МЕЛЬНИКОВА, К. А. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЭССЕ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Непрерывное образование: XXI век. – 2025. – Т. 13. №3. − DOI: 10.15393/j5.art.2025.10865


Т. 13. №3.

Инновационные подходы к организации непрерывного образования

pdf-версия статьи

УДК 378.09

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЭССЕ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МЕЛЬНИКОВА Ксения Александровна
кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков
Ярославский государственный технический университет
(г. Ярославль, Российская Федерация)
ledeja@yandex.ru
Ключевые слова:
академическое письмо
академическое эссе
коммуникация
компетенция
компетентность
непрерывное образование
конкурентоспособность.
Аннотация: развитие когнитивных навыков и коммуникативной компетентности обучающихся становится одной из актуальных задач образования в современных геополитических условиях. Следовательно, подготовка всесторонне развитых выпускников ‒ одна из основных задач учебного заведения, для выполнения которой возникает потребность в модернизации методик преподавания. Однако практика показывает недостаточную сформированность компетенций академической грамотности. Так, развитие данных компетенций в перспективе обеспечения роста научно-исследовательского потенциала страны представляется особенно важным. Целью работы является оценка качества академических эссе, базовых для формирования компетенций академического письма в дальнейшей научно-исследовательской деятельности обучающихся. Задачами исследования выступают: определение основных трудностей при создании эссе, разработка методических рекомендаций, позволяющих повысить их качество, и анализ применения данных методических рекомендаций на практике. Объектом исследования послужили 150 работ международного конкурса эссе за 2022, 2023 и 2024 гг., отобранных методом сплошной выборки. В ходе исследования использованы методы выявления, классификации и интерпретации ошибок, допущенных обучающимися, а также методы систематизации и статистического анализа с использованием теста Краскала ‒ Уоллиса H для определения значимой разницы между независимыми выборками. Согласно результатам анализа, наиболее проблемными, возникающими при написании текстов академического письма, являются аспекты, связанные с когнитивными функциями обучающихся, их умением анализировать информацию, выявлять закономерности и делать выводы. Анализ применения методических рекомендаций позволил значительно повысить качество работ, однако в ряде других критериев качественные показатели снизились. Таким образом, методические рекомендации требуют значительной доработки, что обуславливает дальнейшие перспективы изучения данной проблематики.
Статья поступила: 14.07.2025; Принята к публикации: 10.09.2025; Размещена в сети: 26.09.2025.

ASSESSMENT OF ACADEMIC ESSAYS IN THE SYSTEM OF CONTINUING EDUCATION

MELNIKOVA Ksenia A.
PhD in Philological Sciences, Associate Professor, Department of Foreign Languages
Yaroslavl State Technical University
(Yaroslavl, Russian Federation)
ledeja@yandex.ru
Keywords:
academic writing
academic essay
communication
competence
competency
continuing education
competitiveness.
Abstract: nowadays, politics and economics determine public demand in high qualified specialists. Consequently, the training of comprehensively developed graduates is becoming one of the main tasks of the educational institution Moreover it requires the modern educational approaches upgrading. An academic essay writing skills ensure the development of students’ cognitive and communicative competence. However, there is a lack of academic writing skills. The purpose of the research is to assess the quality of academic essays, identify the main difficulties in their writing, develop methodological recommendations to improve quality, and analyse their practical application. We considered 150 papers of the international essay competition for 2022, 2023 and 2024, selected by the continuous sampling method. The research methods include identifying, classifying, and interpreting students’ mistakes, systematization and Kruskal ‒ Wallis statistical analysis. According to the results, the most problematic aspects concern with the cognitive activity of the students, their ability to analyze information, identify patterns, and draw conclusions. The methodological recommendations allow students to significantly increase the academic writing quality. However, there is a decrease of quality in some criteria. Hence, we believe the methodological recommendations require significant refinement. It provides the prospects for deeper studying the issue.
Paper submitted on: 14.07.2025; Accepted on: 10.09.2025; Published online on: 26.09.2025.

Современное развитие общества, а также особенности политико-экономической ситуации характеризуются постоянно изменяющимися условиями реальности, что не могло не отразиться и на сфере образования. Основные требования, предъявляемые к выпускникам вузов и учреждений СПО, отражены в стратегических документах РФ, таких, как Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»1, Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»2, Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному собранию Российской Федерации от 21 февраля 2023 г.3 Соответствие данным требованиям подразумевает модернизацию и адаптацию существующих методик обучения к нуждам современного рынка труда. Следовательно, обеспечение конкурентоспособности молодого специалиста становится одной из основных задач учебного заведения, что обуславливает актуальность данного исследования.  

Формирование всесторонне развитой личности будущего выпускника становится одной из основных задач современного образования, что привело к смене образовательной парадигмы и введению новых федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС3+ и ФГОС3++)4. Данные стандарты опираются на компетентностный подход, который предполагает принципиально новое проектирование результатов образования посредством формирования универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций как совокупности знаний, умений, личностных качеств, профессиональных и надпрофессиональных навыков выпускника, позволяющих будущему специалисту быстрее адаптироваться к вызовам профессии [1, с. 8; 2, с. 262].

Кроме того, одной из задач дисциплины «иностранный язык» в вузе является формирование коммуникативной компетенции обучающегося, представляющей собой «совокупность общекультурных и общепрофессиональных компетенций, связанных с навыками коммуникации, социального взаимодействия, работы в команде и др. [3, с. 34]. Отметим, что учебная деятельность, направленная на формирование коммуникативной компетенции, обязательна для обучающихся всех направлений и специальностей, поскольку профессиональная деятельность так или иначе связана с коммуникацией [4, с. 61]. Тем не менее в ходе формирования коммуникативной компетенции существует ряд проблем, среди которых могут быть отмечены недостаточная сформированность языковых навыков, узкий кругозор обучающихся ввиду малых объемов чтения, отсутствие критического мышления, неспособность к анализу и интерпретации текста и многие другие [5, с. 18]. Следовательно, развитие навыков создания академического эссе может выступать одним из инструментов их решения, поскольку данному жанру присущи «рефлексичность, критичность, академический стиль, точность, четкость, ясность, богатство мысли, логичность и легкость изложения», в равной степени важные для формирования коммуникативной компетентности будущего специалиста [6, с. 10]. Более того, «данная компетенция носит многокомпонентный характер и включает методологическую, логическую (аргументативную), речевую и научно-публикационную составляющие [7, с. 5].

Отметим, что навыки академического письма необходимы обучающимся при написании курсовых и квалификационных работ, научных статей и др. Однако несформированность соответствующих компетенций значительно снижает качество данных работ. Так, исследователи отмечают отсутствие навыков проведения научного исследования, трудности с формулированием проблематики и методологии исследования, отсутствие практических навыков логического построения и структурирования научного текста [8]. Ввиду отсутствия обязательных курсов академического письма в системе образования, предложено развитие данной компетенции путем реализации различных модулей, среди которых упоминается «академическое эссе на английском языке» [9]. Таким образом, сформированность компетенции создания академического эссе становится базовой для дальнейшей учебной, научной и профессиональной деятельности обучающегося.

Целью данной работы является оценка качества академических эссе. Задач исследования ‒ выявление основных трудностей, с которыми сталкиваются обучающиеся в процессе написания академических эссе, разработка методических рекомендаций для их преодоления и анализ применения данных методических рекомендаций на практике.

Формирование коммуникативной компетенции посредством написания академического эссе в системе непрерывного образования вызывает интерес многих зарубежных и отечественных ученых [10, с. 60; 11; 12, c. 711; 13]. Более того, условия современной геополитической ситуации обуславливают необходимость развития научного и профессионального потенциала страны.  По мнению М. Райана, способность выражать свои мысли в академическом дискурсе является основополагающим навыком, необходимым для непрерывного обучения [14, р. 104]. О. М. Шерехова полагает, что «поэтапное формирование компетенций академической грамотности, начиная со школьной скамьи, а затем в колледжах и вузах, может позволить изменить сложившиеся традиции создания научного знания, тем самым обеспечив продвижение российской науки на новую ступень развития» [15, р. 152]. Так, Г. В. Макович рассматривает «организацию и выражение полученных оригинальных знаний обучающихся в соответствии с научно-исследовательскими критериями соответствующей области знаний, спецификой предмета познавательной деятельности в определенной форме жанра академического письма» [16, с. 16]. О. Л. Добрынина также отмечает необходимость развития навыков академической грамотности, обеспечивающих качественную подготовку научных кадров [17]. Согласно мнению О. Н. Гаврилик, именно умение писать академические эссе способствует формированию «образности речи, логичности мышления и, что крайне важно, широкой эрудиции, глубокому пониманию проблемы, чтобы заинтересовать читателя, пробудить его мысль и заставить его задуматься о волнующих нас проблемах» [18, с. 141].

Таким образом, формирование и развитие навыков создания академического эссе для эффективной подготовки студентов к последующей профессиональной и научной деятельности становятся одной из основополагающих задач современного образования. Отметим, что, несмотря на актуальную потребность обучающихся в навыках создания академического эссе, последнее «не является обязательным компонентом российских образовательных программ» [19]. Более того, анализ ошибок, допускаемых обучающимися, показывает достаточно низкий уровень сформированности данного навыка. Поэтому, принимая во внимание неоднозначность явления, в 2021 г. кафедрой иностранных языков ФГБОУ ВО «Ярославский государственный технический университет» было принято решение о проведении ежегодного международного конкурса эссе на иностранных (английский, немецкий), а впоследствии и русском (для изучающих РКИ) языках (далее – Конкурс). Тема Конкурса задается ежегодно в соответствии с Указом Президента России В. В. Путина.

Так, темой Конкурса в 2021 г. (Год науки и технологий) стала «Scimazing: How To Make Science Fun?»; в 2022 г. (Год культурного наследия народов России) – «One-Ninety-Four and More: Peoples of the Russian Federation»; в 2023 г. (Год педагога и наставника) – «Can the Robots Replace the Teachers?», в 2024 г. (Год семьи) – «The Nation is a Family»; в 2025 г. (Год защитника Отечества) – «The Greatest Feat in the People's Memory». Отметим, что проведение Конкурса эссе вызвало высокий интерес и привлекло большое количество участников: в 2021 г. в Конкурсе приняли участие более 400 студентов из 30 учебных заведений Великобритании, Республики Беларусь, Туниса, Габона и России; в 2022 г. – более 350 участников из 35 учебных заведений Великобритании, Республики Беларусь, Украины и России; в 2023 г. – более 350 участников из 43 учебных заведений Республики Беларусь, Республики Казахстан и России; в 2024 г. – более 370 участников из 38 учебных заведений Республики Беларусь, Монголии, Камеруна, Мали, Ганы, Индии, Узбекистана и России; в 2025 г. – более 450 участников из учебных заведений Республики Беларусь, Республики Казахстан, Монголии, Камеруна, Мали, Индии, Узбекистана и России. Большое количество участников Конкурса говорят о востребованности навыков создания академического эссе.

Конкурсные работы предоставляются на иностранном (английском, немецком) языках или русском (для изучающих РКИ) языке. Иллюстрации (рисунки и/или фотографии) должны размещаться в тексте работы; при наличии цитирования обязательны ссылки на источник информации. К участию в Конкурсе не допускаются: работы, содержащие тексты и/или изображения, нарушающие законодательство Российской Федерации; информацию, унижающую достоинство человека или национальной группы, а также включающие иные формы нарушения этических норм; пропаганду употребления (распространения) алкогольных напитков, табачных изделий и других психоактивных веществ; любые формы упоминаний политических партий, лозунгов; религиозную и запрещенную символику; нарушения требований к содержанию и оформлению; упоминания трендов товарной рекламы; анонимные работы или работы без указания реального имени автора. Определение победителей Конкурса производится конкурсной комиссией с учетом следующих критериев: соответствие работы теме, четкая и логически последовательная композиция работы, согласованность ключевых тезисов и утверждений, умение делать выводы и обобщения, оценка и анализ широкого спектра материалов и источников, хорошо сформулированный текст, т. е. обоснованный, с доказательствами критического и независимого мышления, отражение междисциплинарных связей, соблюдение лексических норм литературного языка, оформление текста с соблюдением правил орфографии и пунктуации и соблюдение стилистических норм литературного языка5.

Отметим, что анализ работ Конкурса в 2021 и 2022 гг. показал неудовлетворительные результаты в отношении критериев построения четкой и логически последовательной композиции и согласованности ключевых тезисов и утверждений. Данное обстоятельство обусловило разработку и введение методических рекомендаций в Положение о Конкурсе в 2023 г. Таким образом, в ходе работы рассматривались работы периодов до и после разработки и введения методических рекомендаций.

В ходе исследования работы Конкурса были проанализированы методами выявления, классификации и интерпретации ошибок, допущенных обучающимися, что позволит понять причины ошибок, разработать стратегии для их исправления и сформировать устойчивый навык создания академического эссе. Также были задействованы методы систематизации и статистического анализа с использованием теста Краскала ‒ Уоллиса H, чтобы определить, существует ли значимая разница между независимыми выборками. Тест Краскала ‒ Уоллиса H представляет собой непараметрический метод статистического анализа, который используется для определения статистически значимых различий между двумя или более группами на основе объединенных данных выборки по всем группам по следующей формуле:

 

H = 12n(n+1)ki = 1R2ini − 3(n+1),

где: H – статистика Краскала ‒ Уоллиса; n – общее количество элементов во всех группах; k – количество групп; Rᵢ – сумма рангов для i-й группы; nᵢ – количество элементов в i-й группе.

Согласно интерпретации результатов теста Краскала ‒ Уоллиса Н, большое значение Н указывает на разницу между группами; p-значение показывает вероятность наблюдать данные, если нулевая гипотеза (отсутствие разницы) верна; p-значение ≤ 0,05 обычно свидетельствует о значимой разнице между группами6.

Материалом исследования стали 150 работ Конкурса за 2022, 2023 и 2024 гг., отобранные методом сплошной выборки (по 50 работ из каждого Конкурса), поскольку количество участников в данных выборках было схожим.

Как упомянуто выше, анализ работ Конкурса в 2021 и 2022 гг. показал неудовлетворительные результаты в отношении критериев построения четкой и логически последовательной композиции и согласованности ключевых тезисов и утверждений. Поэтому в соответствии с целью и задачами работы, а также для повышения качества написания академических работ были разработаны методические рекомендации, включенные в Положение о Конкурсе и позволяющие обучающимся скорректировать некоторые ошибки

Разработка методических рекомендаций была обусловлена необходимостью разграничения академического эссе и других типов письменных работ обучающихся (сочинение, творческое эссе), поскольку академическое эссе «не является свободным художественным выражением мыслей, это четкое, логически обоснованное, объективное и структурированное доказательное рассуждение, эквивалентное краткой исследовательской работе [16]. Кроме того, академическое эссе способно формировать навыки научного мышления, которые могут быть использованы при написании курсовых и выпускных квалификационных работ обучающимися [20, с. 117].

Методические рекомендации были разработаны с учетом специфики академического текста, которая обусловлена соблюдением определенной композиционной парадигмы текста и включает введение, основную мысль автора и заключение [21]. Полагаем, что такая структура является недостаточной, поскольку обучающиеся часто не имеют сформированного навыка написания подобных текстов. Поэтому были переработаны и дополнены методические рекомендации по проверке сочинений для экспертов ЕГЭ-2023 г. ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» на 2022/23 уч. г.7 Предлагаемая нами структура эссе представлена в таблице.

 

Структура эссе

 

Essay structure

 

Абзац Предложение
1. Вступление   Обозначение проблемы
Комментарий к проблеме
Риторический вопрос
2. Выражение собственного мнения Тезис
1-й аргумент
2-й аргумент
3-й аргумент
3. Выражение противоположного мнения Тезис
1-й аргумент
2-й аргумент
4. Несогласие с мнением оппонентов Тезис + 1-й контраргумент
2-й контраргумент
5. Вывод Согласование с проблемой
6. Комментарий Перспектива проблематики
7. Список использованных источников Желателен

 

В соответствии с разделом «Критерии проверки и оценки» рекомендаций для получения обучающимися наиболее высоких баллов сочинение в формате ЕГЭ должно включать в себя формулировку проблемы, комментарий к проблеме с не менее чем двумя примерами, мнение и отношение автора к проблеме, поэтому в структуру Конкурсного эссе были введены дополнительные аспекты, такие как неоднократная аргументация и контраргументация. Несмотря на то что количество аргументов и контраргументов ничем не регламентировано, довольно значительный объем конкурсного эссе (2500‒4000 печатных знаков, с учетом пробелов) обуславливает их введение. Отметим, что соблюдение требований по объему конкурсного эссе является одним из основных критериев оценивания и его несоблюдение влечет исключение работы обучающегося из Конкурса. Полагаем, что следование разработанной нами структуре позволит обучающимся соблюсти требования к объему конкурсной работы.

Поскольку Конкурс проводится на иностранных языках, введение таких аспектов, как «несогласие с мнением оппонента», «аргументация и контраргументация», а также «комментарий», обусловлено попыткой структурирования текста в формате IMRAD (Introduction, Methods, Results and Discussion). Некоторые исследователи, отмечая различия российской и зарубежной научной парадигмы представления результатов исследований, рекомендуют использование IMRAD, что «позволит освоить специфику представления результатов научных исследований в форме, традиционной для зарубежных читателей»8. Также при разработке методических рекомендаций были использованы материалы учебно-методического пособия «Психология служебной деятельности» Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, содержащие методические разработки по обучению создания эссе9.

Полагаем, что введение данных аспектов в структуру конкурсного эссе позволит обучающимся получить представление о структуре научно-исследовательских статей, поскольку повышение уровня академической грамотности обучающихся является одной из основных задач современного образования. Таким образом, разработанные методические рекомендации могут быть применены не только для создания конкурсных работ, но и в дальнейшей деятельности обучающихся, обеспечивая их непрерывное образование.

Согласно методическим рекомендациям, основными целями написания эссе являются: информирование, убеждение читателя, самовыражение автора или комбинация одной или нескольких целей. Их успешное достижение зависит от умения автора правильно определить свою аудиторию. Процесс создания, как правило, состоит из следующих этапов: понимание задания, определение темы, сбор информации, структурирование собранной информации, выработка главного утверждения, написание текста. Кроме того, необходимо согласовывать вступление и заключение с точки зрения соответствия выводов поставленной в эссе проблеме; соблюдение принципа целостности работы достигается за счет выделения абзацев, красных строк, установления логической связи между абзацами; академическому эссе не присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность; приветствуются навыки самостоятельного мышления, наличие собственного мнения автора и четкая структура работы, которая предполагает тезисное изложение мыслей автора с обязательной последующей аргументацией данных мыслей. Аргументами могут являться факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнения ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут сделать изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность, избыточным. Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли).

Также в соответствии с целью и задачами работы в ходе исследования рассмотрены работы участников Конкурса на соответствие их критериям. Результаты представлены на рисунке 1.

 

 

Рис. 1. Соответствие работ критериям Конкурса 

Fig. 1. Student paper compliance with the competition criteria

 

Согласно результатам анализа на соответствие выборки конкурсных работ критериям, можно отметить следующее: соответствие работ теме Конкурса подтверждено довольно высокими результатами – 91  % в 2022 г., 89  % в 2023 г. и 87 % в 2024 г. Некоторое снижение показателей связано с использованием участниками Конкурса инструментов искусственного интеллекта (ИИ), поскольку каждая работа проверяется на применение ИИ-контента при написании работ онлайн-сервисом «ИИ-детектор». Построение четкой и логически последовательной композиции работы отмечено на уровне 54, 69 и 71 % работ, соответственно. Значительное повышение может быть объяснено включением методических рекомендаций по организации композиционной структуры академического эссе в Положение о Конкурсе в 2023 г. Показатели по согласованности ключевых тезисов и утверждений демонстрируют значительный рост в 2023 г. по сравнению с 2022 г. – с 54 % до 64 %, который в 2024 г. незначительно снизился до 63 %, что также может быть объяснено введением методических рекомендаций. Тем не менее показатель по умению делать выводы и обобщения показывает устойчивое снижение – с 71 % до 68 %, а позднее до 65 %. Данное обстоятельство непосредственно связано с использованием ИИ при написании конкурсных работ обучающимися. Показатель по оценке и анализу широкого спектра материалов и источников также показывает уверенное снижение – 72, 68 и 61 %, соответственно. Отметим, что показатели по критическому и независимому мышлению и отражению междисциплинарных связей показывают значительное снижение: 65, 62, 58 и 63, 60, 57 %, соответственно, что также связано с использованием ИИ в процессе создания конкурсных работ. В отношении показателей по соблюдению лексических норм литературного языка, оформлению текста с соблюдением правил орфографии и пунктуации и соблюдению стилистических норм литературного языка статистические данные довольно высокие и изменяются незначительно: 74, 73, 75; 81, 79, 82 и 75, 76, 77 %, соответственно, что может объясняться достаточно высоким уровнем сформированности языковых навыков у обучающихся.

Согласно статистическим данным теста Краскала ‒ Уоллиса, значение Н равно 24,6709, что свидетельствует о значительной разнице между группами; p-значение равно 0,0034 (меньше ≤ 0,05), т. е. оцениваемые данные групп различаются значительно.

Следовательно, введение методических рекомендаций позволило значительно повысить качественные показатели работ Конкурса и развить компетенции участников. Тем не менее наиболее проблемными аспектами, возникающими у участников при написании академических эссе, являются те, которые непосредственно связаны с когнитивными функциями обучающихся, их умением анализировать информацию, выявлять закономерности и делать выводы. Несмотря на то что качественные показатели участников повысились, необходимо уделять больше внимания развитию компетенций обучающихся. Таким образом, считаем необходимым и обязательным введение курсов академического письма на всех уровнях образования. Также считаем целесообразным определение основных трудностей, с которыми сталкиваются обучающиеся в процессе написания академического эссе (рис. 2).

 

 

Рис. 2. Трудности при написании академического эссе 

Fig. 2. Difficulties in writing an academic essay

 

Согласно результатам анализа по определению основных трудностей, с которыми сталкиваются обучающиеся при написании академического эссе, можно отметить следующее: использование ИИ при написании работы является наиболее частотным показателем и составляет 17 % от общего количества работ; за ним следуют использование научного стиля речи, логики и методов аргументации, поиск, отбор и критическая оценка информации – по 14 % каждый. Считаем данные показатели взаимосвязанными, поскольку современное развитие ИИ не позволяет данной технологии качественно анализировать и синтезировать информацию. К сожалению, обучающиеся часто используют ИИ в своей учебной деятельности, полностью полагаясь на цифровой ресурс. Трудности, возникающие на уровне употребления корректных лексических, грамматических и стилистических единиц, составляют 11 % от общего числа выборки и связаны с недостаточно развитыми языковыми компетенциями обучающихся. Показатель некорректного оформления библиографических данных составляет 10 % и также часто является следствием использования ИИ обучающимися. Логическая организация текста нарушена в 4 % случаев, что может быть объяснено несформированностью когнитивных навыков обучающихся. Показатель адекватной формулировки цели работы составляет 2 % и, в основном, связан с низким уровнем мотивации обучающихся к написанию академического эссе (на Конкурс присланы работы, не соответствующие теме).

В ходе исследования была проведена оценка качества академических эссе, выявлены основные трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся, разработаны и введены методические рекомендации для их преодоления. Анализ применения данных методических рекомендаций позволил значительно повысить качество работ участников по оценочному ряду критериев. Однако в ряде других критериев качественные показатели снизились. Полагаем, что методические рекомендации требуют значительной доработки, направленной на снижение использования систем ИИ в процессе создания академического эссе, что обуславливает дальнейшие перспективы изучения данной проблематики. Таким образом, оценка академических эссе позволяет развить коммуникативную компетентность и когнитивные навыки обучающихся, что положительно скажется на формировании научно-исследовательского потенциала студентов, обеспечивая процесс непрерывного образования будущего специалиста.

 

Список литературы

  1. Аверина М. Н., Круглова С. Л., Бабаян В. Н. О формировании и развитии продуктивных лексико-грамматических навыков обучающихся на практических занятиях по иностранному языку // Актуальные проблемы теории, практики и методики преподавания иностранного языка: сборник научных материалов международной научной конференции, 30 января 2024 г. Ярославль, 2024. С. 3‒22.
  2. Останина С. А., Птицына Е. В. Компетентностный подход к обучению студентов вуза в условиях реализации образовательных стандартов третьего поколения [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Вып. 5. Электрон. дан. URL: https://mir-nauki.com/PDF/54PDMN519.pdf (дата обращения 25.05.2025).
  3. Останина С. А. Формирование педагогической компетентности будущих преподавателей-музыкантов в условиях образовательного процесса творческого вуза // Европейский журнал социальных наук: научный журнал. 2016. Вып. С. 259‒272.
  4. Крошина В. А. Технологии и ресурсы формирования коммуникативной компетенции студентов вузов // Вестник педагогических наук. 2021. Вып. 3. С. 31‒37.
  5. Шерехова О. М. Формирование иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции бакалавров-политологов // Ярославский педагогический вестник. 2025. Вып. 1 (142). С. 58‒68. DOI: 10.20323/1813-145X-2025-1-142-58
  6. Минеева И. Н. Академическое эссе: Теория и практика жанра [Электронный ресурс] // Филологический класс. 2015. Вып. 2 (40). Электрон. дан. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/akademicheskoe-esse-teoriya-i-praktika-zhanra (дата обращения 20.08.2025).
  7. Специфика критического мышления российской молодежи в условиях цифровизации / Е. В. Бродовская, А. Ю. Домбровская, Р. В. Пырма [и др.]// Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2019. Вып. 1 (37). С. 14–23. DOI:10.26794/2226-7867-2019-9-1-14-23.
  8. Бабакова Т. А., Добрынина О. Л., Юсупова Л. Н. Проблемы и перспективы развития академического письма в региональном университете // Непрерывное образование: XXI век. 2024. Вып. 3 (47). С. 47‒66. DOI 10.15393/j5.art.2024.9686
  9. Бабакова Т. А., Добрынина О. Л., Юсупова Л. Н. Организационные и дидактические подходы к созданию и функционированию Центра академического письма в региональном университете // Непрерывное образование: XXI век. 2023. Вып. 3 (43). С. 1‒27. DOI: 10.15393/j5.art.2023.8645
  10. Путиловская Т. С. Компетентностно-деятельностная модель академического письма // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. Вып. 10. С. 84‒94. DOI: 10.31992/0869-3617-2018-27-10-84-94
  11. Fowler J. Academic essays: part 1: the importance of academic writing. British Journal of Nursing. 2020. Vol. 29. P. 718–718. DOI:10.12968/bjon.2020.29.12.718
  12. Tursunova Sh. Sh. Writing effective academic essays [Электронный ресурс] // Экономика и социум. 2024. Вып. 6-1 (121). Электрон. дан. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/writing-effective-academic-essays (дата обращения 23.08.2025).
  13. Agung R., Yuni P., Kusubakti A., I Wayan N., Sri S., Arisa D., Marzuki. Exploring Artificial Intelligence in Academic Essay: Higher Education Student's Perspective // International Journal of Educational Research Open. Vol. 5. 2023. DOI: 10.1016/j.ijedro.2023.100296
  14. Ryan M. Improving reflective writing in higher education: a social semiotic perspective // Teach. High. Educ. 2011. Vol. 16. Р. 99‒111. DOI: 10.1080/13562517.2010.507311
  15. Шерехова О. М. Формирование академической грамотности у магистрантов в процессе изучения иностранного языка в сфере профессиональной коммуникации // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. Вып. 5. С. 150‒166. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-5-150
  16. Макович Г. В. Развитие компетенций академического письма как инструмент реализации государственной программы по повышению конкурентоспособности науки и образования // Вопросы управления. 2018. Вып. 1 (50). С. 12‒18.
  17. Добрынина О. Л. Академическое письмо для научно-публикационных целей // Непрерывное образование: XXI век. 2019. Вып. 1. DOI: 10.15393/j5.art.2019.4485
  18. Гаврилик О. Н., Тарантей В. П. Дидактические возможности эссе в преподавании наук в высшей школе [Электронный ресурс] // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2015. Вып. 3. С. 138–148. Электрон. дан. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-vozmozhnosti-esse-v-prepodavanii-nauk-v-vysshey-shkole  (дата обращения 21.08.2024).
  19. Юсупова Л. И., Татарина Т. М. Конкурс академического эссе как средство популяризации академического эссе в системе образования [Электронный ресурс] // Непрерывное образование: XXI век. 2024. № 3 (47). Электрон. дан. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konkurs-akademicheskogo-esse-kak-sredstvo-populyarizatsii-akademicheskogo-pisma-v-sisteme-obrazovaniya (дата обращения: 20.08.2025).
  20. Шестак В. П., Шестак Н. В. Формирование научно-исследовательской компетентности и «академическое письмо» [Электронный ресурс] // Высшее образование в России. 2011. Вып. 11. С. 115–119. Электрон. дан. URL: http://vovr.ru/upload/Shestak11-11.PDF (дата обращения 09.08.2025).
  21. Хлыбова М. А. Формирование навыков академического письма в вузе на примере эссе [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. 2021. Вып. 70-3. Электрон. дан. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-navykov-akademicheskogo-pisma-v-vuze-na-primere-esse (дата обращения 20.08.2025).

 




Просмотров: 55; Скачиваний: 9;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2025.10865