ГЕРАСИМОВА, К. Н. ФАКТОРЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ СТУДЕНТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / К. Н. ГЕРАСИМОВА, А. А. КОВАЛЕНКО, С. В. ЯРЕМЧУК // Непрерывное образование: XXI век. – 2025. – Т. 13. №2. − DOI: 10.15393/j5.art.2025.10544


Т. 13. №2.

Проблемы преемственности обучения и воспитания в России

pdf-версия статьи

УДК 37.047

ФАКТОРЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ СТУДЕНТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГЕРАСИМОВА Кристина Николаевна
преподаватель факультета среднего профессионального образования
Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет
(г. Комсомольск-на-Амуре, Российская Федерация)
daffodilkris23@gmail.com
КОВАЛЕНКО Анастасия Анатольевна
преподаватель факультета среднего профессионального образования
Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет
(г. Комсомольск-на-Амуре, Российская Федерация)
charlize2000@mail.ru
ЯРЕМЧУК Светлана Владимировна
доцент кафедры психологии образования
Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет
(г. Комсомольск-на-Амуре, Российская Федерация)
svj@rambler.ru
Ключевые слова:
факторы
профессия
учитель
студенты
мотивация
интерес.
Аннотация: в статье представлен анализ факторов выбора педагогической профессии студентами среднего профессионального образования (СПО). Настоящее исследование показывает, что способствует выбору педагогической специальности, а также продолжению обучения в условиях системы образования Хабаровского края и закрепления в профессии. Ранее факторы, влияющие на выбор педагогической профессии среди студентов СПО, не были предметом научного анализа. Целью исследования стало изучение факторов выбора педагогической профессии и мотивации обучения у студентов СПО. Выборку исследования составили 76 студентов среднего профессионального образования и 168 студентов, получающих высшее педагогическое образование (ВО). Были использованы следующие методики: адаптированная русскоязычная версия методики FIT-Choice Scale («Факторы выбора педагогической профессии»), анкета, разработанная на основе методики изучения факторов привлека-тельности профессии В. Ядoвa, Н. В. Кузьминой, A. A. Peaнa, методика «Мотивация обучения в вузе» Т. И. Ильиной. Выяснено, что студенты СПО и ВО имеют сходные внутренние мотивы при выборе педагогической специальности и факторы, отталкивающие от педагогической профессии. При этом студенты СПО акцентируют внимание на практическом освоении профессии и ее применимости, в то время как студенты ВО больше ориентированы на формальное подтверждение квалификации. Сравнение студентов СПО, желающих и не желающих работать по профессии, показало, что мотивы тех, кто стремится к педагогической деятельности, значимо отличаются от мотивов тех, кто не планирует работать в этой сфере. Дальнейшее изучение данной темы позволит создавать благоприятные условия для обучения и закрепления в педагогической профессии.
Статья поступила: 25.04.2025; Принята к публикации: 15.06.2025; Размещена в сети: 26.06.2025.

FACTORS INFLUENCING CAREER CHOICE AMONG STUDENTS IN PEDAGOGICAL SPECIALTIES OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

GERASIMOVA Christina N.
Teacher of the Faculty of Secondary Vocational Education
Amur Humanitarian and Pedagogical State University
(Komsomolsk-on-Amur, Russian Federation)
daffodilkris23@gmail.com
KOVALENKO Anastasia A.
Teacher of the Faculty of Secondary Vocational Education
Amur Humanitarian and Pedagogical State University
(Komsomolsk-on-Amur, Russian Federation)
charlize2000@mail.ru
YAREMCHUK Svetlana V.
Associate Professor at the Department of Education Psychology
Amur Humanitarian and Pedagogical State University
(Komsomolsk-on-Amur, Russian Federation)
svj@rambler.ru
Keywords:
factors
profession
teacher
students
motivation
interest.
Abstract: the article presents an analysis of the factors influencing the choice of the teaching profession among students in secondary vocational education. This study explores what motivates the selection of a teaching specialty, as well as continued education within the educational system of the Khabarovsk Territory and retention in the profession. Previously, the factors affecting the choice of the teaching profession among secondary vocational education (SVE) students had not been subjected to scientific analysis. The aim of the research was to examine the factors behind the choice of the teaching profession and the motivation for learning among SVE students. The study sample included 76 secondary vocational education students and 168 students pursuing higher pedagogical education. The following methods were used: an adapted Russian-language version of the FIT-Choice Scale («Factors Influencing Teaching Choice»), a questionnaire based on the methodology for studying the attractiveness of a profession by V. Yadov, N. V. Kuzmina, and A. A. Rean, and the «Motivation for Learning in Higher Education» method by T. I. Ilyina. It was found that SVE and higher education (HE) students share similar intrinsic motives for choosing a teaching specialty, as well as factors that deter them from the teaching profession. At the same time, SVE students focus on the practical mastery of the profession and its applicability, while HE students are more oriented toward formal qualification certification. A comparison of SVE students who do and do not wish to work in the profession revealed that the motives of those aspiring to a teaching career differ signifi-cantly from those who do not plan to work in this field. Further research on this topic will help create favorable conditions for learning and retention in the teaching profession.
Paper submitted on: 25.04.2025; Accepted on: 15.06.2025; Published online on: 26.06.2025.

Выбор будущей профессии – ответственный процесс, требующий тщательного анализа своих знаний, навыков, умений; сделанный выбор будет определять будущее, влиять на социальное окружение, личное удовлетворение. В нашей стране наблюдается дефицит педагогических кадров: по данным профсоюза работников образования «Учитель», в школах Российской Федерации не хватает 250 тыс. педагогов. Об этом свидетельствует статистика вакансий, которые представлены на онлайн-платформах по поиску работы1. Однако на собрании студентов ‒ лидеров общественного мнения педагогических вузов, которое проходило в рамках Большой учительской недели в 2023 г., А. В. Бугаев заявил о росте интереса к профессии педагога среди молодежи: «В этом году в педагогические вузы, подведомственные Минпросвещения России, было подано 385 тысяч заявлений, что на 100 тысяч больше, чем в прошлом году»2.

Педагогическая профессия занимает важное место в системе профессионального образования, так как она формирует общество в целом. Люди сталкиваются с множеством факторов, влияющих на их выбор в пользу педагогической деятельности. Именно поэтому проблема привлекательности педагогической профессии в нашей стране широко обсуждается. Перед государством стоит важная задача – привлечь и удержать молодежь в образовательных организациях, однако выполнить данную задачу достаточно проблематично. Сегодня существуют различные социально-экономические условия поддержки молодых педагогов, но удержание молодежи в педагогике зависит не только от этого ‒ важна также мотивационная составляющая.

В связи с этим важным направлением научных исследований выступает изучение факторов выбора педагогической профессии, которые изучались среди учащихся психолого-педагогических классов, абитуриентов, студентов высшего образования и молодых педагогов ‒ А. Н. Козловский [1], Н. Ю. Лесконог и Л. Ф. Шамалова [2], Н. Д. Джига и Т. В. Комаровская [3], И. Н. Грушецкая, О. С. Щербинина и С. М. Немченко [4], О. В. Коршунова и Л. Н. Береснева [5], Ф. М. Кремень и С. А. Кремень [6], И. В. Ватащак [7], Т. В. Калинина и Э. Г. Патрикеева [8], К. С. Шевырдяева [9], К. Н. Герасимова [10].

Так, Н. Ю. Лесконог и Л. Ф. Шамалова выделяют следующие факторы привлекательности профессии педагога среди учащихся психолого-педагогических классов: фактор личностного развития, самоопределения, самовыражения и творческой деятельности [2]. А. Н. Козловский рассматривает готовность к выбору педагогической профессии в системе непрерывного образования: педагогический класс – педагогический колледж – педагогический университет и выделяет объективные и субъективные факторы выбора педагогической профессии. К объективным он относит социальное окружение; стабильное социальное положение; отсутствие физической возможности обучаться в другом учреждении; отсутствие других возможностей трудоустройства. К субъективным ‒ ценность профессии; среду и содержание профессии; субъект и объект педагогической деятельности; опыт педагогической деятельности и информированность о профессии [1].

Ф. М. Кремень и С. А. Кремень проанализировали работы отечественных и зарубежных ученых, изучавших мотивационную систему и условия выбора педагогической профессии, и выделили две группы мотивационных механизмов, каждая из которых воплощена в конкретной модели. Первая модель включает три типа мотивации: внутренняя, альтруистическая и внешняя. Вторая модель FIT-choice (Factors Influencing Teaching Choice), в соответствии с которой доминирующими факторами выбора педагогической профессии среди абитуриентов являются внутренняя ценность профессии, педагогические способности, желание внести вклад в развитие общества, работать с детьми и имеющийся положительный предшествующий опыт преподавания и обучения [6].

Также в ходе изучения среди школьников, абитуриентов, студентов и молодых педагогов эффективности нынешних условий адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов Российской Федерации И. В. Ватащак выделяет следующие факторы привлекательности педагогической профессии: любовь к детям: польза для общества; творческая составляющая профессии; саморазвитие [7]. Т. В. Калининой и Э. Г. Патрикеевой при помощи методики В. А. Ядова, Н. В. Кузьминой, А. А. Реана были изучены и выделены следующие факторы привлекательности профессии для студентов-педагогов: важность профессии для общества, возможность саморазвития и самосовершенствования в профессии, креативность и творческий подход [8].

К. С. Шевырдяева изучала мотивационную сферу как фактор выбора профессии при помощи методики «Изучение мотивации обучения в вузе» Т. И. Ильиной у студентов вуза, обучающихся на психолого-педагогических направлениях подготовки. Исследование показало, что студентов в педагогическом вузе привлекает, прежде всего, получение знаний [9].

Анализ литературы показал, что существует достаточно мало исследований, связанных с изучением факторов выбора педагогической профессии среди студентов среднего профессионального образования (СПО). На наш взгляд, изучение факторов выбора педагогической профессии студентами СПО является важным направлением исследования, поскольку СПО становится приоритетным направлением в непрерывном образовании, что «позволяет не столько развивать знания педагогического мастерства, сколько направлять, мотивировать и ориентировать к педагогической деятельности как важной профессии в современном обществе» [11, с. 23‒28]. Многие выпускники СПО в дальнейшем поступают в вуз, потому что за время получения среднего профессионального образования они осознают важность профессии. Преемственность колледж ‒ вуз способна решить такие задачи постоянного роста, как совершенствование профессиональных качеств, способностей, компетенций.

Целью нашего исследования стало изучение факторов выбора педагогической профессии и мотивации обучения у студентов СПО. Для выявления факторов выбора педагогической профессии была использована адаптированная русскоязычная версия методики FIT-Choice Scale («Факторы выбора педагогической профессии»)3. Изучение факторов, привлекающих и отталкивающих от выбора профессии учителя в представлениях учащихся, осуществлялось с помощью анкеты, разработанной на основе методики изучения факторов привлекательности профессии В. Ядoвa, Н. В. Кузьминой, A. A. Peaнa.  Для выявления мотивации обучения при получении профессионального образования была применена методика «Мотивация обучения в вузе» Т. И. Ильиной.

Выборку составили 244 студента Хабаровского края: 76 студентов СПО, 168 студентов высшего образования, которые были включены в исследование в качестве контрольной группы, что позволило выделить особенности факторов выбора педагогической профессии и мотивации обучения у студентов среднего профессионального образования. Статистическое сравнение выборок осуществлялось с использованием φ*-критерия Фишера и U-критерия Манна-Уитни. Данные исследования позволяют увидеть, что именно мотивирует студентов к выбору педагогических специальностей, продолжению обучения, а также закреплению в профессии.

Мотивация студентов к выбору педагогических специальностей определялась с помощью опросника FIT-Choice, в котором респондентам предлагалось оценить значимость каждого пункта по шкале от 1 («совсем не важно») до 7 («чрезвычайно важно»). Результаты методики показывают, что наиболее значимыми факторами, влияющими на решение о поступлении у студентов СПО, являются следующие: требования к профессии (5,4), самовосприятие (5,1), положительный опыт обучения (5,1), социальная польза (4,9) и легкость трудоустройства (4,8). Самовосприятие играет важную роль при выборе любой профессии: человек отталкивается от своих возможностей, понимания интересов, желаний и потребностей, сопоставляет их с требованиями, необходимыми в той или иной сфере, что обеспечивает легкость трудоустройства в случае их соответствия. Положительный опыт обучения формирует позитивный образ образовательного процесса и привлекательный имидж учителя. Кроме того, профессия учителя в представлениях студентов имеет социальную значимость, желание внести вклад в общество и развитие будущих поколения является важной стороной этой профессии.

Значимых различий в мотивации поступления между студентами СПО и ВО обнаружено не было, что свидетельствует о схожести мотивов выбора образовательной траектории в обеих выборках. Поскольку обучение требует наличия мотивации на достижение образовательных целей, в нашем исследовании использовалась методика «Мотивация обучения в вузе» Т. ИИльиной, включающая три вида мотивации: приобретение знаний, овладение профессией и получение диплома. Результаты свидетельствуют о том, что иерархия факторов, влияющих на продолжение обучения, у студентов СПО является схожей со студентами ВО. На первом месте находится приобретение знаний, на втором ‒ овладение профессией, а на третьем ‒ получение диплома. Таким образом, в представлениях респондентов внутренняя мотивация побуждает их учиться в большей степени, чем внешняя.

Несмотря на общие тенденции, были выявлены значимые различия в мотивации получения диплома (U = 4593,5, значимо для р = 0,0005), который для студентов СПО (средний балл 32) не является столь значимым фактором, как для студентов вузов (46,65).

Результаты методики «Факторы привлекательности профессии», разработанной В. А. Ядовым, Н. В. Кузьминой и А. А. Реаном, позволяют выявить факторы, способствующие закреплению в этой профессии, а также отталкивающие факторы, которые демотивируют выпускников работать педагогами. Для студентов СПО наиболее значимыми факторами закрепления в профессии являются работа с детьми, молодежью (для 62,2 % обучающихся), необходимость постоянного творчества (34,1 %), а также возможность самосовершенствования (29,6 %). Для студентов ВО на первом месте также находится работа с детьми и молодежью (40,6 %), однако для них в той же степени значимы возможность заниматься любимым предметом (40,6 %) и восприятие профессии учителя как одной из важнейших в обществе (40 %).

Статистический анализ подтвердил наличие значимых различий между группами. Установлено, что фактор работы с детьми и молодежью имеет большее значение для студентов СПО по сравнению с ВО (φ* = 1,811, значимо для p ≤ 0,05). При этом для учащихся среднего профессионального образования возможность заниматься любимым предметом (φ* = 2,281, p ≤ 0,01) и восприятие профессии учителя как одной из важнейших в обществе (φ* = 1,663, p ≤ 0,05) являются менее значимыми факторами, чем для студентов вузов.

Студенты также выделяют аспекты, негативно влияющие на их восприятие профессии педагога: низкая заработная плата (СПО ‒ 75 %; ВО – 76 %), недостаточная оценка обществом важности педагогического труда (СПО ‒ 67,9 %; ВО – 70,3 %) и нервное перенапряжение, вызванное работой (СПО – 75,6 %; ВО – 66,5 %). Были выявлены значимые различия по важности таких факторов, как продолжительный рабочий день (φ* = 2,273, p ≤ 0,05) и несоответствие работы способностям студентов (φ* = 1,806, p ≤ 0,05). Студенты СПО значительно реже обращают внимание на длительность рабочего дня и чаще выражают сомнения в том, что их способности соответствуют требованиям профессии.

Помимо сравнения студентов СПО и ВО в соответствии со ступенью обучения, респонденты были разделены на группы в зависимости от намерения стать учителем, так как это способствует выявлению качественных различий в мотивации и позволяет спрогнозировать риски и понять причины оттока из педагогической профессии. Анализ данных показывает, что среди всех респондентов, принимавших участие в исследовании, около трети не желают связывать свою жизнь с профессией учителя (табл. 1).

Таблица 1

Процентное распределение отношения респондентов к педагогической
деятельности и самооценки уровня компетентности, %

Table 1

Percentage distribution of respondents' attitudes toward teaching activities
and self-assessment of competence level, %

 

Варианты ответов ВО СПО
Хочу быть учителем, но не уверен, что у меня есть педагогические способности 25,0 22,4
Хочу быть учителем и уверен, что у меня есть педагогические способности 45,2 46,1
Не хочу быть учителем, но думаю, что педагогические навыки могут пригодиться в жизни 27,4 27,6
Не хочу быть учителем и уверен, что у меня нет педагогических способностей 2,4 3,9

 

В частности, 27,4 % студентов высшего образования и 27,6 % студентов среднего профессионального образования не хотят быть учителем, однако считают, что полученные ими педагогические навыки в процессе обучения могут пригодиться в жизни. Особую «группу риска» представляют испытуемые, которые не хотят быть учителем и не видят в себе никаких педагогических способностей (ВО ‒ 2,4 %, СПО ‒ 3,9 %). Среди студентов, желающих стать учителем, каждый четвертый, несмотря на желание заниматься педагогической деятельностью, не уверен в своей способности эффективно выполнять эту роль (ВО ‒ 25 %, СПО ‒ 22,4 %).

В таблице 2 представлены средние значения по методике FIT-Choice Scale у студентов СПО, желающих и не желающих работать по профессии.

Таблица 2

Сравнение факторов, влияющих на выбор педагогического направления,
у студентов, желающих и не желающих работать по профессии,
средние значения

Table 2

Comparison of factors influencing the choice of pedagogical direction among students who wish and do not wish to work in the profession, average values

 

Шкалы опросника FIT-Choice Scale СПО  ВО
не желающие стать педагогом желающие стать педагогом не желающие стать педагогом желающие стать педагогом
Социальное влияние
Противодействие окружающих выбору профессии педагога 3,9 4,7 4,4 4,5
Положительный опыт обучения в роли ученика 4,1 5,6** 4,1 5,6
Поддержка выбора профессии педагога социальным окружением 3,3 5,1** 3 4,6
Самовосприятие
Самовосприятие 3,6 5,9** 3,4 5,4##
Требования профессии и получаемая отдача
Требования профессии 4,8 5,6** 5,4# 5,7
Отдача от профессии 3,2 4,3** 3,1 4,3
Польза от выбора профессии
Возможность уделять время семье 3,5 4,7** 3,3 4,2
Легкость трудоустройства 3,8 5,3** 4,1 5,3
Социальная польза 3,7 5,5** 3,8 5,4
Выбор карьеры педагога в качестве запасного варианта
Выбор карьеры педагога в качестве запасного варианта 4,8 2,7** 4,8 2,7
 

* ‒ значимые различия для р ≤ 0,05 между студентами СПО, желающими и не желающими работать по профессии; ** ‒ значимые различия для р ≤ 0,01 между студентами СПО, желающими и не желающими работать по профессии; #  ‒ значимые различия для р ≤ 0,05 между студентами СПО и ВО, желающими (или не желающими) работать по профессии; ##  ‒ значимые различия для р ≤ 0,01 между студентами СПО и ВО, желающими (или не желающими) работать по профессии.

 

Было обнаружено, что практически все значения по шкалам наиболее выражены у тех студентов, которые планируют стать педагогами (различия значимы для р ≤ 0,001).

Для студентов СПО, желающих стать педагогами, такие факторы, как самовосприятие (5,9), положительный опыт обучения в роли ученика (5,6), понимание требований профессии (5,6), социальная польза (5,5), легкость трудоустройства (5,3), поддержка выбора профессии педагога социальным окружением (5,1), отдача от профессии (4,3), возможность уделять время семье (4,7), являются более значимыми и влияющими на принятие решения работать по профессии, чем у студентов, не желающих быть педагогами (различия значимы для р ≤ 0,01). При этом для них наиболее важную роль в выборе профессии играют самовосприятие своих способностей к обучению детей, имеющийся у них положительный опыт обучения в роли ученика и требования к профессии.

Для тех студентов, которые на момент обследования не хотели быть педагогами, выбор профессии учителя в большей степени выступает в качестве запасного варианта (4,8). Предположительно эти студенты затруднялись определиться с профессией или не имели возможности поступить в желаемое образовательное учреждение, поэтому единственным вариантом, который им показался адекватным, стало поступление в педагогический университет.

При сравнении мотивации поступления у студентов СПО и ВО, желающих стать педагогами, были обнаружены значимые различия по шкале «самовосприятие». Обучающиеся среднего профессионального образования в среднем оценивают этот фактор выше (5,9), чем студенты ВО (5,4), ориентируясь на восприятие своих способностей и возможностей, желаний и интересов в сфере педагогической деятельности.

Значимые различия также были выявлены у студентов, не желающих быть педагогами. При оценивании значимости факторов, влияющих на поступление на педагогические специальности, для студентов СПО в меньшей степени значимы требования, предъявляемые к специалисту (4,8), по сравнению со студентами ВО (5,4). Также особый интерес представляют факторы непосредственно самого обучения, данные о которых представлены в таблице 3.

 

Таблица 3

Сравнение мотивов обучения при получении
профессионального образования,  %

Table 3

Comparison of learning motives when obtaining vocational education, %

 

Мотивы обучения СПО  ВО
не желающие стать педагогом желающие стать педагогом не желающие стать педагогом желающие стать педагогом
Приобретение знаний 40,1 64,8** 47,6 62,6
Овладение профессией 30 66,9** 32,2 58,6#
Получение диплома 19,7 37,7* 41,2## 48,9#

 

* ‒ значимые различия для р ≤ 0,05 между студентами СПО, желающими и не желающими работать по профессии; ** ‒ значимые различия для р ≤ 0,01 между студентами СПО, желающими и не желающими работать по профессии; #  ‒ значимые различия для р ≤ 0,05 между студентами СПО и ВО, желающими (или не желающими) работать по профессии; ## ‒ значимые различия для р ≤ 0,01 между студентами СПО и ВО, желающими (или не желающими) работать по профессии.

Мотивы обучения студентов СПО, стремящихся связать свою жизнь с педагогической профессией, существенно отличаются от мотивов тех, кто не планирует работать в этой сфере. У респондентов, намеренных связать свою жизнь с педагогической профессией, более выражены все три мотива обучения: приобретение знаний (U = 318,0 значимо для р = 0,001), овладение профессией (U = 243,0 значимо для р < 0,0001), получение диплома (U = 414, значимо для р = 0,016), по сравнению с теми, кто не намерен становиться учителем.

При сравнении студентов СПО и ВО, которые не планируют связать свою жизнь с педагогической профессией, также были обнаружены значимые различия: мотив получения диплома для студентов СПО менее значим (19,7 % опрошенных), чем у студентов вузов (41,2 %).

Значимые различия обнаружены и при сравнении студентов СПО и ВО, которые хотят связать свою жизнь с педагогической профессией: студентов СПО больше мотивирует овладение профессией (66,9 %), чем студентов ВО (58,6 %). Интерес к получению диплома у них выражен в меньшей степени (37,7 %), что свидетельствует о том, что для первых важнее практическое освоение профессии и ее реальная применимость, нежели формальное подтверждение квалификации в виде диплома.

Сравнение факторов привлекательности педагогической профессии у студентов разных уровней образования, намеренных и не намеренных работать учителями,  представлено в таблице 4.

Таблица 4

Сравнение факторов привлекательности
педагогической профессии, %

Table 4

Comparison of the teaching profession attractiveness factors, %

 

Факторы привлекательности профессии СПО ВО
не желающие стать педагогом желающие стать педагогом не желающие стать педагогом желающие стать педагогом
Внутренние факторы привлекательности профессии
1. Интерес к обучению детей
Работа с детьми, молодежью 41,7 82,7** 32 49,2#
2. Преподавание предмета
Возможность заниматься любимым предметом 4,2 40,4** 32## 49,2
3. Перспективы самореализации
Работа требует постоянного творчества 12,5 55,8** 30# 43,2
Возможность самосовершенствования 20,8 38,5 34 42,4
Работа соответствует моим способностям 8,3 38,5** 22 31,4
Работа соответствует моему характеру 4,2 36,5** 10 36,4
Внешние факторы привлекательности профессии
  1. Ценность профессии в обществе
Профессия учителя ‒ одна из важнейших в обществе 16,7 40,4* 30 50,0
  1. Условия труда
Длительный летний отпуск 33,3 15,4* 40 24,6
Небольшой рабочий день 25 15,4 20 16,1
Работа не вызывает физического переутомления 8,3 11,5 8 10,2
Хороший заработок 8,3 5,8 4 8,5

 

* ‒ значимые различия для р ≤ 0,05 между студентами СПО, желающими и не желающими работать по профессии; ** ‒ значимые различия для р ≤ 0,01 между студентами СПО, желающими и не желающими работать по профессии; # ‒ значимые различия для р ≤ 0,05 между студентами СПО и ВО, желающими (или не желающими) работать по профессии; ## ‒ значимые различия для р ≤ 0,01 между студентами СПО и ВО, желающими (или не желающими) работать по профессии.

 

При сравнительном анализе факторов, привлекающих к педагогической профессии студентов СПО, выявлены следующие значимые различия: студенты, желающие связать свою жизнь с педагогической профессией, значительно чаще подчеркивают общественную ценность профессии (p ≤ 0,05), выделяют возможность работы с детьми и молодежью, занятие любимым предметом, наличие постоянного творчества в работе, что позволяет им применять креативные подходы и методы преподавания, чаще считают, что их способности и характер соответствуют требованиям данной специальности (p ≤ 0,01). Студенты, не имеющие желания стать в дальнейшем учителем, чаще акцентируют внимание на длительности летнего отпуска (p ≤ 0,05).

При сравнении студентов, желающих стать учителями и воспитателями, обнаружено, что для студентов СПО работа с детьми и молодежью более важна, чем для студентов ВО (p ≤ 0,05). При этом студенты СПО, не планирующие работать по профессии, реже обращают внимание на возможность заниматься любимым делом (p ≤ 0,01) и необходимость творчества в работе (p ≤ 0,05), чем студенты ВО.

Данные о факторах, отталкивающих от педагогической профессии студентов разных уровней образования, имеющих и не имеющих намерение работать педагогами,  представлены в таблице 5. Студенты СПО, желающие связать свою жизнь с педагогикой, значительно реже, чем те, кто не планируют работать педагогами, отмечают факторы, связанные с перспективами самореализации: неумение работать с детьми и молодежью (p ≤ 0,01), отсутствие условий для постоянного творчества (p ≤ 0,05), наличие нервного напряжения (p ≤ 0,01) и невозможность самосовершенствования (p ≤ 0,01), а также несоответствие работы их личным способностям и характеру (p ≤ 0,01).

Сравнение обучающихся по программам СПО со студентами педагогического вуза показало значимые различия только среди студентов, которые не планируют работать по профессии: для студентов СПО меньшую значимость имеет большой рабочий день педагога (p ≤ 0,01), в большей степени ориентированы на то, что данная работа соответствует их характеру (p ≤ 0,05).

 

Таблица 5

Сравнение факторов, отталкивающих от педагогической профессии, %

 

Table 5

Comparison of factors deterring from the teaching profession, %

 

Факторы, отталкивающие от профессии учителя СПО ВО
не желающие стать педагогом желающие стать педагогом не желающие стать педагогом желающие стать педагогом
Внутренние факторы
1. Преподавание предмета
Невозможность постоянно заниматься любимым предметом 8,3 1,9 20 2,5
2. Перспективы самореализации
Работа вызывает нервное перенапряжение 91,7 59,6** 78 55,1
Работа не соответствует моему характеру 37,5 3,8** 32# 2,5
Неумение работать с детьми, молодежью 16,7 1,9** 16 3,4
Отсутствие условий для постоянного творчества 25,0 5,8* 12 6,8
Работа не соответствует моим способностям 33,3 0,0** 12 0,8
Невозможность самосовершенствования 16,7 1,9** 14 0,8
Внешние факторы
Ценность профессии в обществе
Низкая оценка общественной важности педагогического труда 66,7 69,2 72 68,6
Условия труда
Продолжительный рабочий день 16,7 17,3 46## 23,7
Небольшой заработок 75 75 78 74,6
Большое количество документов 58,3 42,3 62 47,5

 

* ‒ значимые различия для р ≤ 0,05 между студентами СПО, желающими и не желающими работать по профессии; ** ‒ значимые различия для р ≤ 0,01 между студентами СПО, желающими и не желающими работать по профессии; # ‒ значимые различия для р ≤ 0,05 между студентами СПО и ВО, желающими (или не желающими) работать по профессии; ## ‒ значимые различия для р ≤ 0,01 между студентами СПО и ВО, желающими (или не желающими) работать по профессии.

 

Ввиду того, что изучение факторов, влияющих на выбор педагогической профессии среди студентов СПО, оставалось вне поля зрения исследователей, данный материал представляет особую ценность для отечественной науки, поскольку результаты значительно отличаются от ранее выделенных факторов.

Проведенное исследование содержит три группы факторов. К первой группе относятся факторы, способствующие поступлению на педагогические направления подготовки (самовосприятие, требования к профессии, положительный опыт обучения, социальная польза). Вторую группу составляют факторы, обеспечивающие успешность обучения (мотивы приобретения знаний, овладения профессией, получения диплома). Третья группа – факторы закрепления в педагогической профессии (общественная ценность, возможность работы с детьми и молодежью, занятие любимым предметом, наличие постоянного творчества в работе, соответствие способностей и характера данной профессии).

Исследование показало, что студенты СПО и ВО имеют схожие мотивы для выбора образовательной траектории и продолжения обучения, с акцентом на внутреннюю мотивацию, такую как приобретение знаний и овладение профессией. Однако, несмотря на общие тенденции, существует значительное различие в восприятии важности диплома: для студентов ВО он является более значимым, чем для студентов СПО. Кроме того, факторы, способствующие закреплению в профессии, также различаются.

Сравнение студентов СПО, желающих и не желающих работать по профессии, показало, что мотивы студентов, стремящихся к педагогической деятельности, значительно отличаются от мотивов тех, кто не планирует работать в этой сфере. Для студентов СПО, стремящихся стать педагогами, ключевыми факторами, влияющими на выбор профессии, являются самовосприятие, положительный опыт обучения, понимание требований профессии и ее социальных преимуществ, а также поддержка со стороны близких. Для студентов СПО, не планирующих работать педагогами, выбор профессии учителя часто рассматривается как запасной вариант.

При сравнении студентов СПО и ВО, желающих и не желающих работать по профессии, было выявлено, что студенты СПО акцентируют внимание на практическом освоении профессии и ее реальной применимости, а не на формальном подтверждении квалификации. Также было отмечено, что работа с детьми и молодежью является более значимым фактором для студентов СПО, чем для студентов ВО. В то же время студенты СПО, не планирующие работать по профессии, реже обращают внимание на возможность заниматься любимым делом и необходимость творчества в работе. В целом результаты подтверждают различия в мотивации и восприятии профессии между студентами разных уровней образования. Очевидна необходимость дальнейшего изучения факторов выбора педагогической профессии, что позволит не только расширить знания о мотивации будущих педагогов, но и способствовать подготовке специалистов в области педагогики.

Для повышения привлекательности профессии педагога необходимо улучшать условия труда, повышать заработную плату (или придавать огласке информацию о возможностях заработка учителя) и усиливать авторитет педагога в обществе, что, в свою очередь, может способствовать более устойчивому выбору и закреплении в профессии учителя.

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 24-18-20067 совместно с Министерством образования и науки Хабаровского края, соглашение № 104С/2024 от 31 июля 2024 г. URL: https://rscf.ru/project/24-18-20067/ (дата обращения 05.01.2025).

 

Список литературы

  1. Козловский А. Н. Готовность к выбору педагогической профессии как научная категория // Мир науки, культуры, образования. 2022. Вып. 6 (97). С. 33‒37.
  2. Лесконог Н. Ю., Шаламова Л. Ф. Формирование профессиональной мотивации у учащихся педагогических классов как основа подготовки педагогических кадров в регионах Российской Федерации // Педагогика и психология образования. 2022. Вып. 1. DOI: 10.31862/2500-297X-2022-1-86-102
  3. Джига Н. Д., Комаровская Т. В. Формирование направленности личности школьников на выбор педагогических профессий // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2023. Вып.2. C. 147‒167.
  4. Грушецкая И. Н., Щербинина О. С., Немченко С. М. Мотивы профессионального выбора одаренными старшеклассниками педагогических направлений подготовки в вузе [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2024. Вып. (68). С. 339–356. Электрон. дан. URL: https://pnojournal.wordpress.com/2024/05/04/grushetskaya-2/ (дата обращения 06.01.2025).
  5. Коршунова О. В., Береснева Л. Н. Мотивы выбора педагогической профессии и востребованные качества педагога: исследование представлений студентов вуза // Перспективы науки и образования. 2021. Вып. 5 (53). С. 154‒177. DOI: 10.32744/pse.2021.5.11
  6. Кремень Ф. М., Кремень С. А. Особенности мотивации профессиональной карьеры абитуриентов, поступивших на педагогические программы бакалавриата // Вестник Самарского государственного технического университета. 2023. Вып. 4. DOI: 10.17673/vsgtu-pps.2023.4.4
  7. Ватащак И. С. Факторы привлекательности педагогической профессии для молодых педагогов в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 7. С. 192‒194. Электрон. дан. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-privlekatelnosti-pedagogicheskoy-professii-dlya-molodyh-pedagogov-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения 06.01.2025).
  8. Калинина Т. В., Патрикеева Э. Г. Удовлетворенность избранной профессией в контексте профессионального становления студентов педагогического и психологического профилей обучения [Электронный ресурс] // Концепт. 2022. № 5 (май). С. 115–129. Электрон. дан. URL: http://e-koncept.ru/2022/221038.htm (дата обращения 06.01.2025).
  9. Шевырдяева К. С. Изучение различий в мотивационной сфере студентов вуза, обучающихся на психолого-педагогическом направлении // Вестник ПензГУ. 2015. Вып. 3 (11). С. 18‒23.
  10. Герасимова К. Н. Интерес к профессии учителя у студентов факультета среднего профессионального образования, получающих педагогическую специальность // Амурский научный вестник. 2023. Вып. 3. С. 14‒20.
  11. Гущина Т. И., Макарова Л. Н., Курин А. Ю. Сетевой педагогический класс как форма профессиональной ориентации старшеклассников // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Вып. 4 (174). С. 27‒34. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-174-27-34

 




Просмотров: 56; Скачиваний: 12;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2025.10544