Куган, Б. А. Моделирование региональной сети непрерывной позитивной социализации / Б. А. Куган, Н. А. Криволапова, Е. A. Тебенькова // Непрерывное образование: XXI век. – 2014. – Вып. 2 (6). − DOI: 10.15393/j5.art.2014.2366


Выпуск № 2 (6)

Проблемы преемственности обучения и воспитания в России

pdf-версия статьи

УДК 37

Моделирование региональной сети непрерывной позитивной социализации

Куган Борис Алексеевич
доктор пед. наук
ректор Института развития образования и социальных технологий
(Курган)
kipk@yandex.ru
Криволапова Нина Анатольевна
доктор пед. наук
проректор Института развития образования и социальных технологий
(Курган)
panina1956@bk.ru
Тебенькова Елена Aлександровна
доцент кафедры экологии и безопасности жизнедеятельности Курганского государственного университета
(Курган)
eashu@mail.ru
Ключевые слова:
управляемая позитивная социализация
социальная компетентность
социокультурная ситуация
социально активное образовательное учреждение
сетевая ассоциативная структура.
Аннотация: статья посвящена проблеме позитивной социализации в контексте непрерывного образования. Осуществление позитивной социализации подрастающего поколения россиян является стратегической задачей современной образовательной системы. В связи с этим актуальна разработка новых эффективных форм и технологий социализации. Авторами представлен опыт Курганской области по моделированию и созданию открытой системы управляемой непрерывной позитивной социализации обучащихся. С учетом требований ФГОС, результатов научных исследований и мнения экспертов определены понятие и матрица социальной компетенции обучающихся, конкретизированная через социальные роли (ученик, друг, сын/дочь, муж/жена, гражданин, профессионал). Формирование социальной компетенции обучающихся, по мнению авторов, ориентировано не только на трансляцию от поколения к поколению социокультурного опыта, но и на формирование активного, деятельного человека, способного к оптимальному самоосуществлению и позитивному социальному преобразованию и творчеству. Критерием оптимальности определено достижение социального благополучия и ощущение личного счастья, органично сочетающиеся в системе ценностей обучающихся. Авторы приводят результаты анализа актуальных социокультурных ресурсов муниципальных образований и делают вывод о том, что большое количество школ в регионе находятся в ситуации «культурной пустыни». В Курганской области имеется эффективный опыт преодоления социокультурных ограничений путем создания сетевых ассоциативных структур для решения актуальных образовательных задач (например, культурно-образовательные центры как очаги культуры). Проведенная оценка социальной активности образовательных учреждений и их объединений дала основание для проектирования содержания преемственных программ социализации («Мы вместе», «Становление»), запуска движения социально активных образовательных учреждений и организации новой сетевой формы – Академии РОСТа. Авторами предлагается технология запуска, управления и деятельности Академии РОСТа на региональном, муниципальном и институциональном уровнях. Опираясь на диагностические исследования, общественную экспертизу и положительную оценку директорами школ, учреждений дополнительного образования, авторы рассматривают созданную региональную сеть позитивной социализации обучающихся в качестве фактора непрерывности социального становления обучающихся.
Статья поступила: 03.05.2014; Принята к публикации: 20.06.2014; Размещена в сети: 25.06.2014.

Modeling the regional network of lifelong positive social adjustment

Kugan B A
D.Sc., rector of the Institute of Education and Social Technology Development.
(Kurgan)
kipk@yandex.ru
Krivolapova N A
prorector of the Institute of Education and Social Technology Development
panina1956@bk.ru
Tebenkova E A
Associate professor at the Department of Ecology and Life Safety at Kurgan State University
(Kurgan)
eashu@mail.ru
Keywords:
controlled positive social adjustment
social competence
socio-cultural situation
community-minded educational institution
network association
Abstract: the article is dedicated to the issue of positive social adjustment in the framework of lifelong education. Positive social adjustment of the younger generation of Russians is a strategic objective of modern educational system. In this regard, the development of new effective forms and technologies to help this process is a topical issue. The authors discuss the development and implementation of an open system for controlled lifelong positive social adjustment in the Kurgan region. Considering the requirements of the Federal State Education Standards, as well as the results of scientific research and expert view, the authors present the concept and the matrix of learners' social competence through social roles (student, friend, son / daughter, husband / wife, citizen, professional). According to the authors, building students’ social competence is focused not only on the transfer of social and cultural experience from one generation to another, but also on the development of an active and action-oriented person, capable of self-realization, positive social change, and creativity. The touchstone is the harmony between the achievement of social well-being and sense of personal happiness as the elements of a balanced value system. The authors analyze a current socio-cultural situation in the region and conclude that a large number of schools are in a «cultural desert». The paper discusses an effective practice of overcoming social and cultural constraints by establishing network associations (e.g. cultural and educational centers) in the Kurgan region to address urgent educational challenges. Educational institutions and associations were assessed regarding their social activity. It led to the development of the content of social adjustment programs «My Vmeste» («We are Together»), «Stanovlenie» («Formation»); the establishment of community-minded educational institutions; and the foundation of the Academy for Developmental Teaching. The authors describe the technology of the Academy establishment, management, and performance at the regional, municipal, and institutional levels. The authors consider the regional network of the younger generation's positive social adjustment as an attribute of their continuous social development. This conclusion is based on the diagnostic studies, public evaluation, and positive attitude expressed by the principals of schools and further education institutions.
Paper submitted on: 03.05.2014; Accepted on: 20.06.2014; Published online on: 25.06.2014.

Государственная политика в сфере общего и дополнительного образования до 2020 года предполагает сохранение приоритета нравственного и гражданского воспитания, а также необходимость позитивной социализации подрастающего поколения. Реализация этих задач будет обеспечиваться через введение соответствующих элементов ФГОС и разработку современных программ социализации детей. Отличительной особенностью новых ФГОС является существенное расширение представления об образовательных результатах [1], ориентированных не только на нормирование предметных результатов, но и на достижение метапредметных и личностных результатов, сформулированных в форме ключевых компетенций, в том числе социальной. Выделение социальной компетенции в качестве ключевой послужило заказом региональной образовательной системе на проектирование ее содержания и разработку модели формирования социальной компетентности с учетом социокультурных условий. В Курганской области позиция относительно социализации изложена в областной целевой программе «Развитие воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях Курганской области на 2014–2015 годы». Приоритетным направлением этой программы стало создание системы управляемой позитивной социализации в процессах воспитания и обучения с целью формирования социальной компетенции обучающихся.

Поясним основные понятия, необходимые для понимания моделируемых процессов. Под управляемой позитивной социализацией в региональном контексте понимается процесс, включающий:

- установление компонентов, содержания и проявления социальных компетенций а) на личностном уровне – с учетом закономерностей личностного развития (возрастная динамика личности), ориентаций (ценностных, профессиональных); б) на институциональном уровне – на основе анализа социокультурных условий и социальной активности образовательного учреждения (ОУ);

- корректировку цели и задач социализации личности и проявлений социальной активности ОУ, основных направлений, форм, методов и технологий формирования социальной компетенции обучающихся;

- разработку нормативной, организационно-правовой и учебно-методической базы данного процесса;

- создание и совершенствование способов эффективного управления и культурно-информационного влияния на динамику социальной позиции личности и социальной активности образовательных учреждений.

Реализация программ позитивной социализации обучающихся предполагает органичную связь личностно-ориентированного, аксиологического, системно-деятельностного и компетентностного подходов.

Компетенция обучающегосяэто сплав знаний, умений и навыков, необходимых для решения практических задач определенного класса. Понятие носит деятельностный характер и в этом плане синонимично функциональной грамотности. С точки зрения деятельностного подхода в Стратегии модернизации общего образования выделены социальные компетенции:

- в сфере самостоятельной познавательной деятельности (усвоение способов приобретения знаний из различных источников);

- в сфере гражданско-общественной деятельности (в т. ч. умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых отношений, навыки самоорганизации);

- в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного быта);

- в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающего личность) [4].

Формирование социальной компетенции обучающихся ориентировано не только на трансляцию от поколения к поколению социокультурного опыта, включающего в себя опыт познания, опыт освоения способов деятельности и опыт формирования ценностных отношений, но (при сохранении всего этого) на формирование активного, деятельного человека, способного к оптимальному самоосуществлению и позитивному социальному преобразованию и творчеству. Критерием оптимальности определено достижение социального благополучия и ощущение личного счастья, органично сочетающиеся в системе ценностей обучающихся.

На основе данного понимания социальных компетенций с позиций личностно-ориентированного подхода [2], а также с помощью экспертов (ученые, директора школ, опытные педагоги, родители) [3] была составлена матрица социальных компетенций обучающихся (см. табл.).

 

Матрица социальных компетенций обучающихся

 

Компетенции социальной мобильности Социально-когнитивные компетенции (социальный интеллект) Социально-волевые компетенции Социально-коммуникационные компетенции (межличностного взаимодействия и общения)
Быть способным адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим обстоятельствам Владеть культурой мышления, быть способным к осмыслению социальных ситуаций, поведения других людей Владеть навыками самоконтроля, быть способным к саморегуляции   Владеть навыками межличностного общения, речевого этикета
Быть готовым парировать возникающие угрозы социального, экологического характера Владеть базовыми знаниями в области гуманитарных и социальных наук и применять их методы в различных видах социально-профессиональной деятельности Проявлять эмоциональную устойчивость   Быть готовым к социально-культурному диалогу
Быть готовым вести здоровый образ жизни     Знать специальные правила и нормы поведения Проявлять социальную активность (инициативность, предприимчивость) Обладать способностью и готовностью работать совместно, в команде
Быть готовым к выбору индивидуальных образовательных траекторий Иметь социальное мышление (определение настроения, чувств, рефлексия поведения других людей) Проявлять социальную ответственность Быть способным к коллективному взаимодействию
Быть готовым к выполнению (смене) социальных ролей   Проявлять социальное творчество Быть способным к конструктивному поведению в межличностных конфликтах

 

Способность ученика объединять разные знания, умения и навыки для получения результата обучения или решения жизненных задач не является суммой, простым сложением составляющих. Она сопровождается формированием необходимых личностных качеств и установок, что уже является компетентностью. Понятие компетентности, согласно «Стратегии модернизации содержания общего образования, «включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и т. д.» [4]. Это понятие отражает личностно-ориентированный характер образования. При этом отметим, что компетентность всегда есть актуальное деятельное проявление компетенции.

Под социальной компетентностью предложено понимать способность человека выстраивать этически оправданные (гуманные) стратегии взаимодействия с другими людьми в изменяющейся социальной реальности, исполнять различные социальные роли, активно участвовать в социальном творчестве [3]. Она предполагает в равной степени и освоение вариантов взаимодействия с людьми, способов достижения целей в ситуации этического выбора, и понимание сути происходящего, предвидение последствий собственных действий (социальных, экологических, личных). Содержание социальной компетенции, понятное всем участникам образовательного процесса от ученика до его родителей, конкретизировано нами через социальные роли: ученик, друг, сын/дочь, муж/жена, гражданин, профессионал [5]. В помощь педагогам в процессе формирования социальной компетенции учащихся и воспитанников в 2012 году была запущена программа «Становление», включающая согласованные, преемственные программы курсов по всем аспектам социальной компетенции [6], а также проект «Воспитание для всех».

Особенностью формирования социальных компетенций является то, что только деятельности педагогов, пусть даже реализующих самое лучшее содержание образования, явно недостаточно. Механизм успешной позитивной социализации требует открытости образовательного учреждения социуму: семьям детей, труженикам разных сфер культуры и производства. Открытость позволяет как привлекать социокультурные ресурсы территории, так и самим ученикам вместе с педагогами участвовать в решении местных проблем, вносить вклад в благополучие территории. Привязка образовательных учреждений к социокультурной ситуации усложняет моделирование процесса формирования социальных компетенций и требует вариативных стратегий социализации обучающихся. При объективных различиях в социокультурных условиях каждое образовательное учреждение призвано стремиться стать социально активным.

На региональном уровне были также определены компетенции социально активного образовательного учреждения (САОУ):

  1. Организация социального партнерства для решения актуальных проблем образования и социума.
  2. Обеспечение возможности построения индивидуальной образовательной траектории.
  3. Разработка и реализация социальных проектов, акций, поддержка социальных инициатив.
  4. Разработка и реализация программ формирования социальной компетентности обучающихся и воспитанников через учебную и внеурочную деятельность.
  5. Реализация региональной модели профориентационной работы.
  6. Привлечение социума к реализации государственно-общественного характера управления ОУ.
  7. Организация просветительской и культурно-досуговой деятельности для обучающихся и местного сообщества [10, c. 27].

Используя типологию, предложенную А. М. Цирульниковым [7], на территории области были выделены ситуации, определяющие исходные условия инициируемого движения САОУ для конкретного учреждения.

Ситуация «школа в культурном центре» определяет жизнь школ городов и крупных районных центров, которые в процессе социализации учащихся опираются на развитые ресурсы социокультурной среды. Перед такими школами не стоит задача стать культурным центром, но есть возможность развития социального партнерства, построения индивидуальной образовательной траектории, реализации социальных проектов и поддержки социальных инициатив.

Ситуация «школа в бывшем очаге культуры» характерна для бывших центральных усадеб и в прошлом больших поселений. В таких территориях нашей области ранее с целью обеспечения доступности качественного профильного обучения были созданы территориальные школьные округа (ТШО), образовательно-производственные комплексы (ОПК), учебно-технологические объединения (УТО), научно-образовательные центры [8, c. 4]. Эти образовательные объединения в основном участвуют в формировании социальной компетенции по направлению «Я – профессионал» посредством реализации региональной модели профориентационной работы, что дает им основание для участия в движении САОУ, при этом усилив работу по другим направлениям формирования социальной компетенции.

Наиболее сложна, но, к сожалению, достаточно широко распространена в сельских поселениях ситуация «школа в культурной пустыне». В такой ситуации образовательное учреждение непосредственно становится основным носителем культуры. Организационно-правовая форма существования подобных школ в Курганской области – это культурно-образовательные центры (КОЦ). На территории области функционируют 257 таких центров, 147 из них имеют областной статус [9, с. 3]. Культурно-образовательные центры имеют все предпосылки для активизации своей работы по формированию социальной компетентности обучающихся.

Очевидно, что накопленный в региональной образовательной системе позитивный опыт преодоления социокультурных ограничений в предоставлении качественных образовательных и социокультурных услуг может быть использован в моделировании механизмов социализации обучающихся путем постепенного перехода имеющихся образовательных учреждений и объединений в социально активные (без юридического изменения статуса). В этом случае может быть разработана соответствующая программа развития САОУ или сформирован отдельный раздел в программе развития. Однако имеющиеся в Курганской области образовательные объединения (ТШО, ОПК, КОЦы) в свое время были созданы для выполнения другого социального заказа и других задач (качественное профильное обучение, формирование культурного центра и др.), с которыми они успешно справлялись. При этом задача социализации учащихся, хотя и решалась, но не выступала в качестве основной.

В настоящий момент «долгосрочная стратегия развития российского образования ориентирована на создание системы сред и сервисов для удовлетворения разнообразных образовательных запросов населения и подрастающего поколения, поддержки самообразования и социализации» [11]. В рамках этого замысла планируется «обеспечить переход от содержания ведомственных учреждений и организаций образования, культуры и спорта к формированию территориальных сетей социализации, создание комплексных социальных учреждений, оказывающих многопрофильные услуги (в том числе образовательные)» [11]. Особое внимание уделено интегрированным моделям общего и дополнительного образования, которые станут основой для дальнейшего развития дополнительного образования и социализации детей. Указанные положения стратегии развития образования дают основания сделать следующий шаг в развитии региональной системы социализации подрастающего поколения, адекватный перспективному социальному заказу. Для этого необходимо наряду со школами интенсивного социального обучения (САОУ) создавать инновационные формы работы, интегрирующие общее и дополнительное образование детей, проектировать новые сетевые структуры и формы позитивной социализации. В качестве такой формы с 2014 года предполагается создание в Курганской области Региональной академии РОСТа (развивающего обучения и становления). Ранее здесь была создана и успешно развивалась подобная сетевая ассоциативная структура1, Малая академия наук (МАН), ставшая ответом на социальный заказ 2009 года – поддержку научно-технического творчества детей и молодежи. Теперь она логично сливается с создаваемой академией.

В чем же особенности Академии РОСТа? Это сетевая ассоциативная структура управляемой/самоуправляемой2 позитивной социализации создана для обеспечения непрерывности развития профессиональной предрасположенности обучающихся и воспитанников. В основу ее функционирования положена интеграция общего, дополнительного образования и профориентации, а также ассоциация субъектов образовательной и молодежной политики, научного и бизнес-сообществ. Данная структура эффективна в ситуациях дефицита/ограничения социокультурных ресурсов территории (рис. 1).

 

Рис. 1. Принципиальные моменты организации деятельности академии РОСТа

 

Управление (Главное управление образования Курганской области), научно-методическое сопровождение (Институт развития образования и социальных технологий) и координация (Региональный детско-юношеский центр (ДЮЦ)) деятельности академии осуществляется как на региональном, так и муниципальном уровнях (рис. 2). На муниципальном уровне в четырех образовательных округах в «сильных центрах» (с развитой социокультурной инфраструктурой, программно-методической, технической и кадровой готовностью) создаются межмуниципальные центры, координирующие деятельность по социализации в условиях дополнительного образования детей в районах и осуществляющие связь с региональными структурами.

 

Рис. 2. Схема управления Региональной академией РОСТа

 

Далее представим технологию запуска проекта по созданию академии РОСТа. Прежде всего, необходимо провести анализ социокультурных ресурсов районов и определить поле потребностей и возможностей/ограничений. На основании этого, используя имеющиеся возможности, следует скорректировать, разработать новое содержание, определиться с вариативной моделью деятельности академии. Результаты проектирования модели на муниципальном уровне согласовываются с управляющими структурами (рис. 3), которые, в свою очередь, формируют и финансируют заказ Региональному центру (ДЮЦ) с последующим его распределением между межмуниципальными центрами. На основе полученного заказа в районах выбираются/разрабатываются необходимые программы, обеспечивается их реализация и анализ результативности проделанной работы.

Обобщение проделанной с 2011 года по настоящее время работы по формированию открытой системы управляемой позитивной социализации обучающихся позволяет говорить о сложившейся сетевой модели (рис. 2) и обозначить логику реализации модели в региональной практике.

 

Рис. 3. Региональная модель формирования социальной компетенции обучающихся

Логика реализации модели на уровне региона предполагает:

  1. Включение стратегической задачи осуществления позитивной социализации в региональную целевую программу «Развитие воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях Курганской области на 2014–2015 годы».
  2. Определение матрицы социальной компетенции обучающихся на основе требований ФГОС и с учетом результатов научных исследований; ее конкретизация через социальные роли.
  3. Выявление актуальных социокультурных ресурсов муниципальных образований; проведение оценки социальной активности образовательных учреждений и их объединений.
  4. Определение типовых социокультурных ситуаций социализации подрастающего поколения в регионе.
  5. Разработка новой сетевой формы, ориентированной на непрерывную социализацию обучающихся (академия РОСТа) и технологии реализации ее деятельности на региональном, муниципальном и институциональном уровнях (с опорой на имеющийся опыт и способы компенсации социокультурных ограничений в образовательной практике ТШО и КОЦ).
  6. Проведение коррекции социальных компетенций образовательных учреждений на институциональном уровне с целью освоения ими статуса социально активного образовательного учреждения (САОУ).

Диагностические исследования, общественная экспертиза и обсуждение итогов работы на ежегодной мартовской конференции директоров школ, учреждений дополнительного образования позволяют рассматривать региональную сеть позитивной социализации обучающихся в качестве фактора непрерывности социального становления обучающихся.


 

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2010. 50 с.
  2. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
  3. Тебенькова Е. А. Как мы исследовали социальную компетентность // Директор школы. 2012. № 4. С. 57–69.
  4. Стратегия модернизации общего образования: Материалы для разработчиков документов по модернизации общего образования. М.: ООО «Мир книги», 2001.
  5. Формирование социальной компетентности обучающихся: Сб. науч.-метод. материалов / Под ред. Б. А. Кугана, Н. А. Криволаповой, Е. А. Тебеньковой; ГАОУ ДПО ИРОСТ. Курган, 2011. 136 с.
  6. Программа по формированию социальной компетентности (для обучающихся) «Становление» / Авт.-сост. Б. А. Куган, Н. А. Криволапова, Л. С. Яговкина, Н. Н. Яговкина, Н. Н. Кеппер, З. Г. Фролова; ГАОУ ДПО ИРОСТ. Курган, 2012. 82 с.
  7. Цирульников А. М., Ионина Н. Г, Воробьева В.А. Модернизация школы. Социокультурная альтернатива. М.: Сентябрь, 2012. 176 с.
  8. Криволапова Н. А. Развитие территориального школьного округа в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты: Метод. рекомендации / ГАОУ ДПО ИРОСТ. Курган, 2012. 56 с.
  9. Развитие культурно-образовательных центров в условиях введения ФГОС: Метод. рекомендации / Науч. рук. Б. А. Куган; Авт.-сост. С. А. Евстафьева, Н. А. Криволапова, М. В. Ключникова, О. А. Кутиков, Ю. В. Панченко, И. В. Фалалеева, В. Д. Ячменев; ГАОУ ДПО ИРОСТ. Курган, 2012. 96 с.
  10. Организация деятельности и управление социально активным образовательным учреждением: Метод. рекомендации / Авт.-сост. Н. А. Криволапова, О. А. Кутиков, В. Д. Ячменев; ГАОУ ДПО ИРОСТ. Курган, 2011. 36 с.
  11. ФЦП «Развитие образования» на 2013–2020 годы. URL: http://www.gosprog.ru/ (Дата обращения 26.03.2014).



Просмотров: 9779; Скачиваний: 1363;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2014.2366