественно-гуманитарного университета в г. Седльце (Польшa), член Международной славянской академии образования им. А. Я. Коменского, член Mеждународной ассоциации профессоров славянских стран.
(г. Седлице, Польша)
klimanius@interia.pl
Ключевые слова:
непрерывное образование
непрерывное обучение
образование взрослых
повышение квалификации
внешкольные формы обучения взрослых.
Аннотация: статья носит обзорный характер и посвящена рассмотрению практики организации непрерывного образования взрослых в Республике Польша. В современной Польше образование взрослых организуется в начальных школах для взрослых, гимназиях для взрослых, средних школах для взрослых, пост-лицейских школах, высших школах, центрах непрерывного обучения, центрах практического обучения и центрах переподготовки и профессионального совершенствования. Внешкольные формы непрерывного обучения предполагают: последипломное обучение, профессиональные квалификационные курсы, курсы профессионального мастерства, курсы общих компетенций, усовершенствование теоретических знаний работников, не достигших совершеннолетия. Особое внимание в статье уделено организации системы непрерывного профессионального образования взрослых и работающей молодежи. Автором дается описание специфики задач, функций и направлений деятельности различных центров (центр непрерывного образования, земледельческий центр непрерывного обучения, центр практического обучения, центр занятости), а также профессиональных организаций и объединений: Союз предприятий профессионального совершенствования, Товарищество всеобщих знаний, Научное товарищество организации и управления, Союз польского ремесла и др. Показана специфика различных видов курсов повышения квалификации
Система обучения взрослых в современной Польше носит общественно-государственный характер, является вариативной и гибкой, построена с учетом разнообразных потребностей взрослого населения в продолжении обучения (получение среднего образования, просвещение, трудоустройство, повышение квалификации, профессиональная переподготовка и др.). Представленная информация может быть интересна специалистам в области непрерывного образования, профессионального обучения, сравнительной педагогики.
Статья поступила: 06.03.2015; Принята к публикации: 12.03.2015; Размещена в сети: 23.03.2015.

Lifelong adult education in Poland

Klim-Klimashevska A
D.Sc
full professor, head of the Department of Didactics at the University of Natural Sciences and Humanities in Siedlce, member of International Slavic Academy of Education, member of International Association of Professors of Slavic countries
(Poland)
klimanius@interia.pl
Keywords:
lifelong education
lifelong learning
adult education
continuing professional education
non-school forms of adult learning.
Abstract: the article reviews the organization of lifelong adult education in the Republic of Poland. In modern Poland, adults can study at primary and secondary schools for adults, gymnasiums, post-lyceum schools, higher education institutions, centers for lifelong learning, practical training and professional development centers. Extracurricular forms of lifelong learning imply: postgraduate education, professional qualification courses, professional skills courses, general competences courses, improving theoretical knowledge of workers who are under age. The author pays particular attention to the system of continuing professional education of adults and working youth.
The paper describes the specific features of tasks, functions and work areas of various centers (center for continuing education, agricultural center for continuing education, hands-on learning center and employment center), as well as professional organizations and associations: Professional Excellence Union, Society for the Popularization of Culture and Science, Scientific Management Association, the Union of Polish Craft, etc. The author also specifies the different types of professional development courses.
The system of adult education in modern Poland is social and public, variable and flexible. It considers diverse needs of the adult population to continue education (secondary education, employment, professional development and retraining, etc.) The information provided in the article may be useful for specialists in the field of lifelong education, vocational training and comparative pedagogy.
Paper submitted on: 06.03.2015; Accepted on: 12.03.2015; Published online on: 23.03.2015.

Непрерывность является принципом современной системы образования, согласно которому обучение длится в течение всей жизни человека, включая обновление, расширение и углубление его общих и профессиональных квалификаций. Перед лицом резких перемен, которым подвержена действительность, и особенно темпа научно-технического прогресса, образование, полученное в школьной системе, постепенно становится устаревшим. Поэтому необходимостью является продолжение обучения в течение всей жизни в таких организационных формах и таких размерах, которые для представителей конкретной профессии являются оптимальными, то есть которые дают возможность обновления и расширения общих и профессиональных квалификаций [1, s. 194].

Непрерывное образование в Польше регулируется Распоряжением министра национального образования от 11 января 2012 года «О непрерывном обучении во внешкольных формах» [3]. Согласно этому распоряжению, непрерывное обучение включает обучение взрослых, которое может осуществляться в школьных и внешкольных формах1. В современной Польше образование взрослых организуется в начальных школах для взрослых, гимназиях для взрослых, средних школах для взрослых, постлицейских школах, высших школах, центрах непрерывного обучения, центрах практического обучения и центрах переподготовки и профессионального совершенствования. Обучение взрослых в государственных школах финансируется государством.

Внешкольные формы непрерывного обучения предполагают:

-     последипломное обучение;

-     профессиональные квалификационные курсы;

-     курсы профессионального мастерства;

-     курсы общих компетенций;

-     посменное усовершенствование теоретических знаний для работников, не достигших совершеннолетия;

-     другие курсы, дающие возможность получения и пополнения профессиональных знаний, навыков и квалификаций, профессиональные семинары и стажировки, специализированные стажировки, профессиональная практика, управляемое самообучение.

Непрерывное обучение во внешкольных формах может проводиться государственными и негосударственными просветительными учреждениями. Такие учреждения организуются разного рода общественными организациями и товариществами, предприятиями физических лиц, торговыми обществами, различными фондами; Союзом польского ремесла, Краевым советом кооператоров, профсоюзными организациями, религиозными организациями, частными фирмами, в том числе единоличными субъектами хозяйственной деятельности, организациями самоуправления поветов и воеводств. Внешкольные формы обучения в большинстве своем финансируются потребителями образовательной услуги.

Учреждения непрерывного обучения и образовательные учреждения находятся, прежде всего, в городах. Самым развитым сектором непрерывного обучения в Польше является профессиональное обучение, предусматривающее, помимо прочего, изучение безопасности и гигиены труда, иностранных языков, дисциплин, связанных со сферой профессионального совершенствования, получение профессиональных компетенций и подготовку к профессии.

Школы для взрослых набирают учащихся, которым исполнилось 17 лет и которые по разным причинам не окончили в срок начальную школу. Структура школ для взрослых в принципе является отражением структуры школ для молодежи. Взрослые, окончившие начальную школу, могут продолжать учебу в следующих типах школ для взрослых:

-     в общеобразовательных лицеях на основе начальной школы (учеба продолжается четыре года) либо на основе основной школы (учеба длится три года); слушатели учатся в классах либо предметных группах;

-     в техникумах и лицеях, в которых учеба длится от трех до пяти лет в зависимости от того, продолжает ли ее выпускник начальной школы (учеба длится от четырех до пяти лет) или выпускник основной школы (три года);

-     в учреждениях среднего профессионального образования;

-     в специальных школах для обучения взрослых, где учеба длится два или три года; эти школы дают возможность получения общего среднего образования и повышения профессиональной квалификации, связанной с выполняемой профессией.

Центры непрерывного образования (ЦНО) являются государственными учреждениями образования взрослых, которые создаются и поддерживаются самоуправлением поветов2. Деятельность этих учреждений основывается на проведении обучения во внешкольных формах, а также в школах для взрослых, если таковые школы входят в состав центра. Подробности организации, способа и условий проведения обучения в данном случае определяются предписаниями о деятельности публичных школ3. Центры должны располагать мастерскими и лабораториями для проведения практических занятий по профессиональному обучению. Кроме того, в задачи центров непрерывного образования входит:

-     разработка, издание и распространение учебников, справочников и учебно-методических материалов, необходимых для слушателей и соответствующих содержанию проводимого обучения;

-     совершенствование методов учебно-воспитательной работы в системе обучения взрослых;

-     реализация деятельности, связанной с практическим освоением профессии, вытекающим из соответствующей программы обучения;

-     подготовка предложений по продолжению обучения слушателей с целью увеличения их шансов получить работу и сотрудничество в этом направлении с работодателями;

-     накопление научно-технической информации, ориентированной на потребности непрерывного обучения с учетом направлений и форм этого обучения;

-     присвоение квалификационных званий;

-     организация экзаменов экстерната;

-     предоставление организаторам просвещения взрослых организационной, методической и дидактической помощи;

-     сотрудничество с организациями просвещения взрослых в стране и за рубежом, а также с другими субъектами, осуществляющими непрерывное обучение в стране и за рубежом;

-     сотрудничество с отделом по трудоустройству в вопросах организации обучающих семинаров и курсов для безработных лиц;

-     сотрудничество с работодателями в области непрерывного обучения сотрудников и переквалификации кадров.

Образовательная деятельность центров непрерывного обучения проводится за счет финансовых бюджетных и внебюджетных средств. Внебюджетные средства поступают из оплаты за учебу, вносимой физическими лицами и учреждениями, поручающими проведение семинаров во внешкольных формах.

Наряду с центрами непрерывного образования в стране функционируют также земледельческие центры непрерывного обучения (ЗЦНО), большинство из которых находится в комплексах земледельческих школ в маленьких населенных пунктах и селах.

Образовательную деятельность в сфере практического профессионального обучения осуществляют также центры практического обучения (ЦПО), являющиеся государственными учреждениями. Они создаются на базе учебных мастерских профессиональных училищ и представляют собой бюджетные единицы повета или города. Руководящим органом для них являются локальные органы власти (поветское староство или президент города). Они контролируют их деятельность в педагогическом плане, а рамочный статут центра практического обучения определяется министром просвещения путем издания соответствующего постановления.

Центры практического обучения могут сотрудничать с учреждениями повышения квалификации педагогических кадров в сфере совершенствования профессиональных навыков преподавателей профессионального обучения. Большая часть таких центров сотрудничает с местными центрами занятости, школами и научными учреждениями. Многие центры практического обучения в действительности начинают осуществлять почти такие же функции, как центры непрерывного обучения, а это значит, что они вносят свою долю в профессиональную подготовку как молодежи, так и взрослых, в том числе безработных.

Задачи центров практического обучения вытекают из программ обучения конкретной профессии и заключаются в проведении:

-     практических занятий для учеников школ, обучающихся профессии, в объеме всей профессиональной образовательной программы или ее части;

-     дополнительных занятий в рамках практической профессиональной учебы для несовершеннолетних (молодых) работников.

Кроме того, к задачам центров практического обучения относится:

-     организация и проведение непрерывного обучения во внешкольных формах;

-     разработка и распространение учебно-методических материалов, соответствующих потребностям конкретного направления обучения;

-     подготовка предложений по адаптации практики обучения к потребностям трудового рынка;

-     сотрудничество с центрами занятости по организации обучения лиц, зарегистрированных в этих центрах;

-     сотрудничество с работодателями в организации непрерывного обучения работников конкретных предприятий и учреждений;

-     сотрудничество с учреждениями повышения педагогической квалификации в плане совершенствования профессиональных навыков преподавателей системы профессионального образования;

-     организация и проведение квалификационных экзаменов для слушателей внешкольных форм обучения;

-     организация и проведение квалификационных курсов и курсов усовершенствования работников и безработны;

-     проведение профессионального консультирования;

-     решение образовательных задач, связанных с профессиональным обучением и совершенствованием, порученных руководящим органом.

Центры переподготовки и профессионального совершенствования занимаются пополнением общих знаний, профессиональных навыков и квалификаций взрослыми лицами в формах обучения внешкольного типа. Еще одним направлением их деятельности является теоретическая переподготовка несовершеннолетних работников и их внешкольное обучение. Эти учреждения так же, как ЦПО, сотрудничают с центрами занятости и работодателями.

Центры занятости организуют обучающие семинары для безработных и тех, кто может ее потерять. Они подчиняются органам местного самоуправления как на уровне воеводства, так и повета. В аспекте закона о трудоустройстве и противодействии безработице обучение предполагает подготовку по специальности, профессиональную переподготовку, повышение профессиональных квалификаций, обучение навыкам поиска работы и трудоустройства. В центрах занятости проводят семинары, организованные на основе двусторонних договоров, заключенных между центром занятости и обучающим учреждением или трехсторонних образовательных договоров между центром занятости, обучающим предприятием и работодателем. Эти договоры становятся своеобразной гарантией трудоустройства для обучаемых и увеличивают их шансы удержаться на новом месте работы.

Безработных и лиц, которым угрожает потеря работы, направляет на обучающие семинары центр занятости на основании критериев, определенных совместно с обучающим учреждением или работодателем – в случае обучающих семинаров, организованных по непосредственному заказу работодателя. Чаще всего применяемыми критериями в процессе подбора участников обучения являются: образование, психофизическая предрасположенность, профессиональный опыт и дополнительные навыки.

Процесс подготовки и проведения обучающего курса для безработных, реализуемый на уровне поветового центра занятости, состоит из следующих этапов:

-     диагностирование образовательных потребностей;

-     определение направлений обучения;

-     выбор образовательного учреждения;

-     подбор участников курсов;

-     осуществление обучения и оценка его эффективности.

Курсы, организованные в центрах занятости, финансируются Фондом труда, а содержание обучения отвечает потребностям конкретного работодателя. Районный центр занятости может, по заявке или с согласия выпускника, направить его для прохождения стажировки у работодателя на период, не превышающий 12 месяцев. Стажировка проходит на основании договора, заключенного районным центром занятости с работодателем. Выпускнику в период прохождения стажировки полагается стипендия, выплачиваемая районным центром занятости.

Союз предприятий профессионального совершенствования – просветительное товарищество с многолетними традициями, действующее на основании «Закона о товариществах» как союз товариществ и юридических лиц. Союз и объединенные в нем предприятия профессионального совершенствования являются неправительственными организациями, действующими по принципу «non profit». Основная статутная цель Союза предприятий профессионального совершенствования – участие в реализации программы образования в сфере обучения молодежи, а также обучения, переподготовки и профессионального совершенствования взрослых. Предприятия как непосредственные организаторы обучающих семинаров заботятся об обеспечении их качества, поэтому вводят в действие процедуры обеспечения качества, используя нормы ISO 9001. Обучение взрослых происходит по всей стране в учебных центрах, специализированных лабораториях, фирмах-симуляторах, строительных учебных станциях, оснащенных самым современным оборудованием и учебными пособиями, финансированных в рамках займа Всемирного банка.

Товарищество всеобщих знаний (TWP) – значимый организатор обучения взрослых в Польше. Одной из главных целей его деятельности является поддержка государственной школьной системы в деле непрерывного обучения взрослых и молодежи. Товарищество специализируется, прежде всего, на преподавании иностранных языков молодежи и взрослым. Оно также располагает собственными постлицейскими школами и высшей педагогической школой. Товарищество имеет территориальные отделения по всей Польше и с 1982 г. входит в Международный совет просвещения взрослых (International Council for Adult Education) с резиденцией в Торонто.

Польское экономическое товарищество (PTE), общество экономистов, объединяющее теоретиков и практиков, занимается вопросами повышения квалификаций экономистов и интеграции их профессиональной среды. В состав этого товарищества входят 24 региональные отделения, обладающие организационно-правовой самостоятельностью. Одна из целей Польского экономического товарищества – создание постлицейских школ, высших школ и последипломных учебных курсов экономического профиля. Оно организует курсы по экономической проблематике, например по основам бухгалтерского учета фирмы с использованием компьютера.

Научное товарищество организации и управления (TNOiK) было основано в 1925 г. в виде Института научной организации. После войны оно возобновило свою деятельность в 1945 г.; в семидесятые годы активно включилось в обучение профессиональных управляющих кадров. Научное товарищество организации и управления занимается, прежде всего, распространением знаний о профессиональном управлении. Оно организовывает курсы, семинары, практикумы. Располагает квалифицированными кадрами преподавателей и тренеров, является основателем Варшавской высшей школы управления.

Еще одним значимым учреждением, организующим обучение и располагающим обучающей сетью, является Союз польского ремесла (ZRP). Он ассоциирует 485 цехов в 27 региональных центрах. В процесс организации внешкольного образования взрослых активно включаются организации Союза. Они организуют курсы по заказу работодателя или центра занятости. Много профессиональных курсов для взрослых организуют армейские учреждения для нужд армии и не только. В процесс предоставления обучающих услуг ангажируются также работодатели. Предполагается, что около 39 % предприятий финансируют или софинансируют непрерывное обучение. Около четверти предприятий предлагает своим сотрудникам обучающие курсы, а около 56 % работников, обучающихся в рамках школьных и внешкольных форм обучения, поддерживаются финансово работодателем. Слушателям предлагаются различные виды курсов.

Профессиональный квалификационный курс проводится согласно учебной программе, учитывающей содержательную основу обучения профессии в рамках одной квалификации. Окончание такого курса дает возможность сдавать экзамен, подтверждающий профессиональную квалификацию. Минимальное количество часов обучения на профессиональном квалификационном курсе равно минимальному количеству часов обучения, определенному образовательной программой, предусмотренной для получения данной квалификации. Количество слушателей, участвующих в квалификационном профессиональном курсе, проводимом государственными школами, учреждениями или центрами, составляет как минимум 204. Субъект, проводящий квалификационный профессиональный курс, обязан поставить в известность окружную экзаменационную комиссию о начале обучения не позднее 14 дней с начала курса. Квалификационный профессиональный курс оканчивается зачетом и получением соответствующего свидетельства.

Курс профессиональных практических навыков может проводиться учреждением или центром по программе, учитывающей прикладную основу обучения той или иной профессии. Он предполагает выполнение ряда обязательных требований к минимальному количеству слушателей в группе, объему часов, отводимых на обучение, и учебным результатам в соответствии с профессиональной сферой и выбранной квалификацией. Курс общих компетенций может проводиться учреждением либо центром согласно программе обучения, учитывающего любую часть программной основы общего обучения. Минимальные рамки обучения на таком курсе составляют 30 часов. Все виды курсов заканчиваются зачетом в форме, определенной субъектом, организующим обучение. Лицу, получившему зачет, выдается типовое свидетельство об окончании соответствующего курса.

Особым направлением в системе непрерывного обучения является повышение теоретического уровня подготовки молодых работников. В диапазоне конкретной профессии оно проводится государственными центрами5. Молодые (несовершеннолетние) работники проходят данный вид обучения на основании направления, выданного работодателем или школой – в случае, когда школа не имеет возможности осуществления теоретического профессионального обучения. Число молодых работников, участвующих в обучении, организованном государственным центром, составляет, как минимум, 20 человек. В ряде случаев допускается уменьшение этого количества. Иногда, в особенности в критической ситуации, директор центра может дать разрешение на проведение теоретических занятий в форме индивидуальных консультаций. При этом их количество должно составлять по меньшей мере 20 % от количества часов, предусмотренных на теоретическое профессиональное обучение.

Согласно распоряжению министра национального образования от 11 января 2012 г. по вопросу непрерывного обучения во внешкольных формах, это обучение может проводиться как стационарно, так и заочно. Усовершенствование теоретической подготовки молодых работников, а также практические и лабораторные занятия в рамках остальных форм непрерывного обучения могут проводиться исключительно в стационарной форме, осуществляемой в течение минимум трех дней в неделю. Обучение в заочной форме осуществляется минимум раз в две недели (в течение двух дней). Внешкольное обучение (за исключением теоретического обучения молодых работников, а также практических и лабораторных занятий) может проводиться также с использованием методов и техник дистанционного обучения.

Субъекты, организующие непрерывное образование во внешкольных формах, ведут документацию для каждого вида обучения, включающую такие компоненты, как:

  1. Программа обучения, содержащая название формы обучения, длительность, количество часов обучения и способ его организации, предварительные требования для участников и слушателей (в случае курсов повышения квалификации и профессионального мастерства учитываются особые условия или ограничения, связанные с обучением по данной специальности, определенные в предписаниях по делу классификации специальностей системы профобразования); цели обучения и способы их достижения, с учетом возможностей или индивидуализации работы в зависимости от потребностей и возможностей; план обучения, определяющий название занятий и их объем, содержание обучения в рамках отдельных занятий и описание его результатов; перечень литературы и необходимых учебных средств и материалов, способ и форма зачета.
  2. Дневник занятий, в который вписываются имена и фамилии слушателей квалификационных профессиональных курсов или участников обучения в других внешкольных формах, количество урочных часов, темы занятий, посещаемость слушателей и участников.
  3. Протокол проведенного зачета.
  4. Учетный лист выданных свидетельств, который содержит имя и фамилию, адрес проживания и сведения о документе, позволяющем осуществить индивидуальную гражданскую идентификацию.

Помимо разветвленной системы непрерывного профессионального обучения, в Польше действуют народные университеты – негосударственные учреждения, представляющие важный элемент системы непрерывного образования, который специализируется на просветительской работе в сельской среде и малых городах. Здесь функционируют народные стационарные университеты и средовые университеты. Средовые университеты не располагают постоянными помещениями. Чаще всего они размещаются в школах, центрах культуры и приходах. Количество слушателей таких университетов колеблется от 40 до 60 человек, в зависимости от проводимой деятельности. Существует также такая специфическая форма просвещения и обучения взрослых, как университеты третьего возраста6 для лиц старше 40 лет [4].

Финансовые средства на непрерывное школьное и внешкольное обучение поступают из многих источников. Из государственного бюджета и бюджетов органов территориального самоуправления, передаваемых через ведомство образования и другие ведомства (например, сельского хозяйства); целевых фондов и целевых дотаций на программы поддержки, передаваемые, главным образом, через ведомство труда; фондов помощи; фондов предприятий и собственных средств обучающихся лиц [3].

Таким образом, система обучения взрослых в современной Польше носит общественно-государственный характер, является вариативной и гибкой, построена с учетом разнообразных потребностей взрослого населения в продолжении обучения (получение среднего образования, просвещение, трудоустройство, повышение квалификации, профессиональная переподготовка и др.).

 

Список литературы

  1. Okoń W. Nowy słownik pedagogiczny, Warszawa: Żak, 1998.
  2. Osiecka-Chojnacka J. Kształcenie ustawiczne i kształcenie dorosłych w Polsce, Warszawa: Kancelaria Sejmu – Biuro Studiów i Ekspertyz, 2003.
  3. Rozporządzenie Ministra Edukacji Narodowej z dnia 11 stycznia 2012 r. w sprawie kształcenia ustawicznego w formach pozaszkolnych (Dziennik Ustaw Rzeczypospolitej Polskiej, Warszawa, dnia 17 lutego 2012 r. poz. 186).
  4. Bakalarz-Kowalska B. Uniwersytety trzeciego wieku – instytucjami wspierającymi potrzeby edukacyjne ludzi starszych, w: B. Kałdon, I. Kurlak (red.), Wybrane zagadnienia problematyki pomocy i wsparcia w rozwiązywaniu problemów ludzi w różnym wieku. Praca zbiorowa, Ostrowiec Świętokrzyski-Warszawa: Stowarzyszenie «Nauka, Edukacja, Rozwój», 2012. S. 44−62.

 




Просмотров: 6768; Скачиваний: 947;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2015.2723