Панькина, С. И. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ МОРСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / С. И. Панькина, Е. Х. Аминева // Непрерывное образование: XXI век. – 2024. – Вып. 1 (45). − DOI: 10.15393/j5.art.2024.8824


Выпуск № 1 (45)

Проблемы преемственности обучения и воспитания в России

pdf-версия статьи

УДК 374.1: 377.1

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ МОРСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Панькина Светлана Ивановна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики и физики
Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова
(г. Новороссийск, Российская Федерация)
sipankina@mail.ru
Аминева Елена Хрисанфовна
кандидат физико-математических наук, доцент кафедры высшей математики и физики
Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова
(г. Новороссийск, Российская Федерация)
elika-11@mail.ru
Ключевые слова:
специалисты мореходной отрасли
непрерывное образование
профессиональная подготовка
дополнительное профессиональное образование.
Аннотация: одним из главных условий функционирования морского транспорта является безопасность мореплавания. Поэтому к выпускникам морского вуза предъявляется ряд требований, связанных с умением ориентироваться в любой сложной или аварийной ситуации, оперативно принимать компетентные решения, обеспечивая наименьший риск потерь. Основной задачей современного морского университета является обеспечение высокого профессионального уровня в условиях развивающегося общества, изменений потребностей рынка труда через эффективную подготовку и высокое качество образовательного процесса непрерывной подготовки кадров.
В данной статье исследуется процесс организации профессиональной подготовки специалистов морской отрасли на базе Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова» (ГМУ им. адм. Ф. Ф. Ушакова), включающего такие основные этапы, как среднее, среднее профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовскую подготовку и переподготовку специалистов. Авторами устанавливаются и описываются характерные взаимосвязи в структуре подготовки школа ‒ колледж ‒ вуз ‒ дополнительное профессиональное образование. В статье акцентируется внимание на сотрудничестве с мореходными предприятиями и компаниями, позволяющем подготовить к предстоящей профессиональной деятельности.
На основании проведенного анализа выделяются основные принципы непрерывной подготовки специалистов плавсостава и сферы управления морской деятельностью. В рамках описанных этапов непрерывного образования на базе вуза изучается процесс управления образовательным пространством, включая функции деятельности субъектов образования и интеграции содержания профессиональной подготовки. В результате проведения и анализа анкетирования членов экипажей морских судов авторами был сделан вывод о целесообразности и эффективности работы описанной структуры профессиональной подготовки специалистов морской отрасли в системе непрерывного образования.
Статья поступила: 01.12.2023; Принята к публикации: 11.03.2024; Размещена в сети: 21.03.2024.

ORGANIZATIONAL STAGES OF TRAINING OF MARINE SPECIALISTS IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION

Pankina Svetlana I.
PhD in pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Higher Mathematics and Physics
Admiral Ushakov Maritime State University
(Novorossiysk, Russian Federation)
sipankina@mail.ru
Amineva Elena H.
PhD in Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor, Department of Higher Mathematics and Physics
Admiral Ushakov Maritime State University
(Novorossiysk, Russian Federation)
elika-11@mail.ru
Keywords:
maritime industry specialists
continuing education
vocational training
additional vocational education.
Abstract: one of the main conditions for the functioning of maritime transport is the safety of navigation. Therefore, graduates of a maritime university are required to meet a number of requirements related to the ability to navigate in any difficult or emergency situation, quickly make competent decisions, ensuring the least risk of losses. The main task of a modern maritime university is to ensure a high professional level in a developing society, changing labor market needs through effective training and high quality of the educational process of continuous training of personnel. This article examines the process of organizing professional training for specialists in the maritime industry on the basis of the Federal State Educational Institution of Higher Education «Admiral Ushakov Maritime State University», which includes such main stages as secondary, secondary vocational and higher vocational education, postgraduate training, and retraining of specialists. The authors establish and describe characteristic relationships in the structure of training: school-college-university-additional vocational education. The article focuses on cooperation with maritime enterprises and companies, which allows one to prepare for upcoming professional activities. Based on the analysis carried out, the basic principles of continuous training of specialists of seafaring per-sonnel and the sphere of management of maritime activities are identified. Within the framework of the described stages of continuous education on the basis of a university, the process of managing the educational space is studied, taking into account the functions of the activities of educational subjects and the integration of the content of professional training. As a result of conducting and analyzing a survey of crew members of sea vessels, the authors came to a conclusion about the feasibility and effectiveness of the described structure of professional training of specialists in the maritime industry in the system of continuing education.
Paper submitted on: 01.12.2023; Accepted on: 11.03.2024; Published online on: 21.03.2024.

Целостность и сущность образовательного процесса на любом этапе подготовки можно понять на основе четкого представления о структуре и иерархии образовательной деятельности. Система непрерывного профессионального образования представляет собой совокупность образовательных программ, государственных учреждений, информационных коммуникаций, обеспечивающих единство, преемственность и взаимосвязь всех элементов, решающих задачи профессиональной подготовки кадров с учетом требований и современных потребностей общества.

Концепция непрерывного образования была представлена П. Ленграндом на форуме ЭНЕСКО в 1965 г. Однако в 1990-е гг. в связи с быстрым ростом научно-технического прогресса встала задача создания обучающих программ, позволяющих квалифицированным работникам соответствовать всем технологическим обновлениям. Поэтому в докладе ЮНЕСКО в 1996 г. термин «образование на протяжении всей жизни» трансформируется в «обучение на протяжении всей жизни», при этом выделяется использование возможностей самообразования, ориентированных на освоение конкретных необходимых профессиональных навыков или их совершенствование с учетом новых требований и быстро меняющихся технологий.

Основные идеи реформирования системы непрерывного образования были обозначены в «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года»1. Выстраивание цикла образовательных программ в системе непрерывного образования на базе вуза подкрепляется основными положениями закона «Об образовании в Российской Федерации»2, принятого в 2012 г.

Многие педагоги-исследователи посвятили свои работы теории и практике непрерывного профессионального образования: В. П. Беспалько, Н. П. Бахарев, А. А. Вербицкий, А. П. Владиславлев, В. П. Давыдов, А. В. Даринский, Г. И. Зинченко, В. Г. Онушкин, В. А. Сластенин, Т. И. Шамова и другие. Технический прогресс, который затрагивает и вопросы управления современным морским судном, усложняет работу морских специалистов и предъявляет повышенные требования к качеству их профессионального образования.

Актуальность темы исследования определяется тем, что в настоящее время с быстрым ростом и внедрением современных технологий подготовка квалифицированных кадров плавсостава и в сфере управления морской деятельностью требует постоянного совершенствования уровня образования на всех этапах профессиональной деятельности.

Целью работы выступает процесс организации непрерывной профессиональной подготовки специалистов морской отрасли на базе ГМУ им. адм. Ф. Ф. Ушакова, включающей различные образовательные этапы (среднее, среднее профессиональное, высшее профессиональное образование, послевузовскую профессиональную подготовку), на основе взаимосвязей и комплексного сотрудничества с предприятиями морской отрасли.

Сотрудничество с мореходными компаниями и предприятиями, а также всестороннее обучение способствуют формированию высококвалифицированных специалистов с необходимыми компетенциями и навыками для безопасной и эффективной эксплуатации новых типов судов.

ГМУ имени адмирала Ф. Ф. Ушакова является крупнейшим учебным заведением водного транспорта и единственным высшим учебным заведением на юге России, выпускающим морских специалистов для судоходных компаний, судостроительных и судоремонтных заводов, предприятий водного транспорта, портов и транспортных терминалов3.

Концепция непрерывного образования, выстроенная на базе университета, предоставляет возможность каждому человеку на любом этапе жизни ликвидировать различные пробелы в образовательном и профессиональном статусе, получить дополнительные образование и специальность, а также в дальнейшем повысить свою профессиональную квалификацию.

Непрерывное образование не просто представляет собой направление развития, но и отражает общую модель, с помощью которой происходят существенные и качественные изменения во всех компонентах профессиональной деятельности [1]. Оно является основой для разнообразных методов и стратегий обучения, способствующих структурным преобразованиям и улучшению профессиональных навыков и знаний. Создание системы непрерывного профессионального образования предполагает разработку этапов профессионального обучения, переход на многоуровневую профессиональную подготовку, непрерывное развитие личности обучающегося и реализацию потенциальных возможностей, обеспечение взаимодействия образовательного учреждения и предприятия.

Концепция непрерывного образования представляет собой систему, которая способствует организации четкой последовательности различных этапов и уровней (подуровней) образования [2]. Такая система обеспечивает оптимальный переход от одной ступени образования к другой, что позволяет разнообразить и усилить значимость каждого образовательного этапа. Это особенно важно в свете быстрого развития современных технологий. На основе непрерывной профессиональной подготовки и переподготовки моряки могут не только приспосабливаться к новым обстоятельствам, но и оставаться востребованными и конкурентоспособными на рынке труда.

Рассмотрим на основании Устава ГМУ им. адм. Ф. Ф. Ушакова4 структуру, осуществляющую следующие основные виды деятельности: реализация образовательных программ среднего (НШ ‒ навигацкая школа) и среднего профессионального образования (ТК – транспортный колледж, МК – морской колледж), высшего образования, дополнительного профессионального образования (ИПК – институт повышения квалификации), подготовка научных кадров в аспирантуре и докторантуре, а также прохождение практики на предприятиях морской отрасли (ПМО) (рис. 1).

 

 

Рис. 1. Структура системы непрерывного профессионального образования
на базе ГМУ им. адм. Ф. Ф. Ушакова 

Fig. 1. Lifelong learning system structure professional education
on the basis of Admiral Ushakov Maritime State University

 

Главным компонентом данной структуры системы непрерывного профессионального образования является установление постоянного партнерства с предприятиями морской отрасли и обеспечение наличия высококвалифицированных специалистов с необходимыми знаниями в области современных технологий и разработок на всех этапах профессиональной подготовки.

Для достижения стратегических целей модернизации профессионального образования необходимо установить постоянное взаимодействие между образовательной системой, представителями мореходных компаний и работодателями [3]. Это партнерство может обеспечить актуальность образовательных программ, соответствие учебных планов реальным потребностям рынка труда, а также эффективную адаптацию студентов к современным вызовам и возможностям в профессиональной сфере. Только так осуществляется качественное образование, которое будет соответствовать потребностям общества и эффективно подготовит выпускников к будущей карьере.

Базовым модулем в системе непрерывного образования в ГМУ им. адм. Ф. Ф. Ушакова выступает образовательная Навигацкая школа (НШ). Обучение в НШ предполагает не только высокий уровень общеобразовательной подготовки и сдачу единого государственного экзамена (ЕГЭ), но и профессиональную ориентацию по всему спектру направлений подготовки, включающую будущего абитуриента в образовательное пространство университета. Это является стартовой основой для осознанного выбора будущей специальности и последующего непрерывного развития личности специалиста.

Когда выпускники девятых классов сталкиваются с выбором колледжа, возникает необходимость определить свой образовательный путь и профессиональное направление. Это решение имеет важное значение, поскольку оно будет определять их будущую карьеру и жизненный путь. Поступление в колледж открывает широкие возможности для приобретения знаний, развития навыков и получения профессионального образования, которые помогут успешно реализоваться в выбранной сфере трудовой деятельности.

Профессиональное становление представляет собой процесс развития личности в процессе обучения и профессионального самосовершенствования. Один из способов осуществления этого подхода заключается в организации образовательной работы в вузе на основе индивидуального образовательного маршрута [4].

Следующим образовательным этапом из основных структурных подразделений являются Морской колледж (МК) и Транспортный колледж (ТК). При обучении в МК плавательным специальностям и прохождении программ плавательных практик выпускники имеют возможность получить рабочие дипломы международного образца: «вахтенный помощник капитана» и «вахтенный механик». По программе подготовки специалистов среднего звена в ТК и прохождения практик обучающиеся знакомятся с особенностями работы предприятий морского транспорта. Основной задачей ТК и МК является удовлетворение потребностей общества и государства в квалифицированных кадрах транспортной отрасли, сочетающих глубокие профессиональные знания с высокой культурой и гражданской активностью, посредством реализации образовательных программ среднего профессионального образования.

Следующий модуль непрерывного профессионального образования в высшем учебном заведении ‒ это обучение по программам бакалавриата или специалитета. При этом основными задачами выступают подготовка учащихся к выполнению специализированных профессиональных задач, подготовка руководящих кадров, обладающих лидерскими и командными навыками, для эффективной работы с учетом современных требований и тенденций в морской индустрии.

Практическая подготовка и взаимодействие с отраслевыми работодателями обеспечиваются прохождением учебных практик в береговом учебно-тренажерном центре, учебно-производственных мастерских, на полигоне морской подготовки, предприятиях отрасли, морских и учебных судах.

Уже на третьем курсе обучения студенты, готовясь к первой плавательной практике, участвуют в конкурсном отборе в судоходных компаниях, где необходимы не только данные об успеваемости, но и результаты тестирования (MARLINS, CES, PI/LI и другие) и собеседования.

Для прохождения плавательной практики на судах дальнего плавания в ГМУ им. адмирала Ф. Ф. Ушакова (ГМУ) курсанты предварительно проходят ряд специализированных курсов и получают документы:

  • свидетельство «Начальная подготовка по безопасности и инструктажу»;
  • свидетельство «Базисная подготовка по вопросам охраны»;
  • свидетельство «Специалист по спасательным шлюпкам и плотам».

 

Также по требованиям судоходных компаний курсанты дополнительно получают в индивидуальном порядке другие свидетельства при прохождении курсов в Институте повышения квалификации при ГМУ. Оценка практики приравнивается к оценкам теоретического обучения и учитывается при подведении итогов общей успеваемости курсантов.

Магистратура является следующим этапом в системе непрерывного профессионального образования и подготовки научно-педагогических и научных кадров в системе высшего образования для морской отрасли. По окончании магистратуры выпускники могут работать научными сотрудниками в учебных и научных институтах, заниматься исследовательской деятельностью в области морской науки, преподавать в вузах или работать в морских организациях, развивать научно-педагогическую или исследовательскую карьеры.

Следующим этапом непрерывного образования является аспирантура, которая играет ключевую роль в подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе высшего образования. Основная цель аспирантуры — это развитие аналитических и исследовательских навыков. Обучение обеспечивает глубокое погружение в выбранную научную область и позволяет студентам стать экспертами в своей области. После успешного окончания аспирантуры выпускники получают возможность заниматься научно-исследовательской или преподавательской деятельностью в морской сфере. Они могут работать в научно-исследовательских институтах, морских университетах, организациях и компаниях, связанных с морской отраслью.

Следующим модулем непрерывного образования является Институт повышения квалификации (ИПК) – крупнейший тренажерный центр России по подготовке персонала судов, портов и судоходных компаний в соответствии с национальными требованиями Российской Федерации и требованиями международных конвенций, таких как МК ПДНВ-78 с поправками, СОЛАС 74, МАРПОЛ 73/78, Кодекс ОСПС и других.

В своей работе В. В. Мантуленко [5] отмечает, что в настоящее время наиболее распространенным форматом обучения в институте повышения квалификации является гибридный (смешанный) формат, который обладает рядом значительных преимуществ. Этот формат, в частности, позволяет целевой аудитории обучаться параллельно по нескольким программам, совмещая получение дополнительного профессионального образование с личной или профессиональной жизнью.

На базе вузовской подготовки и подготовки в ИПК созданы тренажерные комплексы, направленные на получение компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации, и обеспечивающие все необходимые требования по подготовке специалистов морского профиля.

Поддерживая непрерывное образование, образовательные институты могут обеспечить достижение оптимального баланса между академическими и профессиональными навыками, что делает выпускников более успешными на рынке труда. В результате такой деятельности ИПК дальнейшее обучение специалистов становится самостоятельным сегментом образования, влияющим не только на показатели эффективности работы в морской отрасли, но и на состояние экономического и социального благосостояния страны в целом.

В исследовании [6] подчеркивается, что непрерывное образование играет важную роль в социальной политике государства, предоставляя возможность для получения качественной работы, профессионального развития и достойного дохода, что является неотъемлемым правом человека на достойную жизнь.

Морской университет стремится поддерживать актуальность своих программ, сотрудничая с предприятиями морской отрасли и учитывая современные тенденции и потребности рынка труда, что необходимо при подготовке в системе непрерывного профессионального образования для формирования высококвалифицированных специалистов, готовых к решению сложных вызовов и успешной работе в морской индустрии.

Необходимо отметить, что в рамках построенной системы непрерывного образования выстраивается не только структура школа ‒ колледж ‒ вуз ‒ ДПО, но и структура колледж ‒ вуз ‒ ДПО ‒ предприятие морской отрасли и мореходные компании.

ГМУ им. адм. Ф. Ф. Ушакова ‒  пример государственного образовательного учреждения, попечителями и участниками которого являются представители 124 мореходных компаний, среди которых: ООО «БСМ Крю Сервис Центр Новороссийск», ГУП РК «Черноморнефтегаз», ООО «Альфа марин крю сервисес», ООО «Черноморские круизы», ООО «Южная морская компания», ФГУП «Росморпорт» Северо-западный бассейный филиал, Открытое акционерное общество «Флот Новороссийского морского торгового порта» (ОАО «Флот НМТП») и др.

В рамках данной модели непрерывного образовательного пространства происходит постоянный поиск новых форм взаимодействия с транспортными предприятиями и мореходными компаниями не только по вопросам производственной практики, дальнейшего обеспечения рабочими местами, но и постоянного совершенствования кадров. Вносятся коррективы в содержание и методы обучения в зависимости от изменяющихся требований рынка по подготовке кадров на основании международных и национальных стандартов. Многообразие форм образования, различные инструменты поддержки обучающихся и гибкие образовательные платформы делают объективно востребованными специалистов морской отрасли с признанной квалификацией.

ГМУ им. адм. Ф. Ф. Ушакова ‒ один из ведущих вузов морского транспорта, оказывающий значительное влияние на развитие образования, науки, морского транспорта и транспортной инфраструктуры, культуры региона и страны,  базирующийся на следующих основных принципах непрерывной опережающей подготовки квалифицированных специалистов плавсостава и сферы управления морской деятельностью: принцип многоуровневости, системности, преемственности, интегративности, гибкости, доступности (рис. 2).

 

 

Рис. 2. Принципы системы непрерывного образования 

Fig. 2. Principles of the lifelong learning system

 

При подготовке в системе непрерывного образования принцип интегративности рассматривается применительно к содержанию профессиональной подготовки и переподготовки, к организации образовательной деятельности, к созданию и единству образовательного пространства и межпредметным связям между ее модулями, а также как интегративный процесс развития и формирования профессиональных навыков, компетенций, новых совершенствований в мореходной области.

Одним из важных принципов в непрерывном образовании является принцип преемственности профессионального образования, связанный как с согласованием образовательных программ на всех этапах деятельности, так и с поступательным развитием каждой личности на основе построения индивидуальной траектории подготовки.

В системе непрерывного образования одним из основных принципов выступает принцип системности. Выстроенный на базе вуза единый комплекс, действующий на основе взаимосвязей и взаимодействия довузовского, вузовского и послевузовского модулей, представляет собой комплекс мер, единство содержания, методов и форм, позволяющих приобрести, углубить и расширить профессиональные знания и умения в процессе саморазвития и самообразования. Изменения в образовательном уровне подготовки одного модуля неизбежно влияют на качество профессиональной подготовки в другом.

Следующий принцип непрерывного профессионального образовании ‒ это принцип доступности, который состоит в том, чтобы сделать образование доступным и равным по возможностям для всех, давая каждому возможность получать новые знания и навыки для профессионального роста и развития. Принцип доступности образования включает такие аспекты, как физическая доступность, финансовая доступность, географическая доступность, языковая доступность. Перечисленные факторы помогают широкому кругу людей получить доступ к образованию.

Таким образом, непрерывное образование играет важную роль в обеспечении доступности образования на протяжении всей жизни, повышении профессиональной компетентности и готовности к переменам, что является ключевым фактором для успешной карьеры и личностного развития.

Современное непрерывное образование должно опираться на принцип гибкости, то есть принцип целенаправленного самообразования, позволяющего получить навык самостоятельного приобретения квалификации и его совершенствования. Принцип гибкости позволяет активнее осваивать новые профессиональные квалификации и повышать уровень имеющихся, обеспечивая себе высокий уровень востребованности. Открытость и гибкость системы непрерывного образования в рамках университетского образовательного комплекса помогают быстро реагировать на изменения внешней и внутренней среды и направлены на максимальное удовлетворение ожидаемых запросов всех групп потребителей и заинтересованных сторон.

Принцип многоуровневости профессионального непрерывного образования основывается на признании образования ключевым инструментом личного и профессионального развития людей, способствует повышению уровня знаний, квалификации и компетенций, стимулирует инновации и экономический рост общества в целом.

Проведенные опросы работодателей мореходных компаний указали на дефицит ключевых компетенций специалистов морской отрасли, связанных со способностью самостоятельно добывать и совершенствовать знания и навыки [7; 8].

В ходе работы с курсантами старших курсов морского вуза, прошедшими две плавательные практики на судах, и членами экипажей судов морского транспорта, проходящими дополнительную профессиональную подготовку на базе ГМУ им. адм. Ф. Ф. Ушакова, было проведено анкетирование по трем взаимосвязанным блокам вопросов (см. табл.).

 

Анкетирование курсантов морского вуза и членов экипажей
морского транспорта по вопросам профессиональной подготовки

 

Questioning of maritime university cadets and maritime transport
crew members on issues of professional training

 

Блоки вопросов
анкеты
Вопросы анкеты
Первый блок вопросов:
по мотивационному
компоненту
1. С чем связан выбор вашей морской профессии (высокая заработная плата, наличие рабочих мест, быстрый карьерный прост, стабильность компаний, любовь к морю и т. д.)?
2. Как вы считаете, связана ли ваша профессия с постоянным обучением и переподготовкой?
3. Позволяет ли дальнейшее обучение достигать личных целей, относящихся к профессиональной деятельности?
4. Удовлетворяет ли вашим мотивационным потребностям обучение на базе ГМУ?
5. Является ли полученное обучение на базе ГМУ эффективным для дальнейшей реализации?
6. Считаете ли вы необходимым для вашей профессии дальнейшее обучение на базе ГМУ в других образовательных модулях?
7. Считаете ли вы, что ваши профессиональные достижения связаны с повышением уровня профессиональной подготовки?
Второй блок вопросов:
по профессиональной
компетенции
1. Позволяет ли вам непрерывное обучение качественно выполнять свои служебно-функциональные обязанности?
2. Способствовало ли ваше вузовское и послевузовское обучение совершенствованию профессиональных знаний и компетенций?
3. Считаете ли вы допустимым возможность формализма и упрощенчества в процессе выполнения служебных обязанностей?
4. Влияет ли на эффективность вашей работы или работы вашего подразделения получение новых знаний и навыков в процессе структурной подготовки на базе ГМУ?
5. Способствует ли ваше дополнительное образование пониманию и умению работать со сложными технологическими комплексами?
6. Чувствуете ли вы уверенность на своем рабочем месте после прохождения ДПО на базе ГМУ?
7. Поддерживает ли руководство ваше стремление к постоянному обучению?
8. Считаете ли вы, что постоянное совершенствование своих знаний и навыков на базе ГМУ помогает грамотно и оперативно принимать решения в чрезвычайных или аварийных ситуациях?
Третий блок вопросов:
по рефлексии
профессиональной
подготовки
1. Испытываете ли вы в ходе работы необходимость усовершенствования своей профессиональной подготовки?
2. Имели ли вы возможность карьерного роста после прохождения дополнительного обучения?
3. Позволяет ли полученное на базе ГМУ образование дальнейшее самообразование и совершенствование?
4. Вносили ли вы предложения по повышению результативности вашей деятельности после усвоения новых знаний и навыков?
5. Имели ли вы одобрение или положительную объективную оценку (характеристику) по работе со стороны руководителей после получения дополнительного образования?
6. Способствовало ли ваше обучение на базе ГМУ освоению новых современных знаний и умений в профессиональной области?
7. Испытываете ли вы необходимость в освоении новшеств?
8. Влияет ли ваше или вашей команды постоянное совершенствование в области профессиональных или информационных знаний на слаженность и эффективность работы судна и повышение уровня безопасности в судовождении?

 

По результатам ответов курсантов морского вуза и персонала судов можно судить о выполнении и соответствии требований Международной конвенции ПДНВ-78 с поправками5 квалифицированной подготовки специалистов на всех образовательных модулях непрерывного образования.

Вопросы анкеты подразделялись на три основных компонента, связанных с непрерывным образованием: мотивационный, деятельностный и рефлексивный. Анализ полученных ответов позволяет судить об эффективности работы морского вуза в контексте профессиональной подготовки в системе непрерывного образования.

По мотивационному компоненту:

  • осознанный выбор профессии моряка транспортного флота: курсанты – 83 %; моряки плавсостава – 87,8 %;
  • отношение к морской профессии как к престижной: курсанты – 100 %; моряки плавсостава – 85 %;
  • ответственное отношения к выполнению требований в профессиональной деятельности: курсанты – 72 %; моряки плавсостава – 93 %;
  • понимание возможных опасностей и рисков, связанных с профессией моряка: курсанты – 70,5 %; моряки плавсостава – 100 %;
  • понимание необходимости совершенствовать свою профессиональную подготовку: курсанты – 90 %; моряки плавсостава – 71 %.

 

По деятельностному компоненту:

  • знание служебных обязанностей: курсанты – 78,6 %; моряки плавсостава – 89,7 %;
  • категоричное исключение отклонений от инструкций при несении вахты: курсанты – 94,6 %; моряки плавсостава – 96,2 %;
  • готовность четко и оперативно действовать в аварийной ситуации: курсанты – 86,6 %; моряки плавсостава – 100 %;
  • уверенность в своих действиях на рабочем месте: курсанты – 74,1 %; моряки плавсостава – 82,2 %;
  • полная концентрация при выполнении особо ответственных операций на судне, исключая посторонние мысли (о семье, жене, детях): курсанты – 47,9 %; моряки плавсостава – 81,7 %.

 

По рефлексивному компоненту:

  • осознание себя как профессионала: курсанты – 92 %; моряки плавсостава – 83 %;
  • высокое оценивание профессионализма командования судов: курсанты – 100 %; моряки плавсостава – 74,7 %;
  • взвешенное и критичное оценивание своего уровня профессионализма: курсанты – 58 %; моряки плавсостава – 86,9 %;
  • анализ и оценка профессиональной деятельности экипажа в целом и предложения по повышению результативности работы: курсанты – 35,7 %; моряки плавсостава – 63,8 %.

 

Полученные результаты анкетирования позволили оценить профессиональную подготовку моряков в рамках системы непрерывного образования в целом. Ответы респондентов говорят о следующем:

  • понимание и стремление моряков получать новые знания для дальнейшего профессионального роста (мотивационный компонент);
  • ответственное отношение к подготовке и качественному выполнению своих обязанностей (деятельностный компонент);
  • понимание сути непрерывной подготовки для обеспечения безопасности мореплавания (рефлексивный компонент).

 

На основании анализа результатов анкетирования курсантам и морякам даны конкретные рекомендации по совершенствованию своей профессиональной подготовки в сфере безопасности мореплавания, подготовлены рекомендации по усилению качества конвенционной подготовки, повышению контроля сформированности профессиональных компетенций, знаний, навыков и умений по специальным и конвенционным дисциплинам.

Действующая система непрерывного профессионального образования на базе ГМУ им. адм. Ф. Ф. Ушакова в области подготовки кадров морской отрасли обеспечивает в полной мере задачи безопасности с точки зрения квалификации морских специалистов, устойчивого экономического и социального развития Российской Федерации. Именно такая система образования позволяет получить специализированную допрофессиональную, профессиональную и послевузовскую подготовку и, опираясь на основные принципы непрерывного образования и самообразования, приобрести квалификацию и совершенствовать ее.

Университет осуществляет кадровое обеспечение морскими специалистами с высоким уровнем профессиональных компетенций и инновационной активности, отвечая национальным и международным требованиям с учетом динамизма социальных процессов.

 

Список литературы

  1. Игнатович Е. В., Лопуха А. О. Управление развитием непрерывного образования в вузе: опыт ПетрГУ // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 5 (99). С. 80‒94.
  2. Павлов С. М. Проблемы развития непрерывного образования в России // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. № 1. С. 144‒148.
  3. Колотова О. М., Герасимова Л. А. Организация учебного процесса в системе непрерывного образования // Вестник ТГПУ. 2011. № 2 (104). С. 30‒35.
  4. Бордовская Н. В. Технология выбора индивидуального образовательного маршрута // Вестник Герценовского университета. 2012. № 1. С. 40‒44.
  5. Мантуленко В. В. Перспективы развития дополнительного профессионального образования в России // Непрерывное образование: XXI век. 2023. Вып. 2 (42). DOI: 10.15393/j5.art.2023.8284
  6. Лобанов Н. А., Титова Л. Г., Юдин В. В. Непрерывное образование: методология, технологии, управление. Ярославль, 2018. 298 с.
  7. Сигаев Д. Б., Шатыло А. П. Способы повышения уровня подготовки судоводителей на разных этапах профессионального развития // Вестник государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. 2019. Т. 11. № 3. С. 499‒508. DOI: 10.21821/2309-5180-2019-11-3-499-508
  8. К вопросу понимания сущности человеческого фактора членами экипажа судна и их предрасположенности к созданию аварийной ситуации / А. Н. Томилин [и др.] // Эксплуатация морского транспорта. 2022. № 2 (103). С. 50‒55.

 

 




Просмотров: 119; Скачиваний: 20;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2024.8824