Смирнова, С. И. МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ // Непрерывное образование: XXI век. – 2023. – Вып. 4 (44). − DOI: 10.15393/j5.art.2023.8865


Выпуск № 4 (44)

Кадровые и методические ресурсы непрерывного образования

pdf-версия статьи

УДК 378.18

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Смирнова Светлана Иосифовна
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и методики начального образования
Петрозаводский государственный университет
(г. Петрозаводск, Российская Федерация)
smirnovasi@petrsu.ru
Ключевые слова:
воспитательная деятельность учителя
профессиональная подготовка педагога в вузе
модель педагогической подготовки.
Аннотация: цель данного исследования ‒ выявление и апробация педагогических условий участия студентов в научных и воспитательных мероприятиях в вузе с точки зрения их подготовки к выполнению функций педагога-воспитателя. Представлен сравнительный анализ действующих государственных документов ‒ Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО), Профессиональных стандартов сферы образования, Стратегии раз-вития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г., а также анализ ряда исследований современных ученых в области педагогики, выполненных в контексте подготовки будущих учителей к реализации воспитательной функции образования. Описаны модель подготовки будущего учителя начальных классов к выполнению функций педагога-воспитателя и опыт кафедры теории и методики начального образования классического университета по организации научных и воспитательных мероприятий, направленных на формирование у выпускника вуза востребованных компетенций. Содержательными элементами модели определены: коллективное планирование, организация и проведение, оценка и рефлексия совместных (преподаватели, студенты, школьники, учителя, родители) воспитательных мероприятий, изучение, анализ и учет мнения всех участников образовательных отношений, своевременная корректировка при необходимости на каждом этапе проведения мероприятий. Результаты апробации модели показывают, что предлагаемые подходы позволяют студентам: закрепить приобретенные в процессе обучения знания и умения, апробировать конкретные технологии взаимодействия с участниками образовательных отношений ‒ детьми и взрослыми, развивать навыки самостоятельной и совместной работы, осознать значимость воспитательной работы, внести свой вклад в решение задач сферы воспитания, в частности, в вопросах воспитания патриотизма, популяризации научных знаний среди обучающихся, поддержки научно-технического творчества (индивидуального и коллективного), развития краеведческой деятельности, развития навыков оценки, самооценки и чувства справедливости, а также укрепления сотрудничества семьи и образовательных организаций в воспитании детей.
Статья поступила: 14.11.2023; Принята к публикации: 05.12.2023; Размещена в сети: 26.12.2023.

MODEL OF PREPARING FUTURE TEACHERS FOR IMPLEMENTING THE EDUCATIONAL FUNCTION OF EDUCATION

SMIRNOVA Svetlana I.
PhD, Associate Professor, Head of the Chair of Primary Education Theory and Methodology
Petrozavodsk State University
(Petrozavodsk, Russian Federation)
smirnovasi@petrsu.ru
Keywords:
educational activity of a teacher
professional training of a teacher at a university
a model of pedagogical training.
Abstract: the purpose of this study is to identify and test the pedagogical conditions for students' participation in scientific and educational activities at the university in terms of their preparation for performing the functions of a teacher educator. A comparative analysis of current state documents is presented ‒ the Federal Law «On Education in the Russian Federation», Federal State Educational Standards of Higher Education (FGOS HE), Professional standards in the field of education, Strategies for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025, as well as an analysis of a number of studies by modern scientists in the field of pedagogy, carried out in the context of training future teachers to implement the educational function of education.The model of training a future primary school teacher to perform the functions of a teacher educator and the experience of the Department of Theory and Methodology of Primary Education of a classical university in organizing scientific and educational activities aimed at forming demanded competencies in a graduate of a university are described.The content elements of the model are defined as: collective planning, organization and conduct, assessment and reflection of joint (teachers, students, schoolchildren, teachers, parents) educational activities, study, analysis and consideration of the opinions of all participants in educational relations, timely adjustment, if necessary, at each stage of the events.The results of testing the model show that the proposed approaches allow students to: consolidate the knowledge and skills acquired in the learning process, test specific technologies of interaction with participants in educational relations ‒ children and adults, develop skills of independent and collaborative work, realize the importance of educational work, contribute in solving the tasks of the sphere of education, in particular, in matters of education of patriotism, popularization of scientific knowledge among students, support of scientific and technical creativity (individual and collective), development of local history, development of assessment skills, selfesteem and a sense of justice, as well as strengthening cooperation between families and educational organizations in education children.
Paper submitted on: 14.11.2023; Accepted on: 05.12.2023; Published online on: 26.12.2023.

Современные тенденции развития образования связаны с усилением воспитательного характера образовательного процесса на всех уровнях образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»1гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, осуществляемой также в форме самостоятельной деятельности.

Воспитание всегда было наиболее сложной составляющей образования ‒ современность не является исключением. Так, последние десятилетия характеризуются негативными тенденциями во взаимоотношениях между представителями одного или разных поколений; нередки случаи насилия, унижения достоинства, в том числе публично через социальные сети. Педагоги общеобразовательных организаций все чаще отмечают нелестное отношение к себе и в целом к школе обучающихся и их родителей, низкую мотивацию детей к обучению, недостойное поведение и нежелание следовать общепринятым нормам поведения в школе и в общественных местах. К сожалению, аналогичные ситуации теперь имеют место и в учреждениях профессионального образования. Например, некоторые студенты в вузе позволяют себе необоснованные пропуски занятий, заимствование чужих работ, требуют от преподавателя, не аргументируя, повышения выставленных отметок и пр. Отдельно следует отметить проблемы, имеющие межэтнический и межнациональный характер. На этом фоне документы, принятые на государственном и региональном уровнях, воспринимаются как своевременные, а возможно, и несколько запоздалые; они предписывают принять меры к улучшению ситуации и требуют незамедлительного реагирования.

Мы поддерживаем суждение И. А. Колесниковой о том, что «кризис воспитательного потенциала общества, выступающий как часть глобального кризиса, требует поиска путей подготовки специалистов, способных создавать позитивный воспитательный контекст на фоне далеко неблагоприятных жизненных условий»[1,с. 5]. В этой связи особое значение воспитательные аспекты имеют для молодежи, обучающейся в колледжах и вузах по педагогическим направлениям. На наш взгляд, исключительную важность приобретает подготовка будущих педагогов начальных классов к реализации воспитательных функций в будущей профессиональной деятельности, так как именно в младшем школьном возрасте активно формируются: познавательный интерес, творческая направленность, принятие ценности семьи и общества, патриотизм, толерантность, коммуникабельность.

Современные образовательные стандарты высшего образования по подготовке педагогических кадров до сих пор не в полной мере соответствуют требованиям профессионального стандарта школьного обучения, что затрудняет будущую работу выпускников педагогических вузов [2; 3]. В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”2, приняты дополнения, предписывающие разработку рабочей программы воспитания, а также календарного плана воспитательной работы, которые необходимо включить в основные образовательные программы всех уровней образования, в частности в профессиональные программы высшего образования (программы бакалавриата и специалитета). Принятый закон вступил в силу с 1 сентября 2020 г., и не позднее 1 сентября 2021 г. соответствующие изменения и дополнения были внесены в образовательные программы. Это обстоятельство потребовало от педагогических коллективов анализа ситуации, оценки имеющегося опыта и традиций организации воспитательных мероприятий, обобщения средств и методов реализации воспитательных функций.

Изучение ряда учебных дисциплин, предусмотренных основной профессиональной образовательной программой высшего образования, таких как психология, теория обучения и воспитания, методики обучения отдельным дисциплинам, вооружают студентов системой знаний и умений, а учебные и производственные практики позволяют отработать определенные умения и навыки, направленные на организацию воспитательного процесса в будущей профессиональной деятельности. На каждой кафедре, осуществляющей подготовку бакалавров педагогического образования, реализуется, как правило, целый комплекс научных и воспитательных мероприятий. Возникает проблема согласованности целей и задач, реализуемых, с одной стороны, через преподавание учебных дисциплин, и с другой ‒ преследуемых многочисленными мероприятиями научного и воспитательного характера.

Целью данного исследования является выявление педагогических условий результативности участия студентов в научных и воспитательных мероприятиях вуза с точки зрения их подготовки к выполнению функций педагога-воспитателя начального уровня общего образования; оценка результативности модели подготовки будущего учителя начальных классов к выполнению функций педагога-воспитателя, созданной и апробируемой кафедрой теории и методики начального образования Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета.

Литература, изученная нами в контексте рассматриваемой проблемы, может быть разделена на несколько групп. Во-первых, потребовался анализ нормативно-правовых аспектов проблемы подготовки педагога-воспитателя на современном этапе развития общества и системы образования. Во-вторых, описание различных подходов к содержанию деятельности педагога-воспитателя и, в-третьих,что представляет для нас особый интерес, изучение взглядов ученых и педагогов-практиков на методы, средства и технологии становления и развития педагога, способного эффективно осуществлять воспитательные функции в образовательном процессе школы.

Отметим, что в соответствии с изменениями, внесенными в 2020 г. в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», уточнено собственно понятие воспитания. В отличие от предыдущей редакции закона, направленность процесса воспитания дополнена функциями формирования у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Этот дополненный перечень направленности воспитания можно рассматривать как конкретизацию целей воспитательной деятельности, что влечет за собой, с одной стороны, бóльшую определенность задач и содержания воспитания, а с другой‒ ориентирует педагога на ожидаемые результаты этой деятельности.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) по направлениям подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование»3 и 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)»4 акцентируют внимание на подготовке студентов к реализации воспитательной функции педагога явно ‒ посредством трех общепрофессиональных компетенций и неявно‒ указанием на необходимость выбора организацией высшего образования одного или нескольких профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, и формулированием профессиональных компетенций всоответствии с одной или несколькими обобщенными трудовыми функциями. Основная профессиональная образовательная программа, разработанная организацией высшего образования, должна обеспечить формирование у студентов всех предусмотренных Программой компетенций, а следовательно, подготовить выпускников к организации совместной и индивидуальной воспитательной деятельности (ОПК-3), к осуществлению духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей (ОПК-4), к использованию в профессиональной деятельности психолого-педагогических технологий, необходимых, в частности, для воспитания обучающихся (ОПК-6). Профессиональные компетенции при отсутствии утвержденных примерных основных образовательных программ формируются организациями самостоятельно и, как правило, достаточно обще, то есть в них не выделяются отдельно компетенции, направленные на подготовку педагога в контексте воспитательных функций.

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»5 указывает на обобщенные трудовые функции педагогов различных уровней образования и соответствующие им трудовые действия. Трудовая функция «воспитательная деятельность» предполагает выполнение достаточно обширного перечня трудовых действий, в результате которых уделяется внимание, в частности, развитию эмоционально-ценностной сферы ребенка, организации деятельности ученических органов самоуправления, обеспечению безопасной образовательной среды, созданию и поддержанию традиций жизни образовательной организации и др. Однако из действий, связанных с активизацией потенциала других участников образовательных отношений, указывается только на «использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка»6. Среди необходимых умений выделяется способность создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей(законных представителей) и педагогических работников.

В 2023 г. утвержден новый профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания»7, в котором основными целями организации воспитательного процесса названы духовно-нравственное, интеллектуальное, физическое развитие и позитивная социализация обучающихся на основе формирования у них опыта общественно и личностно значимой деятельности, поддержки их социальных инициатив и учета индивидуальных потребностей.

Таким образом, можно констатировать определенную несогласованность основных нормативных документов, регламентирующих подготовку будущих педагогов к выполнению воспитательных функций (ФГОС ВО) и реализацию этих функций в профессиональной педагогической деятельности (профстандарт):сложно на основе обозначенных документов выстроить относительно воспитательной деятельности педагога логическую «цепочку» его профессионального становления в вузе: цель → задачи → содержание →результаты. Данная сложность, на наш взгляд, актуализирует необходимость решения проблемы путем созданиямодели подготовки будущих учителей к реализации воспитательной функции через систему воспитательных мероприятий в вузе (на выпускающей кафедре, в институте, в университете).

Для изучения различных подходов к подготовке современного педагога как воспитателя рассмотрим содержание этого понятия. Каким должен быть педагог-воспитатель на современном этапе развития российского общества, в современной общеобразовательной школе? Для ответа на этот вопрос обратимся в первую очередь к «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»8, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р (далее ‒ Стратегия). В разделе, посвященном описанию кадровых механизмов реализации Стратегии, говорится о повышении престижа профессий педагога и воспитателя, на которых возлагается задача воспитания подрастающего поколения, об их компетентности в области воспитания, о необходимости модернизировать содержание подготовки и повышения квалификации работников образования с целью обеспечить соответствие профессиональной компетентности педагога «вызовам» общества на современном этапе его развития, а также задачам Стратегии. Как видим, документом декларируется развитие компетенций педагога-воспитателя и модернизация педагогического образования в воспитательном аспекте, но содержание этих преобразований не представлено.

В структуре профессионального педагогического образования можно выделить несколько компонентов: профессиональное становление, профессиональное развитие, саморазвитие, самообразование, самореализация, самовоспитание, самосовершенствование и др. Ключевым компонентом в контексте проблематики данного исследования является профессиональное становление, так как оно, на наш взгляд, включает в себя все остальные компоненты [4].

Современные исследования показывают, что для реализации воспитательных функций выпускник вуза педагогических направлений подготовки должен владеть следующими профессиональными компетенциями: «умение вести диалог, организаторская компетенция, стрессовая компетенция, активное слушание, эмпатия, критическое мышление, ориентация на саморазвитие, межкультурная компетенция, юмор»[5, с. 49]. И. Д. Демакова и И. Ю. Шустова указывают ориентиры для обновления содержания воспитательной деятельности современного педагога: «…важно неизменное самоопределение педагога с ориентацией на жизнь, на будущее, на развитие ребенка; его работа связана с “живой ситуацией” взаимодействия с детьми, строится по процессу; цели воспитательной деятельности должны удерживать понимание процесса развития ребенка в современных условиях; приоритетом воспитательной деятельности является оптимистический взгляд на ребенка, педагог-воспитатель должен находиться в позиции фасилитатора, поддерживающего процессы  самопознания, самоопределения, саморазвития, самореализации ребенка»[6, с. 43].

Согласно М. М. Исаевой, необходимыми для формирования готовности учителя к воспитательной работе требованиями являются: «формирование профессионального идеала и выработка на его основе индивидуального стиля деятельности; проектирование целостного воспитательно-образовательного процесса на основе сотрудничества всех его участников; разработка и использование технологий рефлексивной деятельности учащихся и учителей в совместной деятельности; согласование объективных условий и индивидуальных особенностей педагога и др.»[7, с. 261].

Организации профессионального педагогического образования обязаны готовить студентов к выполнению трудовых действий, описанных в профессиональном стандарте «Специалист в области воспитания», предусматривающих, в частности, организацию совместной деятельности детей и взрослых, направленной на достижение результатов гражданского, нравственного, трудового, экологического, эстетического, физического воспитания; проведение коллективных творческих, массовых мероприятий. Реализация перечисленных в документе трудовых действий, относящихся к различным трудовым функциям, предполагает наличие у выпускников соответствующих необходимых умений и знаний. Однако, так как данный Стандарт не предъявляет к работникам требований к опыту практической работы (за исключением должности старшего воспитателя, для которой требуется стаж работы по специальности не менее двух лет), предполагается, что такие знания и умения должны быть сформированы у будущих специалистовв процессе обучения в вузе или в колледже.

В современной научной литературе описываются актуальные подходы и направления подготовки педагога к реализации воспитательной функции в учреждениях образования (школа, учреждения дополнительного образования и др.): переосмысление, проработка и принятие идей коллективного воспитания [8], развитие программ (в том числе сетевых) корпоративного обучения на базе сельских школ [9], формирование ценностного отношения к воспитательной деятельности [10], целостной компетентности педагогов как воспитателей на начальном этапе личностно профессионального роста [11], индивидуально-креативный подход [12], индивидуального стиля профессиональной деятельности9[2; 13], профессионального имиджа будущего педагога [14;15], развитие Я-концепции у педагога через объективное самовосприятие и способность к рефлексии [16], использование возможностей образовательной среды вуза [17], построение специального алгоритма пошагового формирования готовности будущих педагогов к работе с родителями [18],внедрение системы консультантов-наставников, педагогов-наставников[9;19]и др. Многообразие предлагаемых подходов требует их осмысления и структурирования.

С нашей точки зрения, направленность программы подготовки будущих педагогов к выполнению воспитательных функций должна быть соотнесена:

  • с конкретной ситуацией в регионе,с возможностями социума, педагогического коллектива и образовательной среды в целом и на локальном уровне;
  • особенностями профессиональной подготовки в системе высшего образования в целом и в конкретном вузе;
  • уровнем развития, запросами и возможностями личности студента.

Методологические подходы, положенные в основу исследования и создания модели подготовки будущего учителя начальных классов к выполнению функций педагога-воспитателя: системно-деятельностный, функционально-компетентностный, практико-ориентированный, личностно ориентированный.

Теоретическую базу составили идеи:

  • педагогики сотрудничества (Ш. А. Амонашвили, В. А. Караковский, С. Л. Соловейчик и др.);
  • коллективного творческого воспитания (И. П. Иванов, Л. Г. Борисова и др.);
  • личностно-деятельностного развития (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн).

Важным условием эффективности воспитательной деятельности педагога является, на наш взгляд, объединение усилий и потенциальных возможностей всех участников образовательных отношений. Только в процессе совместной жизнедеятельности студентов и преподавательского коллектива, совместных мероприятий студентов, преподавателей, школьников и их родителей, педагогов общего образования и других представителей социума у студента появляется возможность накопить собственный опыт в планировании, организации, проведении мероприятий воспитательного характера. М. М. Исаева указывает, что совместная жизнедеятельность взрослых и детей направлена на наиболее полное их саморазвитие и самореализацию [7]. Важно отметить, что и для студента, создающего благоприятные условия для такого события взрослых и детей и занимающего в нем активную позицию, это возможность для собственного самосовершенствования, осознания и принятия значимости воспитательной деятельности.

Кафедра теории и методики начального образования Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ) образована в 2013 г.в результате слияния трех кафедрфакультета начального образования педагогического вуза и продолжает традиции факультета, который за более чем полувековую историю накопил значительный опыт развития личностных качеств студентов и подготовки выпускников к выполнению функций воспитателя. Подчеркнем, что достаточно гармоничному объединению трех самодостаточных кафедр способствовали сложившаяся на факультете система воспитательной работы со студентами, комплекс традиций и успешных практик воспитания, наработанных коллективом.

Анализ научной литературы, а также обобщение опыта воспитательной деятельности на кафедре позволяют выделить существенные компоненты подготовки будущих педагогов к реализации воспитательной функции образовательного процесса (см. рис.).

Воспитательная деятельность организуется в соответствии с основными принципами воспитания:целостности воспитания,преемственности и непрерывности воспитания, вариативности воспитательных систем, коллективного воспитания,личностно значимой деятельности,толерантности,культуросообразности.

Решение воспитательных задач в образовательном процессе вуза пронизывает все его элементы: учебный процесс, практики, научную деятельность, внеучебную работу. В рамках данной статьи мы не рассматриваем возможности формирования общих компетенций будущего педагога-воспитателя посредством реализации программ учебных дисциплин и программ учебных и производственных практик, предусмотренных основной профессиональной образовательной программой высшего образования, хотя отметим безусловную значимость этих направлений. В соответствии со сформированными выше задачами обратимся к опыту кафедры по развитию у студентов профессиональных компетенций через внеучебную деятельность.

 

Рис. Модель подготовки будущего учителя
к выполнению функций педагога-воспитателя

Fig. A model for preparing a future teacher to perform the functions
of a teacher-educator

 

Планирование и осуществление внеучебной деятельности кафедры в соответствии с предложенной на рисунке моделью предоставляет студенту возможности для овладения профессионально востребованными компетенциями:

  • по «горизонтали» ‒ через разнообразие воспитательных практик, предлагаемых кафедрой;
  • по «вертикали» ‒ через постепенное усложнение позиций и ролей студента в системе мероприятий, формируемых в процессе внеучебной деятельности компетенций.

Значительная доля студентов кафедры ‒ это выпускники общеобразовательных школ муниципальных районов Республики Карелия, в том числе из малых городов и сельских поселений. Одна из особенностей таких школ состоит в ограниченных возможностях коммуникации в силу малочисленности, территориально-географической удаленности и труднодоступности ближайших образовательных организаций, ограниченности материально-техническими, кадровыми и другими ресурсами[20]. В этой связи среди первоочередных задач ‒ создание условий для развития коммуникативных способностей, открытости и готовности к общению.

Первокурсники на традиционном мероприятии Посвящения в профессию (приуроченном ко Дню учителя) представляют свое видение роли педагога и смыслов педагогической деятельности посредством творческой постановки. Подготовка к мероприятию и совместная реализация поставленных перед группой задач способствуют, с одной стороны, сплочению группы и формированию коллектива, а с другой ‒ раскрытию индивидуальных (творческих, артистических, оформительских, организаторских и пр.) способностей каждого студента. Выступление группы на сцене, атмосфера праздника, возможность увидеть и обсудить альтернативные решения той же задачи, эмоциональная оценка сокурсниками, старшими студентами и педагогами, рефлексия с участием куратора академической группы позволяют гармонично влиться в больший коллектив‒ педагогов и студентов кафедры.

В России в настоящее время по инициативе президента РФ В. В. Путина развивается система школьных театров. Школьный театр является важным и действенным инструментом в воспитании подрастающего поколения. В этой связи будущий педагог должен быть готов к поддержке данного направления, к организации и сопровождению деятельности школьных театров. Владение художественным словом, мимикой и эмоциями, артистизм, умение уверенно держаться на сцене, перед публикой способствуют становлению у будущего педагога профессиональных компетенций. В этом плане кафедра проводит ставший традиционным фестиваль «Театральная осень». Ежегодно выбирается ведущая тема фестиваля. К примеру, в 2023 г. была определена тема «Мы ‒ педагоги», посвященная году педагога и наставника. Студенты представили театральные постановки, художественные номера, а одна из учебных групп оттачивала свои организаторские и творческие способности в процессе планирования, разработки сценария, приглашения ветеранов кафедры в качестве членов жюри и зрителей, проведения мероприятия.

На кафедре ведется подготовка студентов как по одному профилю «Начальное образование», так и по двум профилям ‒ «Начальное образование и образование в предметной области “Английский язык”» и «Начальное образование и образование в предметной области “Родной (карельский) язык”». Это позволяет дифференцировать содержание воспитательных мероприятий с учетом специализации подготовки студентов (профиля) и устанавливать последовательность этапов с постепенным усложнением процесса становления педагога-воспитателя. Обучающиеся полностью ответственны за кафедральные мероприятия, по сути, являющиеся первыми коллективными творческими делами студенческой группы. Мероприятия, которые необходимо спланировать, подготовить и провести, приурочены к социально значимым событиям: для педагогической профессии ‒День защиты детей, для жителей региона ‒День Республики Карелия, для страны ‒День Победы.

Усложнение связано с произвольностью выбора содержания и формы мероприятия, круга приглашенных и / или участников, при этом рекомендуется привлечение внешних участников образовательных отношений. В процессе осуществления выбора студенты совершенствуют умения находить партнеров, договариваться, убеждать. Свобода деятельности предполагает ответственность за результаты этой деятельности. В итоге у студентов формируется ответственное отношение к делу, приобретается опыт реализации мероприятия от его идеи до этапа рефлексии.

Значимый вклад в развитие профессиональных компетенций будущих педагогов вносят благотворительные акции. Одним из примеров этого направления воспитательной деятельности кафедры является акция «Стань Дедом Морозом», предусматривающая сбор индивидуальных подарков для детей из малообеспеченных семей и их вручение на подготовленном студентами театрализованном предновогоднем празднике.

Еще одно мероприятие, инициированное и ежегодно организуемое кафедрой,‒Республиканский фестиваль исследовательских и творческих работ младших школьников «Мои первые открытия»; в марте 2023 г. (на весенних школьных каникулах) состоялся уже 13-й по счету фестиваль. Участие в нем принимают обучающиеся третьих и четвертых классов после экспертного отбора работ на уровне муниципальных районов и городских округов. Положением о фестивале предусмотрены: оценка работ участников в соответствии с разработанными критериями, ранжирование и отбор лучших работ для участия в итоговой конференции фестиваля. Студенты вместе с преподавателями выступают в роли хозяев (принимающей стороны) республиканского мероприятия, на котором гостями являются не только обучающиеся больших и маленьких, городских и сельских, близких к столице и удаленных школ, но также педагоги и родители школьников. Это требует повышенного внимания, сосредоточенности, толерантности. Программа проведения итоговой конференции фестиваля включает разнообразные мероприятия как для обучающихся ‒авторов конкурсных работ, так и для взрослых ‒ научных руководителей и сопровождающих (педагогов начального и среднего общего образования и родителей). Студенты разных курсов в соответствии с индивидуальной готовностью (сформированными компетенциями) решают различные задачи на всех этапах проведения фестиваля: обеспечивают организационные моменты (например, встреча и регистрация гостей, дежурство и т. п.) и техническое сопровождение работы секций конференции; оценивают детские работы в качестве экспертов, а выступления участников конференции ‒ в качестве членов жюри; организуют познавательные и развлекательные мероприятия для младших школьников (беседа, брейн-ринг, викторина, игротека, мастер-класс, экскурсия и др.).

Участие в мероприятиях, подготовленных другими участниками образовательных отношений, самостоятельная разработка и реализация программы мероприятия способствуют формированию компетенций, необходимых будущему педагогу для выполнения функций воспитателя. Качественное изменение профессиональных компетенций, относящихся к области воспитания, происходит за счет надстройки требований к уровню и статусу мероприятий:

  • от участия/подготовки кафедрального или внутривузовского события ‒к республиканскому или всероссийскому;
  • от сотрудничества с преподавателями и студентами кафедры ‒к взаимодействию с представителями других образовательных организаций, органов управления образованием, власти;
  • от локального досугового праздника ‒к научно-практическому семинару / круглому столу / конференции и т.п.

Одним из приоритетов государственной политики в области воспитания, согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г., является развитие кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных организаций, учреждений культуры и спорта, средств массовой информации, бизнес-сообществ) с целью совершенствования содержания и условий воспитания подрастающего поколения России. В модели подготовки будущего педагога начального общего образования к выполнению функций педагога-воспитателя наиболее важными являются активное осознанное участие и организация взаимодействия с различными участниками образовательных отношений (см. рис.).

Приведенные примеры демонстрируют включенность студентов кафедры в мероприятия, имеющие разнообразные цели, проводимые в разных формах и на разных уровнях, предполагающие различные способы вовлеченности как самих студентов, так и других участников образовательных отношений. Представленные подходы к организации кафедрой комплекса мероприятий воспитательного и развивающего характера оказывают положительное воздействие на всех участников, имеют существенное значение в развитии компетенций будущего педагога как воспитателя. Анализ результатов деятельности кафедры по реализации воспитательных функций в образовательном процессе вуза позволяет констатировать высокую социальную и профессиональную активность наших выпускников. Это проявляется в их активном участии в профессиональных конкурсах «Учитель года», «Воспитатель года», «Учитель будущего»10 и др.

Теоретический анализ современной литературы в проблематике исследования, обобщение многолетнего успешного опыта воспитательной деятельности кафедры теории и методики начального образования ПетрГУ, разработка и апробация модели подготовки будущего учителя к выполнению функций педагога-воспитателя позволили выделить условия успешной подготовки студентов к реализации воспитательной составляющей работы учителя начальной школы:

  • планирование и осуществление воспитательного воздействия всех составляющих образовательного процесса в вузе: в ходе изучения учебных дисциплин, предусмотренных учебным планом направления подготовки, при прохождении всех видов учебной и производственной практик, во внеучебной деятельности;
  • создание в вузовской среде организационных и кадровых условий для воспитательной работы;
  • привлечение педагогов общеобразовательных организаций, дополнительного образования, членов общественных организаций и профессиональных ассоциаций, ветеранов кафедры к событиям, направленным на подготовку будущих учителей к выполнению воспитательных функций;
  • участие каждого студента любой учебной группы в воспитательной деятельности кафедры;
  • включение в план воспитательной работы кафедры мероприятий, проводимых в рамках социально значимой научной и событийной внеучебной деятельности;
  • привлечение студентов и учет их мнения при составлении плана воспитательной работы кафедры на учебный год;
  • выявление лидеров в учебных группах и привлечение их к деятельности, направленной на повышение мотивации студентов группы к участию во внеурочной деятельности;
  • распределение ответственности учебных групп за мероприятия по принципу постепенного усложнения их содержания, форм и уровней, с учетом сформированности необходимых для организации и проведения личностных и профессиональных компетенций;
  • кураторская поддержка, сотрудничество студентов и кураторов студенческих групп (преподаватели);
  • систематическая рефлексия студентами (на кураторском часе) участия и организации мероприятий с четкой формулировкой личностных и коллективных достижений, положительной динамики в развитии конкретных компетенций, а также возникших трудностей и возможных путей их преодоления;
  • поощрение студентов и преподавателей за активное участие во внеучебных мероприятиях, освещение наиболее значимых и успешных событий на сайте вуза и / или в социальных сетях.

Коллективные планирование, организация и проведение, оценка и рефлексия совместных (преподаватели, студенты, школьники, учителя, родители) воспитательных мероприятий, а также изучение, анализ и учет мнения всех участников образовательных отношений, своевременная корректировка при необходимости на каждом этапе проведения мероприятий позволяют студентам:

  • закрепить приобретенные в процессе обучения знания и умения, апробировать конкретные технологии взаимодействия с участниками образовательных отношений ‒ детьми и взрослыми, развивать навыки самостоятельной и совместной работы;
  • осознать значимость и внести свой вклад в решение задач сферы воспитания, в частности: популяризацию среди обучающихся научных знаний, поддержку научно-технического творчества (индивидуального и коллективного), формирование патриотизма, развитие краеведческой деятельности, развитие навыков оценки, самооценки и чувства справедливости.

Интеграция субъектов воспитания, разноплановое сотрудничество способствуют укреплению общепринятых ценностей, зарождению новых традиций, что позволяет успешно формировать у студентов как профессиональные, так и общекультурные компетенции.

В данной статье описана модель подготовки будущего учителя начальных классов к выполнению воспитательных функций, выявлены условия успешной подготовки студентов к реализации воспитательной составляющей работы учителя начальной школы. Требуется дальнейшее осмысление и развитие моделис учетом всего спектра воспитывающих воздействий в процессе обучения, например, в период различных видов практик, изучение переноса и востребованности сформированных компетенций в новых условиях самостоятельной работы в общеобразовательной организации.

 

Список литературы

  1. Колесникова И. А. Смыслы и логика подготовки педагога воспитателя //Непрерывное образование: XXI век. 2017. Вып. 1 (17).DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2017.3404
  2. BocharovaJu. Yu. Expected Outcomes of Teacher Internship, or a Pedagogical University Graduate Trapped in Standards // Journal of Siberian Federal University. HumanitiesandSocialSciences. 2018. No. 2. P. 174–184. DOI: 10.17516/1997-1370-0178
  3. Смирнова С. И. К вопросу о преемственности Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (направление «Педагогическое образование») и Профессионального стандарта //Непрерывное образование: XXI век. 2015. Вып. 3 (11). DOI: 10.15393/j5.art.2015.2923
  4. Отвиновская Л. А., Смирнова С. И. Профессиональное становление педагога в контексте непрерывного образования // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 67-3. С. 122–125. DOI 10.18411/lj-11-2020-116.
  5. Селиванова Н. Л, Степанов П. В. Подготовка будущего педагога как воспитателя: теоретическое обеспечение // Образование и саморазвитие. 2018. Т. 13. № 2. С. 45–52. DOI: 10.26907/esd13.2.07
  6. Демакова И. Д., Шустова И. Ю. Обновление содержания воспитательной деятельности современного педагога // Развитие профессиональных компетенций учителя: основные проблемы и ценности. Казань, 2019. С. 38–47.
  7. Исаева М. М. Формирование готовности учителя к воспитательной работе в образовательных учреждениях //Сибирский педагогический журнал. 2008. № 6. С. 254–263.
  8. Шустова И. Ю., Беляев Г. Ю., Круглов В. В. Лизинский В. М. Значимые идеи теории коллективного воспитания в контексте воспитательного компонента ФГОС ОО // Образовательное пространство в информационную эпоху. Москва, 2019. С. 330–347.
  9. Харисова И. Г. Подготовка педагогов сельских школ к реализации трудовой функции «Воспитательная деятельность» //Педагогика сельской школы. 2020. № 1 (3). С. 95–108. DOI: 10.20323/2686-8652-2020-1-3-95-108.
  10. Чикиндина Т. П. Формирование у студентов ценностного отношения к воспитательной деятельности в условиях образовательной среды вуза //Педагогика начального образования: традиции и инновации. Москва, 2017. С. 168–176.
  11. Шакурова М. В. К проблеме формирования целостной компетентности педагога как воспитателя // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 4 «Педагогика. Психология». 2020. № 56. С. 18–29. DOI: 10.15382/sturIV202056.18-29.
  12. Колесникова И. А.Индивидуально-креативный подход к подготовке педагога-воспитателя // Герценовские чтения. Ч. 2: Диалог о воспитании (концепции, взгляды, размышления, опыт). Санкт-Петербург, 2006. С. 247–272.
  13. Торхова А. В. Ориентация профессиональной подготовки учителя на индивидуальный стиль деятельности как инновационное явление //Кіраванне ў адукацыі. 2009. № 12. С. 11–16.
  14. Баранов А. Е. Репутация педагога как воспитателя в современных образовательных практиках // Вопросы воспитания. 2012. № 2 (11). С. 169–172.
  15. Димухаметов Р. С., Столбова Е. А., Цилицкий В. С. Ценностная ориентация как предиктор формирования профессионального имиджа будущего педагога //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. № 6.4 (21). С. 422–424.
  16. Шевченко Т. С. Статус педагога-воспитателя в профессиональном становлении // Новые технологии. 2010. № 4. С. 182–184.
  17. Чикиндина Т. П. Методика формирования ценностного отношения студентов к воспитательной деятельности на всех этапах профессионализации //Веснік Магілёўскага дзяржаўнага ўніверсітэтаімя А. А. Куляшова. Серыя C «Псіхолага-педагагічныянавукі: педагогіка, псіхалогія, методыка». 2020. № 1(55). С. 10–15.
  18. Татаринцева Е. А., Андриенко Н. К. Педагогическое обеспечение подготовки будущих педагогов к взаимодействию с родителями в развитии духовно-нравственной сферы младших школьников //Глобальный научный потенциал. 2017. № 9(78). С. 100–102.
  19. Чернявская А. П. Роль педагога-наставника в адаптации молодого учителя //Ярославский педагогический вестник. 2019. № 4 (109). С. 62–70.
  20. Ефлова З. Б. Малочисленная малокомплектная школа России: понятие и признаки //Педагогика сельской школы. 2019. № 2. С. 5–24.
 

 


 




Просмотров: 250; Скачиваний: 47;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2023.8865