Система образования постоянно нуждается в изучении и реформировании, чтобы соответствовать меняющимся требованиям общества и потребностям всех участников образовательных отношений. Ключ к успеху педагога лежит в понимании потребностей всех участников и в постоянной работе над улучшением образовательного процесса. Анализ проблем и ошибок поможет понять, с какими трудностями сталкиваются учителя, ученики и родители. Это могут быть: недостаток ресурсов, ошибки в управлении образовательной организацией, устаревшие методики преподавания, отсутствие педагогической поддержки учеников и др.
Практика показывает, что через выявление и осознание актуальных проблем, через поиск эффективных решений можно сделать образовательный процесс непрерывного педагогического образования более эффективным, привлекательным и успешным. Применение активных методов обучения педагогов в системе дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), например использование технологий группового обучения, повышает вовлеченность учителей в обучение. Педагоги, в свою очередь, используют новые технологии для повышения интереса к образовательному процессу у своих учеников.
Цель данной статьи: обосновать актуальность, представить и предложить ряд методических рекомендаций к применению в дополнительном профессиональном образовании педагогов стратегической рефлексивной таблицы для анализа образовательных проблем и поиска эффективных решений.
Об актуальности анализа и рефлексии проблем образования
В процессе образовательной деятельности нередко возникают различные проблемы, которые могут быть разделены на отдельные категории. К основаниям категоризации относятся управленческие, коммуникативные, социальные, культурные и прочие аспекты. Каждая из этих категорий способна существенно препятствовать эффективному осуществлению образовательного процесса.
Управленческие проблемы проявляются из-за недостаточной координации между различными уровнями управления, отсутствия четких стратегий и планов. Отсутствие разработанной системы управления образовательным процессом в современной школе при потребности в целостном развитии всех участников образования может привести к дисгармоничности педагогического процесса. Дисгармония проявляется в отчужденности, отсутствии эмоциональной близости, доверия и понимания между участниками образовательных отношений. Как следует из Письма Минпросвещения России «О направлении информации»1, эффективное управление образовательными учреждениями требует прозрачности, ответственности и вовлеченности всех участников процесса. Современные исследователи (Е. И. Бабинцева, В. П. Баранчеев2, С. В. Волков, З. З. Ишбаев, Н. П. Масленникова, В. М. Мишин, Е. Н. Трофименко, А. И. Ходыкина, Л. С. Штраус и др.) утверждают, что коррекция управленческой деятельности может помочь внедрению новых технологий. В свою очередь, они помогут оптимизировать процессы и улучшить взаимодействие между администрацией, преподавателями, учащимися и родителями учеников. Нововведения в настоящее время рассматриваются как новые возможности повышения конкурентоспособности организации, а инновации становятся закономерностью. Управленческие инновации, как правило, представляют собой два взаимосвязанных блока: с одной стороны, это ввод в кадровую систему новых элементов, форм и методов, а с другой – вывод из кадровой системы устаревших элементов, форм и методов [1; 2; 3].
Коммуникация между учителями, учениками и родителями также представляется современными аналитиками (И. Р. Абдулмянова, Г. В. Сороковых, С. Г. Старицына и др.) как очень важная и априори проблемная составляющая образовательного процесса. Проблемы коммуникации в образовании часто имеют в основе непонимание или недостаток информации. Обычно это приводит к конфликтам и снижению мотивации. Текущие исследования показывают, насколько важно развивать навыки эффективного общения, внедрять открытые каналы для обратной связи и создавать атмосферу доверия, где каждый участник процесса чувствует себя услышанным. В настоящее время образование должно учитывать разнообразие социальных условий, в которых находятся учащиеся [4].
Социальные проблемы, такие как неравенство, дискриминация и отсутствие поддержки, рассматриваются современными учеными (Н. А. Еремеев, В. В. Фурсова, Д. Х. Ханнанова, М. М. Шевцова и др.) как негативно влияющие на успеваемость и мотивацию. Иначе возможны следующие варианты поведения детей: уход из школы, низкая успеваемость, прогулы уроков, девиантное поведение [5; 6].
Для предотвращения вышеназванных проблем предлагается разрабатывать программы, которые способствуют инклюзии во всех направлениях, а не только в отношении обучающихся с особыми образовательными потребностями и поддерживают всех учащихся, независимо от их социального статуса. В последнее время усиливается потребность в реализации воспитательного процесса в образовательных организациях, который позволил бы укрепить социальные связи внутри организации, создать детские, детско-взрослые сообщества, поддерживающие развитие каждого ребенка.
В современном мире культура также играет важную роль в формировании образовательных ценностей и подходов. Актуальные исследования (О. Г. Злобина, Е. Н. Князева, О. В. Сопронюк , О. Е. Хухлаев3 и др.) подтверждают, что образовательные системы должны быть чувствительными к культурным различиям и учитывать их в процессе обучения [7; 8]. При этом барьеры межкультурной коммуникации являются не только источниками сложностей и конфликтов. Подобные различия становятся стимулом к познанию культуры, традиций, норм, ценностей собеседников, активизируют развитие навыков коммуникации и эмпатических способностей по отношению к представителям других культур [7, с. 34]. Например, интеграция культурных традиций в учебные программы помогает учащимся чувствовать себя более связанными с образовательным процессом. Как зарубежные, так и отечественные исследователи относят межкультурную компетенцию к группе ключевых, т. е. необходимых специалистам разного профиля [7, с. 36].
Также внимание современных аналитиков привлекают проблемы, связанные с обеспечением доступа к качественным образовательным материалам, которые являются необходимыми условиями для успешного обучения (О. В. Гренадская, М. А. Горюнова, Н. В. Дворянчиков, Т. В. Калашникова, М. Б. Лебедева, Л. С. Печникова, И. П. Савченко, Н. В. Фролова и др.) [10; 11; 12]. Особый интерес вызывает выявление преимуществ, недостатков и проблем использования электронного обучения в учебном процессе для очной формы обучения, когда электронное обучение является одной из составляющих образовательного процесса, а не заменяет его [10, с.78].
Пилотный анализ работ современных исследований подтверждает многообразие и многоаспектность проблемного поля постоянно меняющейся системы образования. Представленный обзор проблем в образовании (образовательных проблем) ни в коей мере не претендует на завершенность. В самых общих чертах он иллюстрирует, насколько обширно проблемное поле образования и насколько важно обычному педагогу своевременно зафиксировать злободневную, насущную, жизненно важную проблему. Поскольку, только выявив проблемы и проанализировав имеющиеся недостатки, он сможет не только обозначить слабые места образовательного процесса, но и найти пути их преодоления [13; 14; 15].
Инструментом, помогающим педагогу определить и осмыслить проблему, представляется предлагаемая нами стратегическая рефлексивная таблица. Разработка, апробация и оценка эффективности стратегической рефлексивной таблицы осуществлялись в парадигме системно-деятельностного подхода (А. Г. Асмолов, А. Н. Сухов и др.), интегрирующего идеи системного (Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и др.) и деятельностного (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин и др.) подходов. Системно-деятельностный подход позволяет спроектировать и организовать образовательный процесс дополнительного профессионального педагогического образования (повышения квалификации), где главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности обучающегося педагога.
Практико-ориентированное обучение (Л. С. Выготский, А. А. Вербицкий, С. Л. Рубинштейн и др.) было выбрано для активизации самостоятельного приобретения новых знаний педагогами, формирования практического опыта и осознания возможностей их применения при решении жизненно важных задач и проблем.
Групповые (коллективные) способы обучения (А. Белл и Дж. Ланкастер, А. Г. Ривин и В. К. Дьяченко и др.) педагогов имеют множество преимуществ, которые способствуют как профессиональному, так и личностному развитию участников групповой работы. Обсуждение идей и подходов в группе способствует тому, что педагоги учатся анализировать и оценивать различные точки зрения. Это помогает им лучше понимать сложные вопросы и создает среду для обмена лучшими практиками и инновационными подходами. Работа в группе создает поддерживающую атмосферу, где участники могут мотивировать друг друга, делиться успехами и преодолевать трудности вместе. Это позволяет рассмотреть проблему с разных сторон, что дает возможность педагогам развивать гибкость мышления и находить нестандартные решения. Совместная работа помогает педагогам лучше адаптироваться к изменениям в образовательной среде, так как они учатся работать в условиях неопределенности и находить решения в команде. Также это способствует формированию профессиональных связей, которые могут быть полезны в будущем для сотрудничества, обмена ресурсами и поддержки. Для исследования эффективности применения стратегической таблицы были использованы методы проектирования и профессиональных проб.
Стратегическая рефлексивная таблица
Эффективным инструментом для выявления образовательных проблем и анализа ошибок педагогической деятельности может стать стратегическая рефлексивная таблица. Таблица впервые была предложена автором статьи в качестве инструмента анализа коммуникативных ошибок в педагогическом общении, который был проведен в рамках социально-педагогического группового тренинга «Избегая попадания в коммуникационные ловушки: как нельзя общаться с учениками в учебной среде».
Стратегическую рефлексивную таблицу можно рассматривать как способ компактного представления педагогической модели со сложной логикой. Таблица устанавливает связь между условиями и последствиями. Она состоит из пяти столбцов, которые включают в себя фиксацию ошибочного действия, рассмотрение последствий ошибки, варианты развития ситуации, предложений исправления ошибочных действий и выводы (табл. 1).
Предлагаемая стратегическая рефлексивная таблица поможет организовать систематизированную групповую или индивидуальную работу при обучении взрослых в тренингах и семинарах по выявлению ошибочных действий, рефлексии и предотвращению повторения ошибочных действий обучаемых. Этот инструмент служит для обнаружения, фиксации, идентификации, осмысления и поиска решения различных актуальных проблем, с использованием одного и того же алгоритма действий, откорректированных под конкретную задачу. Наиболее эффективный результат можно получить при работе с малыми группами, применяя прием «вертушка», когда восприятие одной и той же информации идет с нескольких точек зрения.
Предлагается следующий алгоритм работы с инструментом:
- Участники делятся на четыре мини-группы и получают листы с таблицей, которая содержит пять пустых колонок.
- На первом этапе объявляется заголовок первой колонки. Стоит предложить мини-группе заполнить не менее трех пунктов, описывающих возможные совершаемые участниками образовательных отношений ошибочные действия в заданной тематике или обнаруженные недостатки, примеры которых будут приведены ниже.
- Далее применяется метод перемещений «вертушка». По часовой стрелке группы меняются местами или меняются таблицами. Объявляется заголовок второй колонки. Мини-группа обсуждает и записывает варианты реакции участников образовательных отношений на предложенные предыдущей группой варианты действий или условий.
- На следующем этапе снова происходит смена по часовой стрелке, группы также меняются местами или таблицами. Объявляется заголовок третьей колонки. В этот раз мини-группа обсуждает и записывает варианты развития ситуаций, предложенных предыдущими участниками, работающими над полученной таблицей.
- После окончания обсуждения совершается новый обмен «по часовой стрелке». Объявляется заголовок четвертой колонки. Мини-группа обсуждает и записывает варианты мер для изменения или, в случае положительного исхода, укрепления и развития сложившейся ситуации.
- В финале все возвращается на свои первичные места. Авторы первой колонки изучают, как другие группы развили предложенные ими ситуации и какие пути были найдены для решения образовавшейся проблемы.
- Объявляется заголовок пятой колонки. Мини-группа обсуждает и записывает свои примечания, выводы и дополнения, основываясь на предложениях других групп. Здесь описывается то, с чем участники мини-группы согласны, или предлагается иное решение для исправления конкретной ошибки (табл. 1).
Таблица 1
Обобщенная стратегическая рефлексивная таблица
Table 1
Generalized strategic table
| Ошибочные действия | Последствия ошибки | Как развивается ситуация | Как исправить ошибку | Примечания, выводы, дополнения |
Таблицу 1 можно модифицировать под рассматриваемые темы, добавляя конкретную направленность в заголовки колонок. Например, для исправления ошибок в устранении кадрового дефицита в работе с администрацией образовательной организации колонки таблицы озаглавливаются с учетом решаемой проблемы (табл. 2).
Таблица 2
Стратегические ловушки устранения кадрового дефицита
Table 2
Strategic pitfalls of eliminating staff shortages
| Административная ошибка (что неверно при привлечении и удержании кадровых ресурсов) | Какие последствия административных ошибок возникают | Как развивается ситуация | Как изменить процесс привлечения и удержания кадровых ресурсов | Примечания, выводы, дополнения |
Для рассмотрения ошибок педагогической коммуникации может использоваться следующий вариант таблицы (табл. 3).
Таблица 3
Коммуникативные педагогические ошибки и их исправление
Table 3
Communicative pedagogical errors and their correction
| Педагогическая ошибка | Как реагирует участник коммуникации | Как развивается ситуация | Как исправить ошибку | Примечания, выводы, дополнения |
В условиях сложных ситуаций, решения проблемных задач важно собирать и упорядочивать имеющуюся информацию. Стратегическая рефлексивная таблица является инструментом, помогающим работать с информацией, создавая новые стратегии и тактики для нахождения решений. Таблица помогает увидеть текущие проблемы, идеи и подходы для их решения и исправления сложившейся ситуации.
Пример практического применения. Для примера представлен фрагмент анализа коммуникативных ошибок в педагогическом общении, который был проведен в рамках тренинга педагогов «Избегая попадания в коммуникационные ловушки: как нельзя общаться с учениками в учебной среде». На основе анализа содержимого 10 заполненных участниками тренинга таблиц были получены следующие обобщенные результаты наиболее часто встречающихся вариантов (табл. 4).
Таблица 4
Коммуникативные ошибки в педагогическом общении
Table 4
Communicative errors in pedagogical communication
| Педагогическая ошибка | Как реагирует участник коммуникации | Как развивается ситуация | Как исправить ошибку |
| Повышение голоса,крик; игнорирование мнения ученика; сарказм, насмешки, обидные шутки | Ученик: крик, слезы, жалобы родителям, ответные оскорбления, пропуски уроков. Педагог: эмоциональное выгорание |
Девиантное поведение ребенка, конфликты педагога с родителями, снижение учебной мотивации и школьной успешности, профессиональная неудовлетворенность педагога | Развитие психологической компетентности педагога, выстраивание контакта с родителями, работа над изменением поведения педагога |
На основе данного примера анализа коммуникативных ошибок в педагогическом общении можно сделать следующие выводы:
Идентификация ошибок: основные педагогические ошибки, такие, как повышение голоса, игнорирование мнения ученика, сарказм и насмешки, создают негативную атмосферу в учебной среде. Это ошибки нарушают процесс обучения, делают образовательную среду небезопасной, подрывают доверие между учителем и учениками.
Реакция участников коммуникации: реакции учеников на такие ошибки бывают яркими и разными, включая крик, слезы, жалобы родителям и ответные оскорбления. Это указывает на то, что негативное педагогическое общение может вызывать сильные эмоциональные реакции и приводить к нарастанию конфликта.
Развитие ситуации: негативные последствия для учеников включают девиантное поведение, конфликты с родителями, а также снижение учебной мотивации и школьной успешности. Это подчеркивает важность конструктивного общения в образовательном процессе и его влияние на общее развитие ребенка. Кроме того, может страдать профессиональная удовлетворенность педагога.
Способы исправления ошибок: для исправления педагогических ошибок участники предлагают комплексные меры, такие, как развитие психологической компетентности учителя, выстраивание контакта с родителями и работу над изменением поведения педагога. Эти меры, по мнению участников тренинга, помогут создать более позитивную и поддерживающую образовательную среду.
Результаты. Впервые работа над таблицей была проведена со школьными педагогами в рамках программы дополнительного образования (повышения квалификации) летней педагогической школы для учителей сельских образовательных организаций. В пилотировании приняли участие 50 педагогов. Получены положительные отзывы относительно эффективности таблицы как инструмента: по итогам работы стал возможным анализ коммуникативных ошибок, совершаемых педагогами в процессе общения с детьми, что позволяет осмыслить и обсудить с коллегами другие, позитивные, способы установления коммуникации с учениками и стало пусковым механизмом улучшения психологического климата в школьном коллективе.
В течение года работа с таблицей продолжалась с другими группами педагогов, подтвердившими положительные результаты в отношении возможности улучшить педагогические коммуникации. Также инструмент применялся в работе с группами административных работников образовательных организаций в контексте решения проблем кадрового дефицита в образовании: результатом стала возможность рассмотрения административных ошибок и повышение эффективности процесса привлечения и удержания кадровых ресурсов. В целом в апробации стратегической рефлексивной таблицы участвовали 172 респондента – обучающихся курсов повышения квалификации, состоявшихся на базе Карельского института развития образования. Таблица в том числе использовалась для решения проблем педагогического коллектива образовательной организации по запросу администрации школы.
Все 100 % пользователей дали стратегической рефлексивной таблице положительную оценку, отметив следующие «сильные стороны» инструмента:
- четкость и структурированнось – 15 % респондентов;
- логичность как возможность последовательно перейти от обозначения проблемы к ее осознанию и решению – 60 % респондентов;
- нацеленность на разностороннее рассмотрение проблемы с разных точек зрения – 25 % респондентов.
Участников апробации, по их оценочным суждениям, вдохновляли коллективный характер работы (50 %), совместные рассуждения и поиск ответов на вопросы и решений проблемы (35 %), возможность узнать, что у других педагогов есть такие же затруднения и ошибки (15 %). В рефлексивной части совместной работы педагоги говорили, что часто в мнениях и позициях других участников узнавали себя и свои решения.
Сложность использования инструмента педагоги видят в интерпретации мнений других участников, но именно этот же момент выделяется ими как положительный и трактуется как возможность рассмотрения проблемы с разных сторон, с разных точек зрения. По мнению респондентов, таблица «систематизирует информацию», «структурирует данные о встречающихся ошибках и их последствиях, что упрощает анализ и понимание ситуации». Это помогает педагогам четко увидеть, какие ошибки совершаются и как они влияют на образовательный процесс. Так, педагогами наиболее часто назывались следующие педагогические ошибки:
- неадекватная реакция педагога на ненормативное поведение ученика (крик, агрессия или, наоборот, игнорирование);
- неконструктивное поведение педагога при давлении со стороны родителей учеников;
- субъективное оценивание учебной деятельности учеников и т. д.
Анализ последствий ошибок позволяет проявить причинно-следственные связи и некоторые закономерности в поведении учеников, в реакциях самих педагогов на собственные действия. Например, в нашем опыте педагогами были высказаны такие возможные последствия для педагогов:
- эмоциональное выгорание;
- убежденность в ошибочном выборе профессии;
- осознание никчемности своей профессиональной деятельности и др.
Нахождение способов исправления ошибок с помощью таблицы подводит педагогов к конкретным рекомендациям по улучшению педагогической деятельности и дает возможность разработки стратегий исправления. По итогам работы с таблицей проявились следующие стратегии:
- работа над регулированием эмоций самостоятельно или с помощью специалистов;
- освоение методов контролирования гнева;
- необходимость профилактики эмоционального выгорания;
- внедрение в педагогическую деятельность критериального оценивания и другие.
Результаты теоретического анализа и нашего опыта показывают, что работа с предлагаемой стратегической рефлексивной таблицей может принести значительную пользу педагогам в различных аспектах.
Таблица помогает выявить существующие проблемы, а также генерировать идеи и подходы для их эффективного разрешения и улучшения текущей ситуации, использование таблицы способствует рефлексии педагогической практики, в которой учителя могут анализировать свои действия, выявлять слабые места в своей деятельности и работать над их улучшением, что повышает их профессиональную компетентность.
Также таблица может служить инструментом для документирования совершаемых педагогических ошибок и принятых мер по их исправлению. Это полезно для внутренней отчетности в образовательном учреждении и для анализа динамики изменений.
Инструмент рекомендуется к использованию для индивидуальной работы с педагогами и для обучения педагогов в группах. Последнее, с нашей точки зрения, особенно содействует профессиональному росту учителей, так как в процессе групповой работы педагоги обмениваются опытом, идеями, осваивают новые методики, технологии и практики. Групповая работа требует от учителей умения быстро адаптироваться к иным условиям и быть открытыми к новым идеям. Групповые методы обучения играют важную роль в повышении педагогического мастерства учителей. Это особенно актуально в современном образовании, когда от педагогов требуется владение навыками коммуникации, умение работать в команде, решать конфликты и организовывать коллективную работу учащихся. Таблица может быть использована в рамках тренингов и семинаров для подготовки педагогов, стать основой для обсуждения и практических занятий, направленных на улучшение коммуникативных навыков.
Таким образом, работа со стратегической рефлексивной таблицей является эффективным инструментом для педагогического анализа и совершенствования образовательного процесса, что в конечном итоге способствует развитию профессиональной компетентности педагогов, повышению качества образования и, как очевидное следствие, успешности учеников.
Список литературы
- Бабинцева Е. И. Инновационный потенциал персонала как фактор инновационного развития предприятия // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. № 2-1. С. 166‒170.
- Волков С. В., Ишбаев З. З., Штраус Л. С. Повышение эффективности управления образовательной организацией на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер.: Экономика. 2023. № 1 (35). С. 132‒144.
- Ходыкина А. И., Трофименко Е. Н. Управленческие инновации: понятие, сущность, проблемы внедрения в организациях [Электронный ресурс] // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 9. Электрон. дан. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2016/09/12453 (дата обращения 14.07.2025).
- Сороковых Г. В., Старицына С. Г., Абдулмянова И. Р. Моделирование среды виртуального взаимодействия учителя – ученика – родителя // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова. 2022. Вып. 3 (59). С. 128–141.
- Фурсова В. В. Ханнанова Д. Х. Социальное неравенство в системе образования: российские и зарубежные теории и исследования. Москва, 2013. 280 с.
- Шевцова М. М., Еремеев Н. А. Исследование влияния личных и социальных проблем студентов на обучение [Электронный ресурс] // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 55. Электрон. дан. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-vliyaniya-lichnyh-i-sotsialnyh-problem-studentov-na-obuchenie (дата обращения 14.07.2025).
- Злобина О. Г., Сопронюк О. В. К вопросу о межкультурной коммуникации иностранных студентов // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2021. Т. XVIII. Вып. 3. C. 33‒38.
- Князева Е. Н. Межкультурная коммуникация в современном образовании. Санкт-Петербург, 2018. 205 с.
- Савченко И. П., Гренадская О. В. Инновации в системе управления персоналом [Электронный ресурс] // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. 2015. Электрон. дан. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-v-sisteme-upravleniya-personalom-kompaniy (дата обращения 14.07.2025).
- Использование электронного обучения в образовательном процессе: проблемы и перспективы / Н. В. Дворянчиков, Т. В. Калашникова, Л. С. Печникова [и др.] // Психологическая наука и образование. 2016. № 21 (2). С. 76–83.
- Лебедева М. Б., Горюнова М. А. Применение цифровых образовательных ресурсов на современном уроке. Санкт-Петербург, 2019. 127 с.
- Лубков А. В. Современные проблемы педагогического образования // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 3. С. 34–54.
- Алехина С. В, Самсонова Е. В. Создание инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях. Москва, 2022. 151 с.
- Вагапова Д. Д. Профессиональные характеристики личности педагога // Молодой ученый. 2020. № 17 (307). С. 95–97.
- Панова В. Н. Повышение профессионального уровня педагогов как необходимое условие повышения качества образования // Образование и воспитание. 2020. № 1 (27). С. 46–48.











