Образовательные события 2016


23.09.2016 - 23.09.2016Все новости

Конференция «STEM-кластер дополнительного образования как инновационная модель открытого интерактивного пространства развития научно-технического творчества обучающихся»

23 сентября 2016 года в ПетрГУ состоялась научно-практическая педагогическая конференция «STEM-кластер дополнительного образования как инновационная модель открытого интерактивного пространства развития научно-технического творчества обучающихся». Мероприятие организовано в рамках пилотного проекта «Реализация инновационных моделей организации дополнительного образования детей в форме сетевого полиуровневого взаимодействия и государственно-частного партнерства в открытом интерактивном пространстве научно-технического творчества, исследовательской и проектной деятельности детей и подростков на территории Республики Карелия».  Проект реализуется при финансовой поддержке Российской Федерации в лице Министерства образования и науки Российской Федерации.

В работе конференции очно и дистанционно приняли участие 129 человек (29 учителей, 20 руководителей образовательных организаций дополнительного и общего образования, порядка 37 педагогов дополнительного образования и СПО, 23 преподавателя ПетрГУ и 15 студентов, 3 представителя коммерческих организаций). В т. ч. - представители Ленинградской и Мурманской области.

На пленарном заседании были представлены пять докладов:

  • «STEM-кластер: преодоление традиционного образовательного пространства» – М. С. Гвоздева, канд. наук, проектор ПетрГУ по международной деятельности
  • «Непрерывное образование как «третья миссия» университета» – К. Г. Тарасов, канд. наук, проректор ПетрГУ по учебной работе
  • «Новые возможности дополнительного образования» – Е. Н. Герасимова, директор МОУ ДО «Дом творчества детей и юношества № 2»
  • «Теория решения изобретательских задач как часть метапредметной основы технического образования» – А. А. Нестеренко, канд. наук, ТРИЗ-специалист (IV уровень), доцент кафедры развития образования ФГАОУ ДПО АПК и ППРО (Москва)
  • «Инновационные модели сетевого взаимодействия и партнёрства в организации дополнительного образования детей РК» – О. Ю. Дербенева, начальник Управления по инновационно-производственной деятельности ПетрГУ

Работа конференции продолжилась в режиме секционных заседаний по четырём направлениям. С докладом «Ресурсный центр НТТМ и научно-проектная лаборатория для школьников в ВУЗе: опыт первого года работы» выступила директор РЦ НТТО М. А. Давыдова. Она познакомила всех участников и гостей конференции с результатами работы Ресурсного центра. Центр начал свою работу ровно год назад, а в его состав вошли научно-проектная лаборатория для школьников и студентов «Илмаринен», лаборатория 3D-моделирования и прототипирования, инкубатор школьных и студенческих проектов, лекционные аудитории и Музей занимательной науки. На сегодняшний день обучающимися на базе Ресурсного центра выполнено более 30 проектов, получивших высокую оценку на конкурсах и выставках всероссийского и международного уровня.

Направление «Биоинженерия».

Руководитель: Н. А. Сидорова, кандидат медицинских наук, доцент кафедры неврологии, психиатрии и микробиологии Медицинского института ПетрГУ; Модератор: А. В. Семёнов, директор Центра консалтинга и экспертизы инновационных проектов ПетрГУ.

В работе направления приняли участие 8 преподавателей и сотрудников ПетрГУ и 2 учителя биологии (СОШ № 10 им. А. С. Пушкина (г. Петрозаводск), СОШ № 8 (г. Кондопога)). Было заслушано 3 сообщения, обобщающих опыт работы преподавателей и сотрудников в области информационных технологий в естественно-научных дисциплинах:

  • Сидорова Н. А. Элементы биотехнологического процесса или чему учат школьников на курсе микробиологии в ПетрГУ.
  • Юнаковская И. Г. Заметки о поездке в Сириус.
  • Трофимова С. А. Информация о работе по программе ШАЕН ПетрГУ «Биологическая мозаика» в 2015-2016 уч. г.

Н. А. Сидорова в своём выступлении отметила, что биотехнология по праву считается одной из перспективных отраслей современной науки и в настоящее время представляет целый «пул» технологий, использующих свойства живых организмов и биологических процессов в производстве. Сегодня в Медицинском институте ПетрГУ разрабатываются экспериментальные программы дополнительного образования по различным направлениям современной биологии, в том числе и по биотехнологии. Это необходимо для популяризации общебиологических знаний и активного вовлечения школьников в современное естественнонаучное образование.

Кроме того, с 2013 г. на базе курса микробиологии в институте проводится научно-исследовательская работа со школьниками по обширной тематике в сфере микробиологии, генетики, биоинформатики, которые тесно связаны с практическим применением биологических объектов. Всё это способствует расширению профессиональной ориентации учащихся, заинтересованных биотехнологией.

С. А. Трофимова представила доклад о создании и работе программы «Биологическая мозаика» Школьной академии естественных наук ПетрГУ как профориентационного объединения старшеклассников. Программа, рассчитанная на учащихся школ  Петрозаводска, была развёрнута три года назад. У её истоков стояли преподаватели ПетрГУ: к.б.н. Л. И. Фрадкова (методист Центра развития образования Петрозаводского городского округа) и к.б.н. Н. А. Сидорова. Постепенно состав преподавателей расширился, и к работе объединения подключилась доцент кафедры к.б.н. С. А. Трофимова. Учебный план программы охватывает все основные разделы биологии: ботанику, зоологию, микробиологию, цитологию, генетику и анатомию. Подобное многообразие предметов и тематики позволяет участникам «Биологической мозаики» расширить свои  представления о науке, изучающей жизнь, приобщиться учебному процессу вуза, почувствовать себя студентами и конечно определиться с выбором профессии.

И. Г. Юнаковская поделилась  своими впечатлениями от поездки в образовательный центр «Сириус», где с 1 по 24 июля 2016 года прошла уникальная проектная смена, в которой 392 школьников из 7 регионов России работали по 7 тематическим направлениям. В рамках проектной смены командами, состоявшими из наставников и обучающихся, были реализованы 69 исследовательских работ и инженерных проектов.

После завершения выступлений все участники направления «Биоинженерия» за круглым столом обсудили проблемы современного образования и оценили значимость мероприятия для дальнейшего сотрудничества между школой, вузом и организациями дополнительного образования школьников.

Направление «Инжиниринг и техническое моделирование».

Руководитель: В. С. Сюнёв, доктор технических наук, профессор, проректор по научной работе ПетрГУ; Модераторы: К. В. Гостев, заведующий сектором Управления по инновационно-производственной деятельности ПетрГУ, И. В. Жмурин, заведующий спортивно-техническим отделом МОУ ДОД ПГО «Дом творчества детей и юношества № 2». В работе направления приняли участие 26 человек. Было заслушано 3 сообщения, обобщающих опыт педагогов дополнительного образования в научно-технической направленности:

  • Жмурин И. В. Совместные проекты ПетрГУ и ДТДиЮ № 2.
  • Юппиев А. Г., Харламов Г. И. Показательные выступления по работе с радиоуправляемыми машинами и летательными аппаратами.
  • Королёв И. Е. Особенности организации и развития технического конструирования и моделирования в учреждениях дополнительного образования.

Участники обсудили проблемы и перспективы научно-технического творчества в Республике Карелия, а также возможности развития своих курсов.

И. Е. Королёв рассказал о программах технического моделирования, которые существуют в  ГБОУ ДО РК «Ресурсный центр развития дополнительного образования», где техническое моделирование представлено четырьмя программами: «Учебно-экспериментальная лаборатория малого судостроения, «Моделирование космических летательных аппаратов», «Конструирование авиамоделей» и «Школа Ксавьера».

И. В. Жмурин, А. Г. Юппиев и Г. И. Харламов осветили проекты, реализованные Домом творчества детей и юношества №2» г. Петрозаводска в сотрудничестве с Петрозаводским университетом, подчеркнув, что все они, безусловно, имеют главной целью создание такой образовательной среды, которая была бы направлена на формирование личности, отвечающей требованиям национального воспитательного идеала. Развитие социального партнерства образовательных институтов в решении задач воспитания детей и молодежи направлено на формирование личности, способной к самоопределению и самореализации в меняющихся социальных условиях, в открытой социальной среде.

Направление «Проектная робототехника и ИКТ».

Руководитель: Л. В. Щеголева, доктор наук, профессор кафедры прикладной математики и кибернетики Института математики и информационных технологий ПетрГУ; Модератор: А. Ю. Когочев, кандидат наук, доцент кафедры информационно-измерительных систем и физической электроники Физико-технического института ПетрГУ.

В работе направления приняли участие 100 человек (преподаватели и сотрудники ПетрГУ, педагоги дополнительного образования, учителя школ, студенты). Было заслушано 4 сообщения, обобщающих опыт педагогов дополнительного образования в научно-технической направленности:

Малыхина А. Е. Разработка методических материалов дистанционного курса «Введение в робототехнику на базе набора Lego Mindstorms EV3».

Суровцова Т. Г. Обучение робототехнике и RoboSkills.

Бородин А. В. Опыт обучения школьников программированию интерактивных мультимедийных приложений на основе технологии Qt Quick в рамках элективного курса по информатике и ИКТ.

Матвейчук Р. И. Мастер–класс: Автобалансирующий робот: первичная настройка системы стабилизации.

Т. Г. Суровцова представила опыт реализации программ по робототехнике, которые способствуют развитию у детей и молодёжи мотивации и стимулируют участников подобных программ углубленно изучать технику и технологии. Безусловно, всё это служит формированию основы для осознанного выбора профессии в будущем. Кроме того, развитие и популяризация подобных командных состязаний с использованием создаваемых участниками технических устройств позволяет школьникам предъявлять результаты своего интеллектуального труда.

Это направление оказалось самым массовым. Заинтересовал участников и слушателей также опыт Ресурсного центра, представленный директором М. А. Давыдовой.

Направление «Естественнонаучные исследовательские проекты»

Руководитель: Д. И. Балашов, кандидат наук, доцент кафедры информационно-измерительных систем и физической электроники, директор Физико-технического института ПетрГУ; Модератор: Е. А. Кузьмина, заведующая отделом МОУ ДОД ПГО «Дом творчества детей и юношества № 2». В работе направления приняли участие 34 человека. Было заслушано 3 сообщения, обобщающих опыт работы преподавателей и сотрудников в области информационных технологий в естественно-научных дисциплинах:

  • Тетелева Е. М. Изучение физики в условиях компетентностного подхода.
  • Маркова Т. В. Заметки о поездке в Сириус.
  • Галашова Е. С. Кафедра безопасности жизнедеятельности и здоровьесберегающих технологий как площадка для реализации проектной деятельности.
  • Скоропадская А. А. Нужна ли школьникам латынь? (заочно).
  • Плотникова В. С. Вовлечение школьников в научно-проектную деятельность кафедры туризма.

В. С. Плотникова осветила основные направления работы кафедры туризма Института физической культуры, спорта и туризма Петрозаводского государственного университета с учащимися общеобразовательных организаций. Эта деятельность входит в основные направления работы кафедры. Вовлечение школьников республики в научно-проектную деятельность происходит по пяти направлениям: организация и проведение республиканского конкурса «Туризм и гостеприимство: шаг в профессию»;  приглашение школьников на праздник «День туризма», «День открытых дверей»; разработка и внедрение в образовательный процесс программ дополнительной подготовки на основе создания регионального научно-образовательного центра «Школа туризма»; привлечение к участию в ежегодной Всероссийской научной конференции «Туризм и образование: исследование и проекты»; организация и проведение открытых занятий преподавателей кафедры для школьников.

Всё это позволяет кафедре не только проводить эффективную профориентационную работу со школьниками, предоставляя возможность попробовать себя в данной сфере еще до учебы в вузе, но и формировать сеть партнерских связей с общеобразовательными организациями и организациями дополнительного образования. Последнее, в свою очередь, способствует обеспечению притока студентов, выбирающих своей профессиональной деятельностью направления «Туризм», «Гостеприимство» и «Сервис».

Т. В. Маркова представила доклад, в котором осветила свой опыт участия в семинаре «Организация и сопровождение исследовательской и проектной деятельности одаренных школьников в области естественно-научных и инженерных знаний», прошедшем в образовательном центре «Сириус». Она рассказала слушателям, каким образом формируются критерии отбора участников смен в центр, где они затем принимают участие в разработке исследовательских проектов под руководством учёных-наставников в профессиональных лабораториях по молекулярной биологии, нанотехнологиям, прототипированию, электротехнике, наземному транспорту и космонавтике.

Е. М. Тетелева рассказала о своём опыте изучение физики в условиях компетентностного подхода на основе реализации исследовательских проектов студентами (в группах по 2-3 человека) в рамках курса «Элементарная физика» в физико-техническом институте ПетрГУ, а также в рамках курсовых и дипломных работ со студентами, обучающимися по направлению подготовки «Педагогическое образование».

А. А. Скоропадская подняла интересную и важную тему о взаимосвязи естественных наук и латинского языка. Автор разработала оригинальную программу преподавания латинского языка для обучающихся среднего звена «Ключи к науке». Курс знакомит учащихся с основами латинской грамматики, акцентируя их внимание на формировании научных терминов, овладение которыми является важнейшим условием в становлении ученого любой области.

Участники направления отметили, что участие учащихся в работе кафедр Петрозаводского университета с каждым годом возрастает.

 

Новости о конференции и фотографии см. на сайте ПетрГУ:

https://petrsu.ru/news/2016/31820/v-petrgu-obsuzhdayut

https://petrsu.ru/news/2016/31821/fotoreportazh-o-konf

https://petrsu.ru/news/2016/31848/tchemu-utchat-shkoln