СОКОЛОВА, Е. И. МЕТОДИКА «СКАФФОЛДИНГ» В ДИСКУРСЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО ПИСЬМА // Непрерывное образование: XXI век. – 2023. – Вып. 3 (43). − DOI: 10.15393/j5.art.2023.8654


Выпуск № 3 (43)

Современный научный лексикон непрерывного образования

pdf-версия статьи

УДК 001.4

МЕТОДИКА «СКАФФОЛДИНГ» В ДИСКУРСЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО ПИСЬМА

СОКОЛОВА Евгения Ивановна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков естественно-технических специальностей и направлений Института иностранных языков
Петрозаводский государственный университет
(г. Петрозаводск, Российская Федерация)
esokolova@mail.ru
Ключевые слова:
академическое письмо
терминология
скаффолдинг
педагогическая поддержка
педагогическое сопровождение
педагогическая опора
частотность
узус.
Аннотация: цель статьи – рассмотреть значение термина «скаффолдинг» в дискурсе академического письма. Для достижения цели решались следующие задачи: разграничить значение термина с синонимичными терминами в поле образования и педагогики, установить историю проникновения термина «скаффолдинг» в терминологическое понятийное поле ака-демического письма и описать применение термина в современной методике обучения академическому письму. Исследование выполнено на материале более пятидесяти русскоязычных и англоязычных источников, находящихся в открытом доступе сети Интернет. В качестве методов исследования выступили: анализ теоретических источников, русскоязычных и англоязычных интернет-ресурсов, частотный анализ и контент-анализ. Выявлено, что частотность употребления термина «скаффолдинг» на порядок выше в англоязычных источниках по сравнению с русскоязычными. В результате исследования установлено отличие тер-мина «скаффолдинг» от синонимичных педагогических терминов и описана область применения термина в поле академического письма.
Статья поступила: 22.07.23; Принята к публикации: 25.08.23; Размещена в сети: 26.09.23.

SCAFOLDING METHODOLOGY IN THE DISCOURSE OF ACADEMIC WRITING

SOKOLOVA Evgenia I.
PhD in Pedagogy, associate professor Department of Foreign Languages for Natural and Technical Areas, Institute of Foreign Languages
Petrozavodsk State University
(Petrozavodsk, Russian Federation)
esokolova@mail.ru
Keywords:
academic writing
terminology
scaffolding
pedagogical support
frequency
uzus.
Abstract: the purpose of the article is to consider the meaning of the term «scaffolding» in the discourse of academic writing. To achieve the goal, the following tasks were solved: to distinguish between the meaning of the term with synonymous terms in the field of education and pedagogy, to establish the history of the penetration of the term «scaffolding» into the terminological conceptual field of academic writing and to describe the use of the term in modern methods of teaching academic writing. The study is based on more than 50 Russian-language and English-language sources that are publicly available on the Internet. The research methods included analysis of theoretical sources, Russian-language and English-language Internet resources, frequency analysis and content analysis. The conclusion is that the term is quite widely used in the English studies, and it is relatively new in the Russian studies. As a result of the study, the difference between the term «scaffolding» and synonymous pedagogical terms was established and the scope of the term in the field of academic writing was described.
Paper submitted on: 22.07.23; Accepted on: 25.08.23; Published online on: 26.09.23.

Публикационная активность является одним из ведущих показателей эффективности вузов, поэтому проблемы обучения академическому письму привлекают внимание педагогического сообщества. Терминология в поле академического письма важна, поскольку за каждым термином стоит понятийный аспект. Термин «скаффолдинг» появился в русскоязычной педагогической науке сравнительно недавно – первое упоминание, которое удалось установить, относится к 2011 г. [1], а в англоязычных исследованиях введен Д. Брунером еще в 1976 г. [2]. Важно определить нишу узуса нового термина, чтобы понять, новое ли это понятие или можно обойтись уже принятыми терминами, не засоряя научный глоссарий калькой с английского языка.

Термин «скаффолдинг» образован путем метафоризации, являющейся одним из самых распространенных способов терминообразования. Специфика терминологической метафоризации заключается в переносе значений и представлении «неизвестного» через «известное» за счет использования знакомой, освоенной лексической единицы в новом переосмысленном значении. Первоначальное значение этого слова – «строительные леса», «подмостки», «эстакада», а в педагогической науке термин «скаффолдинг» означает пошаговую помощь обучающемуся. Это не единственный термин в поле академического письма, основанный на переносе значений, можно привести такие примеры, как gatekeepers (буквально: «хранители врат» – для редакторов журналов, имеется в виду барьер для некачественных рукописей, поступающих в журнал для опубликования), hands off approach (буквально: подход «руки прочь») – подразумевается, что преподаватель не должен править продукт, созданный обучающимися, а только создавать условия, при которых они сами способны найти и исправить ошибки.

Этимология термина «scaffolding», согласно Онлайн Этимологическому Словарю [3], восходит к середине XIV в., термин пришел в старофранцузский из латинского языка и затем проник в качестве заимствования в английский язык. В качестве термина в педагогической науке введен в обиход во второй половине прошлого века.

В рамках поставленной терминологической задачи был проведен анализ частотности употребления термина «скаффолдинг» и сходных с ним терминов «педагогическая опора», «педагогическая поддержка», «педагогическое сопровождение». Отметим, что в данном случае (хотя далеко не всегда) английский выступает как язык с более высоким уровнем обобщения (генерализации), то есть понятия «педагогическая опора», «поддержка», «сопровождение» обозначаются в английском языке одним термином «pedagogical support».

Сравним частотность синонимов в поисковой системе Google (данные на 15.06.2023). Поиск задан с ограничением по поисковому полю – только для системы образования для русскоязычных и англоязычных источников. Такой поиск должен отражать с большой степенью вероятности (с учетом неизбежного информационного шума) частотность употребления терминологических синонимов в российском и зарубежном образовательных контекстах. Полученные результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительные результаты частотности употребления синонимического ряда в английском и русском языках (в порядке убывания)

Table 1

Comparative results of the uzus frequency in the synonymic rows
in the English and Russian languages (in descending order)

 

Русский язык Английский язык
Педагогическое сопровождение 2 880 000 Pedagogical support 159 000 000
Педагогическая поддержка 1 960 000    
Педагогическая опора 6 940 000    
Скаффолдинг 10 600 Scaffolding 147 000 000

 

Анализ таблицы 1 показывает, что термины «pedagogical support» и «скаффолдинг» в англоязычных источниках дают приблизительно одинаковую частотность, несмотря на обобщенный характер термина «pedagogical support», что является показателем высокой частотности узуса понятия «скаффолдинг» в современных англоязычных исследованиях. В русскоязычных работах самым частотным оказался термин «педагогическое сопровождение», а частотность понятия «скаффолдинг» реже примерно в 14 000 раз, что было предсказуемым по причине его недавнего заимствования.

Рассмотрим синонимичные понятия в области педагогики и образования, закрепленные в терминах «педагогическая опора», «поддержка», «сопровождение». Эти лексемы более известны русскоязычным исследователям, чем термин «скаффолдинг». Впервые идеи педагогической поддержки как совместного поиска путей решения проблем ребенка высказаны О. С. Газманом. В качестве основного предмета педагогической поддержки им определены субъектность (самость, самостоятельность) и индивидуальность как уникальное сочетание в человеке общих, особенных и единичных черт, отличающих его от других индивидов. Предметом педагогической поддержки О. С. Газман выдвигает «процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни» [4, с. 58].

Н. Н. Михайлова и С. М. Юсфин дают такое определение термину педагогическая поддержка: «…деятельность субъектов образовательного процесса, направленная на оказание превентивной и оперативной помощи личности в разрешении ее индивидуальных проблем, в том числе связанных с неуспеваемостью» [5]. В работе Н. В. Никифоровой исследовано отличие педагогической поддержки от педагогического сопровождения. Термин «педагогической поддержка» определяется следующим образом: «…педагогическая поддержка состоит в совместном с обучаемым определении его интересов, склонностей, способностей, ценностно-целевых установок, возможностей и способов преодоления затруднений, препятствующих его саморазвитию» [6]. В целом это определение совпадает с формулировкой педагогической поддержки, данной в трудах О. С. Газмана. В контексте сказанного согласимся с точкой зрения Н. В. Никифоровой, что понятие «педагогическое сопровождение» шире и включает в себя термин «поддержка», основное отличие педагогического сопровождения от поддержки состоит в непрерывности процесса сопровождения, а поддержка скорее дискретна и направлена на преодоление конкретных проблем.

Термин «опора» принадлежит к методической области педагогической науки и определяется как сумма специальных методических приемов для решения конкретных проблем в той или иной предметной области. В преподавании иностранных языков это может быть опора на родной язык, опора на визуальный ряд и др. В работе Е. В. Барбаковой дается следующее определение: «…опора в широком смысле слова представляет собой методическую помощь в виде всей обучающей, в том числе управляющей, деятельности, проявляющейся в каждом компоненте системы обучения и направленной на переход управления в самоуправление» [7].

Из анализа приведенных работ следует, что термины «педагогическая опора», «поддержка», «сопровождение» относятся к воспитанию, обучению и методике обучения.

Для установления узуса термина «скаффолдинг» проводился рандомный опрос преподавателей иностранного языка, не претендующий на репрезентативность, но выявляющий тенденцию. Ответы на вопросы показали, что термин «скаффолдинг» большинство преподавателей (85 %) считают эквивалентным терминам «педагогическая поддержка», «педагогическая опора» и «педагогическое сопровождение», только преподаватели, занимающиеся обучением академическому письму (15 %), понимают термин как специальный вид педагогической поддержки. Такое понимание можно объяснить тем фактом, что многие преподаватели рассматривают термин как частный случай одного из классических принципов дидактики и подразумевают сходство пошагового освоения знаний, представленного в методике скаффолдинга, с дидактическим принципом систематичности и последовательности, который предполагает обучение по траектории «от простого к сложному».

Рассмотрим, чем термин «скаффолдинг» отличается от синонимичных понятий «опора», «поддержка», «сопровождение». В русскоязычной литературе не удалось найти трактовки термина «скаффолдинг», а в англоязычных источниках определение следующее: скаффолдинг – это метод обучения, который постепенно продвигает учащихся к большей независимости и пониманию в процессе обучения. Подобно тому, как строителям требуются строительные леса, чтобы достичь результата, учебные леса помогают учащимся ориентироваться в обучении и выполнять задачи, которые в противном случае они не смогли бы выполнить [8].

В англоязычных исследованиях концепт термина «скаффолдинг» основывается на теории зоны ближайшего развития (ЗБР) выдающегося русского педагога и психолога Л. С. Выготского. Понятие «зона ближайшего развития» (ЗБР) определяется Л. С. Выготским как «расстояние между уровнем актуального развития учащегося, определяемого с помощью задач, решаемых самостоятельно, и уровнем возможного развития, определяемого с помощью задач, решаемых под руководством взрослых и в сотрудничестве с более “умными сотоварищами”» [9, с. 399‒400]. В американских источниках подчеркивается, что на основе теории ЗБР можно выделить три уровня развития обучающегося:

  • что учащийся не может делать;
  • что учащийся может делать с помощью наставника;
  • что учащийся может делать без посторонней помощи [10].

Заметим, что теория ближайшего развития активно используется зарубежными учеными, а в отечественной педагогической науке (особенно в методических исследованиях) не приобрела большой популярности, что подтверждается публикациями педагогических работ, опирающихся на теорию ЗБР: иноязычные публикации ‒ 4 540 000, русскоязычные ‒ 360 (данные от 03.08.2023 в поисковой системе Google).

Методика скаффолдинга призвана поднять уровень знаний учащегося с первого на третий, постепенно убирая «строительные леса», то есть помощь преподавателя, и мотивируя учащихся к проявлению максимальной самостоятельности в приобретении новых знаний. Принимая во внимание тот факт, что понятие «скаффолдинг» широко употребляется в англоязычной литературе с конца прошлого века, приведем некоторые результаты англоязычных исследователей методики скаффолдинга в области образования.

В обзоре литературы, представленном исследователями из Технологического университета (Малайзия), выделяют четыре типа скаффолдинга:

  • процедурный скаффолдинг – помогает студентам использовать доступные им инструменты;
  • концептуальный скаффолдинг – позволяет студентам расставить приоритеты в отношении фундаментальных понятий;
  • стратегический скаффолдинг – предлагает студентам альтернативные способы решения учебных проблем;
  • метакогнитивный скаффолдинг – направляет процесс мышления и помогает проводить самооценку во время обучения [11].

Подчеркивается, что каждый тип скаффолдинга имеет важное значение. Так, процедурная структура играет решающую роль в правильном использовании нужных инструментов, концептуальная структура – в понимании более сложного изучаемого материала, стратегическое построение – в поиске способов обойти препятствие, а метакогнитивное построение побуждает к рефлексии и оценке своего прогресса в курсе обучения.

Особое место методика скаффолдинга занимает в обучении академическому письму, возможно, в силу большей структурированности академического текста как продукта. Сравним частотность публикаций на тему применения методики скаффолдинга в американской педагогической литературе, поскольку впервые этот термин был введен в США и в странах, где английский изучают как второй язык, в поисковой системе Google (данные на 22.07.2023). Поиск задан с ограничением в поисковом поле по ключевым словам «методика скаффолдинга» и «академическое письмо». Поиск отражает (с учетом неизбежного информационного шума) количество публикаций в России и в зарубежных странах. Полученные результаты представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

Количество публикаций по применению методики скаффолдинга
по странам (в порядке убывания)

Table 2

Number of publications on the application of the scaffolding methodology
in different countries (in descending order)

 

Страна Количество публикаций
Соединенные Штаты Америки 20 700 000
Китайская Народная Республика 10 200 000
Индия 6 150 000
Индонезия 6 030 000
Саудовская Аравия 3 770 000
Эфиопия 2 170 000
Российская Федерация 335

 

Количество публикаций подтверждает слабые разработанность и применение методики скаффолдинга в нашей стране, в то время как страны Азии и Африки активно включились в процесс внедрения и анализа эффективности методики скаффолдинга.

Основным приемом практического применения методики скаффолдинга является процесс дробления крупного письменного задания на более мелкие, которые сосредоточены на знании или навыках, необходимых учащимся для успешного выполнения более крупного задания, что соответствует теории зоны ближайшего развития.

В частности, авторы рассматривают скаффолдинг как методику, основанную на шести действиях:

  • поддержание внимания начинающего учащегося;
  • уменьшение вариативности в задаче;
  • достижение целей в рамках задачи;
  • выделение критических характеристик обучения;
  • сведение к минимуму фрустрации во время развития обучения;
  • предоставление самостоятельного решения проблем [12].

Методика скаффолдинга в обучении академическому письму используется на всех этапах обучения, начиная с исследований М. Хазана и М. Карима (M. Hasan, M. Karim) [13], описывающих применение методики в начальной школе, и заканчивая выпускным классом средней школы, чему посвящена работа Ю. Иснани (Y. Isnaini) [14]. Серьезное многостраничное исследование представлено С. Раппом и П. Кауфом (C. Rapp, P. Kauf) в аспекте обучения академическому письму (написанию дипломной работы) через формат онлайн-обучения. Преподавание академического письма проводилось с помощью Thesis Writer (TW), предметно ориентированной онлайн-среды обучения, созданной на основе методики «скаффолдинг» в сочетании с онлайн-редактором, оптимизированным для создания академического текста [15].

Методика скаффолдинга в области академического письма отражается и на официальных сайтах в американских колледжах и университетах, что доказывает ее широкое распространение в США. Приведем пример Центра академического письма в колледже Уильяма и Мэри (College of William & Mary), который является государственным исследовательским университетом в городе Уильямсберге (штат Вирджиния, США).

Колледж был учрежден в 1693 г. королевской хартией Вильгельма и Марии и является вторым по времени основания высшим учебным заведением США после Гарвардского университета. На сайте Центра академического письма размещена информация, где поэтапно представлены стадии создания письменного продукта [16]. По утверждению авторов сайта, типичный процесс письма состоит из конкретных и последовательных шагов, от нащупывания идеи до публикации статьи. По сути, это метод, используемый преподавателями, чтобы помочь студентам перейти от хаотичного выражения мыслей к связной письменной работе. Основной процесс написания письменного продукта включает шесть шагов:

  • мозговой штурм;
  • набросок;
  • черновой вариант;
  • оценка;
  • окончательный вариант;
  • публикация.

Отметим, что в Центре академического письма Петрозаводского государственного университета преподаватели пользуются идентичной структурой. К такой структуре они пришли эмпирическим и интуитивным путем, отталкиваясь от здравого смысла и на основе теоретических знаний, почерпнутых из иноязычных исследований.

Внедрение любой новой методики должно быть оправдано практической результативностью. К сожалению, русскоязычных работ на тему эффективности внедрения методики скаффолдинга в обучение академическому письму обнаружить не удалось.

В эмпирическом исследовании китайского автора Рю Янь (Rui Yang) приводятся результаты обучения аргументативному письму с применением методики скаффолдинга на основе модели Тулмина (Toulmin Model). Автор развивает и дополняет методику скаффолдинга введением модели аргументации Тулмина. Модель Тулмина заимствована из юридической науки и заключается в способе аргументации, благодаря которому аргументы делятся на шесть составных частей: претензия, основания, гарантия, уточнение, опровержение и поддержка. Влияние модели аргументации как педагогического каркаса на аргументативное написание эссе было изучено по результатам до и после тестирования в экспериментальной и контрольной группах. Соответственно, были рассмотрены общие баллы и элементы аргументации с точки зрения количества, типа и качества. Такую методику, включающую скаффолдинг и модель Тулмина, авторы определяют как модель смешанных эффектов и приходят к выводу, что введение модели аргументации Тулмина в метод скаффолдинга оказал значительное положительное влияние на большинство элементов аргументации в письме студентов [17].

Авторы из университета Дебре Маркос (Debre Markos University, Эфиопия) ставили целью изучить результативность внедрения методики скаффолдинга у учеников 9-го класса, которые тренировались в грамотном написании абзаца (параграфа), поскольку написание абзаца – начальная стадия обучения академическому письму, принятая за рубежом. Исследование проводилось на основе классического педагогического эксперимента, и в результате экспериментальная группа девятиклассников показала лучшую эффективность обучения академическому письму по сравнению с контрольной группой [18].

Эфиопские исследователи из университета Бахир Дар (Bahir Dar University) в недавней (2023) работе представили результаты применения методики скаффолдинга в 10-х классах средней школы. Сеуди К. Хассен и др. (Seyidu K. Hassen et al.) на основе проведенного исследования пришли к выводу, что студенты экспериментальной группы в рамках методики скаффолдинга продемонстрировали статистически значимое улучшение письменных достижений в академическом письме по сравнению с контрольной группой обучавшихся традиционным методом. Результат итогового анкетирования показал, что обучение академическому письму с помощью методики скаффолдинга помогло респондентам значительно улучшить навыки письма в написании абзацев [19].

Описанные выше исследования доказывают, что методика скаффолдинга активно внедряется в разных странах мира на различных этапах обучения, в том числе в средней школе. Зарубежными авторами проводятся исследования по изучению эффективности методики, и, судя по результатам таких исследований, скаффолдинг обеспечивает высокий потенциал в обучении академическому письму. Причины, по которым методика скаффолдинга достаточно медленно проникает в область русскоязычной педагогической науки, объясняются:

  • восприятием педагогами понятия «скаффолдинг» как полностью синонимичного понятиям «педагогическое сопровождение», «педагогическая поддержка», «педагогическая опора»;
  • невысокой популярностью теории зоны ближайшего развития в русскоязычной педагогической науке;
  • сходством пошагового освоения знаний, представленного в методике скаффолдинга, с дидактическим принципом систематичности и последовательности, который предполагает обучение по траектории «от простого к сложному».

Несмотря на то что в профессиональном международном сообществе не сложилось единого понимания и определения термина «скаффолдинг», можно выделить некоторые общие характеристики этого понятия, разделяемые большинством исследователей. Общей характеристикой рассмотренных терминов и ключевым словом во всех представленных определениях синонимичных терминов является слово «помощь». Термины «педагогическая поддержка» и «педагогическое сопровождение» предполагают деятельностно ориентированный подход, а понятие «опора» относится к методическому разделу педагогической науки, то есть показывает, какие средства необходимо выбрать и применить для эффективного достижения поставленной образовательной цели. В отличие от вышеприведенных терминов, скаффолдинг основан на теории зоны ближайшего развития и в большей мере относится не к воспитанию личности, а к содействию самостоятельному процессу познания.

Термин «скаффолдинг» и методика скаффолдинга получили широкое распространение в зарубежном обучении, и появляются исследования, доказывающие эффективность применения скаффолдинга. В русскоязычной педагогической науке термин «скаффолдинг» и методика скаффолдинга постепенно проникают в обучение академическому письму.

С точки зрения автора настоящего исследования, термин «скаффолдинг» имеет право на существование в русскоязычном поле академического письма, так как сфера применения понятия «скаффолдинг» и концепт термина отличаются от синонимичных лексем «педагогическая поддержка», «педагогическое сопровождение», «педагогическая опора».

 

Список литературы

  1. Котляр И. А., Сафронова М. А. Три понятия о реальности детского развития: обучаемость, зона ближайшего развития и скаффолдинг [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2011. Т. 7. № 2. С. 74–83. Электрон. дан. URL:  https://psyjournals.ru/journals/chp/archive/2011_n2/44482 (дата обращения 27.06.2023).
  2. Wood D., Bruner J. S., Ross G. The role of tutoring in problem solving [Electronic resource] // Journal of Child Psychology and Psychiatry, 1976. No. 17 (2). P. 89–100. Electron. dan. URL: https://www.sci-hub.ru/10.1111/j.1469-7610.1976.tb00381.x (date of acсess 27.06.2023).
  3. Online Etymology Dictionary [Electronic resource]. Electron. dan. URL: https://www.etymonline.com/word/scaffold?ref=etymonline_crossreference (date of acсess 27.06.2023).
  4. Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Москва, 1995. С. 58‒63.
  5. Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Педагогика поддержки: учеб.-метод. пособие. Москва, 2001. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: https://pedlib.ru/Books/2/0073/index.shtml (дата обращения 30.06.2023).
  6. Никифорова Н. В. Отличие педагогической поддержки от педагогического сопровождения [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otlichie-pedagogicheskoy-podderzhki-ot-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya/viewer (дата обращения 30.06.2023).
  7. Барбакова Е. В. Методическое понятие опоры в обучении иностранным языкам [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskoe-ponyatie-opory-v-obuchenii-inostrannym-yazykam/viewer (дата обращения 02.07.2023).
  8. Hogan K., Pressley M. (eds.). Scaffolding student learning: Instructional approaches and issues. Brookline Books. 1997 [Electronic resource]. Electron. dan. URL: https://psycnet.apa.org/record/1997-08246-000 (date of acсess 02.07.2023).
  9. Выготский Л. С. Педагогическая психология. Москва, 1991. 480 с. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: https://djvu.online/file/c2RqyJYFHhR0D (дата обращения 03.07.2023).
  10. Mcleod S. Vygotsky’s zone of proximal development and scaffolding [Electronic resource]. Electron. dan. URL:https://www.simplypsychology.org/author/saulmcleod (date of acсess 06.07.2023).
  11. Jumaat N. F., Tasir Z. Instructional Scaffolding in Online Learning Environment: A meta-analysis [Electronic resource]. Electron. dan. URL: https://www.researchgate.net/publication/269033099_Instructional_Scaffolding_in_Online_Learning_Environment_A_Meta-analysis (date of acсess 02.07.2023).
  12. Wilson K., Devereux L. Scaffolding theory: high challenge, high support in academic language and learning contexts [Electronic resource] // Journal of Academic Language & Learning 2014. Vol. 8. No. 3. Electron. dan. URL: http://journal.aall.org.au/index.php/jall/article/view/353/210 (date of acсess 04.07.2023).
  13. Hasan М. Karim М. Scaffolding effects on writing acquisition skills in EFL context [Electronic resource] // Arab World English Journal. 2019. No. 10 (4). P. 288‒298. Electron. dan. URL: https://dx.doi.org/10.24093/awej/vol10no4.2 (date of acсess 06.07.2023).
  14. Isnaini Y., Saukah A., Prayogo J. Using scaffolding technique to improve the writing ability of the 11th grades [Electronic resource]. 2015. Vol 5. No. 2. Electron. dan. URL: https://jurnal.uin-antasari.ac.id/index.php/let/article/view/1444 (date of acсess 06.07.2023).
  15. Rapp C. Kauf P. Scaling Academic Writing Instruction: Evaluation of a Scaffolding Tool (Thesis Writer) [Electronic resource] // International Journal of Artificial Intelligence in Education. 2018. No. 28. Electron. dan. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s40593-017-0162-z (date of acсess 06.07.2023).
  16. The Writing Process: A Scaffolding Approach Considerations Packet Training & Technical Assistance Center [Electronic resource]. Electron. dan. URL: https://education.wm.edu/centers/ttac/documents/packets/writingprocess.pdf (date of acсess 07.07.2023).
  17. Yang R. An empirical study on the scaffolding Chinese university students’ English argumentative writing based on toulmin model * Jilin University, School of Foreign Language Education, China [Electronic resource]. Electron. dan. URL:https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2405844022034879 (date of acсess 07.07.2023).
  18. Simachew G., Muchie B. The Effect of Teacher Scaffolding on Students’ Paragraph Writing Skills in EFL Classroom: The Case of Grade Nine Students in Meneguzer Secondary School, Amhara Regional State, Ethiopia China [Electronic resource]. Electron. dan. URL: https://jltr.academypublication.com/index.php/jltr/article/view/1818 (date of acсess 08.07.2023).
  19. Hassen S. K., Ebabu T. Adugna, Yenus N. Bogale. Bahir Dar University, Ethiopia effects of scaffolding strategies instruction on EFL students' writing achievement and perceptions  // A Journal on Language and Language Learning. 2013. No. 26 (1). P. 272‒292. DOI: 10.24071/llt.v26i1.6109

 



Просмотров: 342; Скачиваний: 57;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2023.8654