ТОРЕЕВА, Т. А. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ПОДГОТОВКЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕДАГОГОВ-ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ В МАГИСТРАТУРЕ И АСПИРАНТУРЕ РОССИЙСКОГО КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА // Непрерывное образование: XXI век. – 2025. – Т. 13. №3. − DOI: 10.15393/j5.art.2025.10845


Т. 13. №3.

Непрерывное образование в современном мире: методология исследования и проектирования

pdf-версия статьи

УДК 378.2

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ПОДГОТОВКЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕДАГОГОВ-ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ В МАГИСТРАТУРЕ И АСПИРАНТУРЕ РОССИЙСКОГО КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ТОРЕЕВА Татьяна Александровна
кандидат философских наук, доцент, и. о. декана факультета педагогического образования
МГУ имени М. В. Ломоносова
(г. Москва, Российская Федерация)
toreevata@my.msu.ru
Ключевые слова:
педагогическое образование
педагог-исследователь
зарубежные обучающиеся
преемственность в обучении
непрерывность образования
магистратура
аспирантура
классический университет.
Аннотация: в статье рассматриваются пути реализации дидактического принципа преемственности в подготовке педагогов-исследователей из зарубежных стран, которые обучаются в магистратуре и аспирантуре по педагогическим направлениям в условиях российского вуза. Объектом исследования стало российское педагогическое образование университетского типа. Ключевые методы исследования – систематизация, классификация, анализ научно-педагогической литературы, элементы компаративного анализа, метод анкетирования. Описан опыт оптимизации подготовки к педагогическим исследованиям магистрантов и аспирантов, обучающихся на базе факультета педагогического образования Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Делается вывод о том, что реализация принципа преемственности в подготовке зарубежных исследователей сферы образования должна осуществляться одновременно на нескольких уровнях: на уровне отбора тематики итоговых квалификационных исследований в магистратуре и аспирантуре; на уровне разработки и дизайна образовательных программ; на уровне сопоставления методологии отечественной и зарубежной педагогической теории, что в итоге обеспечивает теоретический и практический фундамент для непрерывного педагогического образования зарубежных обучающихся в условиях классического университета. Соблюдение принципа преемственности в подготовке педагогов-исследователей из-за рубежа способствует реализации стратегий интернационализации образования в высшей школе, расширению академической мобильности, повышению мотивации будущих педагогов к исследовательской деятельности.
Статья поступила: 30.05.2025; Принята к публикации: 20.07.2025; Размещена в сети: 26.09.2025.

CONTINUITY IN FOREIGN RESEARCH TEACHERS’ TRAINING IN THE MASTER'S AND POSTGRADUATE PROGRAMS OF THE RUSSIAN CLASSICAL UNIVERSITY

TOREEVA Tatyana A.
PhD in Philosophy, Associate Professor, Acting Dean of the Faculty of Pedagogical Education
Lomonosov Moscow State University
(Moscow, Russian Federation)
toreevata@my.msu.ru
Keywords:
pedagogical education
teacher-researcher
foreign students
continuity in education
continuous education
master's degree
postgraduate study
classical university.
Abstract: the article considers the ways of implementing the didactic principle of continuity in training teacher-researchers from foreign countries who study in the master's and postgraduate programs in pedagogical areas in the conditions of a Russian university. The object of the study was the Russian pedagogical education of the university type. The key research methods are systematization, classification, analysis of scientific and pedagogical literature, elements of comparative analysis, interviewing. The experience of optimizing the preparation for pedagogical research of master's and postgraduate students studying at the Faculty of Pedagogical Education of Lomonosov Moscow State University is described. It is concluded that the implementation of the principle of continuity in the training of foreign researchers in the field of education should be carried out simultaneously at several levels: at the level of selecting the topics of final qualifying research in the master's and postgraduate programs; at the level of development and design of educational programs; at the level of comparing the methodology of domestic and foreign pedagogical theory, which, ultimately, provides a theoretical and practical foundation for continuous pedagogical education of foreign students in the conditions of a classical university. Adherence to the principle of continuity in the training of research teachers from abroad contributes to the implementation of strategies for the internationalization of higher education, the expansion of academic mobility, and increased motivation of future teachers for research activities.
Paper submitted on: 30.05.2025; Accepted on: 20.07.2025; Published online on: 26.09.2025.

Преемственность, систематичность, последовательность и постепенность – важнейшие дидактические принципы обучения, известные со времен Яна Амоса Коменского [1]. Данные принципы не утратили своей значимости до настоящего времени – они универсальны и применимы к различным аспектам образовательной деятельности. В рамках настоящего исследования речь пойдет о преемственности в условиях высшего педагогического образования.

Что такое преемственность с позиций педагогической науки? Имеются различные мнения относительно данного понятия. Так, Л. В. Быкасова понимает под преемственностью «связь между различными этапами развития образования при сохранении тех или иных элементов, рельефно проявляющихся в новом качестве» [2, с. 13].

В. А. Кулакова и соавторы считают, что преемственность различных уровней и ступеней в образовании тесно связана с принципом непрерывности и обеспечивает «единство, взаимосвязь и слаженность цели, методов, форм и содержания обучения и воспитания» [3, с. 161].

В целом, говоря о преемственности в образовании, исследователи имеют в виду сохранение некоторого единства, целостности и последовательности в реализации организационно-педагогических подходов и дидактических принципов при переходе обучающихся с одного уровня непрерывного образования на другой, например, из бакалавриата в магистратуру [4] или из магистратуры в аспирантуру [5]. Магистратура при этом рассматривается как связующее звено преемственности в высшем образовании, которое предполагает преемственность уровней, преемственность форм организации и преемственность технологий обучения [6].

Зарубежные ученые, в частности R. Zaharia и соавторы [7], связывают тенденцию к преемственности в образовании со стремлением к позитивным изменениям, необходимостью ответа на новейшие вызовы, появлением новых педагогических реалий и новых явлений в общественной жизни, которые требуют коренным образом перестроить образовательный процесс, как это случилось, в частности, в пандемию Ковид-19 [8; 9]. Таким образом, принцип преемственности рассматривается западными исследователями как механизм, обеспечивающий определенные прогрессивные изменения в педагогическом сообществе, обусловленные различными факторами (позитивными и негативными), такими как информатизация и цифровая трансформация образования, структурные изменения в системах образования разных стран, реформирование на государственном уровне, пандемия и т. д.

Особенно важное значение принцип преемственности имеет в организации подготовки обучающихся к исследовательской деятельности, о чем пишут И. С. Батракова и А. В. Тряпицын [10]; Т. В. Горбунова [11]; Л. Е. Лукина [12]; В. С. Прач [13]; М. А. Хлыбова [14]; Е. А. Ярошенко [15], отмечая важность соблюдения преемственности в реализации оптимальных педагогических условий учебно-исследовательской деятельности, организации самостоятельной работы, структуре и содержании учебных программ, методической и процессуальной стороне формирования исследовательских компетенций студентов.

По нашему мнению, преемственность как педагогическая категория предполагает ряд определенных действий и организационно-педагогических условий, позволяющих оптимизировать переход образовательных систем из одного состояния в другое, с одного (более низкого) уровня подготовки педагогических кадров на другой (более высокий) уровень. Процесс подобного «перехода» – сложный многоструктурный феномен, который включает в себя такие процессуальные компоненты, как «изменение», «трансформация», «непрерывность», «последовательность», «целостность», «поэтапность», «системность», «согласованность» и др.

Цель настоящего исследования – систематизировать возможности и продемонстрировать на конкретных примерах пути реализации принципа преемственности в подготовке к исследованиям в сфере образования зарубежных обучающихся – магистрантов и аспирантов – в системе классического университетского образования.

Как уже говорилось выше, преемственность и последовательность – обязательные условия организации любых аспектов образовательной деятельности (включая подготовку обучающихся к педагогическим исследованиям) на всех уровнях и ступенях непрерывного образования. При этом принцип преемственности в подготовке как российских, так и зарубежных обучающихся реализуется в условиях единого информационно-образовательного пространства страны, для которого характерны гуманистичность, поликультурность и системность организации образовательной среды [16]. Однако подготовка образовательных мигрантов – будущих педагогов – к исследованиям в сфере образования представляется достаточно сложным и трудоемким процессом, поскольку развитие педагогического образования в разных странах имеет собственные специфические особенности на уровне содержания образования, методологии педагогических исследований, моделей организации образовательного процесса, превалирования иной совокупности образовательных технологий, иных трендов в развитии национального образования и т. д. Несмотря на то что в целом подготовка иностранных и российских обучающихся к исследовательской деятельности в российском вузе строится по единым педагогическим моделям, имеются и существенные отличия, так как обучение зарубежных студентов должно базироваться прежде всего на методах педагогической компаративистики с учетом этнонациональных традиций и исследовательских стандартов, что требует особых теоретических и практических подходов к организации и содержанию образовательного процесса в вузе.

В качестве объекта настоящего исследования была избрана подготовка к исследовательской деятельности иностранных обучающихся (магистрантов и аспирантов по педагогическим направлениям), приехавших в Россию по программам академического обмена. Предметом исследования является реализация принципа преемственности в подготовке будущих педагогов-исследователей из зарубежных стран в системе российского высшего университетского образования.

Практика подготовки зарубежных педагогов-исследователей в классическом университете

Опишем практику подготовки зарубежных педагогов-исследователей в условиях российского классического университета. Основной контингент зарубежных обучающихся на факультете педагогического образования (ФПО) МГУ имени М. В. Ломоносова представляют собой магистранты и аспиранты преимущественно из Китая. В данной связи при подготовке будущих педагогов к исследовательской деятельности в первую очередь принимаются во внимание содержание и уровень профессионально-педагогической подготовки, полученной обучающимися в условиях национальной (китайской) высшей школы; этнокультурные компоненты в подготовке педагогов; исторически сложившиеся различия в методологических подходах Востока и Запада к образованию и воспитанию [17]. Имеют значение специфика ментальности и психологические особенности китайских обучающихся; уровень мотивации будущих педагогов к исследованиям сферы образования и возможности ее повышения.

В целом современные педагогические исследования, например публикация А. М. Блюдниковой [18], и реальная образовательная практика показывают, что для китайских обучающихся характерны преимущественно следующие личностные и психологические качества: целеустремленность, усидчивость, упорство, большая трудоспособность, высокая мотивация к исследованиям, уважение к статусу и личности педагога, духовность, созерцательность, патриотизм и заинтересованность в освещении на исследовательском уровне достижений национальной науки и образования.

В процессе обучения по программам магистратуры в классическом университете (МГУ имени М. В. Ломоносова) обучающиеся получают фундаментальные знания в области гуманитарных дисциплин и приобретают навыки практической исследовательской работы. Будущие педагоги знакомятся с теоретическими основами научно-исследовательской деятельности в образовании, методологией и логикой научно-педагогического исследования, принципами интеграции образования и науки, особенностями применения цифровых технологий в педагогических исследованиях и т. д. Зарубежные магистранты обучаются навыкам академического письма и созданию текстов научного стиля на русском языке, что, по мнению Т. А. Бабаковой [19], особенно важно в процессе реализации принципа преемственности в обучении на ступени «магистратура – аспирантура». Беседы с магистрантами из Китая показывают, что если в начале обучения лишь около четверти опрошенных в последующем хотели бы продолжить образование в аспирантуре, то по окончании академического года (первый год обучения) число желающих обучаться в аспирантуре возрастает примерно на 50 %. Таким образом, обучение в магистратуре классического университета в течение года позволяет существенно повысить интерес зарубежных обучающихся к научно-исследовательской деятельности, в том числе к прикладным педагогическим исследованиям.

Одним из наиболее эффективных факторов повышения мотивации иностранных обучающихся к исследованиям в сфере образования является оптимальный подбор тематики итоговых (выпускных) квалификационных работ (ВКР). Согласно принципам этнокультурного образования и воспитания в высшей школе [20], ценностно-смысловая основа исследовательской деятельности будущих педагогов (а следовательно, и тематика ВКР) должны отражать не только новейшие и наиболее актуальные аспекты образовательной деятельности, но и способствовать становлению национальной идентичности, развивать стремление обучающихся поделиться с мировым академическим сообществом наиболее важными достижениями своей страны в сфере науки и образования. С началом ХХI в. КНР стала признанным мировым лидером во многих сферах образовательной деятельности, а именно: в широком распространении технологий «умного обучения», массовых открытых онлайн-курсов (MOOC), реализации технологий искусственного интеллекта, иммерсивных технологий, анализе больших данных, внедрении новых интегрированных моделей смешанного обучения, маркетизации образовательных услуг и т. д. Поэтому выбор актуальной и интересной для обучающегося темы выпускного квалификационного исследования во многом определяет успешность и результативность выполнения итоговой научной работы.

Наставничество в исследовательской деятельности также значительно влияет на результативность подготовки кадров высшей квалификации для системы образования [21]. Поэтому немалую роль в оптимальном выборе тематики исследований зарубежных магистрантов и аспирантов играет личность научного руководителя, выступающего в качестве наставника, коуча, воспитателя и советчика обучающихся. Для зарубежных студентов и аспирантов, испытывающих трудности социокультурной адаптации в иностранном образовательном окружении и сложности в овладении русским языком и научным стилем речи, расширение учебной коммуникации и возможность общения с представителями российского академического сообщества представляются особенно важным.

Для осуществления правильного оптимального подбора тематики итоговых научных работ магистрантов и аспирантов от научного руководителя и всего коллектива профилирующей кафедры требуется обладать глубокими знаниями в сфере педагогической компаративистики, пониманием методологии и концептуальных оснований национальной (в данном контексте китайской) педагогической науки, а также широкой эрудицией в области истории, философии, культуры и политики современного Китая. Только в этом случае возможно добиться преемственности между национальными методологическими и исследовательскими подходами и методологией современной российской педагогической науки.

Для оптимального отбора тематики выпускных квалификационных исследований приведем выборочные примеры заголовков квалификационных научных исследований в магистратуре и аспирантуре, успешно защищенных зарубежными обучающимися ФПО (2021‒2024 гг.) (табл. 1). Темы итоговых исследований систематизированы в соответствии с наиболее актуальными аспектами развития педагогической науки и образования в КНР. Выделение ключевых аспектов развития образовательной деятельности и распределение исследований по группам достаточно условны, поскольку многие исследования носят междисциплинарный характер и частично пересекаются в смысловом отношении.

Тематика итоговых научных исследований зарубежных обучающихся в аспирантуре и магистратуре ФПО (2021‒2024 гг.):

А. Цифровая трансформация образования:

1. Программно-стратегическое регулирование использования технологий искусственного интеллекта в вузах Китая.

2. Модели дистанционного обучения взрослых в системе дополнительного образования Китая.

3. Особенности реализации смешанного обучения в условиях цифровой трансформации высшего педагогического образования в Китае.

4. Инкорпорирование массовых открытых онлайн-курсов в систему высшего образования современного Китая.

5. Регламенты цифровой этики в условиях перехода к онлайн-обучению в Китае.

6. Информатизация педагогического образования в КНР как условие совершенствования качества подготовки учителя.

7. Самообразовательная деятельность студентов в условиях информатизации образования в Китае.

Б. Менеджмент и правовые аспекты в образовании:

1. Организационно-управленческие механизмы развития инновационного потенциала студентов в современном образовании Китая.

2. Особенности реализации государственных программ в области образования этнических меньшинств.

3. Коллаборационно-предпринимательские стратегии развития университета Цинхуа на современном этапе.

4. Развитие негосударственного высшего образования в КНР в конце XX‒начале XXI в.: организационно-правовой аспект.

5. Динамика маркетизации в современной системе образования Китая.

В. Методология и технология профессионального образования:

1. Стратегическая смена парадигмы в традиционном образовании современного Китая: от «педагогоцентричности» к «ученикоцентричности».

2. Система корпоративного обучения в Китае: содержание и место в системе образования.

3. Интеграция высшего технического образования с производством как условие повышения качества подготовки специалистов.

4. Региональная модель развития педагогического образования в Китае (на материале Шанхайского региона).

5. Ключевые тенденции в развитии моделей университетского образования Китая в условиях пандемии.

6. Образовательный кластер как перспективный механизм внедрения инноваций в вузах Китая.

Г. Образование и воспитание в начальной и средней школе КНР:

1. Подготовка будущих педагогов к экологическому воспитанию учащихся начальной школы в Китае.

2. Гражданское и патриотическое воспитание в общеобразовательных школах КНР.

3. Современная трансформация социального и профессионального статуса учителя в школе Китая.

4. Технологические инновации и развитие цифрового образования в сельских школах Китая.

5. Национально-культурные традиции и современные тенденции нравственного воспитания в китайской семье и школе.

Д. Компаративные исследования в образовании:

1. Влияние педагогических идей В. А. Сухомлинского на развитие систем начального образования России и Китая.

2. Сопоставление развития инклюзивного образования в вузах Китая и России.

3. Профессиональная этика педагогов Китая и России: сравнительный анализ.

4. Россия ‒ Китай: реализация стратегий патриотического воспитания молодежи.

В целом китайские обучающиеся отдают предпочтение тематике, связанной с современным реформированием системы образования в КНР, внедрением инновационных образовательных технологий, стратегий цифровой трансформации образования, реализацией идеологического компонента в образовании, политикой маркетизации образовательных услуг и др. Неизменный интерес у китайских студентов вызывает также тематика, связанная с компаративными исследованиями образовательной среды.

Как известно, при подготовке магистрантов по педагогическим направлениям предварительным этапом подготовки к исследовательской деятельности является выполнение курсовой работы, которую необходимо защитить по окончании первого года обучения. Этот этап позволяет обучающимся приобрести определенные базовые исследовательские навыки, сопоставить национальные и российские исследовательские стандарты, познакомиться с методологией педагогического исследования.  Преемственность на этапе перехода магистрантов от выполнения курсовой работы к выполнению выпускной квалификационной работы, безусловно, существует, однако преемственными являются не только тематика и содержание исследований, но и методы обучения, подходы к формированию исследовательских компетенций. К моменту окончания первого года обучения в магистратуре обучающиеся получают базовый опыт в исследовательской деятельности, составлении научных текстов для публикаций, поиске и систематизации научных источников, то есть приобретают определенный теоретико-методологический фундамент и практические навыки педагогических исследований. Поэтому тематика курсовых работ часто (но далеко не всегда) перекликается с последующим выбором темы выпускной квалификационной работы. В рамках личностно ориентированной парадигмы образования обучающиеся имеют свободу выбора, зависящую от их запросов, интересов и мотивации к научной деятельности.

Как правило, тематика курсовых исследовательских работ магистрантов менее сложна и масштабна и предполагает более узкую сферу исследовательской деятельности, чем тематика ВКР. Иногда магистранты продолжают исследовать то направление, которое они выбрали, выполняя курсовую работу, но чаще всего избираемые темы лишь частично пересекаются, и магистрант, исходя из накопленного опыта, предпочитает, на основе междисциплинарного и системного подходов, в дальнейшем исследовать более широкую проблематику либо существенно углубить и расширить исследованные ранее аспекты. Перечислим некоторые направления, которые раскрывают китайские магистранты в курсовых работах: развитие профессиональной культуры педагогов в КНР; внедрение технологических инноваций в школах Китая; применение технологий искусственного интеллекта; организация системы воспитания в сельских школах; роль социального статуса в подготовке учителя; вопросы профессиональной этики в подготовке педагогов; процессы реформирования образования в Китае и т. д.

Методика отбора темы итогового научного квалификационного исследования (магистратура и аспирантура по педагогическим направлениям)

При выборе темы итогового научного исследования (магистратура, аспирантура) на факультете педагогического образования МГУ предпочтение отдается, в первую очередь, личной заинтересованности обучающихся, их знакомству с избранной тематикой и предшествовавшему опыту исследовательской деятельности. Иностранным обучающимся – как магистрантам, так и аспирантам – для выбора предоставляется перечень актуальных областей педагогического исследования в сфере национальной педагогики, а также в контексте реализации компаративного подхода.

На начальном этапе обучения проводится предварительное анкетирование зарубежных обучающихся с целью выявления их исследовательских интересов. Ниже представлен фрагмент анкеты, которая предлагается китайским обучающимся с тем, чтобы они могли самостоятельно (либо с помощью преподавателя) сформулировать тему ВКР или НКР.

Анкетирование проводится в 2 этапа. На первом этапе выявляются те аспекты и области педагогического знания, которые более всего интересуют обучающихся – магистрантов или аспирантов. На втором этапе, когда определена ключевая сфера интересов будущих педагогов-исследователей, осуществляется более углубленный анкетный опрос, позволяющий выявить степень знакомства обучающегося с избранной им проблематикой в рамках конкретной области знания. После этого происходит выбор темы итогового исследования из предложенной кафедрой тематики либо тема самостоятельно формулируется обучающимся.

АНКЕТА 1 (фрагмент)

Задание 1. Ознакомьтесь с возможной тематикой итоговых (квалификационных) научных исследований по педагогике, выделите один или более аспектов, которые интересуют Вас как будущего исследователя:

Таблица 1

 

(1)

Основные области педагогического знания

(2)

Возможная тематика исследований (примеры)

(3)

Выберите интересующие аспекты () – один или более

(1) История и философия образования Становление системы образования в Китае на различных исторических этапах развития государства (указать конкретный период)
Становление системы образования в Китае во второй половине XX – начале ХХI в.
«Путь Учителя» в Древнем Китае и его связи с методологией современной китайской педагогики
Приложение принципов конфуцианской этики в становлении китайской образовательной традиции
Влияние даосской идеологии на развитие образования в Китае
Другое (напишите):
(2) Традиционная дидактика Индивидуальный подход к обучению в древнем и современном Китае: преемственность идей Конфуция, Мэн-цзы, Чжу Си, Ван Шоужэня
Идеи развития сильных и восполнения слабых сторон обучающихся в конфуцианской педагогике
Развитие дидактических принципов в педагогических системах средневекового Китая
Становление дидактических принципов в традиционных китайских и европейских педагогических учениях: сравнительный анализ
Другое(напишите):

 

(3) Методология педагогики и методы педагогических исследований Особенности развития педагогической науки и практики в новую эру Си Цзиньпина
Пути преодоления парадигмы «педагогоцентрированности» в системе высшего образования в современном Китае
Новые методы индивидуализации и дифференциации высшего образования в КНР в условиях цифровой трансформации
Особенности подготовки педагогов-исследователей в системе высшего образования в КНР: исследователи-практики и «учителя учителей»
Другое(напишите):

 

(4) Инновационные технологии и процессы в образовании Принципы реализации и педагогический потенциал Национальной платформы умного образования в КНР
Становление и развитие системы массовых открытых онлайн-курсов (MOOC) в КНР как механизм индивидуализации образования
STEAM-образование в современном Китае: опыт использования и результаты применения
Интернационализация образования и практики создания международных университетов в КНР
Другое(напишите):

 

(5) Цифровизация и информатизация образования Новые модели смешанного обучения в КНР: принципы и технологии моделирования
Реализация технологий искусственного интеллекта в подготовке будущих учителей в КНР
Иммерсивные технологии в школьном и высшем образовании КНР: особенности и эффективность применения
Аналитика больших данных как механизм совершенствования системы педагогических измерений в КНР
Другое(напишите):

 

(6) Проблемы развития начального образования Динамика и проблемы развития начального образования в КНР
Становление системы начального образования в Китае в условиях современных реформ
Экологическое и трудовое воспитание в начальных школах Китая: современные тенденции и связь с задачами государственной экономической политики
Другое (напишите):
(7) Проблемы развития среднего образования Адаптивность среднего образования в КНР и потребность в проведении образовательных реформ в контексте совершенствования качества подготовки выпускников
Структура и характеристики системы среднего образования в КНР в условиях перехода к цифровой экономике
Влияние советской и российской педагогической мысли на становление педагогической теории и практики преподавания в школах КНР
Другое (напишите):
(8) Развитие системы дополнительного и послевузовского образования Структура и принципы построения системы дополнительного образования детей в КНР (музыкальное, художественное, спортивное образование и др.)
Состояние и тенденции развития системы послевузовского образования в современном Китае
Цели и задачи образования взрослых в условиях непрерывного образования в КНР в контексте достижения «китайской мечты»
Другое (напишите):
(9) Проблемы развития высшего образования Преемственность законов об образовании и реформирование высшей школы в КНР
Процессы и формы автономизации высших учебных заведений в КНР
Проблемы повышения качества идейно-нравственного воспитания и образования в вузах Китая в период реформ и открытости
Региональные различия в развитии системы высшего образования в КНР и пути их преодоления
Другое (напишите):
(10) Управление образовательными системами. Менеджмент в образовании Этапы реформирования и управление образовательными системами после провозглашения Китайской Народной Республики
Развитие педагогического образования в КНР: региональные контексты и механизмы государственного управления
Стратегии образовательного менеджмента в Китае в условиях модернизации китайского государства: технологический и маркетинговый подходы
Высшее образование как инструмент «мягкой силы» в условиях реформирования образования в Китае в новую эру
Другое(напишите):

 

(11) Сравнительные исследования в образовании. Компаративистика Сравнительный анализ развития педагогического образования в КНР и России: инновационные аспекты и тенденции в условиях информационного общества
Сотрудничество КНР и России в области расширения академической мобильности преподавателей и студентов: сравнительные характеристики
Развитие сравнительной педагогики в КНР в условиях глобализации экономик и культур
Другое (напишите):

 

 

Задание 2. Выберите и запишите ниже название одного из разделов (столбец 1, № 1–11), по которому Вы бы хотели готовить итоговое квалификационное исследование:

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

 ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

 

Если обучающийся успешно выбрал один из предложенных ему разделов педагогического знания, он получает более детальную тематическую ознакомительную анкету, ответы на которую позволят будущему исследователю определить те конкретные темы и проблемы, которые представляются ему наиболее интересными, востребованными и актуальными (анкета 2). Если тематика, в которой заинтересован обучающийся, не входит в формулировку предложенных разделов анкеты 1 (разделы 1‒11), с магистрантом либо аспирантом проводится индивидуальная просветительная работа, которая позволит выяснить сферу интересов обучающихся, получить дополнительные ознакомительные материалы и определиться с тематикой исследования.

АНКЕТА 2

(фрагменты анкеты для обучающихся, которые избрали раздел 1 – История и философия образования)

Задание 1.  Ознакомьтесь с ключевыми аспектами истории и философии образования. Выберите одну или более тем, которые интересуют Вас в качестве объекта Вашего итогового исследования.

(1)

История и философия образования – ключевые аспекты

(2)

Возможная тематика исследований (примеры)

(3)

Выберите интересующие аспекты () – один или более

История развития образования в Китае с древности до наших дней Исторические этапы становления и развития образования в КНР (можно выбрать любой исторический этап)
Обучение и воспитание подрастающего поколения в Китае в период Южных и Северных династий
Особенности образования и структура экзаменов «кэцзюй» в эпоху Тан
Становление образования в Китайской Республике (1911‒1949)
Особенности и этапы реформирования образования в Китайской Народной Республике
Другое (напишите):
Философские основы китайской образовательной традиции Достижения педагогической мысли Древнего Китая
Влияние китайского традиционного мышления на становление образования в современном Китае
Аксиологические основы образовательной традиции в КНР
Роль традиционной морально-этической системы в подготовке будущих педагогов в КНР
Влияние традиционных китайских вероучений (конфуцианство, даосизм, буддизм) на становление образования в Китае
Особенности конфуцианской образовательной традиции и ее связь с современностью
Другое (напишите):
Образование и культура Китая Культурные особенности традиционного китайского образования и воспитания
Роль традиционной китайской культуры в реформировании образования в КНР на современном этапе
Интеграция элементов национальных культур народов Китая в систему китайского начального образования
Приоритет нравственного воспитания в китайской образовательной традиции
Другое (напишите):

 

       

 

Задание 2. Выберите и запишите одну тему для Вашего исследования из анкеты 2 либо сформулируйте тему самостоятельно по интересующей Вас исследовательской проблематике:

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

 

Помещенные выше материалы для анкетирования китайских магистрантов и аспирантов с целью выявления исследовательских интересов обучающихся и оптимального отбора темы выпускного исследования являются лишь фрагментами реальных материалов ввиду большого объема соответствующих документов. Анкетирование представляет собой поэтапный достаточно длительный, а не одномоментный процесс, который позволяет респондентам серьезно обдумать предложенную исследовательскую повестку и определить собственную позицию.  

Отметим, что тематика научных исследований не является принципиальным фактором, позволяющим дифференцировать достижения магистрантов и аспирантов в научной сфере деятельности. В данном контексте, помимо сложности объекта исследования, большое значение имеют и многие другие факторы (глубина охвата рассматриваемых проблем, объем исследования, оптимальный отбор и умелое использование методов научно-педагогического исследования). Магистрантам и аспирантам намеренно предлагается одинаковая тематика исследований с тем, чтобы обучающиеся имели возможность ознакомиться с широким полем исследовательской деятельности в сфере образования и приобрести мотивацию к научной работе. Это позволит им в дальнейшем стремиться к непрерывному образованию и саморазвитию, быть нацеленным на карьерный и научный рост, что в конечном итоге является фактором повышения педагогического мастерства и совершенствования в избранной профессии.

Итак, в рамках настоящей публикации мы проиллюстрировали реализацию принципа преемственности на примере отбора тематики выпускных квалификационных и научных квалификационных исследований зарубежными обучающимися. Однако необходимо принимать во внимание тот факт, что принцип преемственности в условиях аспирантуры и магистратуры реализуется на разных методологических и методических уровнях – не только в оптимальном выборе темы итоговых исследований, но и в организации практических исследований обучающихся; в преемственности и усложнении методов научно-педагогических исследований; в индивидуальном подходе к обучающимся; в реализации концептуальных принципов этнонациональной педагогики; в опоре на методы педагогической компаративистики; в сопоставлении методологии педагогических исследований в российской и зарубежной педагогике и т. д.

Совокупность уровней преемственности в подготовке педагогов-исследователей на уровне магистратуры и аспирантуры мы схематически изобразили на рисунке.

 

 

Преемственность уровней подготовки к исследовательской деятельности зарубежных обучающихся по педагогическим направлениям 

Continuity of levels of preparation for research activities
of foreign students in pedagogical fields

 

В целом преемственность в педагогике – это многокомпонентный неисчерпаемый ресурс, который обеспечивает инновационный характер обучения, способствует развитию педагогического познания обучающихся от простого – к сложному, от низшего – к высшему, содействует повышению мотивации будущих педагогов к вовлечению и занятию научной деятельностью в области фундаментальных и прикладных педагогических исследований. Подготовка исследователей сферы образования – тема, которая только начинает всесторонне изучаться как российским, так и зарубежным педагогическим сообществом. В данном контексте избранная нами проблематика представляется востребованной и актуальной.

 

Список литературы

  1. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т. 1. Москва, 1982. 656 с.
  2. Быкасова Л. В. Преемственность в современном педагогическом образовании // Педагогика вчера, сегодня, завтра. 2018. Т. 1. № 1. С. 12‒23.
  3. Кулакова В. А., Рейханова И. В., Букина Ю. В. Преемственность и непрерывность в образовании // Вестник Тверского государственного университета. 2019. № 2. С. 160‒166.
  4. Сенашенко В. С., Пыхтина Н. А. Преемственность бакалавриата и магистратуры: некоторые ключевые проблемы // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 13‒25.
  5. Шурилова Т. Б. Механизмы реализации преемственности на ступенях высшего образования магистратуры и аспирантуры: анализ практики // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2019. № 193. С. 34‒46.
  6. Михайленко Т. С. Магистерское образование как связующий уровень преемственности в высшем образовании // Горизонты образования: Мат-лы II Межд. научно-практической конференции. Омск, 22‒23 апреля 2021 г. Омск: Омский государственный педагогический университет, 2021. С. 187‒190.
  7. Zaharia R., Zaharia R. M., Edu T. Change and Continuity in the Higher Education System // Stan, L., Vancea, D. (eds). Post-Communist Progress and Stagnation at 35. Palgrave Macmillan, Cham., 2024. DOI: 10.1007/978-3-031-55750-7_11
  8. McGarr O., Passy R., Murray J., Liu H. Continuity, change and challenge: unearthing the fragility of teacher education // Journal of Education for Teaching. 2022. Vol. 48 (4). P. 490–504. DOI: 10.1080/02607476.2022.2100249
  9. Dayagbil F. T., Palompon D. R., Garcia L. L., Olvido M.M.J. Teaching and Learning Continuity Amid and Beyond the Pandemic // Frontiers in Education. 2021. Vol. 6. DOI: 10.3389/feduc.2021.678692
  10. Батракова И. С., Тряпицын А. В. Преемственность подготовки в магистратуре и аспирантуре современного вуза как условие развития исследовательской компетентности обучающихся // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. № 9 (94). С. 101‒107.
  11. Горбунова Т. В. Преемственность в организации научно-исследовательской деятельности обучающихся // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 3. С. 20. DOI: 10.17513/spno.30795
  12. Лукина Л. Е. Идеи преемственности в организации исследовательской деятельности студентов педагогических специальностей // Царскосельские чтения. 2014. Т. 2. № 18. С. 172‒177.
  13. Прач В. С. Преемственность в процессе научно-исследовательской деятельности в обучении высшей математике // Дидактика математики: проблемы и исследования. 2018. № 48. С. 44‒49.
  14. Хлыбова М. А. Преемственность формирования научно-исследовательской компетенции в трехуровневой системе высшего образования // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 10-2 (76). С. 213‒215.
  15. Ярошенко Е. А. Преемственность в исследовательской деятельности на разных ступенях образования // Актуальные вопросы современной науки и образования: сб. статей XXI Межд. научно-практической конференции: В 3 ч. Ч. 2. Пенза, 2022. С. 26‒29.
  16. Борисенков В. П., Тореева Т. А., Пустовойтов В. Н. Развитие педагогического образования в едином образовательном пространстве России: от методологии к практике // Вестник Московского университета. Сер. 20: Педагогическое образование. 2024. Т. 22. № 1. С. 190‒204.
  17. Богуславский М. В., Костенко М. А., Симоненко Н. Ю. Исторические основы современной китайской педагогической традиции духовно-нравственного воспитания // Проблемы современного образования. 2024. № 3. С. 43‒52. DOI: 10.31862/2218-8711-2024-3-43-52
  18. Блюдникова А. М. Ментальный фактор исследовательской работы китайских студентов в условиях дистанционного обучения в российских вузах // THEORIA: педагогика, экономика, право. 2021. № 4 (5). С. 47‒51.
  19. Бабакова Т. А. Готовность обучающихся магистратуры и аспирантуры к созданию текстов научного стиля // Непрерывное образование: XXI век.  2019. Вып. 1 (25). С. 76‒91. DOI: 10.15393/j5.art.2019.4484
  20. Борисенков В. П., Чаоджэн Ч. Этнокультурное образование и подготовка педагогических кадров в Китае // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1. № 2 (91). С. 144‒152.
  21. Бермус А. Г., Пустовойтов В. Н. Наставничество в подготовке исследовательских кадров для системы образования: история и современность // Социальная педагогика в России. 2023.  № 5. С. 5‒14.

 



Просмотров: 89; Скачиваний: 14;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2025.10845