Бермус, А. Г. Памяти академика Евгении Васильевны Бондаревской // Непрерывное образование: XXI век. – 2017. – Вып. 2 (18). − DOI: 10.15393/j5.art.2017.3510


Выпуск № 2 (18)

"In memoriam..."

pdf-версия статьи

Памяти академика Евгении Васильевны Бондаревской


IN MEMORIAM OF EVGENIA VASILYEVNA BONDAREVSKAYA


Евгения Васильевна Бондаревская (01.01.1931 – 28.05.2017) 

 

 

  

31 мая 2017 г. в Актовом зале бывшего Ростовского государственного педагогического института на Большой Садовой 33 (ныне – одно из зданий Южного федерального университета) состоялась церемония прощания с Евгенией Васильевной Бондаревской, доктором педагогических наук, профессором, академиком Российской академии образования, почетным профессором Ростовского и Волгоградского государственных педагогических университетов, иностранным членом Академии педагогических наук Украины. За свою долгую жизнь в науке Е. В. Бондаревская написала, приняла участие в написании и редактировании более 300 научных трудов, среди которых монографии: «Введение в педагогическую культуру» (1995), «Образование в поисках человеческих смыслов» (1995), «Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания» (в соавторстве с С. В. Кульневичем) (1999), «Теория и практика личностно-ориентированного образования» (2000), «Стратегии воспитания в современном университете» (2007), «Концепция и стратегии воспитания студентов в пространстве педагогического института ЮФУ» (2007), «Модернизация педагогического образования в инновационном пространстве федерального университета» (2013). Ее работы опубликованы в Болгарии, Великобритании, Казахстане, Китае, Приднестровье, Украине. Впечатляющи масштабы созданной Е. В. Бондаревской научно-педагогической школы: ею подготовлено более 200 кандидатов и более 40 докторов педагогических наук. За заслуги перед педагогической наукой Е. В. Бондаревская награждена орденом Трудового Красного Знамени, медалью К. Д. Ушинского, почетным званием «заслуженный учитель РФ», в 2003 г. стала лауреатом Премии Правительства РФ в области образования.
 

 

 
 БЕРМУС Александр Григорьевич 
доктор педагогических наук,
профессор кафедры образования и педагогических наук Академии
психологии и педагогики
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
(Ростов-на-Дону, Россия)
 
 

ПАМЯТИ ЕВГЕНИИ ВАСИЛЬЕВНЫ БОНДАРЕВСКОЙ 

 

 Попробуйте меня от века оторвать –

Ручаюсь вам – себе свернете шею!

О. Э. Мандельштам

Человеческий и научный путь Евгении Васильевны Бондаревской невозможно понять вне контекста истории XX и начала XXI в.; и основные даты ее жизни полны глубокого символизма.

Она родилась на стыке 1930 и 1931 гг., когда в Советском Союзе закладывалась существующая до сих пор инфраструктура советского образования и культуры. Неудивительно, что многие университеты и педагогические институты в разных регионах России и стран ближнего зарубежья ведут свою историю от 1930/1931 учебного года. Среди них Ростовский педагогический, ставший для Е. В. Бондаревской родным…

В строгом смысле слова трудовая биография Е. В. Бондаревской  начинается в Ташкенте, куда молодая семья попала еще в начале 1950-х гг. по распределению. Заметим, что этот сюжет вполне укладывается в существовавшую в Советском Союзе практику направления молодых специалистов «поднимать» отстающие районы страны. Вероятно, данное обстоятельство предопределило формирование у Евгении Васильевны особого «просветительского» типа личности, соединявшего идеализм устремлений, а также доброжелательность к окружающим в сочетании с жесткостью и бескомпромиссностью в отстаивании принципов.

Однако действительным началом научно-педагогической карьеры стал 1958 г., когда Е. В. Бондаревская поступает на работу в Ростовский педагогический институт на должность ассистента. Символично, что в этом же году был принят закон СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», закрепивший многие существующие доныне принципы и приоритеты развития советского и российского образования.

В частности, в преамбуле закона утверждалось, что «вопрос об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране имеет исключительно важное значение для успешного решения задач коммунистического строительства», иными словами, официально провозглашалось единство идеологических установок и педагогического целеполагания.

Не менее важной была констатация завершенности культурной революции и вступления Советского Союза в «период развернутого строительства коммунистического общества». Педагогическим и, даже более того, антропологическим следствием этой общеполитической установки становится тезис, который впоследствии приобрел статус педагогического принципа гармонического развития личности: «Коммунистическое преобразование общества неразрывно связано с воспитанием нового человека, в котором должны гармонически сочетаться духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство».  

Практическая реализация этих принципов и идей привела ко многим проблемам и противоречиям, разрешению которых, в значительной степени, была посвящена научно-педагогическая деятельность Е. В. Бондаревской.

В первую очередь, следует отметить проектный («опережающий») стиль педагогических построений, в контексте которого сущность любого педагогического явления определялась через будущее состояние общества, в целом (например, подъем социалистической культуры, рост духовного богатства советского общества, повышение уровня сознательности трудящихся и др.). Актуальная и крайне проблемная педагогическая реальность и тем более опыт прошлого оказывались не столько объектом научного исследования и понимания, сколько предметом идеологического конструирования, что приводило ко все возрастающей «безосновности» и «бездетности» советской педагогической науки: исторический и гуманитарный опыт недавно завершившейся сталинской эпохи оказывался слишком травматичным и трудно интерпретируемым в советских политико-идеологических категориях.

В эту же эпоху формируется ключевое противоречие, в различных формах проявляющееся на всем протяжении XX и начала XXI в. Начиная
с 1930-х гг. советская школа во все возрастающей степени опиралась на содержание и методы дореволюционной педагогики, созданной в контексте идеалистической философии: приоритетом было развитие сознания учащихся, усвоение важнейших исторических и этических идей, формирование нравственности и законопослушания. Между тем декларируемые с начала революционного времени принципы марксистского (материалистического) мировоззрения предполагали, что единственной достоверной основой познания (и соответственно, обучения) является коллективная человеческая деятельность и основанный на ней индивидуальный опыт. В этой связи одной из ключевых для отечественной педагогики проблем стало выяснение соотношения между «традиционными» (идеалистическими, опирающимися на директивное формирование сознания) и «современными» (материалистическими, опирающимися на продуктивное действие учащихся) подходами. В то время как весь строй школы соответствовал идеалистической традиции организованного процесса «освоения знаний», идеологические принципы требовали реализации деятельностного подхода, развития творчества и самостоятельности учащихся.

Еще одной проблемой было углубляющееся противоречие между состоянием и тенденциями развития общества, с одной стороны, и школьной традицией − с другой. Временная либерализация общественной атмосферы во второй половине 1950-х гг. и первой половине 1960-х  гг. уже через несколько лет привела к огромным противоречиям: стало понятным, что советская экономика, лишенная жесткого военно-политического руководства сталинского типа, оказывается неэффективной и перестает справляться с решением первоочередных задач социально-экономического развития. Универсальным ответом на эти диспропорции становится переход к тотальной идеологизации, а педагогическим следствием − усиление воспитательной функции процесса обучения.

В этих условиях Е. В. Бондаревская со своими учениками (В. М. Федоров, О. Г. Тыртышная, Л. И. Яковлева и др.) сосредотачиваются на исследовании проблемы нравственного воспитания ученика, в рамках которого оформляется тот круг идей, который впоследствии будет назван «личностным подходом» и «парадигмой личностно-ориентированного образования». Приведем некоторые их принципиальные основания.

Во-первых, основным источником и условием успешности обучения и воспитания становилась личность самого учащегося (воспитанника), его способности, склонности и потребности. При этом концепция «формирования личности» рассматривалась как устаревшее наследие былых эпох, а ведущей представлялась концепция «развития личности».

Во-вторых, процесс развития оказывался в определяющей степени зависящим от собственной деятельности учащихся, что трансформировало научные проблемы концептуализации содержания обучения и воспитания в проблемы организации и самоорганизации продуктивной, развивающей творческой деятельности ученика, т. е. в конечном счете в требования к учителю и воспитателю. Соответственно на первый план выходит проблема формирования и развития педагогической культуры учителя, над которой Е. В. Бондаревская работала совместно с Т. Ф. Белоусовой, Е. Н. Овчинниковым. П. П. Пивненко и др.

 

 

 

Фото 1. Е. В. Бондаревская с первым аспирантом В. М. Фёдоровым и А. Г. Бермусом

 

Наконец, в-третьих, все многообразие социально-педагогических контекстов воспитания сводилось к довольно простой дихотомии: либо внешние условия могли способствовать развитию личности, либо его тормозить. Здесь Е. В. Бондаревская опиралась на идеи и подходы, разрабатываемые под руководством академика и вице-президента АПН СССР Ю. К. Бабанского, рассматривавшего обучение и воспитание в качестве многофакторных процессов, подлежащих изучению и оптимизации с точки зрения получаемых результатов и затраченных ресурсов. В этой логике Е. В. Бондаревской одной из первых была выдвинута идея учебно-научно-педагогического комплекса (образовательного региона), включавшего педагогический институт, общеобразовательные и специализированные школы, учреждения повышения квалификации учителей, а впоследствии ресурсные центры и службы (психологические, логопедические, учреждения дополнительного образования и др.). Только такая насыщенная образовательно-воспитательная среда обеспечивала вариативность и эффективность индивидуальных образовательных траекторий учащихся, психолого-педагогическую поддержку и корректировку негативного поведения, многообразие внутренних и внешних связей, что впоследствии стало рассматриваться в качестве универсальных условий личностно-ориентированного образования.

Новый период научно-педагогической деятельности Е. В. Бондаревской начинается в год ее 60-летия (1991). В это время на фоне разрушения советской идеологии в Ростове-на-Дону начинает формироваться сеть инновационных образовательных учреждений (школ), апробирующих элементы личностного подхода в образовании. Годом позже Е. В. Бондаревскую избирают членом-корреспондентом Российской академии образования, и она занимает почетную должность заместителя председателя Южного отделения РАО.

Рубеж XX и XXI вв. связан с формированием новых вызовов для педагогической науки и, в первую очередь, с исчерпанностью традиционной образовательной модели и педагогической парадигмы. Лавинообразный рост Интернета, социальных сетей, международных контактов, интернационализация экономики и социальной сферы привели к тому, что традиционные статусы и ценности учителя как полномочного представителя национального государства, устойчивой национально-культурной и региональной идентичности человека на протяжении всей жизни, политико-идеологического единства и всеохватности системы образования оказались поставлены под вопрос.

В эти же годы в научной школе Е. В. Бондаревской публикуется ряд значительных монографий, в том числе: Е. В. Бондаревской «Теория и практика личностно-ориентированного образования», А. Я. Данилюка «Интеграция в образовании», Л. М. Сухоруковой «Научные школы Юга России», Т. И. Власовой «Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников», А. Г. Бермуса «Управление качеством профессионально-педагогического образования», П. П. Пивненко «Теоретико-методологические проблемы становления и развития сельской школы» и др.

Одновременно происходят внутренние трансформации разрабатываемой Е. В. Бондаревской концепции личностного подхода в образовании: наряду с известными отечественными педагогами-гуманистами (Л. Н. Толстой, К. Н. Вентцель, В. А. Сухомлинский) она обращается к наследию гуманистической психотерапии (А. Маслоу, Ш. Бюллер, К. Роджерс), а целевым ориентиром становится формирование «антропогенной цивилизации будущего». При этом усложняется и углубляется концепт «личности»: в частности, наряду с представлениями о субъектности, индивидуализации, развитии и саморазвитии актуализируются представления о «восхождении личности к ценностям и смыслам культуры»; становлении ее жизнетворчества, духовности и, в конечном счете, обнаружении «человека культуры», способного к сохранению культуры, пре-быванию в ней и ее творческому преображению.

Это понимание заставляет по-новому взглянуть и на сущность воспитательного процесса, который теперь переопределяется через «педагогическую помощь и поддержку», включающую: изучение узловых событий жизни ребенка, педагогическую интерпретацию его индивидуальных особенностей; эмпатическое принятие ученика таким, какой он есть; совместное с учеником проектирование этапов его дальнейшего развития; адаптацию воспитательных средств к характеру ребенка; вовлечение его в педагогические и жизненные события; раскрепощение для диалога, творчества, саморазвития и самостроительства.

На эти же годы приходится расцвет организационно-педагогической деятельности Е. В. Бондаревской. В 2001 г. ее избирают действительным членом РАО; она руководит множеством международных, всероссийских, межвузовских и региональных конференций, среди которых: ежегодные Северо-Кавказские психолого-педагогические чтения по проблеме «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона»; международный педагогический форум «Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности – основа социальной технологии развития современной России»; международный конгресс «Славянский педагогический сбор», получившие широкое признание в нашей стране и странах содружества.

 

Фото 2. Круглый стол «Отечественная педагогика сегодня – диалог концепций» 

в Ульяновске. Е. В. Бондаревская с коллегами из Санкт-Петербурга (2004)

 

 

 

Фото 3. Е. В. Бондаревская с участниками Всероссийского методологического
семинара в Волгоградском педагогическом университете

 

Несмотря на вынужденный (по достижению предельного возраста) уход с должности заведующей кафедрой в 2011 г., Е. В. Бондаревская продолжает руководить научно-методологическим семинаром кафедры педагогики, разрабатывает и реализует магистерскую программу по профилю «Высшее образование»; продолжаются исследования в области теории и методологии педагогики.

В ответ на растущую во второй половине 2000-х гг. критику психолого-педагогических наук за низкую востребованность и эффективность исследований Е. В. Бондаревская заявляет о необходимости разработки «гуманитарной методологии», которая позволит вернуть доверие к наукам об образовании, поддержать их авторитет в проектировании социальных преобразований, переломить негативные тенденции в воспитании. В этой связи ею разрабатывается концепция онтологического подхода, опирающегося на концепты сущности, существования и бытия человека, гуманитарной ситуации и реальности, человеческого мира и человеческого становления. Это же приводит к преобладанию гуманитарных методов познания, в числе которых: гуманитарная экспертиза, гуманитарное проектирование, экзистенциальные диалоги, методы вчувствования, самопонимания и другие, позволяющие познать субъектность и духовность человека, а также сконструировать образовательно-воспитательную среду.

За свою долгую жизнь в науке Е. В. Бондаревская написала или приняла участие в написании и редактировании более 300 научных трудов, среди которых монографии: «Введение в педагогическую культуру» (1995), «Образование в поисках человеческих смыслов» (1995), «Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания» (в соавторстве с С. В. Кульневичем) (1999), «Теория и практика личностно-ориентированного образования» (2000), «Стратегии воспитания в современном университете» (2007), «Концепция и стратегии воспитания студентов в пространстве педагогического института ЮФУ» (2007), «Модернизация педагогического образования в инновационном пространстве федерального университета» (2013) и др. Еще более впечатляющи масштабы созданной Е. В. Бондаревской научно-педагогической школы: ею подготовлено более 200 кандидатов и более 40 докторов педагогических наук.

Нам остается только добавить, что даже прощание с Евгенией Васильевной в последний день весны 2017 г. оказалось наполненным глубоким смыслом. Казалось, что она, подобно многим учителям, уходила с 1 июня в заслуженный, но бессрочный отпуск; а отмечаемая в этом году 100-летняя годовщина Революции требует от всех нас усилий по осмыслению человеческой и профессиональной биографии Е. В. Бондаревской на гораздо более глобальном историко-культурном фоне.

В этой связи руководство Южного федерального университета уже приняло решение об увековечивании памяти Е. В. Бондаревской: предполагается открыть в Южном федеральном университете аудиторию ее имени, запланировано издание полного собрания сочинений, а личный архив ученого будет оцифрован и передан на вечное хранение в библиотеку ЮФУ. Все это является залогом того, что память о Евгении Васильевне сохранится в сердцах всех, кто имел счастье быть ее учеником, коллегой и другом.

В эти дни память часто возвращается к вечеру, посвященному 80-летнему юбилею Евгении Васильевны в январе 2011 г., который завершала видеозапись великой Клавдии Ивановны Шульженко. Каждое слово из этой песни в полной мере относилось и к самой Евгении Васильевне до самых ее последних дней и теперь остается ее завещанием всем нам:

 

Но как вы можете гореть,

Когда уж молодости нет?

Да просто надо не стареть,

Да просто надо не стареть!

Вот так! И в этом весь секрет!

Вот так! 1

 

 

 

Фотография с 80-летнего юбилея Е. В. Бондаревской
(январь 2011, Педагогический институт Южного федерального университет


 




Просмотров: 8183; Скачиваний: 946;

DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2017.3510