ИВАНИЩЕВА, Н. А. ФОРМАТЫ ПОДГОТОВКИ К САМООБРАЗОВАНИЮ СТУДЕНТА ВУЗА В НЕПРЕРЫВНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ // Непрерывное образование: XXI век. – 2025. – Т. 13. №3. − DOI: 10.15393/j5.art.2025.10864


Т. 13. №3.

Проблемы преемственности обучения и воспитания в России

pdf-версия статьи

УДК 378.4

ФОРМАТЫ ПОДГОТОВКИ К САМООБРАЗОВАНИЮ СТУДЕНТА ВУЗА В НЕПРЕРЫВНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ИВАНИЩЕВА Надежда Александровна
доктор педагогических наук, доцент
Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет)
(г. Москва, Российская Федерация)
Ivana@bmstu.ru
Ключевые слова:
самообразование студента вуза
самообразовательная деятельность
форматы подготовки
персонализированные образовательные траектории
внеаудиторная деятельность
саморегуляция
непрерывное профессиональное образование.
Аннотация: статья посвящена проблеме самообразования в обеспечении проектирования индивидуально-профессионального пути студента в системе непрерывного образования. Методологическое основание исследования составили идеи педагогики самообразования в структуре профессионального саморазвития будущих специалистов и форматы самообучения в условиях информатизации образования. Совокупность аксиологического, личностно ориентированного и деятельностного подходов обеспечила выделение конструкций моделей реализации исследовательской инициативы студента. Научная новизна исследования состоит в обобщении существующих тенденций, определении приоритетных задач, принципов, направлений, путей и средств построения процесса подготовки к самообразованию в непрерывном профессиональном образовании. Раскрыты особенности самообразовательной деятельности, которая изменяется под давлением информационного многообразия, обеспечения свободного доступа к знаниям и ответственного отношения к их применению. Дано определение категории «самообразование студента вуза» как формы активного, целенаправленного и осознанного построения собственной образовательной стратегии для укрепления ценностной позиции саморазвития. Выделены и обоснованы форматы подготовки к самообразованию: научное студенческое общество, получение специализированных знаний и изучение других дисциплин в рамках сетевого обучения, построение индивидуальных образовательных траекторий, которые задают направление и содержание самообразовательной деятельности, способствуют развитию самостоятельности, критического мышления и ответственности за непрерывный личностный и профессиональный рост.
Материалы исследования могут быть использованы при разработке образовательных программ подготовки будущих специалистов, в частности дисциплин, обеспечивающих формирование готовности к организации самообразования на протяжении всей профессиональной жизни.
Статья поступила: 31.12.2024; Принята к публикации: 30.06.2025; Размещена в сети: 26.09.2025.

FORMATS OF PREPARATION FOR SELF-EDUCATION OF A UNIVERSITY STUDENT IN CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION

IVANISHCHEVA Nadezhda A.
Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Bauman Moscow State Technical University (National Research University)
(Moscow, Russian Federation)
Ivana@bmstu.ru
Keywords:
self-education of a university student
self-educational activity
training formats
personalized educational trajectories
extracurricular activities
self-regulation
continuous professional education.
Abstract: the article is devoted to the problem of self-education in ensuring the design of an individual professional path of a student in the system of continuous education. The methodological basis of the study was the ideas of self-education pedagogy in the structure of professional self-development of future specialists and self-training formats in the context of informatization of education. The combination of axiological, personality-oriented and activity-based approaches ensured the identification of the designs of models for implementing the student's research initiative. The scientific novelty of the research consists in generalizing existing trends, defining priority tasks, principles, directions, ways and means of constructing the process of preparation for self-education in continuous professional education. The features of self-education activity are revealed, which changes under the pressure of information diversity, ensuring free access to knowledge and a responsible attitude to its application. The definition of the category «self-education of a university student» is given as a form of organizing a personalized educational trajectory in strengthening the value position of self-development. The formats of preparation for self-education are identified and substantiated: a scientific student society, obtaining specialized knowledge and studying other disciplines within the framework of network training, building individual educational trajectories that set the direction and content of self-education activity, contribute to the development of independence, critical thinking and responsibility for continuous personal and professional growth.
The research materials can be used in the development of educational programs for the training of future specialists, in particular disciplines that ensure the formation of readiness to organize self-education throughout professional life.
Paper submitted on: 31.12.2024; Accepted on: 30.06.2025; Published online on: 26.09.2025.

В связи с введением в 2018 г. стандарта ФГОС ВО (3++) происходит сокращение часов на изучение дисциплин предметной подготовки, а также уменьшение количества спецкурсов и факультативов, что, в свою очередь, влечет за собой снижение качества подготовки будущего специалиста. В этой непростой ситуации возрастает значимость самообразования студента во внеаудиторное время как для восполнения дефицита учебного времени в теоретической подготовке, так и для предоставления возможности практического применения компетенций в условиях самостоятельной деятельности. «Ориентированность на реальность» (А. Маслоу) побуждает субъекта непрерывно заниматься самообразованием независимо от возраста.

Общетеоретические представления о подготовке к самообразованию, сформулированные в педагогике (А. К. Громцева, А. А. Бодалев, Ю. Н. Кулюткин, Н. А. Рубакин, Г. С. Сухобская и др.), составляют ценностно-методологический фундамент, на базе которого разрабатываются частные вопросы теории самообразовательной деятельности студенческой молодежи. Концептуальная база исследования самообразования включает следующие разработанные в науке положения:  

  • система дефиниций, отражающая понятийно-категориальный аппарат самообразования как вида образовательной деятельности (А. Я. Айзенберг [1]);
  • цели, признаки, формы, основные направления самообразования (Г. М. Коджаспирова [2], С. А. Пугачева [3], С. Л. Рубинштейн [4]);
  • особенности самостоятельного обучения в период профессиональной подготовки в вузе (Н. А. Иванищева [5], Н. В. Кузьмина [6], Г. Н. Сериков [7]);
  • создание пространства свободы творчества при организации самообразовательной деятельности (С. И. Змеев [8], П. В. Суханов, Р. Н. Нурулин [9]);
  • осуществление целенаправленной, систематической, познавательной деятельности студента по самостоятельному наращиванию и совершенствованию своих компетенций для качественного развития личности (Дж. Брунер [10], В. В. Неволина [11]);
  • критерии продуктивности повышения профессиональной квалификации безотносительно к конкретной профессиональной группе (С. С. Котова [12], А. В. Хуторской [13]).

В диссертационных исследованиях вопросы самообразования обучающихся системы высшей школы рассматриваются в аспекте: формирования готовности будущих социальных работников к самообразованию (Е. В. Гревцова, 2017)1; реализации интерактивной модели педагогической организации курсантского самообразования в вузе (М. А. Нагоева,  2018)2; особенностей подготовки студентов-экономистов старших курсов к непрерывному самообразованию (Э. М. Эрикенова, 2020)3; программно-содержательного обеспечения развития компетенции самообразования у студентов бакалавриата (О. Д. Сальникова, 2021)4, развития культуры самообразования в процессе изучения иностранного языка (Ю. П. Поспелова, 2022)5; определения оптимальных организационно-педагогических условий самообразовательной деятельности курсантов МВД (М. В. Пешков, 2024)6.

В ряде эмпирических исследований психологами и педагогами установлена зависимость самообразования от успешной самоорганизации учебной деятельности, в которой ответственность берет на себя сам студент, когда самостоятельно выбирает средства и методы работы с тем, чтобы максимально использовать собственные возможности [14], и придерживается структурно-функциональной упорядоченности выполняемых действий [15].

В исследовании определим самообразование студента вуза как самостоятельную подготовку к вызовам будущего в целенаправленной познавательной деятельности, отражающей трансляцию во внешнее окружение целостного представления о себе в совокупности специфичности черт характера, физических сил, мотивационных установок, способов поведения и коммуникативных действий, их соответствия личностному самосовершенствованию в соответствии с культурными и социальными ценностями общества.

Самообразование есть заданное содержание самообразовательной деятельности, которое необходимо освоить, чтобы быть компетентным. Вовлеченность студента вуза в разнообразные форматы подготовки к самообразованию в процессе непрерывного профессионального образования обеспечивает: а) расширение диапазона профессионально-личностного развития (использование ресурсов образовательного пространства для активизации самообразовательной позиции; стимулирование учебно-познавательной, научно-исследовательской и проектной деятельности; удовлетворение потребности в саморазвитии); б) применение самообразовательных интерактивов (сочетание в образовательном процессе смешанного формата онлайн- и офлайн-коммуникаций, цифровых и нецифровых ресурсов; обращение к цифровым платформам, онлайн-инструментам, цифровой и интернет-среде; навыки и знания к процессу обучения в цифровой среде); в) системность процесса самообразования (условия для самостоятельной  поисковой активности; преемственность аудиторной и внеаудиторной работы; рефлексия учебно-познавательной деятельности); г) организацию позиционного взаимодействия (система дидактических отношений «студент – преподаватель», «студент – студент», «студент – группа» позволяет решать учебные (проблемные) задачи с различных позиций, что стимулирует самостоятельное добывание знаний); д) развитие самообразовательной мотивации (потребность в профессионально ориентированной деятельности; избирательность и направленность поисковой самообразовательной активности; стремление совершенствовать содержание и формы самоподготовки).

В процессе подготовки к самообразованию ведущим выступает деятельностный принцип, предполагающий организацию целенаправленной деятельности (цель → задачи → содержание → результаты), в рамках которой студент получает возможность проявить активное отношение к освоению профессиональной роли, а также актуализировать и развивать собственные профессиональные компетенции. «Ключевыми факторами активной самообразовательной деятельности (поведения) выступают способность и готовность к рефлексии как способу самоанализа. Осознание образовательных потребностей создает образовательный запрос на начало согласования своих потребностей и возможностей. Таким образом, активность, субъектность, рефлексивность и запрос неразрывно связаны» [16, с. 639].

К настоящему времени накоплен определенный научно-методический опыт по решению проблемы повышения эффективности подготовки к самообразованию средствами моделирования образовательных сред (инновационной, профессиональной, информационно-образовательной, эколого-личностной, субъектно ориентированной и др.). В приобщении студенческой молодежи к самообразованию в непрерывном профессиональном образовании необходимо опираться на возрастной подход к формированию персонального стиля самообразования, учитывать ситуацию развития обучающихся на различных этапах социализации, особенности культурно-образовательной среды региона и миссию вуза. Для достижения этих целей должны быть использованы индивидуальные формы учебно-познавательной и воспитательной деятельности в высшей школе (Н. А. Иванищева, Л. А. Кочемасова [17]).

Обзор научной литературы по изучаемой проблематике показывает, что основным предметом исследования является формирование и развитие отдельных элементов в структуре самообразования. При этом недооцениваются возможности самообразования для понимания взаимосвязей между компонентами образовательного процесса и моделированием форматов, что актуализирует проведение настоящего исследования.

В качестве методологического фундамента подготовки студента к самообразованию как компонента непрерывного профессионального образования целесообразно опираться на положения педагогической аксиологии, основы которой были заложены отечественными классиками (Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др.), а затем разрабатывались такими крупными учеными, как Е. В. Бондаревская, Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин.

В психологическом смысле целостность процесса формирования ценностных ориентаций на самообразование проявляется в том, что для освоения контента должна быть задействована вся система высших психических функций:

  • когнитивных, поскольку требуется понимание сути, природы, способов реализации ценности;
  • смыслообразующих, обеспечивающих адекватное понимание личностного смысла ценности, то есть ее значения-для-себя;
  • чувственно-эмоциональных, благодаря чему обеспечивается переживание ценности как жизненной потребности, без удовлетворения которой человек не мыслит свое дальнейшее существование;
  • волевых, значимость которых обусловлена тем, что следование принятой ценности и реализация жизненных целей, которые выдвигаются субъектом в соответствии с его ценностными ориентациями, требует высокого уровня волевой саморегуляции, способности преодолеть все свои слабости во имя реализации ценностных установок.

Результаты исследований [18; 19] показали, что ценности выступают своеобразным фильтром для информации идущих извне побуждений к различным действиям эпизодически возникающих мотивов. Они обеспечивают морально-волевую устойчивость личности в системе последовательных шагов подготовки к самообразованию: 1) оценка потребностей в самообразовании; 2) обеспечение ресурсов для самообучения; 3) самостоятельное осуществление учебных действий; 4) оценка результатов самообучения.

По мнению Н. А. Левочкиной, внеаудиторная работа, независимо от формы ее организации, открывает перед студентом широкие возможности для самообразования и самореализации. Она способствует вовлечению в разнообразную деятельность, формированию системы взаимоотношений, развитию навыков командной работы, установлению дружеских и профессиональных связей, проявлению лидерских качеств, профессиональному росту [20, с. 56]. Внеаудиторная деятельность в системе высшего образования включает в себя, наряду с внеучебной, и учебную деятельность в форматах гибридного и смешанного обучения, что значительно обогащает ее образовательный потенциал. Рассмотрим отдельные форматы подготовки к самообразованию студента вуза в непрерывном профессиональном образовании.

Студенческое научное общество. Ускорение темпов научно-технологического развития России актуализирует необходимость привлечения к исследовательской деятельности талантливой молодежи из студенческой среды (в том числе при формировании в вузе коллективов ученых с включением студентов). Основой институциональной инфраструктуры студенческой науки в вузе является, прежде всего, постоянно функционирующая структура в форме студенческого научного общества (СНО).

СНО объединяет представителей научных обществ по областям знаний и по направлениям обучения в целях организации научной деятельности, для привлечения студента к самостоятельным научным исследованиям, в том числе на междисциплинарной основе. В современных условиях возрастания значимости самообразования и индивидуальной траектории развития личности в рамках непрерывного образования все более важным становится обращение к личной ответственности студента за свой опыт исследовательской деятельности.  Увлеченный научным познанием студент вовлекается в научно-исследовательскую работу, задачей которой является формирование умений выявлять проблемы и находить их решения, приобретение навыков исследования, демонстрация научного творчества, проверка научных гипотез и проведение научно обоснованного их доказательства.

Ученые (И. В. Гладкая, Е. А. Окладникова, Ю. В. Рахманова, О. Г. Цыплакова [21]) отмечают, что работа студента в СНО нацелена на «науку по содержанию» более, чем на «науку по форме». Как правило, студент, активно вовлеченный в работу СНО, демонстрирует более высокие учебные результаты по сравнению со студентами, предпочитающими другие формы студенческой внеучебной деятельности (научный клуб, олимпиада, предметный кружок и т. д.). Самостоятельная познавательная активность личности способствует развитию у студента интереса к науке как базисного регулятива прогрессивного функционирования всех сфер современного общества и продуктивной реализации прорывных, наукоемких инновационных технологий в профессиональной подготовке (Н. А. Иванищева, Л. Г. Пак [22]).

Анализ образовательной практики вуза показал наличие нескольких конструкций моделей реализации исследовательской инициативы:

  • культурно-просветительская модель (отражает ценности научного познания для формирования культурных потребностей студента в трансляции научного знания);
  • научно-утилитарная модель (определяет вспомогательное участие студента в индивидуальном и/или коллективном научном поиске, включая участие в грантах);
  • проектно-созидательная модель (ориентирует студента на достижение конечного результата: доклад на конференции, научный реферат, эссе-аргументация и др.).

Выбор модели предоставляет возможность участия члену СНО в каком-либо виде внеаудиторной деятельности в рамках научного направления:

  • форумная кампания, определяющая поддержку персонализированной самообразовательной траектории студента в научных форумах, прежде всего всероссийского уровня: Таврида.АРТ (Респ. Крым), Территория смыслов (Московская обл.), Евразия Global (Оренбургская обл.), Машук (Ставропольский край), Байкал (Иркутская обл.) и др. Самоконструирование опыта участия в профессиональных молодежных сообществах создает перспективы самосовершенствования в проекции укрепления смысложизненных ценностей (креативность, активные социальные контакты, развитие себя, достижение, сохранение собственной индивидуальности);
  • федеральные программы и проекты, обеспечивающие реализацию стратегии опережающего образования для получения дополнительного импульса самообразования в условиях растущей неопределенности мира. Наиболее популярны программы и проекты Российского союза молодежи: Национальный конкурс талантов «Краса студенчества России», Российская студенческая весна, Всероссийский образовательный форум «Студвесна», Российская национальная премия «Студент года». Проявление чувства сопричастности к жизни социума стимулирует самообразовательную активность в стремлении соответствовать новой трудовой реальности, в которой формируются ценности деятельности;
  • грантовая деятельность, характеризующая раскрытие творческого потенциала в процессе решения социально значимой проблемы. Осознание важности внедрения в жизнь собственных идей выводит цели самообразовательных практик студента на путь к саморазвитию и повышению своих профессиональных навыков. В практическом применении это может выглядеть как работа в научно-исследовательской лаборатории на базе образовательной организации высшего образования, где реализуются исследования, организуются дополнительные занятия, проводятся консультации по интересующим темам.

Научно-исследовательская активность студента в рамках студенческих сообществ создает предпосылки для проектной деятельности, в том числе направленной на развитие индивидуальных форм самообразования, таких как:

  • разработка и реализация собственных исследовательских проектов;
  • участие в открытых образовательных платформах по выбранной тематике;
  • самостоятельное изучение научной литературы и аналитических источников;
  • построение персонализированных образовательных траекторий на основе карьерных ориентиров;
  • участие в профессиональных сообществах;
  • создание научных публикаций, презентаций и образовательного контента;
  • вовлечение в междисциплинарное взаимодействие с целью расширения познавательной сферы.

При этом содержание научных разработок (проектов, грантов и др.) все больше ориентируется на использование студентом сквозных технологий (цифровых, инженерных, информационных), которые выступают ключевыми направлениями трансформации современного профессионального пространства и требуют от будущего специалиста высокой степени самостоятельности, адаптивности и готовности к непрерывному обучению (В. Г. Конюхов [23], T. Chiu et al. [24]).  

В дорожной карте продвижения по траектории проектирования студент фиксирует основные действия, что делает возможным увидеть наиболее вероятные ошибки при выполнении исследовательской деятельности, минимизировать риски и контролировать результат самообразования.

Получение специализированных знаний и изучение других дисциплин в рамках сетевого обучения. В статье 15 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обозначено, что сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. Среди таких организаций могут быть: научные, производственные, медицинские, организации культуры, физкультурно-спортивные центры и др.

В исследовании сетевое обучение рассматривается с позиции развития навыков самостоятельного выбора и планирования самообразования, поскольку данный формат предоставляет студенту расширенные возможности для персонализации образовательного процесса, осознанного определения целей обучения, выбора содержательных модулей и форм освоения учебного материала. Тем самым создаются условия для формирования субъектной позиции студента в соответствии с его личными потребностями и повышения его ответственности за собственное профессиональное и личностное развитие. Мотивационными факторами самостоятельного получения специализированных знаний и изучения других дисциплин вне рамок учебного плана, в том числе через участие в онлайн-курсах, выступают внутренние (выраженный познавательный интерес, желание углубить знания в профессиональной области, стремление к освоению смежных сфер компетентности, установка на интеллектуальную автономию) и внешние (востребованность на рынке труда, получение дополнительной квалификации, подготовка к стажировкам, установка на  трудоустройство) стимулы. Данный формат подготовки к самообразованию приводит студента к осознанию необходимости непрерывного образования в условиях стремительных изменений в профессиональной среде, усиливает потребность в самостоятельном индивидуальном освоении новых знаний и компетенций вне рамок формального обучения.

А. С. Соколова обращает внимание на то, что сетевое обучение представляет модель «равный к равному», в котором учебное сообщество выполняет обязанности преподавателя. Результативность самостоятельного усвоения учебного материала сетевых модулей определяется «непрерывным совместным производством общей учебной среды» и «созданием учебного контекста, необходимого и достаточного для самообразования» [25]. Сетевое взаимодействие вуза с представителями других образовательных и производственных организаций предоставляет студенту дополнительные ресурсы для получения специализированных знаний, которые в последующем он будет использовать в своей профессиональной сфере.

В эмпирическом исследовании (А. М. Коротков, О. А. Карпушова, С. Б. Спиридонова [26]) представлен опыт реализации сетевого смешанного обучения в совместно распределенной учебной деятельности на основе единого верифицированного образовательного контента (система логических действий, средств и инструментов сетевого взаимодействия субъектов обучения). При такой организации студент становится автономным участником образовательного процесса. С учетом своих индивидуальных потребностей в получении специализированных знаний и изучении других дисциплин он свободно включается в совместную деятельность сетевого сообщества. Ученые пришли к выводу, что сетевое обучение обладает ресурсами формирования компетенций самообразовательной деятельности в процессе погружения студента с младших курсов в профессиональный контекст сферы труда.

Доступность и обеспеченность процесса самообразования качественными электронными образовательными ресурсами, созданными вузом и вне его (электронные библиотеки, образовательные платформы, образовательные онлайн-сервисы и сайты и др.), содействуют реализации концепции непрерывного образования, овладению профессией лицами из разновозрастных групп (в том числе лиц с ОВЗ, инвалидов) и возможности трудоустройства студента в организациях сетевых партнеров до завершения обучения при условии успешного освоения профессионального модуля и приобретения соответствующих компетенций (М. Л. Левицкий, И. М. Осмоловская, И. Ю. Тарханова [27]).

Самостоятельное получение специализированных знаний и изучение других дисциплин (смежных, а иногда и достаточно далеких) сверх основной образовательной программы предусматривает в сетевом обучении выстраивание субъект-субъектного взаимодействия по следующим «шаблонам»: преподаватель – студент; студент – студент; учебное сообщество – цифровые образовательные ресурсы. Насыщенность сетевой образовательной среды кадровым потенциалом и техническим обеспечением делает возможным для студента корректировку своего поведения в процессе самообразования, включая саморегуляцию, тайм-менеджмент и контроль. Навыки саморегуляции (самодисциплина, организация, планирование и самоконтроль деятельности), по мнению В. И. Моросановой, не только придают студенту уверенность в результативности своей сетевой учебной деятельности, но и в достижении целей жизнедеятельности на основе самоорганизации ресурсов когнитивно-операционального и личностно-регуляторного уровней [28].

Возможность углубленного изучения материала за рамками учебной программы по избранной специальности обеспечивает диалоговый обмен информацией со всеми субъектами учебного процесса в ходе сетевого обучения. Ценностно-смысловая направленность технологий, методов и средств образовательного процесса предполагает самостоятельное использование студентом рекомендованных учебно-методических, научно-информационных и цифровых образовательных ресурсов, посещение консультаций представителей работодателей, активизацию познавательной деятельности в рамках одной или нескольких квалификаций выбранной специальности.

Отметим ряд обобщений по результатам проведенного исследования:

  1. Самообразование студента вуза есть цель и способ образовательной деятельности, обеспечивающей систематическую активность, направленную на достижение личностно и общественно значимых образовательных целей, удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и образовательных запросов, качественное изменение субъекта (базовые и специальные умения самообразовательной деятельности, мотивация и самооценка) в непрерывном самосовершенствовании.
  2. Смысложизненные ценности личности (собственный престиж, высокое материальное положение, креативность, активные социальные контакты, развитие себя, достижение духовного удовлетворения, сохранение собственной индивидуальности) в процессе профессиональной подготовки выступают приоритетными основаниями персонализированной образовательной траектории.

3. Форматы подготовки к самообразованию студента обеспечивают содержательно наполненный, технологически выстроенный (алгоритмизированный, поэтапный, основанный на применении сообразных поставленной задаче средств, методов и форм организации) и результативно диагностируемый процесс самостоятельного получения новых знаний в процессе непрерывного профессионального образования в вузе с «практическим выходом» в сферу труда.

 

Список литературы 

  1. Айзенберг А. Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. Москва, 2006. 130 с.
  2. Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. Москва, 2000. 246 с.
  3. Пугачева С. А., Хисматулина Н. В., Малкова Т. В. Самообразование как компонент непрерывного образования: механизмы формирования самообразования // Modern Science. 2022. № 4-1. С. 356–358.
  4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург, 2002. 720 с. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: http://www.nicevt.ru/wp-content/uploads/2019/10/rubinshteynosnovu_obzhey_psc.pdf (дата обращения 20.12.2024).
  5. Иванищева Н. А. Самообразование в стратегии профессионального роста учителя будущего // Школа будущего. 2020. № 3. С. 158–171.
  6. Кузьмина Н. В. Предмет акмеологии. Санкт-Петербург, 2002. 198 с.
  7. Сериков Г. Н. Самообразование: совершенствование подготовки студентов. Иркутск, 1991. 232 с. 
  8. Змеев С. И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. Москва, 2007. 272 с.
  9. Суханов П. В., Нурулин Р. Н. Структура самообразовательной деятельности студентов как педагогическая проблема [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. С. 87−93. Электрон. дан. URL: https://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=25225&ysclid=lwt7uc0sp1652441693 (дата обращения 20.12.2024).
  10. Брунер Дж. Культура образования. Москва, 2006. 223 с.
  11. Неволина В, В. Профессиональное саморазвитие современного студента. Стратегии и тактики. Москва, 2024. 203 с.
  12. Котова С. С. Технологии самоорганизации и саморазвития. Екатеринбург, 2022. 195 с. 
  13. Хуторской А. В. Эйдос-педагогика. Образование как самореализация. Москва, 2023. 67 с. 
  14. Критерии оценки эффективности смешанных образовательных технологий, применяемых в вузе / Н. В. Бордовская [и др.] // Интеграция образования. 2023. Т. 27. № 1. С. 64–81. DOI: 10.15507/1991-9468.110.027.202301.064-081
  15. Kostromina S. N. Psychological Factors of Self-Organization Academic Activity of Students [Electronic resource] // Journal of International Scientific Publications: Educational Alternatives. 2012. Vol. 10. Part 1. P. 187–196. Electronic data. URL: https://www.scientific-publications.net/download/educational-alternatives-2012-1.pdf (дата обращения 20.12.2024).
  16. Кушнир М. Э., Рабинович П. Д., Заведенский К. Е. Модель формирования образовательного профиля «Алмаз личности» для развития образовательной активности учащихся // Интеграция образования. 2022. Т. 26. № 4. С. 637–654. DOI: 10.15507/1991-9468.109.026.202204.637-654
  17. Иванищева Н. А., Кочемасова Л. А. Самообразование как тренд парадигмы культуры знаний студента педагогического университета // Вестник Оренбургского государственного университета. Электронный научный журнал. 2021. № 1 (229). С. 22–30. DOI: 10.25198/1814-6457-229-22
  18. Гукаленко О. В., Сериков В. В. Формирование ценностных ориентаций у обучающихся как стратегическая цель российского образования // Ценностные основы развития российского образования: теория и практика. Москва, 2023. С. 13–27.
  19. Нагоева М. А., Ашхотова Л. А. К вопросу о формировании самообразовательных умений студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-3. С. 176–178.
  20. Левочкина Н. А. Молодежный квест как средство воспитания и культурного общения // Russian Journal of Education and Psychology. 2016. № 9. С. 55–57.
  21. Гладкая И. В., Окладникова Е. А., Рахманова Ю. В., Цыплакова О. Г. Студенческие научные сообщества: от студенческой науки к академической // Человек и образование. 2024. № 3. С. 71–79. DOI: 10.54884/1815-7041-2024-80-3-71-79
  22.  Иванищева Н. А., Пак Л. Г. Стратегии педагогического сопровождения учителя будущего в сфере популяризации науки // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2023. № 4 (60). С. 88‒93. DOI: 10.52772/25420291_2023_4_88
  23. Конюхов В. Г. О применении цифровых технологий для повышения познавательной активности студентов // Инновации. Наука. Образование. 2022. № 51. С. 149–151.
  24. Teacher support and student motivation to learn with Artificial Intelligence (AI) based chatbot / T. Chiu, B. Moorhouse, C. Chai, M. Ismailov // Interactive Learning Environments. 2023. No. 5. Р. 1080–1087. DOI: 10.1080/10494820.2023.2172044
  25. Соколова А. С. Сетевое (взаимное) обучение: особенности, принципы [Электронный ресурс] // Наука-RASTUDENT.RU. 2014. № 7 (07-2014). Электрон. дан. URL: http://nauka-rastudent.ru/7/1941/ (дата обращения 10.12.2024).
  26. Коротков А. М., Карпушова О. А., Спиридонова С. Б. Метод сетевого смешанного обучения и опыт его реализации в педагогическом вузе // Педагогика. 2024. № 9. С. 17–27.
  27. Левицкий М. Л., Осмоловская И. М., Тарханова И. Ю. Новые дидактические решения в условиях цифровой трансформации высшего образования // Педагогика. 2023. № 11. С. 5–14.
  28. Моросанова В. И., Кондратюк Н. Г. Опросник В. И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения – ССПМ2020» // Вопросы психологии. 2020. № 4. С. 155‒167.



Просмотров: 109; Скачиваний: 20;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2025.10864