Игнатович, Е. В. Социально-педагогическая миссия институтов непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. – 2013. – Вып. 2. − DOI: 10.15393/j5.art.2013.2085


Выпуск № 2

Проблемы преемственности обучения и воспитания в России

pdf-версия статьи

УДК 378.4

Социально-педагогическая миссия институтов непрерывного образования

Игнатович Елена Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент
ведущий научный сотрудник, заместитель директора Института непрерывного образования ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет»
(Петрозаводск)
ignatovich@petrsu.ru
Ключевые слова:
непрерывное образование
третья миссия
университет
институт непрерывного образования
Аннотация: В статье представлен анализ потенциальных направлений и реальных практик деятельности современных институтов непрерывного образования в составе вузов.
В качестве исследовательского материала выступил контент 65 сайтов российских федеральных, национальных исследовательских, региональных университетов. Анализировались миссия, цели, задачи, направления деятельности институтов непрерывного (профессионального) образования, созданных на базе вузов. Анализ материала позволил сформулировать основные компоненты социально-педагогической миссии институтов непрерывного образования: развитие кадров региона как ключевой элемент миссии институтов непрерывного образования; обеспечение взаимодействия с реальным сектором экономики, бизнесом, органами власти и представителями социальной сферы в области непрерывного образования; развитие качественного контингента вуза; включение студентов в систему непрерывного образования, повышение их конкурентоспособности на рынке труда; развитие кадрового потенциала вуза; дополнительное образование, образование взрослых, образование социально незащищенных слоев населения, социально-образовательные проекты; научная деятельность в области непрерывного образования; развитие вуза как международного центра непрерывного образования. Предложены 4 модели развития институтов непрерывного образования, оформляющихся в настоящее время в отечественных вузах.

Institutions of continuing education social-pedagogical mission

Ignatovich Y V
PhD, associate professor, chief researcher, deputy director of the Institute of Continuing Education at Petrozavodsk State University.
(Petrozavodsk)
ignatovich@petrsu.ru
Keywords:
lifelong education
the 3rd mission
university
institution of continuing education
Abstract: The paper presents an analysis of the mission, goals, objectives, activities of university institutions of continuing education. The content of 65 Russian federal, national research and regional universities sites was studied. Analysis of the material allowed the author to formulate the basic components of social and educational mission of university institutions of continuing education: regional cadres development; interaction with the real sector of the economy, business, authorities and representatives of the social sector in the field of continuing education; the quality of the university entrants and school leavers education development; students inclusion in the system of continuous education; university human resources development; further education, adult education, education for vulnerable social groups, social and educational projects; researches in the field of the lifelong education; university development as an international center for continuing education. Four models of further development are proposed.

Непрерывное образование в современном мире осмысливается как важнейший социальный, экономический инструмент развития общества, личностного развития. В связи с многозначностью термина в рамках данной статьи под непрерывным образованием мы будем понимать 1) потенциальные образовательные возможности личностного и профессионального развития в течение всей жизни; 2) процесс образования человека в течение всей жизни.

Исторически сложилось, что университеты выступают авангардом социально-экономических изменений в мире и локомотивом изменений в системе образования в целом. Реагируя на вызовы времени, современные университеты берут на себя социальную ответственность по созданию и развитию форм непрерывного образования. Реализация идей непрерывности во многих странах сегодня рассматривается как третья миссия университетов, как одно из важных направлений стратегического развития вузов [1].

Можно считать, что именно в свете «третьей миссии» на базе российских университетов создаются новые структуры – институты непрерывного образования. Цель данной статьи – проанализировать и описать социально-педагогическую миссию, которую начинают выполнять эти новые образования в составе вузов. В качестве исследовательского материала выступил опыт проектирования Института непрерывного образования Петрозаводского государственного университета1, контент сайтов 30 государственных образовательных учреждений России, имеющих в своем составе институты непрерывного образования. Список вузов был составлен 1) методом сплошной выборки при анализе сайтов Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, 9 федеральных университетов, 28 национальных исследовательских университетов; 2) путем формирования запросов в поисковой системе Яндекс «институт непрерывного образования», «институт непрерывного образования государственного университета», уточняющих поисковых запросов [2].

Критерием отбора стало наличие в составе университета института непрерывного (профессионального) образования со специфическими функциями, задачами, структурой. Таким образом, были проанализированы сайты 65 государственных учреждений высшего профессионального образования Российской Федерации. В итоге выявлен 31 вуз, содержащий такие структуры, как: институты непрерывного образования (20), непрерывного профессионального образования (6), непрерывного педагогического образования (2)2, инноваций и непрерывного образования3, непрерывного и открытого образования4, развития непрерывного образования5, научно-исследовательский институт непрерывного профессионального образования6.

Анализ контента сайтов показал, что в вузах существует преемственность структур непрерывного образования. Созданные в университетах в середине 1990-х годов факультеты повышения квалификации (и профессиональной переподготовки) с начала 2000-х годов постепенно трансформируются в институты дополнительного профессионального образования, открываются центры и институты открытого и дистанционного образования. С середины 2000-х годов создаются институты непрерывного образования.

Рассматривая институты непрерывного образования как инновационную структуру, мы предположили, что в большинстве федеральных и национальных исследовательских университетов соответствующие институты были созданы в поддержку развития непрерывного образования, но наша гипотеза не подтвердилась. Из 37 вузов, имеющих данный статус, институты непрерывного образования созданы лишь в шести:

  1. Институт непрерывного профессионального образования Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова7.
  2. Институт непрерывного образования Казанского (Приволжского) федерального университета8.
  3. Институт непрерывного образования МИСИС9.
  4. Институт непрерывного образования Пермского национального исследовательского политехнического университета10.
  5. Институт развития непрерывного образования Казанского национального исследовательского технологического университета.
  6. Региональный институт непрерывного образования Пермского государственного национально-исследовательского университета11.

Больше 80 % институтов, попавших в выборку, открыто на базе региональных государственных вузов (13), отраслевых и межотраслевых столичных (6) и региональных вузов (8). Таким образом, наибольшую активность в создании и развитии институтов непрерывного образования проявляют региональные классические и отраслевые университеты. Можно предположить, что открытие новых структур связано не только с развитием имиджа вузов, но и осмыслением новых функций и задач в свете «третьей миссии», откликом на изменяющиеся социально-экономические условия.

Выделение непрерывного образования в качестве инновационного направления развития региональных вузов может быть связано, с одной стороны, с особой ролью, которую вузы выполняют в регионах, уровнем их социальной ответственности [3], развивающимся взаимодействием с региональными органами власти, производством и бизнесом по разработке и обеспечению реализации региональной кадровой политики. С другой стороны, непрерывное образование начинает осмысляться как инструмент повышения качества работы самого вуза, способ перспективного формирования качественного контингента на довузовском и вузовском этапах, укрепления связи с семьей, влияющей на дальнейший выбор профессиональной сферы потенциального абитуриента механизм профессионального развития кадров вуза.

В чем заключается социально-педагогическая миссия институтов непрерывного образования, как это отражается на реальных и потенциальных направлениях их деятельности? В чем видят миссию институтов непрерывного образования их учредители? Каковы в этой связи векторы развития современных институтов непрерывного образования? – вот круг вопросов, ставший предметом дальнейшего анализа.

Миссия (от лат. missio - посылка, поручение) – высокое предназначение. Миссия организации трактуется как смысл существования организации [4]; философия (определяет ее культуру и социальные ценности) и предназначение (характеризуется целями и задачами, для реализации которых организация осуществляет свою деятельность) [5]. К аспектам миссии относят цель функционирования, область деятельности, философию организации, методы совместного достижения поставленных целей, пути взаимодействия организации с обществом [4]. Исходя из этих определений, под социально-педагогической миссией институтов непрерывного образования в самом общем виде мы будем понимать иерархию ценностей и социально значимых целей, на достижение которых направлена их деятельность.

Ниже приведены и описаны основные компоненты социально-педагогический миссии институтов непрерывного образования, выделенные в ходе анализа заявленных ими миссии, целей, задач, направлений деятельности.

1. Развитие кадров региона как ключевой элемент миссии институтов непрерывного образования (ИНО).

Будучи преемниками факультетов повышения квалификации и институтов дополнительного профессионального образования, 90 % ИНО сохраняют за собой функцию развития кадров региона (федерального округа). На новом уровне она звучит как:

- миссия по «совершенствованию и развитию системы непрерывного профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда, задачами социально-экономического развития региона Европейского Севера России» (Петрозаводский государственный университет);

- «подготовка высококвалифицированных специалистов для рынка труда» (Институт непрерывного образования Университета управления ТИСБИ)12, «повышение качества кадрового потенциала специалистов всех отраслей, имеющих стратегическое значение для социально-экономического развития северо-востока России, и совершенствование структуры повышения квалификации, профессиональной переподготовки, послевузовского образования в рамках стратегического партнерства Университета с предприятиями и организациями реального сектора экономики» (Институт непрерывного профессионального образования Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова);

-     «предоставление специалистам возможности формирования необходимых компетенций и их повышения в соответствии с требованиями конкурентоспособной экономики» (Институт непрерывного профессионального образования Тольяттинского государственного университета)13и др.

Анализ сайтов позволил зафиксировать две тенденции, связанные с реализацией указанной миссии. Прежде всего, речь идет о развитии маршрутов непрерывного образования кадров, имеющих профессиональное образование – расширение спектра программ ДПО, изменение их качества (цели, актуальность, сроки, образовательные технологии и др.), выход на создание диверсифицированных образовательных продуктов (образовательных программ, учебно-методических комплексов, дистанционных курсов). Вторая тенденция – расширение сферы реализации маршрутов непрерывного образования, открытие программ для новых профессий и т. д. Дальнейшие перспективы этого направления деятельности связаны с развитием форм сертификации, открытием центров сертификации, центров профессиональных квалификаций.

Реализация указанной миссии выводит и на проблему обеспечения преемственности всех уровней профессионального образования. В качестве примера можно привести опыт Института непрерывного образования Московской государственной юридической академии14, в состав которого входят три отделения: среднего профессионального (СПО); высшего профессионального (ВПО); дополнительного профессионального образования. Институт непрерывного образования Московского государственного университета экономики, статистики и информатики15 имеет в своей структуре колледж (уровень СПО). В информации об Институте непрерывного профессионального образования Ижевского государственного технического университета16 выделено, что он «предоставляет молодежи дополнительные возможности получить среднее профессиональное, а затем и высшее образование по родственной специальности в сокращенные сроки; реализует инновационную модель непрерывного профессионального образования, не имеющую аналогов в Удмуртской Республике». Другой пример выстраивания системы непрерывного образования в рамках одной профессии - Институт непрерывного педагогического образования Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, реализующий программы бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, дополнительного и дополнительного профессионального образования.

2. Обеспечение взаимодействия с реальным сектором экономики, бизнесом, органами власти и представителями социальной сферы в области непрерывного образования.

Решение задачи развития кадров региона невозможно без социального партнерства, без взаимодействия с указанными субъектами. Академическая университетская наука, часто оторванная от реальной практической деятельности, не может единолично обеспечить маршрут непрерывного образования кадров региона, точно определить перспективные векторы непрерывного образования. Это одна сторона реализации миссии. Другая сторона связана с активным включением научно-педагогических кадров вузов в деятельность профессионального сообщества и социума в качестве экспертов, проектировщиков, разработчиков документов, программ и др., определяющих стратегию развития региональных систем непрерывного образования.

3. Развитие качественного контингента вуза.

По значимости данная задача стоит на первом месте у 35 % институтов непрерывного образования. Это новое направление деятельности вузов, связанное с подготовкой абитуриентов к выбору сферы профессиональной деятельности и обучению в учреждении высшего образования. В рамках открытой лекции «Миссия университета: взгляд экономиста» Александр Аузан, доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета МГУ, отмечает, что ключевая проблема университета - это способности студента. «Успешность университета на 40 % зависит от качества студентов. Отсюда и проблема отбора в университеты, очень непростая проблема… Если вы сумели отобрать, вы создали мощную основу для университета» [6]. Для региональных вузов эта проблема становится еще более масштабной, т. к. вуз должен не только отобрать, но и содействовать подготовке выпускника школы соответствующего уровня.

В комплексе задач институтов непрерывного образования данный элемент миссии конкретизируется следующим образом:

- «организация системы предпрофильного и профильного обучения на основе создания сетевой модели образовательных учреждений различных уровней: школа - колледж - вуз (сетевая модель); формирование профессиональных интересов и осознанного выбора профессии на раннем уровне обучения; организация различных форм дополнительных образовательных услуг для школьников и абитуриентов Университета, учащихся профессионально-технических училищ, студентов средних специальных учебных заведений; организация, совместно с кафедрами Университета, региональных профориентационных центров, научно-методическое руководство их деятельностью; формирование стабильного регионального контингента абитуриентов, привлечение в Университет наиболее подготовленной и одаренной части молодежи и др.» (Институт развития непрерывного образования Казанского национального исследовательского технологического университета);

- «совершенствование довузовской и профориентационной работы в вузе: формирование у выпускников общеобразовательных учреждений региона – потенциальных абитуриентов ПетрГУ высокого уровня довузовской подготовки, интереса к науке, способности к самостоятельному мышлению, позитивных духовно-нравственных ценностных ориентаций и общественно значимых мотивов выбора сферы деятельности» (Петрозаводский государственный университет»;

- «довузовская подготовка школьников, направленная на развитие способностей, творческой активности, формирование лидерских качеств, обеспечивающих профессиональный выбор ребенка, способствующих его вхождению в культурное пространство университета, а также приобщение к работе в научных коллективах. В центре довузовского образования могут обучаться школьники с 1 по 11 класс» (Институт непрерывного образования Московского государственного университета экономики, статистики и информатики).

Анализ направления деятельности структур довузовской работы в составе институтов непрерывного образования позволяет говорить о расширении диапазона возраста учащихся, с которыми работает вуз (от начальной школы до выпускных классов). Об изменении целей и качества взаимодействия: от коммерциализированных подготовительных курсов к реализации открытых вариативных форм развития школьников, в т. ч. в рамках культурно-образователь­ных проектов; работа с талантливыми и одаренными детьми, доступность бесплатных форм довузовского образования и др.

4. Включение студентов в систему непрерывного образования, повышение их конкурентоспособности на рынке труда.

Введение нового закона «Об образовании в Российской Федерации» позволяет вузам легитимно повышать квалификацию и осуществлять профессиональную переподготовку студентов. Данная возможность становится актуальной в свете введения уровневой системы бакалавариата − магистратуры и позволяет в сжатые сроки осваивать дополнительные профессиональные профили, новые виды профессиональной деятельности за рамками основных образовательных программ. Это перспективное направление, т. к. включение студентов в систему непрерывного образования будет способствовать формированию их личностной позиции и мотивации на образование в течение всей жизни. Речь идет не только о дополнительных профессиональных программах, но и о системном подходе к организации культурно-образовательной, просветительской, социальной, волонтерской деятельности студентов.

Примерами организации дополнительного образования студентов могут служить Отдел дополнительных образовательных программ для студентов Института непрерывного образования Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина17, Отдел студенческого дополнительного образования Института непрерывного образования Башкирского государственного университета18 и др. В описании практики деятельности институтов нам не встретился опыт организации академической мобильности студентов в контексте непрерывного образования. Вместе с тем этот ресурс видится как один из перспективных.

5. Развитие кадрового потенциала вуза.

Это одна из ключевых задач и условий успешности вузовского образования. Использование ресурсов непрерывного образования, в т. ч. форм неформального и информального образования, создание соответствующих условий и включение научно-педагогических работников в систему непрерывного образования – одна из задач для 25 % институтов непрерывного образования. Здесь же должен быть серьезный выход на вариативные формы академической мобильности ППС и сотрудников. Анализ сайтов позволяет сделать вывод о том, что институты непрерывного образования находятся лишь в начале пути по созданию гибких опережающих моделей непрерывного образования вузовских кадров.

6. Дополнительное образование, образование взрослых, образование социально незащищенных слоев населения, социально-образовательные проекты.

20 % институтов непрерывного образования, попавших в выборку, предлагают различные формы непрерывного образования населению и реализуют социально значимые проекты, связанные с различными видами грамотности людей третьего-четвертого возраста, незащищенных слоев населения. В качестве иллюстрации приведем следующие формы работы:

- проект «Университет выходного дня»: открытые лекции для жителей Рязани, среднесрочная программа взаимодействия Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина с местным сообществом «Интеллектуальный перекресток Рязани» (Институт непрерывного образования Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина);

- «Открытый университет» Петрозаводского государственного университета, предлагающий широкий спектр циклов лекций ведущих профессоров вуза взрослому населению и школьникам;

-     подготовка граждан, проходивших воинскую службу по контракту, к сдаче единого государственного экзамена; участие в республиканской программе «Народный университет третьего возраста на 2011-2013 годы» (Институт непрерывного образования Башкирского государственного университета);

- семинары и тренинги; философский клуб «Симпозион» (Институт непрерывного образования Самарской гуманитарной академии19);

- курсы и тестирование по русскому языку для мигрантов20 и др.

Деятельность в этом направлении, как уже было сказано, с одной стороны, позволяет привлекать в вуз семью, влияющую на выбор профессиональной сферы и места обучения будущего абитуриента, расширяет сферу влияния университета, формирует позитивное отношение к вузу. С другой стороны, вуз создает условия для реализации права человека на образование в течение всей жизни, в результате чего накапливаются продуктивные модели, формы непрерывного образования, происходит развитие культурных сообществ.

7. Научная деятельность в области непрерывного образования, осмысление и распространение опыта заявлены на уровне целей в 30 % попавших в выборку институтов. Этот элемент миссии институтов непрерывного образования представляется очень важным. Без научной систематизации, хорошей методологической базы развитие системы непрерывного образования неизбежно будет сведено к уже накопленному в отечественной практике традиционному опыту реализации дополнительных и дополнительных профессиональных программ. Отход от формального проектирования системы непрерывного образования к антропологической модели требует всестороннего изучения «вопросов формирования личностной готовности непрерывно обучаться (lifelong learning)» [7]. В соответствии с этим находящиеся в процессе становления институты непрерывного образования берут на себя решение следующих научных задач:

- «интеграция системы непрерывного профессионального образования в рамках университетского научно-образовательного комплекса и организации системы взаимодействия с регионами России по реализации непрерывного профессионального образования» (Региональный институт непрерывного профессионального образования Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна21);

- проведение научно-исследовательской работы по актуальным проблемам непрерывного профессионального образования;

- содействие допрофессиональной подготовке будущих специалистов профильного рынка труда (Институт непрерывного профессионального образования Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова);

- проведение фундаментальных, поисковых, прикладных научных исследований и опытно-конструкторских работ в области начального и среднего профессионального образования; организация финансовой поддержки новых научных исследований за счет внебюджетных средств, не связанных с реализацией основных образовательных программ; привлечение внебюджетных средств на развитие образовательных процессов в университете; проведение мониторинговых исследований и прогностического анализа потребностей в кадрах различных отраслей экономики; подготовка специалистов высшей квалификации через аспирантуру и докторантуру КНИТУ;

-     участие в выполнении университетских программ по всем видам деятельности; диссеминации передового опыта (Институт развития непрерывного образования Казанского национального исследовательского технологического университета);

-     развитие деятельности Лаборатории непрерывного образования, издание ежеквартального научного электронного журнала «Непрерывное образование: XXI век» (Петрозаводский государственный университет) и др.

8. Развитие вуза как международного центра непрерывного образования.

В ряде институтов непрерывного образования в качестве одной из задач развития указана международная деятельность (15 %). В основных направлениях деятельности она конкретизируется как:

- обучение, подготовка и повышение квалификации граждан в рамках международного сотрудничества, участие в международных обменах и научном туризме, обучение, подготовка граждан Российской Федерации за рубежом (Институт развития непрерывного образования Казанского национального исследовательского технологического университета);

- организация деятельности Центра тестирования и обучения русскому языку для иностранцев (Институт инноваций и непрерывного образования Череповецкого государственного университета);

- реализация международных программ; дополнительных образовательных программ для иностранных граждан (Институт непрерывного образования Псковского государственного университета22).

Анализ массива материалов показал, что гипотетически можно выделить 4 модели развития институтов непрерывного образования, оформляющихся в настоящее время в отечественных вузах. С большой долей вероятности разница между этими моделями обусловлена различиями в понимании своего социально-педагогического назначения.

Модель 1. Непрерывное образование как непрерывное профессиональное образование. Миссия института непрерывного образования заключается в обеспечении всех уровней профессионального образования образовательными маршрутами. Акцент сделан на дополнительном профессиональном образовании. Идет постоянное расширение спектра дополнительных профессиональных программ (ДПП), вовлечение студентов в ДПП. Проводится ранняя профессиональная ориентация. Работа со школьниками идет в контексте их подготовки к выбору профессии, сферы профессиональной деятельности.

Модель 2. Непрерывное образование как образование взрослых. Акцент на ДПП и образовании взрослых. В структуре ИНО существуют открытые университеты, кафедры андрагогики.

Модель 3. Непрерывное образование как образование на протяжении всей жизни. Для этой модели характерно стремление к междисциплинарному научному осмыслению феномена непрерывного образования. Вариативные формы и модели образования возникают на базе различных структур. Работа со школьниками строится по широкому спектру направлений, включает общекультурные и предпрофессиональные программы.

Модель 4. Вуз как институт непрерывного образования. В основе данной модели трактовка образования как уровневой системы и идея предоставления возможности получения всех уровней образования: от дошкольного до образования взрослых на базе вуза. Это вариант закрытой модели, в которой все ресурсы в конечном итоге будут направлены на решение внутренних задач. Акцент делается на преемственности программ, в т. ч. профессионального обучения, СПО, ВПО.

В конечном счете, все приведенные примеры свидетельствуют о формировании новой позиции вузов по отношению к человеку и социуму, изменении качества взаимодействия академической среды и социума. На этом фоне реализация социально-педагогической миссии институтами непрерывного образования тесно связана с принятием вузами непрерывности образования в качестве ведущего принципа и ресурса профессионально-личностного развития кадров, стремлением создавать насыщенную вариативную открытую образовательную среду, дающую возможность населению региона обучаться в течение всей жизни.

Будет справедливым отметить, что социально-педагогическая миссия вузов по созданию и развитию системы непрерывного образования может реализовываться и через другие инновационные структуры:

- центры непрерывного образования (Смоленский государственный университет, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева);

- институты открытого образования (Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, Южно-Уральский государственный университет);

- институты дистанционного образования (Томский политехнический университет, Южно-Уральский государственный университет и др.) и т. п.

Деятельность данных структур нуждается в отдельном рассмотрении.

 

Список литературы

  1. Мархл М., Паусист А. Методология оценки третьей миссии университетов // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 1. URL: http://lll21.petrsu.ru/journal/atricle.php?id=1949 (дата обращения 10.08.2013).
  2. Поисковая система Яндекс (дата обращения 10.08.2013).
  3. Перфильева О. В. Университет и регион: на пути к реализации третьей функции // Вестник международных организаций. 2011. № 1 (32). С. 133-144.
  4. Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E8%F1%F1%E8%FF (дата обращения 10.08.2013).
  5. Определение миссии. Определение целей // Разработка стратегии развития. Эффективное управление российскими компаниями: учебные материалы / Под ред. М. П. Синявиной, А. Н. Бурмистрова. СПб.: Решение, 1999. Миссия организации. URL: http://glossary.ru/cgi-bin/gl_find.cgi?ph=%CC%E8%F1%F1%E8%FF+%EE%F0%E3%E0%ED%E8%E7%E0%F6%E8%E8&action=%CF%EE%E8%F1%EA (дата обращения 10.08.2013).
  6. Аузан А. Миссия университета: взгляд экономиста. URL: http://polit.ru/article/2013/ 05/07/auzan/ (дата обращения 10.08.2013).
  7. Колесникова И. А. Непрерывное образование как феномен XXI века: новые ракурсы исследования // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 1. URL: http://lll21.petrsu.ru/journal/atricle.php?id=1941 (дата обращения 13.08.2013).

 




Просмотров: 13546; Скачиваний: 1853;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2013.2085