Преемственность, систематичность, последовательность и постепенность – важнейшие дидактические принципы обучения, известные со времен Яна Амоса Коменского [1]. Данные принципы не утратили своей значимости до настоящего времени – они универсальны и применимы к различным аспектам образовательной деятельности. В рамках настоящего исследования речь пойдет о преемственности в условиях высшего педагогического образования.
Что такое преемственность с позиций педагогической науки? Имеются различные мнения относительно данного понятия. Так, Л. В. Быкасова понимает под преемственностью «связь между различными этапами развития образования при сохранении тех или иных элементов, рельефно проявляющихся в новом качестве» [2, с. 13].
В. А. Кулакова и соавторы считают, что преемственность различных уровней и ступеней в образовании тесно связана с принципом непрерывности и обеспечивает «единство, взаимосвязь и слаженность цели, методов, форм и содержания обучения и воспитания» [3, с. 161].
В целом, говоря о преемственности в образовании, исследователи имеют в виду сохранение некоторого единства, целостности и последовательности в реализации организационно-педагогических подходов и дидактических принципов при переходе обучающихся с одного уровня непрерывного образования на другой, например, из бакалавриата в магистратуру [4] или из магистратуры в аспирантуру [5]. Магистратура при этом рассматривается как связующее звено преемственности в высшем образовании, которое предполагает преемственность уровней, преемственность форм организации и преемственность технологий обучения [6].
Зарубежные ученые, в частности R. Zaharia и соавторы [7], связывают тенденцию к преемственности в образовании со стремлением к позитивным изменениям, необходимостью ответа на новейшие вызовы, появлением новых педагогических реалий и новых явлений в общественной жизни, которые требуют коренным образом перестроить образовательный процесс, как это случилось, в частности, в пандемию Ковид-19 [8; 9]. Таким образом, принцип преемственности рассматривается западными исследователями как механизм, обеспечивающий определенные прогрессивные изменения в педагогическом сообществе, обусловленные различными факторами (позитивными и негативными), такими как информатизация и цифровая трансформация образования, структурные изменения в системах образования разных стран, реформирование на государственном уровне, пандемия и т. д.
Особенно важное значение принцип преемственности имеет в организации подготовки обучающихся к исследовательской деятельности, о чем пишут И. С. Батракова и А. В. Тряпицын [10]; Т. В. Горбунова [11]; Л. Е. Лукина [12]; В. С. Прач [13]; М. А. Хлыбова [14]; Е. А. Ярошенко [15], отмечая важность соблюдения преемственности в реализации оптимальных педагогических условий учебно-исследовательской деятельности, организации самостоятельной работы, структуре и содержании учебных программ, методической и процессуальной стороне формирования исследовательских компетенций студентов.
По нашему мнению, преемственность как педагогическая категория предполагает ряд определенных действий и организационно-педагогических условий, позволяющих оптимизировать переход образовательных систем из одного состояния в другое, с одного (более низкого) уровня подготовки педагогических кадров на другой (более высокий) уровень. Процесс подобного «перехода» – сложный многоструктурный феномен, который включает в себя такие процессуальные компоненты, как «изменение», «трансформация», «непрерывность», «последовательность», «целостность», «поэтапность», «системность», «согласованность» и др.
Цель настоящего исследования – систематизировать возможности и продемонстрировать на конкретных примерах пути реализации принципа преемственности в подготовке к исследованиям в сфере образования зарубежных обучающихся – магистрантов и аспирантов – в системе классического университетского образования.
Как уже говорилось выше, преемственность и последовательность – обязательные условия организации любых аспектов образовательной деятельности (включая подготовку обучающихся к педагогическим исследованиям) на всех уровнях и ступенях непрерывного образования. При этом принцип преемственности в подготовке как российских, так и зарубежных обучающихся реализуется в условиях единого информационно-образовательного пространства страны, для которого характерны гуманистичность, поликультурность и системность организации образовательной среды [16]. Однако подготовка образовательных мигрантов – будущих педагогов – к исследованиям в сфере образования представляется достаточно сложным и трудоемким процессом, поскольку развитие педагогического образования в разных странах имеет собственные специфические особенности на уровне содержания образования, методологии педагогических исследований, моделей организации образовательного процесса, превалирования иной совокупности образовательных технологий, иных трендов в развитии национального образования и т. д. Несмотря на то что в целом подготовка иностранных и российских обучающихся к исследовательской деятельности в российском вузе строится по единым педагогическим моделям, имеются и существенные отличия, так как обучение зарубежных студентов должно базироваться прежде всего на методах педагогической компаративистики с учетом этнонациональных традиций и исследовательских стандартов, что требует особых теоретических и практических подходов к организации и содержанию образовательного процесса в вузе.
В качестве объекта настоящего исследования была избрана подготовка к исследовательской деятельности иностранных обучающихся (магистрантов и аспирантов по педагогическим направлениям), приехавших в Россию по программам академического обмена. Предметом исследования является реализация принципа преемственности в подготовке будущих педагогов-исследователей из зарубежных стран в системе российского высшего университетского образования.
Практика подготовки зарубежных педагогов-исследователей в классическом университете
Опишем практику подготовки зарубежных педагогов-исследователей в условиях российского классического университета. Основной контингент зарубежных обучающихся на факультете педагогического образования (ФПО) МГУ имени М. В. Ломоносова представляют собой магистранты и аспиранты преимущественно из Китая. В данной связи при подготовке будущих педагогов к исследовательской деятельности в первую очередь принимаются во внимание содержание и уровень профессионально-педагогической подготовки, полученной обучающимися в условиях национальной (китайской) высшей школы; этнокультурные компоненты в подготовке педагогов; исторически сложившиеся различия в методологических подходах Востока и Запада к образованию и воспитанию [17]. Имеют значение специфика ментальности и психологические особенности китайских обучающихся; уровень мотивации будущих педагогов к исследованиям сферы образования и возможности ее повышения.
В целом современные педагогические исследования, например публикация А. М. Блюдниковой [18], и реальная образовательная практика показывают, что для китайских обучающихся характерны преимущественно следующие личностные и психологические качества: целеустремленность, усидчивость, упорство, большая трудоспособность, высокая мотивация к исследованиям, уважение к статусу и личности педагога, духовность, созерцательность, патриотизм и заинтересованность в освещении на исследовательском уровне достижений национальной науки и образования.
В процессе обучения по программам магистратуры в классическом университете (МГУ имени М. В. Ломоносова) обучающиеся получают фундаментальные знания в области гуманитарных дисциплин и приобретают навыки практической исследовательской работы. Будущие педагоги знакомятся с теоретическими основами научно-исследовательской деятельности в образовании, методологией и логикой научно-педагогического исследования, принципами интеграции образования и науки, особенностями применения цифровых технологий в педагогических исследованиях и т. д. Зарубежные магистранты обучаются навыкам академического письма и созданию текстов научного стиля на русском языке, что, по мнению Т. А. Бабаковой [19], особенно важно в процессе реализации принципа преемственности в обучении на ступени «магистратура – аспирантура». Беседы с магистрантами из Китая показывают, что если в начале обучения лишь около четверти опрошенных в последующем хотели бы продолжить образование в аспирантуре, то по окончании академического года (первый год обучения) число желающих обучаться в аспирантуре возрастает примерно на 50 %. Таким образом, обучение в магистратуре классического университета в течение года позволяет существенно повысить интерес зарубежных обучающихся к научно-исследовательской деятельности, в том числе к прикладным педагогическим исследованиям.
Одним из наиболее эффективных факторов повышения мотивации иностранных обучающихся к исследованиям в сфере образования является оптимальный подбор тематики итоговых (выпускных) квалификационных работ (ВКР). Согласно принципам этнокультурного образования и воспитания в высшей школе [20], ценностно-смысловая основа исследовательской деятельности будущих педагогов (а следовательно, и тематика ВКР) должны отражать не только новейшие и наиболее актуальные аспекты образовательной деятельности, но и способствовать становлению национальной идентичности, развивать стремление обучающихся поделиться с мировым академическим сообществом наиболее важными достижениями своей страны в сфере науки и образования. С началом ХХI в. КНР стала признанным мировым лидером во многих сферах образовательной деятельности, а именно: в широком распространении технологий «умного обучения», массовых открытых онлайн-курсов (MOOC), реализации технологий искусственного интеллекта, иммерсивных технологий, анализе больших данных, внедрении новых интегрированных моделей смешанного обучения, маркетизации образовательных услуг и т. д. Поэтому выбор актуальной и интересной для обучающегося темы выпускного квалификационного исследования во многом определяет успешность и результативность выполнения итоговой научной работы.
Наставничество в исследовательской деятельности также значительно влияет на результативность подготовки кадров высшей квалификации для системы образования [21]. Поэтому немалую роль в оптимальном выборе тематики исследований зарубежных магистрантов и аспирантов играет личность научного руководителя, выступающего в качестве наставника, коуча, воспитателя и советчика обучающихся. Для зарубежных студентов и аспирантов, испытывающих трудности социокультурной адаптации в иностранном образовательном окружении и сложности в овладении русским языком и научным стилем речи, расширение учебной коммуникации и возможность общения с представителями российского академического сообщества представляются особенно важным.
Для осуществления правильного оптимального подбора тематики итоговых научных работ магистрантов и аспирантов от научного руководителя и всего коллектива профилирующей кафедры требуется обладать глубокими знаниями в сфере педагогической компаративистики, пониманием методологии и концептуальных оснований национальной (в данном контексте китайской) педагогической науки, а также широкой эрудицией в области истории, философии, культуры и политики современного Китая. Только в этом случае возможно добиться преемственности между национальными методологическими и исследовательскими подходами и методологией современной российской педагогической науки.
Для оптимального отбора тематики выпускных квалификационных исследований приведем выборочные примеры заголовков квалификационных научных исследований в магистратуре и аспирантуре, успешно защищенных зарубежными обучающимися ФПО (2021‒2024 гг.) (табл. 1). Темы итоговых исследований систематизированы в соответствии с наиболее актуальными аспектами развития педагогической науки и образования в КНР. Выделение ключевых аспектов развития образовательной деятельности и распределение исследований по группам достаточно условны, поскольку многие исследования носят междисциплинарный характер и частично пересекаются в смысловом отношении.
Тематика итоговых научных исследований зарубежных обучающихся в аспирантуре и магистратуре ФПО (2021‒2024 гг.):
А. Цифровая трансформация образования:
1. Программно-стратегическое регулирование использования технологий искусственного интеллекта в вузах Китая.
2. Модели дистанционного обучения взрослых в системе дополнительного образования Китая.
3. Особенности реализации смешанного обучения в условиях цифровой трансформации высшего педагогического образования в Китае.
4. Инкорпорирование массовых открытых онлайн-курсов в систему высшего образования современного Китая.
5. Регламенты цифровой этики в условиях перехода к онлайн-обучению в Китае.
6. Информатизация педагогического образования в КНР как условие совершенствования качества подготовки учителя.
7. Самообразовательная деятельность студентов в условиях информатизации образования в Китае.
Б. Менеджмент и правовые аспекты в образовании:
1. Организационно-управленческие механизмы развития инновационного потенциала студентов в современном образовании Китая.
2. Особенности реализации государственных программ в области образования этнических меньшинств.
3. Коллаборационно-предпринимательские стратегии развития университета Цинхуа на современном этапе.
4. Развитие негосударственного высшего образования в КНР в конце XX‒начале XXI в.: организационно-правовой аспект.
5. Динамика маркетизации в современной системе образования Китая.
В. Методология и технология профессионального образования:
1. Стратегическая смена парадигмы в традиционном образовании современного Китая: от «педагогоцентричности» к «ученикоцентричности».
2. Система корпоративного обучения в Китае: содержание и место в системе образования.
3. Интеграция высшего технического образования с производством как условие повышения качества подготовки специалистов.
4. Региональная модель развития педагогического образования в Китае (на материале Шанхайского региона).
5. Ключевые тенденции в развитии моделей университетского образования Китая в условиях пандемии.
6. Образовательный кластер как перспективный механизм внедрения инноваций в вузах Китая.
Г. Образование и воспитание в начальной и средней школе КНР:
1. Подготовка будущих педагогов к экологическому воспитанию учащихся начальной школы в Китае.
2. Гражданское и патриотическое воспитание в общеобразовательных школах КНР.
3. Современная трансформация социального и профессионального статуса учителя в школе Китая.
4. Технологические инновации и развитие цифрового образования в сельских школах Китая.
5. Национально-культурные традиции и современные тенденции нравственного воспитания в китайской семье и школе.
Д. Компаративные исследования в образовании:
1. Влияние педагогических идей В. А. Сухомлинского на развитие систем начального образования России и Китая.
2. Сопоставление развития инклюзивного образования в вузах Китая и России.
3. Профессиональная этика педагогов Китая и России: сравнительный анализ.
4. Россия ‒ Китай: реализация стратегий патриотического воспитания молодежи.
В целом китайские обучающиеся отдают предпочтение тематике, связанной с современным реформированием системы образования в КНР, внедрением инновационных образовательных технологий, стратегий цифровой трансформации образования, реализацией идеологического компонента в образовании, политикой маркетизации образовательных услуг и др. Неизменный интерес у китайских студентов вызывает также тематика, связанная с компаративными исследованиями образовательной среды.
Как известно, при подготовке магистрантов по педагогическим направлениям предварительным этапом подготовки к исследовательской деятельности является выполнение курсовой работы, которую необходимо защитить по окончании первого года обучения. Этот этап позволяет обучающимся приобрести определенные базовые исследовательские навыки, сопоставить национальные и российские исследовательские стандарты, познакомиться с методологией педагогического исследования. Преемственность на этапе перехода магистрантов от выполнения курсовой работы к выполнению выпускной квалификационной работы, безусловно, существует, однако преемственными являются не только тематика и содержание исследований, но и методы обучения, подходы к формированию исследовательских компетенций. К моменту окончания первого года обучения в магистратуре обучающиеся получают базовый опыт в исследовательской деятельности, составлении научных текстов для публикаций, поиске и систематизации научных источников, то есть приобретают определенный теоретико-методологический фундамент и практические навыки педагогических исследований. Поэтому тематика курсовых работ часто (но далеко не всегда) перекликается с последующим выбором темы выпускной квалификационной работы. В рамках личностно ориентированной парадигмы образования обучающиеся имеют свободу выбора, зависящую от их запросов, интересов и мотивации к научной деятельности.
Как правило, тематика курсовых исследовательских работ магистрантов менее сложна и масштабна и предполагает более узкую сферу исследовательской деятельности, чем тематика ВКР. Иногда магистранты продолжают исследовать то направление, которое они выбрали, выполняя курсовую работу, но чаще всего избираемые темы лишь частично пересекаются, и магистрант, исходя из накопленного опыта, предпочитает, на основе междисциплинарного и системного подходов, в дальнейшем исследовать более широкую проблематику либо существенно углубить и расширить исследованные ранее аспекты. Перечислим некоторые направления, которые раскрывают китайские магистранты в курсовых работах: развитие профессиональной культуры педагогов в КНР; внедрение технологических инноваций в школах Китая; применение технологий искусственного интеллекта; организация системы воспитания в сельских школах; роль социального статуса в подготовке учителя; вопросы профессиональной этики в подготовке педагогов; процессы реформирования образования в Китае и т. д.
Методика отбора темы итогового научного квалификационного исследования (магистратура и аспирантура по педагогическим направлениям)
При выборе темы итогового научного исследования (магистратура, аспирантура) на факультете педагогического образования МГУ предпочтение отдается, в первую очередь, личной заинтересованности обучающихся, их знакомству с избранной тематикой и предшествовавшему опыту исследовательской деятельности. Иностранным обучающимся – как магистрантам, так и аспирантам – для выбора предоставляется перечень актуальных областей педагогического исследования в сфере национальной педагогики, а также в контексте реализации компаративного подхода.
На начальном этапе обучения проводится предварительное анкетирование зарубежных обучающихся с целью выявления их исследовательских интересов. Ниже представлен фрагмент анкеты, которая предлагается китайским обучающимся с тем, чтобы они могли самостоятельно (либо с помощью преподавателя) сформулировать тему ВКР или НКР.
Анкетирование проводится в 2 этапа. На первом этапе выявляются те аспекты и области педагогического знания, которые более всего интересуют обучающихся – магистрантов или аспирантов. На втором этапе, когда определена ключевая сфера интересов будущих педагогов-исследователей, осуществляется более углубленный анкетный опрос, позволяющий выявить степень знакомства обучающегося с избранной им проблематикой в рамках конкретной области знания. После этого происходит выбор темы итогового исследования из предложенной кафедрой тематики либо тема самостоятельно формулируется обучающимся.
АНКЕТА 1 (фрагмент)
Задание 1. Ознакомьтесь с возможной тематикой итоговых (квалификационных) научных исследований по педагогике, выделите ☑ один или более аспектов, которые интересуют Вас как будущего исследователя:
Таблица 1
(1)
Основные области педагогического знания |
(2)
Возможная тематика исследований (примеры) |
(3)
Выберите интересующие аспекты (☑) – один или более |
(1) История и философия образования | Становление системы образования в Китае на различных исторических этапах развития государства (указать конкретный период) | □ |
Становление системы образования в Китае во второй половине XX – начале ХХI в. | □ | |
«Путь Учителя» в Древнем Китае и его связи с методологией современной китайской педагогики | □ | |
Приложение принципов конфуцианской этики в становлении китайской образовательной традиции | □ | |
Влияние даосской идеологии на развитие образования в Китае | □ | |
Другое (напишите): | ||
(2) Традиционная дидактика | Индивидуальный подход к обучению в древнем и современном Китае: преемственность идей Конфуция, Мэн-цзы, Чжу Си, Ван Шоужэня | □ |
Идеи развития сильных и восполнения слабых сторон обучающихся в конфуцианской педагогике | □ | |
Развитие дидактических принципов в педагогических системах средневекового Китая | □ | |
Становление дидактических принципов в традиционных китайских и европейских педагогических учениях: сравнительный анализ | □ | |
Другое(напишите):
|
||
(3) Методология педагогики и методы педагогических исследований | Особенности развития педагогической науки и практики в новую эру Си Цзиньпина | □ |
Пути преодоления парадигмы «педагогоцентрированности» в системе высшего образования в современном Китае | □ | |
Новые методы индивидуализации и дифференциации высшего образования в КНР в условиях цифровой трансформации | □ | |
Особенности подготовки педагогов-исследователей в системе высшего образования в КНР: исследователи-практики и «учителя учителей» | □ | |
Другое(напишите):
|
||
(4) Инновационные технологии и процессы в образовании | Принципы реализации и педагогический потенциал Национальной платформы умного образования в КНР | □ |
Становление и развитие системы массовых открытых онлайн-курсов (MOOC) в КНР как механизм индивидуализации образования | □ | |
STEAM-образование в современном Китае: опыт использования и результаты применения | □ | |
Интернационализация образования и практики создания международных университетов в КНР | □ | |
Другое(напишите):
|
||
(5) Цифровизация и информатизация образования | Новые модели смешанного обучения в КНР: принципы и технологии моделирования | □ |
Реализация технологий искусственного интеллекта в подготовке будущих учителей в КНР | □ | |
Иммерсивные технологии в школьном и высшем образовании КНР: особенности и эффективность применения | □ | |
Аналитика больших данных как механизм совершенствования системы педагогических измерений в КНР | □ | |
Другое(напишите):
|
||
(6) Проблемы развития начального образования | Динамика и проблемы развития начального образования в КНР | □ |
Становление системы начального образования в Китае в условиях современных реформ | □ | |
Экологическое и трудовое воспитание в начальных школах Китая: современные тенденции и связь с задачами государственной экономической политики | □ | |
Другое (напишите): | ||
(7) Проблемы развития среднего образования | Адаптивность среднего образования в КНР и потребность в проведении образовательных реформ в контексте совершенствования качества подготовки выпускников | □ |
Структура и характеристики системы среднего образования в КНР в условиях перехода к цифровой экономике | □ | |
Влияние советской и российской педагогической мысли на становление педагогической теории и практики преподавания в школах КНР | □ | |
Другое (напишите): | ||
(8) Развитие системы дополнительного и послевузовского образования | Структура и принципы построения системы дополнительного образования детей в КНР (музыкальное, художественное, спортивное образование и др.) | □ |
Состояние и тенденции развития системы послевузовского образования в современном Китае | □ | |
Цели и задачи образования взрослых в условиях непрерывного образования в КНР в контексте достижения «китайской мечты» | □ | |
Другое (напишите): | ||
(9) Проблемы развития высшего образования | Преемственность законов об образовании и реформирование высшей школы в КНР | □ |
Процессы и формы автономизации высших учебных заведений в КНР | □ | |
Проблемы повышения качества идейно-нравственного воспитания и образования в вузах Китая в период реформ и открытости | □ | |
Региональные различия в развитии системы высшего образования в КНР и пути их преодоления | □ | |
Другое (напишите): | ||
(10) Управление образовательными системами. Менеджмент в образовании | Этапы реформирования и управление образовательными системами после провозглашения Китайской Народной Республики | □ |
Развитие педагогического образования в КНР: региональные контексты и механизмы государственного управления | □ | |
Стратегии образовательного менеджмента в Китае в условиях модернизации китайского государства: технологический и маркетинговый подходы | □ | |
Высшее образование как инструмент «мягкой силы» в условиях реформирования образования в Китае в новую эру | □ | |
Другое(напишите):
|
||
(11) Сравнительные исследования в образовании. Компаративистика | Сравнительный анализ развития педагогического образования в КНР и России: инновационные аспекты и тенденции в условиях информационного общества | □ |
Сотрудничество КНР и России в области расширения академической мобильности преподавателей и студентов: сравнительные характеристики | □ | |
Развитие сравнительной педагогики в КНР в условиях глобализации экономик и культур | □ | |
Другое (напишите):
|
Задание 2. Выберите и запишите ниже название одного из разделов (столбец 1, № 1–11), по которому Вы бы хотели готовить итоговое квалификационное исследование:
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Если обучающийся успешно выбрал один из предложенных ему разделов педагогического знания, он получает более детальную тематическую ознакомительную анкету, ответы на которую позволят будущему исследователю определить те конкретные темы и проблемы, которые представляются ему наиболее интересными, востребованными и актуальными (анкета 2). Если тематика, в которой заинтересован обучающийся, не входит в формулировку предложенных разделов анкеты 1 (разделы 1‒11), с магистрантом либо аспирантом проводится индивидуальная просветительная работа, которая позволит выяснить сферу интересов обучающихся, получить дополнительные ознакомительные материалы и определиться с тематикой исследования.
АНКЕТА 2
(фрагменты анкеты для обучающихся, которые избрали раздел 1 – История и философия образования)
Задание 1. Ознакомьтесь с ключевыми аспектами истории и философии образования. Выберите одну или более тем, которые интересуют Вас в качестве объекта Вашего итогового исследования.
(1)
История и философия образования – ключевые аспекты |
(2)
Возможная тематика исследований (примеры) |
(3)
Выберите интересующие аспекты (☑) – один или более |
|
История развития образования в Китае с древности до наших дней | Исторические этапы становления и развития образования в КНР (можно выбрать любой исторический этап) | □ | |
Обучение и воспитание подрастающего поколения в Китае в период Южных и Северных династий | □ | ||
Особенности образования и структура экзаменов «кэцзюй» в эпоху Тан | □ | ||
Становление образования в Китайской Республике (1911‒1949) | □ | ||
Особенности и этапы реформирования образования в Китайской Народной Республике | □ | ||
Другое (напишите): | |||
Философские основы китайской образовательной традиции | Достижения педагогической мысли Древнего Китая | □ | |
Влияние китайского традиционного мышления на становление образования в современном Китае | □ | ||
Аксиологические основы образовательной традиции в КНР | □ | ||
Роль традиционной морально-этической системы в подготовке будущих педагогов в КНР | □ | ||
Влияние традиционных китайских вероучений (конфуцианство, даосизм, буддизм) на становление образования в Китае | □ | ||
Особенности конфуцианской образовательной традиции и ее связь с современностью | □ | ||
Другое (напишите): | |||
Образование и культура Китая | Культурные особенности традиционного китайского образования и воспитания | □ | |
Роль традиционной китайской культуры в реформировании образования в КНР на современном этапе | □ | ||
Интеграция элементов национальных культур народов Китая в систему китайского начального образования | □ | ||
Приоритет нравственного воспитания в китайской образовательной традиции | □ | ||
Другое (напишите):
|
|||
Задание 2. Выберите и запишите одну тему для Вашего исследования из анкеты 2 либо сформулируйте тему самостоятельно по интересующей Вас исследовательской проблематике:
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Помещенные выше материалы для анкетирования китайских магистрантов и аспирантов с целью выявления исследовательских интересов обучающихся и оптимального отбора темы выпускного исследования являются лишь фрагментами реальных материалов ввиду большого объема соответствующих документов. Анкетирование представляет собой поэтапный достаточно длительный, а не одномоментный процесс, который позволяет респондентам серьезно обдумать предложенную исследовательскую повестку и определить собственную позицию.
Отметим, что тематика научных исследований не является принципиальным фактором, позволяющим дифференцировать достижения магистрантов и аспирантов в научной сфере деятельности. В данном контексте, помимо сложности объекта исследования, большое значение имеют и многие другие факторы (глубина охвата рассматриваемых проблем, объем исследования, оптимальный отбор и умелое использование методов научно-педагогического исследования). Магистрантам и аспирантам намеренно предлагается одинаковая тематика исследований с тем, чтобы обучающиеся имели возможность ознакомиться с широким полем исследовательской деятельности в сфере образования и приобрести мотивацию к научной работе. Это позволит им в дальнейшем стремиться к непрерывному образованию и саморазвитию, быть нацеленным на карьерный и научный рост, что в конечном итоге является фактором повышения педагогического мастерства и совершенствования в избранной профессии.
Итак, в рамках настоящей публикации мы проиллюстрировали реализацию принципа преемственности на примере отбора тематики выпускных квалификационных и научных квалификационных исследований зарубежными обучающимися. Однако необходимо принимать во внимание тот факт, что принцип преемственности в условиях аспирантуры и магистратуры реализуется на разных методологических и методических уровнях – не только в оптимальном выборе темы итоговых исследований, но и в организации практических исследований обучающихся; в преемственности и усложнении методов научно-педагогических исследований; в индивидуальном подходе к обучающимся; в реализации концептуальных принципов этнонациональной педагогики; в опоре на методы педагогической компаративистики; в сопоставлении методологии педагогических исследований в российской и зарубежной педагогике и т. д.
Совокупность уровней преемственности в подготовке педагогов-исследователей на уровне магистратуры и аспирантуры мы схематически изобразили на рисунке.
Преемственность уровней подготовки к исследовательской деятельности зарубежных обучающихся по педагогическим направлениям
Continuity of levels of preparation for research activities
of foreign students in pedagogical fields
В целом преемственность в педагогике – это многокомпонентный неисчерпаемый ресурс, который обеспечивает инновационный характер обучения, способствует развитию педагогического познания обучающихся от простого – к сложному, от низшего – к высшему, содействует повышению мотивации будущих педагогов к вовлечению и занятию научной деятельностью в области фундаментальных и прикладных педагогических исследований. Подготовка исследователей сферы образования – тема, которая только начинает всесторонне изучаться как российским, так и зарубежным педагогическим сообществом. В данном контексте избранная нами проблематика представляется востребованной и актуальной.
Список литературы
- Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т. 1. Москва, 1982. 656 с.
- Быкасова Л. В. Преемственность в современном педагогическом образовании // Педагогика вчера, сегодня, завтра. 2018. Т. 1. № 1. С. 12‒23.
- Кулакова В. А., Рейханова И. В., Букина Ю. В. Преемственность и непрерывность в образовании // Вестник Тверского государственного университета. 2019. № 2. С. 160‒166.
- Сенашенко В. С., Пыхтина Н. А. Преемственность бакалавриата и магистратуры: некоторые ключевые проблемы // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 13‒25.
- Шурилова Т. Б. Механизмы реализации преемственности на ступенях высшего образования магистратуры и аспирантуры: анализ практики // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2019. № 193. С. 34‒46.
- Михайленко Т. С. Магистерское образование как связующий уровень преемственности в высшем образовании // Горизонты образования: Мат-лы II Межд. научно-практической конференции. Омск, 22‒23 апреля 2021 г. Омск: Омский государственный педагогический университет, 2021. С. 187‒190.
- Zaharia R., Zaharia R. M., Edu T. Change and Continuity in the Higher Education System // Stan, L., Vancea, D. (eds). Post-Communist Progress and Stagnation at 35. Palgrave Macmillan, Cham., 2024. DOI: 10.1007/978-3-031-55750-7_11
- McGarr O., Passy R., Murray J., Liu H. Continuity, change and challenge: unearthing the fragility of teacher education // Journal of Education for Teaching. 2022. Vol. 48 (4). P. 490–504. DOI: 10.1080/02607476.2022.2100249
- Dayagbil F. T., Palompon D. R., Garcia L. L., Olvido M.M.J. Teaching and Learning Continuity Amid and Beyond the Pandemic // Frontiers in Education. 2021. Vol. 6. DOI: 10.3389/feduc.2021.678692
- Батракова И. С., Тряпицын А. В. Преемственность подготовки в магистратуре и аспирантуре современного вуза как условие развития исследовательской компетентности обучающихся // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. № 9 (94). С. 101‒107.
- Горбунова Т. В. Преемственность в организации научно-исследовательской деятельности обучающихся // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 3. С. 20. DOI: 10.17513/spno.30795
- Лукина Л. Е. Идеи преемственности в организации исследовательской деятельности студентов педагогических специальностей // Царскосельские чтения. 2014. Т. 2. № 18. С. 172‒177.
- Прач В. С. Преемственность в процессе научно-исследовательской деятельности в обучении высшей математике // Дидактика математики: проблемы и исследования. 2018. № 48. С. 44‒49.
- Хлыбова М. А. Преемственность формирования научно-исследовательской компетенции в трехуровневой системе высшего образования // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 10-2 (76). С. 213‒215.
- Ярошенко Е. А. Преемственность в исследовательской деятельности на разных ступенях образования // Актуальные вопросы современной науки и образования: сб. статей XXI Межд. научно-практической конференции: В 3 ч. Ч. 2. Пенза, 2022. С. 26‒29.
- Борисенков В. П., Тореева Т. А., Пустовойтов В. Н. Развитие педагогического образования в едином образовательном пространстве России: от методологии к практике // Вестник Московского университета. Сер. 20: Педагогическое образование. 2024. Т. 22. № 1. С. 190‒204.
- Богуславский М. В., Костенко М. А., Симоненко Н. Ю. Исторические основы современной китайской педагогической традиции духовно-нравственного воспитания // Проблемы современного образования. 2024. № 3. С. 43‒52. DOI: 10.31862/2218-8711-2024-3-43-52
- Блюдникова А. М. Ментальный фактор исследовательской работы китайских студентов в условиях дистанционного обучения в российских вузах // THEORIA: педагогика, экономика, право. 2021. № 4 (5). С. 47‒51.
- Бабакова Т. А. Готовность обучающихся магистратуры и аспирантуры к созданию текстов научного стиля // Непрерывное образование: XXI век. 2019. Вып. 1 (25). С. 76‒91. DOI: 10.15393/j5.art.2019.4484
- Борисенков В. П., Чаоджэн Ч. Этнокультурное образование и подготовка педагогических кадров в Китае // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1. № 2 (91). С. 144‒152.
- Бермус А. Г., Пустовойтов В. Н. Наставничество в подготовке исследовательских кадров для системы образования: история и современность // Социальная педагогика в России. 2023. № 5. С. 5‒14.