Игнатьева, Е. Ю. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КЛАССЫ: ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ, ПОТЕНЦИАЛ (ПЕТЕРБУРГСКИЙ ОПЫТ) / Е. Ю. Игнатьева, О. Н. Шилова, Н. Н. Кузина // Непрерывное образование: XXI век. – 2024. – Вып. 1 (45). − DOI: 10.15393/j5.art.2024.9186


Выпуск № 1 (45)

Проблемы преемственности обучения и воспитания в России

pdf-версия статьи

УДК 373.6

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КЛАССЫ: ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ, ПОТЕНЦИАЛ (ПЕТЕРБУРГСКИЙ ОПЫТ)

Игнатьева Елена Юрьевна
доктор педагогических наук, профессор
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
(г. Великий Новгород, г. Санкт- Петербург, Российская Федерация)
iey1@yandex.ru
Шилова Ольга Николаевна
доктор педагогических наук, профессор
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
(г. Санкт-Петербург, Российская Федерация)
olganshilova@gmail.com
Кузина Надежда Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
(г. Санкт-Петербург, Российская Федерация)
nadezhdakuzina@yandex.ru
Ключевые слова:
психолого-педагогические классы
мониторинг деятельности психолого-педагогических классов
непрерывное педагогическое образование
допрофессиональная подготовка учащихся.
Аннотация: психолого-педагогические классы как педагогический феномен не являются новацией. Интерес к ним возникал в различные периоды в истории российского образования и был обусловлен потребностью в педагогических кадрах. Современную ситуацию в российских школах можно характеризовать как один из таких периодов. Важным фактором результативности психолого-педагогических классов как педагогического явления является условие их вхождения и определение их роли в целостной системе непрерывного педагогического образования. Мониторинг как действенный механизм сопровождения деятельности психолого-педагогических классов позволяет своевременно выявлять их состояние, отслеживать динамику изменений, отмечать проблемные ситуации и выстраивать перспективу развития. Данная статья представляет результаты мониторинга опыта деятельности психолого-педагогических классов в Санкт-Петербурге. Мониторинг проводился по следующим направлениям: нормативно-организационные условия работы психолого-педагогических классов; содержание, методы и формы обучения; ресурсное обеспечение их деятельности; работа с родителями. Выводы по результатам качественного и количественного анализа деятельности психолого-педагогических классов, их интерпретация позволили подтвердить наличие проблемных зон в организации деятельности психолого-педагогических классов, выявленных другими исследователями, что свидетельствует о наличии некоторых системных проблем в организации данной деятельности. Представленный в статье фактический и аналитический материал может быть полезным для системного анализа деятельности психолого-педагогических классов на территории страны, поскольку результативность их деятельности во многом определяет качество педагогических кадров, а значит, и качество образования во всех звеньях системы непрерывного образования.
Статья поступила: 02.02.2024; Принята к публикации: 21.02.2024; Размещена в сети: 21.03.2024.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CLASSES: FACTS, PROBLEMS, POTENTIAL (ST. PETERSBURG EXPERIENCE)

Ignateva Elena Yu.
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, St-Petersburg Academy of In-Service Pedagogical Education
(Velikiy Novgorod, Sankt-Petersburg, Russian Federation)
iey1@yandex.ru
Shilova Ol’ga N.
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
St-Petersburg Academy of In-Service Pedagogical Education
(Sankt-Petersburg, Russian Federation)
olganshilova@gmail.com
Kuzina Nadezhda N.
PhD in Pedagogy, Associate professor
St-Petersburg Academy of In-Service Pedagogical Education
(Sankt-Petersburg, Russian Federation)
nadezhdakuzina@yandex.ru
Keywords:
psychological-pedagogical classes
monitoring the psychological-pedagogical classes activities
continuous pedagogical education
pre-professional training of students.
Abstract: psychological and pedagogical classes as a pedagogical phenomenon are not an innovation. Interest in them arose at various periods in the history of Russian education and was due to the need for teaching staff. The current situation in Russian schools can be characterized as one of such periods. An important factor in the effectiveness of psycho-pedagogical classes as a pedagogical phenomenon is the condition for their inclusion and the definition of their role in the integral system of continuous pedagogical education. Monitoring as an effective mechanism for supporting the activities of psychological and pedagogical classes allows you to timely identify their condition, track the dynamics of changes, note problem situations and build a development perspective. This article presents the results of monitoring the experience of psychological and pedagogical classes in St. Petersburg. Monitoring was carried out in the following areas: regulatory and organizational conditions for the work of psychological and pedagogical classes; content, methods and forms of training; resource support for their activities; working with parents. Conclusions based on the results of qualitative and quantitative analysis of the activities of psychological and pedagogical classes, their interpretation made it possible to confirm the presence of problem areas in the organization of activities of psychological and pedagogical classes identified by other researchers, which indicates the presence of some systemic problems in the organization of this activity. The factual and analytical material presented in the article can be useful for a systematic analysis of the activities of psychological and pedagogical classes in the country, since the effectiveness of their activities largely determines the quality of teaching staff, and therefore the quality of education at all levels of the life-long education system.
Paper submitted on: 02.02.2024; Accepted on: 21.02.2024; Published online on: 21.03.2024.

Феномен «психолого-педагогический класс» (далее ППК) в пространстве педагогической науки и практики нашей страны появился не сегодня. Он имеет достаточно длинную историю. Актуализация его осмысления и развития активно происходит в периоды возрастания потребности общества и государства в мотивированных и подготовленных педагогических кадрах. Эти периоды выделены и описаны в статье Н. В. Корепановой и Е. А. Стародубовой [1] с 1859 г., когда К. Д. Ушинский начал обучение воспитанниц Смольного института по разработанной им программе для педагогических классов, по настоящее время, когда в ситуации постоянных изменений и возникающих мировых кризисов доступное качественное образование становится ключевой интегральной общественно-государственной ценностью настоящего и будущего страны. Подчеркнем, ценностью, базирующейся на исторической преемственности идей и положений об организации деятельности и содержания работы психолого-педагогических классов.

Согласно Концепции профильных психолого-педагогических классов1, значимыми результатами их деятельности предполагаются:

  • становление в общем действенной национальной системы выявления и подготовки кадрового резерва профессий группы «человек ‒ человек» (образование, медицина, социальная работа) и, в частности, системы непрерывного педагогического образования;
  • компенсация дефицита профессионально подготовленных педагогических кадров;
  • рост качества образования выпускников, делающих осознанный выбор профессиональной педагогической деятельности в дальнейшем и подготовленных к деятельности в цифровом мире;
  • снижение количества отсева студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Педагогическое образование»;
  • улучшение и укрепление социального партнерства между образовательными организациями и обществом и др.

 

Таким образом, ППК становятся первичным звеном в системе непрерывного педагогического образования.В России уже наработан определенный научный и практический опыт деятельности современных ППК. Их работа рассматривается как форма профессиональной ориентации старшеклассников [2], допрофессиональная профильная психолого-педагогическая подготовка [3; 4; 5], значимый аспект воспитательной системы образовательной организации2.

Мониторинг деятельности психолого-педагогических классов является важным условием совершенствования допрофессиональной подготовки обучающихся по этому направлению. Мониторинг обеспечивает всесторонний анализ процесса организации, обеспечения и реализации допрофессиональной подготовки обучающихся профильных психолого-педагогических классов петербургских школ на разных его этапах и обоснованное принятие решений организаторами данного процесса, а также анализ дальнейших путей его развития и совершенствования.

Целью статьи являются анализ, обобщение и интерпретация данных мониторинга деятельности ППК Санкт-Петербурга как первичного звена непрерывного педагогического образования и их сопоставление с результатами других исследований.

Достижение цели представлено в логике решения следующих задач:

  • дать общую характеристику ППК в Санкт-Петербурге;
  • отследить изменения, проанализировать и дать интерпретацию полученным в ходе мониторинга фактам, отражающим процесс организации, обеспечения и реализации допрофессиональной подготовки обучающихся ППК;
  • выявить и систематизировать типичные проблемы в деятельности ППК петербургских школ как первичном звене непрерывного педагогического образования и сопоставить их с результатами других исследований.

 

Теоретико-методической основой мониторинга деятельности ППК в образовательной организации явилась Концепция профильных психолого-педагогических классов. Содержание исследования также согласуется с Методическими рекомендациями Минпросвещения России для общеобразовательных организаций по открытию классов «Психолого-педагогической направленности» в рамках различных профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования3, Методическими рекомендациями Минпросвещения России по развитию сети профильных психолого-педагогических классов (групп) в субъектах Российской Федерации [6], содержанием учебно-методического пособия «Организация деятельности психолого-педагогических классов» [7].

Методом проведения мониторинга стал опрос ответственных за деятельность ППК представителей образовательных организаций в форме анкетирования. Возникшие по результатам анкетирования неточности для конкретизации полученных данных разрешены в форме индивидуальных интервью.

Основным инструментом для проведения опроса была анкета, включающая 49 вопросов, которые разделены на 5 блоков: характеристика участников мониторинга, нормативно-организационные условия работы, содержание, методы и формы, режим обучения, ресурсное обеспечение, работа с родителями.

Мониторинг осуществлялся в период с января по ноябрь 2023 г. в три этапа. Содержание опроса было предоставлено респондентам в электронной форме (Яндекс-формы), его результаты обрабатывались программными средствами Microsoft Excel.

 

Характеристика массива данных исследования


Выборка исследования деятельности петербургских психолого-педагогических классов составила:

  • в апреле 2023 г. 63 образовательные организации (ОО), в которых работают ППК (из 67 на указанную дату);
  • в ноябре 2023 г. 95 образовательных организаций, в которых работают ППК (из 107 на указанную дату).

На конец 2023 г. количество ППК в образовательных организациях увеличилось на 40 единиц. Прирост произошел в образовательных организациях всех видов. Однако за полгода возросла доля школ с углубленным изучением предметов и гимназий в общем количестве ППК. В таблице представлены данные о долях ОО разных видов, в которых работают ППК, в сравнении их со структурой общего образования в Санкт-Петербурге4.

 

Доля образовательных организаций разных видов
в общем количестве ППК

 

Share of different types educational organizations in the total number
of psychological-pedagogical classes (PPC)

 

Группы видов
общеобразовательных организаций
Санкт-Петербург,

%

Выборка для исследования,

1-й этап, %

Выборка для исследования,

2-й этап, %

Общеобразовательные школы 63,8 65,2 58,8
Общеобразовательные организации, предоставляющие повышенный уровень образования (гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов 36,2 34,9 41,2

 

Всего в Санкт-Петербурге 107 образовательных организаций осуществляют допрофессиональную подготовку обучающихся по психолого-педагогическому направлению. Распределение ОО, работающих с ППК, по районам Санкт-Петербурга представлено на рисунке 1.

 

 
 

Рис. 1. Распределение ППК по районам Санкт-Петербурга 

Fig. 1. PPC distribution by districts of St. Petersburg

 

По данным мониторинга, в 107 имеющих ППК образовательных организациях обучается 2 507 учащихся 10‒11-х классов и 1 605 учащихся 9-х классов.

В 107 ОО работает 247 классов / групп психолого-педагогической направленности. Из них 75 – 11-й класс, 121 – 10-й класс и 51 – 9-й класс.

Данные о количестве ПП классов / групп требуют постоянного уточнения, т. к. в период становления психолого-педагогического направления предпрофессиональной подготовки школьников ситуация постоянно корректируется.

Среди ОО, в которых работают ППК, есть школы, которые ранее осуществляли деятельность по допрофессиональной подготовке учащихся психолого-педагогической направленности и имеют опыт такой работы (29 % на втором этапе), но большинство ОО (71 %) такого опыта не имеют.

Полученные данные позволяют сделать заключение, что для установления фактов, выявления проблем и обнаружения ожиданий и возможностей допрофессиональной подготовки обучающихся профильных психолого-педагогических классов петербургских школ выборка является целенаправленной и репрезентативной. Отметим также, что для уточнения фактов, отражающих работу всех 107 образовательных организаций в ноябре 2023 г., использовались индивидуальные интервью.

 

Динамика изменений в процессе организации, обеспечения и реализации
допрофессиональной подготовки обучающихся ППК


Организация любой деятельности предполагает разработку нормативно-регламентирующей документации. Нормативной базой при организации психолого-педагогических классов, согласно Концепции профильных ППК Минпросвещения РФ, выступают нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательной организации в целом. Далее уже каждая образовательная организация, независимо от формы собственности, может разрабатывать локальные нормативные акты, регулирующие содержание, способы реализации и условия функционирования профильных ППК.

По результатам сравнения данных первого и второго этапов мониторинга можно отметить, что на фоне роста количества ППК в городе обеспеченность их деятельности нормативно регламентирующей документацией ухудшилась. С одной стороны, это вполне объяснимо тем, что ППК стали создаваться в школах без опыта подобной работы (и это 71 % от общего количества школ с ППК), тогда как на первом этапе это были в основном школы, продолжавшие свою деятельность в данном направлении и, соответственно, имеющие нормативную базу для нее. Мониторинг проводился в начале ноября – это самое начало деятельности ППК в школах без опыта подобной деятельности; период, когда школа сама определяет стратегические приоритеты в развитии данной деятельности. С другой стороны, в ходе мониторинга были выявлены ОО, которые готовы поделиться с коллегами своими наработками (например, положениями о портфолио учащихся ППК, о педагогической практике учащихся ППК, о текущем контроле и промежуточной аттестации учащихся ППК, дорожной картой реализации проекта «Психолого-педагогический класс», программами внеурочной деятельности «Я – вожатый», «Профессиональные пробы», «Моя первая профессия», дополнительными образовательными программами психолого-педагогической направленности ‒ для ППК как отделения дополнительного образования.

Вопрос нормативного обеспечения работы ППК в ОО тесно связан с отражением информации об их деятельности, в частности, о наличии страницы на сайте ОО. Из 95 образовательных организаций, участвовавших в опросе на 2-м этапе мониторинга, только 67 указали ссылки на страницы сайтов. Анализ указанных страниц позволил заключить, что лишь 47 % школ имеют и ведут страницы о деятельности ППК, 53 % их не имеют или формально обозначают наличие.

В нормативных документах федерального уровня предложены три основные модели организации деятельности классов психолого-педагогической направленности: внутришкольной профилизации (класс / группа), сетевого взаимодействия, ресурсного центра. Как показал мониторинг, в ОО превалирует форма внутришкольной профилизации «класс» (47 % ОО на 1-м этапе, 51 % – на 2 этапе), 65 % ОО с созданными в начале этого учебного года ППК пошли именно по этому пути. Внутришкольная профилизация «группа» – вторая по популярности у ОО, однако лишь 26 % ОО с вновь открывшимися ППК выбрали данную форму. Еще меньше ОО (и в процентном отношении к общему числу ППК и меньший рост динамики) реализуют форму «сетевое взаимодействие». Единичными случаями стали форма ресурсного центра и организация допрофессиональной подготовки в рамках отделения дополнительного образования.

Интересны данные о выборе моделей ОО разных видов. На рисунке 2 видно, что в лицеях предпочтительна модель внутришкольной профилизации (класс) – 92 %. Гимназии почти в равной степени выбирают модели
внутришкольной профилизации (класс и группа) – 41 % и 35 %, соответственно, и чуть меньше модель сетевого взаимодействия – 24 %. Выбор школ с углубленным изучением предметов: модель внутришкольной профилизации (класс) – 55 %, модель внутришкольной профилизации (группа) – 40 %, модель сетевого взаимодействия – 5 %. Выбор средних общеобразовательных школ: модель внутришкольной профилизации (класс) – 54 %, модель внутришкольной профилизации (группа) – 33 %, модель сетевого взаимодействия – 13 %. Выбор моделей определяется спецификой реализации образовательных программ.

 

 

 

Рис. 2. Модели организации деятельности ППК по видам ОО 

Fig. 2. Organizing PPC activities models by type of educational organizations

 

Отметим, что, помимо группового, осуществляется обучение учащихся ППК по индивидуальным образовательным маршрутам. На начало мониторинга 132 учащихся ППК обучались по индивидуальным образовательным маршрутам, в том числе в интернет-пространстве и на цифровых платформах, по завершении 2-го этапа – 196 чел., что составляет 7,8 % от общего числа учащихся ППК.

Важным моментом в организации деятельности ППК является взаимодействие ОО с различными социальными партнерами – образовательными, культурно-просветительскими, исследовательскими организациями, ресурсы которых позволяют качественно улучшить не только материально-техническую обеспеченность работы ППК, но и несут мощный мотивационный стимул для учащихся ППК, расширяют понимание перспектив психолого-педагогической деятельности, понимания педагогической профессии как разноплановой, творческой, интересной.

Всего на ноябрь 2023 г. ОО Санкт-Петербурга заключено 463 договора о сотрудничестве и взаимодействии. Конечно, количество договоров по организациям распределено неравномерно, от единичных до нескольких десятков партнеров. Но в целом, несомненно, в этом направлении просматривается позитивная динамика. Основными партнерами во взаимодействии ОО с ППК в Санкт-Петербурге являются: РГПУ им. А. И. Герцена, Некрасовский педагогический колледж, Академия талантов, образовательные организации Санкт-Петербурга, учреждения дополнительного образования детей Санкт-Петербурга, СПб АППО, учреждения высшего образования (СПбГУ, ВШЭ, РАНХиГС, ИТМО и другие), музеи, библиотеки, центры занятости населения Санкт-Петербурга, образовательные организации других городов и стран.

К организационному аспекту деятельности ППК относится и выбор ОО основных видов их деятельности и форм получения опыта учащимися ППК. Основными видами деятельности, помимо учебно-воспитательной, являются проектные, исследовательские и организационные. Причем около 50 % ОО в равной степени включают учащихся во все вышеуказанные виды деятельности, однако отмечается тенденция роста проектных и организационных видов деятельности и уменьшение исследовательского.

На первом этапе мониторинга различные формы получения опыта учащимися ППК использовались в достаточно равномерной пропорции (разница составляла 10‒15 %), второй этап обозначил резкий всплеск интереса в вовлечении учащихся в проведение обучающих и воспитательных событий в школе, разница по сравнению с использованием других форм порядка 40 % (рис. 3). Полагаем, что это закономерное явление, поскольку деятельностные формы не только способствуют развитию организационных и коммуникативных умений (необходимых в профессиональной деятельности педагога), но и повышают мотивацию и интерес к данной профессии.

 

 

 

Рис. 3. Формы получения опыта учащимися ППК 

Fig. 3. Gaining experience forms by PPC students

 

Мониторинг позволил выявить большое количество разнообразных мероприятий, в которых приняли участие учащиеся ППК.

Среди событий, отмеченных участниками опроса как мотивирующие, написание мотивационных писем, съемки мотивирующих роликов о педагогической профессии, социальных роликов, видеовизиток ППК; встреч в формате онлайн с сетевыми партнерами, представителями ППК из других городов, с преподавателями вузов по ПП профилю (вебинары); освещение деятельности ППК школьным телевидением; профессиональные пробы на платформе «Билет в будущее»; онлайн-опрос «Преемственность педагогической деятельности. Выпускники-педагоги».

Отдельно рассмотрим результаты мониторинга в отношении содержания, методов и форм обучения учащихся ППК. Лидирующие позиции и наиболее значимый рост выявлены у трех форм, использование которых выросло почти на 20 %: дополнительное образование; курсы в рамках части учебного плана, формируемой участниками образовательной деятельности; социальная практика. В половине ОО активно используются именно эти формы.

На начало и на конец мониторинга не произошло существенных изменений в соотношении видов деятельности учащихся, включенных в их практическую подготовку. Наиболее предпочтительными являются: профессиональные пробы (педагогическое взаимодействие с младшими детьми, разработка и проведение мини-уроков), участие в созидательной деятельности школьного самоуправления, волонтерская деятельность в роли помощника учителя и воспитателя в младших классах, проведение исследований, разработка и реализация проектов социальной и педагогической направленности. Эти виды деятельности используют от 70 до 90 % ОО.

На втором этапе мониторинга наблюдался рост таких видов профессиональных проб, как разработка и проведение воспитательных мероприятий (рост 16 %), разработка и проведение мини-уроков (фрагментов уроков под руководством учителей) (рост 12 %), педагогическое взаимодействие с младшими детьми (рост 11 %). Наоборот, наблюдался спад интереса к таким видам, как участие в организации и проведении предметных недель (спад 12 %) и другие формы профессиональных проб (спад 15 %). Используемые методы и формы обучения учащихся ППК представлены на рисунке 4.

Динамика роста наблюдается в участии учащихся ППК в подготовке событий для учащихся начальной школы и среднего звена (для начальной школы рост 13 %, для средней – 8 %); применении кейс-метода (рост 15 %), учебных исследований и проектов в области психологии и педагогики, междисциплинарных проектов (рост 10 %), метода дискуссии (форматы дискуссионного клуба – рост 10 %); стабильно и широко используются игры (в 60 % ОО).

Отмечается снижение в использовании метода проблемного обучения (спад 10 %), мастерских (спад 9 %), вебинаров (спад 8 %).

 

 

 

Рис. 4. Методы и формы обучения в ППК 

Fig. 4. Training methods and forms in PPC

 

Полученные данные позволили зафиксировать противоречие между падением использования исследовательских видов деятельности, что было отмечено ранее, и ростом применения учебных исследований и проектов (см. рис. 4). Это может говорить о недостаточном понимании педагогами смысла учебных исследований и исследовательских проектов учащихся. Зачастую позиционирование исследования имеет место быть, например, при проведении однократного опроса. Здесь необходима дальнейшая работа с педагогами по пониманию принципиальных различий между информационными и исследовательскими проектами.

Мониторинг показал стабильность участия ребят (в среднем 12‒13 чел. на одну ОО) в волонтерском движении, в школьном самоуправлении (в среднем 10 чел. В ОО), в систематизации и создании образовательных ресурсов школы (в среднем 3 чел. на ОО).

Важным моментом в деятельности ППК является систематический анализ качества результатов деятельности ППК. По результатам мониторинга обнаружилось усиление локализации этой деятельности на уровне педагогических команд (рост от 53 до 69 %), стабильность рассмотрения данного вопроса на педагогических советах (52–59 %) и рефлексивных встреч педагогов и учащихся (43–42 %).

Одним из важных условий обеспечения качества деятельности ППК является осознание значимости и удовлетворенность педагогов от работы с учащимися ППК. В ходе мониторинга были получены следующие результаты:

  • треть педагогов удовлетворены работой с ППК в высокой степени, что может свидетельствовать об осознании важности педагогами проводимой работы и высоком интересе к ней;
  • 63 % – в средней степени и, значит, нуждаются в актуализации значимости проводимой работы с ППК, использовании разнообразных моральных и материальных стимулов;
  • 3 % отметили низкую удовлетворенность, на что повлияли, вероятно, различные трудности при организации деятельности и в обучении учащихся ППК.

 

Нельзя обойти вниманием вопрос отбора учащихся в ППК. Значительную динамику роста показала только такая формы отбора, как собеседование (рост от 21 до 54 %). Почти в два раза реже стали применяться: диагностика индивидуально-личностного профиля, учет активности учащихся в школьной жизнедеятельности, диагностика педагогических способностей. Состав тех, кто занимается отбором учащихся в ППК, практически не изменился: стабильно заместители директора (81 %), школьные психологи чуть утратили свои позиции (спад на 15 %), а классные руководители, наоборот, упрочили позиции (рост 7 %). В единичных случаях привлекаются специалисты районных психологических служб или представители сторонних организаций.

Примерный перечень ресурсного обеспечения деятельности ППК достаточно велик и включает в себя различные методические и дидактические средства (рис. 5). 

 

 

Рис. 5. Наличие в образовательных организациях дидактических
и методических средств

Fig. 5. Didactic and methodological tools availability in educational organizations

 

Наблюдаются позитивные изменения в обеспечении такими методическими и дидактическими средствами (рост с 5 до 20 %), как методические рекомендации по реализации той или иной модели психолого-педагогических классов, учебные планы, образовательные программы по дисциплинам, примерная тематика исследований и проектов, чуть ниже – учебники или учебно-методические пособия (рост с 31 до 42 %).

В значительно меньшей степени наблюдается обеспеченность технологическими картами занятий, комплектами оценочных материалов, методическими рекомендациями по разработке сценариев, игр, событий и др. При этом ряд ОО готовы поделиться разработанными материалами (программы курсов, положений конкурсов, сценариев уроков и др.).

Что касается кадрового обеспечения, стабильно принимают участие в работе с ППК учителя-предметники (85–90 %) и школьные психологи (86–88 %); на втором этапе заметна тенденция вовлечения в эту работу социальных педагогов (с 28 до 54 %) и приглашения специалистов из других организаций (с 40 до 48 %).

Процент обученности сотрудников, работающих с ППК, вырос с 48 % на первом этапе мониторинга до 61 % на втором этапе. Однако, несмотря на снижение потребности в повышении квалификации педагогов на 2-м этапе мониторинга с 79 до 58 %, более половины учителей в нем нуждаются.

Важный вопрос организации деятельности ППК – это работа с родителями. Значимых изменений за период мониторинга не выявлено: стабильно преобладающими формами работы являлись консультирование детей и родителей об особенностях обучения в ППК (около 80 %), организация встреч родителей и учащихся со специалистами (65–70 %), собеседование (55–65 %). Причем если на первом этапе использовались в большинстве своем такие механизмы информирования, как «живые встречи» – родительские собрания (100 %), консультирование родителей (63 %), организация тематических встреч (44 %), информация на сайте (60 %), реже – группа в мессенджере (38 %), то на втором этапе мониторинга этот порядок меняется – прежними остаются лишь родительские собрания (97 %), преобладают  информация на сайте (85%), консультирование (65 %), увеличивается информирование в группе в мессенджере (53 %), понижается организация тематических встреч (38 %).

С целью поиска эффективных путей деятельности, выявления существующих и возможных проблем, изучения практического опыта, определения и раскрытия перспектив развития ППК как направления развития допрофессиональной подготовки учащихся проведены глубокие мониторинговые исследования. В них обобщены результаты деятельности психолого-педагогических классов в образовательных организациях нашей страны и Республики Беларусь, выявлены существующие проблемы, подлежащие решению, и результативные региональные практики, которые необходимо описывать и распространять, и намечены перспективные направления развития. Среди наиболее типичных проблем деятельности ППК отмечены:

  • низкая степень нормативного обеспечения деятельности ППК;
  • недостаточность преемственности допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся;
  • низкий уровень или отсутствие взаимодействия ППК с другими образовательными организациями, в которых также имеются объединения психолого-педагогической направленности;
  • недостаточное информационное обеспечение работы ППК;
  • слабое освещение работы ППК на официальных сайтах образовательных организаций;
  • слабое развитие допрофессиональной психолого-педагогической подготовки в онлайн-формате;
  • незначительное использование наставничества в работе ППК;
  • преобладание теоретической подготовки без достаточного применения знаний и умений на практике;
  • несущественное использование цифровых образовательных ресурсов в деятельности ППК;
  • сведение смысла работы ППК только к профориентационной деятельности;
  • заметное наличие в содержании учебных планов ППК разделов, которые дублируют содержание психолого-педагогических дисциплин 1-х и 2-х курсов педагогических вузов [8; 9].

 

Проблемы деятельности ППК петербургских школ, выявленные в ходе мониторинга, соотносятся с типичными проблемами, представленными выше. Несмотря на наличие нормативно-правовой базы федерального уровня, достаточно большого перечня локальных нормативных актов, разработанных в ОО, в которых ППК существуют уже длительное время и не прекращали свою деятельность, и эти ОО согласны поделиться своими наработками, состояние нормативного обеспечения деятельности ППК является проблематичным. Затруднения у ОО возникают как с адаптацией нормативных документов, определяющих статус, содержание и организацию образовательной деятельности, так и разработкой собственных документов, необходимость которых обусловлена спецификой видения руководством ОО стратегии развития данного направления. Между тем тщательная проработка нормативного обеспечения помогла бы снять ряд проблем в деятельности ППК, упорядочив ее, определив ответственность, функционал и полномочия участников данной деятельности.

Следует отметить и проблемы на этапе отбора учащихся в ППК. Прежде всего, это невысокая мотивация учащихся и их родителей к обучению в ППК в связи с общим падением социального статуса учителя в течение последних десятилетий. Преобладающими формами отбора в ППК являются собеседование с учащимися, диагностика индивидуально-личностного профиля, в меньшей степени диагностика педагогических способностей, учет активности учащихся в школьной жизнедеятельности и др. С учетом того, что проведение психолого-педагогической диагностики педагогической одаренности рассматривается как необходимое условие подготовки будущих педагогов и обеспечения качества обучения в ППК, эти результаты требуют особого внимания и дальнейшего обсуждения.

Качественное ведение страниц на сайтах школ является важной составляющей информационной деятельности образовательной организации, способствующей пониманию значимости направления допрофессиональной подготовки психолого-педагогического направления всеми субъектами образовательного процесса, ее достоинств для дальнейшего профессионального выбора учащихся. Активная информационная деятельность в сети, раскрывающая смыслы, сильные стороны и практики деятельности ППК, должна находиться в фокусе внимания управленческих команд образовательных организаций.

Вопрос о моделях организации деятельности классов психолого-педагогической направленности нельзя назвать проблемным. Но доминирование внутришкольной профилизации «класс» в организации деятельности ППК, полагаем, можно объяснить удобством организации работы с целым классом, чем в условиях других форм (удобством составления расписания, организации и участия в разного рода мероприятиях и т. д.). Вопрос о том, влияет ли как-то форма на результативность текущей работы ППК и в отсроченной перспективе, требует специального изучения.

Что касается взаимодействия ППК с социальными партнерами, то отмечена позитивная динамика в росте количества договоров с ними. Но в задачи мониторинга не входило оценивание результативности этого взаимодействия, что тоже может быть предметом специального исследования.

Определенной проблемой является большое количество разнообразных мероприятий, федеральных и региональных движений и инициатив, в которых принимают участие учащиеся ППК. С одной стороны, предоставляется определенная свобода выбора для ППК. Но, с другой стороны, в данном вопросе явно требуется определенная упорядоченность, заблаговременное анонсирование мероприятий и событий, чтобы планирование деятельности ППК было более целенаправленным, обоснованным. В ответах респондентов мониторинга приводятся такие проблемные моменты, как ограниченность свободного времени учащихся при их большой учебной нагрузке; множественности разрозненной информации, поступающей из разных мест по факту предложений активности для обучающихся; сложности с доставкой обучающихся и сопровождением на мероприятия в условиях большого города и расстояний; усталость обучающихся от дорог и транспорта.

Участники мониторинга отмечают наличие учебных планов, образовательных программ по дисциплинам, примерной тематики исследований и проектов, однако проблемой является слабая обеспеченность деятельности ППК специализированными учебниками, учебно-методическими пособиями, технологическими картами занятий, комплектами оценочных материалов, методическими рекомендациями по разработке сценариев, мероприятий, игр, событий и др.

Вопрос дублирования содержания подготовки в ППК с содержанием психолого-педагогических дисциплин первых курсов педагогических вузов (отмеченный как проблема в других исследованиях, вызывающая определенное нарушение в системе непрерывного педагогического образования) ярко не проявился в данном мониторинге. Однако превалирование в ответах респондентов учебных предметов с оригинальными названиями (ОО выбирали ответ «другое») также может быть проблемным моментом, потому что ведет к недопониманию того, каковы общиие стратегия и методология подготовки в ППК, к потере системности в данном процессе.

По вопросу методов, формы и видов деятельности, в которые включены учащиеся ППК, то, чтобы оценить их результативность, необходимо более длительно и детально изучать этот вопрос, причем с учетом специфики конкретных ОО.

Что касается ресурсного обеспечения деятельности ППК, ситуация такова, что при высокой степени обеспеченности компьютерами (ноутбуками) с лицензионным программным обеспечением, магнитно-маркерными досками, интерактивными панелями обеспеченность специализированными средствами является проблематичной (видеофильмы, интерактивные плакаты, системы централизованного управления показом контента, комплект оборудования для интерактивного голосования, опроса, тестирования и т. д.).

Одним из важных условий обеспечения качества деятельности ППК считается осознание педагогической значимости и удовлетворенность их от работы с учащимися ППК. Недостаточная удовлетворенность связана с наличием разнообразных трудностей (см. выше), а также отсутствием разнообразных моральных и материальных стимулов, повышающих удовлетворенность работой.

Если иметь в виду, что взаимодействие с родителями, согласно результатам исследования, является одним из проблемных моментов для современной школы [10], то этот вопрос в ППК не является исключением. Кроме того, наблюдается недостаточная осведомленность обучающихся и их родителей о задачах ППК, их деятельности, преимуществах обучения в них.

Дополнительно выявлено существенное преобладание психолого-педагогических классов в ОО, реализующих универсальный и гуманитарный профили среднего общего образования, что делает более значимой допрофессиональную психолого-педагогическую подготовку учащихся-гуманитариев [11] и ограничивает возможности учащихся других профилей. Мотивация учащихся естественно-научного и технологического профилей к обучению в ППК, а значит, и перспективное обеспечение школ учителями данных направлений остаются пока весьма проблематичным. Здесь следует обратить внимание на опыт, хотя и небольшой, создания психолого-педагогических классов или групп в лицеях и гимназиях, реализующих отмеченные профили.

Интенсивное развитие деятельности ППК актуализировало внимание к ним педагогической науки как первичному звену непрерывного педагогического образования, от развития которого зависит качество системы образования страны. Согласно Концепции профильных психолого-педагогических классов, их наличие создает условия для выстраивания обучающимися собственной профессионально-образовательной траектории на всех этапах непрерывного педагогического образования: допрофессиональная подготовка, среднее профессиональное и высшее педагогическое образование, дополнительное образование в условиях профессиональной деятельности. У каждого из этапов есть своя миссия, это обеспечивает специфику каждого этапа, их преемственность и целостность. Ключевая идея, отражающая смысл допрофессиональной подготовки, – «Я хочу быть педагогом», профессиональной подготовки – «Я могу быть педагогом», дополнительного профессионального образования – «Я расту как педагог». Объединяющей концепцией всех этапов непрерывного педагогического образования является успешная самореализация личности.

 

Список литературы

  1. Корепанова Н. В., Стародубова Е. А. Педагогический класс в российской школе: история и современность // Потенциал историко-образовательного знания в психолого-педагогической подготовке будущего учителя: Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, Москва, 29–30 октября 2021 года / под ред. М. А. Гончарова. Москва, 2021. С. 107‒113.
  2. Гущина Т. И. Сетевой педагогический класс как форма профессиональной ориентации старшеклассников // Вестник Тамбовского государственного университета. 2018. № 4 (174). С. 27‒34. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-174-27-34
  3. Логинова А. Н. Педагогизация актуальных социальных практик как современный инструмент допрофессиональной педагогической подготовки // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85). С. 287‒289.
  4. Неклюдова Л. В. Организация допрофессиональной психолого-педагогической подготовки школьников на основе ступенчатого взаимодействия разных образовательных учреждений // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 3 (132). С. 20‒27. DOI: 10.20323/1813-145X_2023_3_132_20
  5. Сапожникова Т. Н. Профильная подготовка учащихся педклассов к обучению в педагогическом вузе // Ярославский педагогический вестник. 2004. № 4. С. 41–48.
  6. Методические рекомендации по развитию сети профильных психолого-педагогических классов (групп) в субъектах Российской Федерации. Москва, 2023. 19 с. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: https://педкласс35.рф/wp-content/uploads/2023/08/МР_Развитие-сети-пп-классов-1.pdf (дата обращения 29.01.2024).
  7.  Организация деятельности психолого-педагогических классов: учебно-методическое пособие. Москва, 2021. 392 с. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: https://report.apkpro.ru/uploads/share/Организация%20деятельности%20психолого-педагогических%20класов.pdf (дата обращения 29.01.2024).
  8.  Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников: Опыт и традиции / под науч. ред. Л. В. Байбородовой, А. М. Ходырева, А. П. Чернявской. Ярославль, 2021. 339 с.
  9. Профильные классы психолого-педагогической направленности: особенности организации, кадровое обеспечение, модели работы (пилотное исследование): Аналитическая записка [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: https://kbsu.ru/wp-content/uploads/2023/03/profilnye-klassy-psihologo-pedagogicheskoj-napravlennosti-kbr-v-pilotnom-issledovanii-sotrudnikov-rao.pdf (дата обращения 29.01.2024).
  10.  Петербургский учитель и родители: в поиске оптимальных моделей взаимодействия: монография / А. Н. Шевелев [и др.]. Санкт-Петербург, 2022. 128 с.
  11.  Шевелев А. Н. Развитие петербургской системы профильных классов психолого-педагогической направленности: перспективы и риски процесса // Человек и образование. 2023. № 4. С. 16–26.





Просмотров: 312; Скачиваний: 28;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2024.9186